Подводное покушение на никиту хрущева. Смерть под крейсером Никита Сергеевич любил причуды

  • 07.02.2024

Англичане хранили этот «подводный секрет» более полувека. И лишь сравнительно недавно на страницах «Таймс» появилось сообщение о том, что министерство обороны Великобритании официально подтвердило тот факт, что в октябре 1955 года в Портсмутской гавани водолазами из специального разведывательно-боевого подразделения была проведена операция по исследованию гидроакустического оборудования советского крейсера «Свердлов», прибывшего в Англию с дружественным визитом.

Тогда, в середине 1950-х, в море у Британских островов разыгралась уникальная шпионская эпопея.

Удивительный «бис»

«Владычицу морей» уязвили в самое сердце. Не одно столетие англичане привычно считали, что их военные корабли лучшие в мире. Но вдруг у русских появился чудо-крейсер!

Проект советских конструкторов под кодовым обозначением «68-бис» оказался очень удачным. Первый артиллерийский крейсер этой серии, получивший название «Свердлов», уже вскоре после своего спуска на воду публично продемонстрировал уникальные возможности. Прибыв в апреле 1953-го на Спидхедский рейд для участия в морском параде по случаю коронации английской королевы Елизаветы II, советский корабль на глазах у изумленных британцев ошвартовался их фирменным способом фертоинг - да как! Если по нормам королевского флота на такую швартовку отводился 1 час 20 минут, если прибывшие перед «Свердловым» американские и французские корабли потратили на фертоинг более двух часов, а шведам не хватило даже четырех, то советские моряки управились за 12 минут!

Неужели у русских на крейсере стоят особые рули или какая-то сверхоригинальная система управления ходом?!

Словно в насмешку над озадаченными островитянами «Свердлов» два года спустя, во время своего следующего визита в Великобританию, опять продемонстрировал невиданную прыть. Проходя в составе эскадры через забитый густым туманом пролив Бельт, наш корабль вдруг вышел из общего строя, свернул с глубоководного фарватера, на полном ходу пересек песчаную отмель и затем вновь с поразительной точностью и быстротой занял свое прежнее место в кильватерной колонне.

Столь удивительный маневр был зафиксирован натовскими радарами наблюдения и вызвал большую озабоченность у западных адмиралов. Они склонны были считать, что новейший корабль русских таким образом проводит «в условиях, максимально приближенных к боевым», испытания по прорыву крейсеров из Балтийского моря на просторы Атлантики. (В действительности - вот уж анекдот! - на ходовом мостике «Свердлова» просто допустили ошибку, прокладывая курс.)

Как бы то ни было, английские эксперты пришли к однозначному выводу: крейсера русских, построенные по проекту «68-бис», явно превосходят по своим возможностям все корабли аналогичного класса, плавающие под флагом империи. Значит, надо выведать секреты хитроумных русских корабелов!

Крейсер «Орджоникидзе»

Цена беспечности

Попытки «расшифровать» особенности конструкции нового советского корабля предпринимались англичанами еще во время первого захода «Свердлова» на туманный Альбион.

Тогда среди многочисленных гостей на крейсер проник под видом газетного корреспондента бывший британский военно-морской атташе, высланный несколькими годами раньше из СССР. Этот господин очень активно щелкал своим фотоаппаратом во всех закоулках крейсера, куда только смог добраться.

Однако на их хитрости у нас были свои контрмеры. Лазутчика быстро вычислили, а потом будто невзначай пригласили на очередное праздничное застолье в кают-компанию. Там экс-атташе не устоял перед соблазном выпить. Опытные в этом деле советские офицеры-чекисты быстренько напоили англичанина водкой до невменяемого состояния и беспрепятственно конфисковали у него все отснятые фотопленки с «секретами».

Во время стоянки «Свердлова» в гавани военно-морской базы Портсмут осенью 1955-го тоже была опасность шпионских вылазок со стороны хозяев. И больше всего следовало опасаться их боевых пловцов. Ведь еще со времен войны у англичан существовала отличная подводно-штурмовая группа - 12-я флотилия королевского военно-морского флота под командой капитана Крэбба.

Однако, по агентурным сведениям, полученным нашими контрразведчиками, именно в середине октября, когда советская эскадра ошвартовалась у Британских островов, база пресловутой 12-й флотилии в Портсмуте была пуста. Значит, боевых пловцов поблизости нет. А потому командование нашей эскадры не стало особо беспокоиться по поводу усиленных мер охраны крейсеров и эсминцев. За всю неделю стоянки в чужом порту «сверху» не было отдано ни одной команды о проведении водолазного осмотра днищ кораблей.

Лишь теперь, много лет спустя, можно после публикации «Таймс» с уверенностью сказать: наши флотские командиры допустили в 1955-м серьезную ошибку. Английским «людям-лягушкам» удалось-таки перехитрить русских моряков и их опекунов из советской контрразведки. Обследование подводной части «Свердлова» вражескими диверсантами прошло без помех.

Однако желаемых результатов оно не дало. Британские специалисты так и не смогли до конца разобраться в секретах советских крейсеров. Необходимы были дальнейшие «натурные исследования».

Возможность для них у англичан появилась уже через несколько месяцев: в апреле 1956 года в Англию пришел очередной советский конвой во главе с крейсером «Орджоникидзе», построенным по тому же проекту «68-бис». Правда, на сей раз шпионские акции были чреваты особо крупными международными неприятностями: ведь на крейсере прибыли с официальным визитом в Англию руководители СССР Хрущев и Булганин.

Но нашелся человек, не побоявшийся рискнуть, - тот самый капитан Лайонелл Крэбб, долгие годы возглавлявший 12-ю флотилию королевского военно-морского флота.


Крейсер «Орджоникидзе»

Гранатами или кинжалом?

Судя по всему, именно он с несколькими своими бойцами столь удачно обшаривал под водой днище «Свердлова», обнаружив там кое-какие оригинальные элементы гидроакустического оборудования крейсера. Теперь основным объектом изучения должны были стать руль и винты «свердловского близнеца» «Орджоникидзе». Однако на сей раз опытнейший «человек-лягушка» все-таки сплоховал.

В моем архиве сохранилась запись воспоминаний одного из членов экипажа «Орджоникидзе», инженера-механика, - поделился информацией во время встречи с корреспондентом «МК» покойный ныне историк и писатель, капитан I ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков. - Он рассказал, что однажды во время стоянки в английском порту кто-то из вахтенных вдруг заметил, как возле борта показался человек в водолазном костюме.

Учитывая, что на крейсере находились первые лица государства, командир корабля не решился действовать самостоятельно и немедленно передал эту информацию начальнику охраны Хрущева.

Тот приказал своим ребятам-охранникам забросать аквалангиста ручными гранатами. Потом было дано распоряжение обследовать днище «Орджоникидзе»: вдруг вражеские диверсанты там какую-нибудь пакость оставили. Но корабельные водолазы ничего подозрительного под водой не нашли. Не обнаружили они и тела подорванного подводника…

В других источниках можно найти иную версию. Якобы в тот день, 18 апреля, заметив неизвестного пловца в районе кормовой части крейсера, с мостика отдали команду провернуть несколько раз гребные винты. Эти огромные лопасти попросту подгребли к себе аквалангиста… И никаких гранатных взрывов, никакого шума.

Конечно же, СССР направил британскому правительству официальный протест. А в ответ получили формальные извинения и категорическое заявление, что власти Соединенного Королевства не имеют к инциденту отношения, - провокация эта, мол, организована какой-то третьей стороной.

В английских газетах уже на следующий день появились сообщения о том, что опасную «спортивную авантюру» с погружением под русский крейсер затеял некий аквалангист-любитель, у которого во время заплыва внезапно разгерметизировался костюм, что и привело к смерти.

Лишь через 10 дней после случившегося английское адмиралтейство официально объявило об исчезновении знаменитого подводника, возглавлявшего отряд «людей-лягушек», капитана Крэбба.

При этом было сказано, что Крэбб на тот момент уже был уволен со службы и действовал как гражданское лицо, выполняя по заказу частной фирмы «работы по проверке технического состояния секретного подводного оборудования неподалеку от Портсмута».

Однако подобные объяснения удовлетворили далеко не всех. Был даже послан парламентский запрос об истории с капитаном Крэббом. Премьер-министру Великобритании Энтони Идену пришлось специально приехать по этому поводу в парламент и предупредить депутатов, что разглашение обстоятельств исчезновения Крэбба противоречит государственным интересам.

Шумиха вокруг знаменитого пловца-диверсанта вновь поднялась год спустя. Весной 1957-го рыбаки на южном побережье Англии, неподалеку от городка Чичестер, обнаружили плавающие в воде останки неизвестного, одетого в водолазный комбинезон. У трупа отсутствовали голова и обе руки, однако несколько человек, приглашенных для идентификации, все-таки опознали в погибшем Лайонелла Крэбба. Впрочем, были и явные нестыковки: размер ноги не тот, волосы на теле иного цвета, чем у командира 12-й флотилии, а на левом колене нет шрама от раны, полученной капитаном в годы войны.

Тем не менее 4 июля 1957 года на портсмутском кладбище появилась новая могила. На монументе, венчающем ее, - надпись «Коммандер Крэбб».

Спустя 50 лет, на исходе 2007-го, в этой запутанной истории появилась еще одна страничка. Информационное агентство передало новость: обнаружился человек, лично перерезавший горло легендарному коммандеру. Бывший водолаз Эдуард Кольцов открыл секрет полувековой давности: якобы именно он, в то время 23-летний советский спецназовец, убил британского «человека-лягушку». По словам Кольцова, он находился в составе экипажа моряков, прибывших на «Орджоникидзе» в Англию, и однажды получил приказ проверить, что за подозрительные движения замечены рядом с крейсером.

«Я увидел силуэт ныряльщика в форме, который возился с чем-то у правого борта, в районе корабельного хранилища боеприпасов, - вспоминал Кольцов. - Подплыв поближе, увидел, что он прикрепляет мину». В завязавшейся схватке советский моряк якобы сумел прикончить вражеского диверсанта. За храбрость его наградили орденом Красной Звезды. Кроме того, на память о том событии Кольцов даже сохранил нож, которым он тогда воспользовался.

Вариантов этой «диверсантской» истории, как видим, много, однако какая из них соответствует действительности, так и остается неясным. Более того, неопровержимых фактов, касающихся смерти Крэбба, до сих пор так и нет. Высказывались даже подозрения, что знаменитый водолаз остался жив.


Приключения англичанина в России

Несколько лет спустя жена «человека-лягушки» вдруг получила по почте конверт с маленькой фотографией внутри, - рассказал Октябрь Бар-Бирюков. - На снимке она смогла разглядеть: в центре группы людей в советской военной форме стоит ее Лайонелл!.. После этого женщина получила еще несколько анонимных посланий, сообщающих, что ее муж жив.

Мистика? Чудовищный розыгрыш? Английский писатель и исследователь Джон Хаттон посчитал, что вовсе нет. Он выпустил книгу, посвященную коммандеру Крэббу, где пытался доказать, что знаменитого подводника-диверсанта тайно вывезли в СССР.

В тот злополучный день, 18 апреля, Крэбба якобы вовсе не уничтожили. Сразу после обнаружения под бортом «Орджоникидзе» неизвестного аквалангиста с крейсера и соседнего с ним миноносца «Смотрящий» спустились несколько советских водолазов, которые смогли скрутить в воде диверсанта и поднять его на палубу.

Затем подводнику вкалывали мощные дозы снотворного, поддерживая его фактически в бессознательном состоянии. Через некоторое время после того, как «Орджоникидзе» вышел в открытое море, держа курс к советским берегам, над крейсером завис вертолет, на который в корзине подняли обмякшее тело (этот процесс якобы наблюдала команда находившегося в том районе датского фрегата).

Крэбба воздухом переправили в польский Щецин, а оттуда - в Москву. Здесь товарищи из компетентных органов в течение некоторого времени обрабатывали коммандера и в конце концов склонили к сотрудничеству, сообщив, что на родине его все равно будут считать погибшим, когда выловят из воды тело «дублера».

Через некоторое время на Тихоокеанский флот прибыл для прохождения службы лейтенант Лев Кораблев. Он занимался спецподготовкой морских пехотинцев, говорил по-русски с явным акцентом и никогда никому не рассказывал о своей жизни и семье.

Много лет спустя, в 1976-м, кто-то из знавших прежде Крэбба вроде бы даже встретил его в Болькенхагене, на территории тогдашней ГДР, где старый ас-подводник тренировал ныряльщиков.

Правда ли это? Сегодня ничего точно утверждать нельзя. Ведь официальные инстанции Англии своим упомянутым выше заявлением лишь чуть-чуть приоткрыли занавес над шпионской историей, разыгравшейся почти 60 лет назад.

Пятьдесят пять лет назад, 29 октября 1955 года в 01 час 30 минут 48,5 секунд в Севастопольской бухте прогремел сильный взрыв под носовой частью флагманского корабля Черноморского флота - линкором «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут линкор опрокинулся и затонул. Погибло 611 человек, сотни людей получили ранения, контузии и увечья. Произошла крупнейшая трагедия в советского военно-морского флота, но почти тридцать лет все ее обстоятельства держались в строжайшей тайне.

Очевидцем страшной трагедии был командир 6-й батареи противоминного калибра ЛК «Новороссийск» выпускник ЧВВМУ им. П.С. 1953 года Жилин Карл Иванович, будущий контр-адмирал. Тогда он смог сам выплыть из водяной воронки и спасти молодого матроса.


Об этой страшной трагедии написано множество воспоминаний и монографий, издано много книг и брошюр, подготовлено более сотни докладов, собрано сотни томов различной документации. Авторы многих работ, излагая свою версию происшедшего,
кидаются из крайности в крайность, пытаясь убедить читателей в своей правоте.

Еще мальчишкой я был свидетелем того страшного кошмара, который произошел в ночь на 29 октября 1955 года. В моих мальчишеских воспоминаниях осталась озаренная лучами прожекторов Севастопольская бухта и длинный кит, лежащий на боку - это мы видели с улицы Частника. Затем - скопление народа на Графской пристани, плач, крики, сирены машин, патрульных, которые отталкивали зевак и требовали расходиться по домам. Потом мы наблюдали похороны новороссийцев на кладбище Коммунаров.

Их, почему-то завернутых в белые простыни, хоронили в общих могилах ночью. А утром только ровная сырая земля напоминала о ночных происшествиях. Но теперь это уже далекая история. Подробно об этом рассказано в книге 3 Тайны морские из серии Тайны Севастополя.

Прошло полгода после кошмарной ночи в Севастополе, но город и флот продолжали будоражить истории и рассказы очевидцев о событиях трагической гибели линкора «Новороссийск». Тема загадочной гибели советского линкора продолжала волновать воображение контрразведчиков, руководство КГБ, дипломатов и представителей других специальных служб и ведомств и Советского Союза, и зарубежных.

По «странному стечению обстоятельств» через шесть месяцев в апреле 1956 года состоялся государственный визит партийно-правительственной делегации СССР в Великобританию во главе с Хрущевым и Булганиным. Поездка не предусматривала подписания какого-либо соглашения и была объявлена «визитом доброй воли».

Но интересен факт, что визит в Лондон был запланирован не как обычно на правительственном самолете, а на боевом корабле. Почему?

Забегая вперед, отмечу, что визит в Англию был омрачен странным эпизодом: британский подводный пловец пытался обследовать корпус советского крейсера.

Воля, несомненно, у гостей была доброй. Однако отправились они к берегам туманного Альбиона на боевом крейсере «Орджоникидзе».

На танках в гости не ездят. Однако именно крейсер, вооруженный самой современной в то время артиллерией различных калибров, должен был сыграть роль символа могущества и неприступности СССР.

По поводу использования крейсера было еще одно рассуждение, так сказать, тактического характера. Время было неопределенное, а корабль имени пламенного Серго с бездонными стволами пушек в любом случае мог гарантировать делегации безопасность. А для большей уверенности крейсеру в сопровождение добавили два эскадренных миноносца - «Смотрящий» и «Совершенный».
«Мы договорились с английским правительством, что прибудем к ним на военном корабле, - писал в своих мемуарах Хрущев. - Мы хотели прибыть на крейсере потому, что считали: когда попадем в портовый город, у нас будет там своя временная опорная
база».

В состав советской делегации, помимо Н.А.Булганина и Н.С. Хрущева, вошла группа деятелей науки и культуры, в частности - академик И.В. Курчатов, министр культуры Михайлов, авиаконструктор А.Н. Туполев, замминистра иностранных дел Громыко, сын Хрущева Сергей.

Однако накануне отъезда к составу отъезжающих вдруг прибавился еще один пассажир. Невероятно, но факт: на палубу строго засекреченного флагмана советского боевого флота поднялся военнослужащий капиталистической страны.
«Когда мы отправились, - читаем в мемуарах Хрущева, - посольство Великобритании в Москве предложило захватить с собой британского военного атташе. Правда, кое у кого возникли возражения: поплывем на военном корабле, корабль новый, военный
атташе, безусловно, заинтересуется им и сможет открыть некоторые наши военные секреты.

Такое суждение, конечно, было вздором, навеянным нравами сталинских времен. Военный атташе в звании полковника оказался очень симпатичным человеком.

Когда вышли в море, был устроен небольшой торжественный обед, на который пригласили и британского атташе. Оказалось, что он хорошо разбирался в спиртных напитках и так выпил, что ему было уже не до осмотра корабля. Он едва добрался до своей каюты и проспал целый день крепким сном».

Во время памятного похода в Англию у меня была возможность видеть Никиту Сергеевича почти ежедневно, - рассказал бывший старшина первой статьи радиотехнической службы крейсера Мирослав Григорьевич Дьячок.
- Булганин, молчаливый и неприступный, обычно сидел в кают-компаниях - своей и капитана корабля - капитана 1 ранга Степанова.

В отличие от него, Хрущев был на судне, как и на суше. Он посетил все уголки крейсера - кубрики, камбузы, капитанский мостик - и везде общался с матросами, интересовался подробностями их службы. Его внешность, манера общения, склонность к шуткам побуждали к разговорам, вызывали на откровенность.
- А вы откуда? - спросил он как-то одного из матросов.
- С Украины, из Львова.
- Львов - красивый город. Я там бывал и накануне войны, и после. Тернополь пострадал, разрушили его вдребезги, а Львов удалось сберечь. Дрогобыч, Борислав, Закарпатье - я там тоже бывал. А такой город Сокаль знаете?
- Конечно. Это же два-три часа езды от Львова.
- Вот и я знаю. Моя жена, Нина Сергеевна Кухарук, - ваша землячка. Она родом из
села из-под Сокаля. Сейчас оно отошло к Польше...»

В тот памятный день, 17 апреля, весь экипаж крейсера торжественно выстроился на палубе, чтобы поздравить Никиту Сергеевича с днем рождения. Он выступил с импровизированной речью, которая растянулась более чем на два часа. Говорил интересно и бойко о международных отношениях, неминуемом конце капитализма.

От имени экипажа ему вручили подарок - модель нашего крейсера.
Что больше всего удивляло, так это то, что никто не ступал за Хрущевым по пятам и не дышал в затылок. То есть, в отличие от других официальных лиц, он как-то не признавал личной охраны».

В Порстсмуте советские военные корабли пришвартовались к южному железнодорожному причалу военного порта.
История Портсмута на протяжении многих веков неразрывно связана с историей британского мореплавания. Переселенцы, отплывшие из города на одиннадцати кораблях 13 мая 1787-го, основали первую европейскую колонию на австралийской земле. Эта экспедиция также положила начало отправке заключенных на пятый континент. Одну из традиционных отраслей городской экономики образовывали предприятия системы материально-технического обеспечения королевского ВМФ. В эпоху промышленной революции эта отрасль стала двигателем регионального экономического развития. В 1802 году компания Portsmouth Block Mills открыла в Портсмуте первую в мире линию массового производства талей для установки на британских военных кораблях. В этот период портсмутские верфи были одним из крупнейших промышленных комплексов на планете.

Во время Второй мировой войны предприятия Портсмута выполняли оборонный заказ, что сделало город мишенью люфтваффе. От бомбежек пострадало множество городских зданий, была полностью разрушена ратуша. Во время земляных работ строители до сих пор находят неразорвавшиеся авиационные бомбы. 6 июня 1944 года, в гавани Портсмута производилась погрузка союзных войск на военно-транспортные суда. К северу от Портсмута, в усадьбе Саутвик-Хаус находилась ставка Главнокомандующего экспедиционными силами Дуайта Эйзенхауэра.

После завершения Второй мировой войны в Портсмуте были выполнены несколько крупномасштабных градостроительных проектов, предусматривавших расчистку трущоб и завалов и строительство жилых домов. Один из них, район Лей-парк, принадлежит к числу крупнейших в Европе. Значительная часть горожан переселилась в новые жилые кварталы на городских окраинах, в Бакленд, Лэндпорт и Портси. Многие здания, построенные в послевоенные десятилетия, впоследствии подвергались критике за несоответствие историко-архитектурному облику Портсмута, в конце века часть этих домов отправилась под снос.

В 1959 году были завершены восстановительные работы в здании ратуши. На этот раз в торжественной церемонии, посвященной ее открытию, приняла участие королева Великобритании.


В.Иванов с мэром Портсмута

Автор книги «Тайны Севастополя» в 1994 году побывал в Портсмуте, где мэр города показал мне (тогда я был вице-мэром Севастополя) британскую военно-морскую базу, легендарные парусные и паровые корабли познакомил с портовой инфраструктурой. Современный, чистый и очень красивый морской закрытый порт, где рядом с парусным судном адмирала Нельсона «Виктория» стоят ракетные корветы и большие боевые корабли, множество экскурсантов из разных стран мира, магазины, кафе, рестораны.

Но вернемся в 1956 год. Хрущев с интересом знакомился со страной, посетил несколько городов. Булганина и Хрущева приняла королева Англии Елизавета II.

На одном из торжественных обедов, устроенных в честь советских гостей, место рядом с Хрущевым отвели для Черчилля, и они общались почти полтора часа.

А в то время, когда за праздничным столом громкие тосты сопровождались перезвоном хрустальных бокалов, на крейсере «Орджоникидзе» прозвучал сигнал тревоги.

О том, что произошло на крейсере «Орджоникидзе» рассказал очевидец событий капитан 1 ранга в отставке Виктор Мухортов:
- В апреле 1956 года отряд советских кораблей в составе крейсера «Орджоникидзе», секретарем партийной организации которого я был в то время, эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» находился с визитом в Англии. Он доставил туда большую партийно-правительственную делегацию СССР - первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, ведущего авиаконструктора страны А.Н. Туполева, академика-атомщика И.В. Курчатова и других официальных лиц.
Рано утром 19 апреля вахтенный одного из эсминцев заметил, как у борта крейсера кто-то всплыл и тут же погрузился. Об этом немедленно было доложено командиру корабля, а тот передал на крейсер. Возникло подозрение, что английские разведчики пытаются провести тайное обследование днища корабля и винтов, поскольку крейсер имел большую скорость - 32 узла и очень хорошую маневренность. Не исключалась и диверсия - установка мины под днищем, чтобы, когда крейсер выйдет в Северное море, она взорвалась. Гибель корабля с правительственной делегацией можно было бы объяснить тем, что крейсер подорвался на мине военного времени.

Были приняты соответствующие меры безопасности, поставлены в известность английские власти. Вскоре на одном из островов вблизи Портсмута обнаружили труп в легководолазном костюме, в котором опознали аса подводных диверсионных операций боевого пловца ВМС Великобритании капитан-лейтенанта Лайонела Филиппа Кеннета Крэбба, в прошлом прославленного подводного пловца, боровшегося с итальянскими аквалангистами-диверсантами в Средиземном море во время Второй мировой войны.

В английских правительственных кругах разгорелся скандал по так называемому «делу Крэбба». Премьер-министр Англии Антони Иден вынужден был выступить в палате общин и заявить, что правительство не было поставлено в известность разведывательными службами об операции Крэбба и не могло ее санкционировать. Лейбористская партия, которая в то время была в оппозиции, осуждала правительство Англии за шпионский акт во время дружественного визита советских кораблей и требовала расследования.

19 апреля 1956 года командование британских ВМС заявило, что Крэбб «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района».

Мне лично довелось слышать одного военного пропагандиста, который утверждал, что, когда обнаружили подводного пловца, была дана команда, и крейсер провернул винты, которыми и был уничтожен диверсант. После лекции я подошел к лектору и тактично объяснил: чтобы крейсер, стоящий на якорях, мог провернуть винты, необходимо четыре часа подготовки, а экстренно - два часа. За это время диверсант давно бы уплыл в нужном ему направлении».

Недавно появилось прояснение того события, которое происходило 19 апреля 1956 года в Портсмуте под крейсером «Орджоникидзе». По каналу «РенТВ» был показан документальный фильм «Откровение морского дьявола», в подготовке которого принял участие и я. Главным же его героем стал Эдуард Кольцов. В своем интервью Кольцов рассказал, что в то время, в возрасте двадцати трех лет, он был подводным разведчиком. Когда акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, руководитель разведгруппы вызвал Кольцова и поручил ему спуститься под воду и действовать по обстоятельствам.

Кольцов так и сделал. Вскоре он заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту, именно там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, наш разведчик приблизился к диверсанту, схватил его за ботинки и дернул на себя. Когда тело диверсанта проплывало рядом с ним, Кольцов ударом ножа перерезал дыхательное устройство, а затем и горло врага. Труп пловца отпустил по течению, снял с борта мину и оттащил ее в угол пирса, где не было людей, скопилось много ила и всяких отбросов. За этот подвиг Эдуард Кольцов получил орден Красной Звезды.

Вот так мы узнали, что произошло на самом деле. Что же касается Леонеля Крэбба, то английские архивы о нем засекречены до 2057 года. Почему? Видимо, на его совести и на совести английского правительства гибель многих кораблей, в том числе, может быть, и нашего линкора «Новороссийск», который взорвался в 1955 году в Севастополе. Во всяком случае, в то время Крэбб командовал 12-й морской диверсионной группой.

Вот что писал по этому поводу в книге о Хрущеве Рой Медведев. «Визит в Англию был омрачен странным эпизодом: подводный пловец по заданию разведывательной службы пытался обследовать корпус крейсера. Когда наши матросы его заметили, он скрылся под воду, и больше его не видели.

Мы заявили британцам протест и объяснили, что наши матросы наблюдали, как подводный пловец в специальном снаряжении обследовал подводную часть нашего корабля. Как это следует понимать? У многих в памяти оставалась трагическая гибель линкора “Новороссийск” в Севастопольской бухте. Мы не исключали, что пловцы могут прикрепить к крейсеру магнитные мины, а это может дорого нам обойтись.

Поэтому мы подумали о возвращении домой на самолете. Но Ту-104 еще только проходил испытания и был небезопасен, а лететь на Ил-14 после фурора, произведенного Ту-104, нам казалось неприличным.

Мы не верили в возможность какой-либо провокации. Подорвать крейсер с руководителем чужого правительства - это же война. Англичане такого не допустят! И мы решили вернуться домой на крейсере...»

Помнил этот эпизод и сам Хрущев: «Оказывается, это был какой-то особый их разведчик - водолаз в звании, кажется, майора. Его появление наша разведка объясняла тем, что англичан, возможно, интересовали винты крейсера и формы некоторых деталей корпуса корабля, определяющих его скорость.

Разведка занималась своим делом. Их интересовало, что представляет собой наш корабль, и они не удовлетворились тем, что увидел военный атташе.

Мы не придали особого значения этому, хотя и говорили о том, что они пригласили нас в гости, а сами роются в карманах. А разведчик погиб, и в прессе много писали о том, что мы его, по всей вероятности, захватили в плен и повезли в Москву. Затем было объявлено, что нашли его труп. Мы так точно и не знаем, кто там был. Но то, что это был разведчик - у нас сомнений не было».

Рассказывает другой участник похода: «В тот день мне было досадно оттого, что экипаж сошел на берег, на экскурсию по Портсмуту, а я должен был стоять на вахте. Однако досадовать пришлось недолго.

Вдруг на экранах радаров наша служба засекла какой-то посторонний объект, который быстро двигался от берега в направлении к “Орджоникидзе”.

Дежурный наряд отреагировал мгновенно. Далее только повторю строчку из приказа по крейсеру: “агент английской разведывательной службы обезврежен”.
- А какая могла быть у англичан цель? Может, они действительно просто хотели посмотреть на винты?
- Думаю, что эта конструкция, как и многие другие, англичанам была более-менее известна. А вот прикрепить возле винтов мину замедленного действия или мину с дистанционным управлением они вполне могли.

Но ведь одна мина вряд ли могла уничтожить такое мощное судно?
- Конечно, у крейсера “Орджоникидзе” были солидные параметры: 210 метров в длину, 25 в ширину, а высота - с двадцатиэтажный дом! Однако если бы даже одна мина взорвалась далеко в открытом море, да еще во время шторма, то поврежденные винты и рулевое управление могли бы доставить немало неприятностей.

Можно представить, как неловко чувствовали себя тогда англичане! И советские руководители, безусловно, были возмущены.
- Началась война нервов - кто первый не выдержит, чтобы объявить на весь мир об этом казусе. И эту войну проиграли хладнокровные англичане.

Считая, что атака - лучший метод защиты, они объявили, что такие-сякие советские уничтожили их “мирного” ни в чем не повинного любителя морских купаний в холодной воде. И теперь должны за это отвечать.

Более того, они обратились в Гаагский международный суд за поддержкой. Но все было напрасно! Определенную морскую акваторию вокруг нашего крейсера, как это и принято, окружали красные сигнальные буйки. И все, что находилось в пределах этих
буйков, в то время считалось территорией СССР.

Так что международный суд мог разве что по просьбе Великобритании признать недействительными давно подписанные международные соглашения.

Итак, благодаря вам и вашим товарищам по экипажу, обратный путь был спокойным. И поэтому в приказе по крейсеру, вероятно, было еще несколько строк…

Всем участникам похода за отличную службу объявили благодарность. А затем предложили помощь при поступлении в любой вуз».
Возможно, провокация с британским подводным пловцом была плановой проверкой на бдительность наших противодиверсионных сил, возможно, это было продолжение серии сов. секретных операций британской морской разведки.

Пока это остается тайной.

Любопытно, что дальнейшая судьба крейсера Орджоникидзе» связана с именем Хрущева. В феврале 1960 года Никита Сергеевич прибыл в Индонезию. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер «Орджоникидзе».

До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал. 5 августа 1962 года крейсер «Орджоникидзе» прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан".

24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ СССР. В 1965 году в результате переворота к власти в Индонезии пришел Сухарто. Крейсер был превращен в плавучую тюрьму для противников нового режима.

В 1972 году «Орджоникидзе» - «Ириан» был разобран на металлолом

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Завершились съемки исторического документального фильма с рабочим названием «Покушение на Хрущева», посвященного официальному визиту Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Великобританию на крейсере «Орджоникидзе» в 1956 году.

Среди крейсеров проекта 68-БИС, к которым относился «Орджоникидзе», сохранился лишь «Михаил Кутузов», поэтому съемки проводились на корабле-музее, который ошвартован у морского вокзала в Новороссийске.

Съемочная группа телестудии «Единая медиа-группа» по заказу телеканала «Россия» взялась реконструировать события апреля 1956 года, когда мир оказался на грани шпионского скандала . Деятельность спецслужб против Советского ВМФ достигла кульминации в период визита руководителя Советского Союза на крейсере «Орджоникидзе» в порт Портсмут. Главная интрига событий связана с именем аса подводных диверсионных операций боевого пловца ВМС Великобритании Лайонела Филиппа Кеннета Крэбба, с его тайным заданием и последовавшей загадочной гибелью.

Ожидается, что телезрители смогут увидеть фильм на телеканале «Россия» в первые дни 2009 года.

О том, что произошло на крейсере «Орджоникидзе» на самом деле, корреспонденту «СВ» рассказал очевидец событий капитан 1 ранга в отставке Виктор Мухортов:

— В апреле 1956 года отряд советских кораблей в составе крейсера «Орджоникидзе», секретарем партийной организации которого я был в то время, эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» находился с визитом в Англии. Он доставил туда большую партийно-правительственную делегацию СССР — первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, ведущего авиаконструктора страны А.Н. Туполева, академика-атомщика И.В. Курчатова и других официальных лиц.

Рано утром 19 апреля вахтенный одного из эсминцев заметил, как у борта крейсера кто-то всплыл и тут же погрузился. Об этом немедленно было доложено командиру корабля, а тот передал на крейсер. Возникло подозрение, что английские разведчики пытаются провести тайное обследование днища корабля и винтов, поскольку крейсер имел большую скорость — 32 узла и очень хорошую маневренность. Не исключалась и диверсия — установка мины под днищем, чтобы когда крейсер выйдет в Северное море, она взорвалась. Гибель корабля с правительственной делегацией можно было бы объяснить тем, что крейсер подорвался на мине военного времени.

Были приняты соответствующие меры безопасности, поставлены в известность английские власти. Вскоре на одном из островов вблизи Портсмута обнаружили труп в легководолазном костюме, в котором опознали капитан-лейтенанта Леонеля Крэбба, в прошлом прославленного подводного пловца, боровшегося с итальянскими аквалангистами-диверсантами в Средиземном море во время Второй мировой войны. В английских правительственных кругах разгорелся скандал по так называемому «делу Крэбба». Премьер-министр Англии Антони Иден вынужден был выступить в палате общин и заявить, что правительство не было поставлено в известность разведывательными службами об операции Крэбба и не могло ее санкционировать. Лейбористская партия, которая в то время была в оппозиции, осуждала правительство Англии за шпионский акт во время дружественного визита советских кораблей и требовала расследования.

19 апреля 1956 года командование британских ВМС заявило, что Крэбб «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района». Поэтому поводу возникло много версий и предположений. Например, ходили слухи, что соратник Крэбба по борьбе с итальянцами Сидней Ноулс заявил, будто Крэбб был двойным агентом и сразу после войны начал работать на советскую разведку. А операция против «Орджоникидзе» была использована для того, чтобы переправить его в Советский Союз. Были и другие версии: якобы когда водолаза обнаружили у крейсера, советские ныряльщики догнали его и пленили. Затем перевербовали, и он стал тренировать советских подводников.

Мне лично довелось слышать одного военного пропагандиста, который утверждал, что, когда обнаружили подводного пловца, была дана команда, и крейсер провернул винты, которыми и был уничтожен диверсант. После лекции я подошел к лектору и тактично объяснил: чтобы крейсер, стоящий на якорях, мог провернуть винты, необходимо четыре часа подготовки, а экстренно — два часа. За это время диверсант давно бы уплыл в нужном ему направлении.

Только совсем недавно появилось прояснение того события, которое происходило 19 апреля 1956 года в Портсмуте под крейсером «Орджоникидзе». По каналу «РенТВ» был показан документальный фильм «Откровение морского дьявола», в подготовке которого принял участие и я. Главным же его героем стал Эдуард Кольцов. В своем интервью Кольцов рассказал, что в то время, в возрасте двадцати трех лет, он был подводным разведчиком. Когда акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, руководитель разведгруппы вызвал Кольцова и поручил ему спуститься под воду и действовать по обстоятельствам. Кольцов так и сделал. Вскоре он заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту, именно там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, наш разведчик приблизился к диверсанту, схватил его за ботинки и дернул на себя. Когда тело диверсанта проплывало рядом с ним, Кольцов ударом ножа перерезал дыхательное устройство, а затем и горло врага. Труп пловца отпустил по течению, снял с борта мину и оттащил ее в угол пирса, где не было людей, скопилось много ила и всяких отбросов. За этот подвиг Эдуард Кольцов получил орден Красной Звезды.

Вот так мы узнали, что произошло на самом деле. Что же касается Леонеля Крэбба, то английские архивы о нем засекречены до 2057 года. Почему? Видимо, на его совести и на совести английского правительства гибель многих кораблей, в том числе, может быть, и нашего линкора «Новороссийск», который взорвался в 1955 году в Севастополе. Во всяком случае, в то время Крэбб командовал 12-й морской диверсионной группой.

Любопытно, что дальнейшая судьба крейсера «Орджоникидзе» связана с именем Хрущева.

В феврале 1960 года Никита Сергеевич прибыл в Индонезию. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер «Орджоникидзе». До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал. 5 августа 1962 года крейсер «Орджоникидзе» прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в «Ириан» 24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ СССР. В 1965 году в результате переворота к власти в Индонезии пришел Сухарто. Крейсер был превращен в плавучую тюрьму для противников нового режима. В 1972 году «Орджоникидзе» — «Ириан» был разобран на металлолом.

Укус «Барракуды»: почему лучший водолаз Англии с задания не вернулся

В Англии были рассекречены документы, которые многие тут же поспешили назвать сенсационными. Речь идет об инциденте, который в середине 50-х фактически сорвал «мирный процесс» между Великобританией и Советским Союзом. Во время «морского» визита Никиты Хрущева под днищем крейсера «Орджоникидзе» пропал Лайонелл Крэбб, легендарный руководитель разведывательно-диверсионного подразделения английских подводников. Тайна его гибели – раскрыта. Републикуем материал газеты «Аргументы неделi», в котором авторы возвращаются к этой истории с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Тройка, потопившая «Новороссийск»

Ведущего эксперта по организации подводноподрывных работ Лайонелла Крэбба неоднократно награждали за отвагу. Его боевые пловцы провели несколько диверсий против вражеских кораблей с помощью торпедтранспортировщиков.

3 января 1943 года в порту Палермо на Сицилии английские подводные диверсанты потопили итальянский легкий крейсер «Ульпио Трайяно» водоизмещением 5420 тонн и транспортное судно. 18 января того же года им удалось повредить транспорт в ливийском порту Триполи. А 21 июня 1944 года в порту Специя они пустили ко дну тяжелый крейсер «Больцано» водоизмещением 14 тысяч тонн, оказавшийся после капитуляции Италии в руках немцев.

После того как британские войска вошли в Италию, туда прибыл и командор Крэбб. Он фактически спас от уничтожения отряд боевых пловцов Муссолини. Узнав, что знаменитый Крэбб в Италии, командир 10-й флотилии водолазного спецназа Италии Александр Волков – потомок белоэмигрантов – лично пришел сдаваться к знаменитому коллеге. Рыбак рыбака видит издалека. Расчет Волкова оправдался. С ним Крэбб полностью восстановил отряд итальянских боевых пловцов, которые затем не только консультировали специалистов из британской 12-й флотилии, но и вместе участвовали в боевых операциях. Позже Волков уехал в Аргентину, где стал «отцом аргентинских боевых пловцов».

Третьим в этой «банде» был американский моряк-ныряльщик Энтони Марслоу, с которым Крэбб дружил, посещал его в США. Правда, за Марслоу выдавал себя Антонио Мардзулло, один из донов итало-американской мафии.

Эта тройка 29 октября 1955 года подорвала советский линкор «Новороссийск», представлявший для Англии особую опасность. Дело в том, что советское командование хотело оснастить «Новороссийск» ядерным оружием. Бывший итальянский линкор «Джулио Чезаре» для этой цели подходил идеально. Великобритания как остров в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС.

Новейшие советские крейсера проекта 68 бис многократно повергали в шок британское Адмиралтейство. В первой декаде октября 1955 г. крейсер «Свердлов» в составе отряда советских кораблей начал движение в британскую военно-морскую базу Портсмут с дружеским визитом. Следуя проливом Бельт в сопровождении 2 эсминцев, в густом тумане он совершил невозможное. Корабль кратковременно вышел из общего строя, отклонился от глубоководного фарватера и на полном ходу пересек песчаную отмель с глубиной всего около 4 м! Грубую ошибку в действиях расчета ходового мостика «Свердлова» при выполнении поворота специалисты НАТО приняли за секретные испытания головного крейсера проекта 68 бис, максимально приближенные к условиям боевого прорыва советских крейсеров-рейдеров в Атлантику из Балтийского моря. Адмиралтейство решило при первой возможности осмотреть днище крейсера.

Когда «Свердлов» вошел в гавань Портсмута, англичане уже были готовы осуществить свой замысел. Правда, было одно «но». «Свердлов» пришел в Портсмут по приглашению правительства, а посему британская разведка была обязана оставить его в покое. В Адмиралтействе придумали вариант: если США пригласят вольнонаемного водолаза для «тайного осмотра» судна, британские власти всегда смогут заявить, что они здесь ни при чем. Таким водолазом должен был стать Крэбб.

Тайное погружение командора Крэбба состоялось в октябре 1955 г. Никем не замеченный, он проплыл под корпусом корабля. На носу располагалось большое круглое отверстие. Внутри находился пропеллер, который можно было опускать на различные уровни, чтобы добиться лучшей маневренности судна. Крэббу удалось узнать, что требовалось. Он выбрался на берег и отправился в Лондон с докладом.

«Орджоникидзе» следил за англичанами

Но англичанам хотелось получить более детальное описание. И такая возможность им представилась…

18 апреля 1956 г. с официальным визитом в Англию прибыл отряд советских кораблей. На борту флагманского крейсера «Орджоникидзе» (брате-близнеце «Свердлова») находились Хрущев, Булганин, Курчатов и председатель КГБ генерал Серов. Корабль пришвартовался в Портсмуте, после чего на крейсере заглушили паротурбинные энергетические установки. Вечером в день прибытия советский лидер дал прием на корабле. Были приглашены политики, банкиры и другие представители деловых кругов страны. Позванивали бокалы со льдом. Играл камерный квартет.

Тем временем Крэбб вновь приступил к работе. Задание Адмиралтейства было сформулировано следующим образом. Крэбб должен обследовать винты и руль крейсера, а также обнаружить сверхсовременную систему гидролокации «Орджоникидзе», установить на корпусе крейсера датчики технической разведки и попытаться похитить сверхчувствительную аппаратуру, установленную на днище крейсера.

Если верить рассекреченным недавно в Британии документам, то получается примерно следующее. По линии флотского командования из Форинофиса, которому формально подчинена разведка Великобритании, дали приказ – погружение отменить. Но Крэбб был патриотом и приказ командования не выполнил. То есть разведывательную операцию он осуществил «в частном порядке». В принципе его мотивы можно понять: это был самый разгар холодной войны, и такую возможность упускать было нельзя…

Но не все на крейсере расслабились. За наглухо задраенными бронированными люками сидели специалисты высочайшего класса, прослушивавшие морские просторы на много миль вокруг. Когда веселье на палубе достигло апогея, один из дозорных, не спускавший глаз с дисплея новейшего гидроакустического прибора, зафиксировал всплеск воды неподалеку от крейсера – признак глубоководного погружения. По условленному сигналу группа немедленного реагирования принялась за дело. Секретные мониторы высветили на экранах фигуру аквалангиста в термокостюме, приближавшегося к днищу корабля. Аквалангист нырнул под киль. Запеленгованную цель не теряли из вида. Советские водолазы буквально окружили корабль…

Что произошло с аквалангистом, до сих пор покрыто мраком неизвестности. Но уже на следующий день лондонские газеты сообщили о некоем любителе-аквалангисте Лайонелле Крэббе, который «…по собственной инициативе предпринял авантюрную затею – обследовать днище советского крейсера «Орджоникидзе». Дилетантизм дорого ему обошелся. Система подачи кислорода не выдержала чрезмерных нагрузок и разгерметизировалась. Любитель-аквалангист погиб».

Одновременно в оппозиционной правительству прессе появились и другие сообщения. Аквалангист Лайонелл Крэбб назывался командором королевских военно-морских сил, а не любителем.

И наконец, 29 апреля 1956 года британское Адмиралтейство вынуждено было объявить об исчезновении водолаза Лайонелла Крэбба, совершившего погружение в Портсмутской гавани рядом с советским крейсером, на котором в Великобританию прибыли руководители СССР.

Английская тайна холодной войны раскрыта!

Редакционная почта, состоящая из откликов читателей «АН», была на сей раз особенно богатой. Наиболее интересным оказалось письмо из Ростова-на-Дону. Это был отзыв на статью «Лучший водолаз Англии с задания не вернулся», опубликованную нами в ноябре, в № 26 и 27. Автор письма Э.П. Кольцов, по специальности боевой водолаз группы специального назначения «Барракуда», был участником дружеского визита в Англию трех кораблей Балтийского флота: крейсера «Орджоникидзе», эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный». Сегодня он делится своими воспоминаниями, наблюдениями и подробностями о том, как все это происходило.

Учитывая сенсационность этого материала, ниже приводится дословный авторский текст участника этого похода.

«….Подготовка похода проводилась на Балтике, в Минной гавани Таллина. Старались, чтобы в это время в Купеческой гавани, расположенной рядом, было меньше иностранных судов. Личный состав на кораблях был подобран с особой тщательностью. С учетом того, что на модернизированном крейсере имелись секретные установки, в том числе применяющиеся при швартовке корабля. Швартовка такого гиганта, как крейсер, требует ювелирного искусства.

Оперативное сопровождение похода осуществлялось начальником разведки, контр-адмиралом Тишковым. Было решено на случай возникновения в недружественной нам Англии какой-либо нештатной ситуации задействовать в полной мере не только аналитическую разведку, но и силовую. Были задействованы подводные пловцы из элитного подразделения разведки «Барракуда». Посвященные в мероприятия разведки должны были знать, как отличить разведчиков. Было принято решение одеть их в форму старших матросов, т.к. все остальные были старшины и малое количество матросов. Личный состав, конечно, об этом не знал.

В Портсмуте тысячи британцев встречали наш крейсер водоизмещением в 16 000 тонн. Он шел на швартовку кормой к причальной стенке со скоростью 30 узлов. Корма крейсера все ближе к пирсу, двигатели работают «полный назад», кажется, крейсер врежется в пирс. Команда «стоп машины», реверс, команда «полный вперед», бурун волны, крейсер замер на месте и нежно прислонился к пирсу. Такой мастерской швартовки морская держава еще не знала. Это был триумф ВМФ СССР. Что творилось на берегу, невозможно передать. Какой был восторг, некоторые даже плакали.

Когда высокие гости покинули корабль, он стал к стенке. Жителям и морякам Англии было разрешено его посещение. На палубе крейсера были накрыты фуршетные столы: икра, балыки, разносолы и, конечно, «Столичная». На следующий день в газетах появилась карикатура: коренастый русский моряк тащит двух худых и пьяных англичан, а из карманов у них торчат бутылки водки.

В то время на флоте слово «украсть» не знали».

«….В 02 часа ночи акустики, несущие круглосуточную вахту, доложили о непонятных шумах по правому борту. Для установки причин шумов немедленно с левого борта в воду нырнул боевой пловец. В таких случаях он в целях конспирации не имеет двусторонней связи, и все решения вынужден принимать самостоятельно. От этого зависит и его жизнь.

Спустившись с левого борта, пловец зашел со стороны кормы, чтобы находиться в тени пирса. Он увидел, что человек в легководолазном костюме крепит мину напротив пороховых погребов крейсера. Не зная вооружения диверсанта и его прикрытия, наш пловец принимает решение зайти к диверсанту снизу. Уйдя на глубину, задержав дыхание, чтобы его не выдали пузырьки воздуха, наш пловец резко дернул диверсанта за ноги. Когда его голова поравнялась с пловцом, он резким боковым ударом ножа перерезал вместе с дыхательными трубками горло диверсанта. Крэбб был очень маленького роста, щуплого телосложения. Наш пловец сначала даже испугался, подумав, что убил ребенка, но, рассмотрев его лицо, понял, что это взрослый мужчина.

Затянув у горла водолазный костюм, чтобы создать плавучесть, и по крови определив направление подводного течения, наш пловец отправил труп по течению. Так окончилась дуэль двух боевых пловцов. О происшествии было доложено по команде. Случай этот было решено засекретить. Победитель за образцовое выполнение задания, связанного с риском для жизни, и обеспечение спасения тысячи людей без всякой помпы был награжден орденом «Красной звезды». Акустик был также награжден».

Что касается мины, она была благополучно снята и отбуксирована в дальний конец пирса, где, возможно, находится и сейчас. Спустя какое-то время труп Крэбба был найден без головы. Рыбы, течение и колебания воды довершили дело, предотвратившее смерть безвинных и международный скандал.

Станислав Лекарев, «Аргументы неделi»