Теории социальных перемен. Социальные изменения и здоровье общества

  • 17.02.2024

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

89. Что понимается под социальными изменениями?

В природной среде и в человеческом обществе все постоянно изменяется. Еще древнегреческий философ - диалектик Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н. э.) высказал идею непрерывного изменения: «все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации и глобальные социальные системы.
В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.
Основным положением в концепции социальных изменений является то, что «отличия должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы», одного и того же наблюдаемого социального объекта, например конкретного общества (государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т. д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.
Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому‑либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными и долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку.
Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др.
Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого‑либо объекта или явления. Это бесконечный поток событий, модификаций, трансформаций, ϲȯциокультурных изменений.
Это также последовательность ϲȯциальных ϲȯбытий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, ϲȯциальная система существовать не может. Изменения - это результат различных процесϲȯв, происходящих в течение определенного времени.
Процессы происходят на различных уровнях ϲȯциальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, ϲȯциальная группа, организация, общество, все человеческое ϲȯобщество.
Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом ϲȯзнании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации тех или иных ϲȯбытий. При этом точек зрения на одно и тоже ϲȯбытие может быть бесконечное множество, от частично ϲȯвпадающих, до прямо противоположных. Например, большевики и многие миллионы людей в СССР и во всем мире оценивали и продолжают оценивать Октябрьскую революцию (1917) как выϲȯчайшее, прогрессивное ϲȯбытие в истории человечества, но значительное количество людей (в том числе и граждане России) оценивают это ϲȯбытие как величайшую трагедию российского (и не только) народа. Кроме того, человеческому ϲȯзнанию свойственно постоянно переоценивать уже случившееся и давать прошедшим событиям все новые толкования, таким образом происходит «конструирование в сознании людей новой социальной реальности».

90. Какие существуют теории социальных изменений?

В социологии социальных изменений существует значительное количество теорий и направлений. Рассмотрим три наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.
Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании приспособленных.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.
Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников. При это в качестве аргументов выдвигались следующие доводы:
. Многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер.
. Рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе.
. Наростающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения.
. Имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.
. Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено. Например, большинство европейских стран, в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.
. Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости - они просто качественно отличны от западных.
. Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, так как многие общества, в результате социальных изменений, оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия, в результате начавшихся в начале 90‑х годов ХХ в. либеральных реформ, по основным своим показателям (социально‑экономическим, технологическим, морально‑этическим и др.), оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.
. Классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм. В 50 - х годах ХХ в., после периода критики и опалы, ϲȯциологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания ϲȯциологов. Такие ученые, как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парϲȯнс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.
Основные положения неоэволюционизма:
. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.
. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом.
. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений.
. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.
. Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнекитайские мудрецы в различных социальных явлениях выделяли циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет; в вавилонских источниках упоминаются циклы с периодами 600, 59, 54, 19 и 8 лет; древнегреческие философы и историки Геродот, Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост - зрелость - старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали.
Русский философ и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные «историко‑культурные типы» или цивилизации. Каждая цивилизация, подобно биологическому организму, проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.
В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко‑римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности - развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.
Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения.
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге «История цивилизаций». Он считает, что траектория развития и упадка любой цивилизации напоминает не равномерно восходящую и нисходящую дугу, а «трехгорбого верблюда». За время полного жизненного цикла цивилизация переживает три подъема, вслед за которыми происходит спад. Первый подъем - сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе становления цивилизации; второй - наиболее существенный - на фазезрелости; третий - как попытка реанимировать устаревший больной организм - на последней фазе всеобщего кризиса цивилизации. Всеобщий кризис и распад знаменуют собой начало переходного периода к очередной цивилизации.
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы о теории циклических изменений в целом:
. представления о циклическом характере социальных изменений существовали уже в глубокой древности;
. циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
. любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
. фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность - ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией) на другой;
. ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
. социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека.

91. На какие виды подразделяются социальные изменения?

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.
Функциональные изменения в социальных системах носят адаптивный характер. Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие ремонты проводятся для поддержания системы в рабочем состоянии. В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.
Реформы в социальных системах. Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой‑либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Так, реформы Петра I коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.
Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из под контроля самих «реформаторов» и общественности и приобрести непредсказуемый характер. Например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя, вышла из под контроля партийно‑политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет.
Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально‑экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально‑классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и ϲȯциальное творчество. В период революции масϲȯвая активность достигает своего апогея, а ϲȯциальные изменения - невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
Революционными также называют быстрые и радикальные изменения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например, в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно‑технические открытия (научно‑техническая революция) и др.
Широкомасштабные («великие») революции, как правило, приводят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В своем большинстве они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи проблемы считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Например, П. ϲȯрокин считает, что «революция суть худший споϲȯб улучшения материальных и духовных условий жизни масс… Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».
ϲȯциальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные ϲȯциальные изменения, в результате которых ϲȯциальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.
Социальная трансформация. Трансформация (от лат. - преобразование, превращение) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.
Социальный кризис. Кризис (от лат. - решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

92. Какие социальные изменения происходят в современной России?

События, происходящие в последние 15-20 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.
За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80‑х годов ХХ в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым был провозглашен курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».
Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.; в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.
Проводимые с середины 80‑х годов реформы представляли собой попытку модернизации всего народно‑хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они в рамках существующей тогда социалистической (государственно‑монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно‑государственной элиты, что, в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (1991) и началу новых радикальных перемен в России.
Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90‑х годов ХХ в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа:
1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг. многие исследователи называют буржуазной либерально‑демократической революцией, направленной против авторитарно‑бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:
Во‑первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б.Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономистов - рыночников.
Во‑вторых, революция, как уже говорилось выше - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991-1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.
В‑третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90‑х годов в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.
2. Второй этап (середина 90‑х годов - конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.
К негативным последствиям этого периода можно отнести:
. продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
. разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
. рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и пр.);
. абсолютное и относительное обнищание населения страны;
. постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
. рост преступности и утрата людьми чувства защищенности;
. сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции;
. массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
. углубление разрыва в доходах между богатыми и бедными.
К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести:
. расгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников‑предпринимателей;
. развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
. в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.
На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или нежелание) заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была озабочена личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.
3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В.В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовала укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.
В последние четыре года наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль.
Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому прошедшие четыре года (1999-2004) по сути, являются годами утерянных возможностей.
Президент России В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию (26 мая 2004 г.) вынужден был признать, что страна восстановила лишь 40 % утерянного с 1989 г. уровня развития и что 30 млн россиян живут за чертой бедности (по данным социологических исследований бедных значительно больше).
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За последние 4 года смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте.
Приведенные выше доводы позволяют сделать вывод о том, что намечавшиеся в начале 90‑х годов реформы по модернизации российской экономики, в основном не были реализованы. Страна перешла от распределительной плановой экономики к рыночной, но достигнуто это было путем ограбления народа и полного развала экономического потенциала страны.

Литература

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто не изменяется? // Социологические исследования, 1997. № 1.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М., 2003.
Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997.
Рывкина Р.В. Драма перемен. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. Социологическая энциклопедия в 2 т. - М., 2003.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Лекции на Реф.рф
Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 1997.


Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.

Мы уже знаем, что социальные изменения могут; происходить по многим причинам. А теперь попытаемся определить особенности воздействия социальных перемен на общество. Что же все-таки меняется? Социологи сосредоточили свое внимание на следующих факторах. 1.

Изменение в составе исследуемого населения. Социолог, которого интересует, как повлияло появление железной дороги на жизнь населения небольшого города, наверное, исследует изменения этнического состава, занятий и доходов его жителей.

Связь с крупным соседним городом может, видимо, привлечь людей, которым по карману покупка нового дома и ежедневные поездки в большой город. В таком случае можно ожидать изменения состава населения небольшого городка. 2.

Изменение способов поведения. Ученые, изучившие влияние мотосаней на жизнь населения Арктики, отмечали изменение уровня социального взаимодействия, способов охоты и скотоводства в этих обществах. 3.

Изменение социальной структуры или образцов взаимодействия. У народов Арктики отмечены перемены в экономике и распределении власти. Изменения могут произойти также в семейной жизни, образовании и религии. 4.

Изменение культурных моделей. Новые области знаний, новые верования, ценности, выразительные средства искусства не только вызывают перемены в других аспектах, но и сами могут меняться под их влиянием. Например, в таких странах Южной Америки, как Чили, угнетение огромных масс бедных крестьян и представителей рабочего класса небольшим числом богатых землевладельцев и корпораций способствовало популярности антикапиталистических идей среди угнетенных групп.

МАРКС« СОЦИАЛЬНЫЕ СДВИГИ

Рассматривая процесс социальных изменений, теоретики придавали различное значение только что перечисленным факторам. Например, Карл Маркс особенно выделял изменения в социальной структуре. Прежде всего, как уже несколько раз упоминалось в этой книге, Маркс полагал, что изменения классовых отношений, вызванные экономическими условиями, были причиной других общественных и культурных перемен. Более того, в отличие от функционалистов он подчеркивал роль конфликта как источника социального развития.

Создавая свои произведения в середине XIX в., Маркс осознавал социальное воздействие технологии на все аспекты окружающей жизни. Промышленная революция, связанная с новыми методами добычи руды, производства стали, изготовления тканей, организации транспорта и коммуникаций, способствовала урбанизации аграрных стран и образованию новых социальных классов. Он придавал важное значение изучению новой экономической системы - капитализма, возникшего в результате промышленной революции.

Согласно Марксу, капиталистические общества состоят из двух основных социальных групп. Капиталисты владеют средствами производства: заводами, фермами, шахтами и железными дорогами, где формируются различные виды труда и услуг. Капиталисты определяют, где, когда » каким образом будет выполнена работа. Рабочие составляют другую основную группу. Для них возможности экономического выбора значительно более ограничены, чем для капиталистов. Они могут лишь продавать свою рабочую силу или не работать совсем. Однако в XIX в. в Англии уклонение от работы было равнозначно жизни в вопиющей бедности и голоде, поскольку в стране не было правительственных программ помощи неработающим.

Как отмечал Маркс, самая важная причина социального сдвига - конкуренция среди капиталистов. Например, владельцы фабрик стремятся затратить как можно меньше средств на производство товаров и продать их по более низкой цене, чем кто-либо из других производителей. Таким образом устанавливается своего рода производственный цикл. Каждый раз внедрение нового изобретения, устройства или процесса способствует снижению стоимости производства; конкурирующие компании тоже начинают использовать его, чтобы сэкономить деньги. Вскоре все предприятия производят этот товар по одной и той же стоимости.

Стремление увеличить доходы и привлечь больше покупателей, которые ищут товары по более низким ценам, способствует новым изобретениям. Так начинается новый производственный цикл. Таким образом, по мнению Маркса, при капитализме требуется непрерывное совершенствование и расширение производства. Это осуществляется путем разделения каждой крупной задачи на ряд более мелких (разделение труда), а также благодаря применению машин, чтобы производить товары в огромном количестве. Маркс полагал, что главный источник экономического развития при капитализме -

использование машин для производства работы, которая в прошлом выполнялась людьми. Машины работают быстрее, чем люди, производят больше товаров, а изнашиваются медленнее. Поэтому они вполне окупаются. Например, вначале прядильный станок мог выпрясть 366 фунтов хлопка за 150 часов. Та же самая работа, выполнявшаяся вручную с помощью прялки, занимала 27 ООО часов. Производителю обходилось дешевле эксплуатация машины в течение 150 часов, чем использование ручного труда людей в течение 27 ООО часов. Использование машинного оборудования способствовало снижению затрат владельца предприятия и повышению доходов за счет продажи готовой продукции.

Это подводит нас к сущности теории прибавочной стоимости Маркса. Разница в стоимости сырья и готовых товаров является результатом обработки сырья на фабрике. Эта обработка, выполняемая вручную или с помощью машин, входит в стоимость конечного продукта. Пресс сделан из прочного металла и поэтому может, совершать одно и то же движение сотни тысяч раз при незначительном износе. Он может продуктивно работать “без устали”. Кузнец работает медленнее и менее продуктивно, чем пресс. А поскольку в стоимость каждого производимого предмета включается более высокая стоимость труда кузнеца, предприниматель мог бы, видимо, сэкономить много денег, уволив кузнецов и заменив их машинами. Более высокий доход, полученный от использования машинного труда по сравнению с ручным, и составляет прибавочную стоимость. Производитель старается повысить прибавочную стоимость путем повышения продуктивности производственного процесса.

В XIX в. капиталисты использовали для этого множество способов, создавая подчас ужасные условия труда; они стремились заставить рабочих дольше трудиться и производить больше товаров при одинаковых затратах (т.е. капиталовложениях). Для достижения этих целей хозяева создавали на фабриках тесноту, увеличивали рабочий день, ускоряли внедрение нового технического оборудования, нанимали женщин и детей, платя им самую минимальную зарплату. Последствия этих и других условий можно было наблюдать в промышленных районах Англии. Детская смертность возросла на 26 процентов, главным образом в результате неполноценного питания и болезней.

Маркс предвидел катастрофические последствия этих тенденций. По мере повышения эффективности и продуктивности промышленности рабочих понадобится все меньше.

Им придется бороться между собой за убывающие рабочие места. Богатство сосредоточится в руках немногих. Возникнет целая армия безработных, чьи руки никому не нужны. Мелкие фирмы будут вытесняться, они не смогут конкурировать с более крупными корпорациями. Крупный капитал будет расти, а владельцы мелких предприятий окажутся вынужденными пополнять ряды рабочего класса, “Им ничего другого не остается, как встать с протянутой рукой рядом с рабочими”.

Маркс полагал, что таким путем капитализм сам обрекает себя на гибель. Перемены в области технологии наряду с необходимостью иметь все больший капитал для расширения производства и увеличения доходов приведут к острым противоречиям между социальными классами. В конце концов эта классовая борьба разрушит капиталистическую систему.

Маркс правильно указал на некоторые главные факторы, вызывающие перемены в капиталистических системах. Они все еще существуют в современных обществах. Однако он недооценил способность капитализма к саморегуляции и исправлению своих самых тяжелых пороков. Например, он не придавал большого значения способности правительства регулировать конкуренцию и препятствовать самым жестоким формам эксплуатации. Однако многие правительства смягчили систему частного предпринимательства путем введения законов, определяющих продолжительность и условия труда, меры безопасности на производстве, размеры пособия по безработице и пенсионных фондов. Прогрессивный налог наряду с другими средствами перераспределения богатства предназначен для того, чтобы часть благ, созданных в результате высокой производительности труда, переходила от тех,кто контролирует средства производства, к низкооплачиваемым работникам и бедноте. По этим причинам разногласия и конфликты между классами в развитых капиталистических обществах не столь остры, как предсказывал Маркс.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАГА ОГБОРНА

Подобно Марксу, американский социолог Уильям Филдинг Огборн изучал воздействие изменений в области технологии на культуру. Его теория социального сдвига (Огборн, 1922) исходит из неравномерности изменения различных аспектов культуры.

Огборн выделял в культуре два аспекта: материальный и нематериальный. Материальная культура включает изготовленные товары, фабрики, жилые дома, автомобили - короче, все материальные предметы, а также изобретения и технологические новшества. Нематериальная культура, которую Огборн назвал адаптивной, включает социальные институты, например семью, церковь, школу, системы ценностей (законы, религии, обычаи, нравы и представления) и политические институты (правительства, лобби, политические клубы).

Главная идея Огборна: адаптивная культура обычно изменяется медленнее, чем материальная. Одна из причин этого - наличие консервативных групп (например, религиозных кругов) , защищающих свои идеи и ценности от воздействия материальной культуры. Другие элементы адаптивной культуры лишь частично приспосабливаются к новым условиям. В качестве примера Огборн приводит семью. Внутри семьи в ка- кой-то мере наблюдается приспособление к материальным переменам. Так, в период промышленной революции некоторые ремесла (ткачество, изготовление мыла, дубление кожи) были вытеснены из дома и превратились в отрасль фабричного производства. Растущий спрос на фабричный труд побуждал женщин работать вне дома. В то же время они по-прежнему должны были выполнять свои традиционные домашние обязанности. Таким образом семья - часть адаптивной культуры, которая медленно приспосабливалась к материальным переменам. Отчасти именно глубокий разрыв между требованиями, предъявляемыми к женщине на работе, и гнетом домашних забот привлек внимание Огёорна к проблеме культурного лага (запаздывания) - несоответствия между переменами в материальной культуре и ответной реакцией адаптивной культуры.

Огборн полагал, что изменение в одной части общественной системы (особенно успехи технологии) требует соответствующего изменения других ее аспектов. Пока это не достигнуто, общество (или по крайней мере некоторые его слои) будет сталкиваться со многими проблемами.

Одна из причин культурного лага - привычка и инерция. Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения. Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы. Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

ОКюрн полагал, что “культурное запаздывание” стало острой проблемой в современном обществе. Изменения в материальных компонентах культуры происходят сейчас стремительно. В прежние века общества имели больше времени для приспособления к нововведениям и проверки различных способов осуществления этих мер. Например, в наши дни мы сталкиваемся с проблемой быстрого распространения ядерно- го оружия. Возможность почти полного уничтожения всего живого на Земле существует уже в течение жизни целого поколения людей, но мы еще только создаем эффективные международные политические институты, призванные контролировать распространение этой опасности и добиться ее предотвращения.

От Натальи Котельниковой:

Эта статья может вас успокоить совсем не там, где нужно спокойствие. Все симптомы, которые перечислены, могут быть НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНЬЮ, ОТ КОТОРОЙ, НАПРИМЕР, ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ, ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ МОЖЕТЕ ЖЕСТОКО ПОСТРАДАТЬ. Держите нос по ветру, будьте в курсе последних новостей, но помните, что ченнелинги пишут, в основном, люди за 50, и они склонны иногда выдавать желаемое за действительное - свои реальные недомогания за симптомы перехода. Хочу сказать, что у меня подобных симптомов никогда не было. Но если вы никак не можете объяснить свое физическое состояние и врачи говорят, что у вас все нормально, тогда это может быть и симптомом перехода.

Присоединяюсь к потере памяти и дезориентации, также имена и цифры всегда были мне сложны, но сейчас это осложнилось, ведь я веду семинары... Те, кто соединяется с Учителями, с Великой Богиней и своими собственными наставниками, часто медитирует и находится в высших каналах, практически избавлен от неустровенности собственной энергетики, т.к. постоянно проходит гармонизацию и сонастройку тела и психики с высшими вибрациями. Наш процесс вознесения проходит мягко и незаметно.

Всё на свете вибрирует на наноуровне. Эти вибрации разной частоты, и, если говорить о людях, то именно по вашим индивидуальным вибрациям, по набору вибраций органов вашего тела, можно составить ваш истинный ИД (идентификационный №), который не повторится ни в одном живом существе.

Вибрирует и объективный мир – планета Земля, Космос, Солнце находятся в состоянии непрерывной вибрации.

Жизнь в нашу эпоху такова, что нам придётся пережить момент изменения вибраций нашей планеты, Солнца и всей Солнечной Системы.

При увеличении вибраций планеты и Солнца предполагается, что живые существа, входящие в эту Систему, тоже должны эволюционировать частотно. Но увы не у всех получается. Поэтому тем, кто не соответствует, становится некомфортно.

Всё во Вселенной взаимосвязано. Мы связаны с нашей планетой Земля, так же, как она связана с Солнечной системой, так же, как вся Солнечная Система связана с Галактикой, а Галактика – со Вселенной. Это всё один живой организм.

Планеты Солнечной Системы меняют свои вибрации, и это происходит сейчас. Изменение вибраций ведёт к изменениям магнитного поля. Вы можете принимать это или нет, но факты таковы: смена полюсов уже идёт.

ДНК претерпевает драматические изменения.

Внимание! Очень важная статья, связанная со вспышками на Солнце!

СОЛНЦЕ ПОМОГАЕТ НАМ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ДНК.

Изменения не обсуждаются публично, потому что научное сообщество считает, что это может напугать население. Тем не менее, люди меняются на клеточном уровне. Большинство людей знают и чувствуют это. Многие религии говорили об изменении и знали, что это будет происходить по-разному. Это позитивная мутация, хотя физически, умственно и эмоционально вы можете испытывать страх и растерянность…»

Сегодня ДНК человека начала мутацию под воздействием Солнечной активности. Пишу это потому, что многие бывают напуганы, пытаются искать врачей, не в силах распознать в своём физическом теле процесс изменений на глубоком уровне. А лечение не работает, правительственные медицинские предложения не работают, это всё не соответствует вызовам, которые предлагает человеку Солнце.

Эти симптомы возникают и исчезают неожиданно, появляются без причин, проходят сами. Это хорошие знаки: тело посылает вам весточку о том, что оно освобождается от старой биологии и от старого мышления, не отставайте от него.

Симптомы, возникающие при мутации ДНК и изменениях тела на клеточном уровне:

- Чувство усталости или опустошенности при незначительных нагрузках.
- Желание спать дольше или чаще, чем обычно.
- Симптомы гриппа - высокая температура, пот, боли в костях и суставах и т.д., и всё это не поддается лечению антибиотиками.
- Головокружение
- Звон в ушах
- Важный симптом – боли в сердце, сердечная аритмия, которая происходит из-за корректировки сердца для новых энергий.

Сейчас время открытия 4 чакры, чакры любви и сострадания, она часто заблокирована, и её активация может сопровождаться приступами тоски, страха. 4 чакра связана с вилочковой железой. Этот орган находится в передней части легких и у большинства пребывает в зачаточном состоянии. Когда 4-я чакра начинает открываться, тимус начинает расти. На более поздней стадии это может быть даже видно при томографии. Рост вилочковой железы связан с болями в груди, удушьем, опять же могут быть симптомы бронхита - пневмонии, при которых врачи ошибочно поставят диагноз грипп или пневмония.

- Головные боли, мигрени, насморк, с чиханием, с утра до вечера, днями и месяцами.
- Диарея.
- Чувство что все тело вибрирует - особенно, когда человек находится в расслабленном состоянии.
- Интенсивные мышечные спазмы.
- Покалывание - в руках или ногах.
- Потеря мышечной силы - в руках, вызванная изменениями в системе циркуляции.
- Иногда трудности дыхания, потребность дышать глубже, ощущение нехватки кислорода
- Изменения в иммунной системе
- Изменения лимфатической системы
- Ногти и волосы растут быстрее, чем обычно.
- Приступы депрессии без реальных оснований.
- Напряжение, беспокойство и высокий уровень стресса - чувствуешь, что что-то происходит, но не знаешь что это такое.

Иногда могут возникать признаки болезней, которые вы считали исцеленными давно. это выходят корни недугов, которые сохранились на других информационных уровнях вашего тела. Болезнь может даже протекать остро, возможно, реверсно, но быстрее, чем шла, когда вы болели. Это значит, что тело избавляется от недуга на более глубоком уровне.

Наше тело весьма разумно, и часто разумнее нас самих!

А теперь что делать:

Гуляйте. Двигайтесь.

Гомеопатия.

Использование эфирных масел.

Массаж шиацу.

Растягивайтесь, тянитесь, тянитесь, тянитесь.

Тяните мускулы.

Делайте упражнения для шеи – голову вверх, вниз, вправо-влево, положите ухо на плечо, потом на другое …

Дышите, если чувствуете, что накатило – дышите глубоко, сколько можете, так медленно, как можете. И запомните этот совет для ситуации, когда придёт день Х (а он придёт!) на автомате: если что – глубоко дышите. Чувствуете психическую или физическую кроличью нору – дышите, запомните . У кого есть время – изучайте пранаямы.

А вот некоторые психофизические симптомы и попытка объяснить, как к этому относиться.

1. Чувство, как будто вы находитесь в скороварке интенсивной энергии, стресс.
Помните, чтобы приспособиться к более высокой вибрации, вы должны в конечном итоге измениться. Старые модели поведения и убеждения вылезают на поверхность в конфликтной форме.

2. Чувство дезориентации, потеря чувства места. Вы не в 3D больше (you’re in the army now).

3. Необычные боли в разных частях тела. Это освобождающиеся заблокированные раньше энергии вибрируют в 3D, пока вы вибрируете в более высоком измерении.

4. Пробуждение ночью между 2 и 4 часами. Многое происходит с вами во сне. Поэтому вам иногда даже может быть необходим перерыв во время этих интенсивных процессов, и вы просыпаетесь.

5. Забывчивость. Вы замечаете за собой, как у вас выпадают из памяти какие-то детали. дело в том, что время от времени вы находитесь в пограничной зоне, в более чем одном измерении, болтаетесь туда-сюда, и память физическая может в эти моменты просто быть блокирована.

Кроме того. Прошлое – это часть старого, а старое навсегда ушло.

6. Потеря идентичности. Вы пытаетесь получить доступ к себе прошлому, но это уже невозможно. Вы иногда можете поймать себя на ощущении, что вы не знаете, кто это, глядя на себя в зеркало.

7. Опыт “вне тела”. Вы можете чувствовать, как будто кто-то говорит, но это не вы. Это естественный защитный механизм выживания. Когда вы находитесь в состоянии стресса, организм испытывает большой прессинг, и вы в моменте как будто покидаете тело. Значит, вы не должны испытывать то, через что проходит ваше тело сейчас. Это длится мгновения и проходит.

8. Повышенная чувствительность к окружающей обстановке. Толпы, шум, еда, ящик, голоса – всё это вы едва можете выносить.

Вы легко впадаете в состояние подавленности и наоборот с легкостью становитесь взвинчены и гипервозбуждены.

Ваша психика настраивается.

9. Вам не хочется ничего делать. Это не лень и не депрессия, это ‘перезагрузка’. Ваше тело знает, что ему нужно.

10. Нетерпимость к нижним колебательным явлениям 3D, разговорам, отношениям, общественным структурам и т.д. Они буквально заставляют Вас чувствовать себя больным. Вы растёте, и больше не совпадаете со многим и со многими из того, что вас окружало.Оно само отпадёт, не волнуйтесь.

11. Внезапное исчезновение друзей, изменение привычек, работы и места жительства. Вы развиваетесь, и эти люди больше не соответствуют вашим вибрациям. Новое скоро придет и будет намного лучше.

12. Дни или периоды сильной усталости. Ваше тело теряет плотность и проходит интенсивную перестройку.

13. Если вы чувствуете атаки низкого уровня сахара в крови, ешьте чаще. Наоборот, вы можете вовсе не хотеть есть.

14. Эмоциональная дестабилизация, слёзы. все эмоции, которые вы переживали раньше и копили в себе, выходят.

15. Ощущение, что едет крыша. Ничего страшного. Вы открываете внетелесный опыт и экспириенс других частот – то есть реальностей. Многое стало доступнее вам сейчас. Вы просто не привыкли к этому. Ваши внутренние знания и интуиция крепнут и барьеры исчезают.

16. Беспокойство и паника. Ваше эго теряет большую часть себя и боится. Ваша физиологическая система испытывает перегрузки. Что-то происходит с вами, чего вы не можете понять.

17. Вы также теряете модели поведения низких вибраций, которые вы для себя разработали для выживания в 3D.

Это может заставить вас чувствовать себя уязвимым и беспомощным. Эти образцы и модели поведения скоро совсем не будут вам нужны. Просто подождите.

18. Депрессии. Внешний мир не соответствует вашим потребностям и эмоциям.

Вы выпускаете темные энергии, которые были внутри вас. Идите в эту сторону.

19. Сны. Многие отдают себе отчёт, что они переживают необычно интенсивные сны.

20. Неожиданный пот и скачки температуры. Ваше тело меняет систему “отопления”, сжигает остатки прошлого.

21. Ваши планы внезапно меняются в середине пути и вы начинаете идти в совершенно ином направлении. Ваша душа пытается сбалансировать вашу энергию. Ваша душа знает больше, чем вы, доверяйте ей.

В вашем СОЗНАНИИ находятся подавленные, неудовлетворённые потребности в ДОБРОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ, ЦЕЛОСТНОСТИ, ЗАКОНЕ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПОРЯДКЕ. Возможно, из-за этого у вас возникли или могут возникнуть такие ПАТОЛОГИИ как АНТИПАТИЯ, НЕДОВЕРИЕ, РАСЧЁТ ТОЛЬКО НА СЕБЯ И ДЛЯ СЕБЯ, ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ, ГНЕВ, ЦИНИЗМ, ТОТАЛЬНЫЙ ЭГОИЗМ.