Образ матери в русской литературе. Образ матери в художественной литературе Образ матери в отечественной литературе

  • 12.04.2024

«О той, кто жизнь дарует и тепло»
(мамы в жизни великих писателей и поэтов)

Цель урока: Формирование и развитие культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Эпиграфы:

Сердце матери - это единственный несгораемый капитал, которым всегда и в любое время можно расплатиться. (Монтегаса).

Нет в мире такого цветка ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери. (О. Уальд).

Мама- это самое красивое слово, произнесенное человеком. (Кайл Гибран).

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира - от Матерей!» (Максим Горький)

Презентация. (1-5 слайды) Звучит песня «Мама» в исполнении М.Магомаева.

1.О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном,

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери…

Зачем так дни спешат?

Зачем так незаметно и без спросу

Ей седина вплелась в густую косу?..

Дохнуло стужей, горечью утрат…

Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,

Речной поток не обратиться вспять.

Останешься без матери родимой –

Стократ острей поймешь, что значит мать.

Не первым, не последним на земле

Кричу: «И кто придумал это?»

Земля и небо не дают ответа,

Зарницы гаснут дальние во мгле…

Родиться стоит поздно или рано

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые имя «мама»,

Которого священней в мире нет. А. Шайхиев.

Что может быть на свете священнее имени матери? Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. По отношению к матери мы определяем, каков человек.

Слово «мама» - особое. Оно рождается с нами, сопровождает нас всю жизнь, с нами и уходит.

Попробуйте выстроить в порядке значимости друзей, знакомых, родственни-

ков. Трудно…

По традиции можно начать с родственников. Но степень близости, духовного родства может быть большей с другом…

Допустим, поломав голову, вы справились с задачей. Но можно ли список считать окончательным? Иногда стоит появиться новому человеку, чтобы все остальные отступили на задний план. Всё может произойти. Но никакие перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение человека, который дал нам жизнь.

Мама - вне списка, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное…

Материнство выходит за пределы обычных форм человеческих связей – профессиональных, дружеских, любовных, и в то же время содержит все их зёрна, потому что мать несёт в себе идею человека. Мама создаёт новые жизни и тем самым передаёт эстафету рода человеческого, выступает связующим звеном между поколениями.

Случайно ли, что ребёнок, не умеющий говорить, раньше всех слов произносит: « Мама»?

А если мы обратимся к этимологическому словарю русского языка, то прочтём там, что слово «МАМА» образовано самими детьми на стадии лепета удвоением слога «МА». Это слово почти одинаково звучит на многих языках: русском, болгарском, чешском, польском, литовском, албанском, армянском.

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желаю исповедаться ему.

Родник, услугу указав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба». Р. Гамзатов

Во все времена известные поэты и художники свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете – мамам, которые дарят нам жизнь, поют песни, сидя у детских кроваток, гладят по голове, когда нам бывает невыносимо трудно, и любят нас, такими, какие мы есть - не за что-то, а просто так. «Нет лучше академии, чем колени матери», - эти слова сказал более двух веков назад поэт, критик и публицист, профессор Гарвардского университета Джеймс Расселл Лоуэлл.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, как относились к мамам величайшие люди России, поэты и писатели; и я думаю, их отношение к самым дорогим людям станет для вас добрым примером.

Слайды 6-7.

2. Лев Толстой был навеки разлучен со своей матерью в день ее смерти 4 августа 1830 г. Марии Николаевне Волконской было тогда 30 лет, а сыну ее через несколько недель должно было исполниться два года. В своих незаконченных «Воспоминаниях» (1903-1906 гг.) Толстой признается, что не может вспомнить свою мать, однако сохранил в памяти нетронутым ее духовный облик: «Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1/2 года, когда она скончалась. По странной случайности, не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я даже рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно, и я думаю - не оттого только, что все, говорившие мне про мою мать, старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего».
10 марта 1906 года, когда Льву Николаевичу Толстому было 78 лет, он сделал такую запись на отдельном листке бумаги:

« Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки - любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей - ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но все это правда».

Слайды 8-10.

3. Фёдор Михайлович Достоевский рассказал об одной незабываемой встрече с Н.А. Некрасовым: « Он говорил мне тогда со слезами о своём детстве, о безобразной жизни, которая измучила его в родительском доме, о своей матери – и то, как говорил он о матери, та сила умиления, с которой он вспоминал о ней, рождали предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путевой звездой даже в самые тёмные и роковые мгновения судьбы его, то это, конечно, его мать, существо, столь любившее его».

Маме он остаётся верен всю жизнь. Всё его творчество проникнуто идеей материнства. Мать – главный, центральный проложительный герой поэзии Некрасова. Поэт явил миру образы удивительной духовной красоты.

Это и Дарья («Мороз-красный нос»), и Орина, мать солдатская, и жёны декабристов. А над всеми ними встаёт образ матери поэта, которая была его путеводной звездой.

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла, - грудью своей

Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала.

Неужели за годы страдания

Тот, кто столько тобою был чтим,

Не пошлет тебе радость свидания

С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью,

Я тебе мою песню последнюю,

Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения,

Я заставлю страдать тебя вновь,

Но я гибну - и ради спасения

Я твою призываю любовь!

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои!

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь... Н.А.Некрасов

О таких стихах говорят «писано кровью сердца»…

Слайды 11-13.

4. Семнадцатилетним юношей Антон Павлович Чехов написал своему двоюродному брату Михаилу:

« Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».

И самое замечательное, что этим юношеским словам Чехов оставался верен всю жизнь.

Иван Андреевич Бунин вспоминает: «За обедом и ужином он ел мало, почти всегда вставал из-за стола и ходил взад и вперед по столовой, останавливаясь около

гостя и усиленно его угощая, и все с шуткой, с метким словом.Останавливался и около матери и, взяв вилку и ножик, начинал мелко-мелко резать мясо, всегда с улыбкой и молча».

Казалось бы, всего лишь простая бытовая деталь, но как видится за всем этим мягкая, деликатная забота о маме.

Владимир Иванович Немирович – Данченко, русский драматург и режиссёр, основатель , писал: « К матери у него было самое нежное отношение. Его заботливость доходила до того, что, куда бы он ни уезжал, он писал ей каждый день хоть две строчки».

Слайды 14-15.

5. Первый сборник стихов Сергея Есенина, который вышел в свет в 1916 году, назывался “Радуница”. Что обозначает это слово? B.И. Даль высказывает в своем словаре предположение, что произошло оно от слова “радеть”, что означает “проявлять заботу, старание, опекать”. Всю свою недолгую и неспокойную жизнь Сергей Есенин проявлял заботу, радел о самом близком человеке - о матери, Татьяне Федоровне. Она играла большую роль в его жизни. Матери C. Есенин посвятил эти задушевные строки:

Снежная замять дробится и колется,

Сверху озябшая светит луна.

Снова я вижу родную околицу,

Через метель огонек у окна.

Все мы бездомники, много ли нужно нам.

То, что далось мне, про то и пою.

Вот я опять за родительским ужином,

Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться -

Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай, под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел и много я странствовал,

Много любил я и много страдал,

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

Вот и опять у лежанки я греюсь,

Сбросил ботинки, пиджак свой раздел.

Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел.

А за окном под метельные всхлипы,

В диком и шумном метельном чаду,

Кажется мне - осыпаются липы,

Белые липы в нашем саду. С.Есенин

Слайды 16-17.

В 1923-1925 гг. С.Есенин жил в коммунальной квартире в Брюсовском переулке. Здесь же жили его сестры - Катя и Шура, сюда приезжала из Константинова Татьяна Федоровна. Об одном из ее приездов Есенин писал 6 марта 1925 года: «Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола».

В 1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:


Загрустила шибко обо мне,

В старомодном ветхом шушуне.


Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...


По-весеннему наш белый сад...

Слайд 18. Звучит «Письмо матери» в исполнении А.Малинина.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне. С.Есенин

Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце.

Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой.

Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемящее нежные слова нашел поэт для матери.

6. Зажигаю на столе свечу со словами : Когда он впервые покидал родную саклю, отправляясь в путь, мать поставила на окне зажженную лампу. Он шел, оборачиваясь, снова шел, но огонек родного дома мигал ему сквозь туман и мглу.

Слайды 19-20.

Огонек на маленьком окне мигал ему сквозь многие годы, пока он колесил по свету…

Однажды Р. Гамзатов посетовал: «Человеку всегда не хватает времени для друзей, для звезд, для того, чтобы поклониться могиле матери… У каждого писателя есть тайная мечта: написать когда – нибудь свою заветную, лучшую книгу. Но как раз для нее-то и не хватает нам времени… часа раздумий….»

Можно взять на себя смелость и вольно соединить основные мысли этого высказывания: поэт нашел час раздумий о матери, поэт поклонился высоким сыновним словом, написав поэму «Берегите матерей». Читая ее, думаешь: нет, это не час раздумий, это год, годы, вся жизнь. В единочасье, сразу это слово прийти не может.

Расул Гамзатов посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и мира»; без которых нет жизни на земле.

Послушайте отрывок из этой поэмы – сцену прощания отца и сына:

    Ты сынок? –

Чуть приоткрылись веки.

Взгляд чуть-чуть зажегся – и погас.

Эту ночь мне не забыть вовеки.

    Вот и наступил прощанья час.

Смерти угодил я под копыта,

Видно, в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму береги ты;

Слышишь, сын мой, маму береги!

И замолк навек, отца не стало…

Но звучаньем прерванной строки

Все кругом гудело, рокотало,

Повторяло:

    Маму береги!

Хлынул дождь – и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли:

    Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

    Мама, это – дерево родное!

    Мать – весь мир, и рощи, и поля.

Яростно бушует непогода.

В черном небе не видать ни зги…

Просит каждый час любого года:

Душу мира – маму береги! Р.Гамзатов

7.Тема материнской любви, любви к матери поистине неисчерпаема.

«Вся гордость мира от матерей,- сказал Максим Горький,- без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Сегодня нашими собеседниками были великие поэты и писатели.

Но вы тоже можете сказать свои слова о самых близких и родных вам людях, ваших мамах. (Сочинения и стихи учащихся). (Слайды 21,22 )

8. И закончить наш урок я хочу строками Расула Гамзатова:

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: мама!
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою...
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто Жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!...
Я произношу его: Мама!

Слайд 23. Звучит песня «Это слово мама» в исполнении В. Кикабидзе.

I .Введение……………………………………………………...….... стр. 2

II . Основная часть:

II .1Моя путеводная звезда……………………………….............стр. 3

II .2Женские образы в литературе………………………............стр. 4

II .3Бессмертие во времени………………………………….....стр. 5-7

II .4Святые страницы поэзии………………….…………....…стр. 8-10

II .5Литература, так много сказавшая о матери…………..стр. 11-12

II .6Искусства различны, но тема едина…………………...стр. 13-14

III . Микроисследование №1……………………………..…..… стр. 15

IV . Заключение……………………………………………………стр. 16

V . Библиографический список……………………………….…стр. 17

VI . Приложения

I . Введение.

Тема моей научно-исследовательской работы "Образ матери в художественной литературе”. Я решила написать эту работу, потому что мне было интересно понять, почему писатели, поэты, а также художники и музыканты нередко посвящают свои произведения матерям и делают их героинями рассказов, повестей, поэм, картин…

Мама… Это самое прекрасное слово, которое произносит ребёнок, и сердце у матери замирает. "Мама, мамочка”, - повторяет он, и женщина уже готова полететь, вырваться из своей телесной оболочки, готова закричать на весь мир о том, что человечек, которому она дала жизнь, произнёс её Имя. И это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно: в русском "мама”, украинском "ненька”, в английском "mother ”, узбекском "аба”… Да, теперь на долгие годы слово "мама” в своих различных интерпретациях станет именем молодой женщины.

Слово "мама”- особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек. Когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета, ей был задан несколько неожиданный вопрос: "Кто ваш самый любимый человек?” Валентина ответила одним коротким, точным, красивым словом: "Мама”.*

Я считаю, что данная тема актуальна, так как наше время добавило определенные сложности и в без того непростые отношения "отцов и детей”. Я знаю не только любящих сыновей и дочерей, но равнодушных и жестоких, которые часто обижаются на своих мам, отталкивают их со своей любовью. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более чуткими, восприимчивыми. Эта любовь чиста и невинна, как капля росы поутру и ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством на Земле. Именно в материнской любви заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее сила?

Задачи работы:

    Выявить личное отношение к матери.

    Рассказать, какое место занимают женские образы в художественной литературе.

    Определить, какую лепту внесли писатели и поэты, сказав так много хороших слов нашим матерям, и какое влияние оказывал образ матери на художников и музыкантов?

    Показать бессмертие образа Матери во времени.

    Провести микроисследование о взаимоотношениях моих сверстников с мамой.

1* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

1. Моя путеводная звезда.

Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек, это самое святое, что есть в моей жизни и сейчас, и когда я стану взрослой. Я расту, находясь рядом с ней, и это рост не только физический, но и душевный. Мы вместе, рука об руку, поднимаемся по ступенькам совершенствования. Мама смотрит на мир с позиции зрелого, более опытного человека, а я хватаюсь за все, что вижу интересного в мире. Я думаю, что в наших разговорах рождается некая истина для нас обоих. И как только мы узнаем что-то новое, мы делимся друг с другом полученными знаниями. Моя мама все время стремится познать что-то новое, необычное, открыть для себя те жизненные процессы, которые происходят на Земле и во Вселенной. И я иду по жизненному пути рядом с ней, получая знания, к которым стремлюсь. Мы учимся вместе познавать жизнь во всех ее проявлениях.

Мы есть часть чего-то большого и светлого. Мы едины. Бывало так, что нас даже принимали за сестер, подруг, настолько нас это единство радует. И я твердо, гордо и уверенно могу сказать, что моя Мама – это не только мой Учитель, но и близкий Друг, который никогда не подведет меня, который всегда поможет и поддержит. Благодаря ей я знаю, что из любой ситуации есть выход, что на все можно взглянуть с другой стороны и понять, что не стоят душевной энергии мелкие человеческие неурядицы. И я знаю, что когда я выйду на «большую дорогу» жизни, то не опущу руки при первой неудаче, а вспомню ту любовь и доброту, которые подарила мне мама, и распустится в душе прекраснейший из цветков – благодарность.

Есть замечательные строки стихотворения Л. Константиновой о маме, которые я часто вспоминаю:

В розовом царстве далекого детства

Помню твое материнское сердце,

Сердце большое – такое надежное,

Жить без тебя стало бы невозможно!

Стала я старше, а ты стала ближе,

Образ прекрасный любовью насыщен.

Этой любовью к тебе я привязана,

Каждой ресничкой тебе я обязана.

Мне за такую любовь – невозможно

Не заплатить, не воздать подороже,

Эта любовь материнская значится.

Знаю – мой долг никогда не оплатится.

Многому в жизни меня ты учила,

Добрым примером, заботой растила!

Путь твой, как подвиг, мужеством светится,

Как я хочу с тобой в вечности встретиться,

Как не хочу я тебя потерять

В день, когда Господа будем встречать,

Но пока сердце мое может биться,

Буду сильней за тебя я молиться!*

2*Воздух детства и отчего дома…: стихи русских поэтов - М.: МОЛ. Гвардия с.337.

2 . Женские образы в литературе.

Что может быть на свете священнее имени матери!..

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица – мать…”.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!”

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший самое дорогое на свете существо - мать, и, даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба. Не случайно всем сердцем откликаемся мы на заключительные строки стихотворения Василия Казина "На могиле матери”:

Гнетет и горе, и недоуменье,

Гвоздем засело существо мое,

Стою - твое живое продолженье,

Начало потерявшее свое.*

С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. И с презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.

А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку....

Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя и беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображают и сварливыми, и подозрительными, и скупыми, и черствыми. Наверное, прав был поэт С. Островой, сказав: "Самая прекрасная на свете - женщина с ребенком на руках”.*

Женские образы в литературе – это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются непосредственными участниками событий, зачастую сюжет без них не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Но из всех женских образов, самый любимый нами – это образ матери.

3* Час мужества стр. 137.

4* Энциклопедия мысли стр. 195.

3 . Бессмертие во времени.

Народ всегда чтил Мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” и др.*

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных.

Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Вот оно – бессмертие истинной поэзии, вот она – завидная протяженность ее существования во времени!

Но в печатной литературе, которая по известным причинам вначале была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, он не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин. Поэтому и происходило, пусть и не вполне осознанное, притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно - "мамушкой". Самое известное из посвященийняне так и называется "Няне”:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты,

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

5* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

6* А. С. Пушкин. Избранное. Стихотворение «Няне» - стр. 28.

По - настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала только в демократической поэзии. И здесь необходимо, в первую очередь, назвать имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины - матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: "Есть женщины в русских селениях", "В полном разгаре страда деревенская”, "Орина, мать солдатская”, "Рыцарь на час”, "Внимая ужасам войны”, главу "Демушка” из поэмы "Кому на Руси жить хорошо”, которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию…

Его стихи, обращенные к рано умершей матери ("Рыцарь на час”)*, быть может, самые проникновенные во всей мировой поэзии:

Повидайся со мною, родимая!

Появись лёгкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других…

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои! …

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество! …*

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки*:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самогогероя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где - то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…*

7* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2-Л. «Наука»,1981 - стр.258.

8* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2- Л. «Наука», 1981 стр. 26

Районный конкурс сочинений,

Посвящённый Всероссийскому дню матери

Название работы: «Образ женщины-матери в отечественной литературе».

Жанр сочинение-рассуждение

Класс______8

ОУ______Уховская школа

Ф.И.О учителя______Вавилова Е.В.

2016-2017 учебный год

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать!

М. Джалиль

Мама – это слово, которое каждый человек несомненно употреблял в своей жизни, но мало лишь употреблять это слово. Нам всем, каждому человеку следует помнить одно, что мама- это не просто слово, это смысл жизни. Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любовь» – это слово святое,

То трижды священное – «женщина – мать».

Что такое материнская любовь и улыбка? Что значит любить маму? Материнская улыбка это то, что согреет человека, где бы он ни был, чем бы он не занимался. О чем и говорила в своем стихотворении Татьяна Шорыгина:

Ничего милее нет
Маминой улыбки -

Словно вспыхнет солнца свет,

Мрак развеет зыбкий!

Словно хвостиком блеснет,
Золотая рыбка -

Радость сердцу принесет

Мамина улыбка!

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

Но был огонь - не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Все напевала и ходила...

Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Мама – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», - пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать- родина, мать – высшее идеальное начало.

В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

Ещё вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,

Ты заплатил ей дань живой,

Не бойся стужи нестерпимой:

Я схороню тебя весной.

«Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце матери» показал, что сердце матери может простить всё:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Мы вырастаем, уезжаем из родного дома, но даже на краю земли мы понимаем, что где-то далеко ждут нас теплые мамины руки и добрые ласковые глаза:

Руки мамочки моей-

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы!

Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

Слушайте, пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает,

А добрая мама прощает всё это.

Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с



Сочинение на тему «Слово о женщине. Слово о матери.»

Что человек начинает понимать с первых месяцев рождения. Конечно, он узнает запахи, улыбается прикосновениям и запоминает лицо матери. Этот человек, находиться с ним самых первых минут жизни и остаётся рядом до конца своей жизни. Роль матери в жизни человека огромна. Мать учит нас первым моральным ценностям, жалеет нас, когда нам больно и плохо. Она всегда безотказно идет нам навстречу. Матери бывают разными, кто-то более строг, некоторые скупы на чувства, но все равно каждая из них любит своего ребенка больше жизни. Для этого не нужно ни каких доказательств, ведь случись с ее ребенка беда, она кинет все и побежит на спасение своего чада.

Любовь матери и ребенка, что-то волшебное и не рушимое. И мы даже не можем представить себе, что она чувствует, пока сами не станем родителями. Как вы думаете, что самое страшное для матери? Конечно это потеря или смерть своего собственного ребенка. Такое случается в жизни довольно редко, обычно действуя законам природы, дети хоронят своих пожилых родителей. Но дело стояло совсем, наоборот, в годы Великой Отечественной войны. В те ужасные сороковые умирали все и дети, и отцы и матери. Но как же было сложно матерям отправлять своих мальчишек на фронт. Они не могли сдержать юношескую жажду геройства, ведь молодые люди не знали, что такое война. В их голове стояли картинки геройских подвигов, верные друзья сослуживцы и красивые влюбленные санитарки.

Сердце матери в моменты прощания сжималось от сильной боли. Она знала, что этот момент может оказаться последним, и она была не в силах что-то изменить. Ведь война не щадила ни щадила никого. А как было больно смотреть на таких женщин, которые каждый день молились и ждали своих детей. Но самая страшная картина это когда в их деревне появлялся военный почтальон, его прихода боялись все, и каждый желал, что бы он ни выкрикнул знакомое им имя. Ведь такой почтальон вез с собой смерть, маленькие похоронки говорили о том, что в мире больше не существует человека с таким то именем и годом рождения. Через несколько дней привозили бездыханное тело или вовсе, родным даже не удавалось взглянуть на их сына.

А сколько таких матерей было в то время. Ведь любая из них согласилась бы сама пасть на поле боя вместо своего сына. Их горе было огромно и не каждая могла с этим справиться. Подобная ситуация описывается в произведении Фадеева. Он пишет о людских судьбах и тема, которую он описывает у себя в рассказах близка ему и очень понятна. Ведь он видел сотни таких матерей, когда находился в Краснодаре. В связи с эти в его голове родилась идея романа «Молодая гвардия», где рассказывается история молодых солдатов. Они не были рождены убивать, и война свалилась на них точно так же как и на других. И все геройства совершенные ими были бы не реальны, если бы позади них не стояли их матери.

Произведение несет в себе мысль того, что именно женщины-матери могут остановить войну. Ведь война является их главным врагом, который отбирает все то что им так дорого. Женщины дарят жизнь, они сами ею являются. Подобная тема проскакивает в произведении «А зори здесь тихие», там ярко описывается невозможность участия женщины в войне. В конце данного произведения все пять девушек умирают геройской смертью. Командир еще долго будет рассуждать на данную тему, о ней не стоит забывать никогда.

Давайте же будем терпимее относиться к своим матерям. Ведь если представить то, что они сделали в нашей жизни и какую роль в ней играют мы просто не в состоянии им отплатить. Будем любить их и уважать и стараться им во всем помогать.