Придумай с чем еще можно сравнить. Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Объявление темы и целей урока

  • 11.04.2024

Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Каким ты представил себе воробья? Помогли ли тебе в этом выразительные слова (эпитеты) серый, юркий и сравнение точно мышка? Как ты понимаешь словосочетание глазки - бисер?

Я представляю воробья крошечной серой птичкой, быстрой и неуловимой, как мышка.

Эпитеты мне конечно же помогли.

Ведь именно они передают внешний вид и «характер» воробья, говорят о его шустрости, ловкости и увертливости.

Словосочетание «глазки бисер» дает мне представление маленьких и ярких, как чистое стеклышко, глазок.

Они сверкают и сияют, как драгоценные камушки на солнце.

Саша Чёрный. Слон

Попробуй самостоятельно сочинить весёлую историю про слона. Запиши её план.

Веселая история про слона "Там, где хобот, там перед!" для 3 класса.

Эта история случилась с одним очень рассеянным слоном Пашей и научила его быть внимательным.

Как-то утром слон Пашка просыпается и как обычно не причесываясь и не смотря в зеркало решил выйти погулять на улицу.

Вышел слон, идет по улице и что-то неудобно ему идти - лапы ему мешают.

Странно - подумал слон Пашка - никогда со мной такого не было, чтобы мне лапы мешали, но шел дальше.

Дошел он до речки и захотел попить водички. Сунул хобот в речку, а водичка в хобот не набирается.

Странно - опять подумал слон Пашка - никогда со мной такого не было, чтобы вода в хобот не набиралась...

Как же я теперь пить буду? - испугался слон Пашка.

Пашка привет! Ты чего это задом наперед ходишь?

И хвост в реку суешь?

Это у тебя игра какая-то?

Давай и я в нее поиграю!!!

Ого! - подумал слон Пашка - это что я с утра не заметил, что на реку пошел задом наперед? -

Вот это да!!! Совсем я рассеянный стал.

Повернулся слон Пашка передом к речке, опустил хобот, попил воды и решил, что он больше никогда не будет таким рассеянным, и всегда утром будет умываться и смотреть в зеркало, чтобы опять не перепутать зад с передом.

План веселой истории про слона Пашку:

1) Рассеянный слон Пашка.

2) Вода в хобот не набирается и лапы мешают идти.

3) Замечание крокодила Митьки.

4) Слон Пашка берется за ум.

Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О чём они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Творчество Саши Черного рассказывает о взаимоотношениях животных и людей.

Во всех стихотворениях присутствует легкий и непринужденный юмор, а также призыв поэта к людям о любви и заботе о братьях наших меньших.

Найди сборник стихов Саши Чёрного в алфавитном каталоге библиотеки. Посмотри оглавление. Прочитай не сколько произведений. Какое стихотворение тебе понравилось? Запиши своё мнение о нём.

В библиотеке я нашел сборник Саши Черного «Детский остров».

Меня заинтересовало стихотворение "Как девочка нашла своего мишку"

Мне оно симпатично своей легкой ироничностью и непринужденностью.

Монолог девочки со своим мишкой не может не вызывают улыбку.

Хоть это и не настоящий мишка, а всего лишь игрушка, автор показывает любовь девочки к нему, ее детские переживания.

Это очень мило и забавно.

Найди информацию о творчестве Саши Чёрного. Посмотри в энциклопедии или Интернете. Напиши несколько строк.

Несколько строк о творчестве поэта Саши Черного для 3 класса.

В детстве поэта звали Александр Гликберг, а Саша Черный - это его творческий псевдоним.

Саша родом из Одессы, когда он подрос его мама и папа хотели отправить на учебу в белоцерковскую гимназию, но он наоборот отказался.

Будущий поэт сбежал из дома и занимался попрошайничеством на улице, чтобы не идти учится.

Один известный житомирский чиновник заметил мальчика и взял его к себе.

Этот чиновник очень любил поэзию и мальчик также впитал в себя его любовь.

Со временем Саша стал писать стихи.

Когда Саша вырос, чиновник устроил его служить в житомирскую таможню.

Саша работал, но постоянно писал стихи и через какое-то время его заметили и стихи его стали печать.

Так Саша Гликберг стал поэтом Сашей Черным и уехал с Житомира в Санкт-Петербург.

После Санкт Петербурга поэт поехал учится в Германию, потом вернулся и пять уехал заграницу.

Саша Черный много путешествовал по миру. В 1929 года поселился по Франции, но прожил недолго.

Когда ему было 52 года у его соседей загорелся дом, он принял участие в тушении пожара, но сам заболел после этого случая и умер.

Похоронен на территории государства Франции.

Творчество Саши Черного:

Дневник резонёра»

«Чепуха»

Всем нищим духом»

«Невольная дань»,

«Сатиры»

«Тук-Тук»,

«Живая азбука»

«Несерьёзные рассказы"

Повесть «Чудесное лето»

«Сон профессора Патрашкина»

«Дневник фокса Микки»

«Кошачья санатория»

«Румяная книжка»

А. Блок. Ветхая избушка

Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил?

Я представил, как бабушка смотрит из окна на своих веселых внуков, которые забавно играют со снегом.

Конец стихотворение дает представление такой картины:бабушка с внуками пьют за столом чай, смотрят в окно, а там уж наступает весна, ярко светит солнце и тает снег.

А. Блок Сны

О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия.

В стихотворении говорится о сказках А.С. Пушкина.

Упоминается «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Именно ее рассказывает няня.

Отсюда взят и образ царевны, которая спит в кровати из хрусталя.

Образ богатырей можно сопоставить, как с уже упомянутой сказкой, так и со «Сказкой о царе Салтане».

Образ заморской царицы Блок заимствовал у сказки «О золотом петушке».

А. Блок. Ворона

Какой ты представляешь ворону? Запиши.

Читая стихотворение «Ворона» я представляю черную и любопытную ворону.

Она с интересом наблюдает за изменениями в природе и радуется, что наконец-то потеплело.

С. Есенин. Черёмуха

Какая картина возникает в твоём воображении, когда ты читаешь строки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли тебе сравнения? Почему?

Когда я прочитал строки этого прекрасного произведения, в моем воображении возникла картина великолепного дерева, что усыпано соцветиями золотистого цвета.

Я сразу представил майское солнце, которое освещает черемуху.

Ведь именно в мае оно расцветает.

Сравнение ветвь с кудрями мне очень понравилось.

Оно оригинальное и хорошо передает трепетное отношения автора к цветущему дереву.

Придумай, с чем ещё можно сравнить ветки черёмухи. Сравнения запиши.

Я думаю, что ветки черемухи можно отождествить с виноградной лозой, воздушными облаками, кружевом, нарядом невесты, ожерельем.

Тема: В гостях у поэта

С. А. Есенин "Черемуха"

Цели:

Познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением "Черемуха";

Учить выразительному чтению стихотворений;

Объяснить понятие "эпитет". Научить находить в тексте образные выражения;

Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

Воспитывать чувство любви к Родине, к природе;

Развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать основные вехи жизни и творчества поэта;

Уметь находить в тексте эпитеты.

Оборудование : портрет поэта, запись звуков весенней природы, презентация, музыкальная запись А. Вивальди "Времена года. Весна", раскраски.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворений и откроем для себя чарующий мир весенней природы.

А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).

Какие картины рисует вам воображение? Опишите их.

Какое время года вам представляется?

Игра "Цепочка". Учащиеся по очереди перечисляют признаки наступления весны.

3. Объявление темы и целей урока

Тема нашего урока "В гостях у поэта". Мы познакомимся с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина

4. Знакомство с биографией С. Есенина

Работа с презентацией.

Слайд 1 . Портрет С. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Слайд 2 . с. Константиново. Дом-музей С. Есенина

Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.

Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России.

Слайд 3 . Картины русской природы.

С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза".

Слайд 4 : дерево черемухи.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Докажите, что в загадке описывается черемуха.

Учитель: В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.

Давайте посмотри, что написал о черемухе С. Есенин.

5. Первичное знакомство с текстом

Учитель выразительно читает стихотворение.

Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

6. Анализ стихотворения

А) Прочитайте текст самостоятельно.

Жужжащее чтение.

Б) Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.

Ориентировать учащихся, что в тексте два лирических героя: черемуха и ручей.

В) Лингвистическое комментирование

Работа с презентацией

На слайдах - изображения явлений природы. Учащиеся должны прокомментировать и объяснить значение слов.

Роса медвяная - капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;

Зелень пряная - зелень с острым пряным запахом, душистая;

Сияет в серебре - это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.

Проталинка - место, где растаял снег и виднеется земля.

Зелень горит на солнышке - это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.

Волна гремучая - вода громко журчит.

Обдает - брызги воды достигают дерева.

Под кручею - под обрывом.

Г) Объяснение термина "эпитет"

Обратите внимание, что каждому предмету автор дает характеристику. Черёмуха - душистая, ветки - золотистые, роса - медвяная, зелень - пряная. Одно единственное прилагательное, а как тонко подмечены качества. В итоге получается цельная картинка пейзажа. Такие слова называются эпитетами.

Эпитет - образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.

Д) Закрепление

Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".

(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).

Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)

Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы - нежную, тонкую и невероятно богатую.

Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета

(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)

(с молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")

А на кого тогда похож ручей? Почему?

(на юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")

Что значит "вкрадчиво"

(тихо, доверчиво)

Найдите подтверждения в тексте.

7. Закрепление пройденного

А) Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна".

Б) Объясните свой выбор цветов. Подберите эпитеты к словам: ручей, черемуха, трава, небо.

8. Выразительное чтение стихотворения

9. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое настроение подарила вам поэзия Есенина?

Что еще вы хотите узнать о поэте?

10. Выставление оценок и домашнее задание

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты. Придуманные примеры запишите в тетрадь.

Людмила Жура
Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

Беседа о весне . Заучивание стихотворения С . Есенина «Черёмуха » .

Цели занятия :

1. Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения , развивать внимание и творческое воображение.

2. Развивать связную речь и память при заучивании стихотворения , образное мышление.

3. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании и стихотворения .

4. Учить выразительно рассказывать стихотворение .

Предварительная работа : чтение стихов С . Есенина о природе , рассматривание иллюстраций цветущих деревьев. Беседа о полезных свойствах, особенностях черёмухи . Аппликация «ветка черёмухи » .

Оборудование : доска с иллюстрациями черёмухи , цветущих деревьев, портрет С. Есенина , ноутбук для просмотра слайд –шоу.

Ход занятия:

Организационный момент :

В : Какое время года? (весна )

В : Какой месяц? (май)

В : На Север весна приходит поздно . Мурманскую природу в цвету можно увидеть только в июне, а в тёплых краях всё по-другому : цветут сады в мае, ярко светит солнышко. небо голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. Май – это весна цветов .

В : А сейчас хотите увидеть как цветут деревья черёмухи ?

В : Садитесь на стульчики, постарайтесь не только увидеть, но и почувствовать вкус, запах весны , услышать звуки.

Просмотр слайд-шоу, прослушивание произведение «Апрель» из цикла «Времена года» Чайковского.

В : Что увидели? (просыпается природа, распускаются листочки, цветы)

В : Что услышали? что представили? (пение птиц, голоса людей, шуршание веток, шелест листвы, летающих бабочек, жужжание насекомых)

В : Вам понравилась цветущая черёмуха ? С чем бы вы её сравнили?

(черёмуха словно облако ; одуванчик; ромашка; подснежник; белое платье невесты)

В : Весна – время года , которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.

В : Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи ) Каким другим словом можно назвать стихи ? (поэзия)

В : Из года в год весна приходит на землю , вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха » . Его автор С. А. Есенин , русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков , запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил , что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.

В : Где родился и вырос поэт (село Константиново) .

Сейчас оно называется Есенино .

В : Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе ? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха , когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)

В : Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха »

Чтение стихотворения «Черёмуха » (смысловая пауза)

В : Вам понравилось стихотворение ?

В : Что почувствовали? Почему? (радость, грусть)

В : О ком, о чём рассказал поэт в стихотворении ? черёмухе , о ручье)

В : Что понравилось в стихотворении ?

В : Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение ? (погода была жаркая, ярко светило солнце)

В : Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе , любуясь на неё утром, а потом днём.

Этюд «Черёмуха утром » (физминутка) .

В : Представим себя черёмухой в утренние часы . Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.

В :

В : Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения ? (2-3 ответа)

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

В : Черёмуха душистая , а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)

В : Какую черёмуху вы представили , когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)

В : Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)

В : Черёмуха дерево медоносное . Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)

В : Цветы черёмухи душистые , ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)

В : Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт ? (2-3 ответа)

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре

В : А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха ?

Чтение первого четверостишья. (1-2 ответа)

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сверкает в серебре

В : А о чём ещё идёт речь в стихотворении ? (о ручье)

В : Где спрятался ручей? (в траве, между корней)

В : Я прочту как поэт говорит об этом.

В : А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей

В : Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём .

Этюд «Черёмуха днём » (физминутка)

В : Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись , тянутся к солнцу.

В : Черёмуха душистая , развесившись, стоит,

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт

В : Вспомните, какая стала черёмуха днём ? (ответы детей)

Черёмуха душистая , развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит

В : Давайте расскажем каким стал ручей?

В : Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт

В : Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)

В : Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)

В : А как вы понимаете слово «обдаёт» ? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)

В : Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт » ? (осторожно, нежно, ласково)

В : Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём ?

В : Кто запомнил всё стихотворение , расскажите его.

Выразительное чтение стихотворения детьми .

Воспитатель с детьми наблюдают за цветущей черемухой или рассматривают веточки.

Воспитатель (загадывает детям загадку)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источ&па,

А когда пора настала -

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Сегодня мы будем рассматривать цветущую черемуху. Про нее сложено много стихов, песен. Послушайте:

Черемуха душистая С весною расцвела, И ветки золотистые, Что кудри, завила… Черемуха душистая, Развесившись, стоит, И зелень золотистая На солнышке горит.

С. Есенин

Посмотрите, какие удивительные превращения произошли в жизни черемухи. Она покрылась листвой, зацвела. А цветы у нее очень душистые, ароматные, так и хочется вдохнуть этот аромат. Я наклоню к вам ветки, а вы понюхайте.

Воспитатель наклоняет ветку черемухи, чтобы дети почувствовали аромат цветов.

Сейчас мы рассмотрим цветы черемухи и узнаем, почему в стихотворении говорится, что ветки у черемухи золотистые.

Посмотрите, цветы у черемухи белые, а в середине - желтые тычинки, как маленькие желтые свечки. Это они

придают цветкам золотистый цвет. У черемухи много-много меленьких цветочков, но отдельно ли расположены они?

Дети отвечают.

Правильно, они сидят вместе. Это называется кисть. Маленькие цветочки собраны у черемухи в кисть. Кистей много, поэты их сравнивают с кудрями, а ветки выглядят золотистыми от солнечного света и желтизны тычинок-свечек. А что значит «черемуха душистая»?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Душистая - значит ароматная, пахучая, благоухающая, имеющая приятный запах.

Детям предлагается еще раз полюбоваться цветущей черемухой, понюхать ее цветы. Можно еще раз прочитать стихотворение.