Монголо татарские захоронения на территории забайкальского края. Самые шокирующие факты о татаро-монгольском иге. Реалии средневековой войны

  • 05.07.2020

В большинстве учебников истории написано, что в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все чаще раздаются голоса тех, кто сомневается, что нашествие вообще имело место? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей? Давайте проанализируем исторические факты, многие из которых могут шокировать.

Иго придумали поляки

Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Хронист и дипломат Ян Длугош в 1479 году назвал так время существования Золотой Орды. За ним в 1517 году повторил историк Матвей Меховский, работавший в Краковском университете. Данную трактовку взаимоотношений Руси с монгольскими завоевателями быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками.

Причем в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, и поэтому оно распространилось и на монголов. Между тем Чингисхан попытался истребить все татарское племя, разгромив их армию в 1202 году.

Первая перепись населения Руси

Первую в истории Руси перепись населения провели представители Орды. Они должны были собрать точную информацию о жителях каждого княжества, об их сословной принадлежности. Главной причиной такого интереса к статистике со стороны монголов была необходимость рассчитать размер налогов, которыми облагались подданные.

В 1246 году перепись прошла в Киеве и Чернигове, Рязанское княжество подверглось статистическому анализу в 1257 году, новгородцев пересчитали еще через два года, а население Смоленщины – в 1275 году.

Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые баскаками, долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее в Сарай-Берке.

Совместные походы

Княжеские дружины и ордынские воины часто совершали совместные военные походы, как против других русичей, так и против жителей Восточной Европы. Так, в период 1258-1287 годов войска монголов и галицких князей регулярно нападали на Польшу, Венгрию и Литву. А в 1277 году русские участвовали в военной кампании монголов на Северном Кавказе, помогая своим союзникам завоевать Аланию.

В 1333 году москвичи штурмовали Новгород, а в следующем году брянская дружина ходила на Смоленск. Каждый раз в этих междоусобных бранях участвовали и ордынские войска. Кроме того, они регулярно помогали великим тверским князьям, считавшимся в те времена главными правителями Руси, усмирять непокорные соседние земли.

Основу орды составляли русские

Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший город Сарай-Берке в 1334 году, в своем сочинении «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» написал, что в столице Золотой Орды много русских. Причем они составляют основную массу жителей: как работающих, так и вооруженных.

Этот факт упомянул и белоэмигрантский автор Андрей Гордеев в книге «История казаков», которая была издана во Франции в конце 20-х годов ХХ века. По мнению исследователя, большую часть ордынских войск составляли так называемые бродники – этнические славяне, населявшие Приазовье и донские степи. Эти предшественники казаков не желали подчиняться князьям, поэтому перебирались на юг ради вольной жизни. Название данной этносоциальной группы, вероятно, произошло от русского слова «бродить» (скитаться).

Как известно из летописных источников, в битве на Калке 1223 года на стороне монгольских войск сражались бродники, которыми руководил воевода Плоскыня. Возможно, его знание тактики и стратегии княжеских дружин имело большое значение для победы над объединенными русско-половецкими силами.

Кроме того, именно Плоскыня хитростью выманил правителя Киева Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями и передал их монголам для казни.

Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии, т.е. захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа. Хотя это кажется неправдоподобным.

А старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова в книге «Русские люди в Золотой Орде» (Москва, 1978 г.) предположила: «Вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска».

Захватчики-европеоиды

Есугэй-багатур, отец Чингисхана, был представителем рода Борджигин монгольского племени кият. По описаниям многих очевидцев, и он сам, и его легендарный сын, были высокими светлокожими людьми с рыжеватыми волосами.

Персидский ученый Рашид-ад-Дин в своем труде «Сборник летописей» (начало XIV в.) написал, что все потомки великого завоевателя были в основном белокурыми и сероглазыми.

Это значит, что элита Золотой Орды принадлежала к европеоидам. Вероятно, и среди других захватчиков преобладали представители данной расы.

Их было немного

Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Некоторые историки говорят о 500-тысячном войске. Однако это не так. Ведь даже население современной Монголии едва превышает 3 миллиона человек, а если учесть жесточайший геноцид соплеменников, устроенный Чингисханом на пути к власти, численность его армии не могла быть такой внушительной.

Сложно представить, как прокормить полумиллионное войско, к тому же передвигавшееся на лошадях. Животным просто не хватило бы подножного корма. А ведь каждый монгольский всадник вел с собой как минимум трех скакунов. Теперь представьте себе 1,5-миллионный табун. Кони воинов, едущих в авангарде армии, съели бы и вытоптали все, что только могли. Остальные лошади пали бы от голода.

По самым смелым подсчетам, армия Чингисхана и Батыя никак не могла превышать 30 тысяч всадников. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

Бескровные казни

Людей незнатных или неуважаемых монголы, как и большинство народов того времени, казнили, отрубая им головы. Однако если приговоренный пользовался авторитетом, то ему переламывали позвоночник и оставляли медленно умирать.

Монголы были уверены, что кровь – это вместилище души. Пролить ее – значит усложнить загробный путь покойного в иные миры. Бескровную казнь применяли к правителям, политическим и военным деятелям, шаманам.

Поводом для смертного приговора в Золотой Орде могло послужить любое преступление: от дезертирства с поля боя до мелкого воровства.

Тела покойников бросали в степи

Способ захоронения монгола тоже напрямую зависел от его социального статуса. Богатые и влиятельные люди находили покой в специальных погребениях, в которые вместе с телами умерших зарывали ценности, золотые и серебряные украшения, предметы быта. А бедняков и погибших в бою рядовых воинов часто просто оставляли в степи, там где заканчивался их жизненный путь.

В тревожных условиях кочевой жизни, состоящей из регулярных стычек с врагами, сложно было устраивать похоронные обряды. Монголам нередко приходилось быстро двигаться дальше, без промедления.

Считалось, что труп достойного человека быстро съедят животные-падальщики и стервятники. А вот если птицы и звери не притрагивались к телу долгое время, по народным поверьям это означало, что за душой покойного числился тяжкий грех.

Останки ста человек, найденные в исторической части Ярославля, позволили археологам восстановить правду о встрече жителей города и войска Батыева в феврале 1238 года.

В 2004-2006 годах ученые из отдела охранных раскопок Института археологии РАН проводили раскопки на территории Рубленого города в Ярославле. Это древнейшая часть города, которая в плане похожа на треугольник, образованный двумя реками – Волгой и Которослью.

Исследование так называемой Cтрелки началось после того, как администрация Ярославской области решила воссоздать Успенский собор XVII века. Ученые должны были выяснить местоположение и планировку древнего собора.

За три года археологи во главе с руководителем отдела охранных раскопок Асей Энговатовой и научными сотрудниками ИА РАН Дмитрием Осиповым и Натальей Фараджевой изучили участок площадью в 2,5 тыс. кв. м. В ходе раскопок историки обнаружили фундамент не только последнего Успенского собора, но и следы более древних церквей, стоявших на том же месте. Ведь первый Успенский собор на территории Ярославского кремля 1215 году построил ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218). А затем собор перестраивался в 1504 и 1646 годах.

Историки обнаружили не только следы религиозных построек. Они нашли множество жилых и хозяйственных помещений XII-XVIII веков, более 350 хозяйственных и строительных ям.

Массовые захоронения

Среди построек домонгольского периода интерес ученых вызвал заглубленный подклет, найденный в 2005 году. Изначально он использовался для хозяйственных целей: об этом говорят обнаруженные там жернова, топор, замки, ключи и остатки сгоревшего зерна. Вскоре после того, как сооружение сгорело, его решили использовать как братскую могилу. Археологи обнаружили в котловане останки не менее 97 человек. Четверо, судя по всему, находились внутри здания и погибли еще во время пожара. Остальных побросали туда вскоре после пожара и в большой спешке. Люди лежали в яме на боку, на спине, согнувшись пополам, некоторых бросили туда вниз головой. Среди множества костей антропологи определили также останки животных – коров и коз. Затем могильщики завалили погребение бревнами, плахами (расколотыми пополам бревнами) и камнями.

Археологи нашли в этой яме фрагменты бронзовых височных колец, стеклянные бусы-браслеты и другие элементы украшений, распространенных на территории Северной Руси в X-XIII веках. Им также удалось обнаружить остатки различных тканей – шерстяных, льняных, шелковых и кусочки меха, которые могли быть частью верхней одежды. Скорее всего, говорят ученые, похороненные здесь люди погибли в холодное время года (возможно, зимой).

Однако не только эта постройка стала могилой для местных жителей. Позднее археологи нашли еще один хозяйственный подклет или погреб, в котором лежали останки 11 человек, а также хозяйственную яму с останками еще семерых.

Кого похоронили на территории города более 700 лет назад?

Судя по всему, все эти люди погибли одновременно и произошло несчастье в первой половине XIII веке. Причины смерти более 100 человек могли быть самыми различными: эпидемия, междоусобица, стихийное бедствие (пожар) или результат нападения монголо-татар.

Почему погибли люди, выясняли антропологи Александра Бужилова и Наталья Гончарова, научные сотрудники ИА РАН. Прежде всего они определили, что большинство погибших -- женщины и дети. В крупном захоронении около 30% погребенных составляли дети, а мужчин оказалось вдвое меньше, чем женщин. Большинство мужчин не относились к наиболее активному возрасту (от 15-18 до 30-35 лет). В яме, где лежали 11 человек, оказались шесть женщин в возрасте от 18 до 55 лет, трое мужчин 20-50 лет и два ребенка. Судя по всему, мужчин в момент трагедии в Рубленом городе почти не оказалось.

Погибшие относились к вятическому населению и были, судя по всему, местными жителями. Среди людей в самом крупном погребении оказались и родственники. У некоторых остались следы заживших травм и переломов. А у четверых ученые обнаружили характерные сломы зубных коронок – этот признак часто встречался у людей, которые занимались рукоделием, то есть у портных. Всех погибших либо перезахоронили, либо погребли уже полуистлевшие трупы, причем все это происходило в большой спешке.

От чего умерли мирные жители древнего Ярославля?

Большинство людей погибли в результате различных травм – некоторых обезглавили, кто-то в момент смерти находился возле горящих зданий. Ученые определили три группы травм: дырчатые переломы (от ударов колющим оружием с острым краем), рубленые и колотые раны. У многих повреждены черепа в затылочной части – создается впечатление, что рубили уже поверженного человека. У некоторых видны следы ударов в районе лопаток – возможно, воины настигали убегающих людей и наносили им удары сзади. Сохранились следы и от ранений копьями, пиками и стрелами.

Проанализировав все останки, антропологи пришли к выводу, что большинство ударов наносилось сверху и сзади, а приходились они в основном на голову, спину или живот. Некоторых уже поверженных на землю людей добивали. Так, один человек, например, получил сразу две смертельные раны. Возможно, нападавшие собирались полностью уничтожить все население города.

Трагедия военного времени

В целом вырисовывается следующая картина: в момент нападения в городе по каким-то причинам почти не осталось молодых мужчин, а только старики, женщины и дети. На них напал профессиональный конный отряд воинов с четко поставленной задачей: полностью вырезать город. Некоторое время погибшие лежали там, где погибли. Затем уже полуразложившиеся тела в срочном порядке захоронили в одном месте. Сколько лежали трупы на улицах, осталось загадкой (напомним, что, судя по одежде на телах, стояли холода). Причиной трагедии не могла стать ни эпидемия, не местный междоусобный конфликт, категорически утверждают антропологи.

Похожая история случилась в древнем поселении, расположенном недалеко от современного села Городище (Хмельницкий район, Украина), во время нашествия Батыя на Русь. Археологи нашли там в конце 1950-х годов множество останков людей, сваленных в кучи (костищи). Треть погибших составляли дети, а умерли люди от рубленых ран, нанесенных мечами или саблями. Там удары тоже наносились сверху и сзади. Возможно, многих пойманных связывали, бросали на землю и добивали.

Набег 1238 года

Историки попытались соотнести сделанные ими находки с письменными источниками, в том числе с Лаврентьевской летописью. Возможно, отсутствие мужского населения в городе связано с тем, что великий владимирский князь Юрий Всеволодович (1188-1238), сын Всеволода Большое Гнездо, собирал в это время дружину на реке Сить для отпора монгольскому нашествию. В той битве, произошедшей 4 марта 1238 года, владимирское войско было полностью разгромлено, а князь Юрий и ярославский князь Всеволод Константинович погибли. В Лаврентьевской летописи Ярославль мельком упоминается среди других городов, взятых монголами в феврале 1238 года. Однако до сих пор было неизвестно, пал ли Ярославль после осады или сдался без боя, чтобы избежать погрома.

А в Троицкой летописи рассказывается о разоренной и сожженной после набега хана Тохтамыша Москве. И среди прочего упоминается, что князь Дмитрий Донской (1350-1389) распорядился выплатить определенные суммы тем, кто занимался массовыми захоронениями погибших.

Погребения в Ярославле сходны по описанию с московскими. Похожие могилы с останками тысяч людей были обнаружены еще в начале XIX века в Киеве (город разорили и посекли в 1240 году), а позднее в Старой Рязани и других поселениях, подвергшихся нападению татаро-монголов.

Поэтому вполне возможно, что археологи обнаружили трагические следы набега 1238 года. Бойня могла происходить именно в феврале, о чем свидетельствуют остатки теплой одежды на захороненных. В случае междоусобного конфликта погибших погребли бы сразу, а здесь они некоторое время еще лежали там, где их убили. Кроме того, татары сжигали захваченные города, что произошло и в Ярославле. Судя по всему, жители города собрались в одном месте (возможно, в храме) в укрепленной части города, поэтому и массовые захоронения находились недалеко друг от друга – не более чем в 20-40 м. Сделанные археологами находки и выводы антропологов говорят о крайней жестокости завоевателей по отношению к мирному населению края.

Результаты исследования массовых захоронений в Ярославле опубликованы в журнале «

Это череп русского воина, найденный недавно во Владимире при вскрытии санитарного захоронения времен монгольского нашествия. На черепе видны три травмы, две не смертельные, первая от стрелы, вторая от сабли и лишь последняя, смертельная в висок от булавы. Воин, истекая кровью, бился до последнего...

Однако, данные последних археологических открытий вряд ли попадут в путинский "единый учебник истории", в котором сами понятия "татаро-монгольское иго" и "татаро-монгольское нашествие" стыдливо заменены безобидной травоядной "системой зависимости русских земель от ордынских ханов". И это несмотря на то, что словосочетание "татарское иго" впервые появилось еще в 1660 году (в "Сказании о Мамаевом побоище").

Однако идеологическая целесообразность в очередной раз взяла верх над здравым смыслом и исторической правдой. Уж очень не хочется власти и её евразийским приспешникам признавать, что русские дрались с татарами, превосходящими русских числом, по сути один на один, без союзников. Вот, видимо, и решили современных татар (потомков волжских булгар) и среднеазиатских гастарбайтеров не обижать. Евразийцы и Фоменко рукоплещут. Наконец-то их фантасмагории о союзе Руси и Орды, отрицание факта нашествия и последующего за ним татаро-монгольского ига приняты в качестве официальной исторической доктрины. А что до истины - им плевать.

Что ж, вернемся, однако, в реальность. А реальность такова: в последние несколько лет были обнаружены несколько так называемых санитарных захоронений времен "Западного" похода Батыя на Русь , которые красочно демонстрируют, какой это был "союз". Но сначала, для затравки, цитата из Льва Николаевича Гумилева ("В какое время мы живем"):

Углич не сопротивлялся татарам. Все население попряталось в лесу, за исключением купцов, которым жалко было бросать свое имущество и которые заключали соглашение с татарами о выплате небольшой контрибуции лошадьми и продуктами в обмен на пайдзу - охранную грамоту от татар. Так уцелел Углич, и не он один, уцелела Кострома, Тверь, Ярославль - все города по Волге уцелели именно потому, что они заключили мир с татарами и монголами. Какое там завоевание! Какое там иго - не было его!

К Ярославлю мы еще вернемся. Итак,

Владимир

Летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования на участке строительства по ул. Златовратского д.1. Впервые было обнаружено массовое захоронение большого количества людей, с огромной долей вероятности погибших в результате осады города монголо-татарами в феврале 1238 г.

Захоронение было осуществлено в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной во время взятия города. Об этом свидетельствует большое количество элементов сгоревших деревянных конструкций и зерна, также найденных в этой яме.

Общее число погребенных – не менее 50 человек. Из них не менее 36 – взрослые, возраст которых 20-25 – 40-50 лет. 13 – дети и подростки (28% от общего числа погребенных), от новорожденных (до 3 месяцев) до детей 11-12 лет. 1 – подросток возрастом от 12-15 лет. Травмы у детей сравнимы по характеру с травмами взрослых, но единственным типом травм являются переломы костей черепа. Практически все детские черепа находятся во фрагментированном состоянии.

Обращает на себя внимание половой состав: количество мужчин чуть больше (53%), чем количество женщин (47%), что косвенно подтверждает отсутствие врагов в захоронении, поскольку примерно соответствует обычной пропорции полов русского города. Особенностью данного захоронения является практически полное отсутствие людей пожилого возраста, что отличает данное захоронение от захоронений так называемых "палеонтологических" (курганных). Анализ полученных данных позволяет заключить, что в представленной выборке также довольно обычное для Владимира тех времен соотношение взрослого и детского компонента.

Череп женщины-славянки 30-40 лет, настигнутой и убитой всадником сзади (рубленая рана).

Следует отметить, что данное захоронение характеризуется очень высоким процентом травм, несовместимых с жизнью. Характер травм позволяет однозначно интерпретировать их как полученные в результате нападения отряда вооруженных всадников.

Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы: рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом. Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (предположительно, булава или палица).

Обнаружены останки воина славянского антропологического типа, у которого помимо рубленого удара (саблей), не ставшего смертельным, отмечена не смертельная рана, нанесенная небольшим заостренным предметом (стрелой), а также смертельный перелом костей черепа в височной области, череп в результате удара был разрушен до глазного яблока (см. фото сверху и снизу). Количество и характер травм воина доказывает отчаянную стойкость, упорство и героизм защитников города. Жители, похоже, понимали, что обречены, но не сдались, спасая свою жизнь.

У многих погребенных на черепах отмечены сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы.

У детей единственным типом травм во владимирском захоронении являются переломы костей черепа.

Таким образом, можно провести реконструкцию трагических событий, следствием которых стало появление массового единомоментного захоронения в санитарных целях. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленые раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения.

Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному городскому населению Владимира.

По всей видимости, часть захоронения пострадала и была случайно уничтожена в ходе строительства жилого дома в 60-е годы.

Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел (стрела-вилка), используемых только степняками. А также появлением признаков присутствия татар в более позднем по хронологии культурном слое (см. ниже, усадьба на ул. Гагарина)

Монгольская стрела-"вилка".

Русские стрелы.

Город отчаянно сопротивлялся, но был обречен, поскольку основные силы (дружина) были стянуты Владимирским князем Юрием Всеволодовичем к реке Сить для решающего сражения , которое состоялось 4 марта 1238 года и было русскими проиграно.

Татарское присутствие на завоеванных землях (Владимир)

В 2005 году во Владимире в районе ул. Гагарина, д.2 вышеуказанной группой владимирских археологов была обнаружена сгоревшая татарская усадьба, свидетельствующая о присутствии богатой татарской семьи (по всей видимости, наместника). Усадьба построена в самом "престижном" для того времени районе Владимира (в данном районе найдено самое большое количество кладов). По словам археологов, это "владимирская рублевка XIV века". По характеру находок с огромной долей уверенности можно утверждать, что в усадьбе проживал ордынский татарин, поскольку найденные предметы никогда не использовались русскими и русские ими не торговали. К найденным предметам относятся:

1) фрагмент стеклянного кубка, изготовленного в Сирии (г. Алеппо, XIII-XIV век) в стиле "мамлюк":

2) фрагмент фляги с тисненным орнаментом в форме "калыпе", изготовленный в Хорезме (XIV век), распространенной в Средней Азии и странах Востока:

3) чаша или блюдо из керамики "Цзюнь-яо", Китай XII-XIII (первые находки подобной посуды на территории Восточной Европы):

Интересные антропологические материалы времен татаро-монгольского нашествия. Несколько удивляет политически-идеологическая канва, сразу ставящая под сомнение изложенные материалы (ей впрочем можно принебречь), равно как и безвариантная интерпретация некоторых археологических артефактов, например, широко распространненых во втором тысячелетии н.э. т.н. срезней.
Оригинал взят у sinn_fein в Новости археологии, евразийство и единый учебник по истории

Это череп русского воина, найденный недавно во Владимире при вскрытии санитарного захоронения времен монгольского нашествия. На черепе видны три травмы, две не смертельные, первая от стрелы, вторая от сабли и лишь последняя, смертельная в висок от булавы. Воин, истекая кровью, бился до последнего...

Однако, данные последних археологических открытий вряд ли попадут в путинский "единый учебник по истории", в котором сами понятия "татаро-монгольское иго" и "татаро-монгольское нашествие" стыдливо заменены безобидной травоядной "системой зависимости русских земель от ордынских ханов". И это несмотря на то, что словосочетание "татарское иго" впервые появилось аж в 1660 году (в "Сказании о Мамаевом побоище"). Однако идеологическая целесообразность в очередной раз взяла верх над здравым смыслом и исторической правдой. Уж очень не хочется власти и ее евразийским приспешникам признавать, что русские дрались с татарами, превосходящими русских числом, по сути один на один, без союзников. Вот видимо и решили современных татар (потомков волжских булгар) и среднеазиатских гастарбайтеров не обижать. Евразийцы и Фоменко рукоплещут. Наконец-то их фантасмагории о союзе Руси и Орды, отрицания факта нашествия и последующего за ним татаро-монгольского ига приняты в качестве официальной исторической доктрины. А что до истины - им плевать.
Что ж. Вернемся однако в реальность. А реальность такова: в последние несколько лет были обнаружены несколько так называемый санитарных захоронений времен "Западного" похода Батыя на Русь, которые красочно демонстрируют какой это был "союз". Но сначала, для затравки, цитата из Льва Николаевича Гумилева ("В какое время мы живем"):

Углич не сопротивлялся татарам. Все население попряталось в лесу, за исключением купцов, которым жалко было бросать свое имущество и которые заключали соглашение с татарами о выплате небольшой контрибуции лошадьми и продуктами в обмен напайдзу- охранную грамоту от татар. Так уцелел Углич, и не он один, уцелела Кострома, Тверь, Ярославль - все города по Волге уцелели именно потому, что они заключили мир с татарами и монголами. Какое там завоевание! Какое там иго - не было его!
К Ярославлю мы еще вернемся. Итак,

Владимир

Летом 2011 г. сотрудниками «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» были проведены исследования на участке строительства по ул. Златовратского д.1. Впервые было обнаружено массовое захоронение большого количества людей, с огромной долей вероятности, погибших в результате осады города монголо-татарами в феврале 1238 г.
Захоронение было осуществлено в хозяйственной яме внутреннего двора древнерусской усадьбы, сожженной во время взятия города. Об этом свидетельствует большое количество элементов сгоревших деревянных конструкций и зерна, также найденных в этой яме.
Общее число погребенных - не менее 50 человек. Из них не менее 36 - взрослые, возраст которых 20-25 - 40-50 лет. 13 - дети и подростки (28% от общего числа погребенных), от новорожденных (до 3 месяцев) до детей 11-12 лет. 1 - подросток возрастом от 12-15 лет . Травмы у детей сравнимы по характеру с травмами взрослых, но единственным типом травм являются переломы костей черепа. Практически все детские черепа находятся во фрагментированном состоянии.
Обращает на себя внимание половой состав: количество мужчин чуть больше (53%), чем количество женщин (47%), что косвенно подтверждает отсутствие врагов в захоронении, поскольку примерно соответствует обычной пропорции полов русского горда. Особенностью данного захоронения является практически полное отсутствие людей пожилого возраста, что отличает данное захоронение от захоронений так называемых "палеонтологических" (курганных). Анализ полученных данных позволяет заключить, что в представленной выборке также довольно обычное для Владимира тех времен соотношение взрослого и детского компонента.

череп женщины-славянки 30-40 лет, настигнутой и убитой всадником сзади (рубленная рана).

Следует отметить, что данное захоронение характеризуется очень высоким процентом травм, несовместимых с жизнью. Характер травм позволяет однозначно интерпретировать их как полученные в результате нападения отряда вооруженных всадников.
Все травмы могут быть разделены на 2 большие группы рубленые и колотые, нанесенные острыми предметами, и переломы костей черепа при действии тяжелого тупого предмета. У мужчин преобладают рубленые, у женщин и детей раны тяжелым тупым предметом. Травмирующий предмет был небольшого диаметра (около 5-6 см), но большой разрушительной силы, по-видимому, тяжелый, что вызывало сквозной пролом костей черепа (предположительно, булава или палица).
Обнаружены останки воина славянского антропологического типа, у которого помимо рубленого удара (саблей), не ставшего смертельным, отмечена не смертельная рана, нанесенная небольшим заостренным предметом (стрелой), а также смертельный перелом костей черепа в височной области, череп в результате удара был разрушен до глазного яблока (см. фото сверху и снизу). Количество и характер травм воина доказывает отчаянную стойкость, упорство и героизм защитников города. Жители похоже понимали, что обречены, но не сдались, спасая свою жизнь.

У многих погребенных на черепах отмечены сразу 2 травмы, каждая из которых могла быть смертельной. Такая ситуация возможна, если практиковалось «добивание» жертвы.
У детей единственным типом травм во владимирском захоронении являются переломы костей черепа.


Таким образом, можно провести реконструкцию трагических событий, следствием которых стало появление массового единомоментного захоронения в санитарных целях. Очевидно, что имело место нападение хорошо вооруженного отряда всадников (рубленные раны нанесены сверху), в задачу которого входило тотальное истребление населения.
Все останки относятся к славянскому антропологическому типу, свойственному городскому населению Владимира.
По всей видимости, часть захоронения пострадала и была случайно уничтожена в ходе строительства жилого дома в 60-е годы.
Монгольская версия нападения подтверждается (в том числе) находками большого количества уникальных наконечников стрел (стрела-вилка), используемых только степняками. А также появлением признаков присутствия татар в более позднем по хронологии культурном слое (см. ниже, усадьба на ул.Гагарина)

монгольская стрела-"вилка"

Город отчаянно сопротивлялся, но был обречен, поскольку основные силы (дружина) были стянуты Владимирским князем Юрием Всеволодовичем к реке Сить для решающего сражения, которое состоялось 4 марта 1238 года и было русскими проиграно.

Татарское присутствие на завоеванных землях (Владимир)

В 2005 году во Владимире в районе ул.Гагарина, д.2 вышеуказанной группой владимирских археологов была обнаружена сгоревшая татарская усадьба, свидетельствующая о присутствии богатой татарской семьи (по всей видимости, наместника). Усадьба построена в самом "престижном" для того времени районе Владимира (в данном районе найдено самое большое количество кладов). По словам археологов это "владимирская рублевка XIV века". По характеру находок с огромной долей уверенности можно утверждать, что в усадьбе проживал ордынский татарин, поскольку найденные предметы никогда не использовались русскими и русские ими не торговали. К найденным предметам относятся:
1) фрагмент стеклянного кубка, изготовленного в Сирии (г.Алеппо, XIII-XIV век) в стиле "мамлюк"

2) фрагмент фляги с тисненным орнаментом в форме "калыпе", изготовленный в Хорезме (XIV век ), распространенной в Средней Азии и странах Востока

3) чаша или блюдо из керамики "Цзюнь-яо", Китай XII-XIII (первые находки подобной посуды на территории Восточной Европы)

4) фаянсы (кашинная керамика с непрозрачной поливой) типа "Минаи" (Иран, XIII-XIV век ) с арабской вязью и полуфаянсы (кашинная керамика с прозрачной поливой), производство - Ближний Восток (XIII-XIV век ) , люстровые полуфаянсы с росписью кашином (XIII-XIV век ) .

Кашинная керамика является уникальным "маркером" ордынцев (татаро-монгол), поскольку она всегда сопутствует их (и только их) присутствию. Данный тип керамики очень ценился в исследуемый период в Орде и богатые татары привозили/увозили ее с собой на всей протяженности всей своей миграции и расселения.

Ярославль

Теперь вернемся к Ярославлю, в котором по словам евразийца Л.Н. Гумилева не было ни ига, ни завоевания

Экспедиция Института Архиологии РАН под руководством А.В. Энговатовой в 2004-2005 году раскрыла ряд санитарных захоронений в историческом центре Ярославля. На исследуемой площади (1200 кв.м.) было выявлено 25 жилых и хозяйственных построек различной степени сохранности, зафиксировано более сотни хозяйственных и строительных ям. Выявлена смена планировки и застройки данного квартала, а также следы мощных пожаров, в том числе упомянутых в письменных источниках под 1501 и 1658 гг.
Первое захоронение (всего было открыто девять) было обнаружено под фундаментом Успенского собора в сооружении более раннего периода, углубленном в материк на 80-90 см (предположительно подклет жилого дома, фото сверху) сооружении, имеющем деревянные бревенчатые стены. Судя по хаотичному расположению костяков погребенных (на боку, на спине, плашмя, некоторые были сброшены в котлован вниз головой) захоронение было произведено в спешном порядке.

Среди человеческих костей были обнаружены кости животных. Среди останков также были найдены женские украшения, крест-тельник, кусочки ткани, виртажное стекло, фрагменты плинфы, обломки круговой керамики. По заключению специалистов по керамике погребение следует относить к первой половине XIII века. В первом захоронении были обнаружено останки 97 индивидуумов славянского (вятичского) антропологического типа (общее число найденных костяков в 9 захоронениях около 500). Число детей в группе - приблизительно треть. Исследуемая серия представляла собой одномоментный хронологический срез, что приближало ее к традиционной биологической группе (в отличие от палеоантропологических захоронений). По фрагментам тканей и других находок (шерсть, войлок, мех) с большой степенью вероятности можно утверждать, что люди погибли в холодное время. Что соответствует датировке нашествия Батыя (зима 1247-48 гг.).
Вторым стал колодец в котором было обнаружено останки не менее 77 человек. По сохранившейся древесине стен колодца установлено, что колодец был возведен не ранее 1228 года. Среди вещей были обнаружены предметы, попавшие в колодец во время его использования по прямому назначению (ковши, чаши, туеса).

Датировка археологического материала позволяет утверждать, что все девять захоронений были совершены синхронно - не ранее конца 1220-х годов и не позднее середины XIII века.
Исследование ярославских захоронений показало, что ближе к городским стенам и оборонительным валам (возле границ детинца) преобладают костяки мужчин среднего возраста 25-35 лет со смертельными травмами в лицевой части.

Ближе к центру города с преобладанием женских и детских скелетов (мужчин в два раза меньше) с травмами с области спины, причем женщин всех возрастов. В колодце где похоронены воины обнаружены останки (по всей видимости) ополченца - а именно в колодце обнаружен хорошо сохранившийся утепленный лапоть с зимней стелькой, в котором находились фаланги пальцев ног.

Патологоанатомы считают, что с момента смерти до момента погребения прошло несколько месяцев - в черепных коробках наличествуют личинки мух, а тела повреждены грызунами. Судя по всему, оставшиеся в живых жители спешно покинули город, что мертвые тела оставались лежать не погребенными до июня. Так же в пользу этой версии говорит, то обстоятельство, что в колодце обнаружены останки (скелет) коровы с признаками дистрофического истощения и веревкой на шее. Люди оставили город и привязанная корова издохла от голода. Найдены также отсеченные овечьи головы. По всей видимости татары отрубали баранам головы и обезглавленные туши крепили к седлу, продвигаясь дальше в глубь территории Руси.
По всей видимости погибшие были похоронены в непосредственной близости к месту, где их настигла смерть.
К числу причин смерти эксперты-криминалисты из Бюро судебной медицины Московского департамента здравоохранения, привлеченные к раскопкам, практически во всех случаях установили смерть в результате причинения травм, не совместимых с жизнью. К их числу можно отнести три характерные группы:
1) рубленные раны
2) колотые ранения
3) дырчатые переломы (см. фото)

пробитая насквозь лопаточная кость ребенка (дырчатый перелом)

Травмы не имели признаков заживления, то есть были смертельными. Повреждения детских скелетов привело специалистов к однозначному выводу, что детей не просто убивали, но и поднимали на копьях (обнаружены характерные зазубрины на позвоночнике и грудной клетке). Женщины и дети в основном погибли от ранений стрелами в грудь, спину и живот. У одного ребенка обнаружено ранение стелой в пяточную кость, что возможно только в случае, если ребенок убегал от пустившего в него стрелу.
В результате город был подожжен и сгорел дотла. Среди погибших также есть заживо сгоревшие.

Старая Рязань, Изяславль, Козельск, Москва, Киев

Аналогичные захоронения были найдены:
- в Старой Рязани в траншеях восточной части Северного городища (47 массовых захоронений), обнаружены в 1926 году. На костяках следы от рубящего оружия
- деревня Фатьяновка возле Оки, 1979 год. Убитых со следами насильственной смерти (проломы черепа, застрявшие в костях наконечники стрел) клали в три яруса без гробов. Некоторые признаки указывали, что хоронили смерзшиеся трупы
- Изяславль (близ села Городище Шепетовского района Хмельницкой области) - более 250 человек (включая женщин, стариков и детей) с травмами аналогичными Ярославлю и Владимиру (то есть, типичными). Многие трупы были сильно фрагментированы (изрублены на куски), большинство травм небоевому населению было нанесено сбоку, сзади и лежащим на земле. Группа М.К. Каргера
- Киев, 1892 год, погребения возле Великокняжеского двора, Десятинной церкви, Золотых ворот, Подола
- Козельск, Москва - летописи

Вот такой был прекрасный у нас союз русских и тюрок. Браво, евразийцы!

Антропология

Проведенные в Ярославле, старой Рязани и Владимире антропологические исследования показали, что все погибшие принадлежат к славянскому антропологическому типу из числа местных жителей. Что интересно, заселение славянами Северо-восточной Руси осуществлялось видимо двумя волнами (кривичей и вятичей). Поскольку по антропологическим факторам славяне, жители села, отличаются от славян, жителей города. Причем жители городов антропологически ближе к западным славянам, например, Смоленским. Данная картина не являлась общей на Руси, поскольку жители Киева и прилегающих к Киеву земель, например, относились к одному антропологическому типу - полянам. Находясь в зоне межэтнического и межплеменного контакта с финно-уграми (чудь, меря, мордва), северо-восточные и восточные славяне, однако, легко сегментируются и локализуются от финно-угров и уж тем более от монголоидов. Финно-угорское население региона отличается узкой и относительно длинной черепной коробкой и слабо выступающим переносьем, более высокой в сравнении со славянами уплощенностью лица на уровне скул, большим значением указателя изгиба скуловой кости.


Помимо славян двух типов и финно-угров (тоже нескольких типов) в регионе в небольшом количестве присутствовали буртасы (по всей видимости) - мало изученный этнос со слабыми чертами монголоидности по антропологическим признакам. Однако среди погибших во Владимире и Ярославле ни финнов, ни монголоидов нет. Вообще. Во-первых это свидетельствует, что города обороняли исключительно русские (славяне) и жили в городах только они. А во-вторых, что монголы тела своих погибших соплеменников сразу забирали и хоронили где-то в других местах (по крайней мере, их могилы еще не найдены). Однако, исходя из вышеназванных причин (безусловное временное присутствие татар в более поздний период), а также согласно многочисленным русским, европейским, персидским, арабским, китайским письменным источникам и прочим вещественным доказательствам не указывающим ни на какие усобицы и иные военные кампании, можно однозначно утверждать реальность нашествия степняков и их крайнюю жестокость в отношении покоряемого населения, оказывавшего сопротивление.

В статье использованы работы:
"Археология древнего Ярославля. Загадки и открытия" (глава 7) А.Н. Бужилова, Н.Н. Гончарова, М.В. Добровольская
"Массовое средневековое захоронение в Ярославле" А.В. Энголатова, Д.О. Осипов, Н.Н. Гончарова, А.П. Бужилова
"Антропологическое исследования памятника археологии "Культурный слой, валы и рвы древнего Владимира XII-XVII веков" (краниология, демография)" Н.Н. Гончарова
"Новые данные к проблеме славяно-финского взаимодействия в бассейне Верхней Волги и Оки" Д.С. Конопелькин
Отдельное спасибо за предоставленный материал и комментарии:
Гальчук Ларисе (руководителю )
Кабаеву Даниле Андреевичу (ведущему археологу
«Владимирского областного центра археологии при Владимирском государственном университете» )
Гончаровой Наталии Николаевне (к.б.н., Институт археологии РАН)

Слава Украине! Героям Слава!

История моего рода уходит корнями в Ситский край, где на берегу реки Сить развернулась кровавая битва, оставившая след не только в истории моей семьи, но и в истории моей Родины.

C давних пор до сегодняшнего дня спорят о ней многочисленные ученые, краеведы, фольклористы и бесчисленные любители русской истории. Спорят о многом: какие силы участвовали в битве, где она проходила, кто из князей пал в сражении, где был похоронен. Некоторые спорят даже о том, была ли битва! Многих привлекает Сить. И меня тоже. С детских лет бывала я на ее берегах, узнавала от местных жителей - сицкарей легенды и тайны реки Сить, чудеса исцеления Прощёного ручья, а услышав от своего деда о том, что почти у всех жителей окрестных деревень Сити в жилах течёт монгольская кровь, решила провести исследование на тему «Ярославская земля в период монголо – татарского нашествия».

Учитывая то, насколько сильно этот исторический период повлиял на дальнейший ход развития всех сфер нашего края, я могу назвать его одной из наиболее важных страниц истории Ярославской области. О последствиях ига до сих пор спорят историки всего мира, и тема, выбранная мной, принадлежит к числу дискуссионных. Это очень привлекло меня.

Моё исследование носит теоретический характер, т. е. я изучаю и обобщаю сведения, факты, материалы, содержащиеся в разных источниках, а так же я дополняю работу своими собственными наблюдениями.

Хронология работы охватывает XIII – XV века, а так же и дальнейшее влияние культуры монголо-татар на будущее Ярославской земли.

Мне кажется, что урон, нанесенный завоевателями, был велик, но историю нельзя переделать. Моя задача состоит в том, чтобы изучить данный период в истории, позиции историков относительно происходящих событий и сделать собственные выводы о том, какие взаимоотношения были в действительности между Ярославским краем и Золотой Ордой, было ли это иго или союз, и какие последствия имели эти взаимоотношения.

Кроме того, я постараюсь доказать, что завоеватели привнесли в наш край не только разрушения и страдания, но и множество положительных явлений.

Монголо-татарское нашествие.

Среди удельных княжеств, возникших на территории Ярославского края в начале XIII века, особенно выделялись Ростовское и Ярославское.

Ростов становится столицей самостоятельного Ростовского удельного княжества в 1207 году, В состав княжества вошли Ярославль, Молога, Углич и другие города.

Ярославское княжество, возникшее в 1218 году, занимало всю северную, северо-западную и северо-восточную части современной Ярославской области, а также южную часть Вологодской области. Жизнь княжества во многом определялась исключительно выгодным стратегическим положением Ярославля на Волжском торговом пути. Город быстро развивался как торгово-ремесленный центр: возник посад, были налажены прочные торговые связи с другими районами страны.

Археологические находки и письменные источники свидетельствуют о достаточно высоком уровне вооружения княжеских дружин, что стало возможно благодаря интенсивному развитию ремесла. В то же время слабым и уязвимым местом обороны русских городов являлись деревянные укрепления. Система обороны городов Северо-Восточной Руси в начале XIII века была рассчитана в основном на так называемую «пассивную» осаду, когда населенный пункт окружался, изолировался от прилегающей сельской округи и брался «измором». Эффективные средства защиты от «активной» осады (штурмом) еще не были созданы.

Таково было положение Ярославской земли накануне монголо-татарского нашествия.

Зимой 1237 года монголо-татарские войска под командованием хана Батыя вторгаются в Рязанское княжество. Тем самым открывается новая, трагическая страница русской истории. Вслед за Рязанью пали Коломна, Москва, Владимир.

Основные силы захватчиков оказались сосредоточенными на северном направлении, которое представляло для них наибольший интерес. Именно здесь, в районе реки Сить, князь Юрий Всеволодович сделал последнюю попытку организации вооруженных сил Северо-Восточной Руси.

Захватчики, двигаясь от Владимира на север по льду реки Нерль, беспрепятственно вышли в район Переславля-Залесского, откуда повернули к озеру Неро. По всей вероятности, татары взяли Ростов, не встретив при этом вооруженного сопротивления. Город оказался практически беззащитным, поскольку дружина князя Василька Константиновича ушла вместе с местным ополчением на реку Сить, и жители бежали в основном на север.

Татарские отряды разделились в Ростове на две сильные группировки. Одна из них направляется к Ярославлю и Костроме. Подойдя к Ярославлю по льду реки Которосли, татары быстро взяли город. Очевидно, это произошло в середине февраля 1238 года. Ярославль был сильно разорен, о чем убедительно свидетельствуют результаты археологических исследований.

Вторая мощная группировка татарских войск, очевидно, двигалась от Ростова по направлению к Угличу, стремясь как можно быстрее выйти к русскому лагерю на реке Сить. Древний Углич разделил печальную судьбу остальных ярославских городов, лишенных даже своих немногочисленных княжеских дружин.

Наконец, в середине февраля после упорной пятидневной осады, в ходе которой было отбито несколько приступов врага, пал Переславль-Залесский.

Следует признать, что монголо-татарам более чем успешно удалось реализовать свои стратегические и тактические планы. Они опустошили подавляющую часть всей Северо-Восточной Руси, включая и ярославские земли.

О намерениях князя Юрия судить сейчас довольно трудно, однако, можно предположить, что он собирался занять оборонительные позиции, используя реки Волгу и Мологу в качестве естественных оборонительных линий с севера и с востока. Кроме того, армия татар была конной, а русские рати в большинстве своем пешие. Для противодействия коннице, а также для обороны против численно превосходящего и опытного противника нужно было выбрать место с резко пересеченным рельефом, чтобы конница татар спешилась и повела бой в непривычном для себя пешем строю. Этим тактическим требованиям отвечала только нижняя Сить, на которой можно было построить различные укрепления.

Драматические события, разыгравшиеся в марте1238 года, представляют для нас особый интерес, поскольку они имели для русского народа далеко идущие последствия. Именно здесь, по существу была решена судьба Руси на два с половиной столетия.

Археологи не раз тревожили покой здешних курганов и городищ, надеясь отыскать захоронения ратников 1238 года.

Первым из историков, посетивших реку Сить, был известный ученый XIX века академик М. П. Погодин. Желая установить место битвы, он выехал в Тверскую губернию, где, по имевшимся у него сведениям, протекала река Сить. В городе Бежецке у одного из купцов он выяснил, что битва была в верховьях Сити – в районе села Боженки. М. П. Погодин писал: «Подъезжая к селу, увидал на берегу несколько курганов. Так вот где было несчастное сражение или поражение! У самой церкви возвышается огромный курган сажен в пять высотою. Вот куда был притеснен несчастный Георгий Всеволодович. ». Его поспешный вывод о месте битвы наложил свой отпечаток на историческую литературу, положив начало острым дискуссиям.

Утверждение о месте битвы с татарами в пределах Ярославской Губернии впервые выдвинули ярославские краеведы. В 1853 году в «Этнографическом сборнике» была напечатана статья А. Преображенского «Волость Покрово-Ситская Ярославской губернии. В ней высказывается мнение о том, что битва была в районе ярославских селений Покровское, Семеновское, Игнатово и других. Кроме того, Н. И. Надеждин высказал мысль о том, что у села Боженки или Могилицы был бой татар со сторожевым отрядом Дороша, но не главное сражение.

Особую ценность представляют результаты археологических раскопок, проведенных в 1866 году известным ярославским краеведом Н. П. Сабанеевым. Его раскопки у Сить-Покровского и Семеновского дали находки раннего русского средневековья, причем с явными признаками того, что похороненные здесь люди принимали участие в жестоких боях. На костях погребенных видны следы ударов холодным оружием. Перерубленные кости, отделенные руки, черепа с сильными проломами и рассеками. У некоторых – ножи между ребер. И ранее, до больших раскопок, кости и оружие на полях попадались часто. У деревень Змазнево и Давыдовской не раз находили древние наперсные кресты, наконечники копий, топоры. Скорбный посев в здешних полях оставила давняя битва.

В 1902 году вышла брошюра литератора, краеведа и общественного деятеля Ярославской губернии С. А. Мусина – Пушкина «Очерки Моложского уезда». Он считал, что главная битва была в районе села Станилово. При этом татары применили тактический приём, называемый облавой или подковой. Он заключался в одновременном захвате флангов конницей и заключении противника в кольцо.

Мне кажется,что битва началась именно в районе села Боженка. Однако все предположения в какой-то степени верны, потому что сейчас по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дороша (Дорофея Семенова); в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного - битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича, признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село. Однако первый отряд был разбит в верховье Сити, в районе селений Могилицы и Божонки, который находился там с целью своевременного обнаружения (разведки) противника и встречного боя с его передовым отрядом.

Как же развивались события в далеком от нас 1238 году? Прибыв с дружиной на Сить, Юрий Всеволодович получает известие: «Володимерь взят и церкви зборныя и епископ и княгини з детьми и со снохами и со внучаты огнем скончатася, а старейшая сына Всеволод с братом вне града убита, люди избиты, а к тобе идут». Вероятно, для Юрия это было сильным потрясением, ибо далее летопись сообщает, что он «возопи гласом великым со слезами плача». Отметим, что сторожевая служба в великокняжеском войске, по существу, не была организована. Летопись свидетельствует, что Юрий Всеволодович стоял на Сити, «не имея сторожей», когда внезапно «приспеша Татарове на Сить противу князя». Правда, незадолго до битвы навстречу татарам был выслан трёхтысячный сторожевой отряд воеводы Дороша. Дороша называют еще и Дорофеем Семеновичем. Это один из немногих известных участников Ситской битвы. У села Боженки, в верховье Сити, его люди первыми «пили смертную чашу», встретившись с татарами. Уцелевшие в первом бою успели вернуться к главным силам. «И прибежа Дорош и реч: а уже, княже, обошли сут нас около татары». Татарская конница под командованием Бурундая внезапно атаковала сторожевой отряд у истоков Сити и наголову разбила его. По мнению многих историков, этот бой происходил в район села Боженки. Началась ожесточенная битва, скорее напоминающая побоище. Сражались на обоих берегах Сити и речном льду. Не успев построиться для боя, русские воины бились либо в одиночку, либо небольшими группами. В этих условиях исход битвы был уже предопределен. Русские полки были смяты и полностью разбиты намного превосходящими их силами татарской конницы. Среди погибших оказались и великий князь Юрий Всеволодович, и ярославский князь Всеволод, а также многие воеводы. Ростовский Князь Василько попал в плен. Стоит отметить, что его переход на сторону захватчиков привел бы к ослаблению морального духа русских воинов. Он отказался от службы Батыя, после чего был убит татарами в Шеренском лесу. Согласно легенде, жена князя Василько, узнав о гибели мужа в битве с татарами, поехала на реку Сить и разыскала тело горячо любимого мужа. Слезы ее прожгли землю и светлым ручейком спустились с крутого берега в Сить. С тех пор из земли бьет Прощеный ручей с прохладной и бодрящей водой, не замерзающий в самые лютые морозы. И вода эта обладает целительной силой.

О прощеном ручье я узнала от наших соседей в селе Прозорово. Мы решили посетить это место. Дорога к ручью была трудной: то поднимались в горку, то с неё спускались, боясь упасть. Но когда мы подошли к самому ручью, я забыла про все трудности и про усталость. Мне представилась картина, как жена князя Василько оплакивает мужа, а вместе с ней и остальные женщины. Рядом с ручьем стояла беседка для посетителей. Водой Прощеного ручья можно было умыться и взять немного с собой. Так мы и сделали. А недавно наш сосед – односельчанин по просьбе служителя сельской церкви соорудил монумент памяти воинов на Прощеном ручье. Немногие жители Ярославского края знают об этом, а ведь это представляет большой интерес.

Неясны и обстоятельства смерти князя Юрия. Ростовский епископ Кирилл, пришедший на место битвы вскоре после ухода татар, нашел среди завалов трупов и обезглавленное тело Юрия. Некоторые историки полагают, что князь бы предан своими же людьми и пал от рук русских воинов. Однако в сражении на Руси в этот период очень редко отрубали головы. Скорее всего голову князю снес воин монгольского полководца Бурундая. Князя знали в лицо, поэтому отрубленная голова была последней точкой в сражении.

Ярославский край, приняв на себя один из основных ударов завоевателей, разделил судьбу Северо - Восточной Руси.

Ярославский край и Золотая Орда. Борьба против монголо-татарского ига.

В первые годы после нашествия Батыя население Северо-Восточной Руси получило возможность мирной передышки и восстановления разрушенного хозяйства. Бежавшие от захватчиков жители возвращались к родным местам. Одновременно восстанавливались и прежние структуры власти. Северо-восточные князья были оставлены в своих вотчинах и утверждены ханом в качестве местных правителей.

После гибели на Сити князя Юрия великим князем Владимирским становится его брат Ярослав Всеволодович. Чтобы получить ярлык на княжение, русские князья должны были пройти в Орде через унизительный ритуал, поклоняясь идолам, огню, солнцу и стоять на коленях перед ханом во время приема. Характерно, что за первые 100 лет татаро-монгольского ига в Орде по приказу хана было убито более десяти русских князей. Кроме того, за этот период летописи отмечают шесть случаев ненасильственной смерти князей в результате непривычных для них условий кочевой жизни. Некоторые князья (в том числе Александр Ярославич Невский) уехали из Орды уже тяжело больными и умерли по дороге домой.

Впоследствии выделяются две противоборствующие группировки русских князей. Одна из них выступала за противоборство, а другая - за налаживание мирных отношений с Золотой Ордой и признание верховной власти. В эту группу входили Ростовский, Ярославский и Угличский князья. Они и чаще других посещали Орду, и вступали там в брачные связи. Когда князья возвращались обратно, вместе с ними в поволжские города наезжала ордынская знать, селилась здесь обособленными посёлками, заводя даже свои отдельные кладбища.

Татары обложили тяжелой данью Северо-Восточную Русь. Кроме главной дани - «ясака» (десятая часть дохода) были установлены налоги на куплю-продажу, промыслы и другие занятия. Общее название всей дани было «ордынский выход». Контроль за деятельностью князей осуществляли представители ханской власти - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженные отряды. Помимо сбора дани, основной задачей баскаков была организация карательных походов. Поэтому отношение народных масс к монголо-татарам было неприязненным.

Для обеспечения сбора дани в 1257 году монголо-татары приступили к переписи населения на Руси. Администрация русских княжеств во главе с великим князем должна была содействовать переписи. Народное предание сообщает, что в 1257 году ярославцы изгнали из города ханских «численцов» (переписчиков), попытавшихся переписать население для последующего сбора дани.

К этому времени относится рассказ одного из местных преданий о битве собственно Ярославцев с татарами. 3 июля 1257 года князь Константин, взявшись за оружие, вышел с многочисленной дружиной отразить неприятеля и вступил с ним в битву в предместье Ярославля за Которостью на той горе, которая ныне носит название Туговой. Ярославцы бились мужественно, но сила взяла верх; князь Костанин был убит; много легло здесь и воинов, и поле сражения покрылось трупами павших в бою. По окончании битвы явились сюда из города жены, дети, друзья положивших здесь свои головы. «Звук мечей и военных труб заменился стонами и воплями безутешной скорби осиротевших, и долго-долго после того сходились ярославцы на место сражения плакать и тужить по убитым». Эта-то туга (старославянское слово – скорбь, печаль) и оставила за роковой горой название Туговой. Теперь на этом месте городское кладбище.

Особый интерес вызывает участие жителей Ярославского края Куликовской битве 1380 года. Ранним туманным утром развернулось ожесточенное кровопролитное сражение русских и татарских войск на Куликовом поле. Основная часть ярославцев сражалась в рядах полка левой руки. Здесь располагались рати князей Федора Михайловича Моложского и Василия Васильевича Ярославского.

На Куликовом поле воины-ярославцы сражались мужественно и упорно. Особенно большие потери понесла переславская дружина: погибло двадцать бояр и множество простых ратников.

В битве пало и много воинов ярославской, моложской, ростовской и угличской дружин. Их имена не дошли до нас, ибо летописи очень скупо говорили об участии в сражении простых воинов, упоминая, как правило, лишь о князьях и воеводах. Так, местный летописец сообщает, что в Куликовской битве погибло два угличских князя. Но, невзирая на все превратности истории, вспоминать и упоминать этих безвестных людей - наш национальный долг.

Многолетняя, напряженная и драматичная борьба жителей Ярославского края против татаро-монгольского ига стала одним из решающих факторов успешного ее завершения в масштабах всей Северо-восточной Руси, население которой вынесло на своих плечах основную тяжесть невиданного в истории нашей страны Противостояния.

След монголо-татарского нашествия на Ярославской земле.

Последствия татарских нашествий пагубно отразились на княжествах. Многие пахотные земли были заброшены. Крестьянское хозяйство было подорвано. Исчезли большие сельские поселения (селища), и их сменяют небольшие по размерам, которые по числу дворов были вдвое меньше, чем домонгольские. Только с середины XIV века стал наблюдаться некоторый хозяйственный подъём.

Для художественной культуры Ярославского края последствия оказались крайне тяжелыми: разрушение и повреждение многих памятников, угон в рабство лучших ремесленников и, наконец, нарушение преемственности в обучении и в передаче секретов мастерства. В первую очередь указанные моменты проявились в развитии прикладного искусства, а в дальнейшем – в монументальной живописи и архитектуре. Характерно, что в XIII веке полностью прекращается каменное строительство в монастырях Северо-Восточной Руси.

В этот период на территории Ярославского края создается и ряд оригинальных памятников древнерусской литературы. Здесь уже говорилось о таких произведениях, как «Повесть о нашествии Батыя на Русскую землю», «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». На последнем памятнике следует остановиться особо. Специалисты отмечают, что он является одним из первых произведений древнерусской беллетристики, принадлежащих к жанру сюжетной повести. В повести отчетливо заметны признаки перехода народнопоэтического произведения в непосредственно литературное. Для историков этот памятник интересен с точки зрения отражения в нём не только тесных связей Золотой Орды и Руси, но и некоторых сторон древнерусского уклада жизни.

Также о времени монголо-татарского господства до сих пор напоминают названия некоторых селений в нашем крае: Мамаево, Баскаково, Татарское, Брейтово.

Согласно легенде, завоеватели не только уводили русских людей в плен, но и отбирали себе воинов. Татарские военачальники шли по рядам и указывали на самых сильных мужчин. А так как в те времена бойцам брили головы, то татарские князьки приговаривали:

Брей этого! Брей того!

Так будто бы и появилось довольно странное название старинного поселения – Брейтово.

Многие князья вступали в брачные связи с дочерями монгольских ханов. Может быть, поэтому и осталось множество фамилий, в корнях которых лежат имена монголо-татаров. Примером тому служат фамилии Мамаевы(Мамай), Тугины (Туган), Кочубей, Таганцевы, Тютчевы, Баскаковы. Моя мама из рода Тугиных. Исследуя своё родословное древо, обращаясь к архивам и документам, она вышла на след легенды, что предком их рода был монгольский хан Туган, внук Чингисхана.

Что касается русского языка, то он пополнился множеством татарских слов. «Тэнкэ» (серебряная монета) превратились в «деньги», «ходжа» (господин, учитель) – в «хозяина», «таварэш» (совладелец товара) – в «товарища», «кюльбасты» (жареное мясо) – в «колбасу», «алаша» - в «лошадь», «иштон» (нижние штаны) – в «штаны», «кара авыл» (охраняй село, аул) – в «караул»

Конечно, трудно сказать точно, когда появилось то или иное слово, но все учёные согласны, что в это время в нашем языке прижилось много татарских слов. Сложился даже некий вариант двуязычия, когда все русичи немного говорили по-татарски, а татары – по-русски. Даже монеты чеканили сразу на двух языках, а это показатель достоверный. Кстати, двуязычие держалось и после падения татаро-монгольского ига: при Иване Грозном, в XVI веке, на русских «свеженьких» монетах была выбита надпись «москов акчасы будыр» - «это деньга московская». Также есть гипотеза, что слово «рубль» появилось именно в лихую годину татарского нашествия. Гривну – большую серебряную домонгольскую монету – рубили на части, эти куски и стали называть рублями. Но рубли никогда не рубили, их отливали. Возможно, это слово произошло от татарского «руп» - четверть. Происхождение копейки тоже покрыто мраком. Говорят, название возникло из-за того, что на монетке 1535 года был изображен князь с копьем, так вот в честь этого копья копейку и назвали. Есть еще гипотеза: копейка родилась раньше, во времена ига. «Копек» (собака) – так татары называли восточные монеты с изображением герба знаменитого полководца Тимура. На гербе был изображен лев, но львов татары никогда не видели и называли «собакой» - «копек».

Всё это говорит о том, что след, оставленный монголо-татарским нашествием на Ярославском крае, необычайно велик.

В XIII веке наступает время суровых испытаний для жителей нашей страны и нашего края. Много бед и страданий принесли монголы Ярославскому краю.

В первой главе своей работы я обратилась к информации о самом нашествии монголо-татар на Ярославский край, о главной битве, которая, безусловно, оставила огромный отпечаток в истории всей Руси. Я думаю, что нашим князьям не хватало сплоченности, договоренности в совместных действиях против врага. Также я нашла много предположений ученых и краеведов, касающихся того или иного момента битвы на реке Сить.

Во второй главе я исследовала, как происходила борьба Ярославцев с Золотой Ордой в то время, когда наш край находился под ордынским гнетом. Оказывается, жители не только участвовали в битвах с Золотой Ордой из-за недовольства политикой, но и пытались установить дружественные связи.

И, наконец, третья и последняя глава моей работы повествует о том, что остался и положительный след в нашей культуре, языке, в происхождении названий населенных пунктов, фамилий, наконец, в сплочённости русского народа.

Конечно, нашествие явилось причиной временной отсталости нашего края, также оборвало прогрессивное явление, происходившее в домонгольский период. Его никак нельзя назвать прогрессивным явлением в истории, но историю нельзя переделать, её надо знать и изучать. Хорошо бы в школе и в семье шире изучалась история родного края. Обучаясь в начальной школе, где учительницей была моя мама, мы часто обращались к страницам родной истории, писали изложения на краеведческие темы, много ездили по Ярославской земле. И это было интересно.

Войны и сражения были во все времена, но решающим всегда оказывался героизм и патриотизм русского человека, его готовность отдать жизнь за родную землю. Так было, и так будет.