Искусство витража средних веков западная европа как. Как устроены средневековые витражи Витражи средневековых храмов

  • 14.09.2020

Стеклянные витражи, созданные в традиционной манере, появились ранее всех других. Первоначальные технологии, разработанные в Древнем Шумере и унаследованные египтянами, греками и римлянами, после падения этих империй на долгое время были утрачены, и возродились в Западной Европе только к Х столетию. С тех пор средневековые витражи более 600 лет украшали исключительно храмы и дворцы крупных вельмож - поскольку были очень дороги и трудоемки в изготовлении. Более 70% их сюжетов приходилось на религиозную тематику, и лишь остальные 30% - на все прочие. В качестве основы средневековый витраж использовал мощную металлическую раму, а отдельные элементы соединялись между собой методом спайки свинцовых, медных либо латунных полос.

Только к ХХ веку ситуация коренным образом изменилась. Базовые принципы создания витражей остались прежними, но инновационные технологии производства и особенно обработки стекла открыли перед мастерами витражного искусства невиданные ранее горизонты.

Современный процесс изготовления витражей в историческом стиле

В настоящее время витражи в средневековом стиле производятся по следующей схеме.

  1. Эскиз. В последние десятилетия рисуется на компьютере в специализированных графических редакторах. Программное обеспечение дает возможность заранее предсказать, каким будет отражение света в зависимости от характеристик и размещения каждого элемента.
  2. Профиль. Изготавливается под нужный размер. Как правило, делается металлическим - учитывая значительный вес конструкции.
  3. Бевелсы. Так называются отдельные элементы, каждый из которых вырезается на станке с помощью лазера. Таким образом, древняя процедура обработки отдельных стекол стала не только точнее и совершеннее, но и в тысячи раз быстрее, что позволило кардинально уменьшить общую стоимость готовых изделий.
  4. Пайка. На конечном этапе, при использовании наиболее прогрессивной на сегодня технологии - «Тиффани» - металлическая фольга между элементами спаивается, излишки аккуратно удаляются, а шов зачищается. В результате бевелсы образуют единый узор с абсолютно незаметными стыками, и витраж принимает свой окончательный вид.
  5. Роспись. Исключением являются случаи, в которых узор для становится чрезмерно сложным, поскольку требует введения в изделие очень маленьких элементов. Чтобы не нарушать классическую технологию, вместо вставок более крупные бевелсы расписываются специальными красками, после чего тот или иной фрагмент кажется совокупностью нескольких маленьких.
  6. Секции. Если витражи в историческом стиле, предусмотренные проектом, достигают размеров более 1-2 м 2 , обеспечение их надежности достигается делением на секции, для каждой из которых подготавливается отдельный профиль.

Области применения

Основными областями применения средневековых витражей являются:

  • - скрывают унылые пейзажи снаружи и окрашивают удивительным светом помещения внутри;
  • - подвесной средневековый витраж визуально расширяет помещение и делает его гораздо более праздничным;
  • - добавляют в любую интерьерную композицию невероятно свежий и яркий акцент;
  • - не только удачно разделяют помещение на отдельные зоны, но и создают эффект дополнительного пространства (особенно если витражи представляют собой нечто вроде светлой картины);
  • - являются гораздо более выразительными элементами фасадов, чем обычные стекла с цветными узорами);
  • - наиболее эффектно смотрятся в темных и мрачных помещениях, освещая их мягким рассеянным светом;
  • - идеальные плафоны и ночные лампы для спальных комнат.

Главные достоинства средневековых витражей

Как и все прочие произведения искусства этого вида, исторические варианты отличаются:

  • практически бесконечным сроком службы без ухудшения физико-технических характеристик и потери эксплуатационных качеств;
  • уникальностью рисунка - поскольку изделия это штучные, и в технике «Тиффани» собираются практически полностью вручную;
  • уникальностью способа рассеивания света.

Монтаж, возможности подсветки и обслуживание витражей в интерьере

  1. Монтаж. Средневековые по стилю витражи в готовом виде монтируются практически аналогично оконным рамам. Отличие состоит только в наличии более мощного П-образного, Н-образного или более сложного по конфигурации профиля с высокой степенью жесткости.
  2. Подсветка. Именно ей отводится роль максимального подчеркивания всех преимуществ конструкции из цветного стекла. Современные витражи с историческом стиле оптимально освещать светодиодными или галогенными лампами дневного света. Чрезвычайно важно и правильное их размещение с тыльной стороны витражной панели.
  3. Уход. Максимально прост, поскольку стекло боится только ударных и сильных абразивных воздействий. Периодически протирать витраж влажными микрофибровыми тряпочками или губками будет достаточно. Сильные загрязнения удаляются тем же путем, но с использованием мягких моющих средств без абразивных частиц.

Из чего складывается стоимость

На конечную стоимость заказанного вами витража будут влиять:

  • размеры изделий и их количество (при оптовых заказах);
  • число, размеры и конфигурация деталей, необходимых для сборки;
  • фактура стекла;
  • производитель материалов;
  • виды металлов для пайки;
  • сложность монтажа;
  • наличие дополнительных пожеланий от клиента, увеличивающих сложность работы;
  • необходимость установки подсветки.

Средневековые витражи от «Стеклянного Дилижанса»

Мастера «Стеклянного Дилижанса» в наиболее передовой на сегодня технике «Тиффани». Просмотр вариантов - в нашей фотогалерее.

Технику создания изображения из цветного стекла знали еще в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме . Но подлинного расцвета это искусство достигло лишь в Средние века. Признайтесь, кто из вас, очутившись внутри готического собора, не замирал в восхищении, глядя на прекрасные, будто бы парящие в солнечном свете, витражи?

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после.

Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены.

Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

Источник: pixabay.com

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение. Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, – например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников. Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне.

Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.

Источник: pixabay.com

А знаете ли вы, что готические витражи, наравне с книжной миниатюрой, представляют собой живопись эпохи? Вы, наверное, подумаете, какая же тут живопись? Витраж составлялся из кусочков цветного стекла и больше был похож на мозаику. И всё же это так. Обратимся к технике его создания, которая со времен монаха Теофила, написавшего в XII веке первое руководство для витражистов, считается классической.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Основа для изготовления витража – это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской. Его переводили на бесцветное стекло, а затем само изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью красочных порошков – пигментов, которые добавляли в расплавленную массу. И пусть в XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.

Так, например, известно, что в Шартрском соборе некоторые витражи получены наложением до двадцати семи стекол, как цветных, так и бесцветных. Рисунок, однако, составлялся не только посредством сложения цветных стеклянных кусочков, но и писался кистью в тех местах, где требовалось изобразить мелкие детали.

Когда ты провел краской линии на одежде, то рассей их кисточкой пошире, так чтобы стекло было прозрачным там, где ты привык в живописи видеть свет. Пусть одна и та же линия будет сначала жирной, потом тоньше и, наконец, совсем тонкой. Тона меняются так, словно это три различные краски

Слайд 1

Искусство средневекового витража

Слайд 7

Слайд 8

Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.

Слайд 9

План урока

1.История витража. 2.Искусство создания витража. 3.Практическое занятие: изготовление витража.

Слайд 10

История витража

История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме.

Слайд 11

На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.

Слайд 12

Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.

Слайд 13

История появления витража в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается, что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.

Слайд 14

В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству. Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.

Слайд 15

Слайд 16

Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…

Слайд 17

Слайд 18

В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.

Слайд 19

Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.

Слайд 20

В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства.

Слайд 21

Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.

Слайд 22

Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр

Незаконное копирование текста без согласия администрации сайта преследуется по ст. 146 УК РФ (Нарушение авторских и смежных прав).

Приглашаем к сотрудничеству архитекторов и дизайнеров на выгодных условиях *

* Членам клуба выдается пластиковая карта, которая является накопительной. По итогам года членам клуба выдаются ценные подарки (путевки на отдых за границей).


Слово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло).

Витражи в Европе в период раннего Средневековья

Предшественники витражей - тонкие прозрачные пластины из селенита или алебастра, которые вставлялись в окна христианских храмов 5-6 века. Они были разноцветными, и из этих материалов создавались различные орнаменты.

В 6-7 веке, вместе с развитием христианства в Европе, стали появляться прозрачные и бесцветные стекла. До этого стекло было непрозрачным (например, непрозрачное стекло широко применялось в Египте).

Особую роль витражам придавали в католических соборах и церквях. Они создавали неземную, возвышенную атмосферу в церкви и способствовали отвлечению прихожан от мирского. В начале 20 века были найдены 3 фрагмента витража с изображением Иисуса Христа. Ориентировочно, эти фрагменты были изготовлены в 540 году. В немецком Эльзасе, в Вейссембургском аббатстве хранится самый древний из витражей, изображающий голову Христа. Другой старинный витраж можно видеть в Великобритании, в монастыре Святого Павла. Он был сделан в 686 году. Из законченных витражей самые старые находятся в Аугсбургском соборе. При их изготовлении применялась техника закрашивания и тонального оттенения.

Возникновение традиционной технологии изготовления витражей

В 11 веке оформилась классическая техника изготовления витража. В 1100 году монах Теофил изложил ее в своем трактате. Многие из операций этой технологии сохранились и сегодня. Сначала мастера варили цветное стекло. Они смешивали речной песок, флюс, известь и поташ. Само стекло варилось в сферической печи, а в качестве тиглей использовали горшки из керамики. В расплавленное стекло добавляли окислы металлов, из которых делались краски. Спектр цветов получался довольно небольшой, а само стекло имело множество изъянов: потемнения, неоднородность цвета, пузыри. Из-за этих изъянов витражи Средневековья создают совершенно необыкновенную атмосферу из-за игры света.

В Средние века один витраж мог состоять из сотен кусочков разноцветного стекла. Эти кусочки скреплялись свинцовыми полосками в форме буквы "Н". В церквях были очень высокие окна: от 6 до 18 метров. Чтобы такие окна были более прочными, их делили на панели, каждая площадью в несколько квадратных дециметров. Эти панели крепились к металлической решетке, которая устанавливалась снаружи.

Цветные витражи в Романский период

В Романский период в архитектуре было множество элементов с витражами. В первую очередь, это были витражи в соборах, украшающие высокие окна, которые делали такими из-за толстых стен. Основные цвета витражей были синий и красный. Из узоров чаще всего использовали геометрические фигуры или растительные темы. Затем тематики стали сложнее и разнообразнее, все чаще можно было видеть людей на рисунках витражей. Чаще всего это были сцены из Библии или жизни святых. Очень часто в церквях можно видеть композицию из тех окон, изображающих Святую Троицу. В 13 веке стали появляться «Аравийские окна» - в них кусочки стекла вставлялись в мрамор или камень.

В аббатстве Сен-Дени впервые в витражные панно были включены не только изображения Девы Марии, Христа, святых, но и тестовые описания их жизни и деяний.

Не только в Европе, но и на Востоке в Средние века делали витражи. Их собирали из кусочков цветного стекла, скрепляя отдельные кусочки между собой растворами. Среди них был и цеметный раствор.

Изделия из кусочков стекла в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения изменился художественный стиль витражей: теперь это были трехмерные картины с передачей объема. Преоладали уже не только религиозные тематики, но и светские, а также мифологические. Витражи создавались на снове картин известных живописцев. В 16 веке появились кабинетные витражи, которые были небольшими по размеру и служили украшением для комнаты.

В России витражи стали изготавливать гораздо позднее, чем в Европе. Сначала витражи, как и в европейских странах, устанавливали в храмах. Позже их стали использовать для украшения домов зажиточных людей.

В конце 19 века двое мастеров по витражам, Джон Ла Фарж и Луис Тиффани, стали использовать новые технологии, позволяющие создать неоднородное стекло. Есть множество вариантов современного витражного стекла: оно бывает прозрачное и глухое, стекло может быть как одного цвета, так и смесью разных цветов и оттенков цвета, оно может быть гладким и с разной фактурой.

В России витражи не были широко распространены, ведь это изделие не из дешевых.

Желание украсить свой дом витражами, при их высокой стоимости и недоступности многим людям, привело к появлению различных

Само слово "витраж" переводится с латинского как "стекло". Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.

Предпосылки возникновения витражей

Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:

  • Шумеры украшали крыши своих храмов.
  • Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
  • Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.

Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.

Появление первых витражей

В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.

История развития

К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.

Романские витражи

История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.

Особенности романских витражей:

  • позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
  • появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
  • для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
  • витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.

Техника изготовления романских витражей:

  • для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
  • затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
  • на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
  • составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
  • так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.

Шедевры Романской эпохи:

  • голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
  • композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
  • «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
  • «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
  • три витража Святой троицы в соборе в Шартре.

Готические витражи

История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.

Особенности готических витражей:

  • в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
  • такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
  • витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
  • со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
  • поменялись и типажи оконных проемов;
  • во Франции изобрели новую технику осветления - гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.

Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект - в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру - это окна по схеме В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.

Витражи эпохи Ренессанса

Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.

Особенности витражей эпохи Ренессанса:

  • появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
  • было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
  • цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
  • изображения выглядят более объемными и яркими;
  • Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
  • в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.

Примеры Ренессанских витражей:

  • окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
  • окна монастыря в Кенигсфельдене;
  • витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.

Витражи Высокого Ренессанса

До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.

Особенности витражей Высокого Ренессанса:

  • так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
  • искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
  • получила развитие новая техника сделала его более прозрачным и чистым;
  • помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
  • мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
  • проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.

Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:

  • «Дерево Иессея» в Бове;
  • огромные окна Брюссельского собора;
  • «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.

Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.

История возникновения витража в России

Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.

История витража в России:

  • XVII век - первое появление витражей;
  • XVIII век - застой в развитии из-за нерентабельности;
  • начало XIX века - постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
  • середина XIX века - активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
  • конец XIX века - построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
  • первая половина XX века - витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
  • середина XX века - возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.

Знаменитые русские витражи:

  • украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
  • часовня в Царском селе;
  • Российское географическое общество в Санкт-Петербурге;
  • «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.

Витраж: история и современность

Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.

Современные виды витражей:

  • Пескоструйный витраж - композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
  • Мозаичный витраж - состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
  • Наборный витраж - рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
  • Фьюзинг - стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
  • Заливной витраж - состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
  • Травленый витраж - совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
  • Паечный витраж - составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
  • Фацетные витражи - при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант - это применение шлифованных и отполированных стекол.
  • Комбинированные витражи - композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.

Витраж Тиффани

Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное - над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.

Особенности стиля Тиффани:

  1. Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
  2. Материал. Качество - вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
  3. Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
  4. Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
  5. Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.

Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы - шедеврами искусства.