Сделать небольшую сказку основные элементы зачин концовка. Зачин нужен в сказке обязательно, особенно если эта сказка для малышей. Сказки о животных

  • 17.07.2021

Разделы: Работа с дошкольниками

“Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!”

(А.С.Пушкин В письме брату Льву из Михайловской ссылке 1824г.)

Программное содержание:

  1. Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
  2. Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
  3. Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
  4. Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
  5. Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
  6. Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.

Предварительная работа:

  1. Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
  2. Выставка рисунков по сказкам.
  3. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
  4. Заучивание детьми загадок.
  5. Создание игровой среды.

Ход занятия

Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.

Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.

Ну тогда заходите, да слушайте.

“Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”

I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)

  1. Лягушка – попрыгушка
    Лягушка – квакушка
  2. Серый волк – волчок
    Волчок – драный бочок
    Волк – волчок шерстяной бочок
  3. Коза – рогатая
    Коза – дереза
    Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
    Коза хлопота
    Козлятушки – ребятушки
    Серенький козлик
  4. Мишка – топтыжка
    Медведь – лежебока
    Медведюшка – батюшка
    Медведь – богатырь
    Мишка – косолапый
    Мишка – плишка – коротышка
  5. Лисичка – сестричка
    Рыжая лисица
    Лисонька – лиса
    Рыжая плутовка
    Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
    Лиса – кумушка,
    Лиса – при беседе краса.
  6. Мышка – норушка
    Мышка – поскребушка
    Мышка – погрызуха
    Маленькая серенькая мышка.
  7. Петушок – золотой гребешок
    Петушок – красный гребешок
    Петенька – петух
    Петя – петушок.
  8. Зайчик – побегайчик
    Заюнок – кривоног – по горке скок
    Зайчишка – трусишка.
  9. Котик серый, хвостик белый
    Котик – коток кудрявый лобок
    Котя – серенький лобок
    Мурлыка – кот
    Кисонька – мурысенька
    Котишко – мурлышко – серый лобишко.

По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.

II. Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?

Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?

С зачина.

  1. В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
  2. Жили старик со старухой……
  3. Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
  4. Жил был старик….
  5. Жили были дед да баба…
  6. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
  7. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
  8. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
  9. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
  10. Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
  11. Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
  12. Было это ещё в старое недоброе время…
  13. Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
  14. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
  15. В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
  16. В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
  17. Было это давным – давно, в едва памятные времена…

А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”

Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.

– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.

“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”

Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?

  • И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
  • Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
  • Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
  • Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
  • Да не простое, а золотое.

Концовка

  • Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
  • С тех пор стали они жить славно…
  • Жили долго и счастливо до глубокой старости.
  • Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
  • А на том мой сказ и кончается.
  • Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
  • И стала она в добре поживать, лиха не знать.
  • Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
  • Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
  • И стали они жить дружно, в любви и согласии.
  • И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
  • Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
  • Сказка вся, больше врать нельзя
  • Стали они жить – поживать, да горя не знать.
  • Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
  • И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
  • На этом и сказка вся…

III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).

Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.

“Курочка ряба”

Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

“Колобок”

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай
  • Доверяй, но проверяй
  • Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

“Репка”

  • Без заботы и репу не вырастить.
  • Конец – делу венец.
  • Мала капля, а большое дело делает
  • Дружба дороже всего.

“Волк и козлята”

  • “Страшись волка в овечьей шкуре”
  • Бояться волков – быть без грибков

“Гуси – лебеди”

  • Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
  • Долг платежом красен.

Круглый, мохнатый, “масляный”

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет.

“Маша и медведь”

Не сиди на печи, не жди калачи

“Жихарка”

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
“Теремок”, “Рукавичка” В тесноте, да не в обиде.
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” Всему своё время

IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.

Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.

Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:

Дети (хором)

Бабка Ежка – костяная ножка
С печки упала
Ноженьку сломала
А потом и говорит:

Баба – Яга – У меня нога болит

Дети – (поочерёдно)

Пошла на улицу – раздавила курицу
Пошла на лужайку – напугала зайку
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)

Баба – Яга –

А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах

Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)

Баба – Яга –

Да я, если захочу
Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.

Баба – Яга –

Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.

Топает ногой, дети рычат, наступают на неё.

Баба – Яга – А-а-а вы кусаться
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.

V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

(В.Берестов)

Показ пальчикового деревянного театра “Теремок” (Смотри приложение )

Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.

VI. Загадки про сказки – загадывают дети. (Смотри приложение )

VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.

  • Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
  • Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
  • Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга, гуси – лебеди (“Гуси – лебеди”)

VIII. “Назови сказку”

  • Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
  • Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
  • Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
  • Отец, мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)

IX. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки “Курочка Ряба” – аппликация

X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)

Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.

Список литературы:

  • Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5/2009
  • Дошкольная педагогика (август)2009
  • Детский сад со всех сторон №30 (66) август 2001 “Игры и изобретения. Вячеслава Воскобовича”
  • “Дошкольное воспитание” Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы (разработана воспитателем МДОУ № 27 О.Обросовой)
  • Русские народные сказки.
  • Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.– М: ТЦ Сфера, 2008г. С.61.

Сценарий развлечения по сказкам для старших дошкольников и младших школьников

Досуг для детей 5-9 лет: «В мире сказок».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Досуг познакомит детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с разными видами сказок.

Назначение работы: Досуг предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Цель: формирование представлений у детей о разнообразных видах сказок.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста интерес к чтению
2. Приучать внимательно, слушать литературные произведения
3. Поддерживать эмоциональную заинтересованность к прочитанному произведению
4. Расширить представления детей о разных видах сказочного жанра

Вступительная часть в стихах.

Сказка устный пересказ
Вымысел сюжета.
Волшебство и чудеса
Обойдут полсвета.

И герои и злодеи
В сказке слушателей ждут.
Незаметно малых деток
Воспитают, развлекут.

Ценность сказки велика!
Кладовая знаний!
Нарушителям запрета
Будут испытания.

Кто с достоинством пройдет
Трудности и горести,
Награждения в конце
За дела по совести!

Сказка – наш бесценный дар!
Мудростью богата.
И с волнением ее
Слушают ребята.

Справедливость торжествует
Зло наказано добром.
Радость дарит она людям

Входит в каждый дом!

Сказка древняя затея
Но дошла до наших дней.
В ней заложена идея.
И послания для людей!

Досуг: В мире сказок.

Ведущая: Большое значение в жизни детей имеет сказка. Сказки к нам пришли из глубины веков. Сказки слагал народ, запоминал и рассказывал друг другу. Ходили сказки по миру от одних слушателей к другим. Каждый рассказчик добавлял в сюжет сказки небольшие изменения и дополнения. Потом сказки стали собирать и записывать. Так сказки дошли до наших дней. Сюжеты сказок такие разные: веселые и грустные, страшные и смешные. Из сказок мы узнаем о культурных традициях, о народном жизненном укладе, о характерах людей живших много лет тому назад. Сказки знакомы и любимы всем людям с детства.
Что же такое сказка?
Народная сказка – устный рассказ художественного произведения с установкой на вымысел, рассказываемый слушателям в воспитательных или развлекательных целях.
Послушайте народные пословицы о сказках:
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В каждой сказка будет конец.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.


Сказку слагать дело не простое. Каждая сказка имеет план построение сюжета:
1. Присказка – эстетический элемент в сказке. Является необязательным условием в построении сюжета сказки.
Цель присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует сама по себе, она не связана с содержанием произведения. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера.
Пример: «Ай, потешить Вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней дива дивные, чуда чудные!»
2. Зачин – начало сказочного действия.
Зачин уводит слушателя в сказочный мир, подчеркивает необычность того сказочного мира о котором дальше пойдет рассказ.
Пример: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич»
Зачин в сказке имеет огромную роль, он определяет место действия и время, знакомит с главными героями сказки. С помощью зачина автор увлекает читателя или слушателя в сказочный мир и завораживает его загадочностью и неопределенностью.
3. Основная часть сказки - это центральное действие сказки и развязка. Именно в этой части происходят волшебные превращения, произносятся магические слова, встречаются предметы или животные помощники, обладающие волшебным даром и т.д.
Пример: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
4. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней подводятся итоги сказочного действия.
Пример: «Стали они жить поживать и добра наживать».
Известный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев собрал великое множество народных сказок и разделил их по сюжету на: волшебные, бытовые, авантюрные, докучные, сказки о животных.


Давайте познакомимся с удивительным и разнообразным миром сказок.

1. Сказки о животных.

Сказки о животных являются самыми древними произведениями. Древний человек одушевлял природу, наделял животных свойствами и качествами присущими человеку.
В сказках о животных, звери умеют говорить между собой, выполняют хозяйственные дела. Животные в народных сказках не могут думать, они не обдумывают свои поступки, только действуют.
В сказках о животных звери являются носителями одной особенности характера: лиса – хитра, медведь – неуклюж, волк – глуп.
Сказки о животных интересны, просты, незатейливы, строятся на диалоге между животными, иногда в сюжете используют короткие выразительные песенки.
Пример: Я Колобок, Колобок! Я по коробу скребен,
По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон,
На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел,
И от тебя, зайца, не хитро уйти!
Ребята, а какие сказки о животных Вы знаете? (Ответы детей)
Примеры сказок о животных: «Теремок», «Вершки – Корешки», «Лисичка сестричка и волк», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Ледяная и Лубяная избушка» и другие.

2. Докучные сказки.

Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. От слова «докучать» - надоедать. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал тех, кто готов слушать их бесконечно. Ребята, а кто из Вас уже знаком с такими сказками?
Пример: Жила-была бабка у самой речки.
Захотелось бабке - искупаться в речке.
И купила бабка себе мочало
Эта сказка хороша - Начинай сначала!

3. Сказки бытовые

Бытовая сказка – это необыкновенные, неслыханные истории, истории о невозможном. Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, судьи наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью.
С другой стороны умные, хитрые, смелые, находчивые крестьяне, солдаты. В этих сказках нет волшебных предметов и помощников. События сказки обычные события из жизни, но описаны с юмором. В бытовых сказках высмеиваются такие отрицательные черты как глупость, жадность, несправедливость.
Пример: Сказка о попе и работнике Балде, Каша из топора.

4. Сказки авантюрные

Сказки авантюрные – краткий занимательный рассказ, сюжет из реальной жизни, который высмеивает общечеловеческие пороки. Это сказки о болтливых и жадных женах, о ленивых и неряшливых хозяйках, о наивности и человеческой простоте. Ребята, вспомните и назовите такие сказки? (ответы детей)
Пример: Жадная старуха, Наговорная водица, Безручка.

5. Волшебные сказки

Волшебная сказка – самая яркая и распространенная в мире. Сказка наполнена чудесами и приключениями.
В волшебных сказках обязательно встретятся предметы и вещи, наделенные магической силой (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, шапка – невидимка и другие), волшебную силу могут иметь слова (По щучьему велению по моему хотению), волшебные помощники (Конек-Горбунок, Щука волшебница и другие)
В волшебных сказках встречаются положительные герои и отрицательные герои.
Основные особенности волшебной сказки: наличие запрета (не пей из копытца, козленочком станешь), нарушение запрета (не послушался сестрицу брат Иванушка и попил из копытца), испытание (превратился в козленка), вознаграждение (козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой).
В сказке нарушители запрета, всегда встают на путь исправления тех бед, который сам и натворил. В процессе преодоления испытаний и трудностей герой искупает свою вину добрыми делами и чистыми душевными помыслами.
Сказка – оптимистическое произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказочный вымысел всегда имеет скрытую мораль. Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Во время чтения сказок дети примеряют на себя роли тех или иных сказочных персонажей, воображение рисует образы. Дети искренне переживают за судьбу полюбившихся героев сказок.
Ребята, а какие волшебные сказки Вы уже знаете? (ответы детей)
Примеры: Гуси – Лебеди, По щучьему велению, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Царевна лягушка, Золушка и другие.


Викторина: Угадайте сказку
1. В какой сказке на море океане жил чудо юдо рыба кит? (Конек – Горбунок)
2. В какой сказке вырос овощ, который не могли вытащить из земли три человека и 3 животных? (Репка)
3. В какой сказке простой деревенский мужик во дворец на печи отправился? (По щучьему велению)
4. В какой сказке злая мачеха отправила девушку в лес за подснежниками? (Двенадцать месяцев)
5. В какой сказке старуху за жадность наказали? (Золотая рыбка)
6. В какой сказке девочка медведя перехитрила? (Маша и медведь)
7. В какой сказке отец в наследство сыну оставил кота? (Кот в сапогах)
8. В какой сказке девочка помогла выздороветь больной ласточке? (Дюймовочка)
9. В какой сказке все звери поселились в одном доме? (Теремок)
10. В какой сказке волк голос у кузнеца перековал? (Волк и семеро козлят)
11. В какой сказке девочку и ее собаку ураган унес в сказочную страну, где она нашла друзей? (Волшебник Изумрудного города)
12. В какой сказке был Цветочный город, в котором жили коротышки? (Приключения Незнайки и его друзей)
13. В какой сказке тыква превратилась в карету? (Золушка)
14. В какой сказке главный герой шалунишка, который живет на крыше? (Карлсон, который живет на крыше)
15. В какой сказке жили сестрицы одноглазка, двуглазка и триглазка? (Крошечка-Хаврочечка)


Ведущая: Молодцы ребята, сказки внимательно слушали, всех сказочных героев знаете, и названия сказок Вы назвали абсолютно верно!
А сами сказки сочинять умеете? (ответы детей) А это мы сейчас и проверим.
Я начинаю, а Вы по очереди продолжаете.
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Еремей. Было у него три сына. Один был высокий, другой был роста среднего, а младший был низкий, росточком с табурет. И вот собрал сыновей отец и говорит: …(Дальше сюжет сказки складывают все дети группы по очереди).

Он разделяет два мира – мир вымысла и мир естества, у маленьких детей с этим большая путаница. Мы обязательно должны обозначать границы: одно дело – увести ребёнка в сказочный мир и там (на виртуальном уровне) походить испытания, встречаться с бабой Ягой, превращаться в козлёночка, отбиваться от Кощея Бессмертного.

И совсем, ну совсем другое - вечно быть в напряжении, потому что всё перепуталось, потому что не знаешь, где начинается явь, где закончилась сказки, и кто там выглядывает из-за угла, Баба Яга или тётя Маруся, и не под твоей ли кроватью находится заколдованный лес.

Только к годам семи ребёнок расставит ориентиры и разделит это: мир жизни и мир волшебства. Что случается в сказке – случается в мире другом, и существует он на основе других законов. Ребёнок должен знать это, подсознательно знать. И зачин, напоминая об этой «инакости», как раз и производит такое размежевание.

Во многом для этой же цели – обозначить границы, куда и откуда вернуться - служат и последние фразы сказки. «И стали они поживать – добра наживать», «И жили они долго и счастливо…», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Прозвучала концовка – и ребёнок очнулся, вышагнул из сказки, снова стал Сашей, Верочкой, Колей - вернулся в реальный мир.

Дети способны представлять себе все так же ярко, как вы – воспринимать это на экране большого кинотеатра с системой «звук вокруг». Представьте, что еще не закончился триллер, идут последние кадры, а вам на мобильник звонит шеф с претензией. Страшно? Вот так же сказки без начала и конца - взрывают чувство реальности у наших детей.

Кстати, это объясняет так много лет удивлявшую меня концовку сказок «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». Нет, думала я, кто рассказывал – молодец, а кто слушал – тот отдыхал, что его хвалить. Оказалось, что хвалить надо именно ребенка, потому что он проживает жизнь сказочного героя - странствовал, попадал в передряги и выбирался вместе с ними. Конечно, от такой же молодец, как Иван Царевич или Василиса Премудрая.

Итак, вы выбрали своего героя, вы открыли сказочные двери… Ну, а дальше – что? А дальше начинается действие, сказочный сюжет.

В принципе, сюжетная схема всех сказок очень проста:

Герой, обычный человек, получает кто-то волшебное, с чем-то волшебным знакомится

Отправляется куда-то (сам или по чьему-то заданию)

Встречает испытания (попадает в переделки)

Побеждает (и получает свой приз)

Возвращается (уже другим, изменившимся, и часто бывает, что меняется он до неузнаваемости).

Способы и приёмы, где взять героя и как повести сюжет, великое множество. О некоторых, самых детских, мы уже говорили. Сейчас будем рассказывать дальше, а вы - пробуйте. Один, другой, третий…

Попробовав- поэкспериментировав, вы освоитесь в «сказочном деле», и выберете самые подходящие для себя. И тогда, хорошенько поднаторев, сможете их варьировать. Ведь и ход сказочного сюжета, и повороты его зависят от того, когда и для чего вы приступаете к этому делу – придумываете сказку.

А потом вы обучите и своего ребёнка. Впрочем, скорее всего, он и сам научится – по ходу дела.

Чтобы разобраться вам было проще, все эти способы мы сгруппировали и разделили по темам. Но это, конечно, чисто условное деление – для удобства использования «шпаргалки».

Мама рассказывает сказку и по рассеянности так говорит: «Катится колобок, а навстречу ему волк. Колобок говорит: « Волк-волк, я тебя съем!». Сын возмущёно кричит: « Мам, ты чего перепутала, волки пирожки не едят!».

Может, и не едят, да вот только из таких перепутанниц получаются отличные сказки.

Приём первый Перепутанница

Этими приёмами охотно часто пользуются повара. А также фантасты и сказочники, сценаристы и режиссеры. Так почему бы и нам не воспользоваться? Рецепт его очень прост: берутся разные ингредиенты, складываются в одну кучу и хорошенько перемешиваются.

Взять – сложить – перемешать, вот и всё.

И из такой перепутаницы всегда получается то-то своё, новенькое и занимательное.

Причём путать(ся) можно по-разному

а) перепутать героя и сказку

б) перепутать две разные сказки

в) всё перепутать

А потом из этой неразберихи выбираться.

Это очень удобный способ, когда надо чем-то срочно занять ребёнка, а ничего, ну, ничегошеньки в голову не приходит.

Это очень удобный способ, когда самого себя надо перенастроить. То есть выкинуть из головы все бытовые мысли (или хотя бы оттеснить их на задний план) и – в общем, хотя бы на время отрешиться от будничной суеты.

Это очень удобный способ, когда надо расшевелить своё заспавшееся воображение фантазию.

Это очень удобный способ, особенно для начинающих.

Да, вы начнёте с обычной сказки. Но потихоньку ведя сюжет, неспешно втягиваясь в неё, вашу сказку, вы вдруг и сами не заметите, как сюжет начнёт изменяться, герои – вести себя неположенным им образом…

…А внутри у вас отзовётся что-то своё. Да, так и случается. Потому что на самом деле сказки не слушают и не рассказывают – в сказке живут.

А иногда случается и совсем чудесное чудо: сказка вдруг зазвучит в камертон, и вытащит из вас что-то старое, наболевшее, и короста спадёт, и старая боль отпустит, и вы вдруг сами не понимая, как так, назавтра увидите мир немного другим, словно отмытым. На самом деле это не мир изменился – в нём всегда есть и солнце и тучи – на самом деле что-то раскрылось в вас. Как росток из зерна, как цветок из бутона. Это что-то давно лежало «на дне» и ждало возможности пробудиться. Просто сказка открыла старую маленькую дверь (за печкой или за нарисованным очагом).

Смотрите, как это просто делается. Берёте знакомую старую сказку и запускаете в неё нового героя.

Вариации разные

а) в старой сказке новый (другой) герой

Удобно! особо ломать голову в поисках оригинальной идеи не придётся. У вас есть канва, вот по ней и «вышиваете». Например, берёте сказку «Заячья избушка» (как лисица к зайчику в домик попросилась, а потом сама же его и выгнала). И заменяете зайчикана КРОКОДИЛА. Много ли его повыгоняешь? А можно «подменить» лисицу, можно – храброго петуха.

Итак: за основу берёте сказку. Главного героя заменяете на…кого вам захочется?

Предположим, на любимую игрушку малыша. Вот она в лес и покатится, и будет там со всяким зверьём встречаться. В зависимости от того, кто в сказку попадёт, и события развернуться по-разному.

Из такой перестановки можно сделать забавную игру: то слонёнок хозяйничает в сказке, то кастрюля, то булочка с сосиской. Вот хохоту будет!

б) сказки перепутались

А можно и по-другому. Кто, например, вам мешает переплетать сюжеты разных сказок. На книжной полке рядышком стояли, вот и перепутались.

Шли – брели Алёнушка и Иванушка…солнце высоко, до дома далеко, жар донимает, пот выступает. Смотрят: след от телячьего копытца…Пошли они по этому следу, а навстречу им бык (добрый бык, не бодается)…из «Зимовья зверей». А может, и не один бык, а компания (бык, баран, свинья, гусь да петух) оказались в этой сказке…

Или так: …попил Иванушка из козлиного копытца, в козлёночка превратился. Тут ему коза встретилась («Коза и семеро козлят»), решила, что это её козлёнок заблудился, и взяла его к себе домой… А что там с ним будет? Правда ведь, интересно.

в) прогулка по сказкам

В сказке возможно всё. Представьте: карнавал, и на нём – герои любимых сказок.

А может, вы сделаете так, что ваш герой попадает то в одну, то в другую историю, представляете, сколько всего их можно насочинять? Целый сериал« Прогулки по сказкам» получится.

(Кстати, поинтересуйтесь, какого сказочного героя выберет ваш ребёнок. И в какие сказки отправит его. Как вы думаете, почему?).

Случается и такое: ребёнок такое навыбирает, так ярко представит события, что испугается сам. Что делать? Не растеряться. Например, «сажаете» на ковёр – самолёт и улетаете. (А интересно, как часто ваш ребёнок будет сбегать от трудностей? В идеале должно быть так: сделал паузу («улетел») хорошенько подумал, придумал, как в сказке порядок навести, и «вернулся» в неё обратно).

Хороши перепутанницы тем, что воображению есть где разгуляться. Хочешь – за основу одну сказку бери, хочешь – другую, и веди по ней свою историю, как по канве. Всегда есть от чего оттолкнуться, куда повернуться и чем дело закончить.

Менять сюжеты знакомых сказок совсем не сложно. Вот несколько идей:

Перепутались сказочные предметы: шапка – невидимка оказывается в домике, где живут семеро козлят;

Гуси – лебеди утащили не младшего братца, а его сестрицу…

Вместо Колобка по тропинке катится футбольный мяч…

Познакомьте Мальвину с куклой Барби, это она оказалась под окошком домика, а вовсе не Буратино;

Злая мачеха оказалась не злой, а доброй, а падчерица – наоборот;

Вместо девочки – дюймовочки с лягушками воевал бы мальчик – с – пальчик;

И что? И все пойдет шиворот- навыворот, что собственно, и требовалось.

С детьми постарше свою фантазию можно не ограничивать и сказочных героев запускать в наш реальный мир.

Что будет, если…

Кот Баюн пришёл в учительскую… (а может быть, на урок?)

Появляется из проруби щука и говорит: Емеля, я на тебе жениться хочу …

Сивка Бурка допрыгнул до окошка терема, а у окошка сидит не царевна, а царь Горох

Кончились женихи, а Несмеяна всё плачет и плачет, никто Несмеяну не рассмешил… И тут заходит баба Яга…

Прилетает Жар-птица не в сад, а к пожарным

Схватила Василиса Премудрая стрелу и превратилась в лягушку: «Ну, Иван-царевич, узнаешь ты меня!»

Неожиданные сопоставления – хорошая тренировка не только для ребёнка, но и для родителей. Чем неожиданнее – тем лучше

Но есть ещё одна несомненная польза от этих забавных сказок.

Вы сможете втянуть в это дело старших детей, и они запросто вовлекутся. Так, между делом. Когда, например, старший занимается с младшим (братишкой, сестрёнкой, племянниками). И школьники тянутся к сказке, подспудно чувствуя, что она и отвлечёт, и развлечёт, и подскажет выход из запутанной жизненной ситуации.

Такое случается как со взрослыми, так и с детьми.

Когда на душе плохо, когда случаются неприятности, когда упёрлись в проблему и никак не можем её решить, мы словно «откатываемся» назад, в своё прошлое, в то время, когда всё было хорошо. Могут даже вернуться старые «дурные» привычки (от сосания собственного пальца до ночных неприятностей). В такие моменты эмоциональная поддержка детям особенно нужна. И такая прогулка по старым сказкам как раз и делает (даёт) эти два нужных дела: эмоциональное возвращение в прошлое и хороший эмоциональный контакт со своими родителями. А когда вместе, когда есть на что опереться, начинаешь верить, что любые трудности можно преодолеть.

И это действительно так.

Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой…

Можно не использовать никаких игрушек, а «отправить» в сказочную страну «всамделешнего» ребёнка. Вашего. Это отличный приём: детям очень нравится становиться героями.

Как это сделать? Вот вам три способа – на выбор.

Первый. Сказка как сказка, и всё в ней идёт чередом. Но в самый ответственный момент (обычно он ближе к концу) вы «отправляете» туда ребёнка: в сказке появляется ваш юный герой и делает славное дело- чаще всего всех спасает. У Леонида вообще ни одна сказка не обходилась без его спасательного участия: «А потом пришел Леня с ружьем и собаками и прогнал..»

Второй. Ваш ребёнок - Юный герой - запускается в сказку буквально сразу, с зачина. И действует в ней вместе с другими персонажами. Этот вариант для детей, хорошо освоивших сказочную страну и понимающих её особенности и законы. Правда, в таком исполнении сказка обычно меняется до неузнаваемости, но это ещё интереснее: главное – вконец не запутайтесь и как-то, но выбирайтесь из сказочных передряг.

Вариант третий . Герой путешествует по разным сказкам, переходит их одной в другую. Если ребёнок хорошо знаком с разными сказками, то он сам будет охотно вам помогать, сочинять и путешествовать вместе с вами.

Можно забрасывать героя в самую гущу событий; можно – сделать собственный сериал «Сказка с продолжением», а можно отправить в такой момент, который поможет ребёнку решить какие-то свои проблемы. Например, вы хотите, чтоб он хорошенько запомнил свой домашний адрес, или он стеснителен, ему трудно знакомиться. А вот поселился он в сказке «Теремок», стучатся разные гости, каждому он представляется «я такой-то, живу там-то и там-то»…

Итак, вы выбрали сказку. Теперь

Внутри любой сказки, куда вы «запускаете» карапуза, ему надо освоиться, а вам – посмотреть на его реакцию (впечатлительные дети могут какие-то моменты излишне сильно переживать; а уйдя с головой в роль, могут перепугаться). Так что начинайте со сказок попроще, не сердитых и не опасных. Например, попробуйте для начала ту же «Репку», которую все «тянут – потянут, да не вытянут». Ни дед, ни баба, ни внучка, ни жучка, ни кошка – не вытянул никто, а в вашей истории и мышка тоже не помогла – не смогла. «И тогда сели все, опечалились…». И тут появляется ваш герой – ваш малыш (можно даже с любимой техникой, бульдозером там, экскаватором)… И…как будешь действовать там, малыш? Конечно, он сходу найдёт способ, как эту репку вытянуть. («Вот молодец!»)

Если ребёнок так вдохновился, что отправился что-то ещё вытаскивать – не мешайте.

Поддержите инициативу, подкиньте свеженькие идеи. Например, можно помочь коту отбить петушка у лисицы, медведя от теремка прогнать. Возможно, он снова начнёт пересказывать «Репку», теперь уже сам. Прекрасно. Вы сидите и …с удовольствием «убиваете» двух зайцев: малыш гордиться собой и своими благородными поступками, а вы превращаетесь из автоответчика в нормального человека

Дошколёнку подавай сказки покруче. Дошколёнок может влезать в хорошенькие переделки. (Ведь вы уже слышали это гордое: «Я ничего не боюсь!»?). Да, человеку хочется ничего не бояться. И побеждать, и спасать всех направо - налево, и восстанавливать справедливость… (Правда, частенько на свой, нелогичный лад). В 4-5 лет у маленькой детворы – пик детских страхов, и, храбро действуя в сказке, они как бы закаляют себя. И разбираются со своими страхами. В сказке им проще, там всё чётко: вот добро – вот зло, и никакой полутени; сам страх олицетворяет какой-то вредный/противный герой, и, побеждая его на символическом уровне, ребёнок ощущает себя победителем и в мире реальном. И тогда, что важно для правильного формирования юной личности, поднимается его самооценка.

Культурные правила

Чтоб ненароком не обидеть, не насторожить, не оттолкнуть своих юных слушателей/сказителей, родителям стоит соблюдать правила:

1) ребёнок – всегда герой (даже если вначале поступает как дурачок);

2) ребёнок не попадает в унизительные ситуации (а если попадает, то ненадолго и с честью выкручивается из них);

3) вы ничего не критикуете и никого не осуждаете; потому вы просто рассказываете сказку…или сочиняете вместе…

4) «в сказке ложь, да в ней намёк…», но вы не рассказываете никому (даже самому сказочнику), о чём догадались, что узнали какой-то его секрет.

Чем старше ваш ребёнок, тем неукоснительно эти правила стоит соблюдаться

На все возраста

Не только дошколята, и школьники охотно играют в сказки. (И даже чаще, чем мы думаем). Младшеклассники с большим удовольствием послушают ваши, самодельные, где он/она – главное действующее лицо. Во-первых, это повод рядышком с мамой/папой посидеть, во-вторых, кому же не хочется быть красавицей или героем!

Заметим в скобках: если ребёнок в этом возрасте упорно отказывается и предпочитает общаться с телевизором, а не с вами, стоит подумать: а всё ли нормально в отношения, складывающихся в вашей семье? Есть тут какая-то трещинка. И что самое обидное, если мер не принять, с годами она может расширяться и расширяться.

А вообще «мелкоклассники» - это такой ласковый возраст (латентный период, как называют его психологи), когда один кризис прошёл, другой пока не предвидится, и ребёнок настроен на папу и маму. Конечно, заводятся сверстники, друзья, в большом авторитете первая учительница, появились свои (пока мелкие) первые тайны… Но «малыш» ещё рядом, так близко, что позволяет даже себя обнимать, а если спорит – больше по пустякам, и охотно, охотно общается.

Сказка на двоих

Попробуйте отправиться в знакомую сказку вместе. Совместное пребывание придаст ей особую пикантность: получится отдыхательно-развлекательная сказка, сказка-шутка и в то же время - полезный урок «как хорошо нам всем вместе».

Это очень забавно, когда вы вдвоём попадаете в старую сказку: неизвестно, куда она повернёт. Иные родители считают, что школьники не втянутся в такую игру. Да ничего подобного! тут только главное – выбрать подходящее время. Например, в дороге, когда совершенно нечего делать – почему бы не взять да не посочинять? или, например, когда стоите в длиннющей очереди, или – за праздничным столом, когда жевать уже поднадоело, а расходиться не хочется.

Возможно, вам достанется самая главная роль. Например, вы – щука, а сын или дочка отбирают вас у Емели… Или, ещё например: героем, прыгающим к окошку терема, будет ваш сын, а вы, соответственно, Сивка – Бурка, являющийся по первому свисту и взносящий его в облака. (Как вы думаете, каким образом ребёнок станет вас подзывать: свистком? словесной командой? или посвистом молодецким?). А может, вам отведут роль Жар-птицы…или её пера…(«лишь бы не жареного петуха», - как заявила одна мама) Впрочем, Вы можете справедливость восстановить.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок побудет и в вашей шкурке (ой, в вашем сказочном образе!), а вы – в его.

Такой сказочный ход, вполне вероятно, даст вам интересную информацию к размышлению. Как ребёнок относится к вам, что о вас думает. Вы посмотрите на себя со стороны, а он (случайно) может проговориться о каких-то секретах, и вы поймёте суть отношений с друзьями-приятелями, и как относится к другому полу (время влюблённости школьная пора)

В сказке легко можно дать совет, причём так, чтоб захотелось юный человек к совету прислушаться. Потому что советом помогаете герою, а не читаете нотацию

Потому что в сказочном действе вы ничего не навязываете, а просто (наглядным примером, образом, ситуацией) показываете: как надо бы поступить и что получится, если сделаешь так-то и так-то.

Подростки – народ особенный… своеобразное племя. И независимы, и всё желают решать самостоятельно. Но, несмотря на внешнюю отстранённость, они всё ещё дети. И так же, как раньше, нуждаются в вашем совете и вашей поддержке. (Только стесняются об этом сказать). И тянутся к вам (в душе), и всё необычное, нетрафаретное их особенно привлекает. От сказки они не откажутся, если их «взрослости» подыграть. Вместо «сказка» скажите «фэнтази», а Колобка замените на Супергероя. А так – всё как в истинном «Колобке». Вот ваша милая дочка (лет этак пятнадцати) сидит на окошке, смотрит на алый закат (то ли принца ждёт, то ли тоскует), потом подскакивает и… В какой лес она убежит? Кто ей встретиться по дорожке?

Сказка – хороший способ наладить контакт с ребёнком, когда он разладился. Или дать полезный совет. Советы впрямую подростки терпеть не могут; всё кажется, что держат за маленького. В «сказке-фэнтази» можно любую ситуацию разыграть и проблемы решить - на сказочном уровне. Всем детям очень нужны наши советы, они просто сейчас, в этом возрасте, стесняются спрашивать («а вдруг посчитают за маленького, я-то большой»)

Ведь почему взрослеющие дети часто от нас отстраняются? да потому что наша назойливая забота – как тот медведь в теремке: сквозь дверь не пролезу – так на крышу попробую.

Знаете, чего больше всего не хватает взрослеющему ребёнку, подростку? Что его выслушали! За все прошедши годы он столько от пап/мам своих выслушал, столько ему насоветовали-наговорили, что теперь взаимопонимание возможно тогда, когда его услышите. Ему позарез надо сказать, что там, в душе, и что он думает по тому или иному поводу (в том числе и о вас). Согласитесь, что с помощью сказки это гораздо удобнее…

Да и до мамы-папы пожалуй, лучше дойдёт.

Муниципальное бюджетное общеобоазовательное учреждение

«Сугайкасинская средняя общеобоазовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Урок литературного чтения

Тема «Сказки. Сказки о животных»

(Медведь-дурень»)

по учебнику «Парус – 4»

Сугайкасы-2010

Задачи урока.

1.Сформировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения сказки

2. Способствовать раскрытию содержания сказки через композицию сказки (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

3. Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.

4. Продолжить развитие интереса к устному народному творчеству.

Оборудование. Презентация «Сказки о животных», учебное пособие «Парус – 4» (,), ручка, тетрадь, раздаточный материал для проверки домашнего задания, компьютер.

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой «Медведь-дурень» астраханской собирательницы сказок М. И, Костровой. Раскроем её содержание через композицию сказки.

Проверка домашнего задания.

–Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, фольклора).

Устное народное творчество

(фольклор)

    Былины Пословицы (поговорки) Обрядовые песни Танцы Частушки Загадки Заговоры (заклинания) Народные сказки

(Учащиеся в русских народных сказках о животных Лиса и журавль, Лиса и кувшин, Маша и медведь, Теремок, Волк и козлята, Зайкина избушка, Медведь и лиса, Колобок, Лисичка – сестричка и волк, О щуке зубастой – находили зачин, концовку и кульминацию сказки.) Задания собираются для оценивания работ.

Индивидуальный пересказ 2-3 сказок.

О ком вы прочитали в этих сказках? (О животных.)

Каких животных здесь встретили? (Волка, лису, зайку…)

Что они делают? (Разговаривают.)

Лиса какая? (Хитрая.)

Волк какой? (Жадный, глупый..)

Зайка? (Трусливая.)

О ком эти сказки? (Русские народные сказки.)

Это и есть сказки о животных.

Сказки о животных - это такие сказки, где герои-животные разговаривают и ведут себя как люди (лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, а заяц труслив…)

Работа над темой урока «Композиция сказки «Медведь-дурень»:

а) беседа: это ещё одна сказка о животных. Познакомимся с композицией этой сказки;

б) словарная работа:

несговорчивый - такой, с которым трудно сговориться, упрямый

стружка - небольшой кусочек дерева, тонкий и узкий слой, срезанный ножом, строгательным инструментом

поупрямилась (заупрямилась) – проявить в течение некоторого времени упрямство, несговорчивость в чём-нибудь

услужливая – всегда готовая оказать услугу

стосковаться – соскучиться, загрустить

уговор – договор, сделка, согласие

в) нахождение зачина :

Жили-были дед да баба. Было у них три внучки.

и концовки сказки:

И по сие время они живут. Только старшая и средняя внучки стали лучше слушаться бабушку и дедушку;

г) работа над основной частью сказк: (чтение по цепочке вслух).

Сказка от начала читается,

до конца читается,

а в серёдке не перебивается

д) проверка прочитанного текста:

Какие внучки были у дедушки да бабушки? (Двое – несговорчивые, третья – услужливая.)

О чём однажды попросил дедушка? (Покормить его в лесу, так как он там работал.)

А внучки исполнили желание дедушки? (Не исполнили, потому что две внучки не смогли найти его, стружки перебросил к своей избе медведь.)

Что помогло выбраться девочкам из беды? (Ум и смекалка третьей внучки.)

Как это сделала третья внучка? (Третья внучка велела медведю отнести блинов бабушке да дедушке в деревню, девочкам прятаться внутри корзины, а медведю не есть блинов.)

В этой сказке медведь какой? (Дурень.)

Почему? (Потому что поверил девочке, не смог понять хитрость девочки…)

Астраханская собирательница сказок поэтому и назвала эту сказку «Медведь-дурень».

Какую сказку напоминает эта сказка? («Маша и медведь».)

Чему учит эта сказка? (Быть послушным, умным, трудолюбивым…)

е) составление плана по композиции сказки:

Мы уже знаем зачин, кульминацию и концовку сказки, а сегодня узнаем о других частях сказки.

Зачин.

Кульминация.

Концовка.

Композиция сказки

1. Зачин. Жили-были.

2. Завязка. Три внучки.

3. Развитие действия. Две внучки у медведя.

4. Кульминация. Очередь третьей внучки.

5. Развязка. Спасение внучек.

6. Концовка. Стали жить да поживать.

Вот так можно отобразить её схематически.

ж) пробный пересказ по плану.

В чём отличие этой сказки от предыдущих сказок? (Она большая по содержанию, есть повторы. Композиция сказки состоит уже не из 3-х частей, я из 6-и.)

Сколько повторов? (Три.)

Это ярославский вариант сказки «Маша и медведь».

Ум и смекалка крестьянской девочки.

Мечта ярославцев о радостном свободном труде, о счастливой жизни.

5. Домашнее задание. Пересказ сказки «Медведь-дурень».

6. Оценивание работ учащихся.

Присказка

Приложение.

Сказки о животных

Бобовое зернышко

Война грибов

Волк и козлята

Журавль и цапля

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Зайкина избушка

Звери в яме

Зимовье зверей

Колобок

Кот - серый лоб, козел да баран

Кот и Лиса

Кот, петух и лиса

Лев, щука и человек

Лиса и журавль

Лиса и козёл

Лиса и кувшин

Лиса и рак

Лиса и тетерев

Лиса, заяц и петух

Лиса-исповедница

Лиса-повитуха

Лисичка-сестричка и волк

Маша и медведь

Мизгирь

Мужик, медведь и лиса

Нет козы с орехами

О щуке зубастой

Овца, лиса и волк

Теремок

Яичко (Курочка Ряба)

Волшебные сказки

Баба-яга

Баба-яга и Заморышек

Белая уточка

Василиса Прекрасная

Ведьма и Солнцева сестра

Вещий сон

Волшебная дудочка

Волшебное кольцо

Волшебный конь

Глиняный парень

Горе

Гуси-лебеди

Дочь и падчерица

Заколдованная королевна

Иван - коровий сын

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо

Иван-царевич и серый волк

Клад

Королевич и его дядька

Крошечка-Хаврошечка

Кузьма Скоробогатый

Лихо одноглазое

Мальчик с пальчик

Марья Моревна

Морозко

Морской царь и Василиса Премудрая

Никита Кожемяка

Ночные пляски

Окаменелое царство

Пёрышко Финиста ясна сокола

Петух и жерновцы

По щучьему веленью

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Правда и Кривда

Птичий язык

Семь Симеонов

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сивка-бурка

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

Снегурочка

Солдат и черт

Солнце, Месяц и Ворон Воронович

Сума, дай ума!

Терешечка

Три царства - медное, серебряное и золотое

Хитрая наука

Хрустальная гора

Царевна-лягушка

Черт-заимодавец

Чивы, чивы, чивычок...

Чудесная рубашка

Шабарша

Бытовые сказки

Барин и мужик

Барин и собака

Барин-кузнец

Горшок

Добрый поп

Докучные сказки

Дочь-семилетка

Дурак и береза

Жена-спорщица

Заяц

Иванушка-дурачок

Каша из топора

Лутонюшка

Наговорная водица

Не любо - не слушай

Петухан Куриханыч

Похороны козла

Про нужду

Солдатская шинель

Три калача и одна баранка

Федул и Меланья

Хорошо, да худо

Составитель

МБОУ «Сугайкасинская СОШ»

Канашский район

Чувашская Республика

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева Сказка под номером 82 Сказка под номером 83 Сказка под номером 84
Вид теремка «Построила муха терем» Кувшин Лошадиная голова
Кто жил в теремке муха-горюха

вошь-поползуха

блоха-попрядуха

комар долгоногий

мышечка-тютюрю́шечка

ящерка-шероше́рочка

лиса Патрикеевна

заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха

комар-пискун

мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

собака гам-гам

волк из-за кустов хап

мышка-норышка

лягушка-квакушка

заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремок медведь толстоногий медведь лесной гнёт медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок спустил лапой по терему и разбил его Сел на кувшин и всех раздавил сел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норышка; а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

- Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель , т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! - сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

А я лесной гнёт!

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

А я всех вас давишь! - сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.