Описание сказки журавль и цапля. «Журавль и цапля» – сказка и ее мораль. Русская народная сказка «Журавль и цапля»

  • 25.03.2021

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.

Сказка Журавль и цапля скачать:

Сказка Журавль и цапля читать

Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала...

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля".

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

"Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж".

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Сказка Журавль и Цапля – яркий образец русского фольклора с поучительной моралью. В ней поднимается проблема важного выбора в жизни. Сказка – наглядный пример того, как не следует поступать. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Журавль и цапля читать

Кто автор сказки

Журавль и Цапля – народная русская сказка. Но существует также интересная обработка сказки писателем Алексеем Толстым.

Герои сказки живут на одном болоте. Пошел Журавль свататься к Цапле. Чтобы до избушки Цапли добраться, "месил семь верст". Но привередливая невеста отказала, да еще высмеяла жениха. Посидела Цапля, подумала, решила, что лучше будет, если она выйдет замуж за Журавля. Пошла она к Журавлю свататься. Но теперь Журавль отравил Цаплю ни с чем. По очереди друг к другу свататься они ходили еще несколько раз. Так по сей день ходят, не поженятся никак. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Журавль и цапля

Забавная присказка о сове в начале повествования к содержанию сказки отношения не имеет. Но она намекает на повторяющееся бессмысленное действие, о котором пойдет речь дальше. Безрассудное упрямство и чрезмерная гордость персонажей каждый раз мешает им сделать правильный выбор. Чему учит сказка Журавль и Цапля? Руководствуйтесь в жизни не только эмоциями, но и рассудком – вот урок сказки. Основная мысль сказки Журавль и Цапля: нужно учиться находить компромиссы.

Мораль сказки Журавль и цапля

Каждый может оказаться перед жизненно важным выбором. Взвешенно и обдуманно нужно принимать все решения – такова мораль сказки. У каждого человека много как положительных, так и отрицательных качеств. Поэтому нужно серьезно взвешивать все «за» и «против» и критически относиться не только к другим, но и к себе, своим достоинствам и недостаткам.

Андреева Галина
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля »

Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала.

Это присказка , а сказка вот какая .

Жили-были на болоте журавль да цапля . Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле !

Пошел журавль , - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит :

Дома ли цапля ?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль ,не пойду за тебя замуж : у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала :

"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля ".

Приходит к журавлю и говорит :

- Журавль , возьми меня замуж!

Нет, цапля , мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал :

"Напрасно не взял за себя цаплю ! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж".

Приходит и говорит :

- Цапля ! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль , не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой . Тут цапля раздумалась :

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду ".

Приходит она свататься, а журавль не хочет . Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных , потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля . Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься . Но цапля не захотела ,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл , она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль ,вспомнив обиду, тоже отказал цапле . С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца , зато есть присказка . А присказка такая же как и сказка без конца . Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому ,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора . Ни цапле , ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Жили-были Журавль и Цапля. Они были со­седями, часто ходили друг к другу в гости. Жу­равлю было скучно жить одному. Он решил же­ниться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.

Цапля подумала, зачем же она прогнала Жу­равля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: «Возьми меня за­муж!» Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль спохватился и подумал, что зря оби­дел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил же­ниться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.

Только ушел Журавль, как Цапля стала жа­леть о своем отказе. И пошла она сама к Журав­лю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут догово­риться. И все оттого, что слишком гордые.

Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недо­статки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуа­ции, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими ка­чествами. Сказка «Журавль и Цапля» высмеи­вает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эго­изм.

5 (100%) 2 votes


На этой странице искали:

  • Анализ Сказки журавль и цапля
  • журавль и цапля краткое содержание
  • краткое содержание журавль и цапля
  • краткое содержание сказки журавль и цапля
  • краткий пересказ журавль и цапля

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели: формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку «Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника (с. 40) .

«Журавль и цапля» - сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой - «сова - веселая голова». Концовка - краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» - о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках» (с. 42-43) .

- Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных - как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

- Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

- Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

- Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).