Сколько стоили первые шариковые ручки. Шариковая ручка и ее история. Какие минусы у шариковой ручки

  • 05.07.2020

В советских школах все было не совсем так, как в современных. Например, детям запрещали пользоваться шариковыми ручками. Делалось это не просто так и не по чьей-то злой прихоти.

Впрочем, все это далеко не единственная вещь, которая покажется современным людям достаточно странной в системе тогдашнего образования.

1. Никаких ручек



Чистописание в советской школе
Вплоть до начала 1970-х годов в школах СССР в начальных классах запрещалось писать шариковыми ручками. Вместо этого дети пользовались перьевыми ручками. Делалось это для выработки красивого, разборчивого почерка. В школах даже существовали специальные уроки каллиграфии - чистописания. Однако, уже в 1968 году ситуация начала меняться. Объем школьной программы постоянно рос, а потому от чистописания и «перьев» отказались в пользу более важных предметов. Впрочем, чистописание оставалось в качестве 5-минутных упражнений в рамках уроков языка.

2. День Знаний



На самом деле «День Знаний» появился совсем недавно. Произошло это только в 1980 году, после соответствующего решения Президиума Верховного Совета СССР, а конкретно – указа №3018-Х «О праздничных и памятных днях». После этого 1 сентября стало торжественным, но не праздничным и не выходным днем. Непосредственно праздником День Знаний был назначен только в 1984 году.

3. Колокольчик



Колокольчик в качестве главного символа начала занятий стали использовать именно в советские времена. Как несложно догадаться, символизирует колокольчик школьный звонок. Поначалу использовали его только на 1 сентября, однако в последствии колокольчиком принялись звонить еще и в последний день учебы, перед каникулами. Несмотря на то, что «День Знаний» появился только в 1980-е годы, первый учебный день и ранее сопровождался торжественными и музыкальными мероприятиями. Нести цветы учителям – также одна из старейших советских традиций.

4. Школьный шик



С 1 сентября все учащие должны были ходить строго в школьной форме (только на занятия). В школах достаточно жестко следили за внешним видом учащихся вплоть до Перестройки. Мальчикам обязательно полагались белые рубашки и строгие брюки, а девочки носили юбки (за длиной которых также следили) и белые фартуки. Одна из немногих вещей, которая никак не регламентировалась, были банты для девочек. Завязать можно было любой. Особым шиком считалось умение сделать огромную «розу» из белого шифона.

Когда они появились в Советском Союзе

Широкое распространение в СССР шариковые ручки получили в конце 60-х годов, но долгое время на вооружение советских школьников они не принимались. Поначалу качество таких письменных принадлежностей оставляло желать лучшего. Но главной причиной отказа от пользования шариковыми ручками была борьба за каллиграфический почерк советского учащегося.

До середины 70-х годов школьники СССР пользовались перьями с чернильницами-"непроливайками" и позже - перьевыми ручками, заправлявшимися чернилами из фабричных флаконов. Если учитель замечал, что текст в тетради написан шариковой ручкой, он мог поставить ученику "двойку", как за невыполненную работу.

Какие минусы у шариковой ручки

По мнению директора московской школы № 760 Гармаша, советские запреты на пользование шариковыми ручками были призваны не только и не столько выработать у ребенка красивый почерк, сколько обеспечить оптимальные условия для его психофизического развития.
Владимир Юрьевич ссылается на мнения медиков, которые сделали выводы не в пользу шариковых ручек для детей младшего возраста: при подобном письме у ребенка происходят задержка дыхания, сбой сердечного ритма. К тому же, беспрерывно писать шариковой ручкой в таком режиме младшеклассник способен до 20 минут, что неблаготворно сказывается на его здоровье.

При письме шариковой ручкой мышцы спины и живота у школьника напряжены, отчего страдает моторика ребенка. Во многом вследствие этой вынужденной скованности возникают многие детские заболевания, снижаются учебно-познавательные возможности детей.

Плюсы пера

С Владимиром Юрьевичем согласен и другой авторитетный специалист в области педагогики и медицины доктор медицинских наук, почетный работник общего образования В. Ф. Базарный. Владимир Филиппович убежден, что отказ от использования перьевых ручек в советских школах был неправильным решением: эти письменные принадлежности оптимально подходят для развития определенных навыков у ребенка в школе и более того, процесс письма перьевой ручкой проходит в унисон с психофизической деятельностью школьника.

Во-первых, пользование перьевой ручкой изначально правильно "ставит" руку ребенку, во-вторых, жизненные ритмы организма - мозговые импульсы, сердцебиение, частота дыхания, протекают в той же частоте, что и процесс импульсно-нажимного каллиграфического письма таким прибором, считает Базарный.

Подобное письмо, по мнению ученого, со временем способствует выработке у ребенка моторного автоматизма, сообразующегося с природой эндогенных биоритмов. Базарный убежден, что использовать перьевые ручки достаточно на протяжении первых лет обучения - затем нужный, правильный ритм письма сохранится у человека и при письме другими принадлежностями.

Педагоги из земской гимназии Балашихи, где учащиеся используют перьевые ручки, говорят, что дети ими пишут более грамотно и обдуманно. Ребенок выполняет задание спокойнее, потому что частота нажатий на перо совпадает с сердечным ритмом. Более того, перьевой ручкой писать легче, чем шариковой: не надо так сильно нажимать на бумагу.

В каких странах пишут перьевыми ручками

На государственном уровне в начальных классах обязывают пользоваться перьевыми ручками на Украине, в Германии. В прошлом году Ассоциация родительских комитетов и сообществ обратилась с открытым письмом к Президенту России, министру образования и другим уполномоченным лицам, в котором просила поддержать систему обучения и национального патриотического воспитания детей "Русская классическая школа".

Проект, в частности, предусматривает возврат ко многим положительным методикам и инструментарию преподавания в общеобразовательных учреждениях, применявшихся в СССР. Есть в нем и пункт об обязательном использовании перьевых ручек вместо шариковых в младших классах.

Карандаши цветные. Большой набор цветных карандашей «Живопись» фабрики имени Сакко и Ванцетти. Карандаши в маленьких наборах сделаны из какой-то невнятной синтетики. Цанговые тоже выпускались под цветные грифели (большего диаметра), можно было вместо грифеля вставить сержень и использовать как шариковую ручку.

Пенал пластиковый. Издаёт шикарный "чпок" при резком открывании.


э пенсил бокс


Боковые стенки и перегородка пенала деревянные, а дно и крышка из пластика, каким крышки парт обклеивали. Получил такой в подарок на "выпускном" из детсада, только нелепая картинка на крышке была другой.


"Кнопочные" ручки. Стержень короткий и с выступом под пружину. При необходимости такой стержень вставлялся в обычную ручку, снабжаясь "удлиннителем" из спички.


Ручки шариковые. По краям ручки из числа самых недорогих, которыми чаще всего снабжали школьников младших классов, вторая слева отличается пропорциями половинок - развинчивается почти пополам. Третья слева ручка из блокнота какого-то или чего-то такого. Под короткий стержень. Можно было использовать короткий стержень от "кнопочной".


Чернильные ручки. В конце восьмидесятых такие встречались разве что на почте и в сберкассах, где ими заполняли квитанции. И при выпуске "стенгазет" - тогда вместо обычного пера использовали т.н. плакатные как на второй слева. Авторучки используют до сих пор, и чернила "Радуга" выпускаются до сих пор.


Карандаши. Слева цанговые карандаши. Справа химический - при намокании грифель синеет. Второй справа - карандаш с ластиком, он несколько большего диаметра нежели обычные карандаши.


Легендарный чехословацкий кохинор.


Модный пенал на липучке. В основном попадались пеналы такого типа красного цвета, и вместо липучки он закрывался на быстро отрывавшуюся лямочку.


Линейки деревянные.


Линейки "специальные": логарифмическая и рейсшина. Внутри металлический стержень с насечкой, которая в окошке показывает расстояние, на которое линейку сдвинули вверх или вниз.

Набор чертёжных принадлежностей.


Скрепки, кнопки und дырокол


Линейка офицерская. Сейчас такие тоже делают, но раньше они были из БЫСТРОГОРЕЛКИ™! Было удобно на уроках русского использовать, подчёркивая волнистой линией какие-то там части речи. Не знаю, пользовались ли они популярностью в обычных школах - у нас в классе в основном дети военных были. Ещё выпускались "морские" линейки бОльшего размера с другим набором "символов", я для артефактов 76-82 такую тоже снимал.



Чертёжный набор годов 70-х.


Калькуляторы)


Всякие другие линейки, транспортиры, лекала, трафареты итп.


Ножницы с чехлом.



А это трафареты шрифтовые. Выпускались разных размеров. В самых мелких буквы были другого вида нежели в больших.


Папки для бумаг.

В октябре 1888 года Джон Д. Лауд из штата Массачусетс запатентовал любопытное изобретение. Назвать его первой шариковой ручкой можно лишь с натяжкой. Оно больше напоминало маркер с крупным вращающимся шариком на конце и использовалось для маркировки коров и овец, а не для письма.

Сам принцип шарика, купающегося одним концом в чернилах, показался перспективным, и за последующие 30 лет патентное бюро США выдало еще 350 патентов, где использовалась данная идея. Однако все первые шариковые ручки никуда не годились. Одна из главных проблем заключалась в плохих чернилах, которые сильно зависели от температуры окружающей среды. Стоило температуре упасть ниже 18 градусов - они застывали, а стоило ей подняться выше 25 градусов - чернила начинали течь.

Первую более-менее удачную конструкцию шариковой ручки предложили миру в 1938 г. венгры - братья Ласло и Георг Биро. Ласло был журналистом и обратил внимание на то, как быстро сохнет типографская краска. Смешав ее с чернилами он залил смесь в трубочку. Но подобная смесь была слишком густой для перьевой ручки, поэтому перо заменили вращающимся шариком. Сначала ручка Биро писала вертикально, пока братья не применили капиллярную систему, позволяющую перемещаться чернилам к шарику вне зависимости от положения ручки.

По легенде, на одном из югославских курортов изобретением Биро заинтересовался президент Аргентины - Аугусто Юсто. Когда разразилась Вторая мировая война братья согласились на предложение президента перебраться в Аргентину и начать заводское производство новых ручек. Первая партия особого успеха не имела, пока на изобретение Биро не обратили внимание британские ВВС. Оказалось, что летчикам нужна ручка, которая пишет на любой высоте и редко заряжается! Великобритания покупает у Биро патент. Такой же патент приобретает американская компания Eversharp, но оказалось слишком поздно…

В те времена патент, зарегистрированный в Аргентине или Европе, не имел в США никакой силы. Этим воспользовался американец - коммивояжер из Чикаго Мильтон Рейнолдс. Будучи в Аргентине, он обратил внимание на изобретение Биро и, вернувшись в США, выяснил, что нечто подобное было запатентовано упомянутым выше Лаудом, но срок этого патента истек. Рейнолдс копирует и патентует ручку Биро. И уже в 1944 г. представляет публике в Нью-Йорке свою продукцию. Для презентации он даже нанимает чемпионку по плаванию, которая демонстрирует, что ручки пишут даже под водой. Вся презентационная партия (10 тысяч штук по 12 долларов 50 центов) была продана в первый же день!

Попытки Биро отстоять свои права в американском суде закончились ничем. Рейнолдс утверждал, что его ручка - лишь уменьшенная копия изобретения его соотечественника Лауда.

Ажиотаж вокруг шариковых ручек стих так же быстро, как и начался. Они оставались такими же ненадежными и часто подтекали и мазали. В 1945 году Биро продает патент еще одному желающему - французу из обедневшего баронского рода Марселю Бишу. Биш вместе с приятелем Э. Буффардом снимает в пригороде Парижа помещение для производства и ставит задачу создать лучшую (шариковую) ручку. Стартовый капитал двух энтузиастов составлял тысячу долларов.

Первое время Биш скупал всевозможные марки шариковых ручек и внимательно их изучал. Кроме того, в ходе разработок изобретателя осенила идея: так как 80% стоимости ручки приходились на стержень, не будет ли более удобным производить одноразовые ручки из легкого и дешевого пластика. Идея одноразовости была хороша тем, что ручки имеют свойство часто теряться и очень быстро приобретать «потрепанный» вид. При этом Биш всегда говорил: «Одноразовая ручка не должна быть полуразовой. Свою единственную жизнь она должна прожить с блеском». В результате экспериментов в 1953 г. на свет появилась знаменитая шестигранная ручка Regular из прозрачного пластика, которая писала мягко и аккуратно. Вот только в рекламных целях новатор изменил написание своей фамилии «Биш» (Bich) на более простое и ныне всем известное - «Бик» (Bic). Впоследствии фирма Bic прославилась также выпуском одноразовых зажигалок и бритв.

Конкурентов шариковой ручке Bic, которая сочетала низкую цену и высокое качество («дешево и сердито»), не наблюдалось ни в Старом, ни в Новом свете. На американский рынок барону Бишу удалось втиснуться лишь в 1958 году, когда он перекупил знаменитую Waterman Pen Company. До сих пор компания Bic контролирует 70% рынка Европы и треть рынка США по продаже шариковых ручек.

Широкое распространение в СССР шариковые ручки получили в конце 60-х годов, но долгое время на вооружение советских школьников они не принимались. Поначалу качество таких письменных принадлежностей оставляло желать лучшего. Долгое время в советских школах весьма неприветливо встречали использование шариковых ручек. Сначала ими вообще запрещалось писать, затем разрешалось только в старших классах, когда почерк ученика уже сформировался. Но главной причиной отказа от пользования шариковыми ручками была борьба за каллиграфический почерк советского учащегося. Считалось, что раз шариковой ручкой невозможно писать «с нажимом», то и хорошего почерка не добьешся.

До начала 70-х годов школьники СССР пользовались перьями с чернильницами-«непроливайками» и позже - перьевыми ручками, заправлявшимися чернилами из фабричных флаконов. Если учитель замечал, что текст в тетради написан шариковой ручкой, он мог поставить ученику «двойку», как за невыполненную работу. Но прогресс не остановишь. В середине 1970-х школы полностью переходят на шариковые ручки, которые теперь хвалят за «скорость письма» и удобность. История повторяется…

«Учитель был нервным человеком. Он выхватил у меня авторучку и швырнул ее в окно.

Приведешь родителей, - сказал он, выдворяя меня из класса.

Преступление мое было тяжким. Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. Потому что авторучки портят почерк.

«Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных.

…Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. И его классная руководительница мне сказала:

Школьникам запрещается писать шариковыми ручками. Шариковые ручки портят почерк. Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!»

(Е. Чуковский «Вечное перо»)

А что говорят специалисты Они рассматривают вопрос глубже. По мнению директора московской школы № 760 Гармаша, советские запреты на пользование шариковыми ручками были призваны не только выработать у ребенка красивый почерк, сколько обеспечить оптимальные условия для его психофизического развития.

Медики сделали выводы не в пользу шариковых ручек для детей младшего возраста: при подобном письме у ребенка происходят задержка дыхания, сбой сердечного ритма. К тому же, беспрерывно писать шариковой ручкой в таком режиме младшеклассник способен до 20 минут, что неблаготворно сказывается на его здоровье. При письме шариковой ручкой мышцы спины и живота у школьника напряжены, отчего страдает моторика ребенка. Во многом вследствие этой вынужденной скованности возникают многие детские заболевания, снижаются учебно-познавательные возможности детей.

С этим согласен и другой авторитетный специалист в области отечественной педагогики и медицины доктор медицинских наук, почетный работник общего образования В. Ф. Базарный. Отказ от использования перьевых ручек в советских школах был неправильным решением: эти письменные принадлежности оптимально подходят для развития определенных навыков у ребенка в школе и более того, процесс письма перьевой ручкой проходит в унисон с психофизической деятельностью школьника. Во-первых, пользование перьевой ручкой изначально правильно «ставит» руку ребенку, во-вторых, жизненные ритмы организма - мозговые импульсы, сердцебиение, частота дыхания, протекают в той же частоте, что и процесс импульсно-нажимного каллиграфического письма таким прибором.

А какой ручкой учились писать вы