Радиосвязь в авиации. Радиосвязи введение. ГА - гражданская авиация

  • 16.02.2024

Авиационная радиосвязь используется для оперативной связи центров управления полетами с персоналом воздушных суден, при передаче сигналов о ЧС, в работе внутриаэропортовых служб и т.д.





















Современная авиационная радиосвязь отличается повышенной надежностью, эффективно и безотказно работает в сложных условиях. Пониженное давление, резкие перепады температуры и серьезные вибрации такому оборудованию не страшны.

Канал связи – совокупность радиоустройств, передающих и принимающих голосовую, текстовую информацию, и пакеты данных. Различают:

  • Проводные каналы связи. Организовываются с помощью проводов, антенн, кабелей и т.д.
  • Беспроводные каналы связи. Управляют электромагнитными волнами

Проводные каналы нужны для внутрисамолетных переговоров. Они подразделяется на дальнюю и ближнюю связь. Ближняя организована с помощью командных радиопередатчиков, дальняя – дальнодействующими радиостанциями.

Состоит авиационная связь из радиосетей и радионаправлений. Радиосеть – совокупность приемопередатчиков, работающих на общих данных (код, канал, частота, режим).

Передача информации по радионаправлению – это обслуживание каждого канала связи выделенной радиоаппаратурой, с самостоятельными радио-данными.

СИСТЕМЫ АВИАЦИОННОЙ РАДИОСВЯЗИ

Авиационная система связи состоит из приемников и передатчиков. Как они работают в системе авиационной радиосвязи?

Передатчики

Генерируют электромагнитные колебания определенной частоты, и управляют ими – для передачи заданного сигнала или информации. В устройствах есть антенны модулированных колебаний, которые и отправляют преобразованные сигналы.

Главные параметры передатчиков, влияющие на дальность сигнала – мощность и рабочий частотный диапазон.

  • Задающий генератор создает высокочастотные колебания
  • Частотный умножитель выделяет 2 и 3 гармоники
  • Нужная гармоника «находится» колебательной системой, включенной на заданную частоту
  • Каскады ВЧ усилителей повышают мощность сигнала для его передачи на заданную дальность

Приемники

Система авиационной радиосвязи состоит из приемников, извлекающих полезный сигнал из принимаемых волн, затем преобразовывающих его в электросигнал, и выводящих в виде голосового/текстового сообщения.

Чувствительность приемника зависит от ЭДС антенны, при котором можно выделить полезный сигнал необходимого уровня, а затем использовать его.

  • Радиоволны от передатчиков проходят через антенну, и задают ЭДС определенной частоты
  • В устройстве возникают токи переменой частоты, которые проходят через катушку индуктивности La, и создают в ней переменные электромагнитные поля из всего частотного спектра
  • Входной контур устройства имеет катушку L, в которой образуются вынужденные частотные колебания, и затем из них выделяется полезный сигнал
  • УВЧ (резонансным усилителем) усиливает сигнал, затем фильтрует его от помех, и увеличивает амплитуду
  • Детектор оборудования конвертирует сигнал в звуковые частоты

Наша Компания занимается разработкой и созданием современных систем авиационной радиосвязи. Если у вас есть вопросы, касаемо авиационной радиосвязи, вы всегда можете обратиться к нам по телефону, указанному выше.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 23 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Управление воздушным движением (УВД) отвечает за предоставление важной информации для пилотов вокруг оживленных аэропортов. Они общаются с пилотами на выделенных радиочастотах, чтобы аэропорт работал без помех и безопасно. Их связи также доступны для общественности. Если вы студент - пилот, пилот в отставке или просто хотите знать, что происходит в дружественных небесах, вы можете слушать авиадиспетчеров на работе в любое время.

Шаги

Найдите авиационную частоту

Авиационные секционные диаграммы

    Найдите авиационную секционную диаграмму. Вы, скорее всего, хотите искать графики вашего района вблизи аэропорта. Более старые версии этих карт, как правило, работают просто отлично. Сейчас секционные диаграммы для различных местностей доступны на www.skyvector.com

    Найдите ближайший аэропорт на графике. Аэропорты обозначаются синими или пурпурными кругами, с линиями внутри, представляющими взлетно-посадочные полосы. Рядом с кругами есть блок текста с названием аэропорта и информацией об этом аэропорта. Диспетчерская частота обозначается CT - 000,0, где следующие цифры обозначают частоту, используемую УВД. Например, частота для регионального аэропорта Wittman (Виттманн) в Ошкоши, Висконсин, является КТ - 118,5.

    Если аэропорт не контролируется (без башни) или башня работает неполный рабочий день, С в окружности после ряда частот будет использоваться для обозначения Общего Консультативного Трафика Частоты (ОКТЧ). Звезда будет после частоты башни, чтобы обозначить, что аэропорт имеет башню часть времени. В этом типе аэропорта пилоты общаются непосредственно друг с другом и рассказывают друг другу свои позиции и намерения.

    Все контролируемые аэропорты будем обозначать синими кругами, в то время как неконтролируемые аэропорты пурпурными. Аэропорты с взлетно-посадочными полосами более 8000 футов не закрыты в кругах и просто имеют диаграмму, изображающую расположение ВПП, которое обведено синим (контролируемый) или пурпурным (неконтролируемый).

    У некоторых аэропортов есть AWOS (автоматизированная система погодных наблюдений), ASOS (Автоматизированная поверхностная система наблюдений), или АТИС (автоматизированный терминал информации) частоты, перечисленные на графике. Они автоматизированы или с повторением передачи, которые обеспечивают пилотам прогноз погоды и информацию по аэропорту, когда они готовятся к взлёту или посадке.

    Если у вас есть доступ к директории аэропорта / объекта, вы можете найти больше частот, чем те, которые доступны на графике. В больших аэропортах пилоты получают свои планы полета из частоты "доставки клиренса", общаются на взлетном поле с частоты, "земли" и получают разрешение на взлет и посадку от "башни" частоты. После того, как пилоты в воздухе, они будут говорить с частотой "взлет / посадка", и один раз в пути они могут даже поговорить с "центром" частоты. Если вам повезет, или вы живете достаточно близко к аэропорту, вы могли бы получить некоторые из этих частот.

Жаргон пилотов

    Если контролер дает пилоту команду, он или она будет содержать префикс с идентификационным номером самолета. Для коммерческих рейсов это будет только номер рейса, например Юнайтед 2311. Меньшие самолеты идентифицируется по номеру у них на хвосте.

    После номера рейса контролер даст команду, например, "ввести по ветру. " Это указывает пилоту войти транспортным средством в определенном месте. Пилот будет повторять инструкции, чтобы контролер мог проверить, что первый все правильно понял.

    Иногда, контролеры переводят пилота на другую частоту. Например, контролер говорит, "Ноябрь-12345, контакт на 124,32, хорошего дня. Еще раз пилот повторит инструкцию.

  1. Не удивляйтесь, если вы можете услышать только одну сторону разговора. Вы, скорее всего, только в состоянии услышать самолет, а не контролирующий орган. Если вы находитесь рядом с аэропортом, вы можете услышать УВД и пилотов.
  2. В приложении TuneIn радио для Roku box и Ipod вы можете настроиться на частотах для крупного (SFO, DCA, МВД, JFK и т.д.) и местных аэропортов.
  3. Предупреждения

  • Некоторые "сканеры" на самом деле "приемопередатчики", которые позволяют двухстороннюю связь. НИКОГДА не общайтесь на авиационных частотах. Наказания являются серьезными!
  • В том маловероятном случае, если вы слышите аварийную ситуацию на локальной частоте, такие как крушение самолета, немедленно звоните по телефону 911.

Общие сведения об организации радиосвязи в авиации.

Авиационное оборудование радиосвязи предназначено для обеспечения двухсторонней радиосвязи между экипажем самолета и наземными пунктами управления, между экипажами нескольких самолетов в полёте, для внутрисамолётной телефонной связи между членами экипажа, оповещения пассажиров и подачи сигнала бедствия с места приземления или приводнения.

Радиостанции авиационного диапазона отличает исключительная надежность при самых тяжелых условиях эксплуатации. Эти станции способны работать при пониженном атмосферном давлении, высокой или низкой температуре, им не страшны удары и вибрация. Радиостанции очень просты в использовании, что очень важно при их применении профессионалами, при этом за внешней простотой скрывается возможность использования широкого набора специальных функций.

Комплекс технических средств, обеспечивающих передачу необходимой информации, называется каналом связи. Каналы связи могут быть проводными с применением проводов, кабелей, волноводов и беспроводными с применением электромагнитных волн. Вполне естественно, , внешняя связь авиации осуществляется по беспроводным каналам. Проводные каналы связи используются в системах самолетных переговорных и громкоговорящих устройств. Условно радиосвязь можно подразделить на ближнюю и дальнюю. Ближняя связь обеспечивается командными радиостанциями, дальняя радиостанциями дальней связи. Для подачи сигнала бедствия и радиотелефонной связи экипажа самолета, потерпевшего аварию или выполнившего вынужденную посадку, используются аварийные радиостанции индивидуального или группового применения.
Связь может быть организована по радиосетям и радионаправлениям. Радиосеть образуется группой радиостанций, которые должны поддерживать между собой связь по общим для них радиоданным (частота, шифр, код, распорядок работы и т.д.). Связь по радионаправлению характеризуется тем, что каждый канал связи обслуживает специально выделенные радиосредства с самостоятельными радиоданными. Для внутрисамолётной телефонной связи между членами экипажа применяются самолетные переговорные устройства типа СПУ. На пассажирских самолетах необходимая информация передаётся в салоны с помощью самолетных громкоговорящих устройств (СГУ).
Поскольку любая радиостанция имеет в своем составе радиопередающие и радиоприемные устройства, рассмотрим принцип их действия, а затем работу конкретных образцов отечественных радиостанций.

Радиопередающие устройства.

Радиопередающие устройства предназначены для генерирования электрических колебаний высокой частоты, управления этими колебаниями с целью передачи необходимой информации и излучения с помощью антенны модулированных колебаний в виде электромагнитных волн. Основными техническими характеристиками радиопередающих устройств, которые влияют на дальность действия канала связи, служат его мощность и рабочий диапазон частот. Несмотря на значительное разнообразие конструкций радиопередатчиков, принцип их действия одинаков и может быть сведён к обобщенной структурной схеме.

Первоначальное генерирование высокочастотных колебаний осуществляется задающим генератором (автогенератором). Поскольку постоянство рабочей частоты всех каскадов передатчика зависит от стабильности работы автогенератора, его выполняют низкочастотным или маломощным. Этим предотвращается нагревание его радиотехнических элементов и, как следствие, изменение их параметров.

С целью получения колебания требуемой высокой частоты в передатчике предусматривается умножитель частоты, принцип действия которого основан на выделении второй или третьей гармоники колебаний задающего генератора. Требуемая гармоника выделяется из всех остальных колебательной системой, настроенной на соответствующую частоту. В некоторых передатчиках роль задающего генератора и умножителя частоты может выполнять специальный датчик опорных частот. Он представляет собой сложное устройство, вырабатывающее колебания с широкой сеткой стабильных частот.

Требуемая мощность для необходимой дальности радиосвязи повышается одним или несколькими каскадами усилителей мощности высокой частоты.
Для передачи информации необходимо определенным образом управлять высокочастотными колебаниями. Информация в зависимости от необходимости может передаваться телефонным или телеграфным способом.
Речевое сообщение состоит из слов и фраз, а те, в свою очередь, из звуков. Звуки речи имеют сложную структуру и состоят из ряда колебаний низких частот. Органы речи человека производят звуки, составляющие частот которых находятся в диапазоне практически от нуля до 7кГц. Экспериментально установлено, что если с помощью фильтров срезать в спектре речи, составляющие нижних частот от нуля до 300 Гц и от 3 кГц все верхние частоты, то разборчивость речи полностью сохраняется. Поэтому для авиационной радиосвязи принято использовать диапазон звуковых частот от 300 до 3000 Гц.
Сужение полосы частот речевого сигнала уменьшает ширину канала связи, а следовательно, улучшает качество приема в условиях помех.
Чтобы передать необходимую информацию с помощью радиопередатчика, следует преобразовать звуковые колебания в электрический ток. Изменение его амплитудных значений должно строго соответствовать изменениям амплитуды звуковых колебаний. С этой целью в авиационной технике радиосвязи используют ларингофоны и микрофоны.
Они представляют собой угольные преобразователи звуковых колебаний в пульсирующий ток.
Ларингофоны последовательно включаются в цепь первичной обмотки повышающего трансформатора.
Изменяющиеся в процессе передачи сообщений электрическое сопротивление порошка в капсулах ларингофона приводит к возникновению в обмотке L1 пульсирующего напряжения звуковой частоты, которое с помощью обмотки Л2 трансформируется в повышенное переменное напряжение такой же частоты.
Полученные таким образом электрические колебания, несущие речевую информацию, находятся в области низших частот. Между тем радиосвязь возможна лишь на высоких частотах. Поэтому для передачи информации с помощью радиосредств необходимо ее предварительно перенести в область радиочастот.
Процесс такого преобразования при радиотелефонном режиме работы передатчика называется модуляцией.
При модуляции высокочастотных колебаний речевым сигналом с полосой частот от F1 до F2 спектр радиосигнала состоит из несущей, нижней и верхней боковых полос.
Если из подобного спектра удалить несущую и одну из боковой полос, на выходе передатчика получим сигнал с однополосной модуляцией на верхней или на нижней боковой полосе (БП).
Линии связи с однополосной модуляцией по сравнению с подобными линиями с амплитудной модуляцией имеют следующие преимущества:

Вся мощность передатчика расходуется на создание электрических колебаний только одной боковой полосы частот, что позволяет значительно повысить выходную мощность;

Полоса пропускания в два раза уже, что позволяет уменьшить мощность шумов на входе приемника, т.е. повысить его помехоустойчивость;

В установленном диапазоне рабочих частот можно разместить в два раза больше телефонных каналов связи;

В режиме отсутствия передачи информации передатчики потребляют незначительную мощность, т.к. не требуется затрачивать энергию на излучение колебаний несущей частоты.

Радиоприёмные устройства

Радиоприемные устройства служат для извлечения полезных радиосигналов из электромагнитного поля приходящих волн, их преобразования в электрические сигналы и воспроизведения полученной информации в виде звука или изображения.
В соответствии с назначением основными техническими характеристиками радиоприемных устройств служат рабочий диапазон частот и чувствительность. Чувствительность приемника определяется минимальной величиной ЭДС в антенне, при которой на его выходе выделяется полезный сигнал достаточного уровня для практического использования.
Рассмотрим принцип работы супергетеродинного радиоприемника:
Радиоволны от всех работающих в данный момент передатчиков, пересекая антенну, наводят в ней ЭДС различных частот. Возникающие в ней переменные токи проходят через катушку индуктивности Lа и наводят в ней переменные магнитные поля всего спектра частот. В индуктивно связанной катушке L входного контура возникают вынужденные колебания различных частот. Если входной контур настроить конденсатором С на одну из принимаемых частот, в нем возникает резонанс напряжений, и та из ЭДС, на которую контур настроен, создаст в нем наиболее мощный сигнал, а остальные ЭДС вызовут лишь помехи радиоприему.
Таким образом, входной контур осуществляет предварительную избирательность полезного сигнала. Общая избирательность достигается взаимной работой всех каскадов приемника.
Полезный сигнал усиливается в усилителе высокой частоты УВЧ, который представляет собой резонансный усилитель. С его помощью осуществляется дальнейшая фильтрация помех и увеличение амплитуды колебаний полезного сигнала.
Частота преобразуется в специальном каскаде приемника: преобразователе частоты, состоящем из смесителя и гетеродина. Гетеродин является автогенератором маломощных колебаний, частота Fr которых отличается от несущей частоты принимаемого сигнала.
Смеситель служит для выделения колебаний промежуточной частоты Fп, которая равна разности частоты колебаний, генерируемых гетеродином Fr, и частоты Фс принимаемых сигналов.
Постоянство промежуточной частоты обеспечивается синхронной настройкой входного контура и контуров смесителя и гетеродина вследствие сопряжения их конденсаторов. Эти конденсаторы управляются одной ручкой, выведенной на переднюю панель приемника.
Усиленные в резонансном усилителе промежуточной частоты (УПЧ) колебания не могут быть непосредственно использованы для преобразования их в звуковые колебания, т.к. их частота выше порога слышимости.
Колебания звуковой частоты выделяются с помощью детектора. Однако поступающие с выхода детектора колебания имеют недостаточную мощность для воспроизведения звука требуемой громкости.
Поэтому в приемнике предусмотрены усилитель низкой частоты (УНЧ) и выходной трансформатор.
Летный состав авиации снаряжается шлемофонами. В шлемах смонтированы два телефона и имеется ответная вставка для подсоединения ларингофонов. Электрическая коммутация шлемофонов осуществляется в гибком шнуре, закрепленном одним концом на шлеме. Другой его конец имеет четырехштырьковую вилку быстроразъемного соединения с радиосетью самолета.
Экипажи пассажирских самолетов снаряжаются телефонами с пружинным оголовником. К нему с помощью кронштейна крепится микрофон.
При полете радиосвязь осуществляется через шумостойкий микрофон ДЭМШ-1 или ДЭМШ-2 и малогабаритные телефоны, вмонтированные в шлемофон гермошлема.

Командные радиостанции.

Командные радиостанции или радиостанции ближней связи устанавливаются на всех самолетах и предназначены для телефонной связи экипажа самолета с наземными пунктами управления движением и других самолетов.
Они обеспечивают связь в пределах прямой видимости, составляющие десятки и сотни километров в зависимости от высоты полета и рельефа местности.
Для этого вида связи международной организацией ИАКО выделен специальный диапазон радиоволн от 118 до 136 МГц.
На самолетах международных и магистральных линий устанавливают, как правило, две командные радиостанции; на самолетах местных линий одну.
Командные радиостанции выполняются для работы в симплексном режиме, т.е. для работы на передачу после того, как пилот, штурман или радист нажмет на штурвале или на микрофоне кнопку “Передача”. В остальное время радиостанция работает в режиме приема.
Вследствие кварцевой стабилизации частоты радиостанции обеспечивают бесподстроечную связь на одном из нескольких сотен каналов. Перестройка радиостанции на нужный канал связи осуществляется дистанционно с пульта управления, устанавливаемого вблизи рабочего места экипажа. Остальные блоки комплекта устанавливаются на амортизационной раме и размещаются обычно в приборном отсеке самолета.
Рассмотрим принцип действия ультракоротковолновой командной радиостанции. Управление работой каскадов радиостанции выполняет возбудитель, который имеет в своем составе генераторы грубой, средней и точной сеток, а также смеситель гетеродина. Отличительной особенностью радиостанции является то, что многие ее каскады работают как в режиме “Передача”, так и режиме “Прием”, а перестройка контуров на нужный канал связи осуществляется электронным способом с помощью варикапов.
Автогенератор грубой сетки (ГГС) вырабатывает электрические колебания девяти частот, фиксированных кварцевыми резонаторами в диапазоне от 92,79 до 108,79 МГц с интервалом через 2МГц. Генератор средней сетки (ГГС) вырабатывают колебания одной из двадцати фиксированных частот в диапазоне от 10,205 до 12,105 МГц с интервалом 0,1 МГц.
Электрические колебания с ГГС и ГСС поступают на смеситель гетеродина СМ гет, который вырабатывает колебания Фгет1 = Фггс + Фгсс. В результате этого общее число частот на выходе составляет 9*20 = 180, а интервал 0,1 МГц.
При работе радиостанции в режиме «Прием» колебания одной из этих 180 частот поступают на первый смеситель СМ 1 приемного тракта, где они используются для преобразования частот принимаемого сигнала в промежуточные частоты.
Генератор точечной сетки (ГТС) вырабатывает электрические колебания восьми частот, четыре из которых в диапазоне 13,405 ... 13,480 МГц используются при работе станции в режиме «Прием», а остальные четыре в диапазоне 15,005 ... 15 080 МГц при ее работе в режиме «Передача». При работе ГТС в любом из режимов функционирования станции интервал частот неизменен и составляет 0,25 МГц.
Приемный тракт радиостанции выполнен по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты, чем обеспечивается ослабление зеркальных помех, увеличение чувствительности и устойчивая работа. Преселектор, состоящий из входной цепи и УВЧ, повышает избирательность по зеркальному каналу промежуточной частоты и побочным частотам, а также усиливает входной сигнал по высокой частоте. Входная цепь представляет собой колебательный контур, который с помощью варикапа настраивается на одну из 18 частот с интервалом 1МГц. Величина запирающего напряжения, подаваемого на варикап контура, определяется работой матрицы электронной перестройки (МЭП).
Принимаемый в диапазоне частот от 118 до 139,975 МГц полезный сигнал Фс через антенный фильтр (АФ) и нормально замкнутые контакты реле режима работы «ПРМ ПРД» станции поступает на вход двухкаскадного УВЧ. После усиления сигнал подается на первый смеситель СМ1, куда одновременно с ним поступают электрические колебания Ф1гет с выхода первого гетеродина. В смесителе происходит преобразование колебаний частоты полезного сигнала в колебания первой промежуточной частоты Ф 1пр = Фс Ф1гет, в результате чего с выхода обеспечивается получение колебаний в диапазоне частот 15,005 ... 16,080 МГц.

Радиосвязь в Военно Воздушном Флоте с 1945 по 1991 гг.

К концу Великой Отечественной войны в ВВС СССР был накоплен богатейший опыт работы частей и подразделений в организации авиационной связи, и сложились вполне определенные взгляды на ее боевое применение. Необходимо отметить, что зарождение и развитие авиационной связи в отечественных ВВС с 1910 по 1945 гг. происходило под воздействием многих факторов самой различной природы, нередко взаимоисключающих друг друга. Среди них следует выделить, прежде всего, бурное развитие воздушного флота и стремительное повышение его роли в ходе боевых действий, что сопровождалось зарождением и интенсивным развитием теории боевого применения родов и служб военной авиации, а также уровень научной разработки и обоснования проблем радио и приборостроения в стране.

Среди важнейших факторов, вызвавших необходимость совершенствования авиационной связи, следует назвать:

  1. боевую практику, полученную в ходе войны, военных конфликтов самого различного масштаба, с полной определенностью показавшую на огромное значение непрерывного и гибкого управления войсками в ходе боевых действий и зависимость его состояния от уровня организации связи;
  2. интенсивное развитие военно-воздушных сил, происходившее в мире в первые послевоенные десятилетия, и техническое перевооружение военной авиации стран НАТО и прочих стран вероятного противника в послевоенный период.

Факторы, обеспечившие возможность совершенствования авиационной связи:

  1. создание в послевоенные годы необходимой научно-производственной базы, которая в последующем была использована для осуществления конструирования средств управления и связи, опытного и промышленного радио-строения;
  2. освоение в промышленном производстве новых и надежных образцов технических устройств отечественных конструкций, использовавшихся в системе управления ВВС и создаваемых с использованием собственных и трофейных технологий на основе местной сырьевой базы;
  3. достигнутая степень развития авиационного приборостроения и вооружения; используемые технологии производства элементной базы в точном приборостроении;
  4. параметры финансирования военного строительства в стране, доля военного бюджета, отпускаемая для нужд авиации;
  5. развитие воздушного флота СССР, совершенствование состава военной авиации и организационной структуры авиационных частей и соединений, а также оформление взглядов на их использование, дальнейшее развитие теории боевого применения ВВС.

В ходе работы над принципами построения авиационной радиосвязи нового типа были определены основные направления и пути развития. Прежде всего, необходимо было создать надежные, отвечающие новым требованиям средства связи, пригодные по основным параметрам для принятия на вооружение авиации. Выявлены важнейшие приоритеты строительства нового вида обеспечения связи военного воздушного флота – переход на новый принцип распределения частотного ресурса и на новый тип разделения средств радиосвязи. Авиационные радиостанции можно разделить на две основные группы: самолетные (бортовые) и аэродромные (наземные). Радиостанции каждой группы в свою очередь могут быть разделены на коротковолновые (КВ) и ультракоротковолновые (УКВ). Послевоенный переход командной радиосвязи в диапазон УКВ позволил снять нагрузку с КВ диапазона, поскольку в рамках последнего становилось очень тесно из-за ограниченного количества радиоканалов, особенно это ощущалось во время наступательных операций Красной армии в 1943-1945 гг.

Самолетные (бортовые) радиостанции делятся на:

  1. связные: самолетные КВ радиостанции, которые служат для дальней связи самолета с землей. Они обычно работают в диапазоне частот 2 – 30 МГц. При сравнительно небольшой мощности (десятки или сотни Вт) за счет пространственной волны с помощью подобных станций в звене самолет-земля могут перекрываться расстояния в несколько тысяч километров.
  2. командные: самолетные УКВ радиостанции, которые применяются для обеспечения связи в пределах прямой видимости (десятки или сотни километров) при взлете и посадке самолетов, при управлении самолетами в строю и т.д. Радиостанции этого типа устанавливаются на всех самолетах и вертолетах. Диапазон частот командных радиостанций 100 – 150 МГц и 220 – 390 МГц.

Кроме связных и командных радиостанций в состав связного оборудования ВВС входят радиостанции наземных служб – аэродромные носимые и автомобильные радиостанции и радиостанции авиа-наводчиков. В состав средств связи ВВС также входят аварийные радиостанции, которые используются членами экипажа для подачи сигналов бедствия с места вынужденного приземления. Аварийные радиостанции работают в ультракоротковолновом, в коротковолновом или средневолновом диапазонах – на одной частоте или на нескольких частотах. Эти радиостанции имеют малые габариты и массу, просты в эксплуатации и могут быть приведены в действие с любого места вынужденного приземления.

Радиостанция Р-800 “Клен”

Р-800 (РСИУ-3, “Клен”) – авиационная командная УКВ радиостанция. Использовалась на МИГ-15, МИГ-17
Диапазон частот 100-150 МГц, с возможностью выбора четырёх фиксированных частот с шагом через 83,3 кГц, мощностью 6 Вт.
Выходная лампа ГУ-32, вид излучения – амплитудная модуляция (АМ).

  • Диапазон частот: 100-150 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: мкВ
  • Мощность: 6 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-801 “Дуб-4”

Р-801 (РСИУ-4, “Дуб-4”) – авиационная командная УКВ радиостанция, устанавливали в Ан-8; Ан-12, МиГ-19С; МиГ-21Ф, Су-7; Су-15, Ту-116, Як-25; Як-27Р. Вес рабочего комплекта – 31,5 кг. Радиостанция Р-801П имеет шкалу в МГц и предназначена для использования на самолетах ГВФ.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: 10 мкВ
  • Мощность: 6 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-802В “Дуб-5В”

Р-802В – (РСИУ-5В, “Дуб-5В”) – авиационная командная УКВ радиостанция, вес рабочего комплекта – 29 кг.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 100,0 – 150,0 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 7 мкВ
  • Мощность: 14 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-803

Р-803 – авиационная командная УКВ радиостанция
Диапазон частот – 220,0 – 390,0 МГц
Вес рабочего комплекта – 33,5 кг.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 220,0 – 390,0 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 21 мкВ
  • Мощность: 10 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиопередатчик Р-805 “РСБ-5”

Р-805 (РСБ-5, СВБ-5) – связной СВ/КВ радиопередатчик, предназначенный для симплексной телеграфно-телефонной связи самолетов между собой между собой и с наземными радиостанциями. Использовался с приемником УС-9 на летательным аппаратам: Ан-2, Ан-12, Бе-6, Ил-12, Ил-14, Ил-40, Ту-14, Ту-91
Диапазон частот: 350 – 500 кГц и 2,15 – 12,0 МГц (два блока 2,15 – 7,2 МГц; 3,6 – 12,0 МГц).
Вес рабочего комплекта – 38 кг.

  • Назначение: связной СВ/КВ радиопередатчик
  • Диапазон частот: 0,35 – 0,5 и 2,15 – 12,0 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Мощность: 250 Вт
  • Вид модуляции: AM, CW

Радиопередатчик Р-807 “Дунай”

Р-807 (РСБ-70, Дунай) связной бортовой СВ-КВ передатчик (прототип – AN/ART-13). Использовался на Ан-8, Ан-10, Ан-12, Бе-10, М-4, Ми-6, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-128, Як-25Р, Як-26, Як-27
Диапазон рабочих частот: 260 – 1500 кГц (1154 - 200 м), 2 – 18,1 МГц (150 – 16.6 м).
Вес рабочего комплекта: 57.5 кг

  • Назначение: связной бортовой СВ-КВ передатчик
  • Диапазон частот: 0,26 – 1,5 и 2 – 18,1 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 10
  • Чувствительность: мкВ
  • Мощность: до 200 Вт
  • Вид модуляции: AM, CW

Радиостанция Р-809 “Ангара”

Р-809 “Ангара” – наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

  • Диапазон частот: 100-150 МГц
  • Каналов: ?
  • ЗПЧ: ?
  • Чувствительность: ? мкВ
  • Мощность: ? Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-809М “Ангара-М”

Р-809М “Ангара-М” – авиационная наземная переносная УКВ радиостанция.

  • Назначение: переносная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 100 – 149.975 МГц
  • Каналов: ?
  • ЗПЧ: ?
  • Чувствительность: ? мкВ
  • Мощность: 0.5 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-809М2 “Ангара-М2”

Р-809М2 “Ангара – М2” – наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

Радиостанция Р-810

Р-810 – авиационная портативная аварийная УКВ радиостанция

Радиостанция Р-832М “Эвкалипт-СМУ”

Р-832М “Эвкалипт-СМУ” связная УКВ радиостанция предназначена для обеспечения открытой телефонной радиосвязи экипажей самолетов, как с командными пунктам и земли, так и между собой, а так же передачи и приема в режиме ЧТ телекодовой информации. Вес рабочего комплекта – 28кг.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 100,0 – 149,975 и 220,0 – 399,975 МГц
  • Каналов: ?
  • ЗПЧ: ?
  • Чувствительность: 4 мкВ
  • Мощность: 15 Вт
  • Вид модуляции: АМ, ЧМ, ЧТ

Радиопередатчик Р-836 “Иртыш”

Р-836 Иртыш (Неон?) связной бортовой КВ передатчик, предназначен для полудуплексной телеграфно-телефонной радиосвязи самолетов дальней авиации с командными пунктами и авиабазами, использовался на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ту-16

  • Диапазон частот: 1,5 – 24 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Мощность: 50 – 250 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиопередатчик Р-837

Связной передатчик Р-837 предназначен для полудуплексной телеграфно-телефонной радиосвязи самолетов дальней авиации с командными пунктами и авиабазами.
Диапазон частот: 3 до 24 МГц
Общий вес радиопередатчика: не более 50 кг (без калибратора и соединительных кабелей).

  • Назначение: связной бортовой КВ передатчик
  • Диапазон частот: 3 – 24 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Мощность: до 250 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиостанция Р-838К “ Кремница -К”

Р-838К “Кремница” – мобильная авиационная наземная УКВ радиостанция, предназначенная для организации внутриаэродромной симплексной бесподстроечной телефонной и сигнальной связи подвижных и неподвижных объектов с однотипными и носимыми радиостанциями.

Виды исполнения радиостанции:

  1. Р-838КС – стационарная с питанием от сети 220 В 50 Гц;
  2. Р-838КА – автомобильная с питанием от бортсети +12 В или +24 В;
  3. Р-838КП – автомобильная с управлением от двух пультов;
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 40
  • Чувствительность: 1,2 мкВ
  • Мощность: 8 Вт
  • Вид модуляции: ЧМ

Радиостанция “Р-838КН Кремница-Н”

Р-838КН “Кремница-Н”- авиационная, наземная, носимая, симплексная УКВ ЧМ радиостанция предназначенная для организации внутри-аэродромной радиосвязи.
Диапазон частот –142,0 – 142,975 или 163,200 – 164,175 МГц (4 канала)
Радиостанция обеспечивает симплексную бес-подстроечную связь с однотипными радиостанциями, а также с подвижными и стационарными УКВ ЧМ радиостанциями комплекса Р-838КН, работающими ни одинаковых частотах.

  • Назначение: переносная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 142,0 – 142,975 или 163,200 – 164,175 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: 1,2 мкВ
  • Мощность: 1,0 Вт
  • Вид модуляции: ЧМ

Радиостанции Р-842М “Атлас-М”

Связная бортовая коротковолновая радиостанция, предназначенная для бес-перестроечной, симплексной радиотелефонной связи вертолетов и легких самолетов с наземными радиостанциями.
Диапазон частот: 2 – 8 МГц
Вес рабочего комплекта: 21 кг.

  • Диапазон частот: 2 – 8 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Мощность: 25 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиостанция Р-847Т “Призма”

Р-847Т «Призма» – Связная бортовая коротковолновая телефонно-телеграфная радиостанция предназначена для двусторонней бес-поисковой и бес-подстроечной связи с самолетами и наземными пунктами управления. Серийный выпуск радиостанции был начат с 1966 года. Она эксплуатировалась на самолетах Ил-18, Ил-62, Ту-114, Ту-124, Ту-154, Ан-12, Ан-22. Вес: 100 кг.

  • Назначение: связная бортовая КВ радиостанция
  • Диапазон частот: 2,0 – 29,999 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: до 1 мкВ
  • Мощность: до 250 Вт
  • Вид модуляции: АТ, ОМ (ВБП), ЧТ

Радиостанция Р-848 “Марс”

Р-848 “Марс” – авиационная наземная перевозимая УКВ радиостанция, предназначенная для организации служебной связи в пределах аэродромов. Применялась также в службах МВД.
Диапазон частот 142 – 154 МГц или 172 – 174 МГц (три канала связи).

  • Назначение: автомобильная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 142 – 154 или 172 – 174 МГц МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: 3
  • Чувствительность: 1,5 мкВ
  • Мощность: 4 Вт
  • Вид модуляции: ЧМ

Радиостанция Р-853В1 “Варево-1”

Р-853В1 “Варево-1” – авиационная переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков, предназначенная для обеспечения симплексной речевой связи с бортовыми радиостанциями.
Диапазон частот – 100,000 – 149,975 МГц
Вес приемопередатчика 2,5 кг.

Радиостанция Р-853-В2 “Варево-2”

Р-853-В2 “Варево-2” – авиационная переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков
Диапазон частот: 100-399,975 МГц

  • Назначение: переносная УКВ радиостанция для авианаводчиков
  • Диапазон частот: 100-399,975 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 4 – 6 мкВ
  • Мощность: 0,5 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-855Л/Р

Р-855Л/Р – авиационная поисково-спасательная радиостанция “Р-855”.
Рабочая частота 121,5 МГц.

  • Диапазон частот: 121,5 МГц
  • Каналов: 1
  • ЗПЧ: 1
  • Чувствительность: 5 мкВ
  • Мощность: 0,1 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-855УМ “Камелия-УМ”/”Комар-УМ”

Р- 855УМ Камелия-УМ/Комар-УМ- авиационная поисково-спасательная радиостанция, предназначеная для связи потерпевшего бедствие или совершившего вынужденную посадку, с самолетами и вертолетами спасательной службы и привода их к месту нахождения.

  • Назначение: авиационная поисково-спасательная радиостанция
  • Диапазон частот: 121,5 МГц
  • Каналов: 1
  • ЗПЧ: 1
  • Чувствительность: 5 мкВ
  • Мощность: 0,1 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-859

Наземная переносная УКВ радиостанция авиационного диапазона.

  • Назначение: переносная радиостанция УКВ авиационного диапазона для наземных служб
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Мощность: 1 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиостанция Р-860 “Перо”

Авиационная командная радиостанция Р-860 (Перо) предназначена для связи с наземными радиостанциями, а также между вертолетами и легкими самолетами, находящимися в воздухе. Габаритные размеры и масса 333х200х215 мм; 8.5 кг

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция
  • Диапазон частот: 118 – 136.5 МГц
  • Каналов: 220
  • ЗПЧ: 220
  • Чувствительность: 7 мкВ
  • Мощность: 3 Вт
  • Вид модуляции: AM

Радиостанция Р-861 “Актиния”

Р-861 “Актиния” – авиационная бортовая аварийная КВ радиостанция, предназначенная для обеспечения двусторонней связи экипажа самолета, потерпевшего аварию, с базами и самолетами (вертолетами) спасательной службы в телефонном и телеграфном режимах.

  • Назначение: авиационная бортовая аварийная КВ радиостанция
  • Диапазон частот: 2.182, 4.182, 8.364 и 12.546 МГц
  • Каналов: 4
  • ЗПЧ: 4
  • Чувствительность: мкВ
  • Мощность: 5 Вт
  • Вид модуляции: АМ/CW

Радиостанция Р-867 “Зяблик”

Р-867 “Зяблик” – командная авиационная УКВ радиостанция, применявшаяся в легкомоторной авиации.

  • Назначение: авиационная командная УКВ радиостанция применявшаяся в легкомоторной авиации
  • Диапазон частот: 118-135,95 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: ? мкВ
  • Мощность: 20 Вт
  • Вид модуляции: АМ

Радиоприемник Р-870М

“Р-870М” – переносной радиоприемник МВ диапазона для ВВС. Вес радиоприемника с амортизационной рамой – 8 кг.

  • Диапазон частот: 100 – 140 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Вид модуляции: АМ

Радиоприемник Р-871

Р-871 – переносной радиоприемник ДЦВ диапазона для ВВС. Вес радиоприемника с амортизационной рамой – 8 кг.

  • Назначение: переносной радиоприемник УКВ диапазона для наземных служб
  • Диапазон частот: 220 – 389,95 МГц
  • Каналов: –
  • ЗПЧ: –
  • Чувствительность: 6 мкВ
  • Вид модуляции: АМ

Радиоприемник Р-873 “Клюква”

Радиоприемное устройство Р-873 предназначено для обеспечения беспоисковой и бесподстроечной радиосвязи с радиостанциями магистральной связи в режиме дежурного приема, а также для резервирования основного радиоприемного устройства в автомобильных станциях как в стационарных условиях, так и во время их движения.

Радиостанция “Ромашка” служила для обеспечения двухсторонней симплексной связи с патрульными самолетами и вертолетами. Опыт боевых действий в Афганистане показал, что вести успешную борьбу с противником, действующим из засад или огневых позиций, оборудованных в пещерах или скальных расщелинах, невозможно без тесного взаимодействия с поддерживающими вертолетами. Поэтому при разработке операции планировалась постоянная связь между бойцами и аэродромом взлета, для чего использовалась, как правило, радиостанция P-809M2. Дежурное звено вертолетов находилось в постоянной готовности к вылету, командиры экипажей заблаговременно информировались о районе действия поддерживаемой группы войск. Для наводки авиации на цели непосредственно в ходе боя каждой группе придавалась УКВ радиостанция “Ромашка”, работающая на фиксированных частотах.

Наименование: Радиосвязь в Армии России. Часть X: ВМФ СССР
Радиосвязь в Военно Морском Флоте СССР с 1945 по 1991 гг.

Радиосвязь в Армии России. Часть XI: ВВС СССР
Радиосвязь в Военно Воздушном Флоте с 1945 по 1991 гг.


Четвертое поколение радиосвязи ТЗУ: комплекс “Арбалет”

Радиосвязь является основным средством обеспечения связи между наземными службами управления воздушным движением (УВД) и ЛА в полете. Радиосвязь осуществляется на выделенных ICAO для этих целей частотах в диапазонах коротких (KB) и ультракоротких (УКВ) волн. Основными для систем УВД являются УКВ каналы радиосвязи. Каналы KB радиосвязи используются в основном для осуществления дальней связи с ЛА для УВД в районе, где нет УКВ радиосвязи, а также для резервирования каналов УКВ радиосвязи.

Организация авиационной воздушной радиосвязи должна обеспечивать ведение прямых переговоров в радиотелефонном режиме между диспетчерами пунктов УВД и экипажами ЛА на всю глубину их полета в пределах воздушного пространства диспетчерского района (зоны, сектора). При этом радиосвязь должна обладать высокой надежностью, так как потеря радиосвязи с летательными аппаратами рассматривается как чрезвычайное происшествие, могущее вызвать тяжелые последствия.

Для повышения надежности радиосвязи в каждом аэропорту необходимо иметь резерв радиосредств, готовый к немедленному использованию по заранее разработанной схеме резервирования.

Авиационная воздушная радиосвязь на диспетчерских пунктах служб УВД организуется и обеспечивается:

в верхнем и нижнем воздушном пространстве РДС. При этом УКВ радиосвязь для диспетчеров верхнего и нижнего воздушных пространств РДП (а при делении этих пространств на секторы - для диспетчеров РДП каждого сектора) обеспечивается на раздельных каналах. Каналы KB радиосвязи могут организовываться на раздельных частотах для каждого диспетчера РДП. на одной частоте для нескольких диспетчеров РДП, на общих частотах для одного РДС или для группы смежных РДС, работающих в сети с использованием "семейства" частот;

В районе аэродрома (подхода) и в зоне взлета и посадки радиосвязь организуется и обеспечивается только средствами УКВ радиосвязи. При этом для диспетчеров ДПП, ДПСП организуются УКВ каналы на раздельных § частотах. Диспетчер СДП должен работать, как правило, на частоте ДПСП, за исключением аэропортов с интенсивным воздушным движением, где при необходимости на СДП могут выделяться два УКВ канала: один - на частоте посадки, другой - на частоте круга;

В зоне МВД радиосвязь организуется средствами УКВ и KB радиосвязи. При этом радиосвязь обеспечивается на общей частоте для всех МДП определенного района.

На диспетчерских пунктах службы движения авиационная воздушная радиосвязь применяется:

на РДП для управления полетами в районе ответственности РДС;

на МДП для управления полетами на местных воздушных линиях;

на ДПП для управления полетами в районе аэродрома (коридорах подхода);

на ДПСП и СДП для управления полетами в зоне взлета и посадки, а также на аэродроме при рулении.

Организация радиосвязи на указанных пунктах призвана обеспечить решение следующих задач по УВД:

выполнение полетов по установленным маршрутам в заданное расписанием время и с соблюдением безопасных интервалов и дистанций между ЛА;

подвод ЛА к границам районов аэропортов и смежным районам диспетчерского руководства строго по линии заданного пути на наивыгоднейших высотах полета с соблюдением безопасных интервалов и дистанций между ЛА;

радиосвязь генератор гражданская авиация

предотвращение уклонения ЛА в случае вынужденного изменения маршрута при обходе районов со сложными метеоусловиями, в запретные зоны, в сторону государственной границы и в районы высоких препятствий (гор,

искусственных сооружений), когда высота полета не обеспечивает их преодоления.

По каналам авиационной воздушной радиосвязи, кроме того, обеспечивается передача разного рада сообщений по условиям полета, радионавигации, безопасности и регулярности полетов.

Для обеспечения передачи сообщений используются радиосети авиационной воздушной радиосвязи, которые организуются в соответствии с указаниями и действующими регламентами.

Таким образом, ЛА ведут радиосвязь в полете с пунктами УВД, расположенными в районе вылета, по маршруту полета и в районе посадки. При этом авиационная воздушная радиосвязь организуется для непосредственного управления полетами:

районными диспетчерскими пунктами и вспомогательными районными диспетчерскими пунктами - в верхнем и нижнем воздушном пространстве РДС в районе вылета, на маршруте и в районе посадки:

диспетчерскими пунктами подхода - в районах аэродрома вылета, аэродромов на маршруте полета и аэродрома посадки;

диспетчерскими пунктами системы посадки, старшими диспетчерскими пунктами - в зоне взлета и посадки.

Каждый из указанных диспетчерских пунктов для ведения переговоров с ЛА в своем районе (зоне, секторе) должен быть обеспечен надежной и четко действующей радиосвязью.

Диапазон УКВ является основным для использования в воздушной и наземной авиационной радиосвязи, что связано с его достаточно высокой емкостью и пропускной способностью. При этом распространение радиоволн УКВ диапазона имеет ряд специфических особенностей, основной из которых является возможность распространения радиоволн только в пределах прямой видимости.

Радиосвязь может организовываться на основе линейного и радиального принципов. Тот или иной принцип выбирается исходя из условий задач радиосвязи, характера и интенсивности радиообмена и наличия технических средств.

Линейный принцип применяется при построении канала радиосвязи между двумя пунктами, на каждом из которых устанавливаются приемопередающие радиостанции, работающие на радиоданных, выделенных для данной радиолинии. При построении каналов радиосвязи по линейному принципу могут применяться различные варианты назначения радиоданных для радиолинии в зависимости от ее назначения и задач связи, а именно:

одна частота для радиообмена (круглосуточная, ночная, дневная);

несколько частот для радиообмена, которые применяются в зависимости от обстановки и условий связи (радиопомехи, непрохождение связи на основной частоте и т.д.);

две частоты для радиообмена (на разных частотах приема и передачи).

Назначение частот по тому или иному варианту зависит от конкретных условий организации радиосвязи, задач и характера радиообмена, а также наличия средств и частот радиосвязи.

На отдельных направлениях радиосвязи в зависимости от расстояния между абонентами каналы по линейному принципу могут строиться с применением ретрансляционных станций. При этом радиосвязь с использованием ретрансляторов может осуществляться как на одной частоте приема и передачи, так и на двух частотах.

При больших потоках информации и наличии соответствующих средств ретрансляции каналы по линейному принципу могут строиться с применением промежуточных пунктов автоматической ретрансляции. При автоматической ретрансляции необходимо назначать не менее двух частот для обеспечения симплексной связи.

При построении каналов по радиальному принципу (радиосети) имеется возможность обеспечивать с помощью одной радиостанции радиосвязь с группой корреспондентов, у каждого из которых установлена приемопередающая радиостанция, работающая на радиоданных, выделенных для данной сети (радиоканала).

Радиальный принцип позволяет организовывать и обеспечивать с помощью одной радиостанции и дополнительных приемников радиосвязь с данного пункта управления с многими пунктами, что говорит об экономичности радиального принципа. При этом в зависимости от назначения каналы радиосвязи, организованные по радиальному принципу, могут иметь различную надежность и пропускную способность.

Радиальный принцип при построении каналов воздушной авиационной радиосвязи является основным. При этом сети воздушной авиационной радиосвязи работают, как правило, на одной частоте приема и передачи в симплексном режиме.