Железная фибула. Значение слова фибула. Брошь Севинье - родоначальница современных видов брошей

  • 08.08.2020

«Фибула » — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.

Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.

Но, современный облик фибулы приобрели к Бронзовому веку. С тех пор предмет стал не просто , а конкретной разновидностью булавок. Итак, настало время подробного ознакомления.

Описание фибулы

В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.



Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула ). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.

Обручи застежек, как правило, широкие и богато оформленные. Не обязательно используют драгоценные материалы. Но, без , кристаллов, витых элементов не обходится. Фибула исторически играет двойную роль, не только булавки, но и .

Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.



Закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула , чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.

Принцип действия фибулы

Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.

Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.



У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.

Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.

Виды фибул

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула . Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.

Почти забыта венгерская фибула . Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.



Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула . Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.



Канула в лету скандинавская фибула . Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.



Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.

«Золотой» век фибул

Фибулы стали массовым явлением в Бронзовом веке и были популярны до конца Средневековья. К 16-му столетию застежки использовали лишь для прихватывания тканей и в качестве .



Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.

Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула . Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».



В свой «Золотой» век фибулы нередко служили и . Стереотип, что застежка может защищать от злых духов и сглаза перешел на английские булавки. Многие, наверняка, слышали советы прикрепить булавку на свою одежду, или наряд ребенка в качестве своеобразного «телохранителя».

Фибула в наши дни

В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.



Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками . Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.

Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула . Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.


Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.

Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула» . На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре .


Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.

Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.


При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем, а также есть средневековые некоторые из них называют «плащевые», которые представляют собой скобу подобную сульгаме или дужку с иглой.

Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

Составными частями фибулы являются:

  • игла, предназначенная для скрепления одежды
  • иглодержатель - узкий канал или желобок, в который входит конец иглы; имеет целью удерживать иглу в данном ей положении и предохранять от уколов
  • дужка, или корпус фибулы
  • пружина, соединяющая дужку с иглой

Все эти части фибулы на протяжении доисторического периода подверглись многочисленным изменениям, которые особенно отразились на дужке, игравшей роль украшения, и на иглодержателе и пружине, от устройства которых зависела практическая пригодность фибулы. Каждая эпоха оставила на фибуле отпечаток своих эстетических понятий, технического совершенства и, может быть, своего культа, вследствие чего фибула имеет громадное значение для доисторической хронологии.

Бронзовый век почти не знал фибул; в этом веке, да и то лишь в конце его, они были в употреблении в Венгрии , Северной Германии , Скандинавии . Начиная с железного века, фибулы встречаются постоянно в большинстве местонахождений. Фибулы, открытые в европейских местонахождениях, делятся Монтелиусом на три группы: венгро-скандинавскую, греческую и италийскую.

  • Венгерские фибулы делались первоначально из проволоки, причём один конец дужки, сделав короткий спиральный оборот, переходил в иглу, а другой, также закрученный спирально, служил иглодержателем.
  • Скандинавские фибулы , происшедшие, вероятно, от венгерских, отличаются тем, что игла и дужка не составляют одного целого: игла надета на дужку.
  • Греческие фибулы состоят преимущественно из двух или четырёх спиральных кружков, соединённых вместе. Игла выходит из одной спирали и укрепляется на другой. Спиральная форма иглодержателя указывает на родство этих фибул с венгерскими и скандинавскими. Этого рода фибулы были найдены также в Южной Италии и некоторых местах Средней Европы , куда они были, вероятно, занесены из Греции.
  • Италийские фибулы представляют большое разнообразие как по устройству иглодержателя, так и по форме дужки. В древнейших италийских фибулах иглодержатель образуется, как и в венгерских и скандинавских, несколькими оборотами спирали. В дальнейших модификациях спиральный иглодержатель заменяется сначала круглой плоской пластинкой, затем пластинкой с загнутыми краями, образующей желобок, а иногда оканчивающейся пуговкой.

По форме дужки среди италийских фибул различают:

  • дуговые , дужка которых имеет форму полукруга. Это тип древнейших фибул. Дужка бывает либо равномерной толщины, либо утолщенной в одном или нескольких местах - либо совершенно гладкой, либо исчерченной продольными и поперечными полосками, покрытой бусами и пр.
  • ладьеобразные - с дугообразной, значительно утолщенной посередине полой дужкой. Иглодержатели при этой форме бывают длинные и короткие.
  • змеевидные - самая разнообразная группа италийских фибул; дужка изогнута иногда весьма причудливо. Иглодержатель представляет длинный жёлоб, заканчивающийся в позднейших формах пуговкой.

Чертрозскими фибулами называются фибулы с продолговатой дужкой, переходящей в желобообразный иглодержатель, конец которого несколько загнут кверху и оканчивается пуговкой. Этого рода фибулы были найдены в большом числе в могильнике Чертрозы , среди различных фибул италийского типа. В гальштаттском могильнике среди разнообразных форм италийских фибул найдены некоторые очень характерные для этого местонахождения фибулы. Среди них особенно интересны очкообразные и арбалетовидные фибулы (fibules a l’arbalète). Первая форма, состоящая из двух спиральных кружков, соединённых вместе, очень сходна с венгерскими, скандинавскими и особенно греческими фибулами. Как характерные для местонахождения, они носят название фибул гальштаттского типа. Арбалетовидные фибулы отличаются тем, что пружина представляет целый ряд спиральных оборотов, идущих в направлении, перпендикулярном к дужке. В некоторых арбалетовидных фибулах конец иглодержателя украшен головой человека или животного, загибающейся вверх и несколько назад. Эти фибулы, а также фибулы Чертрозского могильника составляют переход к фибулам латенского типа, которые характеризуются резко загнутым назад концом иглодержателя.

В Древней Греции женщины носили фибулы как на верхней (amictus), так и на исподней одежде (indutus), мужчины - только на верхней; обыкновенно части одежды (плащи) закреплялись на правом плече, реже на груди, женщины же употребляли фибулы нередко на обоих плечах. В «Одиссее » (Од. XIX, 225-231) так описывается фибула:

«божественный Одиссей был облечен в пурпурного цвета двойной шерстяной плащ; к нему была прикреплена золотая застёжка с двойными трубками; на наружной стороне застежки искусный мастер изобразил пса, который держал в передних ногах пёструю лань, упиваясь её трепетанием; и все удивлялись живости, с какой были изображены золотые фигурки - как один душил свою жертву, а другая, стараясь спастись, сопротивлялась ногами.»

Иногда рукава женской туники скреплялись целым рядом застежек. Позже женщины закалывали фибулой тунику повыше колена, образуя особого фасона складку. Фибулы как пряжки употреблялись преимущественно на перевязях (портупеях) и поясах.

В Древней Греции и Древнем Риме фибулой называли также специальный зажим для крайней плоти . Этот зажим применялся для соблюдения приличий при появлении обнаженного мужчины (например, у атлетов, гладиаторов и т. п.).

См. также

Напишите отзыв о статье "Фибула"

Примечания

Литература

Ссылки

  • (рус.)
  • Шаров О.В. // STRATUM plus. - Кишинёв, 1999. - № 3 . - С. 189-206 .
  • Воронов Ю. Н. // КСИИМК. - М ., 1983. - № 176 . - С. 29-33 .

Отрывок, характеризующий Фибула

Вилларский наклонил голову. – Еще один вопрос, граф, сказал он, на который я вас не как будущего масона, но как честного человека (galant homme) прошу со всею искренностью отвечать мне: отреклись ли вы от своих прежних убеждений, верите ли вы в Бога?
Пьер задумался. – Да… да, я верю в Бога, – сказал он.
– В таком случае… – начал Вилларский, но Пьер перебил его. – Да, я верю в Бога, – сказал он еще раз.
– В таком случае мы можем ехать, – сказал Вилларский. – Карета моя к вашим услугам.
Всю дорогу Вилларский молчал. На вопросы Пьера, что ему нужно делать и как отвечать, Вилларский сказал только, что братья, более его достойные, испытают его, и что Пьеру больше ничего не нужно, как говорить правду.
Въехав в ворота большого дома, где было помещение ложи, и пройдя по темной лестнице, они вошли в освещенную, небольшую прихожую, где без помощи прислуги, сняли шубы. Из передней они прошли в другую комнату. Какой то человек в странном одеянии показался у двери. Вилларский, выйдя к нему навстречу, что то тихо сказал ему по французски и подошел к небольшому шкафу, в котором Пьер заметил невиданные им одеяния. Взяв из шкафа платок, Вилларский наложил его на глаза Пьеру и завязал узлом сзади, больно захватив в узел его волоса. Потом он пригнул его к себе, поцеловал и, взяв за руку, повел куда то. Пьеру было больно от притянутых узлом волос, он морщился от боли и улыбался от стыда чего то. Огромная фигура его с опущенными руками, с сморщенной и улыбающейся физиономией, неверными робкими шагами подвигалась за Вилларским.
Проведя его шагов десять, Вилларский остановился.
– Что бы ни случилось с вами, – сказал он, – вы должны с мужеством переносить всё, ежели вы твердо решились вступить в наше братство. (Пьер утвердительно отвечал наклонением головы.) Когда вы услышите стук в двери, вы развяжете себе глаза, – прибавил Вилларский; – желаю вам мужества и успеха. И, пожав руку Пьеру, Вилларский вышел.
Оставшись один, Пьер продолжал всё так же улыбаться. Раза два он пожимал плечами, подносил руку к платку, как бы желая снять его, и опять опускал ее. Пять минут, которые он пробыл с связанными глазами, показались ему часом. Руки его отекли, ноги подкашивались; ему казалось, что он устал. Он испытывал самые сложные и разнообразные чувства. Ему было и страшно того, что с ним случится, и еще более страшно того, как бы ему не выказать страха. Ему было любопытно узнать, что будет с ним, что откроется ему; но более всего ему было радостно, что наступила минута, когда он наконец вступит на тот путь обновления и деятельно добродетельной жизни, о котором он мечтал со времени своей встречи с Осипом Алексеевичем. В дверь послышались сильные удары. Пьер снял повязку и оглянулся вокруг себя. В комнате было черно – темно: только в одном месте горела лампада, в чем то белом. Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу», Пьер обошел стол и увидал большой, наполненный чем то и открытый ящик. Это был гроб с костями. Его нисколько не удивило то, что он увидал. Надеясь вступить в совершенно новую жизнь, совершенно отличную от прежней, он ожидал всего необыкновенного, еще более необыкновенного чем то, что он видел. Череп, гроб, Евангелие – ему казалось, что он ожидал всего этого, ожидал еще большего. Стараясь вызвать в себе чувство умиленья, он смотрел вокруг себя. – «Бог, смерть, любовь, братство людей», – говорил он себе, связывая с этими словами смутные, но радостные представления чего то. Дверь отворилась, и кто то вошел.
При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Фибула – металлическая застежка одежды.

Как часто на поисках артефактов с металлоискателем выкапываете предмет, предназначение которого вам не известно? Я вот частенько над ямкой кручу в руках неизвестную загугулину и думаю, что же это могло быть и как это применяли. Но, мне позволительно, ведь я « » и в находках по старине для меня есть много еще чего нового и неизученного.

Как вы идентифицируете неизвестную находку? Лично я использую 3 варианта:

  1. Спросить у более опытного камрада.
  2. Попытаться задать правильно вопрос Гуглу .
  3. Спросить на форуме, предварительно создав соответствующую тему в соответствующем разделе.

В идентификации находки использую все три метода в том порядке, в котором выше написал. В 99% случаев принадлежность и даже приблизительную стоимость найденного предмета удается определить. А вот тот 1%, о котором никто и ничто не знает зову просто: хрень. С «хренью» поступаю так: выбрасываю в металлолом или кладу в соответсвующую коробочку.

Серебряная фибула.

Когда на поле с очевидной находкой подхожу к камраду и спрашиваю его «что это?», он рассматривает предмет в своих руках, смотрит мне в глаза и говорит: «вчіть історію…». Отдает мою находку и уходит продолжать поиск артефактов. Уже знаю – если он так делает, тогда я только что поднял дейсвительно редкий предмет. Сделав не болшую выдержку, снова подхожу к нему с тем же вопросом. Он уже добрее и рассказывает пренадлежность моего предмета.

За час до того, как выкопал свою , под мою впервые залетела двухпластинчатая серебряная фибула.

Так как этот предмет видел впервые, то сначала подумал что выкопал современную заколку. И когда камрад в руки взял мою свеженькую находку, то через несколько секунд отдал со словами «вчіть історію…». Конечно, потом объяснил, что это фибула из серебра и пластинки у нее очень тоненькие – легко ломаются.

Дома, попытался определить возраст фибулы – IV – V вв н. э.

Теперь ты, мой читатель, знаешь, как выглядит двухпластинчатая фибула времен Черняховской культуры. К слову, эти фибулы в основном сделаны из бронзы, но иногда попадаются и из серебра (как в моем случае). Так что будьте внимательны, по незнанию не перепутайте редкий артефакт с современной заколкой.

Строение фибулы.

На копе может попасться любая часть фибулы. Поэтому нам обязательно нужно знать ее строение, чтобы с легкостью идентифицировать свою находку, и заодно блеснуть знаниями перед камрадами.

И так: древние фибулы состоят из 5-ти частей: спинка, ножка, приемник, пружина и игла. Схематически это выглядит так:

Спинка – корпус фибулы.

Ножка – задняя часть корпуса, на которой находится приемник.

Приемник , фиксирует иглу и прикрывает ее острый край.

Пружина, предназначена для более плотного застегивания.

Игла , скрепляет части одежды.

Нам искателям важно знать, как выглядят эти составные части древних заколок, чтобы выкопав их, легко определить принадлежность находки. Целыми фибулы попадаются редко (мне ни разу), но вот составные ее элементы частое явление под катушкой многих металлоискателей.

Рассмотрим реальные примеры копаных частей фибул.

Спинки. Без ножек и пружин.

спинки (кликабельно)

Ножка и приемник. Эти части, как правило, находят вместе.

ножка и приемник (кликабельно)

Игла и пружина. Частенько игла и пружина сделаны из одного куска проволоки, поэтому эти две части находят вместе. Если корпус, пружина и игла изготовлены из одного куска металла, то это одночленная фибула, если же из двух (корпус с одного куска, а пружина и игла из другого), то это двухчленная .

игла и пружина \из двухчленных фибул\ (кликабельно)

Спинка и ножка . Это самая частая находка искателей с металлоискателем. Разные формой, типом изготовления, нанесенным рисунком и размером – корпус фибулы специалистам расскажет многое. Нам же копателям хватит и того, что это часть старинного предмета, которой может быть с два десятка сотен лет.

спинка и ножка \корпус\ (кликабельно)

Реже попадаются корпуса фибул с остатками пружин.

корпус с пружиной (кликабельно)

Общая информация о фибулах.

Древние фибулы в большей своей части делали с помощью ковки, намного реже выплавкой.

Металл, который использовали в изготовлении старинной застежки: железо, медь, бронза, серебро, золото. Чаще всего, с металлоискателем находим бронзовые фибулы, реже серебряные, а вот золотые, это большая редкость.

фибулы из разных металлов: железо, бронза, серебро, золото (кликабельно)

На основе различия основных признаков фибулы делятся на большие группы: фибулы раннелатенской, среднелатенской и позднелатенской схемы, одночленные «воинские» фибулы, провинциальные шарнирные фибулы и броши, различные фибулы с гладкой дужкой и украшенным приемником (украшен кнопкой или завитком), смычковые, сильно профилированные, подвязные (лучковые и прогнутые), двучленные «воинские», двучленные с очень высоким приемником, т-образные и двупластинчатые.

Так как я простой копатель, то описать различные группы фибул не могу – нет у меня таких знаний. Мне достаточно того, что могу идентифицировать свою находку как «фибула», а потом, уже смотря на ее состояние, решить, что с ней делать – продать или оставить себе.

Найти старинные фибулы на территории современной в основном можно таких культур: зарубинецкой (зк) 3 век до н. э. – 2 век н. э.; черняховской (чк) 2 век н. э. – 4 век н. э.; киевской (кк) 2 век н. э. – 5 век н. э.; пеньковской (пк) 6 век н. э. – 8 век н. э. Конечно, фибулы, принадлежащие той или иной культуре, между собой отличаются, соответственно, можно приблизительно узнать возраст находки.

На Ютубе нашел не большой ролик, в котором показан процесс изготовления одночленных старинных фибул ковкой. Кому интересно – смотрим:

Если кто-то, читая мой опус древних застежек для одежды и смотря их фотографии, задался вопросом: «а как выглядит современная фибула?», то, кликнув по этой ,увидит ее.

Древние фибулы очень красивые и уникальные в своем роде предметы. Поэтому я некоторые часто встречающиеся на копе экземпляры собрал в нижеприведенной галерее.

С давних времен и вплоть до эпохи Средневековья застежка фибула была практически единственным видом застежки. Она очень простая и состоит их скобки и иглы. В тех фибулах, которые сохранились до наших дней, мы видим традиционную для того времени форму: прямоугольную или круглую.

Фибула могла быть украшенной эмалью, гравировкой или драгоценными камнями. Ее использовали как мужчины, так и женщины. Чаще всего ею скрепляли плащи, которые напоминали накидки в виде покрывала.

Новое время фибулу превратило поначалу в брошь, используемую как застежка, которая скрепляла воротники, косынки и плащи. Постепенно фибула исчезла, а брошь осталась. И превратилась исключительно в украшение.

Самая простая фибула состоит из двух частей: корпуса и иглы. Корпус имел форму ободка, часто разомкнутого, так называемая подковообразная фибула. Самыми популярными были именно такие фибулы. Игла и корпус были декорированы в соответствии со статусом их владельца. В качестве декора могли использоваться драгоценные камни и металлы, а также гравировка.

При археологических раскопках были найдены самые разные виды этих застежек. Сегодня их можно увидеть в музее. Они называются в зависимости от их принадлежности тому или иному народу: греческие, венгерские, римские, византийские, скандинавские и другие.

Кроме того, фибулы часто использовались не только в качестве застежки или украшения, их часто использовали в качестве оберега от порчи и воздействия злых духов. А когда была изобретена английская булавка, то к ней перешла и функция защиты.

Сегодня фибулу также можно приобрести в специальных отделах, где торгуют предметами старины. Также можно заказать ее изготовление мастеру, который умеет изготавливать различные символы и артефакты. Вы и сами можете изготовить эту застежку своими руками. Однако самым простым вариантом будет найти ее на ebay, где предлагают часто приобрести как древние, так и современные застежки фибулы.

Сегодня мы знаем очень много разновидностей застежек, однако фибула была и остается первой.



Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на сайт о моде "сайт" обязательна!

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова фибула

фибула в словаре кроссвордиста

фибула

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фибула

фибулы, ж. (латин. fibula) (археол.). Застежка, пряжка.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фибула

ж. Металлическая застежка, пряжка на одежде в виде броши (употреблявшаяся с древнейших времен до раннего средневековья).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фибула

ФИБУЛА (лат. fibula) металлическая застежка для одежды в виде булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Один из самых древних предметов украшения. Использовалась древними греками и римлянами, а также в средние века и в 18 в.

Фибула

(лат. fibula √ шпилька, застёжка), металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением. Ф. разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. Составные части Ф. √ игла, дужка, или корпус, желобок (иглодержатель), пружина, соединяющая иглу с дужкой. В археологии разные типы Ф. имеют большое значение для установления дат. Некоторые Ф., выполненные из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, √ образцы древнего ювелирного искусства.

Примеры употребления слова фибула в литературе.

Юрий Дмитрич, высокий, красивый, вздевший, воеводской выхвалы ради, отделанный серебром коллонтарь и шелом с бармицей, писанный по краю золотом, с соколиным пером, с закрепой-изумрудом, бросающим по сторонам зеленые искры, на высоком пританцовывающем коне, под шелковою, писанной травами попоной, в звончатой сбруе, с такой роскошной, в бирюзе и смарагдах, чешмой на груди коня, что впору ей быть епископской панагией, кабы не величина этого серебряного сканного чуда, в ало-вишневом переливающемся корзне, застегнутом на правом плече старинною, византийской работы фибулой , небрежно вздевший загнутые носы мягких зеленых сапогов, украшенных шпорами, в серебряное округлое стремя, осматривал и провожал рать.

Броши и фибулы по большей части круглые в три изогнутых лепестка, как у Бельтана на плаще, но были и старой формы - маленькие луки с тетивами, а также изображения животных, среди них один извивающийся прихотливыми кольцами дракончик, сделанный с поразительным искусством из перегородчатой эмали и выложенный гранатами.