Грамотность простого населения руси что дало. Грамотность на Руси в дохристианский (докиевский) период. История распространения грамотности в России

  • 19.07.2020

Грамотность была необходима не только в церковном богослужении, но также в торговле и хозяйственных делах. О распространении грамотности, но не просвещения и образования, свидетельствует множество берестяных грамот, раскопанных в Новгороде А.В. Арциховским в 1951 году. В последующие десятилетия их найдено чрезвычайно много.

Берестяная грамота. Новгород, 1100–1120 гг.


На бересте горожане, ремесленники, мелкие торговцы вели хозяйственные счета и деловые записки. Писали долговые обязательства, завещания, перечни повинностей, челобитные с просьбой разных льгот, ростовщические закладные, частные письма, записные книжки и даже шуточные послания. По бересте учили детей азбуке и письму. Изредка встречаются записи и богослужебного содержания.

О популярности берестяных грамот говорит их большое количество и география мест использования. Они бытовали в Смоленске, Пскове, Старой Русе, их раскопали и в Москве, перед Красной площадью у Воскресенских ворот. По две берестяные грамоты найдено в белорусских городах Витебске и Мстиславле. Берестяные грамоты как исторический источник дают интереснейшие сведения о средневековой хозяйственной культуре, о системе управления, правовых нормах и бытовых сторонах жизни восточных славян.

Надписи находят также на многих ремесленных изделиях: шиферных пряслицах, кувшинчиках, колодках и прочем. На пряслицах, необходимом предмете каждой семьи, встречаются владельческие надписи «Потворин прясльнь», «Молодило», «княжо есть».

Русичи делали надписи и на домашней посуде. Известна запись на глиняном кувшине XI века, сделанная киевским мастером: «Благодатна полная корчага сия». Или, например: «Се сосуд Петрова и жены его Марье». Из Новгорода XII-го столетия к нам в руки попали два великолепных серебряных кратира (братило). Похоже, что они были «шедеврами» - образцами, необходимыми для принятия в гильдию серебряных дел мастеров. На одном сосуде написано: «Господи, помози рабу своему Флорови. Братило делал». Надпись на втором: «Господи, помози рабу своему Костяньтину. Коста делал. Аминь».


Прорисовка берестяной грамоты


Многие добрые русичи, как только выучились «по письменному», стали сразу же писать на стенах церквей. Их надписи совершенно различного содержания. Здесь и просьбы к Господу Богу о помощи, и хозяйственные расписки, и «увековечивания» самого себя, посетившего храм, и насмехательства над знакомыми, и карикатуры, и неприличные стихи.

Грамотный люд не ленился делать стенные надписи. Он прокорябывал их острыми предметами глубоко и основательно. Только благодаря столь тщательному старанию мы можем сейчас изучать древние граффити на штукатурке храмов в Новгороде, Галиче, Киеве и в других городах. Граффити имеются почти на всех каменных постройках Древней Руси.

Грамотеи, которые «на стенах режут», по «Уставу» князя Владимира подлежали церковному суду. Но резать надписи на церковных стенах грамотный люд Киевской Руси продолжал и через сто с лишнем лет, о чем можно говорить с полной уверенностью, ссылаясь на «Новгородский устав великого князя Всеволода». Несмотря на владычный суд, страстное желание оставить свою письменную память на храме не угасало все средневековье и передалось нам.

К сожалению, этот вид эпиграфического источника слабо изучен, а ведь у нас так мала источниковая база по истории культуры Киевской Руси. Граффити – богатый материал по изучению массовой низовой культуры средневековья (так же, как современные стенные надписи и рисунки представляют определенный интерес для нашей эпохи).

Перевод берестяной грамоты
"Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего"


Другая особенность распространения письменности в Древней Руси – тайнопись. Как только письменность проникла в достаточно широкие круги населения, появилась необходимость в засекречивании написанного. Дела политические, торговые, хозяйственные требовали сокрытых грамотиц. Возникло множество различных приемов криптограммы: одни из них не расшифрованы до сих пор, другие примитивны до наивности. В XIII-XIV веках в качестве сокрытого письма использовалась зачастую глаголица, которая к этому времени была уже изрядна подзабыта. Но надо отметить, что для большинства неграмотных русичей обычный письменный текст кириллицей оставался тайной.

Ювелирных дел мастера тоже иногда прибегали к тайнописи, составляя из букв красивый декор для пущей важности.

Шифрованное письмо в более поздний период изредка встречается в иконописи. Оно сохранилось, например, на известнейшей иконе конца XIV века - «Донской Богоматери» (ГТГ), приписываемой Феофану Греку. К сожалению, попытки Н.Б. Салько прочитать буквенный ряд на кайме мафория как обращение иконописца к Божией Матери мало убедительны. Вместе с тем многие искусствоведы полагают, что тайное письмо не использовалось иконописцами и что это лишь шрифтовой декор, который был немало распространен в византийской и древнерусской иконописи.

Современный русский язык основан на старославянском, который, в свою очередь, раньше использовался как для письменности, так и для речи. До наших дней сохранилось множество свитков и росписей.

Культура Древней Руси: письменность

Множество ученых утверждают, что до девятого века не было никакой письменности и в помине. Это значит, что во времена Киевской Руси письменности не существовало как таковой.

Однако данное предположение является ошибочным, ведь если взглянуть на историю других развитых стран и государств, можно увидеть, что у каждого сильного государства существовала своя письменность. Поскольку также входила в ряд довольно-таки сильных стран, то и письменность так же была для Руси необходима.

Другой группой ученых-исследователей было доказано, что письменность была, и такой вывод был подкреплен рядом исторических документов и фактов: Храбр писал сказания «О письменах». Также «в Житиях Мефодия и Константина» упоминается о наличии у восточных славян письменности. В качестве доказательства еще приводят записи Ибн Фадлана.

Так когда появилась письменность на Руси? Ответ на этот вопрос до сих пор является спорным. Но основным аргументом для общества, подтверждающим возникновение письменности на Руси, являются договоры между Русью и Византией, которые были написаны в 911 и 945 годах.

Кирилл и Мефодий: огромный вклад в славянскую письменность

Вклад славянских просветителей неоценим. Именно с началом их работы, у появился свой алфавит, который был гораздо проще по своему произношению и написанию, чем прежний вариант языка.

Известно, что просветители со своими учениками не проповедовали у восточнославянских народов, однако исследователи говорят о том, что, возможно, Мефодий и Кирилл ставили перед собой такую цель. Приобщение к своим взглядам позволило бы не только расширить круг своих интересов, но и упростило бы внедрение в восточнославянскую культуру упрощенного языка.

В десятом веке книги и жития великих просветителей попали на территорию Руси, где стали пользоваться настоящим успехом. Именно этому моменту исследователи приписывают возникновение письменности на Руси, славянской азбуки.

Русь с момента появления своей языковой азбуки

Несмотря на все эти факты, некоторые исследователи пытаются доказать то, что азбука просветителей появилась еще во времена Киевской Руси, то есть еще до крещения, когда Русь была языческой землей. Несмотря на то, что большая часть исторических документов написана кириллицей, есть бумаги, которые содержат в себе информацию, написанную глаголицей. Исследователи говорят о том, что, вероятно, глаголица так же использовалась в Древней Руси именно в период девятого-десятого веков - до принятия Русью христианства.

Совсем недавно это предположение было доказано. Учеными-исследователями был найден документ, который содержал в себе записи некого попа Упиря. В свою очередь, Упирь писал о том, что в 1044 году на Руси использовалась глаголица, однако славянский народ воспринимал ее как труд просветителя Кирилла и стал называть «кириллицей».

Трудно сказать, насколько сильно отличалась в то время культура Древней Руси. Возникновение письменности на Руси, как принято считать, началось именно с момента широкого распространения книг просветителей, несмотря на факты, говорящие о том, что письменность была важным элементом для языческой Руси.

Быстрое развитие славянской письменности: крещение языческой земли

Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси, когда появилась письменность на Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, детей, которые считались социальной элитой, стали обучать по буквенным книгам. Именно в это же время появляются церковные книги в письменном виде, надписи на цилиндровых замках, также присутствовали письменные выражения, которые кузнецы выбивали по заказу, на мечах. На княжеских печатях появляются тексты.

Также, важно отметить, что существуют легенды о монетах с надписями, которые использовали князья Владимир, Святополк и Ярослав.

А 1030 года широкое использование приобретают берестяные грамоты.

Первые письменные записи: берестяные грамоты и книги

Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры.

Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Для исследователей такая находка имеет очень большое значение: кроме того, что благодаря этим грамотам можно узнать особенности славянского языка, письмена на березовой коре способны рассказать о важных событиях, которые происходили в период одиннадцатого-пятнадцатого веков. Подобные записи стали важным элементом для изучения истории Древней Руси.

Кроме славянской культуры, берестяные грамоты использовались и среди культур других стран.

На данный момент в архивах множество берестяных документов, авторами которых являются старообрядцы. Кроме этого, с появлением берестовой «бумаги», люди научили расслаивать березовую кору. Это открытие было толчком для написания книг на Славянская письменность на Руси стала все больше развиваться.

Находка для исследователей и историков

Первые письмена, сделанные на берестовой бумаге, которые были найдены в России, находились в городе Великий Новгород. Все, кто изучал историю, знают, что этот город имел немаловажное значение для развития Руси.

Новый этап в развитии письменности: перевод как главное достижение

Огромное влияние на письменность на Руси оказали южные славяне.

При князе Владимире на Руси стали переводить книги и документы с южнославянского языка. А при князе Ярославе Мудром стал развиваться литературный язык, благодаря которому появился такой литературный жанр, как церковная литература.

Огромное значение для древнерусского языка имело умение переводить тексты с иностранных языков. Первыми переводами (книг), которые приходили с западноевропейской стороны, стали переводы с греческого. Именно греческий язык во многом изменил культуру русского языка. Многие заимствованные слова все больше и больше использовались в литературных произведениях, даже в тех же церковных писаниях.

Именно на этом этапе стала меняться культура Руси, письменность которой все больше усложнялась.

Реформы Петра Великого: на пути к простому языку

С приходом Петра I, который реформировал все структуры русского народа, даже в культуру языка были внесены существенные поправки. Появление письменности на Руси в древности сразу усложнило и без того сложный В 1708 году Петр Великий ввел так называемый «гражданский шрифт». Уже в 1710 году Петр Первый лично пересмотрел каждую букву русского языка, после чего была создана новая азбука. Азбука отличалась своей упрощенностью и удобством в использовании. Российский правитель хотел упростить русский язык. Многие буквы были просто исключены из алфавита, за счет чего упростилась не только разговорная речь, но и письменная.

Существенные изменения в 18 веке: введение новых символов

Главным изменением в этот период стало введение такой буквы, как «и краткое». Данная буква была введена в 1735 году. Уже в 1797 Карамзин использовал новый знак для обозначения звука «йо».

Уже к концу 18 века буква «ять» потеряла свое значение, потому как ее звучание совпало со звучанием «э». Именно в это время букву «ять» перестали использовать. Вскоре она так же перестала быть частью русского алфавита.

Последний этап развития русского языка: небольшие изменения

Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года, которая продолжалась вплоть до 1918. Она подразумевала исключение всех букв, звучание которых было либо слишком похожим, либо и вовсе повторялось. Именно благодаря этой реформе на сегодняшний день твердый знак (Ъ) является разделительным, а мягкий (Ь) стал разделительным при обозначении мягкого согласного звука.

Важно отметить, что данная реформа вызвала огромное недовольство со стороны многих выдающихся литературных деятелей. Например, Иван Бунин сильно критиковал данное изменение в родном языке.

С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне возросла. Для многочисленных открывающихся церквей для ведения богослужений по уставным книгам требовались люди, умеющие читать. Это был вопрос жизни и смерти христианской церкви на Русской земле.

Сам князь Владимир, крестивший Русь, грамоты не знал, а летописец называет его к тому же «невеждой» . Его крещеная дружина тоже отнюдь не была начитана в Святом Писании. А низы древнерусского общества - тем более. Первыми священнослужителями в древнем Киеве были греки, вывезенные Владимиром из Корсуни, и, по всей видимости, болгары, у которых к этому времени в большей мере были развиты церковное образование и книжность.

Русь нуждалась вместе с тем не только в грамотных, но также в просвещенных и образованных людях. В древнерусской культуре понимание «просвещенного человека» полностью совпадало с первоначальным смыслом слова «просвещенный», которое означало человека, освещенного светом Господнем. «Я есть свет мира, кто следует за мной, тот не будет пребывать во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8, 12). Евангельские слова Иисуса Христа были обращены и к апостолам, и ко всем следующим по пути христианства: «Вы есть соль земли…, вы есть свет мира» (Матф. 5, 13–14). В этой связи просветителем почитался тот, кто открывал язычникам истины христианского учения и активно способствовал распространению веры. Само слово «просвещение» на церковнославянском языке значит «крещение» .

А тот христианин, кто уверовал в Христово учение, постиг его суть и был начитан в «божественных книгах», считался образованным, то есть уподобившимся образу Христа.

В средневековой Руси овладение грамотой и письмом было истинно христианским деянием, за которым стояла твердая приверженность к новой вере. Научившись грамоте, человек из книг черпал только одно - христианское миропонимание: книг c другим содержанием не было.

Первые попытки открыть школу по обучению грамоте относятся еще ко времени князя Владимира. Но киевляне, по всей видимости, посчитали эту затею сомнительной и даже опасной. До нас дошло любопытнейшее летописное свидетельство, в котором автор проговаривается о подлинных трудностях распространения и христианства, и грамотности. В ту эпоху эти два процесса составляли одно целое. Когда князь Владимир распорядился «поимати», то есть насильственно схватить, «нарочитые чади» и отдать их на «учение книжное», то матери «плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых» .

Не случайно в житиях святых согласно литературному канону всегда говорилось об обучении грамоте будущего подвижника Божьего как об одной из ступеней к святости. Постижение грамоты было подвигом христианина. Например, Сергию Радонежскому в отрочестве никак не давалась грамота, и уразуметь ее отроку было дано только Божественной силой через явление ангела. Это свидетельство о святости преподобного нашло свое место во всех редакциях «Жития Сергия Радонежского» и в его клейменных иконах.

Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной прогосударственной школы, инспирированной княжеской или церковной властями. Подобные учебные заведения, по логике вещей, должны были открываться там, где были грамотные и просвещенные люди - в монастырях или при соборах. В первую очередь, например, при Киево-Печерском монастыре, но эта обитель таковой школы не содержала, иначе о ней было бы упомянуто в «Киево-Печерском патерике». Источники молчат о подобных школах и при соборных храмах Киева, Чернигова, Новгорода и других стольных городов.

Об отсутствии в Древней Руси церковных школ официального, казенного характера можно утверждать, ссылаясь на «Устав» Владимира Святославовича, если его читать, так сказать, «от обратного». В «Уставе» разграничивалась юрисдикция княжеского суда и церковного. В 16-й статье содержится перечень различных церковных заведений, находящихся под митрополичьим патронатом: «больнице, гостиннице, странноприимнице» и прочее, но ни здесь, ни в других статьях документа ничего не говорится о школах . Более того, во всех источниковых материалах, относящихся к киевской эпохе, таких сведений нет.

Скорее всего, обучением занималось духовенство частным, домашним образом за определенную плату. Учить грамоте и держать у себя дома начальную школу вменялось священникам в обязанность еще по постановлению VI Вселенского собора (680–681). Неисключено, что помимо священников были частные школы грамотности, которые содержали все желающие. Обучение в таких домашних школах киевской эпохи состояло из научения письму, чтению, начальному арифметическому счету и основам христианского вероучения.

Обучение ребенка во многом зависело от доброй воли родителей. Таковым было учение, например, преподобного Феодосия Печерского, основателя и игумена крупнейшего древнерусского монастыря - Киево-Печерского. В его «Житии», составленном знаменитым Нестором, говорится, что, живя в захолустном городке Курске, он упросил свою мать, женщину благочестивую, но властную, отдать его на учение божественным книгам «единому от учитель» .

Учителями по большей части были приезжие греки и болгары, лишь потому, что именно они в это время составляли костяк грамотных людей страны.

Только во втором поколении христиан на Руси появляется небольшой слой людей, знающих грамоту. В первую очередь это были верхи общества. Известно, что сыновья князя Владимира - Борис и Глеб - уже читали Святое Писание. Другой княжеский сын, Ярослав Мудрый, даже пытался увеличить круг грамотных людей. Он предписал церковникам «по городам и иным местам» расширить обучение азбучной премудрости. «Поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом» , Ярослав распорядился собрать «от старост и поповских» 300 детей и «учить книгам». Князь стремился пополнить церковный клир за счет русских священников, а не приезжих из иных христианских стран, и решить еще одну актуальную задачу своего времени – укрепить отечественную Церковь.

У В.Н. Татищева есть упоминание, без ссылки на источник, об открытии при Андреевском монастыре в Киеве женской школы, где девиц обучали «писанию, також ремеслам, пению, швеннию и иным полезным им ремеслам». Но надо полагать, что и в это время наиболее распространенным было все-таки частное, индивидуальное обучение.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что на Руси становление христианства шло рука об руку с распространением грамотности, но не образования и просвещения как углубленных форм усвоения христианского учения. Показательно, что Древняя Русь не дала ни одного Отца церкви - общепринятого писателя-богослова, причисленного к лику святых. Крупнейший знаток русской церкви Е.Е. Голубинский не без полемической остроты писал: «Став народом христианским, мы вовсе не стали народом просвещенным. Просвещение было вводимо и введено к нам, но оно у нас не принялось и не привилось и почти тотчас же после введения совершенно бесследным образом исчезло. После сего просвещением нашим в период домонгольский было то же самое, что и во все последующее время старой Руси до Петра Великого, именно - при совершенном отсутствии всякого действительного просвещения или научного образования одна простая грамотность, одно простое умение читать..»

История России с древнейших времен до конца XVII века Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Письменность, грамотность, школы

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., имели «противени» – копни, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем оасполагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI – XII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты: В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» – воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня…». Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

«Грамотность-то мала» Встретились в новом, 1986-м. Спрашиваю:- Сейчас все больше говорят о том, что в 1937 году уже не было врагов Советской власти, врагов революции…- Это пустые головы. Прошло почти семьдесят лет, их еще полно, а тогда только двадцать лет минуло!..Сегодня

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Грамотность и просвещение Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15 %. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ГРАМОТНОСТЬ И ПРЕССА Движению парнеллизма в немалой степени способствовали грамотность и газеты. В 1851 году читать умели 53 процента населения старше пяти лет, а к 1911 году цифра возросла до 88 процентов. Рост грамотности шел рука об руку с распространением популярной

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Грамотность /193/ Швеция гораздо раньше по сравнению с другими странами добилась грамотности. Эгиль Юханссон, который изучал эту проблему, полагает, что население научилось читать благодаря усилиям церкви (церковный закон 1686 г.). Закон вменял в обязанность родителям учить

Из книги Друиды [Поэты, ученые, прорицатели] автора Пиготт Стюарт

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ Христианская вера стала источником нашего образования, источником единственным, в противоположность с западными народами, которые, кроме христианской веры, получили в наследство себе, еще прежде ее введения, греческое и римское образование,

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Грамотность и образование в 1894–1917 гг. Грамотность в царской РоссииОдин из распространенных советских мифов о царской России - миф о безграмотности. На просталинских сайтах можно увидеть такое: «Население Российской империи на 79 % было безграмотным (по данным переписи

Из книги Иисус и его мир [Новейшие открытия] автора Эванс Крейг

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

Из книги Бабье царство [Дворянки и владение имуществом в России, 1700–1861] автора Маррезе Мишель Ламарш

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания 2.1. Развитие аппарата власти и международных отношений в связи с образованием единого централизованного государства, укрепление церкви и дальнейшее развитие ремесла и торговли вызвали рост потребности в грамотных

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Письменность, грамотность, школы Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Отбор на грамотность Появление новых информационных технологий сразу и беспощадно делило общество на тех, кто овладел, и тех, кто не овладел.Чтобы читать книги, нужно долго учиться грамоте. Это трудно. Чтобы читать, нужно по нескольку часов в день сидеть неподвижно,

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

2. Наука и грамотность В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремесленных

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

2. ПИСЬМЕННОСТЬ. БИБЛИОТЕКИ И ШКОЛЫ. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. ЛИТЕРАТУРА. МУЗЫКА Письменность. Происхождение славянской письменности до сих пор еще не полностью выяснено. Сложность заключается в том, что до нашего времени сохранились две славянские азбуки -

Грамотность на Руси в дохристианский (докиевский) период

Возникновение школы на Руси в том понимании, какое привычно нам, основная масса исследователей связывает с процессом христианизации славянских племен и непосредственно с киевским периодом развития Древнерусского государства. Общепринятая идея о том, что до принятия христианства на Руси не существовало ни письменности, ни какой-либо культуры вообще, содержится в сочинениях многих авторов как в дореволюционный, так и в современный период. Интересно, что "Повесть временных лет" - главный источник по истории Древней Руси, содержит именно эту точку зрения. Нестор связывает распространение грамотности непосредственно с принятием христианства и деятельностью князя Владимира. Никаких упоминаний о существовании грамотности до этого периода в "Повести" не содержится. Эту же точку зрения поддерживает великий русский историк Н.М. Карамзин: "Славяне же богемские, иллирические и российские не имели никакой азбуки до 863 года…" Об этом же говорит первый русский систематик всемирной истории педагогики Л.Н. Модзалевский в своей работе "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен". Е.Е. Голубинский в "Истории русской церкви" также считает, что именно в киевский период "просвещение по греческому образцу было водворено у нас очень ненадолго в высшем (боярском) сословии…". Данная версия со временем стала официальной, что означает тот факт, что она вошла во все школьные и вузовские учебники еще в советский период. Однако, несмотря на обилие новых данных, полученных в ходе исследований археологов, историков, филологов и т.д., эта же версия содержится и во всех современных учебниках, а так же в книгах по истории России для детей и юношества. Очевидно, авторы учебников считают мнение Нестора неоспоримым и единственно правильным. Ими просто игнорируются все имеющиеся на сегодняшний день данные о грамотности славян в дохристианский период. Нам с раннего детства закладываю в головы мысль об отсталости славянской цивилизации, прививая, таким образом, преклонение перед Западом. С какой целью это делается, сказать сложно. Возможно, авторы учебников просто не утруждают себя каким-либо анализом и обобщением имеющихся данных, переписывая из одного учебника в другой оду и ту же версию. Однако, если учесть, что авторами многих учебников являются крупнейшие ученые-историки, такие как А.Н. Сахаров, Б. Рыбаков, С. Орлов и др., становится непонятным подобный подход к изложению отечественной истории. Интересно, что в школьном учебнике академик А.Н. Сахаров отстаивает версию Нестора, а в учебнике для ВУЗов значительно отходит от этой версии. Но, так или иначе, оставим это на совести авторов.

Очень интересную теорию возникновения грамотности на Руси предлагает А.В. Карташев в двухтомном труде "Очерки по истории русской церкви". Он тоже считает, что до христианизации славяне не знали грамотности, и только с принятием христианства начинает распространяться письменность. Однако принятие христианства западными и восточными славянами А.В. Карташев связывает не с правлением князя Владимира и датой официального крещения Руси в 988 г., а с событиями создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием и даже еще раньше. Он считает, что к 860 году христианство было уже не просто распространено в землях славян, а уже существовала русская епархия с епископом во главе. Эту версию поддерживает и современный историк Светлана Жук, говоря о том, что "ко времени княжения Олега Киев уже числился в списке греческих метрополий, здесь имелось русское епископство". При этом А.В. Карташов упоминает о существовании некоего славянского языка, на который Кирилл и Мефодий переводили греческие книги еще в 855 году. Но о каком славянском языке идет речь, сказать сложно: или это славянская азбука, созданная солунскими братьями, или это славянский язык, существовавший до официального создания славянской азбуки. Появление первых школ в славянских землях А.В. Карташов также связывает с деятельностью братьев. Именно они основали первые школы для славян и подготовили первых учителей. Целью этих школ было обучение славян грамоте на вновь созданном славянском языке и распространение христианства среди славян. "… Как только Константин доехал до Моравии, так тотчас поставил на ноги многолюдную школу и развернул перед ней широкий круг богослужебных книг". Здесь же историк оговаривается что "…дело идет о продолжении уже начатой Византией славянской вероучительной и богослужебной миссии и только о приложении ее к новой территории и новому народу". Миссионерская деятельность солунских братьев начинается с болгарских земель, после этого были обращены в христианство все южные славяне, а затем братья отправились в земли западных славян и оттуда на Русь. Крещение непосредственно восточных славян или русского населения, а также факт начала распространения грамотности на Руси, А.В. Карташов связывает с 862 годом. В своей работе он однозначно указывает, что "… 862 год не год начала русского государства, а год начала русской церкви с епископом во главе". Однако великий русский историк В.Н. Татищев первым обратил внимание на то, что славяне имели письменность задолго до принятия христианства и создания славянской азбуки. "Подлинно же славяне задолго то Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чем нам многие древние писатели свидетельствуют и, во-первых то, что вообще о всех славянах рассказывается". В подтверждение своих выводов В.Н. Татищев приводит рассказ разных славянских историков, при этом не говоря о том, что это за историки, о некоем Иерониме, учителе славян, который перевел Библию на славянский язык еще в IV веке. Этот факт, по мнению Татищева, доказывает, что у славян была своя письменность. Историк приводит и другие свидетельства, основанные на источниках, не дошедших до нашего времени. При этом Татищев пытается проследить процесс возникновения письменности у славян от греков на юге, т.к. славяне, те же скифы, сарматы и другие племена, жили в непосредственной близости от греков и имели с ними самое тесное общение. Также он считает, что северные славянские племена, находящиеся в тесных торговых связях со странами Европы, вполне могли перенять от них руническое письмо. Однако, археологические раскопки не подтверждают факта наличия у славян подобного письма, поэтому сам Татищев оговаривается, что это всего лишь предположение.

Мнение В.Н. Татищева поддерживает историк А.Н. Сахаров, говоря о том, что существование письменности на Руси в докиевский период не вызывает сомнений. При этом А.Н. Сахаров не дает каких-либо комментариев по поводу характера письменности. Он приводит свидетельство арабского библиографа ан-Нидина о переписке русского князя, совершавшееся накануне христианской реформы. Этот факт академик А.Н. Сахаров не считает нормой для Древней Руси дохристианского периода, поскольку, по его мнению, это единичное свидетельство, как и археологические находки с древними письменами славян являются единичными. "Однако, письмо, пришедшее на Русь от южных славян, не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь широкого распространения, и нет никаких оснований говорить о появлении на Руси литературы до Владимира". Таким образом, вслед за В.Н. Татищевым А.Н. Сахаров считает, что письменность пришла на Русь с юга. Поскольку славяне как восточные, так и южные имели очень тесные контакты с греческим миром, вполне резонно предположить, что славяне могли пользоваться непосредственно греческим языком. Однако никаких пояснений по этому поводу мы не встречаем ни у В.Н. Татищева, ни у А.Н. Сахарова. В.Н. Татищев лишь утверждает, что славяне имели собственный язык, но какими буквами он изображался при написании, не поясняет. Важно отметить, что В.Н. Татищев свидетельствует о том, что славянские князья хорошо знали греческий и использовали его при письме. Этот факт подтверждает и известный историк С.М. Соловьев. При этом он говорит о том, что В.Н. Татищев писал свой труд на основе многих, не дошедших до нас источников, и сомневаться в подлинности свода летописей Татищева нет никаких оснований.

Возможное наличие у древних славян рунического письма косвенно подтверждает в своей работе А.В. Карташев. Он указывает: "Эта Русь конца VIII нач. IX вв. - подвижное месиво народов: славянского, норманнского и может быть частично скифско-иранского, или даже тюркского, бродила и была рассеяна по всем северным берегам Черноморья, уже издавна христианизированным Византией". Отсюда вполне вероятно, что славяне могли пользоваться руническим письмом, заимствовав его у народов Севера. Н.М. Карамзин также дает косвенные свидетельства того, что руническое письмо у древних славян существовало. "Балтийские славяне поклонялись Водану, или скандинавскому Одину, узнав об нем от германских народов, с которыми они жили в Дакии и которые были еще издревле их соседями".

Стоит обратить самое пристальное внимание на монографию отечественного дореволюционного исследователя Егора Классена. Он утверждает, что " у Славян была грамотность не только до общего введения между ними христианства, но и задолго до Рождества Христова, в том свидетельствуют акты, возводящие грамотность Славяно-Руссов от десятого века назад - до глубокой древности…". Е. Классен приводит многочисленные свидетельства, как западных, так и восточных писателей, путешественников и правителей, а также ссылается на тексты древнерусских договоров и различные западные хроники. Использование большого количества источников позволило Е. Классену сделать удивительные выводы. Прежде всего, он считает, что славяне имели письменность гораздо раньше, чем греки и римляне. Во-вторых, он убедительно доказывает, что процесс распространения грамотности шел не с Запада на Восток, а с Востока на Зпапад, т.е. от древних славянских народов к грекам, а оттуда дальше к римлянам и в Европу. В-третьих, Е. Классен считает, что происхождение рунического письма исключительно из Скандинавии ошибочно. По его мнению, славяне имели собственное руническое письмо, которое было распространено повсеместно.

О повсеместном распространении рунического письма нам говорят археологические находки по всей территории европейской части России. Однако, сравнение скандинавских и славянских рун свидетельствует нам об их полной идентичности. Поэтому утверждение о существовании собственно славянских рун представляется нам не вполне правдоподобным. Говорить о заимствовании рунического письма скандинавами и германцами у древних славян нет никаких оснований. Отсюда мы можем предположить, что заимствование было все-таки со стороны славян в силу тесных торговых связей.

Мнение о древности славянской письменности поддерживает и известный русский историк Дмитрий Иванович Иловайский. Изучая проблему славянского происхождения болгар, он приходит к выводу о существовании славянской письменности уже в VII-VIII вв. При этом он оговаривается, что славянская письменность имеет более древние корни. Расцвет же данной письменности Д. Иловайский связывает с периодом IX-X вв. и считает, что именно славянская письменность стала основой для всего последующего славяно-христианского образования. Таким образом, официальное принятие христианства дает новый мощный толчок для развития письменности и образования, хотя напрямую Д. Иловайский об этом не пишет.

Современный исследователь Сергей Бердышев доказывает эту версию на основе археологических находок, сделанных на территории Центральной и Южной России в 40-50-е гг. ХХ века. Рунические письмена были обнаружены на глиняных кувшинах в местах поселений представителей так называемой Черняховской культуры, имевшей довольно большой ареал расселения и датированных III-IV вв., а отчасти началом V века. "Таким образом, - указывает С.Н. Бердышев, - черняховскую культуру можно считать межплеменной: помимо славян, к ее созданию причастны германцы и сарматы". Данные находки важны для нас тем, что славяне пользовались письменностью задолго до крещения Руси. Но, видимо, руническое письмо использовалось в случае крайней необходимости и очень узкими кругами населения. В пользу этого вывода свидетельствует факт малочисленности находок с руническими письменами, несмотря на довольно большую территорию (от северо-западной Европы до южной Руси) распространения черняховской культуры. Кроме того этот факт свидетельствует и еще о том, что в указанный С. Бердышевым хронологический период славяне не имели собственной письменности, и говорить о повальном распространении грамотности среди основной массы славянского населения мы тоже не можем.

Таким образом, становится понятным, что высшие круги славянского общества имели греческое письмо и активно им пользовались. Часть торговых и ремесленных кругов при необходимости могла пользоваться руническим письмом при совершении крупных сделок. Что же касается основной массы населения, то вполне резонно предположить, что некий "народный" славянский язык существовал, как и примитивная славянская письменность в виде черточек и ямочек, выдавливаемых на глине или бересте. Многие народы, находящиеся на стадии первобытного строя, имели примитивную письменность, о чем говорят многочисленные археологические находки по всему миру.

Современный исследователь С. Жук подтверждает эти догадки в работе "Киевская Русь", говоря о том, что "у славян уже существовала простейшая письменность. На деревянных дощечках они процарапывали или вырезали черточки, углубления, с помощью которых хранили или передавали нужную информацию, то есть умели читать и писать". Несколько позднее славяне переходят на азбуку, созданную Кириллом, которая "была гораздо проще, понятнее и гораздо удобнее в использовании. Она насчитывала 43 буквы и включала цифры". Очень интересные свидетельства древней славянской письменности мы встречаем в работе современного исследователя Александра Асова "Священные прародины славян". Автор излагает сказания о двух корнях славян: северном, гиперборейском, и южном, атлантическом. Но для нас важно то, что А. Асов приводит отрывки из древнейших памятников славянской не просто письменности, а литературы, существовавшей в III-IV вв. н.э. Это отрывки из "Книги коляды", "Велесовой книги" и других. "Ярилину книгу"- летопись руссов, датируемую тем же временем, он приводит полностью. Но что еще более важно, в работе А. Асова есть фотография первой страницы "Ярилиной книги", где мы четко видим греческие буквы. Так что же получается? Понятно, что такие произведения, как "Велесова книга", "Книга коляды", "Ярилина книга" могли написать только славянские волхвы. Сами названия книг говорят об этом. Книги написаны греческими буквами, т.е. на греческом языке. Это означает, что высшие круги древнего славянского общества, к которым относились и волхвы, были не просто грамотными, а хорошо образованными. Они знали греческий язык, умели на нем читать и писать. И, что не менее удивительно, им была доступна бумага, поскольку древнейшие книги славян написаны именно на бумаге. Низшие же слои пользовались простейшим письмом и использовали для него глиняные таблички или бересту, как наиболее доступный материал. Бумага была, очевидно, в большом дефиците и стоила очень дорого. Волхвы или славянские жрецы создавали нетленные книги, но не как литературные произведения, а как хранилища сакрального знания. Именно поэтому эти книги так тщательно скрывались и были доступны лишь очень узкому кругу лиц. Их создавали и читали только посвященные в тайные знания. Именно поэтому говорить о существовании древнеславянской литературы в дохристианский период мы вряд ли можем. Однако остается вопрос: где и как учили грамоте древние славяне. С. Жук, как и другие исследователи, об этом не пишет. В работе есть упоминания об учениках Кирилла и Мефодия, но что это были за люди и кого они учили, не говорится. Тем не менее у той же С. Жук мы встречаем следующее свидетельство: "Русский крестьянин с женой до сих пор изготавливают все нужное для своего обихода…". Из чего следует простой вывод, что обучение происходило в домашних условиях в процессе хозяйственных работ. О наличие школьного обучения в докиевский период говорить явно не приходится.

Исследователь С. Егоров, создатель Хрестоматии по истории педагогики в России, развивая точку зрения о славянской письменности в дохристианский период, приводит надписи на стене киевского Софийского собора, обнаруженные в ходе археологических раскопок С.А. Высоцким, а также глиняные сосуды, обнаруженные в 1949 г. археологом Д. Авдусиным возле Смоленска, многочисленные берестяные грамоты, датированные 953-972 гг., и договоры Олега с Византией 907 и 911 гг. На основании этого С. Егоров делает вывод о том, что русское население было поголовно грамотным задолго до Владимира, причем грамотными были все слои городского населения. При этом исследователь приводит сосуд, обнаруженный археологом Д.А. Авдусиным в 1949 году, на котором имеется надпись на славянском языке, датированная серединой Х века. Данный факт лишь подтверждает, на наш взгляд, версию А.В. Карташева о том, что грамотность на Руси начала распространятся со времени создания славянской азбуки, т.е. задолго до официального принятия христианства. Точку зрения С. Егорова подтверждает и современный историк О.А. Кудинов в своем курсе лекций по истории России. Он опирается на те же свидетельства наличия письменности у славян в IX веке, на которые ссылается и С. Егоров. Однако не считает, что грамотность была широко распространена. По его мнению, именно христианство дало мощный толчок быстрому и широкому развитию письменной культуры. Что же касается крестьянства, то об этом сословии нет никаких упоминаний ни у одного из авторов. Интересно, что С. Егоров не говорит о грамотности как о каком-то уникальном явлении. Это понятие вплетается им в понятие "славянская педагогика" и является ее неотъемлемой частью. Ни у одного из исследователей мы не встречаем никаких свидетельств об учителях, школах, где бы обучали грамоте и занимались воспитанием подрастающих поколений в докиевский период. Тогда возникает вопрос: каким же образом распространялась грамотность на Руси и где ей обучали? На этот вопрос С. Егоров дает очень смутный ответ: "К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей. Но современная археология, история, языкознание, лингвистика, этимология располагают достаточным материалом, для того чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему". Таким образом, мы вновь убеждаемся в том, что обучение грамоте происходило не в школах и не на дому у каких-либо учителей, а в семье, в процессе хозяйственных работ. Такая педагогическая система, судя по всему, существовала в крестьянских семьях. Что же касается высших кругов общества, а также городских семей, то в роли первых учителей выступали близкие родственники, чаще всего дядьки, на воспитание которым отдавали мальчиков в определенном возрасте. Девочки же оставались при матерях и постигали мастерство ведения домашнего хозяйства и искусство отношений с мужчинами. О существовании такой системы воспитания и обучения говорят многие исследователи. Так в "Повести временных лет" мы встречаем упоминание о том, что самого князя Владимира воспитывал его дядька Добрыня. Эту же систему воспитания описывает и С.Н. Бердышев в указанной работе, А. Асов и другие авторы.

Итак, теперь мы можем с полной уверенностью утверждать, что письменность у славян существовала задолго до принятия христианства. Население Древней Руси в докиевский период было поголовно грамотным, но это касается именно городских слоев населения. Князья и высший свет боярства пользовались греческим письмом, т.к. владели греческим языком в совершенстве. Высшие слои общества были не просто грамотными, а хорошо образованными. В обиходе они пользовались славянским языком, но для письма им служил греческий язык, хорошо им известный в силу теснейших контактов Руси с Византией. Из Византии же поставлялись на Русь книги, которые читались князьями и их ближайшим окружением без перевода, т.е. в оригинале. Греческим письмом пользовались и волхвы для создания сакральных книг. Славянские волхвы, как представители высшего класса, также великолепно владели греческим языком и пользовались им для чтения и написания книг. Но говорить о древнеславянской литературе мы не можем, поскольку книги, создаваемые волхвами, являлись хранилищем тайного знания и были доступны очень узкому кругу лиц. Что же касается школ и учителей на Руси в дохристианский период, то мы однозначно можем утверждать, что таковых в указанный период у славян не существовало.