Влагоотделитель камаза: устройство, принцип работы, назначение. Осушение воздуха после компрессора

  • 09.07.2019

Окрасочные работы в гараже или на воздухе упрощаются, если использовать краскопульт, работающий с помощью компрессора. Метод обладает одним существенным недостатком: воздух, нагнетаемый компрессором, имеет довольно высокую влажность, что отрицательно скажется на качестве окрашивания. За удаление влаги из потока воздуха отвечает специальный влагоотделитель для компрессора. Стоит ли покупать его или можно сделать самостоятельно? Давайте разберёмся!

Устройство фильтра-влагоотделителя и принцип его работы

Влагоотделители действуют по одному из трёх принципов:

  1. С использованием центробежных сил.
  2. С применением веществ, адсорбирующих влагу.
  3. Удаление конденсата при его охлаждении.

Действие влагоотделителя заключается в том, чтобы понизить до оптимальных значений влажность воздуха, попадающего в компрессор. Проще всего это выполнить, используя принцип обычного циклона, когда поток воздуха, при его вращении вокруг центральной оси отбрасывается к стенкам рабочего резервуара. Более влажный воздух имеет повышенную плотность, а потому, конденсируясь на стенках резервуара, стекает в виде капель на дно ёмкости, откуда периодически удаляется обычным конденсатоотводчиком. Задача – создать такую скорость воздушного потока, чтобы он носил ярко выраженный турбулентный характер, а всё остальное доделают законы физики.

Для снижения влажности воздуха можно применить и вещества, обладающие свойствами активного впитывания влаги. Наиболее распространённое из них – силикагель. Он представляет собой гранулы высушенной гелей кремниевой кислоты, в которые добавляются различные красители и стабилизаторы. Силикагель производится согласно техническим требованиям ГОСТ 3956, и различается по размерам гранул, процентному содержанию воды, размерам рабочей поверхности и диаметрам пор в гранулах, где и выполняется адсорбирование влаги. Активность силикагеля распространяется на диапазон температур от 20 до 250ºС. Влагоотделитель для компрессора, использующий силикагель, можно встретить в фильтрах аквалангов и тяжёлых грузовиках импортного производства. Устройство имеет блочную систему: при замене адсорбента необходимо извлечь использованные гранулы из фильтра, и заполнить пространство свежим силикагелем.


Наименее функционален третий способ, когда поток воздуха поступает в компрессор через холодильную камеру. Основная проблема заключается в надёжной герметизации холодильной камеры, которую необходимо снабдить конденсатотводчиком. При пайке/сварке следует учитывать максимальное давление воздуха, который будет попадать в холодильную камеру. Из всех типов фильтров-влагоотделителей для компрессора допустимое давление здесь будет наименьшим, что соответственно скажется на производительности окраски.

Влагоотделитель для компрессора промышленного производства стоит недёшево. Например, цена компактного фильтра-влагоотделителя торговой марки Калибр (рассчитанного на избыточное давление воздуха до 8…10 ат) составляет 1600…1800 руб. А для многофункциональной станции Hans (Германия) с регулятором давления и лубрикатором (номинальное давление – до 10 ат) цена вопроса – уже 7500 руб.

Существуют и комбинированные конструкции. Например, влагоотделитель может быть легко получен из фильтров грубой очистки фирм SATA (Германия) или WALCOM (Италия). Для этого в имеющуюся схему узла встраивают дефлектор (обычный, автомобильный, имеет слишком большие размеры), а в нижней части устройства необходимо заменить сплошное дно кольцевым, куда вварить конденсатоотводчик поплавкового или соплового типа.


Влагоотделитель для компрессора своими руками

Самодельный влагоотделитель циклонного типа

Если возможность раздобыть фильтр грубой очистки от грузовиков DAF или Iveco (такие фильтры адаптируются легче всего) отсутствует, то ничего невозможного нет в изготовлении рассматриваемого устройства своими руками.

Для циклонного влагоотделителя потребуются старый баллон от сжиженного газа (или корпус огнетушителя), штуцер-переходник и две металлические трубки. Вначале на дне баллона выполняется отверстие под конденсатоотводчик (но можно обойтись и без этого, если в дне нижней части баллона или корпуса приварить обычный кран). Выходной штуцер вваривается в верхнюю часть баллона.

По периметру корпуса привариваются три ножки под углом в 120º. Ножки снабжаются пятами для устойчивого расположения влагоотделителя. После этого корпус можно окрасить. Входной патрубок вваривается таким образом, чтобы между ним и краном для спуска конденсата было расстояние не менее 120…150 мм.


К верхнему штуцеру можно приспособить сетчатый стальной фильтр. Для этого верхний штуцер выполняется составным: сначала между ним и корпусом приваривается толстостенная шайба с сеткой, а уже к ней – верхний штуцер. Впрочем, такая перестраховка нужна только в том случае, когда воздух в помещении, где выполняется окрашивание, загрязнён мелкодисперсной пылью.

Самодельный влагоотделитель адсорбционного типа

Для того чтобы изготовить такого типа влагоотделитель для компрессора, необходимо воспользоваться масляным или водяным фильтром от любого автомобиля. Корпус и размещение штуцеров, а также расположение спускного устройства для конденсата не меняются. Во входное отверстие фильтра устанавливается стальная трубка (желательно со встроенным фильтром), а второе отверстие заглушается при помощи резьбовой пробки, которую садят на герметик.


Кольцевое пространство между внутренней стенкой корпуса и наружным диаметром фильтра заполняется адсорбентом. Для того, чтобы поглощение влаги происходило постепенно, используются резиновые уплотнительные кольца, при помощи которых все пространство корпуса может быть разделено на 3 зоны. Потребуется два уплотнительных кольца. Но, если влагоотделитель для компрессора по своему назначению не будет использоваться часто, можно засыпать силикагелем и весь кольцевой зазор.


Остаётся собрать устройство и присоединить его к корпусу. Расчёт количества силикагеля выполняется из практического соотношения 1 кг адсорбента на 800…850 л/мин воздуха. Силикагель – регенерируемое вещество: для этого его достаточно оставить в духовке на несколько часов. Удобнее силикагель с цветовым индикатором: когда все поры в веществе забиты влагой, его цвет меняется, что является основанием для его замены.

Задача влагоотделителя как важного устройства, помогающего в работе автомобильным малярам - выполнять роль осушителя для чрезмерно влажного воздуха , проходящего через краскопульт или компрессор. Зачем это нужно делать? Без масловлагоотделителя наносимая на элементы кузова машины краска быстро начнёт осыпаться , а сам кузов ржаветь. Использование этого аппарата - гарантия того, что лакокрасочное покрытие (ЛКП) вашего автомобиля прослужит достаточно долго.

Заводской или самодельный влагомаслоотделитель?

Если вы не занимаетесь профессионально покраской машин, вряд ли испытываете необходимость приобретать влагоотделитель, разработанный и собранный каким-либо крупным производителем. Мощность аппарата и количество краски, которое он способен пропускать через себя в промышленных масштабах, очень сильно влияют на цену, которую готов платить далеко не каждый автовладелец.

Что же тогда делать, если срочно нужно покрасить, например, крыло автомобиля или перекрасить его полностью, а денежных средств для того, чтобы обратиться в автомалярную мастерскую, сейчас нет ? Можно попробовать сделать влагоотделитель своими руками, как предложено в видео.

Ниже мы расскажем, как собрать эффективный, работающий, надёжный влагоотделитель.

Есть три способа, с помощью которых избыточная влага убирается из воздуха , попадающего в покрасочный компрессор:

  1. специальные фильтры;
  2. применение центробежной силы;
  3. воздействие низких температур.

Разновидности влагоотделителей, создаваемых своими руками

В связи со способами, указанными выше, которые применяются для удаления лишней влажности из пропускаемого через влагомаслоотделитель воздуха , квалифицированные маляры различают такие виды этих устройств:

  • с холодильным способом отделения влаги;
  • с силикагелем, поглощающим избыточную влажность;
  • с циклонным способом.

Ни один из описанных видов влагоотделителей не имеет неоспоримых преимуществ перед другими. У каждого есть определённые недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, перед началом изготовления масловлагоотделителя своими руками следует внимательно рассмотреть и проанализировать схемы типов аппаратов и чётко знать свои цели, для выполнения которых нужен этот прибор.

Перед тем как начать собирать устройство, вам понадобится небольшой комплект инструментов , которые значительно облегчат вам процесс работы:

  • набор отвёрток;
  • набор ключей;
  • материал для изоляции;
  • сварочный аппарат;
  • молоток;
  • дрель;
  • клей.

Самодельный аппарат с циклонным способом очистки

Принцип, по которому действуют такие влагоотделители: как только воздух попадает в камеру устройства, под действием центробежной силы он начинает стремительно вращаться. Тяжёлые частицы (масло, конденсат или песок), находящиеся в этот момент в воздухе, подвергаются влиянию центробежной силы, и их отбрасывает на стенки камеры. В это же самое время воздух, очищенный от примесей и избыточной влаги, проходит через отверстие, расположенное в нижней части камеры, и направляется в компрессор.

Чтобы изготовить такое устройство, нужно найти:

  • газовый баллон, который использовался ранее для хранения пропана;
  • сварочный аппарат;
  • штуцер;
  • 2 трубки из металла небольшого размера и длины.

Порядок проведения работ

Выполнять работы нужно в такой последовательности:

  1. баллон нужно установить краном вниз;
  2. один из штуцеров с помощью сварки прикрепляется к верху баллона, через него будет подаваться воздух на вход;
  3. отмеряем 2/3 высоты корпуса баллона и сварочным аппаратом крепим второй штуцер, который будет работать на выход;
  4. если вы хотите добиться от влагоотделителя, сделанного своими руками, лучшей эффективности, разрежьте корпус баллона пополам, насыпьте внутрь деревянные опилки или стружку, а в нижней части устройства поставьте сетку, которая будет выполнять роль фильтра. После этого аккуратно приварите друг к другу две половинки будущего аппарата и проверьте его на герметичность.

Теперь циклонный масловлагоотделитель готов к использованию.

Для изготовления такого типа осушителя вам понадобится использованный водяной фильтр, а лучше масляный, и силикагель. Главная трудность при создании своими руками этого аппарата состоит в том, чтобы правильно разместить слой силикагеля.

Порядок работы:

  1. разберите на составные части использованный фильтр для автомобильного масла;
  2. рроверьте состояние патрубка, через который ранее подавалось масло в фильтр. Если он находится в удовлетворительном состоянии, его вполне можно сделать местом входа воздуха в камеру влагоотделителя;
  3. осмотрите фильтр на предмет дополнительных отверстий, которые могут нарушить герметичность изделия, и уберите их силиконовым герметиком или болтами с прокладками;
  4. повторите действия пункта 1 в обратном порядке;
  5. засыпьте силикагель в свободные места, чтобы полностью заполнить их;
  6. закрепите верхнюю крышку фильтра с помощью болта;
  7. если вам это необходимо, приварите кронштейны для крепления вашего влагоотделителя в удобном для вас месте.

Самодельное устройство с холодильным способом очистки

Принцип действия такого влагоотделителя основан на знании того, что влага обладает способностью конденсироваться из-за воздействия низкой температуры. Благодаря качественному удалению избыточной влажности воздуха, подаваемого в компрессор, такие аппараты очень популярны в среде профессиональных автомаляров. Подобный влагомаслоотделитель вы можете сделать своими руками: достаточно всего лишь пропускать воздушную смесь через холодильное оборудование или морозильную камеру.

Сложности при изготовлении агрегата такого типа таковы:

  1. нужно решить, как будет выводиться конденсат из влагоотделителя. Для этого к камере морозильника можно приварить специальный штуцер;
  2. необходимо позаботиться о полной герметизации вашего устройства.

Важные рекомендации, которые помогут сделать самодельный влагоотделитель для компрессора

На основе написанного выше вы можете предположить, что сделать надёжный масловлагоотделитель своими руками, - несложное дело, которое не займёт много времени и усилий. Это так. В то же время следует очень постараться, чтобы устройство получилось качественным и выполняло возложенные на него функции, иначе ЛКП вашей машины долго не проживёт. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • проверьте ваш агрегат на соответствие техническим характеристикам компрессора. Может получиться так, что ваш самодельный аппарат не сможет выдержать мощности краскопульта;
  • используйте качественные материалы для сварки;
  • проверьте штуцеры и патрубки на предмет беспроблемного прохождения через них воздушной смеси;
  • применяйте качественные герметики и проведите тест на герметичность вашего изделия.

Пневмосистема грузовых автомобилей чувствительна к влаге.

Механизмы разрушаются и ржавеют. Удалить влагу и защитить систему поможет осушитель воздуха МАЗ.

Особенности устройства прибора

Осушитель устанавливается после компрессора. В грузовых автомобилях применяются трубчатые и адсорбционные приборы. Устройства второго типа более эффективные. Осушители состоят из:

  • Нагревателя;
  • Регулятора давления;
  • Глушителя;
  • Патрона.

Основные элементы находятся в литом корпусе клапанов осушителя воздуха МАЗ 5440.

Главные компоненты прибора обеспечивают управление пневмосистемой. В корпусе располагаются предохранительный и обратный клапаны. На поверхности – штуцеры и патрубки.

В осушителе воздуха МАЗ имеется нагреватель. При температуре ниже +5 градусов прибор поддерживает необходимый для адсорбента микроклимат. Нагреватель не позволяет воде в системе замерзнуть.

Защищает от разрывов и деформаций. Для подключения нагревательного элемента на корпусе есть разъем. Внизу установлен глушитель для устранения неприятного шума.

В верхней части закреплен осушительный патрон. Запчасть применяется для удаления влаги из поступающего воздуха. В патроне есть емкость цилиндрической формы с адсорбентом. Деталь установлена на фильтрах. Сверху прижимается пружиной. На дне патрона предусмотрено отверстие с резьбой.

Принцип работы осушителя воздуха МАЗ

Из компрессора воздуха попадает в корпус прибора. По каналу поступает в патрон.

Сжатый воздух проходит сквозь адсорбент осушителя МАЗ. Большая часто влаги осаждается, а фильтры задерживают различные примеси.


После сушки воздух выходит из патрона. По каналам поступает на регулятор давления. Затем на предохранительный клапан. Осушенный воздух оказывается в тормозной системе.

Техническое обслуживание

При правильной эксплуатации осушитель воздуха МАЗ 5440 прослужит несколько лет. Для нормальной работы устройства следите за пневмоприводом. Контролируйте герметичность, а также наличие конденсата в ресиверах. Чтобы зимой прибор не замерз, глушите двигатель после включения регулятора давления.

Сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 зависят от условий эксплуатации. Со временем адсорбент теряет способность к впитыванию влаги. Поэтому необходимо проводить регенерацию. Выполняют обратную продувку осушителя из ресивера.

Если соблюдать сроки замены осушителя воздуха МАЗ 4370 и патрона, прибор надежно защитит систему от поломок и разрушений. При поломке клапанов придется устанавливать новый прибор.


Эксплуатация компрессорного оборудования связана с использованием сжатого воздуха для его работы. Вырабатываемый компрессорной установкой, он насыщается влагой. Один из этапов воздухоподготовки это осушение. Специальные устройства по удалению влаги являются промежуточным, но обязательным звеном в очистке воздушного потока, создаваемого компрессором.

Откуда влага в компрессорном воздухе

Поступающий в установку поток сам по себе содержит некоторое количество жидкости. В процессе сжатия она никуда не девается. Поэтому расходуемый воздух несет в себе и влагу, проникая в капельном виде во все элементы системы. Это недопустимо, в частности, для проведения окрасочных работ, а также для работы приборов медицинского характера. Капельки жидкости провоцируют брак и при пескоструйных работах. Понижается износостойкость оборудования. Поэтому осушитель для компрессора считается необходимым элементом пневмосети.

Последствия наличия в сжатом воздухе влаги

Негативные последствия, которые вызывает влага в воздухе:

  • образование водных маслянистых эмульсий, засоряющих пневмоинтсрумент;
  • преждевременный физический износ деталей;
  • возникновение коррозийных процессов на пути подачи сжатого воздуха;
  • нарушение технологии покраски, ее качества;
  • сбои в работе узлов системы управления пневматических устройств, пр.

Зачем нужны осушители

Одной из основных характеристик качества сжатого воздуха является его влажность. Осушители используются, как дополнительное оборудование, удаляющее ее излишки. Способствуют увеличению эффективности эксплуатации компрессорных установок, экономии расходов на их техническое обслуживание.

Внимание! Применение осушителей для компрессоров удлиняет безремонтный период их работы.

Приборы оснащены специальными резервуарами для сбора отводимого конденсата, что препятствует появлению коррозии в конденсаторе. Капельки жидкости образуются при контакте пара с охлажденными поверхностями. Осушители, изготовленные на промышленной основе, работают в автоматическом режиме, изготавливаются из экологичных материалов и сырья. Представлены широкой линейкой моделей под разное рабочее давление. При особых условиях подготовки воздуха приборы, утилизирующие влагу из воздуха, поддерживают работу компрессорной техники на высоком уровне.

Функции осушителя направлены на то, чтобы предотвратить:

  • загрязнение воздуха вредными субстанциями, в т.ч. следами масел;
  • образование ржавчины;
  • падение давления;
  • пропускание воздуха;
  • образование твердого остатка в системе прохождения компрессорного потока;;
  • ухудшение товарных свойств конечного продукта и брака;
  • выход из строя пневмосистем и последующий дорогостоящий их ремонт.

Градация осушителей для компрессоров

В основном, в установках используются два основных принципа работы: охлаждение и адсорбция. Но есть еще и другие разновидности осушения для компрессоров:

  • с повышением внешней температуры;
  • без разогрева;
  • с внутренним нагревом;
  • дополнительным нагревом и механическоой вентиляцией, пр.

Выбор обсушивающей воздух установки проводится с учетом значения точки росы при заданном давлении, а также характеристик:

  • температуры внешнего воздуха и воды, при водяном охлаждении.
  • воздушный напор на выходе;
  • максимального объема обрабатываемого воздуха (м.куб./мин);
  • интенсивности эксплуатации;
  • области применения;
  • цены.

Устройство сушки воздуха для компрессора: бюджетная модель своими руками

Чтобы лакокрасочное покрытие получилось гладким, однородным, без дефектов можно в домашних условиях изготовить осушитель воздуха для компрессора своими руками из подручных материалов.

Способ #1


  • В качестве резервуара используется газовый баллон.
  • Он разрезается в поперечном сечении болгаркой, чтобы получилась разборная конструкция.
  • Эксплуатироваться будет в перевернутом вертикальном положении. При этом запорная арматура (краник) располагается снизу.
  • В верхней части баллона при помощи сварки вваривается строго горизонтально, с небольшим смещением к одной из стенок баллона, входящий патрубок с резьбой на концах.
  • Это позволит поступающему внутрь под давлением воздуху создавать крутящиеся струи непосредственно у стенок.
  • Выходной кусок трубки приваривается уже строго по центру вверху баллона. При этом по длине труба составляет около 2/3 длины резервуара.
  • В качестве фильтрующего элемента внутрь насыпается отходы токарного производства (стружка).
  • На выходном конце устанавливается сетчатый фильтр.

Способ #2


Можно изготовить фильтрующий элемент освобождения сжатого воздуха от влаги для качественной покраски гаражной техники по второму варианту, использовав силикагель.

Внимание! Гель твёрдой фракции поликремневой кислоты является веществом, активно впитывающим влагу. Поглощает не только пары жидкости, но и растворители органического происхождения в газообразном состоянии, пр. Используется для туалетов (кошачьих).

Необходимые материалы:

  • отрезок трубы длиной 0,65 – 0,7 м и сечением 100 мм.
  • листовой металл (толщина 3 мм);
  • металлическая сетка;
  • огнетушитель б/у;
  • крепежные детали.

Алгоритм работ:

  • От трубы отрезается кусок с ровными краями по длине 50-55 см.
  • С одного края (это будет верх) выполняется выемка прямоугольной формы размером 10х5 см на стенке трубы. Отверстие должно перекрываться сеткой и ориентироваться на ее размеры.
  • Такой же разрез наносится диагонально с другой стороны трубы.
  • На оба выреза примеряются два куска сетки и прихватываются сваркой, чтобы верхние края вставки и корпуса строго совпадали.
  • Оставшийся полый цилиндр трубы разрезается вдоль пополам болгаркой.
  • Эти фрагменты накладываются сверху и привариваются уже основательно крепким швом.
  • Так как железо довольно толстое, то для сварочных работ лучше подойдет ручная дуговая сварка. Она гораздо лучше, чем тот же полуавтомат, делает швы на железе.
  • Должна получиться цилиндрическая конструкция с полуцилиндрическими выпуклостями на обоих краях.
  • На огнетушителе откручивается пробка.
  • Отрезается горлышко и резьба на нем.
  • Крышка огнетушителя освобождается от ненужных деталей. Все отверстия в ней плотно заделываются.
  • Эту отрезанную часть с резьбой приваривается к верхнему краю будущего фильтра.
  • Для устойчивого положения конструкция с противоположного (нижнего) края оборудуется основанием: кусок железа размером 35-35 см или других параметров приваривается ко дну фильтра.
  • Чтобы закрыть полуцилиндрические выступающие части снизу и сверху из металла вырезаются три фрагмента в виде полукруга. Кривая кромка округлого края должна соответствовать диаметру трубы. Нужно, чтобы полукруглые детали плотно прилегали к трубе и закрывали не заваренные участки.
  • Для фиксации таких накладок в двух из них вырезаются отверстия под болты (в тех, что будут находиться сверху). Третий (глухой) фрагмент приваривается снизу.

В результате получается устройство, содержащее в верхней части засыпную горловину и редуктор. Внизу – соединительный патрубок для забора воздуха. Вся конструкция опирается на устойчивое основание. Она обязательно проверяется на герметичность путем подключения компрессора. При нормальном исходе в горловину насыпается силикагель до отметки нижнего края верхней сетки. Подключаются шланги, и осушитель готов к работе.

Самодельный осушитель воздуха – недорогой вариант удаления конденсата из воздушного потока и повышения качества работ.

Не исключение. Данный элемент не только качает воздух, но и является источником скопления масла и влаги в системе. Поэтому для его нормальной работы устанавливают дополнительно влагоотделитель (КамАЗ). Принцип работы, его устройство и разновидности - далее в нашей статье.

О тормозной системе

Во всех современных грузовиках сейчас используется система с пневматическим приводом. Он также является источником сжатого воздуха для других технологических узлов. Использование пневматической системы обуславливается ее высокой надежностью, универсальностью применения и эффективностью.

Данная конструкция устроена одинаково. Она обязательно включает в себя компрессор. КамАЗ также комплектуется ресиверами, трубопроводами, исполнительными элементами и клапанами. Кроме этого, в устройство данной системы входит влагоотделитель. КамАЗ (Евро-3) оснащается им еще на заводе.


Назначение

Данный элемент выполняет функцию удаления масла и влаги, наличие которой может сильно повлиять на дальнейшую работу компрессора. Кстати, он является основой любой Именно через него происходит нагнетание воздуха под

Однако в системе есть элементы, нуждающиеся в смазке. Поэтому во время работы в середине устройства скапливается воздух. А ввиду того, что кислород для системы забирается из атмосферы, он содержит в себе определенный процент влаги. Ее наличие в магистралях просто недопустимо. Малейшие капли воды, оседающие на поверхности клапанов, быстро выводят из строя компрессор. КамАЗ будет плохо тормозить. Также наличие влаги ускоряет коррозийные процессы. Внешне эти факторы заметить крайне сложно, это возможно лишь тогда, когда на панели приборов загорится лампа аварийного давления воздуха.


Поэтому в конструкции предусматривается влагомаслоотделитель. КамАЗ, укомплектованный таким устройством, работает в любых условиях, вне зависимости от влажности воздуха на улице. Он, проходя через данное устройство, очищается от масла и осушается от влаги. Только после этого проникает в ресиверы, где затем направляется на

Стоит отметить, что устройство не может на 100 процентов очистить воздух от воды и масла. Некоторый процент все-таки остается в нем. Дополнительным фильтром здесь служит сам ресивер. Попадая в них из трубопроводов, воздух расширяется. При этом его температура падает. А оставшаяся влага конденсируется, оседая на стенках бака. Однако при длительной эксплуатации специалисты рекомендуют производить профилактику системы - вручную открывать специальный стравливающий клапан.

Разновидности

На сегодняшний день влагоотделитель КамАЗа может быть двух типов: с РДВ - встроенным регулятором давления воздуха ли без него. Данные устройства имеют одинаковое назначение. Однако их конструкция отличается. Считается, что устройства с встроенным регулятором давления воздуха обеспечивают более надежную работу пневмосистемы. Кроме этого, в их конструкции может присутствовать радиатор. В таких элементах используется комбинированный тип фильтрации воздуха - термо- и просто динамический. Влагоотделитель КамАЗа без радиатора имеет только последний тип осушения. Сам элемент являет собой тонкостенную ребристую трубу, свернутую в 5-6 витков.


Способ подогрева

Фильтр-влагоотделитель различается и по способу подогрева. В зависимости от него он может быть электрическим или механическим. Конструкция устройств первого типа предусматривает наличие встроенного нагревательного элемента. Он растормаживает клапаны во время эксплуатации зимой. Что касается устройств с механическим подогревом, то они функционируют от энергии горячего воздуха. Также в их конструкции есть незамерзающие клапаны. Они обеспечивают слаженную работу системы до момента растормаживания.

Устройство

Вне зависимости от типа устройство данных элементов одинаковое. В основе фильтр-влагоотделитель имеет металлический корпус с направляющим аппаратом и клапаном сброса влаги. Также здесь имеются дополнительные клапаны: предохранительный, обеспечивающий бесперебойную работу устройства при замерзании влаги в радиаторе и обратный. Последний предотвращает поступление воздуха под давлением из системы обратно к компрессору.

Стоит отметить, что влагомаслоотделитель КамАЗа в зависимости от типа конструкции имеет разные клапана сбора конденсата. На устройствах без регулятора давления воздуха это мембранный золотниковый вариант. Он открывается благодаря разряжению воздуха при срабатывании регулятора. Что касается устройства с РДВ, то в их конструкции предусмотрен один клапан пружинного типа. Он открывается одновременно с регулятором давления.

Как работает влагоотделитель КамАЗа с регулятором?

Алгоритм работы устройства имеет некие особенности в механизме сбора влаги. Компрессор, качающий воздух, направляет его по трубопроводам в радиатор. Там он осушается и охлаждается. Затем воздух проникает в канал спиральной формы, расположенный между корпусом влагоотделителя и регулятора. Здесь он проходит процедуру очистки. Далее через обратный клапан он снова поступает в систему, но уже в пригодном для эксплуатации виде.

Сама влага в это время скапливается на дне корпуса аппарата. Достигнув крайнего значения, конденсат удаляется. Одновременно открывается клапан регулятора, который в свою очередь задействует клапан сброса влаги. В это время происходит продувка радиатора. Внутри него вычищается вся влага вод высоким давлением.

Проблемы в работе

Они могут возникнуть в зимний период. При отрицательной температуре, во время долгого простоя, клапан сброса может просто замерзнуть. Тогда регулятор давления работает как предохранительный элемент, обеспечивая сброс давления при достижении критического уровня. Однако при запуске компрессора горячий воздух поступает во влагоотделитель. КамАЗ, работая на холостых около 5-10 минут, будет пригоден к эксплуатации, так как этот воздух при своей температуре полностью отогревает клапан и восстанавливает его работу.

Преимущества

Что касается плюсов использования устройств с регулятором давления, то здесь нужно отметить высокую эффективность удаления влаги. Обычное устройство без регулятора, особенно в зимний период времени, не в состоянии полностью очистить воздух от масла и влаги из-за плохого срабатывания клапана. Это значительно снижает эффективность работы пневматической тормозной системы.

В устройстве с регулятором удаление влаги сопровождается продувкой радиатора и корпуса под давлением - влага испаряется и отлично сбрасывается в атмосферу. Поэтому, перед тем как установить влагоотделитель на КамАЗ, нужно разобраться в принципе работы обоих типов элементов. Как видите, наиболее подходящий вариант - с регулятором давления воздуха. Такой устанавливается на большинство грузовиков-иномарок. Поэтому его наличие на отечественном КамАЗе буде вовсе не лишним.


Правила эксплуатации

Во время использования данный элемент требует минимального обслуживания. Но мы отметим несколько особенностей, знание которых значительно продлит ресурс влагомаслоотделителя. Во-первых, нужно правильно установить его. Сливной шланг должен быть направлен прямо вниз. Так, собранный конденсат будет прямиком и беспрепятственно сбрасываться наружу. Если штуцер сдвинут вбок, даже при высоком давлении будет оставаться часть влаги, которая спровоцирует коррозионные процессы внутри элементов.

Также не забывайте про герметичность системы. Если ставится отделитель, бывший в использовании, желательно приобрести ремкомплект и поменять уплотнительные элементы. В остальном же данное устройство имеет высокую надежность и эффективность работы, защищая резиновые диафрагмы тормозных камер от пагубного влияния масла, а клапаны - от коррозии и замерзания зимой.

Неисправен он может быть только при разгерметизации. Например, если он начал часто «травить» воздух. В таком случае проблема решается покупкой ремкомплекта. Он включает в себя набор пружин, и манжеты. Кстати, при неисправности последней устройство постоянно «шипит», пропуская часть воздуха наружу под давлением.