Старейший духовой инструмент аборигенов австралии. Австралийскиая музыка. Краткая характеристика инструмента

  • 08.08.2020

Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах, используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.

Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.

Музыка коренных жителей - аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной - групповое.

Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар , по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов - бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки , по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны , обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых - диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии - носовая флейта (из Новой Гвинеи).

С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.

Диджериду (Йедаки, дидьериду)

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска, как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.

Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.

Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте . Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.

При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.

Пляски корробори

Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это - основа здоровья и долголетия. Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала - как говорится, танцевали "от души" :-).

В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались представления, имитирующие явления природы и события жизни.

Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других - ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.

Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» - описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.

Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.

Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.

Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.

духовой музыкальный инструмент Медиафайлы на Викискладе

История

Диджериду тесно вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур . Игра на нём сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон» , или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра . Сравниться с ним может только человеческий голос, варган , и отчасти орган .

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ , Jamiroquai).

Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 1980-х годах. В 1992 году Aphex Twin использовал звучание диджериду в танцевальной композиции «Didgeridoo», которая стала хитом британских танцполов.

Название и этимология

«Yiḏaki» (иногда произносимый как «yirdaki») - одно из самых используемых названий, хотя в строгом смысле, слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми йолнгу (англ. Yolngu people ), проживающими в Арнем-Ленд . Однако после того, как в начале 2011 года умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на «yiḏaki», люди йолнгу стали использовать синоним «mandapul» для обозначения инструмента из уважения к умершему [ ] .

Существует большое количество других имён для диджериду. Ниже описаны самые известные :

Народ Местность Название
Энинтиляква Грут-Айленд ngarrriralkpwina
Йолнгу Арнем-Ленд Mandapul (Yidaki)
Гаппапуги Арнем-Ленд Yiraka
Джинан Арнем-Ленд Yirtakki
Ивайдя Полуостров Кобург artawirr
Jawoyn Катрин Gunbarrk
Какутю Какаду garnbak
Нгарлума Рюборн Kurmur
Наилнаил Кимберли ngaribi
Уаррэй Аделаида bambu
Мэйалай Аллигатор Риверс martba
Pintupi Центральная Австралия paampu
Аранда Алис-Спрингс Ilpirra

Устройство

Классические диджериду

Традиционно диджериду изготавливаются после того, как в засушливый период термиты выедят мягкую сердцевину эвкалипта , образуя внутри ствола полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска. Сам инструмент часто раскрашивают или покрывают изображениями тотемов племени . Длина инструментов варьируется от 1 до 2,5-3 м.

Модификации

Современные диджериду очень разнообразны . Существуют инструменты как с постоянным диаметром трубы, так и расширяющиеся от мундштука к раструбу, а также спиралевидные диджериду и диджебоксы .

Отдельным классом идут так называемые диджерибоны - гибриды диджериду и тромбона . Диджерибон изобрёл популярный австралийский музыкант Чарли МакМахон , известный своими экспериментами по смешиванию звучания диджериду с современной музыкой. Инструмент состоит из двух трубок, одна из которых вложена в другую по принципу телескопического механизма. Такая модификация позволяет во время игры менять длину и, как следствие, тональность звука. Диджерибоны изготавливают из пластика или алюминия и раскрашивают в чёрный, жёлтый и красный цвета, традиционные для австралийских аборигенов.

Менее распространённые модификации:

Техника игры

Особенности инструмента

По технике исполнения диджериду можно разделить на три категории:

  • для медленной, медитативной игры (тональности си , до , ре);
  • для быстрой, ритмичной игры (тональности фа и соль);
  • универсальные - как для медленной, так и для быстрой игры (тональность ми).

Звукоизвлечение

Извлечение звука при игре на диджериду происходит за счёт вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма .

Диджериду звучит только на одной ноте (основной тон или дрон), но обладает чрезвычайно богатым спектром обертонов (высокочастотные призвуки, по которым человеческое ухо различает тембр). Тон инструмента определяется его длиной и конфигурацией внутреннего канала. Приведём пример для прямолинейного диджериду, имеющего постоянный диаметр. Чем инструмент длиннее и уже, тем тон ниже, и наоборот - чем он короче и шире, тем тон выше. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5-2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Степень варьирования тона зависит как от параметров самого инструмента, так и от мастерства исполнителя.

Непрерывное дыхание

При игре на диджериду применяется техника непрерывного (циркулярного, циклического) дыхания: для достижения непрерывного звучания вдох делается одновременно с выдохом. Добиться этого проще всего за счёт сжатия надутых щёк в момент вдоха. Щёки выполняют роль «мешка», аккумулирующего воздух и поддерживающего давление, необходимое для извлечения звука. Перекрыв поступление воздуха из лёгких, исполнитель может на короткое время продолжить вибрацию губ, уменьшая объём этого «мешка». Как раз в этот момент и делается быстрый, резкий вдох.

Приёмы игры

Одним из основных приёмов игры является использование так называемых «передувов». Во время попыток извлечь свой первый дрон у новичков иногда непроизвольно получается высокий, громкий звук, как у горна или трубы. Это происходит из-за чрезмерно напряжённых губ. При правильной технике передувы извлекаются быстро и коротко, расставляя акценты и образуя ритмическую составляющую.

Помимо этого очень важную роль играет язык. В процессе игры положение языка можно изменять, выделяя обертоны, однако в основном он используется для исполнения различных ритмов, например: «та-ка-ка, та-ка-ка», «туаки-туаки-туа», «та-ка-така, та-ка-та-ка-така» и т. п. Также можно разнообразить звучание диджериду посредством голоса. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, звуки природы и проговаривать целые фразы, не прерывая дрон.

Известные исполнители и группы

Сольные исполнители

Коллективы

  • Gondwanaland - австралийская группа, использующая диджериду, синтезаторы и гитары. Была основана в 1981 году Чарли МакМахоном (диджериду, вокал) и Питером Кэроланом (синтезатор).
  • Airtist - музыкальный проект, сочетающий диджериду, варган и битбокс. Музыканты не используют синтетические звуки и семплы , создавая танцевальную музыку посредством акустических инструментов и голоса.
  • Hilight Tribe
  • Inlakesh - основой группы, созданной в 1990 году , являются двое музыкантов - Таня Жерар и Роб Томас. Таня освоила игру во время посещения тибетских общин в Дармсале .
  • Ganga Giri
  • Didjworks
  • eMDee
  • 3ple-d - голландская группа, образованная в Амстердаме в 1995 году двумя уличными музыкантами - Лизом Бейеринком и Михилом Техлером. В 2004 году в состав группы вошёл перкуссионист Теренс Самсон.
  • Like a Storm -группа из Новой Зеландии, созданная в 2005 году.

Диджериду в России

Диджериду и медицина

Доктор Мило Пулан и его коллеги из Цюрихского университета в 2005 году опубликовали результаты исследования, где показали, что игра на диджериду, благодаря тренировке верхних дыхательных путей, способствует прекращению храпа , снимает дневную сонливость и предотвращает апноэ во время сна . В 2017-ом году за эту работу авторам присудили шнобелевскую антипремию .

См. также

Примечания

  1. Didgeridoos (англ.) . h2g2.com (англ.) русск. (7 December 2001). Дата обращения 19 февраля 2015.
  2. Труба натуральная // Большая российская энциклопедия. Том 32. - М. , 2016. - С. 442.

Звук этого древнейшего инструмента трудно описать словами. Низкий гул, рокот, немного напоминающий по тембру горловое пение сибирских шаманов. Он получил известность сравнительно недавно, но уже завоевал сердца многих фолк- и ambient-музыкантов.

Диджериду – народный духовой инструмент австралийских аборигенов. Представляет собой полую трубку длиной от 1 до 3 метров , с одной стороны которой находится мундштук диаметром 30 мм. Производится из дерева или стволов бамбука, часто можно встретить дешевые варианты из пластика или винила.

История диджериду

Диджериду, или yidaki, считается одним из самых древних инструментов на земле. Австралийцы играли на нем, когда человечество еще не знало никаких нот. Музыка была необходима для проведения языческого ритуала Корабори.

Мужчины разрисовывали свои тела охрой и углем, надевали украшения из перьев, пели и танцевали. Это священная церемония, посредством которой аборигены общались со своими богами. Сопровождались танцы барабанным боем, пением и низким рокотом диджериду.

Эти странные инструменты изготовляла для австралийцев сама природа. Во времена засухи термиты выедали сердцевину эвкалипта, создавая полость внутри ствола. Люди срубали такие деревья, прочищали их от требухи и делали мундштук из воска.

Широкое распространение yidaki получил в конце XX века. Композитор Стив Роуч , путешествуя по Австралии, заинтересовался интересным звучанием. Он обучался игре у аборигенов, а затем стал использовать диджериду в своей музыке. За ним последовали и другие.

Настоящую известность инструменту принес ирландский музыкант Ричард Дэвид Джеймс , написав композицию «Didgeridoo», которая покорила британские клубы в начале девяностых.

Как играть на диджериду

Сам процесс игры очень нестандартен. Звук получается за счет вибрации губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость yidaki.

Для начала нужно научиться извлекать хоть какой-нибудь звук. Пока что отложите инструмент и порепетируйте без него. Вам нужно попробовать фыркнуть как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно наблюдайте за тем, как работают ваши губы, щеки и язык. Запомните эти движения.

Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно приложите мундштук ко рту так, чтобы губы оказались внутри него. Мышцы губ при этом должны быть максимально расслаблены. Повторите отрепетированное «тпруу». Фыркайте внутрь трубы, стараясь не нарушать контакт с мундштуком.

У подавляющего большинства людей на этой стадии ничего не выходит. Или губы слишком напряжены, или они неплотно прилегают к инструменту, или фырканье получается слишком сильным. В результате или звука нет вообще, или он получается чересчур высоким, режущим слух.

Как правило, нужно 5-10 минут практики, чтобы издать свою первую ноту. Вы сразу поймете, когда диджериду подаст голос. Инструмент ощутимо завибрирует, а помещение наполнит всепроникающий рокот, исходящий, казалось бы, из вашей головы. Еще немного – и вы научитесь получать этот звук (он называется дрон ) сразу.

Мелодии и ритм

Когда вы научитесь уверенно «гудеть», можно идти дальне. Ведь из одного гудения музыку не построишь. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить его тембр звучания. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте во время игры неслышно пропевать разные гласные , например «е-е-о-о-у-у-е-е». Звук при этом будет ощутимо меняться.

Следующая техника – это артикуляция. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-нибудь ритмический рисунок. Выделение достигается за счет резкого выброса воздуха , как будто вы произносите согласный звук «т». Попробуйте задать своей мелодии ритм: «ту-ту-ту-ту».

Все эти движения совершаются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными – они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Поначалу воздух у вас будет заканчиваться очень быстро. Но со временем вы научитесь гудеть экономично и растягивать один вдох на несколько десятков секунд.

Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику циркулярного дыхания . Она позволяет играть непрерывно, даже во время вдоха. Если коротко, то суть в следующем: в конце выдоха нужно надуть щеки. Затем щеки сокращаются, выпуская остатки воздуха и не давая губам перестать вибрировать. Одновременно с этим делается мощный вдох через нос. Эта техника довольно сложна, и для ее изучения нужен не один день упорных тренировок.

Несмотря на свою примитивность, диджериду – интересный и многогранный инструмент. Музыканты сочетают его с этническими барабанами, варганами, флейтами и горловым пением для создания завораживающих медитативных композиций. Если вы ищите новое нестандартное звучание в своей музыке – возможно, вы сможете получить его именно с помощью этого древнего инструмента.

(Didgeridoo ) - древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Этот инструмент обладает особой магической силой. Неслучайно к его игре советуют прислушаться, как к высказыванию мудрого человека. « Волшебное звучание диджериду зовет нас вспомнить земное и духовное наследство » - это одно из многих высказываний, которые так точно передают то незабываемое впечатление, которое может произвести только такой загадочный инструмент как диджериду.

На севере Австралии, где появилась диджериду , его называют «Йедаки ». Самая большая диджериду достигает в длину до трех метров. Играют на ней только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду.

Диджериду создает сама природа, поэтому и звук ее максимально близок к природе. Когда вы впервые услышите живой звук диджериду, вы переживете чувство реального единения с чудом и вашу душу заполнит бесконечная гармония и блаженство. Интересен факт изготовления этого инструмента – он делается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Остается отыскать эти «заготовки» и вы – обладатель диджериду.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит от форм ветвей и стволов. Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см. Внутренний диаметр конца диджериду в идеале должен быть 10 см. Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс; кроме того, инструмент может потрескаться. Мундштук делают из пчелиного воска. Можно также изготавливать диджериду из бамбука, тростника или пластика. Многие инструменты, по старинным обычаям, украшают росписями или изображением животных. Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок.

С появлением в мире диджериду связано множество легенд. Так, согласно одной из них, божественные сущности ванджина создали мир по образу, который им явился во сне. Выполнив столь нелегкое дело, они решили покинуть Землю и переселиться в духовный мир. Однако они очень любили людей и решили оставить им в дар диджериду. Это не просто подарок, а некий коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.

Диджериду обладает живительной силой. Согласно древнему сказанию, диджериду – это флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности. Однажды Юрлунггур в ярости проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она вдохнула жизнь в их безжизненные тела. Эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни.

Ученых всегда интересовал вопрос по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что умение кошки мурлыкать – это ее источник долголетия. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой полезны для неё и для людей. Мурлыкание кошки можно сравнить с гудением диджериду, ведь все это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие обертона. Обертона всегда выше основного тона, они образуют гармоничный ряд звуков и создают тембр диджериду (и кошки). Для игры на диджериду используется прием "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. Воздух должен выходить сквозь расслабленные вибрирующие губы. И начинается магическое пение этой могучей флейты. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами. В формировании звука участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя. Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.

Диджериду - это однотональный инструмент, но за счет индивидуальных особенностей голоса можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота до имитации голосов зверей и птиц. Используя язык, губы и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембр звука.

Музыкальные жанры можно условно разделить на две разновидности: медитативно-трансовый жанр и ритмический action. Первый характеризуется плавностью звучания и неспешностью исполнения. Второй является практикой ритмического дыхания, так как форсированный вдох должен быть органично встроен в образ ритмического рисунка. Таким образом, манеру игры на диджериду можно выразить следующей комбинацией: "дыхание+звук+ритм". Приведем несколько примерных упражнений для игры на диджериду.

Упражнение 1

Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»? Для этого надо сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и послать в неё воздух. Это и будет основной тон диджериду.

Упражнение 2.

Наполните щеки воздухом, надуйте их и подышите через нос. Теперь представьте, что воздух в щеках выталкивается изо рта лишь вашими мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания, который так важен при игре на диджериду.

При игре на диджериду важно соблюдать три основных правила: во-первых, основной тон должен быть сильным и устойчивым; во-вторых, мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках; в-третьих, при любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться. Все эти условия легко выполнить при регулярных тренировках, что является основным требованием при игре на любом инструменте.

К сожалению, в России пока очень мало магазинов, где продавались бы диджериду. Однако в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые являются аналогом диджериду. Но, тем не менее, есть на Урале мастера, которые профессионально занимаются изготовлением этого редчайшего инструмента и даже основали Уральскую Диджериду Лабораторию.

В чем же особенность уральских диджериду? Секрет заключается в правильно построенной акустике, что дает красивое звучание и широкий диапазон возможностей. Хороший природный инструмент - это редкость, поэтому так важно сделать акустически безупречный инструмент, воссоздав при этом, природную специфику звучания. Мастера должны проделать поистине ювелирную работу, чтобы добиться идеального баланса - конфигурация канала, заданная толщина стенки, параметры внутренних канавок и многое другое. Многое найдено и оптимизировано российскими мастерами опытным путем.

Примеры звучания: http://mp3plus.fm/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8F...BD%D0%B5%D0%BA/

Поиск и исследования "конфигурации" диджериду продолжаются до сих пор, поэтому каждый уральский мастер в чем-то уникален и своеобразен. Так же как уникален каждый музыкант.

- группа вконтакте, вступайте!

Самобытный, загадочный, гармонизирующий, обертонный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии.
Примерно 40 лет назад аборигены подарили свой таинственный инструмент западному миру. С тех пор диджериду покоряет, удивляет, вдохновляет, гармонизирует людей, живущих в напряженном мире цивилизации.
Легенды аборигенов Австралии гласят:
"Когда ничего не было, даже времени, творческим Сущностям Ванжина приснился
наш мир:
Когда был создан первый Человек, Ванжина покинули Землю, но для связи с собой они оставили людям Диджериду. Звучание диджериду создает особое пространство, особый коридор, по которому Ванжина могут опускаться в мир Людей, а Люди подниматься в Духовный мир".

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев. Остается лишь отыскать эти «заготовки» и диджериду почти готова. Не всякому аборигену удается это сделать, так как для поиска нужно обладать особенным состоянием сознания … Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Вот два (из многочисленных) высказывания старейшин аборигенских родов:
« Диджериду - волшебник обладает своей собственной силой, когда диджериду говорит с тобой – прислушайся »
« Волшебное звучание диджериду трогает сердца людей и зовет нас вспомнить наше общее земное и духовное наследство »

В книге « Целительные звуки » Джонатан Голдмен пишет о том, что в те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений…
А когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду. Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.
Когда я впервые услышала звучание диджериду, и, конечно, была потрясена, я поняла, что это то чудо, о котором я мечтала всегда. Так началась моя новая жизнь уже с диджериду, чему я не перестаю радоваться никогда.
Аборигены Австралии подарили нам диджериду. Они очень благосклонно относятся к распространению диджериду. Они считают, что диджериду поможет навести мосты над пропастью между нашими мирами.
Аборигены считают, что мир – это единый, хрупкий организм, в котором все части тончайшим образом связаны…
Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру. Время сновидений – это и сакральное пространство–время мифа здесь и сейчас…
Наша жизнь – это время сновидений…
Диджериду – это еще и флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности мифа творения. Диджериду обладает своей собственной живительной силой.
Однажды Юрлунггур проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их безжизненные тела на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она подняла свою силу со дна пруда и вдохнула жизнь в сестер Вавилак и их сыновей.
Вот такой оживляющей силой обладает Диджериду. А эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни. И играть на диджериду можно, овладев техникой непрерывного (циркулирующего) дыхания.

Совсем недавно ученые закончили исследование по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что кошки обладают исцеляющим устройством – это их умение мурлыкать. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой очень полезны для неё и для нас.
Когда я услышала это сообщение, я пришла в необычайный восторг: это ведь просто диджериду внутри кошки!
Диджериду гудит, кошка мурлычет, а всё это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие, но звучащие тише частоты – это обертона. Обертона всегда выше в 2, 3, 4 и т. д. раза основного тона, они всегда образуют гармоничный ряд звуков, своеобразный однотональный аккорд и создают своеобразный тембр диджериду (и кошки).
На моих концертах, которые я называю концерты-медитации, я и слушатели на самом деле являем собой тело некоей мистической кошки. Мне этот образ так понравился, что я решила называть концерты - «Мистическая кошка», концерт-медитация для диджериду и слушателей.
На концерте в чайном клубе «Ист» в Москве в октябре 2004 года я рассказала о том, что аборигенские шаманы лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду. Некоторые экспериментаторы тут же легли. Им этот эксперимент очень понравился, и они порекомендовали мне дать возможность на концертах желающим слушать лежа…
Что мы и делаем в культурном центре «Другой мир».

Упражнения.

На диджериду играют при помощи струи воздуха, выходящей сквозь расслабленные вибрирующие губы. Эта струя вводит диджериду в резонанс. И начинается магическое, сакральное пение этой могучей флейты.

В игре на диджериду участвуют щеки, диафрагма, гортань, язык, легкие. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами.
Аборигены говорят, что обычно мышцы щек нужны лишь для того, чтобы пища во время еды не выпадала изо рта. Но если их потренировать…

В этом разделе я приведу два вводных упражнения, так как раздел «Школа игры» я буду вести при появлении учеников.

Упражнение 1.

Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»?
Наверное, каждый может сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и, не прерывая этого «тпру», послать в неё воздух. Делать это следует до тех пор, пока диджериду не отзовется своей вибрацией и не издаст волшебный звук. Это и будет основной тон.
Опыт показывает, что сильный, ровный, правильный тон сразу получить почти никому не удается. Но это должно лишь утешить начинающих. Только постоянные упражнения, только поиск своего «поцелуя», который разбудит спящую красавицу Диджериду…
Количество подходов никогда не будет напрасным, так как ваши мышцы незаметно будут укрепляться, а потом благодарно помогут вам при игре.

Упражнение 2.

Наполните щеки воздухом, надуйте их. Вот с такими щечками подышите через нос. Вы убедитесь, что это абсолютно просто сделать.
Теперь представьте, что воздух, аккумулированный в щеках, выталкивается изо рта лишь вашими натренированными мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания.

Три основных требования.

1. Основной тон должен быть сильным и устойчивым (достигается тренировкой).
2. Мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках (достигается тренировкой).
3. При любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться (достигается тренировкой).

На диджериду можно играть сидя, стоя, при ходьбе.
… И наслаждаться потоком удивительной музыки самой природы.


Я провожу своеобразный эксперимент, играя на диджериду. Я наблюдаю за собой, за своими новыми переживаниями, ощущениями и возможностями.
Могу сказать уже определенно – энергии и здоровья стало много больше.
Я попробовала уже соединить, переплести звучание диджериду с женским голосом. Хорошо получилось.
А экспериментам музыкантов с диджериду и другими инструментами вообще нет предела.

Прекрасное состояние радости творчества дарит обертонный, духовой, необыкновенный музыкальный инструмент с красивым именем Диджериду.

Технические характеристики, советы по уходу и пр.

Didgeridoo – диджериду – это европейско-американское название духового обертонного
Музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.
Она предназначается для сакральных церимоний праздника «Dream Time» , посвященного
Мифу и времени творения мира, она символизирует радугу-змею Юрлунггур. Играют и видят её только посвященные мужчины.
В разных регионах на сакральных диджериду (в сакральных церимониях) играли чаще мужчины, но женщины и подготавливали церимонии, и играли на диджериду тоже.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит ведь от форм ветвей и стволов.
Голос диджериду никогда не повторяется, каждая имеет свой особенный тембр и красоту.
Начинать учиться лучше всего на инструменте длиной от 1м. до 1м. 30 см.
Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см.
Внутренний диаметр конца диджериду был бы идеальным в 10 см., но достаточно и 5-8 .
Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс и будет существовать опасность образования трещин.

Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок, если он есть.

Мундштук делают из пчелиного воска.
Я делаю мундштук так: покупаю восковые пластины в магазине «Пчеловодство». Верхний конец диджериду немного прогреваю феном. Восковые пластинки размером примерно
1-1,5 на 2-3 см разогреваю и накладываю на диджериду так, чтобы немного воска захватывало внутреннюю стенку и немного верхнюю поверхность. Приминаю, уплотняю и выстилаю верхнее окончание диджериду такими пластинами, формируя мундштук.

Хорошо начинать обучение на диджериду из бамбука.
Можно сделать трубочку из высушенного ствола борщевика, или из чего-нибудь подходящего, даже их картона.

Трещины, которые, к сожалению, почти неизбежны, можно «заклеивать» воском. Нужно размять кусочек воска и втереть его в трещину. Воск хорошо держит, только его нужно всегда придавливать и приминать, если вибрации гасятся.

Моя первая диджериду была из бамбука длиной 1м 15 см.
Вторая диджериду очень красивая, она более сувенирная, но звучит тоже красиво. На ней изображено кенгуру. Длина этой диджериду 1м 20 см.

И самая большая диджериду, моя «концертная» могучая эвкалиптовая трубочка длиной 1м 40см. Основной тон – ре, очень красивый тембр, много обертонов. Без росписи, чистый теплый цвет эвкалипта.

У нас пока нет магазинов, где продавались бы диджериду. Но в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые подойдут для начала.

Если Вы хотите прочитать продолжение этого урока, то вам сюда . Здесь достаточно материала на русском языке, который заинтересует любителей уходить в себя.