Где делают жернова для ветряных мельниц. Исследовательская работа "О мельницах в прошлом замолвим мы слово" (4 класс, краеведение). Схема ветряной мельницы

  • 08.08.2020

Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик. Некоторым шагом вперед по сравнению с ними явился метод перетирания зерна вместо толчения. Люди очень скоро убедились, что при перетирании мука получается гораздо лучше. Однако это также была крайне утомительная работа.

Большим усовершенствованием стал переход от движения терки вперед и назад к вращению. Пестик сменился плоским камнем, который двигался по плоскому каменному блюду. От камня, который перетирает зерно, было уже легко перейти к жернову, то есть заставить один камень скользить при вращении по другому. Зерно понемногу подсыпалось в отверстие в середине верхнего камня жернова, попадало в пространство между верхним и нижним камнем и растиралось в муку.

Эта ручная мельница получила самое широкое распространение в Древней Греции и Риме. Конструкция ее очень проста. Основанием мельницы служил камень, выпуклый посередине. На его вершине располагался железный штифт.

Второй, вращающийся камень имел два колоколообразных углубления, соединенных между собой отверстием. Внешне он напоминал песочные часы и был внутри пустой. Этот камень насаживали на основание. В отверстие вставлялась полоса.

При вращении мельницы зерно, попадая между камнями, перетиралось. Мука собирались у основания нижнего камня. Подобные мельницы были самых разных размеров: от маленьких, вроде современных кофемолок, до больших, которые приводили во вращение два раба или осел. С изобретением ручной мельницы процесс размалывания зерна облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким и тяжелым делом. Не случайно, именно в мукомольном деле возникла первая в

истории машина, работавшая без использования мускульной силы человека или животного. Речь идет о водяной мельнице. Но сначала древние мастера должны были изобрести водяной двигатель.

Древние водяные машины-двигатели развились, по-видимому, из поливальных машин чадуфонов, при помощи которых поднимали из реки воду для орошения берегов. Чадуфон представлял собой ряд черпаков, которые насаживались на обод большого колеса с горизонтальной осью. При повороте колеса нижние черпаки погружались в воду реки, затем поднимались к верхней точке колеса и опрокидывались в желоб.

Сначала такие колеса вращались вручную, но там, где воды мало, а бежит она по крутому руслу быстро, колесо стали снабжать специальными лопатками. Под напором течения колесо вращалось и само черпало воду. Получился простейший насос-автомат, не требующий для своей работы присутствия человека. Изобретение водяного колеса имело огромное значение для истории техники. Впервые человек получил в свое распоряжение надежный, универсальный и очень простой в своем изготовлении двигатель.

Вскоре стало очевидным, что движение, создаваемое водяным колесом, можно использовать не только для качания воды, но и для других надобностей, например, для перемалывания зерна. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой удара струи. Для создания нужного напора стали запруживать реку, искусственно поднимать уровень воды и направлять струю по желобу на лопатки колеса.

Однако изобретение двигателя сразу породило другую задачу: каким образом передать движение от водяного колеса тому устройству,

которое должно совершать полезную для человека работу? Для этих целей был необходим специальный передаточный механизм, который мог бы не только передавать, но и преобразовывать вращательное движение. Разрешая эту проблему, древние механики опять обратились к идее колеса.

Простейшая колесная передача работает следующим образом. Представим себе два колеса с параллельными осями вращения, которые плотно соприкасаются своими ободьями. Если теперь одно из колес начинает вращаться (его называют ведущим),

то благодаря трению между ободьями начнет вращаться и другое (ведомое). Причем пути, проходимые точками, лежащими на их ободьях, равны. Это справедливо при всех диаметрах колес.

Стало быть, большее колесо будет делать по сравнению со связанным с ним меньшим во столько же раз меньше оборотов, во сколько раз его диаметр превышает диаметр последнего. Если мы разделим диаметр одного колеса на диаметр другого, то получим число, которое называется передаточным отношением данной колесной передачи. Представим себе передачу из двух колес, в которой диаметр одного колеса в два раза больше, чем диаметр второго.

Если ведомым будет большее колесо, мы можем с помощью этой передачи в два раза увеличить скорость движения, но при этом в два раза уменьшится крутящий момент. Такое сочетание колес будет удобно в том случае, когда важно получить на выходе большую скорость, чем на входе. Если, напротив, ведомым будет меньшее колесо, мы потеряем на выходе в скорости, но зато крутящий момент этой передачи увеличится в два раза. Эта передача удобна там, где требуется «усилить движение» (например, при подъеме тяжестей).

Таким образом, применяя систему из двух колес разного диаметра, можно не только передавать, но и преобразовывать движение. В реальной практике передаточные колеса с гладким ободом почти не используются, так как сцепления между ними недостаточно жесткие, и колеса проскальзывают. Этот недостаток можно устранить, если вместо гладких колес использовать зубчатые.

Первые колесные зубчатые передачи появились около двух тысяч лет назад, однако широкое распространение они получили значительно позже. Дело в том, что нарезка зубьев требует большой точности. Для того чтобы при равномерном вращении одного колеса второе вращалось тоже равномерно, без рывков и остановок, зубцам необходимо придавать особое очертание, при котором взаимное движение колес совершалось бы так, как будто они перемещаются друг по другу без скольжения, тогда зубцы одного колеса будут попадать во впадины другого.

Если зазор между зубьями колес будет слишком велик, они станут ударяться друг о друга и быстро обломаются. Если же зазор слишком мал — зубья врезаются друг в друга и крошатся. Расчет и изготовление зубчатых передач представляли собой сложную задачу для древних механиков, но уже они оценили их удобство. Ведь различные комбинации зубчатых колес, а также их соединение с некоторыми другими передачами давали огромные возможности для преобразования движения.

Например, после соединения зубчатого колеса с винтом, получалась червячная передача, передающая вращение из одной плоскости в другую. Применяя конические колеса, можно передать вращение под любым углом к плоскости ведущего колеса. Соединив колесо с зубчатой линейкой, можно преобразовать вращательное движение в поступательное, и наоборот, а присоединив к колесу шатун, получают возвратно-поступательное движение. Для расчета зубчатых передач обычно берут отношение не диаметров колес, а отношение числа зубьев ведущего и ведомого колес. Часто в передаче используется несколько колес. В таком случае передаточное отношение всей передачи будет равно произведению передаточных отношений отдельных пар.

Когда все затруднения, связанные с получением и преобразованием движения, были благополучно преодолены, появилась водяная мельница. Впервые ее детальное устройство описано древнеримским механиком и архитектором Витрувием. Мельница в античную эпоху имела три основные составные части, соединенные между собой в единое устройство:

1) двигательный механизм в виде вертикального колеса с лопатками, вращаемого водой;

2) передаточный механизм или трансмиссию в виде второго вертикального зубчатого колеса; второе зубчатое колесо вращало третье горизонтальное зубчатое колесо — шестерню;

3) исполнительный механизм в виде жерновов, верхнего и нижнего, причем верхний жернов был насажен на вертикальный вал шестерни, при помощи которого и приводился в движение. Зерно сыпалось из воронкообразного ковша над верхним жерновом.

Создание водяной мельницы считается важной вехой в истории техники. Она стала первой машиной, получившей применение в производстве, своего рода вершиной, которую достигла античная механика, и исходной точкой для технических поисков механики Возрождения. Ее изобретение было первым робким шагом на пути к машинному производству.

О ранней истории помола (да, и такая история есть) в нашей местности данных немного. Изначально здесь, как и во всем мире, для получения муки пользовались зернотеркой (где растирали зерно) и терочником (собственно, чем растирали зерно). Один фрагмент зернотерки был найден в нашем районе при археологических исследованиях Удмуртского университета. Труд по размолу зерна этими приспособлениями был невероятно тяжел, имел невысокий КПД (много ли двумя камнями натрешь вручную) и являлся специфическим женским видом трудовой повинности. Пока не появились мельницы...

А появляются они в Прикамье (стало быть, и у нас), около тысячи лет назад, в XI в. Ученые объясняют данное изменение с увеличением количества полученного зерна, что связано с улучшением агрокультуры и ростом урожаев. В общем, «жить стало лучше, жить стало веселее». Ручная мельница в сравнении с зернотеркой знаменовала техническую революцию.

Принцип действия круговращательной (по научному ротационной) мельницы прост – бегуном (верхним жерновом) осуществляли вращательные движения по лежаку – неподвижному нижнему жернову, а между рабочими поверхностями жерновов насыпали зерно, которое перетиралось в муку.

Революционный в свое время способ успешно использовался в Зюздинском крае до середины XX века. Да не только использовался – на территории нашего района добывался жерновой камень, которым торговали за пределами района. Известно, что полуфабрикаты для мельниц добывали у деревень Селуковы, Кораблевы, Левинского починка рядом с Гордино, а также на Кувакуше. Что касается объемов добычи, в середине XIX в. жернового камня вывозили до 10000 пудов (160 000 килограмм!!!). Продавали материал для мельниц в соседних волостях и в Глазове.

Кроме каменных жерновов в наших краях навострились делать деревянные мельницы. Выпиливали два круга, на их рабочих сторонах набивали железные пластинки с заостренными краями, сверху приделывали ручку – готова машина.

Но вернемся чуть раньше. Жернова жерновами, а техника не стоит на месте – появляются водяные мельницы, которые еще больше повышают скорость и эффективность помола. Однако, водяная мельница – удовольствие не из недешевых, позволить себе его могли только зажиточные крестьяне, либо государство. В качестве оплаты за помол отдавалась часть зерна. В фондах нашего музея хранится билет на помол, датируемый 1920 г., и дающий право на размол 3 пудов 20 фунтов зерна (56 кг).

Практика оплаты за помол сохранилась и в СССР, вплоть до военного времени. Больше того, в годы войны запрещалось молоть зерно на ручных мельницах (очевидно, вызвано это было условиями военного времени, нежеланием государства терять даже небольшой процент поступления зерна в государственные фонды в результате «несанкционированного» помола). Вот что вспоминал про это один из многочисленных ленинградцев, эвакуированных в наш район в годы войны:

«Летом мы работали в колхозе: подавали снопы на молотилку с конным приводом, а вечером и рано утром гоняли лошадей на пастбище и обратно. Было нам тогда по 11-12 лет... нам насчитывали трудодни в колхозе и платили за них зерном. Потом это зерно мы с бабушкой тайком мололи в подполье на ручной мельнице-крупорушке. Молоть было запрещено, поэтому самодельную мельницу (два больших круглых деревянных чурбана со стальными зубьями и ручкой) перевозили ночью из дома в дом волоком на детских санках. Из полученной таким образом ржаной муки бабушка пекла вкуснейшие оладьи с картошкой из своего же огород а».

После войны сбор за молотьбу отменяется, и ручные мельницы использовать более не возбраняется. Еще в 1950-1970-е гг. им находят применение в личных подворьях для получения муки или крупы, но ничего не вечно – муку стало легче купить в магазине, чем вырастить зерно и размолоть его вручную на жерновах. Таких деревянных механизмов до сих пор немало в старых и заброшенных домах Афанасьевского района: когда люди переезжали, с собой брать мельницу было незачем, выкидывать жалко, вот и стоят они там до сих пор...

Литература:

  1. Белицер В.Н. У зюздинских коми-пермяков // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1952. Вып. 15.
  2. Братчиков А. Несколько слов о естественных богатствах Гординской волости и о настоящем состоянии в ней сельского хозяйства. // ВГВ 1865, №45.
  3. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск, 1989.
  4. Калиткин Б. Суровые времена [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/02/07/171 (сохраненная копия).
  5. Сарапулов А.Н. Средневековые орудия для переработки зерна в Пермском Предуралье // Вестник ЧелГУ. 2013, №18.

М. С. Джураев

ИСТОРИЯ МЕЛЬНИЧНОГО ПРОМЫСЛА: ОТ ПРОСТЫХ ЗЕРНОТЁРОК ДО МЕЛЬНИЧНОГО ЖЁРНОВА

Ключевые слова: история мукомольного промысла, зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова

В ходе длительной истории человечество выработало простую технологию мукомольного производства способов получения муки из зёрен злаков с помощью водяных мельниц. Уже на ранней стадии первобытно-общинного строя люди употребляли сами зерна в пищу. Установлено, что в эпоху позднего палеолита человек научился размалывать зёрна, вначале просто камнями, а затем появились специально приспособленные каменные орудия труда - ручные зернотёрки. Растирание зерен пшеницы и других злаков ручным способом было трудоёмким процессом, которым были заняты, в основном, женщины. Использование силы потока воды в качестве источника энергии стало важным этапом в хозяйственной деятельности человека. Водяная мельница была одним из первых технических изобретений, в котором сила потока воды заменила мускульную силу.

Зернотёрка. Зернотёрка - это одно из древнейших орудий труда человека, которое сыграло заметную роль в развитии производства. Несмотря на древность происхождения, зернотёрка не вышла полностью из употребления. До сих пор имеются горные селения, где используются эти простые орудия труда. Данный вид орудия труда, изготовленный из прочных камней особых горных пород и имеющий форму простого седла, используется для помола муки. В известном древнегреческом эпосе Гомера вскользь упоминается зернотёрка, а также сообщается о методе использования этого орудия (18, 280).

В археологии Средней Азии зернотёрки являются весьма частыми находками при раскопках земледельческих поселений. Например, на известном памятнике эпохи энеолита и бронзы - поселении Саразм (IV-II тыс. до н.э.) были обнаружены изящные каменные зернотерки различных форм, изготовленные из камней разных горных пород (19, 89).

В качестве сырья для изготовления зернотерок служили плоские камни: овально-удлинённые, ладьевидные, прямоугольные, аморфные. Они различались по форме и весу. Зернотерки, найденные из культурных слоёв Саразма, в основном, были средней величины и больших размеров: длиной 60-70 см, шириной 10-15 см, а по форме

В виде седла и ладьи (17, 30).

В Хорезме были найдены зернотерки размером 15-20 см в длину, 11-11,8 см в ширину, изготовленные из камней твердых горных пород. Данные зернотерки датированы III-II тыс.д.н.э (14, 90). Ладьевидные зернотерки имели на поверхности изгиб с поднятым вверх концом, они хорошо обработаны. В некоторых случаях обрабатывались только поверхностные части зернотерок. Верхние края поверхности зернотёрок обрабатывались абразивной техникой. Рабочая часть зернотерок отделывалась точечным - чеканным способом. Многие зернотёрки имели сильно изношенный вид. Это свидетельствует о том, что они находились в длительном использовании, а в некоторых зернотёрках в результате продолжительного использования образовались канальца и трещины. Тыльная часть больших зернотерок в то же время оставалась выпуклой. Примером этому служат зернотёрки, найденные в 6-ти жилых помещениях Саразма. Некоторые зернотерки Саразма использовались для вторичного помола охры. Некоторые зернотёрки, найденные в поселениях Джайтуне и Алтындепе (от 22 до 45 см длину и 35 см ширину) использовались для вторичного помола зерна (17, 30-31). Зернотерки Саразма изготовлены исключительно из плоских каменных плит, а также булыжника, гранита. Они имели углубленно-продолговатую, чашевидную форму (19, 89). Верхние камни или куранты, имели разные величины. Они изготавливались, в основном, из песчаника. Также они имели эллипсоидную, ладьевидную и дисковидную форму. Эти зернотерки дошли до наших времен только в виде фрагментов. Во время изготовления этих курантов использовалась специальная техника выравнивания

и облицовки. Одна их часть имела плоский или выпуклый вид. Почти во всех курантах граница между краями и рабочей поверхностью имела круглую форму. В результате длительного использования и сильного износа они приобретали гладкую и зеркальную поверхность. Размеры зернотёрок колебались от 15-26,5 см в длину, 9,4-12,4 см в ширину и 12 см в толщину (17,31). Зерно в зернотерках мололось двумя камнями: нижний камень был крупнее, а середина была слегка плоская и имела небольшое углубление. Верхний камень, называвшийся терочник, имел несколько меньший размер и был круглой формы. Камни различались также по весу. С помощью этих двух камней зёрна растирались до получения муки. При помощи этих жерновов мололись также сухофрукты, соль и многое другое. Условия помола муки зернотерками были такими: женщины двумя руками держа зернотёрку, садились рядом с ней и, наклонившись вперёд, надавливали на терку, двигали её вперёд и назад, таким способом размельчая зёрна. В результате длительного использования происходил износ камней и мелкие частицы камня нередко попадали и перемешивались с мукой (19, 569-570).

В 1954-1956 годах А.П. Окладников и Б.А. Литвинский исследовали более 20 поселений Кайраккумской культуры эпохи бронзового века. Археологами были найдены множество орудий труда, в том числе зернотёрки, каменные песты и др. Исследования показали, что эти изделия были получены, в основном, способом выдалбливания разных форм гранита и порфирита (7, 11-12). При раскопках в 16-ти помещениях было обнаружено также множество орудий труда.

В пещерной стоянке Обишир 1 и 5, расположенной в долине реки Сох, археологами были найдены каменные орудия труда, среди которых имелись также мельничные жернова (9, 15). Много зернотёрок были обнаружены также при исследовании памятников древней Уструшаны. Они были изготовлены из песчаника твёрдой горной породы (13, 188).

Зернотёрки высокогорных поселений долины реки Соха назывались «дастос» (9, 60). В горном Вахане и Ишкашиме они использовались и назывались «дос-дос» (1,91).

Скифские племена Причерноморья использовали зернотёрки овальной формы. Они были слегка изогнутые и имели углубления в средней рабочей части (4, 78).

Зернотерки в большом количестве обнаружены также во многих

памятниках эпохи ранней бронзы Дагестана. Их обычно изготавливали из окатанных валунов плотного известняка, а также песчаника. Они почти все имели ладьевидную форму. Такие зернотёрки без малейшего изменения формы использовались вплоть до раннего средневековья, т.е. до тех пор, пока они не были заменены круглыми жерновами (5, 12).

Например, в слоях Дербента Албанского времени было найдено большое количество зернотерок, изготовленных из твердых местных камней песчаника, ракушечника и крупного речного булыжника. По размерам они были различны: самая мелкая имеет 29 см в длину, самая крупная - 52 см, при ширине 10-25 см и толщине 5-10 см (6, 29).

Похожими зернотёрками мололи муку также таджики в горных долинах Афганского Бадахшана. Это объясняется тем, что в горных местностях растили меньше зерна. Основной пищевой рацион этого населения составлял тутовник, который размалывали на каменных зернотерках примитивным способом. Для получения тутовой муки, вернее, пудретов. Большую часть населения Кухистана и Бадахшана таджики соседних кишлаков обзывали тутоедами (3, 207).

Еще до недавнего времени многие культы и обряды горных таджиков были связаны с зернотёрками. Эти обряды символизировали завершение длительного цикла выращивания зерновых злаков и получения муки. Из первой муки готовили праздничное угощение. Например, хуфцы устраивали угощение под названием «алмоф» (1,153).

В ходе археологических раскопок в Кават-Калинском оазисе Хорезма обнаружен очаг и рядом с очагом обнаружены две ямы с обломками зернотерок (14,154). Преднамеренное уничтожение зернотёрок могло быть связано с идеей цикличного обновления природы. Также некоторые зернотерки служили два-три столетия. Они обычно передавались из поколения в поколение.

Каменные ступы - «угури сангин». В недалёком прошлом они встречались в городах и горных селениях Северного Таджикистана. По мнению У.Эшонкулова, в средние века и новое время в отдельных селениях использовались небольшие металлические и бронзовые ступки. Но они использовались преимущественно для измельчения семечек, абрикоса, ореха и др. преимущественно для

лечебных целей (19, 570).

На городище древнего Пенджикента, датируемого V-VIII вв., обнаружено более трёх десятков каменных ступок с пестами цилиндрической, кубовидной, прямоугольной, чашеобразной и овальной форм. Они были изготовлены из твердых пород камня, в том числе мраморовидного известняка, песчаника, диорита и др. пород. Размеры найденных ступок колебались в длину от 12 до 26 см, в ширину 10-19 см, в высоту 6-13,5 см, в толщину стенок 4-1,9 см; диаметр углубления 28-13,5 см, глубина емкости 3,1-17,5 см.

Вместе со ступками были найдены и песты (40 штук) разной формы и цветов: конусовидные, круглые, овальные, цилиндрические, деревянные с одним или двумя рабочими концами. Сырьем для них служили в основном твердые породы песчаника, мраморо-видный известняк, единичная галька зеленого цвета и плотный твердый сланец. Для того, чтобы песты были определённой формы, они отделывались абразивной техникой и точечно-чеканным методом. В результате легких ударов в ступке в её рабочих местах поверхности образовались смолоты, плоские вертикальные фасетки утилизации. Во многих пестах наблюдались трещины, износ в результате длительного использования которых происходил во время трения внутри ступки. Длина пестов достигала от 20 до 36 см, толщина - от 4,2 до 12,8 см, диаметр песты шаровидной формы достигал от 5,5 до 11,4 см (17, 32-33). В селении Зебон найден пест длиной 40 см, изготовленный ударно-точечным способом. Орудие имеет утонченную шейку, выделенную головкой, рабочая часть -яйцевидной формы, шириной около 7-8 см (19, 570). Согласно этнографическим материалам, в селении Хуф жареные зёрна и сушеный тут также размельчали в каменных ступках (1, 239).

В средние века в быту горных таджиков использовались также небольшие металлические, бронзовые ступки, однако они не сохранились до наших дней. После включения Средней Азии в состав России здесь появились ступки из стали с пестами, которые до нашего времени используются в мельницах городов Северного Таджикистана.

Помимо каменных и металлических ступок параллельно бытуют также деревянные ступы, изготовляемые из породы ивы, ореха, тута и др. твёрдых пород дерева. Однако они недолговечны и быстро изнашивается. В зависимости от сферы применения они различаются

на маленькие и средние - «хованча». Их размеры колеблются от 20 до 40 см, диаметром до 15-25 см. Крупные ступки - «хован» обычно колебались в высоту от 60 до 120 см, диаметром до 50-80 см.

Для размельчения зерна в домашних условиях использовались песты из твёрдых пород дерева. Они были толстыми и прочными. В середине пестов проделывались песты продолговатой формы для захвата обеими руками. С более тяжёлыми пестами работали два человека, становясь с двух сторон друг против друга и держась за пест. В таких деревянных ступах обмалывали различные зерновые, включая чистый рис до шелухи, а также им нередко размельчали сушеные фрукты, соль, зерно и другие злаки.

В Худжанде и его пригородах до недавнего времени использовали большие деревянные ступы. В них, помимо зерновых, измельчались сухой хлеб, соль, сухофрукты и другие продукты питания. Метод изготовления ступы был очень простым. Вырезалось крупное по диаметру абрикосовое, ореховое, яблоневое и прочее дерево диаметром около 1.20 м. Данный ствол устанавливали в вертикальном положении и на него клали горящий огонь из угля, либо огонь из тандыра с тем, чтобы получилось углубление. Затем в это углубление заливали раскаленное масло и держали в течение суток. Дальнейшая работа исполнялась мастерами-столярами, которые при помощи молотка и режущего метина делали овальное отверстие. К сожалению, в наше время этот метод изготовления пестов утерян (15).

У населения Центральной Азии существовало множество способов измельчания зерна. Так, например, туркмены перемалывали зерновые культуры руками в ступе. На их языке это приспособление называлось «сокы» (16, 78). Киргизы называли его «соку» (2, 67).

Ручная мельница. Ручная мельница являлась одним из ранних орудий, изготовленных человеком, использовавшимся для помола зерна и получения муки. По мнению ряда исследователей, ручные мельницы впервые стали изготавливать в Передней Азии. Мелкие фрагменты каменных жерновов были обнаружены в культурных слоях Саразма III-II тыс. до н.э. Самые ранние ручные мельницы представляли собой овальные камни с плоской рабочей поверхностью и сквозным отверстием. Они отличаются по форме и весу. Как правило, жернова изготавливались из твёрдых пород камня. Ручные мельницы с диаметром жерновов 30-50 см были характерны для всего Среднего Востока (19, 91). Например, диа-

метры жерновов ручных мельниц Хорезма (VII-VIII вв.) были от 32 до 48 см, при толщине 4-6 см (14, 96).

В средние века ручные мельницы были широко распространены по всей Средней Азии. В труднодоступных горных селениях ручные мельницы сохранились до наших дней. Они переходят из поколения в поколение, используются широко в хозяйстве.

Способ использования ручных мельниц хорошо был описан У.Эшонкуловым: «оба жернова имели округлую форму, нижняя с углублением посередине (5-6 см), верхняя - сквозное отверстие, ширина которого превосходила ширину нижнего углубления на 23 см.; на краю поверхности имелось углубление в 4-5 см для палочки. Перед размолом зерна вначале расстилали скатерть, на которой устанавливалась мельница. Короткая палочка из твердой породы дерева - ось - закреплялась в углублении нижнего жернова, а верхняя свободная вращалась вокруг нее. Правой рукой вращали ручкой верхнего жернова, левой - ссыпали зерно в отверстие. Часто работали двое: один вращал жернова, другой подсыпал зерно. Полученную муку просеивали через мелкое сито и отделяли тонкий помол от грубого (19, 570).

Археологически зафиксирована местность, где добывали и изготавливали жернова. В местности пригорода Хурми Пенджикента, на правобережье реки Зерафшан, расположен горный сай под названием «Сангбур» т.е. каменоломня. Фрагменты жерновов ручных мельниц из местности Сангбур встречаются во многих памятниках долины Зерафшана, начиная с III-V вв. Начиная с VII по XX вв., прослеживается объём добычи жерновов, о чем свидетельствуют многочисленные их обломки. По свидетельству старожилов кишлака Сангбур, данный карьер функционировал более 15-ти веков. В Пенджикенте и его окрестных селениях обнаружено свыше 20-ти фрагментов ручных жерновов. В южной части города, в районе селений Гурдара и Савр обнаружены ещё несколько десятков обломков жерновов. Серия ручных жерновов изготавливалась из камней твёрдой породы, принесённых селевыми потоками реки Зеравшан.

В эпоху средневековья во многих селениях горного Согда функционировал простейший способ обработки зерна - ручная мельница. Согдийцы их звали «хутана», т.е. - самомолка. Термин «хутана» по настоящее время используется ягнобами в значении «мельница».

Известный этнограф А.С.Давыдов обнаружил в селении Сайёд Шаартузского района две ручные мельницы. Коренное население называло их «дастос". По информации A.C. Давыдова, помол был исключительно женским делом. Женщины приносили своё зерно в дом к мельнику и сами мололи его на мельнице у хозяина. Взамен давали ему 1 пиалку муки.

В Аму-Дарьинском оазисе богатые семьи редко сами работали на ручных мельницах, в основном приглашали поденщиц, которым платили от 2 до 7 фунтов зерна в день.

По мнению У. Джахонова, ручная мельница у таджиков северной группы районов Таджикистана называлась «яргучок» (9, 60-61). Этнограф H.H. Ершов, собравший свой полевой материал в Гиссарской долине, а также в городе Каратаге, отмечает, что «следует также упомянуть и об устройстве ручной мельницы-краскотерки - «яргучок», на которой перетирали красители и перемалывали поливу (10,88-89).

У восточных славян ручную мельницу называли по разному: русские и белорусы - жорны, жоранки; северные русские - клетец, ермак; украинцы - жорна. Ручную мельницу использовали, в основном, для размельчивания соли и, очень редко, для получения муки. Здесь, как и в таджикском селении Каратаг гончары обычно растирают на ручных мельницах кварцевый песок и окись свинца. Кроме этого, в некоторых районах Украины до сих пор действует обычай растирания зерна в муку на ручной мельнице, из которой подружки невесты пекут свадебный каравай (11, 118-119). В связи с этим, следует особенно отметить, что в кишлаках Северного Таджикистана до сих пор на свадьбах подружки невесты пекут специальный свадебный хлеб и ставят его на праздничную скатерть (15).

В XVII-XX вв. во многих городах и селениях на крупных оросительных каналах стояли мельницы. А в некоторых даже парные, которые мололи до 1,5 т. пшеницы. В отдаленных горных кишлаках, где совсем не имели понятия о водяной мельнице, ручные мельницы оставались основным способом получения муки в 50-е -60-е гг. XX в.

До середины 50-х годов XX в. водяные и ручные мельницы являлись средством, обеспечивавшим население Северного Таджикистана и его горных селений пищевой мукой.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Аму-Дарьи). -Сталинабад, 1956, - Вып. II.

2.Бежакович A.C. Историко-этнографические особенности киргизского земледелия. Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана. // Труды Ин.этн. им. H.H. Миклухо-Маклая. Новая серия, том. XCVIII. - Л., 1973.

3.Вавилов Н.И., Букинич Д.Д., Земледельческий Афганистан. - Л., 1929.

4.Гаврилюк H.A. Домашнее производство и быт степных скифов. -Киев, 1989.

5.Гаджиев М.Г. Камнеобработка в Дагестане в эпоху ранней бронзы // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

6.Гаджиев М.С. Ремесла и промыслы Дербента Альбанского времени // Промыслы и ремесла древнего и средневекового Дагестана. Сборник статей. - Махачкала, 1988.

7.Гулямова Э. Археологические и нумизматические коллекции института истории, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. (Краткий обзор). - Сталинабад, 1989.

8. Давыдов A.C. Дневники. Гиссарская этнографическая экспедиция 1974 года // Архив Ин-та истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Папка №2, опись №19. - Душанбе, 1974.

9. Джахонов У. Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX -начале XX вв. - Душанбе, 1989.

Ю.Ершов H.H. Каратаг и его ремесла. - Душанбе, 1984. П.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М„ 1991.

12.Ильина В.М. Материалы по обследованию кочевого и оседлого туземного хозяйства и землепользования в Аму-Дарьинской области. - Вып. I. - Ташкент, 1915.

13.Негматов H.H., Хмелинцкий С.Е. Средневековый Шахристан. (материальная культура Уструшаны). - Вып. 1. - Душанбе, 1966.

14. Неразик Е.Е. Сельские поселения Афригццского Хорезма. - М„ 1966.

15.Пиркулиева А. Домашние промыслы и ремесла туркмен долины Средней Аму-Дарьи во второй половине XIX-XX вв. -Ашхабад, 1973.

17.Раззаков А. Саразм (Орудия труда и хозяйства по эксперимен-тально-трасологическим данным). - Душанбе, 2008.

18. Семёнов С.А. Происхождение земледелия. - Л., 1974. 19.Эшонкулов У. История земледельческой культуры горного Согда (с древнейших времён до начала XX в.). - Душанбе, 2007.

История мельничного промысла, от простых зернотёрок до мельничного жернова

М. С. Джураее

Ключевые слова: зернотёрка, каменная ступа, ручная мельница, мельничные жернова, орудия труда, мука

В статье автор на основе полевого материала излагает историю эволюции водяных и ручных мельниц группы городов и горных селений Северного Таджикистана. Автор подчеркивает, что в прошлом, ввиду отсутствия централизованной доставки в южные области России, Украины и Казахстана, водяные и ручные мельницы являлись единственным источником обеспечения населения хлебопродуктами.

The History of Milling from Simple Grain Graters up to a Millstone

Key words: grain grater, stone mortar, millstones, tools of labour, flour

Proceeding from the collected field material the author expounds the history of the evolution concerned with water and manual mills of the group of towns and mountains villages of Northern Tajikistan. The author lays an emphasis upon the fact that in the past because of non-availability of a central delivery into southern areas of Russia, the Ukraine and Kazakhstan manual mills served as the only source ofproviding population with bread products.

Жернова - это одно из самых древних изобретений человечества. Вполне возможно, что оно появилось даже раньше, чем колесо. Как выглядят жернова? Какие функции они выполняют? И каков принцип работы этого старинного механизма? Давайте разбираться!

Жернова - это что такое?

Как утверждают ученые, это нехитрое приспособление наши предки начали использовать в каменном веке (10-3 тысячелетие до нашей эры). Что же представляют собой жернова? Это примитивное механическое устройство, состоящее из двух округлых блоков. Его основная функция - перемалывание зерна и прочих растительных продуктов.

Слово произошло от старославянского «жърнъве». Это можно перевести как «тяжелый». Агрегат и вправду мог иметь достаточно солидный вес. Жернова упоминаются в «Повести временных лет». В частности, в летописях можно встретить следующую фразу:

«Крупяще жито и своима руками измълъ».

Слово нередко употребляется и в переносном значении. Достаточно вспомнить такие словосочетания, как «жернова войны» или «жернова истории». В данном контексте - это жестокие и фатальные события, в которых может оказаться человек или целый народ.

Изображение жерновов можно встретить в геральдике. Например, на гербе небольшого городка Хьойор (Höör), что на юге Швеции.

Немного истории

В древности люди перемалывали в жерновах зерна, орехи, побеги, корневища, а также перетирали железо и красители. Когда-то их можно было увидеть практически в каждом сельском доме. Со временем мукомольные технологии совершенствовались, появились водяные, а еще позже - ветряные мельницы. Сложную и изнурительную работу переложили на плечи сил природы - ветра и воды. Хотя в основе работы любой мельницы оставался все тот же жерновой принцип.

Раньше в деревнях существовала особая каста ремесленников, которые занимались изготовлением жерновых камней, а также ремонтом отдельных деталей. Во время постоянной работы жернова стирались, их поверхности становились гладкими и неэффективными. Поэтому периодически их необходимо было точить.

Сегодня жернова - это уже история. Разумеется, мало кто сегодня использует эти громоздкие агрегаты в быту. Поэтому они пылятся в музеях и на разнообразных выставках, где на них могут поглазеть любопытные туристы и любители старины.

Конструкция и принцип работы жерновов

Конструкция этого механизма предельно проста. Он состоит из двух круглых блоков одинакового размера, положенных друг на друга. При этом нижний круг обездвижен, а верхний - вращается. Поверхности обоих блоков покрыты рельефным рисунком, благодаря чему осуществляется процесс помола зерна.

Каменные жернова приводятся в движение при помощи специального штифта крестовидной формы, установленного на вертикальном деревянном стержне. Очень важно, чтобы оба блока были правильно выставлены и отрегулированы. Плохо сбалансированные жернова будут давать низкое качество помола.

Чаще всего жернова изготовлялись из известняка или мелкозернистого песчаника (или же из того, что было «под рукой»). Главное, чтобы материал был достаточно твердым и прочным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мукшинская средняя общеобразовательная школа Школьная НПК «Шаг в будущее» Исследовательская работа О мельницах в прошлом замолвим мы слово Автор: Вахрушев Захар Сергеевич ученик 4 класса МБОУ Мукшинская СОШ Руководитель: Абросимова Валентина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Мукшинская СОШ Якшур­Бодья 2018 Содержание Введение …………………………………………………………………. 2 Глава 1 1.1. Мельница – что это?........................................................................... 4

1.2. Водяная мельница………………………………………………….. 4 1.3. Ветряная мельница………………………………………………… 5 1.4. Когда же появились мельницы?....................................................... 5 Глава 2 2.1.Мельницы нашего края…………………………………………….. 7 2.2. Устройство ручной мельницы…………………………………….. 8 2.3. Из истории одной мельницы……………………………………… 9 Заключение…………………………………………………………….12 Источники информации……………………………………………………13 Приложения …………………………………………………………………15 Введение У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает. Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для каждого человека, который интересуется историей своих предков, бытом, укладом жизни своих далеких предков. Постепенно уходят из нашего быта многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и 1

многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком». А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр? Хорошо, что во многих школах есть музейные комнаты или музеи. Уникальные предметы, документы, собранные в течение немалого времени детьми и педагогами по всей деревне, а также и по близлежащим деревням, нашли свой уголок в данных хранилищах старины. Бывая в музее, невольно задаешься вопросами. Кому же они принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были нужны? Как мало сегодня остается людей, которые своими глазами видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они принадлежали, и кто их изготовил. В музее нашей школы есть уникальная вещь, которая, как мне сказала бабушка, принадлежала нашей семье, а точнее моей прабабушке по папиной линии Серебрянниковой Любови Алексеевне. (Приложение 1). Это ручная мельница. Глядя на этот экспонат, я не мог понять, как при помощи двух тюлек можно молоть муку или получить крупу? Мне захотелось изучить историю этого предмета, его устройство, кем он использовался, и каким образом мельница оказалась в нашем музее, т.е. изучить биографию этого экспоната, также узнать о других видах мельниц. (Приложение 2) Итак, объект исследования – различные виды мельниц. Предмет исследования – ручная мельница – крупорушка. Цель: изучить краеведческий материал, связанный с историей различных видов мельниц, используемых на территории нашего края, в том числе ручной мельницы – крупорушки. Задачи: ­ изучить краеведческую литературу по истории происхождения мельниц; ­ собрать сведения о ручных мельницах­крупорушках, действовавших в личных хозяйствах крестьян; 2

­ встретиться с людьми, которые могут рассказать об исследуемых предметах. Исходя из всего вышесказанного, мы выдвигаем гипотезу: встречаясь с людьми старшего поколения, работая с научной краеведческой литературой, можно установить историю возникновения вещей и описать их. В работе использованы материалы музея МБОУ Мукшинская, материалы, опубликованные в приложении районной газеты «Ошмес» Якшур­ Бодьинского района, также использовал в работе справочную и краеведческую литературу, интернет­ресурсы. Практическая значимость: моя работа может быть использована на уроках краеведения, классных часах, при проведении экскурсий. Глава 1. 1.1. Мельница – что это? Мы прекрасно понимаем, что время мельниц давно миновало. Этот древний символ, который заключает в себе стихию воды, ветра и воздуха, а также олицетворяет сбор урожая и плодородие, по­прежнему хранит в себе все ее тайны и загадки, и не перестает завораживать сердца и души людей старшего поколения, а мы, младшее поколение воспринимаем мельницу, как сказочный предмет. Например, из сказки «Кот в сапогах» Шарля Перро. Мельница ­ механизм, предназначенный для измельчения различных материалов. От дробилок мельницы отличаются более тонким помолом материала. Мельница может быть водяной, ветряной и ручной. Для чего создавали мельницы? Мельницы вырабатывали энергию, необходимую для откачки воды, при изготовлении бумаги, помола зерна, распиливания лесоматериалов и 3

множества других промышленных заданий, но все же основной работой водяного колеса оставался помол зерна. А какие бывают мельницы? 1.2. Водяная мельница При строительстве водяной мельницы в основном использовалась одна и та же типовая конструкция, принцип работы которой очень похож на работу ветряной мельницы, только колесо приводит в действие вода. Раньше редко на какой речке не стояла мельница. В сельской местности она была чем­то особенным. Здесь производились следующие виды работ: помол зерна на муку и крупу, толчение толокна, получение льняного масла. Сообразительный мельник мог устроить в мельничном амбаре и просеивание муки, и сукновальню. С ближайшей округи тянулись к мельнице подводы с зерном, а обратно ­ те же подводы со свежей мукой – возницы и лошади чуть белые от мучной пыли. Дорога часто шла через мельничную плотину. Из омута под плотиной всегда можно было наловить рыбы, в пруду плавали утки, гуси, на заливных пойменных лугах сочно зеленела трава. Пруд и плотина оживляли сельский пейзаж. (Приложение 3) В основном в народе использовалась водяная мельница, но в тех местах где их установка была не возможна, уже появлялись ветряные мельницы. 1.3. Ветряная мельница. Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных вариантов ветряных мельниц. Уже в наше время зафиксировано более двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Первые были распространены на Севере, вторые - в средней полосе и Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. На территории Удмуртии строились ветряные мельницы­шатровки. 4

У мельниц­столбовиков мельничный амбар вращался на врытом в землю столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная бревенчатый сруб. Принцип мельниц­шатровок был другой ­ нижняя их часть была неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И этот тип в разных районах имел немало вариантов. (Приложение 4) 1.4. Когда же появились мельницы? Водяная мельница. В стихотворении, датированном 98 – 90 г.г. до н.э., Антипарт приветствует появление первых мельниц: «Дайте отдых своим рукам, о работницы, и спите безмятежно! Напрасно будет петух возвещать вам о наступлении утра! Дэо поручила работу девушек нимфам, и они легко теперь прыгают по колесам, так что сотрясаемые оси вертятся вместе со своими спицами и заставляют вращаться тяжелый жернов». В эпоху Карла Великого, в 340 году как заимствование из Рима водяная мельница появилась в Германии, на реке Мозель. В это же время возникли первые водяные мельницы в Галии (Франция). На Руси водяные мельницы появились не позднее 12 века. На равнинных реках необходимый для работы мельницы напор воды обеспечивался плотинами. Лопасти водяного колеса опущены в воду и приводятся в движение течением реки. Водяная мельница использовалась не только для перемалывания зерна в муку, но в производстве бумаги для перетирания сырья, в производстве пороха. Так в середине 16 века на реках работали бумажные мельницы, к водяному колесу приспособили кузнечный молот – получился «самоков». В 1655 году на реке Яузе по указу царя Алексея Михайловича были построены две пороховые мельницы. Создание водяной мельницы считается важным шагом в истории развития техники. Это был первый шаг на пути к машинному производству. Ветряные мельницы появились в конце X ­ начале XI в. во Франции и Англии, а затем в Голландии. Теперь ландшафт этой страны невозможно 5

представить без ветряков. Многие усовершенствования к ветряным мельницам были сделаны именно в Голландии. Так, здесь появляются своеобразные тормозные устройства, при помощи которых можно было очень быстро остановить вращающиеся жернова. На Руси мельницы появились в конце XV ­ середине XVII в. Из­за нашествия татаро­монголов на Русь, развитие страны и начало технической революции по сравнению с западными странами задержалось. Глава 2. 2.1. Мельницы нашего края Сегодня макеты мельниц, чаще ветряных, можно увидеть при оформлении садовых участков, парков и даже в Ижевском зоопарке. (Приложение 5) Но есть уникальный для нашей республики объект – водяная мельница, которая находится в Увинском районе, в деревне Турынгурт. Даже в России таких памятников истории сохранилось немного. Как и водится, расположилась живописная большая постройка на краю деревни у пруда. Высокие бревенчатые стены, пара маленьких окошечек и плотина. И все это на фоне зарастающего пруда. Выглядит внушительно и даже сказочно. Мельнице почти 100 лет, но она все еще может работать. Можно намолоть муку или подключить к сушильному или сортировальному агрегатам. Если подключить ее к генератору, и тогда водяная мельница будет давать электричество. (Приложение 6) Кроме того, еще совсем недавно можно было увидеть ее в действии. К сожалению, в 2013 году ушел из жизни последний мельник – Обухов Борис Иванович. 6

Действующую ветряную мельницу можно увидеть Лудорвае – музее под открытым небом. Мельница была построена в далеком 1912 году, а вот на территорию музея попала только в 1994 году, куда была перевезена из деревни Чемошур­Куюк Алнашского района. Высота мельницы составляет 12 метров и имеет 3 этажа. Шатровый тип мельниц, к которому и относится данная экспозиция, был распространен на территории южной Удмуртии. Долгое время мельница была закрытой, но с 2009 года сюда пускают посетителей. Данная мельница является единственной сохранившейся ветряной мельницей на территории Удмуртии. (Приложение 7) Со слов местных жителей на территории МО Мукшинское в середине 20 столетия было 4 водяных мельниц. В д. Кыква на пруду около фермы, на пруду Пуховка между деревнями Мукши и Дмитриевка, в д. Кутоншур, в д. Мукши на верхнем пруду. Кроме водяных мельниц в д. Дружный была ветряная мельница, потому что деревня стояла далеко от речки. Помимо ветряных и водяных мельниц в деревнях часто использовали ручные мельницы, особенно, если поселение находилось на расстоянии от мельниц. В следующем пункте рассмотрим, как устроена ручная мельница. 2.2. Устройство ручной мельницы Ручная мельница выполнена из цельного бревна, состоит из двух раздельных частей. Во внутренние стороны верхней и нижней части мельницы вбиты около 2 тысяч мелких чугунных пластинок, благодаря которым зерно при вращении верхней части мельницы дробилось и превращалось в муку. Сбоку в нижней части мельницы прикреплен лоток, по которому перемолотое зерно медленно сыпалось в приготовленную емкость. В верхней части есть три отверстия: одно служило для засыпки зерна, другие – для ручки, с помощью которой вращалась мельница. Ручки вставлялись разные, в зависимости от количества зерна и от количества работающих человек. Если работал один человек, то ручка вставлялась короткая, если несколько – то длинная. Для 7

прочности и большего давления в третье отверстие вставляли жердь и прикрепляли её к потолку. Для того, чтобы мука сыпалась в нужном направлении, края нижней части мельницы чаще были обиты по кругу железом. Высоту мельницы делали разной, зависело это от мастера или от заказчика и размеры доходили до 1 метр в высоту и полметра – в ширину. (Приложение 8) А как же зерно на этом агрегате превращалось в муку? Зерно, через отверстие в верхней части попадало на соприкасающиеся поверхности бревен, разбивалось, по прорезным желобкам поступало в короб, затем через отверстие­сход сметалось в мешок. После первого пропуска зёрен они превращаются в крупу, при многократном перемалывании можно было получить муку. Впоследствии шло просеивание через сито. Данный продукт использовался для изготовления каш и похлебок. В полученном раздробленном зерне часто попадались опилки от деревянных жерновов. Если учесть, что подобные агрегаты использовались в трудные неурожайные годы, то вполне обоснованно, что опилки оставались в продукте в качестве наполнителя, в который еще добавлялась крапива и лебеда. В послевоенные годы крестьяне использовали в своих хозяйствах несколько усовершенствованную модель ручной мельницы. На соприкасающиеся поверхности жерновов радиально, от центра к периферии, забивались «чугунины» ­ осколки от расколотых чугунов и кастрюль, зашлифованные вровень друг с другом. Ржаное зерно дробилось дважды, а затем просеивалось сквозь решето и сито. Из одного ведра зерна получалось до ¾ ведра «крупной» муки. Деревянные жернова устанавливались так, чтобы имелся определенный зазор. В данном варианте в раздробленный продукт не попадали опилки от дерева. Подобные зернодробилки использовались и в благоприятные времена ­ для приготовления посыпки домашним животным. Зерно крестьяне получали на трудодни за работу в колхозе. 8

Такая мельница была не в каждом крестьянском дворе, только у зажиточных крестьян, для которых её и изготавливали мастера ­ умельцы. Изготовление мельницы­крупорушки требовало определенных навыков и времени. 2.3. Из истории одной мельницы Ручная мельница­крупорушка в музее нашей школы появилась недавно и заняла здесь почетное место. Передала в музей мельницу жительница деревни Мукши Вахрушева Лия Борисовна, моя бабушка, уроженка Дебесcкого района УР. (Приложение 10) История появления этого экспоната в нашем музее интересна тем, что прибыл он к нам не из ближних наших деревень, а из Дебесcкого района. Ручную мельницу привезла мама Лии Борисовны Серебренникова Любовь Алексеевна, при переезде на постоянное место жительства к дочери. Родилась она в 1936 году в д. Старые Сири Кезcкого района УР. Любовь Алексеевна очень рано осталась сиротой и вместе с братом ходили по деревням, помогали людям по хозяйству, тем самым зарабатывали на жизнь. В 18 лет она вышла замуж в деревню Березовка, Дебесского района за Бориса Тимофеевича Серебренникова. Семья жила в достатке, и там впервые она увидела эту ручную мельницу, на которой ей потом пришлось работать и самой. Водяная мельница находилась далеко, и ехать каждый раз было неудобно. Тогда на помощь приходила крупорушка. Чаще ее использовали для помола муки для животных и приготовления крупы. Мололи рожь, ячмень, пшеницу, горох. Хотя работа эта не из легких, но часто заставляли молоть детей, дети по очереди крутили мельницу. Как уже упоминалось выше, такие мельницы были не в каждой семье, поэтому мельницу нередко просили в пользование 9

односельчане. А свекор Тимофей Степанович и свекровь Матрена Васильевна были людьми добрыми, готовыми помочь своим односельчанам, и всегда делились своим имуществом, из­за чего и пользовались в деревне большим уважением. Но в тоже время, они бережно относились к ней. По их рассказам эту мельницу изготовил для семьи родителей Тимофея Степановича в конце 19 века бродячий умелец (к сожалению, имени мастера никто уже не знает). Этот умелец ходил по деревням и по заказу жителей изготавливал крупорушки, во время работы жил в семье, становился ее членом. Любовь Алексеевне вещь была дорога, она ей досталась по наследству от родителей мужа, поэтому при переезде к дочери она решила взять мельницу с собой, чтобы передать живую память о своих предках внукам и правнукам через память вещей. Такова легенда этого экспоната, а Лия Борисовна решила после смерти матери передать мельницу­крупорушку в школьный музей, ведь в частном хозяйстве кроме членов семьи никто ее не видит и свою ценность теряет, а в музее она вновь приобретает эту ценность. Музей получает уникальную вещь, которая даст возможность рассказать детям у жизни, быте наших предков прошлых столетий, окунуться в мир наших прародителей. (Приложение 9) 10

Заключение Нам с детства и до конца жизни дорого и мило сердцу все то, что окружает нас на нашей земле. Ласкают наши слух и чувства названия озер и прудов, речушек и ручьев, деревень и сел, проулков и околиц. Эти исторические сведения, легенды и были, рассказывающие о жизни наших предков, являются уникальными памятниками нашей старины, культурными центрами прошлых эпох, отчасти воплощенных в таком понятии, как мельница. А ведь и сами мельницы всегда выступали такими культурными центрами для всех людей, в любые времена и в любых странах ­ где в ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень и шел обмен новостями, а также разгорались хозяйственные дискуссии. Необычный для современного человека предмет быта, который принадлежал моим предкам дал толчок к поиску новых знаний. В результате поисковой работы я подтвердил гипотезу, что встречи с людьми старшего поколения, работа с научной краеведческой литературой, позволяют установить историю возникновения вещей и описать их. Сегодня в музее около 300 экспонатов, у многих из них нет истории­ легенды появления их в музее и вряд ли можно еще восстановить принадлежность некоторых вещей. Но все­таки, есть возможность установить, где и как использовались те или иные предметы старины, например, как много может рассказать нам экспонат под названием «цеп», при помощи которого крестьяне выбивали зерна из колосков. Наша цель, пока есть возможность, необходимо все зафиксировать, оставить для будущих поколений. Мельницы всегда были окружены таинственностью, овеяны поэтическими легендами, сказаниями и суевериями. Например, «Во всяком омуте черти водятся» и водяной, как полагается в сказках живет также в омуте. Источники информации 11

1. Калашников И. Жестокий век. Издательство:Эксмо­Пресс, 1998 2. Шляхтина Л.М «Основы музейного дела». Издательство: высшая школа, 2009 3. «Ошмес» приложение районной газеты «Рассвет» Якшур­Бодьинского района, №10, 2012 4. Изображение сито. [Электронная публикация] // По материалам сайта ru.yandex.net/i? https://im0­tub id=7ada8d452399fdfbe1e2751e940d8bf3&n=13, 5. Изображение ручной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://im0­tub­ru.yandex.net/i? id=09bb6949e429944d03be0f4e63c52adc&n=13 12

6. Лудорвай –музей под открытым небом. [Электронная публикация] // По http://liveudm.ru/ludorvay­muzey­pod­otkryityim­ материалам сайта nebom/ 13

7. Турынгурт – старинная водяная мельница. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://loveudm.ru/turyingurt­starinnaya­vodyanaya­ melnitsa/ 8. Интересное о мельницах. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://vad­doronin.narod.ru/WindMill_WindMill.html 22.03.2018 9. Сазонов Д.А. Мельничное и крупорушное дело [Электронная публикация] // По материалам сайта http://davaiknam.ru/text/konkurs­ issledovateleskih­kraevedcheskih­rabot­otechestvo­nomi 10.Макет ветряной мельницы [Электронная публикация] // По материалам сайта http://www.domechti.ru/wp­content/uploads/2013/05/dekorativnaya­ melnica­dlya­sada­08.jpg 11.Макет ветряной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта http://mobilizacia.kiev.ua/uploads/posts 12.Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://www.kursdela.biz/upload/medialibrary/0b5/0b5af287fedc15ac1bcec0 ded2f04351.jpg 13.Макет водяной мельницы. [Электронная публикация] // По материалам сайта https://i.artfile.me/wallpaper/09­10­2014/2048x1366/raznoe­melnicy­ les­reka­melnica­vodyanay­874265.jpg Информанты: 14.Абросимова Валентина Викторовна, 1955 г.р. 15.Вахрушева Лия Борисовна, 1966 г.р. 16.Серебренникова Любовь Алексеевна, 1932 г. 14

Приложения 1 Алексеевна с 1932 года рождения, жительница деревни Турнес, Дебесского Серебренникова Любовь района Приложение 2 15

Ручная мельница. Экспонат краеведческого музея МБОУ Мукшинская СОШ Приложение 3 16

Водяные мельницы Приложение 4 17

Ветряная мельница 18

Приложение 5 Макеты ветряных мельниц для оформления садовых участков Приложение 6 Водяная мельница, Турынгурт, Увинский район, Удмуртия Приложение 7 19

Ветряная мельница Лудорвай – музее под открытым небом Удмуртия Приложение 8 Устройство ручной мельницы Приложение 9 20

Передача живой памяти о предках внукам и правнукам через память вещей. Приложение 10 Вахрушева Лия Борисовна, жительница д. Мукши 21