Стефан яворский камень веры читать онлайн. Стефан Яворский. Камень веры. Судьба «Камня веры»

  • 28.03.2024

42

Стефан Яворский. Камень веры.

В 1713 г. началось дело Тверитинова и друг., увлекавшихся лютеранством. С. приложил все свои силы, чтобы изобличить их и тем косвенно обвинить и самого царя, потворствовавшего лютеранам. Это дело (см. Тверитинов) ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и С. и произвело окончательный разлад между ними. С. выказал явно пристрастное и нетерпимое отношение к обвиняемым. Пока шел суд над еретиками, он писал обширное сочинение против лютеран: "Камень веры, православным церкве святыя сыном - на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна - на востание и исправление". Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству, и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства С. берет из Св. Писания, соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, С. обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, С. проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски. С. окончил "Камень веры" в 1718 г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только в 1728 г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта Лопатинского и под его наблюдением. Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против С. В настоящее время за "Камнем веры" остается теоретическое значение: в нем С. выставил догматическую систему православной веры. Другую систему дал Феофан Прокопович. "Первая из них, - говорит Ю. Самарин, - заимствована у католиков, вторая - у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; след., лежащее в основании обеих понятие о церковной системе церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее". Этими словами Самарина определяется значение "Камня веры".

Предисловие к современному изданию

Причина и повод создания этой книги

Обращение к читателю

Заблаговременное извещение православных христиан

Предисловие к современному изданию

Современному читателю только предстоит познакомиться с замечательным произведением выдающегося церковного и государственного деятеля, крупного представителя западно-русской философской школы, духовного писателя Петровских времен, Преосвященного Стефана Яворского (1658-1722), Митрополита Рязанского и Муромского, Местоблюстителя Патриаршего Престола и Первого Президента Святейшего Синода. Книга «Камень веры» последний раз была издана в 1749 году. На русском же языке она выходит впервые.

Стефан (Симеон Иванович) Яворский родился в 1658 в Православной семье мелкопоместных польских дворян в городке Явор на Галичине (сегодня Яворив Львовской области). Эта часть правобережной Украины по Адрусовскому мирному договору 1667 г. оставалась за Польшей. Чтобы избавиться от гонений на Православие, семья Яворских вместе с детьми переселилась в левобережную Украину и обосновалась в селе Красиловка неподалеку от Нежина. Симеон, обладавший незаурядными способностями, получил всестороннее образование. Он учился в знаменитой Киево-Могилянской Академии, средоточии украинской образованности, которую окончил не позднее 1684 года. Там он обратил на себя внимание иеромонаха Варлаама Ясинского, выдающегося проповедника, впоследствии ставшего Архимандритом Киево-Печерской Лавры, а затем Митрополитом Киевским, который послал его учиться за границу для завершения образования. В свое время иеромонах Варлаам также проделал этот путь. Симеон изучал в высших католических школах философию, во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильно и Познани, научился искусно слагать стихи на латинском, польском и русском языках и писать великолепные панегирики. В 1689 году он вернулся в Киев. Его покровитель Варлаам Ясинский убедил его принять монашество, и он был пострижен самим Варлаамом с именем Стефан.

Он проходил монастырское послушание в Киево-Печерской Лавре и спустя некоторое время был назначен преподавателем Киево-Могилянской Академии; вскоре он стал профессором философии, богословия и риторики. Стефан успешно совмещал деятельность ученого, преподавателя и проповедника. Как проповедник он неизменно восхищал своих современников. Ему отдавали должное даже те, кто считал его своим врагом.

В 1697 г. он был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря близ Киева. В это время ему приходилось часто бывать в Москве по делам Митрополита, ближайшим помощником которого он стал. В один из приездов Стефана в Москву произошло событие, которое внезапно выдвинуло его. Ему поручили произнести проповедь на похоронах воеводы Шеина, и он сделал это так блистательно, что произвел большое впечатление на слушателей, среди которых был Петр I . Царя привлекли в Стефане его блестящая образованность и глубокий ум. Он уже видел в Стефане своего помощника и единомышленника и дал указание Патриарху Адриану посвятить Стефана в Архиереи какой-нибудь из Великорусских Епархий недалеко от Москвы. Хотя Стефан, всей душой стремившийся в Киев, пытался отказаться от этой чести, в апреле 1700 года он стал Митрополитом Рязанским и Муромским. Вскоре после кончины Патриарха Адриана он был назначен Местоблюстителем Патриаршего Престола, а некоторое время спустя и его Президентом. Он был назначен также президентом Славяно-греко-латинской академии и провел реорганизацию этого учебного заведения. Он принимал участие в работе Московской типографии, был одним из издателей научных словарей, учебных пособий, автором вступительных статей и примечаний к церковным книгам. Успешно трудясь на всех высоких постах, Стефан приобрел высокий авторитет в русском обществе. Он написал немало трудов. Его произведения оказали несомненное влияние на деятелей Русской Православной Церкви и послужили одним из источников философских воззрений славянофилов. Им была создана школа учеников и последователей. В их числе был и ректор Московской Духовной Академии Феофил Лопашинский, который впоследствии сильно пострадал за издание «Камня веры». Стефана всегда поддерживал и его друг святитель Димитрий Ростовский.

Когда в 1707 году умер Киевский Митрополит Варлаам (Ясинский), Стефан обратился с просьбой к царю освободить его от Местоблюстительства и назначить Митрополитом в Киев, но Петр I не согласился на это.

Стефан вначале поддерживал деятельность Петра, его реформы в армии и на флоте, приветствовал строительство дорог и каналов, развитие промышленности, расширение торговли и заботы о просвещении, однако позже открыто выступал против ограничительных тенденций царя по отношению к церковной власти и его благосклонного отношения к протестантизму. Широко известна история его противостояния Феофану Прокоповичу, крупному церковному деятелю того времени, который тяготел к протестантизму и всячески поддерживался Петром I.

Стефан Яворский был смелым и мужественным человеком, поступавшим по совести, хотя часто его пытались представить как нерешительного и мягкотелого, роль которого в церковно-административных делах была незначительна. Действительно, власть Местоблюстителя по сравнению с Патриаршей была ограничена Петром. Но в этих нелегких и весьма тяготивших и унижавших условиях Стефан делал все, что мог, чтобы остановить отступление русского народа от Православной веры. Он подавал царю протесты против «новшеств в духовной жизни» народа и открыто обличал царя в проповедях, не страшась его гнева, наконец, он написал свою знаменитую книгу.

За свою жизнь Стефану пришлось вынести немало клеветы. Одни ставили ему в вину католическое образование, другие, напротив, «традиционность» и сопротивление реформам Петра. Особенно много неприятностей пришлось на последние годы его жизни, когда он стал Президентом Святейшего Синода. Тяжело больной, он фактически постоянно находился под следствием по доносам. Каждый раз он оказывался оправданным, однако постоянные обвинения и допросы сокращали дни его жизни. Он скончался в Москве в возрасте 64 лет и похоронен в Успенском соборе Рязани. В настоящее время останки Митрополита покоятся в Малоархангельском Рязанском соборе. Свои деньги и книги он завещал основанному им Нежинскому Богородичному монастырю.

Немало клеветы возводилось на него и после смерти, вплоть до обвинений в тайном иезуитстве.

«Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви» Стефан начал писать, когда в 1713 г. началось «дело Тверитинова» и его сообщников, увлекавшихся лютеранством. Тогда Стефан приложил все силы, чтобы изобличить их и - косвенно - царя, потворствовавшего им. «Камень веры» - полное систематическое изложение Православного вероучения, с детальным разъяснением основных положений Православия, книга, написанная в защиту Православия в условиях активной пропаганды протестантизма. Это Камень веры «Православным сынам Святой Церкви на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень - на восстание и исправление». При эмоциональности и образности изложения книга имеет очень четкую структуру. Она включает в себя двенадцать обширных трактатов - Православных Догматов о святых иконах, о знамении Честного Креста, о святых мощах, о Таинстве Евхаристии, о призывании святых, о входе святых душ в Небесные обители, о благотворении преставившимся, о Преданиях, о Святейшей Литургии, о святых постах, о добрых делах, о наказании еретиков. Каждый Догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения против него. Доказательства взяты из Ветхого и Нового Завета, Соборных правил, творений святых Отцов.

К сожалению, самому Стефану Яворскому так и не довелось при жизни увидеть свое детище изданным. Книга была завершена в 1718 году, однако при Петре I не была напечатана, так как она ярко и убедительно опровергала положения протестантизма, которыми дорожил Петр.

Первый раз «Камень» вышел в Москве в 1728 году с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Преосвященного Феофилакта Лопатинского, Архиепископа Тверского, и под его наблюдением, и сразу стал заметным событием в жизни общества. Первое издание имело огромный успех. Напечатанное в количестве 1200 экземпляров, оно быстро разошлось. Однако распространение книги было запрещено, и оставшиеся в типографии экземпляры опечатаны. «Камень» был переведен на латинский и польский языки и приобрел широкую известность и на Западе. Протестанты на Западе и в России тотчас же по выходе книги начали полемику против нее. В России вышел злостный памфлет на «Камень веры» под названием «Молоток на камень веры». Появились работы и в защиту Яворского, в частности, сочинение Архиепископа Феофилакта, издателя «Камня», под названием «Апокризис, или Ответ на писание ответное Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси, на книгу «Камень веры"".

Всего же книга выдержала три издания и была издана также в 1730 г. в Киеве и 1749 г. в Москве. Все издания печатались на церковнославянском языке.

За издание «Камня веры» Архиепископом Феофилактом последнего пытали в тайной канцелярии Бирона, три раза поднимали на дыбу, били батогами, объявили лишенным Архиерейского сана и монашества и заточили в Петропавловскую крепость. За ту же вину Киевского Митрополита Варлаама Ванатовича вызвали в тайную канцелярию, лишили сана и заточили в Белозерский монастырь. Таким образом, в царствование императрицы Анны Иоанновны, а затем Екатерины Второй отступление от Православной веры продолжалось. При Екатерине Второй горячо выступил в защиту Православия и произведения Яворского Арсений, Митрополит Ростовский. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против «Камня веры» и дополнил...

Деятель Русской православной церкви Стефан Яворский был митрополитом Рязанским и местоблюстителем патриаршего престола. Он возвысился благодаря Петру I, однако имел с царем ряд разногласий, которые в итоге переросли в конфликт. Незадолго до смерти местоблюстителя был создан Синод, с помощью которого государство полностью подчинило себе Церковь.

Ранние годы

Будущий религиозный деятель Стефан Яворский родился в 1658 году в местечке Яворе, в Галиции. Его родители были небогатыми шляхтичами. Согласно условиям Андрусовского мирного договора 1667 г., их край окончательно перешел к Польше. Православная семья Яворских решила покинуть Явор и переселиться на ставшую частью Московского государства. Их новой родиной оказалось село Красиловка недалеко от города Нежина. Здесь Стефан Яворский (в миру его звали Семеном Ивановичем) продолжил свое образование.

В юности он уже самостоятельно перебрался в Киев, где поступил в Киево-Могилянскую коллегию. Она была одним из главных образовательных учреждений в Южной России. Здесь Стефан проучился до 1684 года. Он обратил на себя внимание будущего Варлаама Ясинского. Юноша отличался не только любознательностью, но и выдающимися природными способностями - хваткой памятью и внимательностью. Варлаам помог ему отправиться на учебу за границу.

Учеба в Польше

В 1684 году Стефан Яворский отправился в Он учился у иезуитов Львова и Люблина, знакомился с богословием в Познани и Вильне. Католики приняли его только после того, как молодой ученик перешел в униатство. Позже этот поступок критиковался его противниками и недоброжелателями в Русской Православной Церкви. Между тем униатами становились многие ученые, которые хотели получить доступ к западным университетам и библиотекам. Среди них были, например, православные Епифаний Славонецкий и Иннокентий Гизель.

Учеба Яворского в Речи Посполитой закончилась в 1689 году. Он получил западный диплом. За несколько лет в Польше богослов обучился риторскому, стихотворческому и философскому искусству. В это время окончательно сформировалось его мировоззрение, которое определило все будущие поступки и решения. Нет сомнения, что именно католики-иезуиты привили своему ученику стойкую неприязнь к протестантам, против которых он потом будет выступать в России.

Возвращение в Россию

Вернувшись в Киев, Стефан Яворский отрекся от католицизма. Здешняя академия приняла его после испытания. Варлаам Ясинский советовал Яворскому принять монашеский сан. Наконец, тот согласился и стал иноком, приняв имя Стефана. Сперва он был послушником в Киево-Печерской лавре. Когда Варлаама избрали митрополитом, он помог своему протеже стать преподавателем витийства и риторики в Академии. Яворский быстро получал новые должности. К 1691 году он уже стал префектом, а также профессором философии и богословия.

В качестве преподавателя Стефан Яворский, биография которого была связана с Польшей, применял латинские методики обучения. Его «питомцами» были будущие проповедники и государственные чиновники высокого ранга. Но главным учеником стал Феофан Прокопович - будущий главный оппонент Стефана Яворского в Русской Православной Церкви. Хотя позже преподавателя обвинили в том, что он в стенах Киевской академии распространял католическое учение, эти тирады оказались беспочвенными. В текстах лекций проповедника, которые сохранились до наших дней, встречаются многочисленные описания ошибок западных христиан.

Наряду с преподаванием и учеными занятиями над книгами Стефан Яворский служил в церкви. Известно, что он проводил церемонию бракосочетания племянника До войны со шведами священнослужитель положительно отзывался о гетмане. В 1697 году богослов стал игуменом в Свято-Никольском Пустынном монастыре в окрестностях Киева. Это было назначение, которое означало, что вскоре Яворского ждет сан митрополита. Пока же он много помогал Варлааму и ездил с его поручениями в Москву.

Неожиданный поворот

В январе 1700 года Стефан Яворский, биография которого позволяет сделать вывод, что жизненный путь ег приближался к крутому повороту, поехал в столицу. Митрополит Варлаам попросил его встретиться с патриархом Адрианом и уговорить того создать новую Переяславскую кафедру. Посланник исполнил поручение, но вскоре произошло неожиданное событие, которое в корне поменяло его жизнь.

В столице умер боярин и военачальник Алексей Шеин. Он вместе с молодым Петром I руководил взятием Азова и даже стал первым в истории русским генералиссимусом. В Москве решили, что надгробное слово должен сказать недавно приехавший Стефан Яворский. Образование и способности к проповедям этого человека проявились самым лучшим образом при большем стечении высокопоставленных лиц. Но самое главное - киевского гостя заметил царь, который крайне проникся его красноречием. Петр I порекомендовал патриарху Адриану сделать посланца Варлаама главой какой-нибудь недалекой от Москвы епархии. Стефану Яворскому посоветовали на время остаться в столице. Скоро ему предложили новый сан митрополита Рязанского и Муромского. Время ожидания тот скрасил в Донском монастыре.

Митрополит и местоблюститель

7 апреля 1700 года новым митрополитом Рязанским стал Стефан Яворский. Епископ тут же приступил к исполнению своих обязанностей и погрузился в местные церковные дела. Однако его уединенная работа в Рязани оказалась недолгой. Уже 15 октября умер престарелый и больной патриарх Адриан. Приближенный Петра I Алексей Курбатов посоветовал ему подождать с избранием преемника. Вместо этого царь учредил новую должность местоблюстителя. На это место советник предлагал поставить архиепископа холмогорского Афанасия. Петр решил, что местоблюстителем станет не он, а Стефан Яворский. Проповеди киевского посланца в Москве привели его к сану митрополита Рязанского. Теперь он меньше чем за год перепрыгивал на последнюю ступень и формально становился первым лицом Русской Православной Церкви.

Это был стремительный взлет, ставший возможным благодаря сочетанию удачных обстоятельств и харизмы 42-летнего богослова. Его фигура стала игрушкой в руках власти. Петр хотел избавиться от патриаршества как вредного для государства института. Он планировал реорганизовать церковь и напрямую подчинить ее царям. Первым воплощением данной реформы стало как раз учреждение должности местоблюстителя. По сравнению с патриархом, человек с таким статусом обладал гораздо меньшими полномочиями. Его возможности были ограничены и контролировались центральной исполнительной властью. Понимая характер петровских преобразований, можно догадаться, что назначение буквально случайного и чужого для Москвы человека на место главы церкви было обдуманным и заранее спланированным.

Едва ли этой чести искал сам Стефан Яворский. Униатство, через которое он прошел в молодости, и другие особенности его взглядов могли стать причиной конфликта со столичной общественностью. Назначенец не хотел крупных неприятностей и понимал, что его ставят на «расстрельную» должность. К тому же богослов скучал по родной Малороссии, где у него было много друзей и сторонников. Но отказать царю он, конечно, не мог, поэтому смиренно принял его предложение.

Борьба с ересями

Переменами были недовольны все. Москвичи называли Яворского черкасом и обливанцем. Иерусалимский патриарх Досифей писал русскому царю, что не стоит продвигать наверх уроженцев Малороссии. Петр не обратил ни малейшего внимания на эти предостережения. Однако Досифей получил извинительное письмо, автором которого был сам Стефан Яворский. Опала была ясна. Патриарх не считал киевлянина «вполне православным» из-за его давнего сотрудничества с католиками и иезуитами. Ответ Досифея Стефану не был примирительным. Только его преемник Хрисанф пошел на компромисс с местоблюстителем.

Первой проблемой, с которой Стефану Яворскому пришлось столкнуться в новом качестве, был вопрос старообрядчества. В это время раскольники распространяли по Москве листовки, в которых столица России называлась Вавилоном, а Петр - антихристом. Организатором этой акции стал видный книгописец Григорий Талицкий. Митрополит Стефан Яворский (Рязанская кафедра осталась в его ведении) пытался переубедить виновника волнений. Этот спор привел к тому, что он даже издал собственную книгу, посвященную знамениям пришествия антихриста. В труде разоблачались ошибки раскольников и их манипулирование мнением верующих.

Противники Стефана Яворского

Помимо старообрядческих и еретических дел, местоблюститель получил полномочия определять кандидатов для назначений в пустующих епархиях. Его списки проверялись и согласовывались самим царем. Только после его одобрения выбранный человек получал сан митрополита. Петр создал еще несколько противовесов, которые заметно ограничивали местоблюстителя. Во-первых, это был Освященный собор - собрание епископов. Многие из них не были ставленниками Яворского, а некоторые являлись его прямыми оппонентами. Поэтому ему приходилось каждый раз отстаивать свою точку зрения в открытом противостоянии с другими церковными иерархами. Фактически местоблюститель был только первым среди равных, поэтому его власть не могла идти ни в какое сравнение с прежними полномочиями патриархов.

Во-вторых, Петр I усилил влияние Монастырского приказа, во главе которого он поставил своего верного боярина Ивана Мусина-Пушкина. Этот человек позиционировался как помощник и товарищ местоблюстителя, но в некоторых ситуациях, когда царь считал это необходимым, он становился прямым начальником.

В-третьих, в 1711 году прежняя была окончательно распущена, а на ее месте возник Его указы для Церкви приравнивались к царским. Именно Сенат получил привилегию определять, подходит ли кандидатура, предложенная местоблюстителем, на место архиерея. Петр, который все больше втягивался во внешнюю политику и строительство Санкт-Петербурга, делегировал полномочия управления церковью государственной машине и теперь вмешивался только в крайнем случае.

Дело лютеранина Тверитинова

В 1714 году произошел скандал, который еще сильнее расширил пропасть, по разные стороны которой стояли государственные мужи и Стефан Яворский. Фотографий тогда не существовало, но даже без них современные историки смогли восстановить облик Немецкой слободы, особенно разросшейся при Петре I. В ней жили иностранные купцы, мастера и гости преимущественно из Германии. Все они были лютеранами или протестантами. Это западное учение стало распространяться и среди православных жителей Москвы.

Особенно активным пропагандистом лютеранства стал вольнодумный лекарь Тверитинов. Стефан Яворский, покаяние которого перед церковью произошло много лет назад, помнил о годах, проведенных рядом с католиками и иезуитами. Они привили местоблюстителю нелюбовь к протестантам. Митрополит Рязанский начал преследования лютеран. Тверитинов бежал в Санкт-Петербург, где нашел покровителей и защитников в Сенате среди недоброжелателей Яворского. Был издан указ, согласно которому местоблюститель должен был простить мнимых еретиков. который обычно шел на компромисс с государством, на этот раз не захотел уступать. Он обратился за протекцией напрямую к царю. Петру не понравилась вся история с преследованиями лютеран. Между ним и Яворским вспыхнул первый серьезный конфликт.

Меж тем местоблюститель решил изложить свою критику протестантизма и взгляды на православие в отдельном сочинении. Так, он в скором времени написал свою самую известную книгу «Камень веры». Стефан Яворский в этом произведении вел привычную проповедь о важности сохранения прежних консервативных устоев православной церкви. При этом он пользовался риторикой, которая была в то время распространена у католиков. Книга была преисполнена неприятием реформации, которая тогда восторжествовала в Германии. Эти идеи и пропагандировали протестанты Немецкой слободы.

Конфликт с царем

История с лютеранином Тверитиновым стала неприятным звоночком, сигнализирующим об отношении церкви и государства, придерживавшихся противоположных позиций по поводу протестантов. Однако конфликт между ними был гораздо глубже и со временем только расширялся. Он усугубился, когда вышло сочинение «Камень веры». Стефан Яворский с помощью этой книги пытался отстоять свою консервативную позицию. Власти же запретили ее публикацию.

Тем временем Петр перенес столицу страны в Санкт-Петербург. Постепенно туда переехали все чиновники. Местоблюститель и митрополит Рязанский Стефан Яворский оставался в Москве. В 1718 году царь повелел ему отправиться в Санкт-Петербург и начать работать в новой столице. Это вызвало недовольство Стефана. Царь резко ответил на его возражения и не стал идти на компромисс. Тогда же он высказал идею о необходимости создания Духовной коллегии.

Проект по ее открытию было поручено разработать Феофану Прокоповичу - давнему ученику Стефана Яворского. Местоблюститель не соглашался с его пролютеранскими идеями. В том же 1718 году Петр инициировал наречение Феофана Псковским епископом. Тот впервые получил реальные полномочия. Ему пытался оппонировать Стефан Яворский. Покаяние и мошеничество местоблюстителя стали темой разговоров и слухов, распускавшихся по обеим столицам. Против него были настроены многие влиятельные чиновники, сделавшие карьеру при Петре и бывшие сторонниками курса на подчинение церкви государству. Поэтому репутацию митрополита Рязанского пытались очернить самыми разными методами, в том числе и припоминая ему связи с католиками во время учебы в Польше.

Роль в суде над царевичем Алексеем

Тем временем Петру пришлось разрешать еще один конфликт - на этот раз семейный. Его сын и наследник Алексей был не согласен с политикой отца и, в конце концов, бежал в Австрию. Его вернули на родину. В мае 1718 года Петр приказал Стефану Яворскому прибыть в Санкт-Петербург, чтобы представлять церковь на суде над мятежным царевичем.

Ходили слухи, что местоблюститель симпатизировал Алексею и даже поддерживал с ним связь. Однако документальных подтверждений этому нет. С другой стороны, точно известно, что царевичу не нравилась новая церковная политика отца, и он имел много сторонников среди консервативного московского духовенства. На суде митрополит Рязанский пытался защитить этих священнослужителей. Многих из них вместе с царевичем обвинили в государственной измене и казнили. Стефан Яворский повлиять на решение Петра так и не смог. Местоблюститель сам отпевал Алексея, таинственно умершего в своей тюремной камере накануне исполнения приговора.

После создания Синода

Несколько лет шла проработка законопроекта о создании Духовной коллегии. В итоге она стала называться Святейшим правительствующим Синодом. В январе 1721 года Петр подписал манифест о создании данного органа власти, необходимого для контроля над церковью. Новоизбранные члены Синода были спешно приведены к присяге, а уже в феврале учреждение начало постоянную работу. Патриаршество официально было отменено и оставлено в прошлом.

Формально Петр поставил во главе Синода Стефана Яворского. Тот был настроен против нового учреждения, считая его гробовщиком церкви. Он не бывал на заседаниях Синода и отказывался подписывать издаваемые этим органом бумаги. На службе российского государства Стефан Яворский видел себя совсем в другом качестве. Петр же держал его на номинальной должности только для того, чтобы продемонстрировать формальную преемственность института патриаршества, местоблюстительства и Синода.

В высших кругах продолжали распространяться доносы, в которых оговаривался Стефан Яворский. Мошеничество при постройке Нежинского монастыря и другие нечистоплотные махинации приписывались митрополиту Рязанскому злыми языками. Он стал жить в состоянии непрекращающегося стресса, что заметно повлияло на самочувствие. Стефан Яворский скончался 8 декабря 1722 года в Москве. Он стал первым и последним многолетним местоблюстителем Патриаршего престола в российской истории. После его смерти начался двухвековой синодальный период, когда государство сделало церковь частью своей бюрократической машины.

Судьба «Камня веры»

Интересно, что книга «Камень веры» (главный писательский труд местоблюстителя) была издана в 1728 году, когда он сам и Петр уже были в могиле. Произведение, критиковавшее протестантизм, имело необычайный успех. Его первый тираж был быстро раскуплен. Позже книга еще несколько раз переиздавалась. Когда во время правления Анны Иоанновны у власти было много фаворитов-немцев лютеранского вероисповедания, «Камень веры» вновь оказался под запретом.

Произведение не только критиковал протестантизм, но, что гораздо важнее, стало самым лучшим на тот момент систематическим изложением православного вероучения. Стефан Яворский подчеркивал те места, в которых оно отличалось от лютеранства. Трактат был посвящен отношению к мощам, иконам, таинству евхаристии, священному преданию, отношению к еретикам и т. д. Когда православная партия окончательно восторжествовала при Елизавете Петровне, «Камень веры» стал главным богословским произведением Русской Церкви и оставался таковым на протяжении всего XVIII столетия.

Камень веры. Пока шел суд над еретиками он писал обширное сочинение против лютеран: Камень веры православным церкве святыя сыном на утверждение и духовное созидание премыкающимся же о камень претыкание и соблазна на востание и исправление. окончил Камень веры в 1718 г. В России вышел злостный памфлет на Камень веры Молоток на камень веры с выходками против С.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


№42

Стефан Яворский. Камень веры.

В 1713 г. началось дело Тверитинова и друг., увлекавшихся лютеранством. С. приложил все свои силы, чтобы изобличить их и тем косвенно обвинить и самого царя, потворствовавшего лютеранам. Это дело (см. Тверитинов) ясно обнаружило диаметральную противоположность тенденций Петра и С. и произвело окончательный разлад между ними. С. выказал явно пристрастное и нетерпимое отношение к обвиняемым. Пока шел суд над еретиками, он писал обширное сочинение против лютеран: "Камень веры, православным церкве святыя сыном - на утверждение и духовное созидание, премыкающимся же о камень претыкание и соблазна - на востание и исправление". Книга имеет в виду специально православных, склоняющихся к протестантству, и обнимает все догматы, оспариваемые протестантами. Каждый догмат излагается, затем доказывается, и, наконец, опровергаются возражения на него. Доказательства С. берет из Св. Писания, соборных правил, св. отцов. Оспаривая протестантские мнения, С. обильно черпает доводы из католической системы. Католический элемент вошел в статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о наказании еретиков. Мнения, изложенные в статье о наказании еретиков, С. проводил и в жизни, напр. к раскольникам он относился по-инквизиторски. С. окончил "Камень веры" в 1718 г., но при жизни Петра книга не могла быть отпечатана и была издана только в 1728 г., с разрешения Верховного тайного совета, по засвидетельствованию Феофилакта Лопатинского и под его наблюдением. Протестанты тотчас же по выходе книги начали полемику против нее (рецензия в Лейпцигских ученых актах 1729 г., книга Буддея 1729 г., диссертация Мосгейма 1731 г. и т. д.). Ее взяли под свою защиту католики: доминиканец Рибейра написал опровержение на книгу Буддея. В России вышел злостный памфлет на "Камень веры", "Молоток на камень веры", с выходками против С. В настоящее время за "Камнем веры" остается теоретическое значение: в нем С. выставил догматическую систему православной веры. Другую систему дал Феофан Прокопович. "Первая из них, - говорит Ю. Самарин, - заимствована у католиков, вторая - у протестантов. Первая была односторонним противодействием влиянию реформации; вторая таким же односторонним противодействием иезуитской школе. Церковь терпит ту и другую, признавая в них эту отрицательную сторону. Но ни той, ни другой церковь не возвела на степень своей системы, и ни той, ни другой не осудила; след., лежащее в основании обеих понятие о церковной системе церковь исключила из своей сферы, признала себе чуждым. Мы вправе сказать, что православная церковь не имеет системы и не должна иметь ее". Этими словами Самарина определяется значение "Камня веры".

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3140. Оппозиция официальной государственной идеологии в первой половине XVIII в. Стефан Яворский 24.79 KB
Стефан Яворский. Митрополит Стефан Яворский 1658-1722 гг. Последним крупным представителем югозападной схоластической традиции в великороссийской проповеди был Стефан Яворский в проповеднических произведениях которого нашли отражение все основные требования схоластической школы к форме построению и развитию проповедей. Еще до окончания полного курса Яворский для углубления образования отправился за границу где прослушал философию и богословие в польских католических школ.
1178. Проблема соотношения веры и знания 33.56 KB
Все материальное содержание добытых разумом понятий дается или производится опытом. Возьмем, например, всеобщий и необходимый, и в этом качестве добытый разумом закон всемирного тяготения.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что, если бы человек увидел дьявола во всей силе, он бы даже живым не оказался! Настолько страшна злоба дьявола. Я скажу одно - даже запах от дьявола, дьявольский запах, невыносим. Например, час этот смрад не вынесешь. Живым не останешься. Запах! Не говоря о его действии, когда человек подпадает под власть дьявола. Вот где коренится самое большое злодеяние тех, кто отвращает целенаправленно от Бога. Я не знаю, как Бог будет судить тех людей, которые сейчас оболванивают молодёжь, студентов! Коммунисты хотели, чтобы все были безбожниками, чтобы всем идти в ад, мучиться во власти дьявола. Это ни с чем не сравнимо! Ведь сказано: идут в муку вечную. Вечную муку! Что это значит? Под власть дьявола. Как это можно опять, после такого оголтелого безбожия, ещё раз среди молодёжи насаждать неверие в Бога, а ведь это происходит. Схиархимандрит Илий Ноздрин

Комментариев 2

Классов 47

Надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознавать их присутствие, не сумеем и бороться против них. Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, - это она вас предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины. Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть – знайте, что действуют бесы в сердце вашем. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Комментариев 2

Классов 53

Творец почтил женщину многими талантами, главный из которых – любящее сердце. Еще совсем маленькой девочкой ищет она, на кого бы излить свою любовь. Родители, братья и сестры, домашние животные, цветы… Ей мало всего живого мира, и она своим воображением и любовью одушевляет мягкую игрушку, куклу. Разговаривает с ней, прижимает к сердцу, нянчит. Женщина словно изначально обречена на любовь, она как бы природная христианка. Из Священного Писания мы знаем, что сотворению женщины предшествовал замысел: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2,18). Эти слова открывают нам назначение и природу женщины. И какими бы самостоятельными и самодостаточными ни казались наши современницы, их природа остается той же – быть любящей помощницей. Ни могущество, ни власть не в силах дать женщине полного счастья. И только следуя своему назначению служения ближнему, только любя или опекая кого-то, женщина реализует замысел Творца о себе и приобретает душевный покой. Протоиерей Сергий Николаев

Комментариев 1

Классов 23

ПРОСИМ ВАШИХ СВЯТЫХ МОЛИТВ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЯЩУЮ МЛАДЕНЦА АНИСИЮ.21.07 ВЫПИЛА ЩЕЛОЧЬ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТРУБ.ЕСТЬ ОПАСТНОСТЬ ПОТЕРЯТЬ ПИЩЕВОД..СЕГОДНЯ БУДУТ РЕШАТЬ.МАЛЫШКЕ ВСЕГО 1.8.СПАСИ ВСЕХ ГОСПОДИ.

Комментариев 1

Классов 2

Молиться без икон трудно. Икона собирает в себе внимание молитвы, как увеличительное стекло собирает в себе рассеянные лучи в одно обжигающее пятно. Икона – учили отцы – есть утверждение реальности человеческой плоти Христовой, и, кто отвергает икону, тот не верит в реальность Боговоплощения. т.е. человеческой природы Богочеловека. Сергей Иосифович Фудель "У стен Церкви"

Комментариев 0

Классов 18

КУРИЦА В субботу, когда шел тот самый сильный дождь прошлой недели, я уже буквально от порога своего дома повернул в продуктовый магазин. Хотя вроде бы ничего не было нужно. Просто дома ждали дела, звонки, фэйсбук, электронная почта. Хотелось чуть отсрочить всю эту текучку. В магазине ко мне подошел здоровый похмельный мужик. Заглянул в мою почти пустую корзину: - Что? Дорого все? Я пожал плечами. Бреду дальше. Он опять появляется передо мной: - Слышь! Выручи! Я так есть хочу, а денег вообще нет! Купи мне курицу! Курица ведь недорого стоит! Я посмотрел на ценники. Жуть не хотелось никому ничего покупать. Но тут закричала моя душа: - Вдруг человек голодает и просит тебя от отчаянья. Ты ему не поможешь и всю жизнь будешь об этом вспоминать! А тебе ведь завтра на исповедь идти! Я ему говорю: - Подожди меня у выхода из магазина. Не ходи за мной. Он ушел. Я купил ему курицу, вынес. Даю ему в руки. Спасибо! Пожалуйста. Но я еще не отошел от него на два шага, как редким пешеходам он начал эту курицу предлагать: - Слышь, мужик! Возьми курицу за полтинник! - Эй, мать! Купи у меня курицу - за пятьдесят рублей отдам. Я повернулся, хотел что-то сделать… А что я буду делать? Вырву курицу? Дам по морде? Начну кричать? В лицо бил дождь. Меня только что развели. Было обидно и противно. Мужик на мою фигуру не реагировал. Я для него не существовал. У него была своя задача. Я вернулся домой. Через часа два мне нужно было снова отлучиться по делам. От подъезда отъезжала неотложка. Консьержка и еще несколько соседок что-то оживленно обсуждали. Я спросил, что случилось? И Евгения Михайловна с восьмого этажа рассказывает, что пошла в тот самый магазин, где до этого был я. На улице к ней пристал насквозь промокший, трясущийся от холода алкаш, стал предлагать курицу «хотя бы за тридцать рублей». Она пыталась от него отделаться, тогда он вложил ей в руки эту курицу со словами: - Бери, мать! Бери бесплатно. И ушел. Вот с этим приобретением она вернулась домой. А дома дочка Жанна ей выговаривает: - Вот кто теперь эту курицу будет есть? Где ее твой алкаш взял? Может она испортилась? Дочь решила курицу выкинуть, а Евгения Михайловна не разрешает: - Выкидывать продукты грех! Даже алкаш не выкинул. Надо кому-нибудь другому отдать, если сами есть не будем. Вот они стали думать, кому в доме нужна курица с сомнительной биографией. Поняли, что никому. Вроде бы все соседи вполне благополучные люди. Принести вдруг кому-либо из соседей курицу, даже в вакуумной упаковке, - это странно. Но на втором этаже живет Галина. Несмотря на возраст она всегда ярко одевается и похожа на Жанну Агузарову в глубокой старости. А денег у нее нет ни копейки. И кто чем ей все помогают. Понесли курицу Галине. Дверь у нее никогда не на замке. Постучались - молчит. Толкнули дверь - отворилась. Галина не отвечает. Прошли в квартиру - нашли ее на полу. Вызвали скорую. Перед уходом, унося на носилках Галину, врачи говорят: - Если бы мы приехали хоть на несколько минут позже, то не было бы этой женщины в живых. Мы успели в последний момент. Так курица ненароком спасла жизнь человеку. Но на этом еще не все. У Евгении Михайловны с дочкой опять раздор: куда девать курицу? Дочь предлагает выкинуть. Мать - отдать бомжам на улице. Они оделись и несмотря на дождь пошли искать бомжей. Не нашли. Исходили половину района. Дошли до метро. Нет бомжей. Недалеко от метро есть часовня. Решили отнести курицу туда. Тем более рейтинги у курицы высокие: она жизнь человеку спасла. Пусть ее съедят приличные люди. Вернулись они довольные, но мокрые, хотя уходили с зонтом. Рассказывают консьержке, что рядом с часовней на лавочке под проливным дождем сидел благообразный старичок с собакой. Вот они ему курицу и подарили. Он своей собаке показывает курицу и говорит: - Представляешь, Кукуруза (это ее кличка)! Нам на праздник Господь подарок прислал! Евгения Михайловна с дочкой уже от него отходили. Но ведь когда делаешь добро - это засасывает. Хочется делать еще и еще. Поэтому дочь вернулась и подарила старичку свой зонт. Вот почему они возвратились мокрые. И из-за этой несчастной курицы чуть не заболели. Хорошо, что у консьержки был коньячок. Я вернулся вечером домой, и от раскрасневшейся повеселевшей и разговорчивой консьержки всю эту историю узнал. И выдвинул свою версию: - Наступает же день Николая Угодника. Никола Летний. Вот он соседку нашу Галину и спас. И он же подарок старику прислал! А может, этот старик и был Св. Николай! Консьержка возбужденно закивала, а я радостный вернулся домой. А на следующий день, в воскресенье, я снова пришел в магазин. И стоит этот самый алкаш. У меня на него обиды уже никакой нет. Наоборот! Это такой урок: даже когда тебя обманывают, это может помочь многим!!! Алкаш меня узнает. Я спрашиваю: - Чего мою курицу отдал? - А откуда ты знаешь? - Я все знаю! - А что мне с ней делать? - Мог бы съесть! - Да что ты! У меня вчера такое похмелье было, что мне как-то о еде мысль в голову не пришла. Зато сегодня я бы поел. Все утро о бульончике от той курицы думаю. Дурак я! Взял и отдал. Может, ты купишь мне другую курицу, а то внутри все сводит! Я прямо растерялся! А душа кричит: - Вот что было бы, если ты вчера ему отказал? Посмотри сколько всего хорошего благодаря ему произошло!!! Купи ему курицу! - Ну ладно! Иди к кассе, я сейчас. Он уходит, но уже отдаляясь от меня, разворачивает голову и бросает мне с улыбкой: - И еще 150 грамм бы хорошо к бульончику! А затем, уже от касс кричит на весь магазин голосом, похожим на голос Гармаша, цитируя «Бриллиантовую руку»: - Сеня! Еще 150 грамм шампанского - и все! И начинает гулко смеяться. И все в магазине засмеялись. И три-четыре человека покупателей, и две кассирши. Ну и я, конечно. А после магазина думаю: надо пойти к часовне, посмотреть на того старичка, который сидел с собакой. Вдруг я его увижу. Не знаю, почему-то мне это было важно сделать. Утром день был пасмурный, а теперь сияло солнышко. Прогуляться было - чистое здоровье. Старичок сидел у часовни. Он и правда был невероятно благообразный, светлый. Сидел он не там, где нищие, а чуть поодаль, на лавочке. Словно шел по улице и просто решил передохнуть. Рядом лежала его собака. Старичок смотрел на прохожих и улыбался. Казакевич Александр

Комментариев 3

Классов 26

Без воздуха можно прожить максимум 5 минут, с воздухом в среднем 80 лет, без воды можно прожить максимум 5-7 дней, с водой можно прожить в среднем 80 лет, без еды можно обойтись в течение 40-50 дней, а с едой можно прожить в среднем 80 лет, без Бога можно прожить в среднем лет 70-80, а с Богом можно прожить вечность". Архимандрит Мелхиседек Артюхин.

Комментариев 1

Классов 27

Поддержали бы вы решение князя Владимира отменить смертную казнь?

Комментариев 1

Классов 1

ТАКОГО ПОНЯТИЯ, КАК «ВЫМАЛИВАТЬ РОД» ИЛИ РОДОВЫЕ ГРЕХИ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ В ХРИСТИАНСТВЕ. ЭТО ТИПИЧНЫЙ ШАМАНИЗМ. - Обряд отчитки приобрел популярность 25 лет назад, когда церковная жизнь в России стала возрождаться. В церковь пришло много неофитов, людей без духовного образования, лишенных традиций, ищущих в духовной жизни прежде всего чудесных явлений. Потребность в чудесах, настроенность на неосознанную, неотрефлексированную «духовность» породила в свое время такое явление, как младостарчество. Молодые священники, не имеющие элементарного жизненного опыта и знания психологии людей, злоупотребляли духовной властью. Одним из явлений подобного порядка стало как раз применение отчиток - направо и налево. Очевидно, что люди в тяжелые времена разлома общества переживают сильное разочарование, депрессию. Растет количество психических заболеваний, агрессии и всевозможного кликушества. В начале девяностых отчитки стали особенно популярны и, следовательно, экономически выгодны. В свое время Патриарх Алексий II запретил отчитки в Москве и Московской епархии, потому что эти обряды превратились в профанацию. Не все психически больные люди являются бесноватыми. Да, в течение многих веков психические заболевания толковались, как духовные заболевания, как действие злого духа на человека. Но сегодня медицина продвинулась далеко, наука знает о человеке очень много. К сожалению, многие люди в церковной среде не хотят принимать эти знания в расчет. Обряд отчитки совершался индивидуально, на конкретного человека, и никогда не был массовым. Сегодня за массовостью обрядов как раз и скрывается беда. Когда вокруг человека все беснуются, он невольно начинает в это верить сам. Люди психически нестабильные, нездоровые начинают реагировать и заражать друг друга эмоциональным состоянием, доводить себя до истерики, биться в судорогах. То есть, происходит массовый психоз. Психически нездоровый человек, переживший подобный экстаз, старается пережить его снова. Подобные вещи происходят на собраниях харизматических сект, где люди начинают говорить на разных языках, как им кажется, и получать от этого свой религиозный кайф, потому что на них якобы нисходит «святой дух». Это схоже с психозом, который переживают футбольные болельщики на стадионе. Бесноватые действительно существуют. Обряд экзорцизма практикуется с древних, ветхозаветных времен. Евангельский текст священного писания нам говорит о том, что сам Иисус Христос изгонял злых духов из человека. Но надо понимать, что беснование - это состояние очень сильной духовной поврежденности. К примеру, греховная страсть может довести человека до безумной одержимости деньгами или властью. Она может управлять им, толкать на жестокие поступки. Греховная страстность, конечно же, нарушает и психику. Примеры одержимых людей в истории: Иван Грозный, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер. Также примером беснования может быть семейный деспотизм, когда человек уничтожает свою семью через пьянство, насилие. Безумец готов убить, не понимая, что делает. Если человек со страхом и ужасом осознает, что является игрушкой в руках бесовской силы, то ему нужна помощь духовно крепких людей, которые могут за него помолиться. Попросить Бога избавить его от одержимости, даже напрямую вступить в битву с этой нечистой силой, взять удар на себя. Именно поэтому церковь всегда с осторожностью относилась к этому обряду. Человек, который вступает в духовную борьбу с сатанинской силой, берет на себя первый удар. И если он не в состоянии его выдержать, то сам становится игрушкой подобных сил. Человек, который имеет грех в себе, не может помогать другим. Сегодняшние отчитки связаны с тем, что страна переживает сложные социальные коллизии, состояние сверхтревожности. Народу все больше хочется избавиться от каких-то вещей самым простым способом, вместо того, чтобы решать их самостоятельно. Найти человека, который бы чудесной силой освободил их от проблем. Переложить на него ответственность, убежать от реальности. Происходит духовная подмена. Никто из паломников не исцеляется от психических заболеваний, - они становятся постоянными клиентами подобного экзорциста. Однажды ко мне пришел мальчик, который утверждал, что разговаривает с иконами. Я ему тогда сказал, что иконы не разговаривают, нужно идти к врачу. Религиозный бред - это заболевание. Он не послушал меня, а поехал к старцу, как велела его набожная мать. Старец сказал, что нужно бросить пить таблетки (мальчик с детства наблюдается у психиатра) и начать ходить на отчитки. Этот мальчик потом чуть было не выбросился из окна, его вовремя остановили родители. Голоса, которые он слышал, приказывали ему покончить с собой. Такого понятия, как «вымаливать род» или родовые грехи, не существует в христианстве. Это типичный шаманизм. Приносить жертвы за свой род предлагалось в древних, языческих, очень примитивных культах. Именно священный жрец племени связывал все беды людей (к примеру, почему случаются неудачи на охоте или болезни) с родовыми грехами. Отчитка, которую сейчас практикуют, чистой воды магический ритуал под флером православия. Прот. Алексей Уминский