Сравнительная характеристика образов ларра и данко. Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль". Другие сочинения по этому произведению

  • 19.07.2020

И – персонажи рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Эти образы являются героями-антиподами.

С образом Ларры рассказчик и читатель знакомится тогда, когда старуха Изергиль рассказывает легенду о гордом сыне орла, с образом Ларры – когда героиня повествует о смелом и способном к самопожертвованию человеке. Эти две легенды уже противопоставляют героев: Ларра олицетворяет эгоизм и гордость, Данко является воплощением альтруизма и самопожертвования.

Несмотря на противоположные черты характера и взгляды на жизнь, Данко и Ларра имеют и определенные сходства. Оба персонажа отличались своей красивой внешностью. Однако Данко было красив и смел, а Ларра – красив и холоден. В Ларре тоже можно отметить смелость, которая проявляется в общении со старейшинами племени, как с равными себе. Однако это больше иллюстрирует горделивость, чем смелость.

Ларра считает себя лучше других, первым на всем свете. Эта вера сделала героя эгоистичным и равнодушным к окружающим. Ларра привык делать все, что ему хочется, он привык жить лишь для самого себя. Данко же, наоборот, стремится жить ради благополучия окружающих его людей, поэтому он жертвует собственной жизнью ради спасения своего народа от тьмы. Так, Ларра становится причиной гибели многих людей из племени его матери, а Данко становится тем, кто прекращает все несчастия в судьбе его народа.

Все поступки Ларры основаны на желании добиться собственных целей любым путем, даже самым жестоким. Герой убивает девушку, которая не захотела ему принадлежать. Поступки же Данко построены на искреннем желании помочь людям, даже если для этого придется пожертвовать своими устремлениями. Данко не боится отдать собственную жизнь, чтобы принести своему племени покой и тишину.

О противоположности образов говорит и наружность Ларры и Данко. Взгляд сына орла отличался своей холодностью и гордостью, а глаза Данко воплощали силы и «живой огонь». Так, холод Ларры противопоставлен огню Данко.

Оба персонажа оказались непонятыми окружающими людьми. Однако Ларра был отвергнут племенем за его безнравственные поступки. На Данко же люди ополчились из-за неспособности признать свое собственное бессилие. Данко сделал все ради своего племени, однако люди не поняли его истинных намерений. Это стало причиной ожесточенного конфликта между толпой и Данко. Герой умирает как настоящий герой, совершивший подвиг ради всего человечества. Ларра же обречен на вечное одиночество, он не имеет права на смерть. Герой находится между жизнью и смертью, тело его превратилось в тень, которая не понимает ни поступков людей, ни ей речи.

Примечательно, что к понятию гордости обращается старуха Изергиль и при рассказе о Ларре, и при рассказе о Данко. Но гордость персонажей отличается. Гордость Данко – это его сила, храбрость, смелость и мужественность, которые поспособствовали спасению всего народа от тьмы. Гордость Ларры, а точнее гордыня, заключается в высокомерном отношении к окружающим людям, в уверенности в том, что он является лучшим на свете.

Таким образом, Ларра и Данко – олицетворения противоположных человеческих качеств.

(«Старуха Изергиль»)

Карточка-информатор.

В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?

(«Старуха Изергиль»)

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ размышление над смыслом жизни. Это произведение относится к раннему периоду творчества писателя. В нём Горький – романтик, влюблённый в красивых, гордых, смелых людей, которым «воля ведома», «ширь степная понятна», а «говор морской волны веселит сердце». Поэтому-то Горький и делает своих героев людьми исключительными, заостряя в характере каждого из них какую-то одну, ведущую черту: Ларра, например, живёт только для себя; Данко, наоборот, всё отдаёт другим.

Композиционно рассказ строится таким образом, что повествование старухи Изергиль о своей жизни оказывается между двух легенд, рассказанных ею. Словно два полюса, две противоположности возникают перед нами образы Данко и Ларры.

Ларра, «красивый и сильный», - сын орла и земной женщины. У этого человека «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»; он не похож на окружающих его людей: он не хочет жить, как они, он хочет быть свободным. Но свободу Ларра понимает по-своему: делай, что хочешь, бери, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен: «Он хочет сохранить себя целым».

Данко, как и Ларра, красив и смел, «но в очах его светилось много силы и живого огня». Он тоже мечтает о свободе, но о свободе не только для себя, но, прежде всего, для людей. Поэтому-то он и ведёт их, жертвуя счобой из тёмного леса, из смрада страшных болот на простор степей, к «золотой сияющей» реке.

Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего, и это, по его представлениям, даёт ему право презирать остальных и властвовать над ними.

Данко – «лучший из всех», и именно поэтому он берёт ответственность за жизнь соплеменников. («Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»)

Но, как бы ни были различны герои, результат одинаков – одиночество. Ларра, противопоставив себя окружающим людям, считая себя выше всех, этим-то себя на одиночество о обрекает. Не случайно мудрейший говорит: «наказание ему в нём самом!» Но отверженный, «выкинутый вон» Ларра только смеётся вслед людям, приговорившим его к самому страшному на свете наказанию, - наказанию одиночеством и .

Проходят десятилетия, и Ларра возвращается к людям, надеясь принять от них смерть, но теперь они смеются над ним, радуясь, что он не может умереть. Ларре « нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

За что был наказан Ларра, - понятно. Но почему же и Данко, пожертвовавший жизнью своей во имя свободы других людей, тоже наказан? Его «гордое сердце» растоптано ногой «осторожного» человека, испугавшегося «чего-то». Дело в том, что толпа никогда не прощает превосходства над собой. Слабые и ничтожные всегда жаждут одного: найти виновного в том, что они таковыми оказались, ведь легче быть рабом и идти со всеми вместе, «как стадо овец». А если тебе прямо в лицо осмеливаются бросить упрёк в слабости и трусости, то плохо придётся этому человеку: его разорвут на куски, не будет ему жалости и пощады. Это и произошло с Данко. Его, как и Ларру, «поразили за гордость».

Но перед тем, как умереть, Данко смеётся «гордо»; Ларра же перед тем, как уйти от людей навсегда, смеётся 2громко». От Ларры осталась лишь тень, бродящая по степи; от «гордого сердца Данко» остались искры, появляющиеся перед грозой.

Судьба старухи Изергиль во многом сходна с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, так же, как и они, она прожила «мятежную» жизнь и «не была никогда рабой, ничьей». Подобно Ларре, она жила «жадно», беря от людей всё, что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это собой, «тратила» себя, не жалея, отдавая себя без остатка. А это уже делает её жизнь похожей на жизнь Данко.

Кроме того, итог её жизни – одиночество, она «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век. Но всё-таки жизнь её не прошла бесследно: она приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать жизнью (вспомните, как она спасает от гибели Аркадэка).

Люди, среди которых живёт в старости Изергиль, любят её, им нужны её рассказы; ведь в их сегодняшней жизнинет той силы и того огня, которые раньше были в людях. Теперешние люди «не живут, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!» - говорит Изергиль.

И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и, каким бы горестным ни был итог их жизни, они всё-таки жили, а «не примерялись».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Дайте краткую характеристику раннего периода творчества М. Горького.

2.Какое место занимает в творчестве Горького рассказ «Старуха Изергиль»?

3. Заполните сопоставительную таблицу.

5. Чем теперешнее поколение отличается от Ларры, Данко, Изергиль?

6. Сделайте вывод о том в чём сходство и различие Данко, Ларры, Изергиль.

Карточка-информатор.

Есть ли в пьесе основания для веры Сатина в огромные возможности человека?

(«На дне»)

Трудно говорить об огромных возможностях человека в применении к людям, являющимися героями пьесы М. Горького «На дне». Сама обстановка ночлежки, похожей на пещеру, с низкими потолками, нехваткой воздуха и света, словно давит на людей, не даёт им возможности жить по-человечески. Перед нами не столько люди, сколько то, что от них осталось. Не случайна одна из ремарок, сопровождающих слова Сатина в первом действии, - «рычит». Люди дошли до предела, многие потеряли даже имена, остались лишь клички (Актёр, Татарин, Барон). Практически все герои пьесы, за редким исключением, ничего не делают. Они только пьют, играют в карты, дерутся, ругаются. Уж какие тут огромные возможности человека!

И всё-таки даже в этих опустившихся людях осталось что-то человеческое, что даёт основание для веры в их возрождение. Вот умирает Анна, жена Клеща. Своим постоянным кашлем она давно мешает всем, но всё-таки некоторые из ночлежников заботятся о ней: Квашня угощает пельменями, Актёр выводит её подышать свежим воздухом. Значит, сердца этих людей ещё не совсем зачерствели, остались в них доброта и сострадание. А у Актёра есть мечта: он хочет вылечиться от алкогализма. Согласитесь, когда человек способен о чём-то мечтать, это уже немало.

Мечтает и Настя, мечтает о любви. По её представлениям, любовь непременно должна быть роковой, как в книгах, которые она читала. Настя отстаивает своё право на то, чтобы у неё было прошлое, а в этом прошлом – любовь к Раулю или Гастону. И когда озлобленный Барон бросает ей в лицо: «Не было! Не было у тебя никакой любви!», она кричит: «Была!». В этой готовности бороться за своё выдуманное прошлое, за свою мечту, ощущается сила, а сильные многое могут.

Васька Пепел, «вор и воров сын», искренне любит Наташу. Он ещё способен чувствовать. Клещ, уверен, что вырвется со дна, что для этого нужно только работать, и он постоянно твердит о себе: «Я – рабочий человек!» Как видно, во многих обитателях ночлежки ещё не утеряно до конца то, что должно быть присуще людям.

И вот в ночлежку приходит удивительный человек – Лука. Он странник, много ходил по земле, много видел. Лука искренне любит людей, желает им добра, для него важен каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко их отогрел. После первого разговора со стариком Актёр, например, чувствует, что в его душе пробуждается что-то забытое. Горький показывает это скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», смеётся», говорит «как бы проснувшись». Актёр вспоминает своё имя, потом своё любимое стихотворение, а ведь «в любимом – вся душа». И, может быть то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нём Человек ужаснулся тому, как живёт Актёр, и не захотел больше жить так.

Сатин, в уста которого Горький вкладывает знаменитые слова о Человеке, говорит о том, что Лука «проквасил сожителей», то есть заставил их задуматься, разбудил в душах этих людей давно забытое, открыл для них какой-то выход. «Старик прав, - говорит Сатин. – Он для вас же всё делал, он подействовал на меня, как кислота на ржавую монету.» Вера Сатина в огромные возможности человека была взращена Лукой, который утверждал: «Человек может добру научить очень просто».

1. Дайте общую характеристику обитателей ночлежки.

2. Что в них осталось человеческого и как это проявляется?

3. Каковы мечты ночлежников?

4. Чем в своих мечтах отличается Настя от остальных?

Необходима сравнительная таблица этих героев, причём в каждой строке - отдельный критерий сравнения. Я пониманию, что таблицей не ответите, но приветствуются ссылки, сплошной текст (Ваш личный) . Буду благодарен.

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ-размышление о смысле жизни

Главный герой - исключительная личность
Особенности композиции:
1состоит из трех самостоятельных частей
2сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
3первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
4центральная часть - рассказ о старухе Изергиль

Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
Ларра
Данко

Внешность
«красивый и сильный» , «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция
♦ он не похож на других людей - не хочет жить, «как они» , хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым» ;

♦ «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего» , это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
♦ «лучший из всех» , «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» , мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке» ;

♦ «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то» . Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость

Итог жизни
одиночество

Послесловие
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

Антиидеал
романтический идеал

Старуха Изергиль
Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко) .
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.

2
Данко
Старуха Изергиль

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.

3
Ларра
Старуха Изергиль

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно» , беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры) , она платила за это, «тратила» себя, не жалея.

4
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.

5
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.

Ларра Данко
Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный.
Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив.
Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем.
Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени
Жизненная позиция Не хочет делиться с остальными. Хочет брать самое лучшее. Считает, что раз он непохож на остальных может делать всё что захочет. Мечтал стать свободным Жертвует собой ради того, чтобы спасти соплеменники. Мечтал подарить им свободу. Любил людей, желал всем помочь.
Отношение соплеменников к герою Ненавидели его за большую гордыню, хотя они понимали, что он ничем не хуже их. Считали его лучше всех, уважали его сильный дух веру и мужество. Даже когда они отвернулись от него – пожертвовал собой чтобы спасти их.
Смысл образа уверенное осуждение эгоистичности и уверенности в своей чрезмерной важности. Дань, дать, дающий. Что я дам людям? Что сделаю ради людей?
Причины «наказания» Презирает всех людей. Считает их рабами. Слишком гордое сердце.
Совершенный поступки Совершил преступление – убил девушку. Злые поступки. Совершил подвиг – осветил путь людям своим сердцем. Добрые поступки.
Истинное счастье Смерть Жить для других.
В итоге Одиночество
Герой с толпой Конфликт
Общее Внешне красивы, смелы и сильны духом.
Легенда современными словами Превращается в тень (тьма, холод) Голубые искры (свет, тепло)
Ключевая мысль Гордость — прекрасная часть характера. Она делает человека личностью и пренебрегает общепринятым. Самопожертвование.
Вывод Антиидеал, выражающий презрение к людям. Идеал, выражающий высшую степень любви к людям.
Цитаты
  • «он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»
  • «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь»
  • «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула».
  • «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»
  • «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце»
  • «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом».
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Цели урока:

    1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
    2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
    3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
    4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

    II. Основная часть

    1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

    Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

    Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

    В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

    Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

    Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

    Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

    ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

    3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

    Каково композиционное решение рассказа?

    Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

    Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

    4. Анализ легенды о Ларре.

    Кто является главным героям первой легенды?

    Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

    Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

    Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

    Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

    Карточка №1

    Гордость –

    1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
    2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

    Гордыня - непомерная гордость.

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

    К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

    Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

    Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

    Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

    5. Анализ легенды о Данко.

    а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

    Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

    Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

    Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

    Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

    В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

    Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

    б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

    Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

    ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

    6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

    Критерии

    1. Отношение к толпе

    2. Толпа - герой

    3. Отличительная черта характера

    4. Отношение к жизни

    5. Легенда и современность

    В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

    Сопоставление образов Данко и Ларры

    Критерии

    1. Отношение к толпе

    Любовь, жалость, желание

    Презирает людей, относится к

    помочь им

    ним высокомерно, не считается

    2. Толпа - герой

    конфликт

    конфликт

    3. отличительная черта характера

    Любовь, сострадание, смелость,

    Гордыня, эгоизм, крайний

    милосердие, мужество, умение

    индивидуализм, жестокость

    подавить гордыню

    4. Отношение к жизни

    Готов пожертвовать своей

    Берет от жизни и людей все, но

    жизнью ради спасения людей

    ничего не отдает взамен

    5. Легенда и современность

    Голубые искры (свет, тепло)

    Превращается в тень (тьма,

    6. Поступки, совершаемые героями

    Подвиг ради любви к людям,

    Зло, преступление

    добрые поступки

    7. Отношение писателя к героям

    Идеал, воспевает его красоту,

    Антиидеал, осуждает его

    смелость, подвиг ради любви к

    поступки, античеловеческую

    сущность

    7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

    Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

    К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

    Карточка№2

    Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

    Карточка №2

    Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

    III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

    IV. Домашнее задание:

    1. Чтение пьесы “На дне”;
    2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
    2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
    3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.