Восточные двери флорентийского баптистерия. Италия. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни. Интерьер. Что посмотреть в Бапститерии

  • 19.09.2020

Прежде чем предстать перед флорентийцами и гостями столицы Тосканы в своём современном узнаваемом облике, это здание прошло очень долгий путь. Первая постройка, положившая начало летописи баптистерия, появилась на площади Дуомо ещё в 4-м веке. Она также использовалась для церковных нужд, но тогда ещё не имела отношения к таинству крещения. Сооружение много раз перестраивалось, меняло свой облик и структуру. Лишь через несколько столетий, в самом начале 11-го века, в ходе очередной трансформации здание приобрело свою окончательную форму: стены сложились в правильный восьмиугольник.

Как только строительные работы были начаты, здание освятили. Сделал это папа Николай II 6 ноября 1059 года. При возведении строения мастера ориентировались на флорентийские каноны романского стиля. Материалом для внешней облицовки был выбран мрамор - белый каррарский и зелёный Prato. Работы подошли к концу в 1128 году. Тогда церковь была официально признана крестильней и освящена именем Иоанна Крестителя - покровителя . Баптистерий Сан-Джованни стал частью архитектурной группы, элементами которой являются , и музей Оперы дель Дуомо.

Декорирование крестильни Сан-Джованни велось ещё долго: во второй половине 12-го столетия пол покрыли мраморным орнаментом, в 13-м столетии был завершён восьмигранный купол, а также переделана апсида - из полукруглой она стала прямоугольной. Позднее внутренние пространства были покрыты мозаиками, авторами которых стали итальянские живописцы Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ.

С 12-го века и на многие десятилетия баптистерий Сан-Джованни выполнял функции главной крестильни всей Флоренции. Именно в этих стенах были крещены такие великие уроженцы этого города, как Данте Алигьери и целые поколения рода Медичи. До 19-го столетия таинство приобщения христианству все флорентийцы приходили именно здесь.

В начале 20-го века здесь проводились археологические раскопки. В результате под зданием были обнаружены руины строения времён Древнего Рима. Посмотреть на мозаичный пол этой постройки и другие её части сегодня можно через решётку, которая закреплена перед алтарём.

Как добраться

Баптистерий Сан-Джованни воздвигнут на одноимённой площади Сан-Джованни (Piazza San Giovanni). Она в свою очередь переходит в площадь Дуомо (Piazza del Duomo), так что в качестве ориентира можно выбрать и её.

Точный адрес: Piazza San Giovanni, 50122 Firenze FI, Италия

    Вариант 1

    Автобус: маршрут C2 до остановки Olio.

    Пешком: обойдя стоящее здание по улице Via dei Pecori, можно сразу же попасть к баптистерию.

    Вариант 1

    Автобус: маршруты C1 и С2 до остановки Roma Duomo.

    Пешком: от неё по улице Via Roma можно дойти до площади за пару минут.

Баптистерий Сан-Джованни на карте

Двери и колонны баптистерия

Определённое время здание выполняло сразу две функции - собора и крестильни. В связи с чем возникла необходимость разделять потоки прихожан. Решить эту проблему помогли три отдельных равноценных входных портала, ориентированных на север, юг и восток. Большой вклад в оформление этих дверей внесли такие мастера, как Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти. Они изобразили на поверхностях порталов библейские эпизоды из обоих заветов и историю Иоанна крестителя.


Помимо порталов, достойны внимания и колонны Сан-Джованни. Одна из них установлена вблизи северных ворот. Она посвящена Святому Зиновию - первому флорентийскому епископу. Согласно легенде, когда-то его мощи, хранящиеся на этой же площади, вызвали цветение старого дерева прямо посреди зимы. Именно на месте этого дерева и установили памятную колонну. Также особые колонны, выполненные из порфира, установлены по двум сторонам от Восточных ворот. Они были преподнесены в подарок городу жителями Пизы за военную помощь, которую флорентийцы оказали им в столкновениях с армией Лукки.


Южные ворота

Именно над этим порталом баптистерия Сан-Джованни работал ювелир и скульптор Андреа Пизано. Начав в 1330 году, он декорировал эти дверные створки целых шесть лет. Южные ворота покрыты бронзой, на которую Пизано нанёс гравировку. Вся их площадь разделена на 28 частей. На каждую из них искусно нанесены эпизоды из жития Иоанна крестителя. В некоторых из них его сопровождают Добродетели - представленные в аллегорической форме положительные свойства человека.


Северные ворота

Для того, чтобы выбрать профессионала, способного оформить вход в баптистерий, расположенный с северной стороны, был устроен конкурс. За право работать с этим порталом боролось несколько претендентов, среди которых был и Филиппо Брунеллески - известный итальянский архитектор. Однако победу в конкурсе одержал скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. 23 года он кропотливо покрывал дверную поверхность изображениями сюжетов из Евангелия и Нового завета.
Члены Гильдии торговцев, которая выступала заказчиком, очень высоко оценили результат стараний ювелира. К Гиберти поступило предложение оформить ещё один портал, которое он тут же принял.


Восточные ворота

Над этим порталом Гиберти трудился ещё дольше - 27 лет подряд. Для помощи скульптору был основан отдельный цех для обработки бронзы. В итоге двери покрыли десять картин, на которых были изображены ветхозаветные сюжеты. По бокам Гиберти разместил лики святых. В городе есть легенда, согласно которой, Микеланджело, увидев эту работу, был так поражён, что назвал этот портал в баптистерий Сан-Джованни «Вратами Рая». Это название пришлось горожанам по вкусу, закрепилось и до сих пор используется при упоминании Восточных ворот.


Интерьер баптистерия

Убранство внутренних помещений сооружения достаточно интересно. Один из главных элементов интерьера - алтарь, который относится к началу-го 20 столетия и выполнен в нео-романском стиле. Его автором стал Джузеппе Кастеллуччи, который в своей работе взял за основу некоторые элементы оригинального алтаря 12-го века. Другая обязательная деталь - купель, которая была создана ещё в 14-м веке. Её украшают шесть барельефов из мрамора со сценами крещения. Внутри можно найти и погребальные памятники, в том числе и два римских саркофага. Некоторые элементы, которые прежде украшали интерьер баптистерия Сан-Джованни, сегодня находятся в музее Оперы дель Дуомо. Так, сегодня там можно увидеть деревянную статую кающейся Марии Магдалины и панели, вышитые шёлком и золотыми нитями, которые раньше находились на алтаре.


Особенно интересны мозаики баптистерия Сан-Джованни. Они созданы в золотом цвете и покрывают внутреннюю часть купола и апсиду. На последней видны Христос, Богоматерь, ангелы и апостолы. Фигуры окружены различными растениями. Пространство купола разделено на концентрические круги, в каждом из которых изображён какой-либо библейский сюжет. Так, здесь можно увидеть Деву Марию, Иоанна Крестителя и других персонажей Библии. Одним из центральных здесь является изображение Страшного суда. Нижней границей купола, отделяющей его от стен, является ярус небольшой ширины, на котором небольшие квадратные отверстия чередуются с ликами святых.


Стены баптистерия покрыты искусными фресками. Они были выполнены различными итальянскими мастерами в 13-м и 14-м веках. Наибольшую роль в их создании сыграл Коппо ди Марковальдо - известный итальянский живописец.


Время работы

Баптистерий Сан-Джованни доступен для посещений всю неделю. В будни и в субботу его двери открыты с 11:15 до 18:30, а в воскресенье - с 08:30 до 14:00.

Полностью закрывается здание только по большим праздникам, таким как 1 января, Пасха, Рождество (25 декабря) и в праздник Рождества Девы Марии, который приходится на 8 сентября.


Баптистерий Сан-Джованни - уникальное как по своей истории, так и по оформлению сооружение. Его внешнее и внутреннее убранство проработаны до мельчайших деталей, которые не рассмотреть на фото. Они стоят того, чтобы увидеть и исследовать их собственными глазами. А его стены помнят момент, когда был посвящён в веру сам Данте. Всё это делает баптистерий одним из главных объектов культуры и религии тосканской столицы.

Визитная карточка

Адрес

Piazza San Giovanni, Флоренция, Италия

Официальный сайт Баптистерия Сан-Джованни
Время работы

Ежедневно (кроме 1 января, 25 декабря, 8 сентября, Пасхи):
Понедельник-суббота - с 11:15 до 18:30rnВоскресенье - с 08:30 до 14:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Италия и каждый из ее городков наполнены атмосферой древних руин и наследием великой эпохи Возрождения. Эту страну можно охарактеризовать, как настоящий музей под небесным куполом, ведь по количеству «сокровищ» в Европе, Италия заслуженно занимает первое место.

Флорентийский баптистерий

Достопримечательности Флоренции известны всему миру – это превосходные сооружения в виде соборов, великолепных музеев, дворцов и церквей. Одной из таких удивительных достопримечательностей является баптистерий Святого Иоанна (Сан-Джованни), расположенный на площади Дуомо.

Это восьмигранное церковное здание на ступенчатом подиуме было возведено еще в IV-V вв. Тот внешний облик, который мы можем наблюдать сегодня, баптистерий приобрел в XI-XIII вв. Это самое древнее сооружение в городе. До XIX века именно в этом месте крестили всех уроженцев Флоренции. Купольный свод украшает бесподобная византийская мозаика, а центральная мозаика демонстрирует картину Страшного суда с изображением Христа в самом центре.

Северные, Восточные и Южные ворота

Баптистерий – это место для проведения обрядов крещения. Огромный поток людей, желающих принять христианство, стекался к этому храму испокон веков. В связи с этим у сооружения появились три разных входа. Южные ворота были возведены по проекту Андреа Пизано и являются самыми древними. Глядя на Южные ворота, невозможно не насладиться панелями с удивительными барельефами, рассказывающие о жизни Иоанна Крестителя.

Лоренцо Гиберти является создателем двух других ворот. Готический стиль Северных ворот украшают эпизоды из Нового Завета. Они были созданы в начале пятнадцатого столетия. Восточные ворота имеют деления в виде десяти золоченых панелей с изображением библейских историй. Сам Микеланджело «окрестил» Восточные ворота «Райскими вратами». На данный момент именно эти ворота считаются самыми известными.

Кроме площади Дуомо стоит также посетить площадь Синьории , на которой находится несколько старинных зданий 14-16 веков, статуя работы Рафаэля и много других интересных объектов.

Адрес: Piazza San Giovanni, 50122 Firenze FI, Италия.

Время работы зависит от сезона. Ежедневное расписание можно узнать на официальном сайте музеев Флоренции.

Выходной день: первый вторник каждого месяца.

Самым старым из дошедших до нас зданий Флоренции считается баптистерий. Постройка расположена на площади Дуомо, в центральной части города. Кроме баптистерия, который называется Сан-Джованни (также он носит имя Св. Иоанна Крестителя), на Соборной площади стоит и центральный собор Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. По словам ученых и археологов, баптистерий был построен тогда, когда самого собора еще не было.

Вообще, баптистерий – это специальное здание для крещения людей. Первые постройки такого рода появились в IV столетии нашей эры, а с IX века стали приходить в упадок. Такая ситуация связана с конструкцией и предназначением баптистериев. Изначально, они строились для обращения в христианскую веру взрослых людей, для чего внутри строились большие купели. Позже христианство стало более популярной религией, и крестить людей стали в младенчестве, в связи с чем большие купели стали не нужны. И уже в ХХ столетии баптистерии вновь стали востребованы, опять так, в связи с ростом числа взрослых людей, желающих стать крещенными.

Флорентийский баптистерий исследователи относят к XI-XII столетиям (хотя, старинная крестильня известна тут еще с V века). В древние времена на месте этой постройки высился языческий храм, посвященный одному из богов римского пантеона. Предположительно, это был бог войны Марс. В документах встречается точная дата – 4 марта 897 года, которая является первым официальным упоминанием о баптистерии. Тогда представитель императора Рима во Флоренции вел судебное заседание напротив базилики Сан-Джованни.

В 1059 году начинается реконструкция постройки. Папа Римский Николай ІІ отдал указ о перестройке здания, а позже лично освятил его. Финалом строительных работ стало создание купола с восемью гранями, который и поныне накрывает крестильню. Кроме того, к постройке добавили апсиду (низкий выступ, покрытый куполом), где установили специальный алтарь.

Заканчивали здание в XII веке. К 1128 году постройка носила почетный статус кафедрального собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре еще не возвели), а позже получила официальное наименование – «баптистерий». Здание покрывается крышей, на которой устанавливается фонарь. Стены, сложенные песчаником, закрываются мрамором белого и зеленого цвета. Баптистерий был окончательно завершен сооружением кафедры проповедника в самом начале XIIІ столетия.

Интерьер

Внутреннее декорирование началось одновременно с внешней отделкой. Ответственность на работы внутри здания взяло на себя уважаемое объединение жителей Флоренции – гильдия суконщиков. Для работы были приглашены известные мастера Италии и других стран. В интерьере преобладают золотой (мозаики), белый и зеленый (стены) цвета.

Структура стен баптистерия сохраняется и внутри. Восемь ребер сходятся в центральной точке купола, роспись которого представляет собой впечатляющее зрелище. Фрески тут создавались художниками из Венеции в XIII-XIV веках. В центре одной грани крестильни находится внушительных размеров фигура Иисуса Христа. Его окружают росписи с сюжетами Страшного Суда (на трех гранях). Еще пять граней украшены библейскими сценами (например, тут есть сюжеты Небесной иерархии). Нашлось на стенах здания место и покровителю, именем которого назван баптистерий – Сан-Джованни (его знают и как Св. Иоанна).

Расписанный купол с полом связывает несколько элементов. Первый – переходный от купола к стенам – представляет собой узкую поверхность с квадратными окнами. Второй элемент – это непосредственно стены. Они тут украшены колоннами, которые гармонично разделяют стены на отдельные части. В стенах прорезаны окна, декорированные лепкой. У самого пола колонны стен связываются с орнаментом.

Главным объектом интерьера была купель, которая находилась в центре. К сожалению, ее уничтожили в XVI столетии. До наших времен дошла другая купель (Крестильный источник), установленная у одной из стен баптистерия. Другие архитектурные элементы здания: усыпальница Бальтазара Коссы, больше известного под именем лжепапы Иоанна XXIII (расписана одновременно с куполом), римские саркофаги, алтарь и статуя Магдалины из дерева (ее создал сам Донателло).

Восточные ворота

Из трех входов в баптистерий Сан-Джованни наиболее известным является восточный. Он был создан скульптор Лоренцо Гиберти в 1425-1452 годах. Двери эти получили название «Райские врата» или «Врата Рая», настолько прекрасны они были. На средства еще одного городского объединения – гильдии купцов – художник создал 10 позолоченных панелей, и встроил их в двери. По бокам были размещены дополнительные объемные фигуры (Гиберти был вынужден разместить фигуры вне панелей из-за большого количества персонажей). А одним из небольших объектов во внешней раме дверей стало лицо самого Лоренцо Гиберти. Оригинальные панели сейчас хранятся в музее Дуомо, а «Врата Рая» оформлены качественными копиями.

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя – это одна из трех основных составляющих архитектурного ансамбля Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре , знаменитого символа Флоренции! Путешественник, вошедший на Соборную площадь со стороны главного входа в Дуомо, непременно отметит на переднем плане приземистое здание. Это необычное строение и есть крестильня, названная именем небесного покровителя Флоренции святого Иоанна.

История строительства

Место, на котором нынче красуется здание крестильни, издавна считалось сакральным для обитателей этой части итальянских земель. Сохранились сведения о том, что в 1 веке нашей эры, в данной части Соборной площади, был построен храм, посвященный одному из жителей Олимпа, возможно, воинственному Марсу. В VII веке н.э. здание претерпело значительные изменения, чтобы к IX веку преобразиться в романскую базилику. В 897 году название здания связывали с именем святого Иоанна. А в XI веке религиозная постройка получила свою замечательную форму правильного восьмигранника. В таком виде здание было освящено благодатью папы Николая II. XII век выдался знаковым для данной достопримечательности. В 1128 году она получила статус баптистерия. На протяжении этого столетия строители надстраивали крышу и увенчали ее небольшим фонарем. Также велись активные работы по обшивке стен здания полихромным мрамором, белым и зеленовато-серым. В самом начале 13 века крестильня получила пристройку в виде прямоугольной кафедры (scarsella). Кстати, в период с IX по XII века, баптистерий совмещал в себе функции кафедрального собора и крестильного дома. Для того, чтобы прихожане имели возможность свободно посещать проповеди священников и поучаствовать в обряде крещения, в здании баптистерия есть три пары ворот. Поверьте, каждая из них имеет особое значение.

Показать больше

Ворота

Первым свою руку к украшению порталов приложил талантливый средневековый мастер Андреа Пизано (Andrea Pisano). Его заботам были вверены бронзовые двери, иначе именуемые Южными воротами в крестильный дом. Работа над Южными воротами заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции. Северный вход в Баптистерий Святого Иоанна после длительного и напряженного конкурса получил в свое распоряжение Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Одним из проигравших соперников оказался сам Бруннелески, автор непревзойденного купола Кафедрального собора Дуомо . Гиберти корпел над Северными воротами с 1401 по 1424 года, покрыв их рисунками на тему Нового Завета и Евангелия. Неподалеку Северных ворот находится колонна, посвященная первому епископу флорентийскому Святому Зиновию. Его мощи были помещены в Дуомо, где и хранятся по нынешний день. По преданию местных жителей, гробница с останками святого заставила зазеленеть старый вяз, посреди суровой зимы. На месте того чудесного вяза впоследствии был установлен мраморный монумент. Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным. Полет творческой мысли мастера был настолько всеобъемлющ, что ему понадобилась собственная мастерская по работе с бронзой. Общий период работы над Восточными воротами составил 27 лет. На деньги, выделенные гильдией купцов, Гиберти создал настоящие Ворота Рая. Восточные врата разделены на 10 отдельных картин из бронзы, каждая размером 5 на 2. Все картины – иллюстрация историй из Ветхого Завета, в обрамлении ликов святых. Легенда гласит, что название «Врата Рая» Восточному входу в баптистерий дал сам Микеланджело, пораженный отточенностью деталей и красотой выполненных рисунков. А сияние свежее обработанной бронзы только дополнило невероятные впечатления от створок ворот. В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо . Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

Внутреннее убранство

Внешняя отделка трехъярусного баптистерия удачно гармонирует с устремленной ввысь колокольней Джотто и зданием Кафедрального собора Санта-Мария-дела-Фьоре . Однако внутренний декор крестильного здания поражает глубиной проработки и огромной ценностью. Белый мраморный купол баптистерия изнутри представляет собой просто фантастическое зрелище. Восемь потолочных граней сходятся в одной точке – крошечном пятачке естественного света, высоко под самым фонарем-лантерной. Лучи дневного света наполняют объемом красивейшие во всей Флоренции и Тоскане фрески. Росписью потолка занимались различные итальянские мастера в период с XIII по XIV столетия. Особенно выделяется образ Иисуса, окруженный ангелами небесными, делами мирскими и грехами смертными. Сцена страшного суда занимает три смежных грани купола. Остальные плоскости расписаны сценами из священного писания. Здесь можно полюбоваться на сотворение жизни на Земле, а также Небесную Иерархию, отыскать фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии. Особый вклад в создание фресок внес художник Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo). Купол от стеновой части отделяет узкий горизонтальный ярус, украшенный окошками и ликами святых. Стены, или так называемый, нижний ордер здания, имеют классическую романскую отделку. То есть вертикальное разделение пространства благодаря колоннам. Парные окна с округлыми арками отделаны причудливой лепниной и несут более декоративную нагрузку, чем функциональную. Если опустить взгляд еще ниже, то можно насладиться сочетанием колон и крупного геометрического орнамента. Этот ансамбль органично связывает богато расписанный потолок и скромный декор пола. Не оставит равнодушным посетителей кафедра баптистерия, украшенная фресками конца XIII века. Также внутри крестильни Святого Иоанна находятся саркофаг епископа Раньери и мемориал Иоанна XXIII. Над созданием гробницы самопровозглашенного папы потрудились сразу два талантливых итальянца – Микелоццо и Донателло. У стены баптистерия скромно расположился крестильный источник. Именно ему обязаны многие поколения флорентинцев обрядом посвящения в католическую веру. С IX века и вплоть до конца XIX столетия два раза в год в этом источнике совершалось таинство крещения. В свое время Данте Алигьери был настолько впечатлен величием баптистерия, что упомянул крестильный источник в своем самом значительном произведении, Божественной комедии. В качестве особой памятки о прошлом великого города, в здании баптистерия находится гробница одного из представителей семейства Медичи.

Самым старым и единственным флорентийским сооружением, имеющим античные корни, считается Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni). Его полное название - Баптистерий Святого Иоанна Крестителя и расположен он на Соборной площади Флоренции (Piazza del Duomo), рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольней Джотто.

В античные времена на этом месте находился храм, построенный по приказу Юлия Цезаря для легионеров-ветеранов, и посвященный богу войны Марсу. От этой первой постройки сохранились фрагменты пола под решеткой напротив восточной двери. В IV веке, когда христианство набирало обороты и стало основной религией в Римской Империи, здесь было решено устроить крестильню, т.е. баптистерий (лат. baptisterium). Статую Марса, которая находилась в храме, жители Флоренции не выбросили, а установили у моста, который в 1333 году смыло наводнением. К слову: в принявшем христианство древнем Киеве статуи Перуна и других языческих богов сразу побросали в воды Днепра. Сегодня на том месте, где наводнение смыло мост вместе со статуей Марса, начинается знаменитый Понте Веккьо.

Первое датированное упоминание Баптистерия - 4 марта 897 года, когда Амадео - римский князь и представитель императора «вершил суд в портике, расположенном напротив Базилики Святого Иоанна Крестителя». В тот период Баптистерий становится Кафедральным собором Флоренции. Вплоть до XIX века именно в Баптистерии крестили всех уроженцев Флоренции, среди них - Медичи и Данте, который однажды спас младенца из купели, в которую того уронил священник. И по сей день, по обычаю, 21 марта сюда приносят всех детей, родившихся в предыдущие 12 месяцев.
Ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы, в этот же период была произведена внешняя отделка здания, заказанная и оплаченная Купеческой гильдией Флоренции. Для облицовки использовали белый и зеленый мрамор, закрывший основу стен, сложенных из песчаника.

Другая гильдия – Суконщиков, была ответственна за внутреннее содержание Баптистерия. Самоуверенные флорентийцы не постеснялись пригласить художников из других городов, чтобы сделать свой Баптистерий самым красивым в мире. Его интерьер с золотыми мозаиками, бело-зеленой мраморной отделкой стен и облицовкой пола в восточном стиле производит торжественное и праздничное впечатление, завораживая своей роскошной красотой.

Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII-XIV веков работы венецианских мастеров. Три грани купола занимает композиция Страшного Суда с монументальной фигурой Христа в центре.

На пяти регистрах пяти других граней купола представлены Небесная Иерархия, Сотворение Мира, жизнь Иосифа, сцены из жизни Девы Марии и Иисуса, жизнь Иоанна Крестителя.

Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV века, он расположен у стены.

Кроме купели, в Баптистерии находится роскошная гробница антипапы Иоанна XXIII - целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло (изваял статую этого лжепапы Бальтазара Косса, смещенного в 1415 году).

Так же украшениями внутреннего убранства служат алтарь XIII века,

саркофаг Гучо (представитель семейства Медичи) с изображением охоты на кабана и великолепная

деревянная статуя Магдалины работы Донателло.

Вплоть до 1128 года здание продолжает выполнять роль Кафедрального собора, одновременно оставаясь баптистерием. В те годы обряд святого таинства проводился только два раза в год, поэтому необходимо было иметь несколько дверей, дабы толпы верующих могли попасть внутрь.
Наиболее древними являются южные бронзовые двустворчатые двери (врата), созданные в 1330 - 1336 годах великим итальянским художником Андреа Пизано, который ко времени получения заказа на изготовление дверей уже прославился возведением Кафедрального собора в городе Пиза. Пизано всего лишь за три месяца изготовил восковые формы рельефов дверей, а их отливка была доверена венецианскому мастеру Леонардо д’Аванцо, лучшему мастеру этого дела на то время. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели.

Северные и восточные врата – самые ценные объекты истории современного искусства. Они знаменуют собой ключевой момент развития приемов Ренессанса, таких как естественная перспектива. Северные двери были задуманы городскими властями в эпохальный 1401 год (год, с которого ведется отсчет эпохи Возрождения). В 1402 году богатая флорентийская гильдия торговцев тканями в честь избавления города от чумы объявила конкурс – первый в истории искусств – на создание дверей для Баптистерия. Семи ведущим художникам было предложено сделать панели на одну и ту же тему – житие Христа и евангелистов. Победителями были признаны Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Судьи конкурса никак не могли выбрать лучшего из них и предложили двум талантам работать над дверьми совместно. Однако Брунеллески обидевшись, ответил отказом и отправился в Рим изучать классическую архитектуру. Интересно, что с тех пор он никогда не занимался скульптурой.
К работе над северными вратами в 1403 году приступил 25-летний Гиберти, в результате чего через 21 год (в 1424 году) появился истинный шедевр эпохи Возрождения. Северные врата Баптистерия поражают своей детальностью и великолепным исполнением, которые резко отличаются от формализма Средних веков. Они состоят из 28 панелей, окруженных готическими квадрифолиями – четырехлепестковым обрамлением. На панелях изображены сцены из Нового Завета.

Напротив северных дверей установлена колонна, посвященная Святому Зиновию, первому епископу Флоренции. По преданию, когда гроб с останками усопшего проповедника проносили мимо Баптистерия в Собор Дуомо, на этом месте во время зимы зацвел вяз.

Гильдия торговцев тканями была настолько довольна итогом работы Гиберти над северными воротами, что сразу же заказала врата для восточного портала Баптистерия. Так как было заказано 10 золоченых панелей, художнику не хватало места на дверях, ведь в каждом поле рельефа должно было быть много фигур. Если уменьшить масштаб – создается впечатление муравейника. Увеличить масштаб самих фигур – меньше их уместится. Гиберти смело решает фигуры пророков перенести в обрамление рельефов, поместив их как маленькие статуи в ниши, устроенные по бокам панелей.
В таком виде композиция была представлена канцлеру Флоренции Бруни. Тот пришел в ужас: «Полный разрыв с традициями, как можно?!». Однако, убедившись в тяжелом характере скульптора, поспорив для приличия, Бруни дал свое согласие. В 1425 году Гиберти начал свою работу над восточными дверями Баптистерия, которую закончил в 1452 году, т.е. через 27 лет. Это творение Гиберти через 50 лет после создания было высоко оценено Микеланджело и названо им «Вратами Рая».

Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам со сценами из Ветхого завета: изгнание Адама и Евы из Рая (вверху) и пьянство Ноя и его жертвоприношение (внизу);

Каин убивает своего брата Авеля (вверху) и Авраам приносит в жертву Исаака (внизу);

Исав и Иаков;