Презентация по литературе на тему «Любовная лирика Сергея Есенина» скачать бесплатно. Презентация на тему "любовная лирика есенина" Презентация на тему любовная лирика есенина

  • 14.09.2020

В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Сначала это произведения фольклорно- поэтического, стилизаторского характера, например «Подражание песне», написанное в 1910 году: «Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй». Стихотворение похоже на народную лирическую песню.


Исполнены лиризма и другие стихотворения этого периода- «Выткался на озере алый свет зари...», «Сыплет черемуха снегом...», «зачем зовешь...» Они посвящены Анне Сардановской - сестре друга детства поэта. Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет, Хмельному от радости пересуду нет...»


Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа...», посвященном Л.И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички – с ветвями, прибранными лунным гребешком.




Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Начало 20 годов – время душевного кризиса поэта, мечущегося между старой и новой Россией, чувствующего свою ненужность. Утешения он искал в пьянстве и разгуле. Кажется, он не способен на светлое чувство. В «Письме к женщине» Есенин признается: И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном...


Любовь теперь видится ему не прекрасным светлым чувством, а бедой, омутом: «я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума». Слова оскорбления адресуются всем женщинам: "свора собачья". Однако в конце герой проливает сентиментальные слезы и просит прощения: «Дорогая, я плачу. Прости... Прости...». Утешения герой все же пытается искать в любви, любовью старается излечить кровоточащие душевные раны.


И он находит его. Цикл «Любовь хулигана» посвящен Августе Миклашевской. Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова ипо-новому поверить в значимость идеального чувство.


В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он восклицает: «В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить». Лирический герой признается: «Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки». Смысл своего существования он видит в том, чтобы смотреть на возлюбленную, "видеть глаз злато-карий омут", касаться тонкой ее руки и волос ее "цветом в осень". Он старается доказать, "как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным".


В любви, в любимой женщине лирический герой видит смысл существования: «Я б навеки пошел за тобой». Это возрождение огрубевшего сердца, звонкая песнь исцеленной Лиры. Любовная линия продолжает свое развитие и в стихотворении "Ты такая ж простая, как все", где портрет любимой представляется лирическому герою строгим иконным ликом богоматери.


1924 году Есенин совершил поездку в Батуми, где познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, женщиной, вдохновившей поэта на создание «Персидских мотивов». Одно за другим появляются стихотворения: «Шаганэ ты, моя Шаганэ...» «Я спросил сегодня у менялы...» «Ты сказала, что Саади...»


Лирический герой влюблен и хочет поведать о своем чувстве: «Как сказать мне для прекрасной Палы По- персидски нежное "люблю"?» Однако, истинная любовь не нуждается в словах, поэтому «О любви вздыхают лишь украдкой, и глаза, как яхонты, горят». Этот цикл пронизан чувством ностальгии, а чувство к женщине и чувство к Родине слиты воедино. Будучи счастлив и любим, лирический герой вспоминает, что «там, на севере, девушка тоже, На тебя она странно похожа, Может, думает обо мне».


Стихи последнего периода творчества полны презрения к неискренности отношений, неприятия женского лукавства, поэт осуждает «легкодумных, лживых и пустых женщин». Есенин всегда мечтал о чистой, возвышающей человека любви, в последние годы в своем творчестве воспевает идеал радостного, светлого чувства. «Листья падают, падают листья...» - стихотворение, написанное человеком, уставшим от ударов судьбы, человеком, ищущим надежную гавань: «Я хотел бы теперь хорошую Видеть девушку под окном». Лишь такое настоящее чувство способно успокоить «сердце и грудь».


Любовная лирика поэта запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографичная и правдива, в ней раскрывается личность поэта, его душа. Любовная лирика Есенина, по словам Н. Рыленкова способна утолить «жажду человеческой нежности». Каждый читатель находит в его стихах своё видение любви, ведь «все на свете из людей Песнь любви поют и повторяют».

Проект подготовили
учащиеся 11 «Л» класса:
Мирзаева М.,Зокирова Н.,
Мирзаохунова С

Актуализация темы:

Любовная лирика Есенина
Народно-песенные
истоки ранней
лирики
Адресаты
любовной лирики
Философичность
любовной лирики

Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была

Тема любви в творчестве С.Есенина
развивается не последовательно, а с пропусками
и ретроспективными возвращениями в прошлое.
Вначале была сказочно далёкая девушка в белом,
неясная для читателя, но, безусловно,
возвышенная для поэта
Где-то за садом несмело
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт

О любви Есенин пишет уже в самых ранних
своих стихах, истоки которых в песенном
русском фольклоре.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское
«Я» неизбежно воспринимается как традиционное
«Я» народной лирической песни.

Айседора
Дункан
Августа
Миклашевская
Шаганэ

Осенью 1921 г. в Москву
приехала известная
танцовщица Айседора
Дункан, одинокая, уже
немолодая женщина. Есенина
захватило необычайное
искусство танцовщицы, её
темперамент, обаяние её
личности. Вскоре они стали
мужем и женой. Весной 1922 г.
супруги улетели в свадебное
путешествие, сначала в
Европу, а потом в США.

Августа Миклашевская

В 1923-м году, когда поэт вернется изза границы, именно любовь к женщине
исцелит страдающую душу поэта,
прольется осенью того же года циклом
стихотворений «Любовь хулигана».
Рождение этого произведения
связано с именем актрисы Камерного
театра – Августой Миклашевской.

Мечта о «чистой» любви – один из
сквозных мотивов лирики Есенина.
В 1924-1925 годах на Кавказе
Есенин написал изумительный
цикл лирических
стихотворений «Персидские
мотивы». Стихи этого цикла попытка обрести согласие с самим
собой, с миром. В есенинском цикле
слышатся отзвуки
древнеперсидской поэзии, в нем
видятся очертания благодатной
сказочной страны.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Философичность любовной лирики.

Стихи о любви,
написанные в
последние годы
жизни, проникнуты
ненавистью и
презрением ко
всяческого рода
неправде в
человеческих
отношениях, к
расчетливому
женскому лукавству,
к любви без тепла,
без верности, без
чести.

Стихи о любви последних лет Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою п

Стихи о любви последних лет
Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не
приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с
тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных
дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о
чистой и возвышенной любви, в последние годы эта
мечта трансформировалась в идеал первозданного,
радостного, животворящего чувства.
Философские размышления о жизни, о любви, о Родине
отмечаются в лирике последних лет жизни поэта

Заключение
«Жажда человеческой нежности» явление непреходящее, а только
изменяющее свои формы. И стихи о
любви, написанные С.Есениным, находят
свой отзвук в душе читателя. Чувство,
излитое поэтом,
принадлежит
уже не ему одному – оно
становится достоянием
многих…

Презентация по слайдам

Текст слайда: МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района Белгородской области» Урок литературы в 11 классе Подготовила: Кудинова Ю.А., учитель русского языка и литературы


Текст слайда: Цели урока: Выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество Есенина. Исследовать цветоизображения в любовной лирике Есенина. Отработать навыки выразительного чтения наизусть.


Текст слайда: Великие о ЛЮБВИ… Любовь – восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти. Стендаль Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов Любовь – это все, и она воздействует на все – космическая сила, которая делает человека непобедимым. Дж. Бруно


Текст слайда:


Текст слайда: О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.


Текст слайда: Я Вас любил. Любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем. Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить Вас ничем…


Текст слайда: …Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться… Такая любовь бывает раз в тысячу лет.


Текст слайда: Я встретил Вас – и все былое В отжившем сердце ожило, Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло…


Текст слайда:

Слайд №10


Текст слайда: Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. С. Есенин

Слайд №11


Текст слайда: Знакомство Есенина с Сардановской относится к 1906 г. "У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю". Сардановская (в замужестве Олоновская) Анна Алексеевна (1896-1921), юношеское увлечение Есенина

Слайд №12


Текст слайда: Мария Парменовна Бальзамова (1896-1950) Август 1912… Сергей познакомился с Марией Бальзамовой. Он называл ее «тургеневской Лизой» и был убежден, что она не уйдет из его памяти даже после встречи с другой женщиной…

Слайд №13


Текст слайда: (1891-1946) Есенин вступил с ней в гражданский брак осенью 1913 года. Она работала вместе с Есениным корректором в типографии. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.

Слайд №14


Текст слайда: (1886-1937) Лидия Ивановна сыграла большую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа».

Слайд №15


Текст слайда: (1894-1939) 30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.

Слайд №16


Текст слайда: "Был он изящен, к тому ж поэт, пусть с небольшой, но ухватистой силою, и какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою" (1877-1927)

Слайд №17


Текст слайда: В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской. Вскоре Августа стала счастливой соперницей Дункан. Но несмотря на страстную увлечённость молодым поэтом, она смогла подчинить сердце разуму. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана". (1891-1977)

Слайд №18


Текст слайда: В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка - Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян). Они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г. (1900-1976).

Слайд №19


Текст слайда: (1900-1957). Она была младше Есенина на 5 лет. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна несбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она очень высокомерная, гордая, требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись.

Слайд №20


Текст слайда: На Ваганьковском кладбище в Москве, в двух шагах от могилы Сергея Есенина словно вырастает из земли небольшая плита белого мрамора. На ней написано: "Галина Артуровна Бениславская". Это имя любви, ставшей сильнее смерти. (1897-1926)

Слайд №21


Текст слайда: Частеречная принадлежность цветоизображений. Преобладающие цвета и их оттенки. Выводы по исследованию.

Слайд №22


Текст слайда: Урок литературы в 11 классе

Разделы: Литература

  • Обучающая: обозначить своеобразие развития любовной темы в стихотворениях поэта, показать специфику поэтических образов в лирике С.Есенина; с применением ИКТ ввести разностороннюю информацию: теоретическую и демонстрационную, практические задания;
  • Развивающая:
  • формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал;
  • Воспитывающая:
  • пробудить интерес к лирическим стихотворениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели урока

II. Новый материал.

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
С.А.Есенин

2 слайд (тема)

3 слайд (цель)

1. Слово учителя.

Какое место занимала тема любви в творчестве Есенина?

Для Сергея Есенина тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни. Особенности этого яркого чувства индивидуальны и зависят от личности поэта. Но в то же время они обусловлены временными предпосылками. Философ Н.Бердяев считал: "Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии".

4 слайд.

Каков лирический герой Есенина?

Лирический герой отражает личные переживания поэта, связанные с теми или иными событиями его жизни. Он страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди.

Давайте попытаемся понять, как Есенин чувствует и как выражает в слове Любовь.

Он любил всегда, многих, по-разному.

2. Адресаты любовной лирики.

Сообщение ученика о Ш.Н.Тертерян

Замечателен цикл стихов "Персидские мотивы". В основе цикла - поездки Есенина по Азербайджану. Главная особенность стихотворений - поэтизация чувства любви, светлого и прекрасного. Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты. В них тема любви сближается с основной темой лирики Есенина - темой Родины. Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян)- армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл "Персидские мотивы", который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-1925 гг.

"Сергей Александрович познакомился в Батуми с молодой армянкой по имени Шаганэ. Это была на редкость интересная, культурная учительница местной армянской школы, прекрасно владевшая русским языком" (из воспоминаний Л. И. Повицкого).

Первая учебная ситуация

Карточка №1

1. Прослушайте стихотворение

7 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ!" в исполнении актёра Юрия Богатырёва

2. Как обращается поэт к Шаганэ? Каково настроение лирического героя?

3. Приведите примеры яркой образности, метафоричности языка поэта.

4. Выпишите из стихотворения эпитеты, сравнения, метафоры.

5. Попытайтесь раскрыть смысл понравившейся фразы.

6. В чём своеобразие стихотворения? Что изменилось в настроении лирического героя? Какие строки помогли вам это понять?

Шаганэ Тертерян (Тальян) увлекалась поэзией Есенина. Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал из её домашней библиотеки книги (например, "Армянскую антологию" в переводе В. Брюсова), а, расставаясь, подарил ей свой поэтический сборник "Москва кабацкая" (1924), сопроводив дарственной надписью: "Дорогая моя Шаганэ, // Вы приятны и милы мне. С. Ееенин". Отголоски всего этого можно найти в "Персидских мотивах", посвященных Шаганэ ("Спой мне песню, моя дорогая, // Ту, которую пел Хайям" и др.).

В одном из стихотворений, посвященных ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ:

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

"На тебя она страшно похожа..." Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки, "страшно похожей" на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение "Собаке Качалова"? Не о той ли, "что всех безмолвней и грустней", вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла "Персидские мотивы"-"Никогда я не был на Босфоре..."?

Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар.
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.

Продолжая поиск, изучим письма Есенина, написанные в период создания "Персидских мотивов". Может быть, они прольют свет на загадку и помогут выяснить, о ком "думал" и "скучал" поэт.

Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Г. А. Бениславской.

Сообщение ученика о Г.А.Бениславской

Изучение мемуарной литературы, связанной с жизнью и творчеством поэта, позволяет установить, что Галина Артуровна Бениславская (1897-1926) - журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти, работала в московской газете "Беднота". Интересна её родословная: по матери - грузинка, по отцу - француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ.

Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за
письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи.

Галя милая! Очень болен и потому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуми. Только просьбы и просьбы. Перепечатайте эти стихи и сдайте куда хотите... Продавать мои книги можете, не спрашивая меня. Надеюсь на ваш вкус в составлении..."

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало... Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не
не этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха, Я понял, что такое поэзия..." "

В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она и решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его "близких, что, безусловно, позволило поэту" сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему "ангелу-хранителю".

Друг Есенина, поэт-имажинист Вольф Эрлих вспоминает, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: "Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая!.. Ну так вот! Галя - мой друг! Больше, чем друг! Галя - мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!"

"Там, на севере, девушка тоже, // На тебя;она страшно похожа..."

Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из "Персидских мотивов" идёт о Галине Бениславской. Но вернёмся к стихотворению "Собаке Качалова". "Ты за меня лизни ей нежно pyкy // За все в чём был и не был виноват..."

Наверняка найдутся ребята, которые засомневаются в том, что и эти строки имеют прямое отношение к Галине Бениславской.

"Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Есенин отвечал большим дружеским чувством".

И только известие о женитьбе Есенина на внучке Толстого -

С. А. Толстой - заставило разорвать отношения с ним. Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны "вешки", о которых писал Вольф Эрлих, а новые найти было далеко не просто.

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя довелось.

("Я помню, любимая, помню...", 1925).

Брак с С. А. Толстой не был для Есенина счастливым.

В декабре 1923 г. произошла трагедия в гостинице "Англетер". За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья".

Почему Есенин вручил своё последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому_ ли, что был уверен, что он покажет его Галине Бениславской.

Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение.

Через год после смерти поэта (3 декабря Л 1926 г.) Галина Бёниславская застрелилась на его могиле, оставив записку: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.

Вторая учебная ситуация

Карточка №2

9 слайд. Аудиокнига. Звучит стихотворение "Я помню, любимая, помню...", в исполнении актёра Сергея Никоненко

1. Прослушайте стихотворение

2. Какие интонации преобладают?

3. Отметьте особенности поэтического языка.

4. Какие слова повторяются чаще всего и несут в себе основную идею написанного?

Отличительные черты стихотворения:

  • углубление психологического анализа чувства;
  • звучание мотива разлуки и потери;
  • постижение жизни

12 слайд, 13 слайд

Сообщение ученика о Миклашевской

Августа Леонидовна Миклашевская актриса Камерного театра

По мнению исследователей поэзии Есенина, именно ей посвящён цикл его стихов "Любовь хулигана".

Читаем в её воспоминаниях: "Есенин дорог душой своей щедрой. Щедрый на дары был. Мне вот бессмертие он подарил: Самое лучшее качество Есенина - искренность. У него в стихах душа живая бьётся, плачет, радуется, смеётся, озорничает: Как в жизни, так и в стихи выплеснулось:"

"Как-то Есенин позвонил мне и ждал с номером журнала, в котором были стихи. Так было и со следующими публикациями.

В кафе вошёл Сергей. Увидел нас, сразу вышел. А через несколько минут сразу вошёл, подошёл к нам и положил передо мной огромный букет цветов. Молча положил. И удалился. Букет на коленях моих лежал:"

Видеофрагмент из музея С.Есенина (Русская литература. Мультимедийная энциклопедия)

Аудиокнига. Звучит стихотворение "Заметался пожар голубой..." в исполнении актёра Юрия Богатырёва.

Третья учебная ситуация

Карточка №3

1. Прослушайте стихотворение

2. Какой основной мотив стихотворения?

3. Как умеет любить хулиган?

4. Отметьте особенности поэтического языка.

Зарубежные маршруты С.Есенина

Ещё одна страница в жизни Сергея Есенина - Айседора Дункан.

Увидев на концерте танец Айседоры, Есенин мечтал о знакомстве. Их знакомство произошло на литературном вечере у художника Камерного театра Якулова: ":Она приехала в красном шелковом хитоне и, войдя в зал, усталым взором обвела присутствующих. В углу, на низкой софе, она увидела кудрявую голову блондина, юноши поразительной красоты, смотревшего на нее странными, блистающими желтоватым отливом глазами.

Сообщение ученика об Айседоре Дункан

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Подумай и ответь:

Какие лики любви открывает читателям поэт?

Каков собирательный образ любимой женщины в творчестве С.Есенина?

16 слайд

Вывод: любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.

17 слайд

Выберите наиболее понравившееся стихотворение.

Обоснуйте свой выбор. Подготовьте анализ стихотворения.

Темы рефератов:

1) Роль деталей в стихотворениях о любви у Есенина

2) Что помогло Есенину сформироваться как поэту?

3) Московская жизнь поэта. Встреча с А.Блоком.

19 слайд

Тест по лирике любви С.Есенина

Определите жанр стихотворения "Письмо к женщине"

а) мадригал

б) элегия

г) послание

2. Кто является адресатом стихотворения "Я помню, любимая, помню..."?

а) Айседора Дункан

б) Шаганэ Нерсесовне Тальян

в) Галина Бениславская

г) Августа Миклашевская

3. Кому посвящён поэтический цикл "Любовь хулигана"?

а) Галине Бениславской

б) Августе Миклашевской

в) Зинаиде Райх

г) Айседоре Дункан

Сколько стихотворений о любви вошло в цикл "Персидские мотивы"?

Определите художественный приём в выделенной строке.

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синей.

а) олицетворение

б) аллегория


  • Ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути;
  • Помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твердой жизненной позиции в судьбе человека.

  • Портрет – рисунок С. Есенина Ю. Аникушина;
  • Аудиозапись песен на стихи С. Есенина;
  • Фотографии Ш. Тальян и Галины Бениславской

Эпиграф:

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения «неисчерпаемой печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного заслужено человеком…

А.М. Горький


Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая Уж не жалеют больше не о ком Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком.


Лебеды и не искать следа. Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.


Собаке Кочалова

Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.


«Милая Галя! Вы мне близки как друг…» Галина Артуровна Бениславская (1897-1926 гг.)

"Что желать под житейскою ношею?

Проклиная удел свой и дом,

Я хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она

Васильковыми,

Только мне -

Не кому-нибудь -

И словами, и чувствами

новыми

Успокоила сердце и грудь".

Сергей Есенин


Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Березовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

"Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда"

И сердце, остыть не готовясь,

И грустно другую любя.

Как будто любимую повесть,

С другой вспоминает тебя.

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь .


  • Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"?

Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"?

И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"?

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят.

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах.

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру.


Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Не ходил в Багдад я с караваном,

Не возил я шелк туда и хну.

Наклонись своим красивым станом,

На коленях дай мне отдохнуть.

Или снова, сколько ни проси я,

Для тебя навеки дела нет,

Что в далеком имени - Россия –

Я известный, признанный поэт.

У меня в душе звенит тальянка,

При луне собачий слышу лай.

Разве ты не хочешь, персиянка,

Увидать далекий синий край?

Я сюда приехал не от скуки –

Ты меня, незримая, звала.

И меня твои лебяжьи руки

Обвивали, словно два крыла.

Я давно ищу в судьбе покоя,

И хоть прошлой жизни не кляну,

Расскажи мне что-нибудь такое

Про твою веселую страну.

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

И хотя я не был на Босфоре –

Я тебе придумаю о нем.

Все равно - глаза твои, как море,

Голубым колышутся огнем.


Шаганэ, ты моя, Шаганэ Шаганэ Нерсесовна Тальян (1900-1976 гг.)

« Шаганэ ты моя, Шаганэ

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ…»


Мне пора обратно ехать в Русь.

Персия! Тебя ли покидаю?

Навсегда ль с тобою расстаюсь

Из любви к родимому мне краю?

Мне пора обратно ехать в Русь

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

И зачем? Кому мне песни петь?-

Если стала неревнивой Шага,

Коль дверей не смог я отпереть,

Ни к чему в любви моей отвага.

До свиданья , пери, до свиданья,

Пусть не смог я двери отпереть,

Ты дала красивое страданье,

Про тебя на родине мне петь.

До свиданья, пери , до свиданья




«За то, что девочкой неловкой

предстала ты мне на пути моём»

Зинаида Николаевна Райх 1894-1939

«Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска в глазах усталых:

Что перед вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах…»

«Письмо к женщине»


До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.