Экономическое развитие Франции в XIX-начале XX века. История Франции XX века

  • 09.03.2024

Франция в 20 веке

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://

18.04.2012

В XVIII веке Франция была одной из наиболее развитых экономически держав Европы. Революция дала новый толчок, и в конце века в стране началась техническая революция. Франция получила свои рынки сбыта, особенно расширившиеся в период континентальной блокады.

Негативным моментом , сдерживавшим рост французской экономики, было отсутствие значительного числа рабочих рук , которые были в избытке в Англии со времен огораживания, во Франции же после революции земля была передана в собственность крестьянам, которые не имели после этого стимулов для переезда в города и участия в промышленности. Кроме того, вливанию рабочих рук в экономику препятствовали бесконечные войны 1791-1814 годов .

Поражение в войне привело к утрате Францией завоеванных позиций и затяжному экономическому кризису . Объем внешней торговли упал с 933 000 000 франков в 1806 году до 585 000 000 в 1814 году и выправился только к 1824 году - 896 000 000 франков.

По темпам экономического роста Франция отставала от Англии, но превосходила другие государства. Также после окончания войны Франция лишилась своих преимуществ, кроме того, Франция, в отличие от Англии, не имела на совей территории значительных запасов полезных ископаемых, за исключением территории Эльзаса и Лотарингии . Это вело к отставанию в машиностроении, для которого требовался металл и уголь. Негативно на экономику действовали политические кризисы.

Низкими были темпы прироста населения - примерно на 1-2 миллиона человек в год. Население Франции росло много медленнее, чем в Англии - в 4 раза, в Италии - в 2 раза, в Германии - в 3 раза, во Франции - всего на 50% . По структуре населения Франция до начала XX века оставалась сельскохозяйственной страной. Медленно шел процесс урбанизации - приток населения шел только в Париже, который стал в 1841 году единственным городом-миллионером. Всего три города имели население более 100 000 человек - Марсель, Лион и Бордо.

Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике до середины XIX века, наиболее было распространено парцеллярное землевладение, основное производство хлеба шло в крупных помещичьих хозяйствах, мелкие хозяйства производили виноград, картофель и так далее. Французское правительство покровительствовало именно крупным производителям протекциониствкими пошлинами.

Промышленное развитие продолжалось, преобладала мелкая мануфактурная промышленность, в мастерских работало не более 10 человек, особенно это было распространено в Париже, Лионе, в Руане, Эльзасе имелись крупные фабрики. Началось внедрение паровых машин, с 1820 до 1850 года их число возросло с 65 до 5 000. Шел рост потребления сырья, импорт сырья для легкой промышленности вырос в разы.


Франция больше чем Англия нуждалась в привозном сырье, что ограничивало развитие тяжелой промышленности. Первые машины закупались за границей, только в 20-х годах началось машиностроительное производство на территории Франции, и только в 30-х годах было налажено производство собственных машин, после чего начался их экспорт.

Шло развитие коммуникаций . Во Франции долгое время основным средством коммуникаций оставались каналы, владельцы которых препятствовали развитию железных дорог. В 1827 году была построена железная дорога Лион - Сент-Этьен на конной тяге длиной в 23 километра. В 1832 году была проложена дорога Сент-Этьен - Руан, для которой в Англии были закуплены паровозы. В 1837 году была построена дорога Париж-Орлеан, тогда же был построен первый вокзал Сен-Лазар в Париже. Только с 1838 года началось целенаправленное строительство железных дорог. Сеть железных дорог Франции была изначально завязана на Париж, с 1842 года началось строительство магистральных железных дорог, центром которых и являлся Париж. К 1843 году была пролржена дорога до Руана, к 1847 году - до Бельгии и Тура, к 1856 году была создана основная сеть железных дорог, связавших все крупные города Франции. К 1848 году общая протяженность дорог составила около 1 800 км.

Важным рубежом стал кризис 1845-47 года,когда произошел всеобщий спад в экономике примерно на 30% и рост цен. В 1847 году начался финансовый кризис, золотой запас Франции сократился в 7 раз . Только установление стабильного политического режима Луи Наполеона и провозглашение империи стабилизировало экономики.

К 1850 году завершился промышленный переворот, было создано крупное производство, но продолжало сохраняться господство мелких предприятий. Не сложились крупные центры промышленности, крупные предприятия были разбросаны по всей территории Франции.

Правительство Наполеона III поддерживало развитие экономики, субсидировало развитие коммуникаций, с 1852 года по распоряжению императора началась масштабная реконструкция Парижа в современный европейский город, сам город был расширен. Модернизация Парижа стала стимулом для развития промышленности, в первую очередь для инженерного дела и металлургии. В 1855 году Наполеон распорядился провести индустриальную выставку, которые стали регулярными, их было проведено 6, наиболее крупными были выставки 1878 года,но которой были представлены Статуя Свободы и выставка 1889 года, на которой была представлена Эйфелева башня.

Во 2 ХIX века половине века французская экономика начала включаться общеевропейские экономические циклы. Огромный ущерб Франции нанесла война 1870-71 годов. Были потеряны Эльзас и Лотарингия более чем на полгода был оккуирован северо-восток Франции. Погибло 500 000 человек, более 1 500 000 человек оказались в отторгнутых территориях. Была выплачена контрибуция в 5 миллиардов франков. Однако это предотвратило удар кризиса 1873-79 годов.

В 80-х годах начался новый этап экономического развития, Франция постепенно вошла в процесс второй индустриальной революции, в промышленности было занято всего 2 000 000 человек из 16 000 000 трудоспособных, 5 000 000 было занято в сельском хозяйстве, 4 000 000 в торговле. Всего 40% населения к 1896 году проживало в городах. 47% всех крестьянских хозяйств имели земли до 10 га, 38% имели менее 1 га. Производство сельхозкультур было незначительным, по производительности Франция была на 11 месте в Европе, сильным ударом для сельского хозяйства стал приток зерна из Нового Света. В экономике шла постоянная дефляция, приводившая к постоянным убыткам производителей - цены упали примерно на треть. Хуже всего обстояло дело в виноградарстве, где началась болезнь лозы, что вызвало снижение производства вина в 3 раза с 70 до 26 миллионов гектолитров. В последней трети века началось создание во Франции сельскохозяйственных союзов, в которые входили тысячи крестьян. Эти объединения пытались внедрять новые технологии, закупали семена, технику и удобрения, в эти союзы входило более 1 000 000 человек, что позволило преодолеть кризис.

В промышленности в 70-х - 90-х годах Франция пережила 3 кризиса, в XX веке - 2 кризиса. Однако экономика Франции продолжала расти на уровне 2% в год. Кризисы вели к концентрации производства, французское правительство ввело заградительные пошлины. В конце XIX века началось формирование крупных производственных объединений - Шнейдер-Ле-Крезо (центр тяжелой индустрии, вооружение) Сен-Гобен (стекло, строительные материалы, химическая промышленонсть). Был создан комитет тяжелой промышленонсти, объединивший 250 компаний. Серьезно выросло производство в тяжелой промышленности, однако промышленность Франции в разы уступала промышленности Англии,Германии и России. Шло сокращении е количества предприятий за счет их укрупнения, создавались крупные торговые и банковские предприятия.

В 1898 году была создана компания «Рено» за 15 лет компания прошла путь от производства примитивных автомобилей до производства танков и самолетов. В 1889 году был построен первый автомобиль «Пежо» и к 1903 году эта компания обеспечивала 50% потребностей Франции в автомобилях.

Французская промышленность развивалась за счет высокой квалификации французских рабочих и инженеров. Объем промышленного производств анна рубеже веков вырос на 75%, количество предприятий выросло в 3 раза.

Наибольшие показатели роста были в финансовой сфере Франции, французские банкиры не могли активно вкладывать средства в производство, что приводило к вывозу капитала, Париж стал финансовым центром Европы. Банкиры инвестировали финансы за рубеж,но вкладывались и во французскую промышленность. К 1908 году во Франции было 266 банков , стоимость ценных бумаг Франции в 1906 году составляла 100 миллиардов франков. Французские банки кредитовали иностранные государства - Россию, Австро-Венгрию, страны Латинской Америки.

По основным показателям экономического роста Франция была в ряду развитых государств, но по темпам роста серьезно уступала странам новой экономики.

Реальная власть оказалась в руках монархистов, составлявших большинство в Национальном собрании. Готовясь уничтожить республику, они расходились в вопросе о форме монархии. 24 мая 1873 года Тьера на посту президента заменил маршал Мак-Маон . К осени 1873 году все было подготовлено для восстановления монархии. Однако монархисты потерпели неудачу. 30 января 1875 года с перевесом в один голос Национальное собрание признало республику. Во Франции окончательно утвердился республиканский строй.

Конституция III республики устанавливала две палаты, вводила институт пожизненных сенаторов, расширяла полномочия главы государства. В декабре 1893 года было сформировано открыто правое правительство. Оно приняло законы, ограничивающие свободу печати, и произвело множество арестов. Франция оказалась на пороге гражданской войны. 15 января 1899 года был создан Комитет социалистического единства. 11 июля по призыву социалистов на улицы вышли тысячи парижан.

Это было могучее народное движение в защиту республики - таких могучих выступлений Франция не видала со времен революции. Вступление в борьбу многочисленных народных масс заставило реакцию отступить. 22 июля 1899 года было сформировано правительство «республиканской концентрации».

Франция в начале XX века

В начале XX века Франция (France) окончательно превратилась в страну монополистического капитала. Монополии стали основой хозяйственной жизни страны. Концерн «Шнейдер-Крезо», к примеру, объединял основные предприятия военной промышленности. Крупнейшим монополистическим объединением стала компания «Сен-Гобен». «Коми те де Форж» в начале XX века объединял около 250 металлургических компаний, производивших около 3/4 всего чугуна и стали во Франции.

Главной силой всей экономической и политической жизни страны стала финансовая олигархия. В это время во Франции особенно развивался вывоз капитала, который значительно преобладал над вывозом товаров. Монополистические объединения французских капиталистов принимали участие в борьбе международных монополий за экономический и территориальный раздел мира. Это позволяет говорить о том, что в начале XX века во Франции сложился ростовщический империализм. Французский капитал в основном вывозился в ссудной форме.

В частности, общая сумма дохода от процентов, полученных Францией по ее иностранным инвестициям, в 1918 году достигла 2300 миллионов франков. Развитие французского империализма приводило к усиленной концентрации банков, и в этом отношении Франция занимала 1-е место среди других государств. Три крупнейших ее банка - «Лионский кредит», «Генеральное общество» и «Национальная учетная контора» в значительной мере способствовали превращению Франции в государство-рантье.

В 1900 году во Франции начался экономический кризис. Он затронул прежде всего металлургическую промышленность. Производство чугуна с 1900 года по 1901 год упало на 12 %, добыча железной руды - на 11,1 %, производство стали - на 9 %. Кризис 1900 года вызвал сокращение экспорта Франции. С 1905 года последовал новый экономический подъем: начался процесс переоборудования французской металлургической промышленности и переход предприятий к использованию новейшей техники.

Быстрому росту французской металлургии в это время способствовали многочисленные русские военные заказы (русско-японская война) и железнодорожное строительство во французских колониях - Алжире, Индокитае и Западной Африке. Одновременно развивались машиностроительная и электротехническая промышленность, судостроение. Мировой кризис 1907 года во Франции проявился значительно слабее, чем в других крупных капиталистических странах, а с 1909 по 1914 год во Франции вновь наблюдался значительный рост промышленной продукции, в частности, металлургии.

Усиленно развивалась электрификация промышленности. К 1913 году в долинах Альп возник ряд новых электрометаллургических и электрохимических заводов. В начале XX века во Франции развивались такие новые отрасли промышленности, как производство электроэнергии, авиационная и автомобильная промышленность. По автомобилестроению перед первой мировой войной Франция вышла на 2-е место в мире.

Развитие промышленности во Франции сопровождалось значительным процессом концентрации производства, в частности, металлургической, горной, бумажной и полиграфической промышленности. Вместе с тем Франция отставала по концентрации производства от передовых капиталистических стран, оставаясь скорее аграрно-индустриальной: в 1911 году в сельской местности проживало 56 % населения, из которых 40 % занимались сельскохозяйственным трудом. В промышленности было занято только 35 % населения.

Статистические данные начала XX века представляют картину неустойчивого повышения урожайности и медленного технического прогресса французского сельского хозяйства. Накануне войны 1914-1918 годов по уровню урожайности пшеницы Франция стояла на 9-м месте в Европе. В области животноводства она отставала от других стран: на тысячу га сельскохозяйственной площади во Франции в 1912 года приходилось всего 262 головы крупного рогатого скота, тогда как в Германии на ту же площадь имелось 395, в Англии - 367, в Бельгии - 727 голов.

С начала XX века особенно усилился процесс классового расслоения во французской деревне: 71,2% земельной площади оказалось в руках всего 894 тысяч земледельцев, а на 84 % всех хозяйств приходилось лишь 28,8 % всей обрабатываемой земли. Процесс поляризации в деревне отчетливо проявлялся также в увеличении числа мелких землевладений - парцелл - при одновременном росте количества крупных землевладений.

Парцеллярный характер сельского хозяйства и усиленный вывоз капитала были одними из основных причин отставания французской экономики от других стран. Это отставание сказалось на уменьшении доли Франции в мировом промышленном производстве: в 1900 году- 7 %, в 1913-6%. Уменьшилась и роль Франции в мировой внешней торговле: в 1900 году на ее долю приходилось 9% всей мировой торговли, в 1913 году- 8%. Процесс замедления роста ряда отраслей экономики не коснулся однако военной промышленности, на которую систематически увеличивались ассигнования.

Рост военных расходов, замедление темпов экономического развития повлекли за собой ухудшение материального положения трудящихся масс. В начале XX века французские рабочие получали более низкую зарплату за равный труд, чем английские, американские и немецкие пролетарии. Одновременно происходил рост цен на предметы первой необходимости: с 1900 по 1910 года цены на молоко, мясо, картофель увеличились на 10-19%; повысилась стоимость квартир.

На выборах 1902 года победу одержали левые партии, которые привели к власти первый устойчивый кабинет радикалов во главе с Эмилем Комбом. Успеху радикалов во многом способствовала их прогрессивная политика, в основе которой были борьба с клерикализмом и отделение церкви от государства, установление светского образования, установление прогрессивного всеобщего подоходного налога, пересмотр конституции с целью демократизации учреждений, реформа армии и сокращение срока военной службы.

27 июня 1902 года правительство Комба издало декрет о закрытии 125 начальных школ, основанных Конгрегациями. 10 июля был издан закон о закрытии 3000 школ религиозных орденов. 7 июля 1904 года появился закон о повсеместном упразднении конгрегационистского преподавания на территории метрополии. В октябре 1904 года правительство Комба внесло проект закона об отделении церкви от государства. Несмотря на противодействие клерикалов и даже умеренных республиканцев, приведшее к отставке правительства Комба, этот закон был принят в 1905 году.

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.

В начале XX века Франция окончательно превратилась в страну монополистического капитала.

В начале XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. 56 процентов населения страны проживало в деревнях. По темпам промышленного развития Франция отставала от США и Германии, а по некоторым показателям - от Англии и России. Такое положение сложилось отчасти из-за последствий франко-прусской войны 1870-1871 гг. Она нанесла значительный урон хозяйству страны. По заключенному после войны Франкфуртскому миру Франция потеряла Эльзас и Лотарингию - две наиболее развитые промышленные области, а также выплачивала Германии огромную денежную контрибуцию.

В экономике Франции доминировала легкая промышленность: швейная, текстильная, кожевенная. Она значительно опережала традиционные отрасли французской тяжелой промышленности: металлургическую, горнодобывающую и химическую. В стране наряду с продолжающими развиваться бумажной, полиграфической и пищевой появились и новые отрасли экономики - электроэнергетика, авиационная и автомобильная промышленность, судостроение. Сельское хозяйство шло по пути развития как земледелия, так и животноводства.

Концентрация производства и капитала привела к созданию крупных монополий, игравших решающую роль в хозяйственной жизни страны, и формированию финансового капитала. Объединение «Комите де Форж» производило 3/4 чугуна и стали страны, «Комите дез Уйер» практически полностью монополизировало добычу угля. Концерн «Сен-Гобен» господствовал в химической промышленности. Пять крупнейших банков во главе с Французским банком распоряжались 2/3 общей суммы вкладов в стране.

Основу промышленности Франции составляло мелкое производство. Около 60% французских рабочих трудились на мелких предприятиях, занимавших не более 10 человек. Крупные, хорошо оснащенные предприятия были немногочисленными. Высокие таможенные пошлины защищали французских предпринимателей от иностранной конкуренции, что стояло на пути расширения производства. Замедленность темпов промышленного развития при высокой степени концентрации финансового капитала привела к тому, что французская буржуазия предпочитала размещать свободные капиталы за границей. Вывоз капитала стал главной особенностью французского капитализма первой половины XX в.

Заграничные капиталовложения Франции чаще всего представляли собой не производительный, а ссудный капитал, обычно в форме государственных займов, размещаемых главным образом в Европе. Перед Первой мировой войной объем французских капиталовложений за границей в полтора раза превышал капиталовложения в промышленность и торговлю самой Франции. 65% французского экспортного капитала приходилось на Европу, в том числе почти 30% - на Россию.

Французская крупная буржуазия получала от вывоза капитала огромные прибыли. Доходы от него имели и представители мелкой буржуазии и рабочего класса, вкладывавшие свои сбережения в облигации иностранных займов и другие ценные бумаги. Общее число держателей французских ценных бумаг составляло 4-5 млн человек. Из них не менее 2 млн относилось к разряду рантье - людей, живших на доходы от ценных бумаг. Вместе с семьями они составляли 10-12% населения страны, поэтому Францию накануне Первой мировой войны часто называли «государством рантье».

На рубеже XIX-XX вв. во Франции были достигнуты большие успехи в области науки, особенно физики, химии, медицины. В жизнь французов стали входить автомобиль, электричество, телеграф, телефон, фотография. В самом конце XIX в. братья Жан-Луи и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф. Все большую популярность в стране приобретал спорт. Французу барону Пьеру де Кубертену принадлежала идея возрождения древнегреческой традиции проведения Олимпийских игр.

Французская колониальная империя в начале XX в. по своим размерам уступала лишь английской. Первые попытки французских колониальных захватов относились к XVI в. - эпохе Великих географических открытий. Начиная с XVII в. колониальная экспансия проводилась при непосредственном участии государства. В течение двух последующих веков Франция завоевала внушительные территории в Азии, Африке, Америке. Накануне Первой мировой войны французские колониальные владения составляли 10,6 млн км 2 с населением 55,5 млн человек (площадь метрополии в это время составляла 500 тыс. км 2 , население - 39,6 млн человек). Франции принадлежали:

в Африке - Алжир, Тунис, Марокко, Французское Сомали, Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, острова Мадагаскар и Реюньон;

в Азии - Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкий, Лаос, Французская Индия;

в Америке - Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, острова Сен-Пьер и Микелон;

в Океании - Французская Полинезия, Новая Каледония, Новые Гебриды (совместное владение с Великобританией).

Внутренняя политика

Монархические группировки – орлеанисты, легитимисты и бонапартисты – соперничали в борьбе за власть. Разногласия между этими течениями затрудняли реставрацию монархии. Национальное собрание, избранное в феврале 1871 г. состояло в подавляющем большинстве из монархисты, лидерами которых была титулованная знать. Поэтому Францию тех лет иронически называли «республикой герцогов». Их объединял только страх перед новым выступлением народа. Национальное собрание в 1872 г. приняло закон, угрожавший заключением в тюрьме на срок от 2 до 5 лет за пропаганду социализма.

21 января 1875 г. Учредительное собрание приступило к обсуждению закона о форме политического строя. Слово «республика» упоминалось лишь в статье, устанавливавшей порядок выборов президента.

Исполнительная власть принадлежала президенту и Совету министров, который назначался президентом.

Конституция просуществовала до 1940 г.

В 1879 г. впервые пост президента занял умеренный республиканец Ж. Греви.

Взяв власть в свои руки республиканцы перевели правительство из Версаля в Париж. Марсельезу сделали национальным гимном, провозгласили национальным праздником Французской республики 14 июля, день взятия Бастилии. Республиканцы снискали себе популярность своими требованиями упразднения Сената, отделения церкви от государства, введения прогрессивно-подоходного налога. В 1880 г. они провели закон об амнистии участникам Парижской коммуны. В 1884 г. был принят закон о легализации профессиональных союзов, а также осуществлены незначительные ограничения эксплуатации детей и женщин-работниц.

Следствием введения протекционистских ввозных пошлин было вздорожание жизни.

Были осуществлены реформы, направленные на введение всеобщего бесплатного светского обучения. Растущее в стране недовольство политикой республиканцев сумели использовать монархически настроенные офицеры, которые призывали к реваншу: требовали возвращения Эльзаса и Лотарингии. Некоторые и них мечтали о новом диктаторе, способном сплотить массы и армию для победной войны с Германией.

Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.

В 1902-1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами.

Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. - январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.

Кабинет Комба в 1904 г. принял закон о 10-часовом рабочем дне для мужчин. За несколько лет до этого, в 1898 г., во Франции были введены пособия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и первые пенсии по старости для мужчин, достигших 70 лет. Отставая от английского и немецкого, французское социальное законодательство в течение последующих десятилетий находилось в центре внимания внутренней политики страны.

При преемнике Комба республиканце-оппортунисте Морисе Рувье (январь 1905 г. - февраль 1906 г.) парламент законодательно определил срок военной службы, снизив его с трех до двух лет.

Правительство радикала Жоржа Клемансо (октябрь 1906 г. ‑ июль 1909 г.) ставило своей главной целью проведение социально-экономических реформ. Однако новые законы о рабочих пенсиях и коллективных договорах профсоюзов с предпринимателями, сокращении продолжительности рабочего дня, реформировании налоговой системы и др. остались лишь заявленными. Основным направлением деятельности кабинета стала борьба с забастовочным движением. В прокатившейся по стране волне стачек и забастовок участвовали рабочие и крестьяне, требующие улучшения условий жизни и труда. Под руководством анархо-синдикалистов и социалистов бастующие часто прибегали к насильственным действиям против фабричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка. Клемансо, убежденный сторонник применения жестких мер, широко использовал армейские части, которые вводились в места стачек и забастовок.

Министерство Клемансо сменил кабинет независимого социалиста Аристида Бриана (июль 1909 г. - ноябрь 1910 г.). Новый председатель совета министров продолжал политику своего предшественника, применяя силовые методы по отношению к бастующим. Наряду с этим в 1910 г. правительство Бриана провело в парламенте закон, подтверждавший обязательную выплату пенсий рабочим и крестьянам.

Франция в системе международных отношений.

В конце XIX - начале XX в. неравномерность развития передовых капиталистических стран Европы привела к возникновению между ними серьезных разногласий и противоречий. На Европейском континенте начали складываться два противостоящих друг другу блока государств. Самую активную роль в этом процессе играла Германия, стремившаяся к переделу мира, в частности колониальных владений, в свою пользу.

В 1879 г. Германия заключила военный договор с Австро-Венгрией. Затем, используя франко-итальянский конфликт из-за обладания Тунисом, Германия нашла себе союзника в лице Италии. В 1882 г. в Вене был заключен первый союзный договор, положивший начало Тройственному союзу. Договор предусматривал, что при неспровоцированном нападении на одного или двух его участников двух или нескольких великих держав, не участвующих в нем, в войну с этими державами вступают все подписавшие договор. Последние в свою очередь обязывались в случае общего участия в войне не заключать сепаратный мир и держать договор в тайне.

Подписание второго и третьего договоров держав Тройственного союза пришлось соответственно на 1887 г. и 1891 г. Они подтверждали все положения договора 1882 г. Последний, четвертый, договор представители Германии, Австро-Венгрии и Италии подписали в Берлине в 1902 г.

Политика военно-политической группировки Тройственного союза была направлена в первую очередь против Франции и России. Такая ситуация привела к сближению двух держав. В 1891 г. было заключено русско-французское политическое соглашение: стороны условились консультироваться по всем вопросам, могущим «угрожать всеобщему миру», а в случае, если одно из государств оказалось бы под угрозой нападения, договориться о принятии совместных мер. В подписанной через год (1892 г.) русско-французской военной конвенции союзники обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения Германии.

Одновременно Франция стремилась урегулировать отношения с Италией, пытаясь оторвать ее от Тройственного союза. Как только Франции и Италии удалось разграничить сферы влияния в Северной Африке, начался процесс итало-французского сближения. В результате в 1902 г. в Риме между двумя странами было заключено соглашение, по которому Италия обязалась соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию. Формально Италия продолжала входить в Тройственный союз и участвовала в его возобновлении в 1902 г., тайно информировав Францию об этом акте.

Англия в конце XIX - начале XX в. держалась особняком. Придерживаясь курса «блестящей изоляции», она надеялась добиваться своих целей, играя на противоборстве двух союзов и выступая в роли арбитра. Тем не менее нарастание англо-германских противоречий вынудило Англию приступить к поиску союзников. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение, в 1907 г. - русско-английское. Так в противовес Тройственному союзу была создана Антанта (Тройственное согласие).

Противоречия стран Антанты с Германией постоянно нарастали, выливаясь в открытые международные конфликты, и в конечном счете привели к Первой мировой войне.

48. Англия в конце XIX - начале ХХ в. Кризис "классического" либерализма. Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие. В 50 ‑70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй. В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Внутренняя политика либералов и консерваторов. Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Буржуазный реформизм.

Подъем рабочего движения и обострение классовой борьбы привели наиболее дальновидных деятелей либеральной партии к пониманию необходимости социальных реформ, которые облегчили бы положение трудящихся, ограничили привилегии богачей, установили "классовый мир" и предотвратили возможность революции. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.

В 1908 г. парламент принял законы о 8-часовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Такие пенсии называли "пенсиями для покойников", потому что лишь немногие рабочие доживали до этого возраста, но тем не менее это был шаг вперед в создании системы социального обеспечения. Затем были введены пособия по безработице и по болезни, составлявшиеся из страховых взносов рабочих и предпринимателей при субсидии государства. Предприниматели больше не могли препятствовать профсоюзной агитации и требовать от профсоюзов возмещения убытков, причиненных стачками.

Внешняя и колониальная политика. Лидеры и консерваторов, и либералов стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира.

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность.

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в. Важную роль в политической жизни Англии продолжала играть колониальная политика. Стремясь создать сплошную цепь английских владений через всю Африку, от Каира на севере до Кейптауна на юге, английские власти вступили в конфликт с двумя небольшими южноафриканскими республиками - Трансвааль и Оранжевая.

В 1899 г. буры начали военные действия против английских войск, расположенных в пограничных британских колониях. Началась англо-бурская война, которая длилась два с половиной года. В 1902 г. война закончилась поражением буров. Трансвааль и Оранжевая республика стали частью Британской империи, получив право на самоуправление, как и другие переселенческие колонии.

В начале XX в. обострилась обстановка в Ирландии. После того как английский парламент отклонил законопроект о гомруле, наиболее радикальная часть ирландской буржуазии и интеллигенции пришла к выводу, что нужно добиваться не гомруля, а полного освобождения Ирландии. В 1908 г. они создали "партию шинн фейн" (по-ирландски "мы сами"), которая провозгласила главными целями создание национального ирландского правительства, возрождение самостоятельной ирландской экономики и превращение Ирландии в процветающую аграрно-индустриальную державу.

Чтобы избежать расширения конфликта, правительство либералов в 1912 г. внесло в парламент новый законопроект о гомруле. Он предусматривал создание ирландского парламента и ответственных перед ним местных органов власти, но высшая правительственная власть должна была сохраняться в руках английского наместника (вице-короля). Вне компетенции ирландского парламента оставались такие важнейшие вопросы, как внешняя политика, управление вооруженными силами, налогообложение.

Несмотря на эти ограничения, проект гомруля встретил ожесточенное сопротивление консерваторов. Не имея большинства в палате общин, они использовали свое преобладание в палате лордов, чтобы помешать принятию законопроекта. В 1912-1914 гг. одобренный палатой общин законопроект дважды отклонялся палатой лордов.

Тем временем началась первая мировая война и правительство либералов пошло на уступки. В сентябре 1914 г. палата общин в третий раз одобрила законопроект о гомруле. Он стал законом, но Олстер исключался из сферы его действия, а проведение закона в жизнь откладывалось до окончания войны.