Имажинисты. Модернистское течение в русской литературе. Мы в Facebook Имажинисты прежде всего литературные оппоненты

  • 19.07.2020

Имажинизм

ИМАЖИНИЗМ (от французского image - образ) - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах «Сирена» (Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи», книжной лавки и небезызвестного в свое время лит-ого кафе «Стойло Пегаса». Позднее имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория И. основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» («Декларация» имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл «внутренней формой слова». «Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии». «Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова». Если в практической речи «понятийность» слова вытесняет его «образность», то в поэзии образ исключает смысл, содержание: «поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: «смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа» (Шершеневич, 2x2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим «каталогом образов», естественно не укладывается и в правильные метрические формы: «vers libre образов» требует «vers libre’a» ритмического: «Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов» (Мариенгоф). «Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять» (Шершеневич).
Ориентация на образность естественно привела имажинистов к разработке самых разнообразных приемов построения образа. «Образ - ступенями от аналогии, параллелизмов, сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и закрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудия производства мастера искусства» («Декларация»). К этому следует прибавить, что повышение образности достигалось имажинистами не только разнообразием и сложностью всех этих схем построения образа, но и неожиданным сопоставлением далеких представлений, по принципу «беспроволочного воображения» (Маринетти), «сбитием чистого и нечистого» на основании «закона о магическом притяжении тел с отрицательными и положительными полюсами» (Мариенгоф), употреблением ранее нецензурных выражений (имажинисты «похабную надпись заборную обращают в священный псалом») - так. обр. они надеялись стать новаторами и «перещеголять» футуристов. «Что такое образ? - Кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью». «Когда луна непосредственно вправляется в перстень, надетый на левый мизинец, а клизма с розоватым лекарством подвешивается вместо солнца» (Мариенгоф). Изощряясь в образотворчестве, частью навеянном лингвистическими этимологиями, частью же создаваемом по случайным созвучиям слов (ср. автобиографический «Роман без вранья» Мариенгофа), имажинисты готовы целиком принять упреки в неестественности, надуманности, так как «искусство всегда условно и искусственно» (Шершеневич). Близко соприкасаясь в этом пункте с О. Уайльдом, Шершеневич местами явно и довольно поверхностно перефразирует эстетские теории английского парадоксалиста.
Впоследствии (1923) имажинисты отказались от крайностей своей теории, признав, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение и т. п.) должен быть подчинен образам высших порядков: стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, характер, - «образу эпохи», «композиции характеров» («Почти декларация», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» № 2). Здесь уже начало конца И., т. к. с отказом от принципа автономности «малого образа» имажинизм в большой мере теряет основания к самостоятельному существованию.
Следует впрочем сказать, что в своей творческой практике имажинисты шли совсем не столь далеко, как в теории. У самого Шершеневича (не говоря уже о Кусикове и Есенине, к-рые и теоретически не признавали принципа механического сцепления образов) едва ли можно найти произведение, действительно являющееся «каталогом образов», поддающимся чтению «с конца к началу» и не объединенным единой лирической темой и более или менее явным общим содержанием. Общая физиономия школы определяется лишь высоким удельным весом «малых образов», специфическим характером их: своеобразной семантикой (в этом отношении имажинисты весьма смело осуществляли свои теоретические требования), развернутостью в конкретно-метафорическом плане, когда каждому звену метафоры соответствует определенное звено метафоризируемого ряда:

«Изба старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин)
«Черпаками строк не выкачать
Выгребную яму моей души» (Шершеневич).

Детальнее охарактеризовать всю школу в целом едва ли возможно: в ее состав входили поэты весьма разнородные как по своим теоретическим взглядам и поэтической практике, так и по социальным и лит-ым связям: между Шершеневичем и Мариенгофом, с одной стороны, и Есениным и Кусиковым - с другой, - больше отличия, чем сходства. И. первых насквозь урбанистичен, И. вторых - не менее руристичен: та и другая струя является выражением психологии и бытия различных социальных групп, столкнувшихся на перекрестке путей деклассации и деградации разных классов. Поэзия Шершеневича и Мариенгофа - продукт той деклассированной городской интеллигенции, к-рая утеряла всякую почву, все живые социальные связи и последнее пристанище нашла в богеме. Все творчество их являет картину крайнего упадка и опустошенности. Декларативные призывы к радости - бессильны: поэзия их полна упадочнической эротикой, насыщающей большинство произведений, загруженных обычно темами узко личных переживаний, полных неврастенического пессимизма, обусловленного неприятием Октябрьской революции.
Совсем отлична природа И. Есенина, представителя деклассирующихся групп деревенского зажиточного крестьянства, кулачества. Правда, и здесь в основе лежит пассивное отношение к миру. Но эта черта сходства - абстракция от совершенно другого комплекса предпосылок. И. Есенина идет от вещной конкретности натурального хозяйства, на почве к-рого он вырос, от антропоморфизма и зооморфизма примитивной крестьянской психологии. Религиозность, окрашивающая многие из его произведений, также близка примитивно-конкретной религиозности зажиточного крестьянства.
Так. обр. И. не представляет собою единого целого, а является отображением настроений нескольких деклассированных групп буржуазии, в мире «самовитых слов» ищущих убежища от революционных бурь.Библиография:

I. См. библиографию в статьях об отдельных поэтах-имажинистах.

II. Венгерова З., Английские футуристы, «Стрелец», сб. I, СПБ., 1915; Декларация имажинистов, журн. «Сирена», Воронеж, 30/I 1919; Шершеневич В., 2x2=5, М., 1920; Мариенгоф А., Буян-остров, М., 1920; Есенин С., Ключи Марии, М., 1920; Грузинов И., Имажинизма основное, М., 1921; Соколов И., Имажинистика, (изд. «Орднас», М., 1921; Григорьев С., Пророки и предтечи последнего завета. Имажинисты, М., 1921; Львов-Рогачевский В., Имажинизм и его образоносцы, М., 1921; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922; журн. «Гостиница для путешествующих в прекрасном», М., № 1-4 за 1923-1924 гг.; Авраамов Арс., Воплощение, М., 1921; Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Редько А., Литературно-художественные искания в конце XIX - начале XX в., Л., 1924; Полянский В., Социальные корни русской поэзии XX в., в кн. Ежов И. С. и Шамурин Е. И., Русская поэзия XX в., М., 1925; Шамурин Е. И., Основные течения в дореволюционной русской поэзии (там же); Розенфельд Б., Есенин и имажинизм, ст. в сб. «Есенин, жизнь, личность, творчество», М., 1926.

III. Никитина Е. Ф., Русская литература от символизма до наших дней, М., 1926; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928, и др.

  • - ИМАЖИНИЗМ. 10-го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов»...

    Словарь литературных терминов

  • - русская литературная группировка 1920-х гг. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа, его формы над смыслом, идеей...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - литературное течение в русской поэзии, объявившее о своем существовании в 1919 году и провозгласившее победу самоценного образа над смыслом и идеей произведения...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - течение в англоязычной и русскоязычной поэзии начала прошлого века, декларировала большую важность образности по отношению к точности: ஐ "А так произойдет в том случае, если научная фантастика будет не...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму, знакомство с к-рым в России произошло после статьи 3...

    Энциклопедия культурологии

  • - русская литературная группировка 1920-х гг. . Утверждала примат самоценного образа и формотворчества над смыслом, идеей...

    Современная энциклопедия

  • - литературная группа, существовавшая в России в 1920-е гг. Первая декларация имажинистов подписана поэтами С. Есениным, Р. Ивневым, А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и художниками Б. Эрдманом, Г....

    Большая Советская энциклопедия

  • - ИМАЖИНИ́ЗМ, -а, муж. Направление в русской литературе начала 20 в., первонач...

    Толковый словарь Ожегова

  • - имажин"...

    Русский орфографический словарь

  • - Французское – imaginer . Данное слово является весьма поздним заимствованием, оно появилось в русском языке лишь в начале XX в. . Произошло от французского глагола...

    Этимологический словарь русского языка Семенова

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ИМАЖИНИ́ЗМ, имаджинизма, мн. нет, муж. . Литературная школа, одно из мелкобуржуазных направлений в русской поэзии 20 в., считавшее богатство словесных образов существом поэзии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Искон. Фиксируется с 1919 г. Суф. производное от франц. imaginer «воображать, фантазировать» ...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ИМАЖИНИЗМ а, м. imaginisme m. Направление в искусстве начала XX в., стремившееся к поискам новых изобразительных средств и отрицавшее его идейность. БАС-1...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - имажини́зм имажизм - упадочное декадентское литературное направление в английской и американской поэзии в 10-е - 20-е гг. 20 в.; в России - незначительная группировка...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Имажинизм" в книгах

Глава 6 Имажинизм и «клиштер идеологии»

Из книги Неизвестный Есенин автора Пашинина Валентина

Глава 6 Имажинизм и «клиштер идеологии» В этой книге читатель наверняка обратит внимание на слово «ЧЕ-КА-ГО» - отнюдь не моим «изобретением». Придумали его остроумные, ироничные имажинисты. Те самые, кто заявил парадоксальное: «Поэт - самый страшный из палачей живого».

Имажинизм (от англ. image - образ)

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Имажинизм (от англ. image - образ) Камерное направление в русской поэзии перв. трети XX в., претендовавшее на конструирование образной системы литературного языка. Изначальное стремление к системному конструированию образа спонтанно вылилось в искусственное моделирование

Имажинизм

автора Автор неизвестен

Имажинизм Декларация Вы - поэты, живописцы, режиссеры, музыканты, прозаики.Вы, ювелиры жеста, разносчики краски и линии, гранильщики слова.Вы, наемники красоты, торгаши подлинными строфами, актами, картинами. Нам стыдно, стыдно и радостно от сознания, что мы должны сегодня

Имажинизм

Из книги Литературные манифесты: От символизма до «Октября» автора Автор неизвестен

Имажинизм Мертвое и живоеЖизнь - это крепость неверных. Искусство - Воинство, осаждающее твердыню. Во главе Воинства всегда поэт.Не для того ли извечное стремление войти в ворота жизни, чтобы, заняв крепость, немедленно и добровольно ее оставить.Не искусство боится

2.3. Reader response имажинизм

Из книги Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники автора Хуттунен Томи

2.3. Reader response имажинизм При всем различии трактовок отдельных теоретических нюансов, существовали проблемы, в оценке которых поэты-имажинисты проявляли полное единодушие. Прежде всего это относится к функции читателя, а также к приемам эстетического воздействия. В число

Имажинизм

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

Имажинизм На основе художественных поисков авангарда в первые послереволюционные годы возникло литературное течение имажинизм (от лат. imago – образ). Название восходит к английскому имажинизму, возникшему в начале XX в. и представленному творчеством Т. Хьюма и Э. Паунд,

Имажинизм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Реализм, имажинизм, турбореализм, постпанк…

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Реализм, имажинизм, турбореализм, постпанк… Все жанры хороши, кроме скучного. В самом деле, надо ли уходить в экспериментирование с формой? В науке говорят: даже отрицательный результат полезен. Он показывает, что в том направлении ловить нечего. То же самое и в

Имажинизм

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Имажинизм «Образ, как нафталин» Одним из ведущих направлений русского литературного авангарда стал возникший в первые послереволюционные годы имажинизм (лат. «образ»). Использование непривычного, даже шокирующего взгляда на конкретный образ восходит к английской

мая 07 2010

Новые слова , новые формы стиха, которые изобретали футуристы, несмотря на издержки «производства», позволили им выразить, закрепить, художественно овеществить ощущения и представления, связанные с непредсказуемо катастрофическими событиями начала XX века (первая мировая , революция и др.). В конце 10-х - начале 20-х годов в России появилось еще одно модернистское течение. Агрессивное, молодое, залихватское, оно сразу же объявило себя врагом всех других литературных течений, и в первую очередь - футуризма. Свою декларацию его теоретики открывали категорическим заявлением: «Издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью смерть… Не назад от футуризма, а через его труп вперед и вперед, левей и левей кличем мы».

Название направлению они выбрали - имажинизм - от французского слова, означавшего . Теоретики этой литературной модернистской школы считали основным принципом поэтического творчества самодостаточность . Имажинисты предельно насыщали свои стихи тропами, отдавая предпочтение метафоре, в жертву которой порой приносились рифма, и размер, и даже смысловая логика. Задачу ажинизма один из его представителей - А. Мариеноф - формулировал так: «Как можно глубже всадить ладонь читательского восприятия занозу образа». Ядро имажинистов сложилось в среде московской ературной и художественной богемы; в него вошли оэты В. Шершеневич, С. Есенин, А. Мариенгоф, Л. Грузинов, Р. Ивнев, Н. Эрдман, А. Кусиков, М. Рой-щая, художники Г. Якулов и Б. Эрдман. О своем существовании имажинисты объявили в январе 1919 года декларации, опубликованной в воронежском журнале Сирена». Молодые и энергичные поэты сразу же развили дурную деятельность: читали свои стихи в литературном фе «Стойло Пегаса», шокируя публику выпадами про своих поэтических оппонентов; стали издавать особенный журнал «Гостиница для путешествующих в пресном»; один за одним выпускали поэтические организованных совместными усилиями издательствах «Имажинисты», «Чихи-Пихи».

Безусловно, можно говорить о влиянии на русский имажинизм западноевропейских модернистских течений, было оно незначительным. Имажинисты скорее отталкивались от них, чем брали для себя что-либо. Были они знакомы с творчеством английских имажистов (поэты, представители этого течения, называли себя именно так: от «имажизма»), возможно, и американских. Во всяком случае, их программа, установка на создание конфетного «чистого образа» были им известны. Японская и китайская , которая импонировала имажистам Англии и США, представляла для русских имажинистов тока еще карту со множеством белых пятен, но поэзию Востока, Средней Азии они знали достаточно глубоко - запомним хотя бы Есенина. Можно сказать утвердительно о том, что теоретикам русского имажинизма были такие имена, как Т. Е. Хьюм, Э. Л. Паунд, Э. Лоуэлл, Т. С. , Ф. М. Флинт, Р. Олдингтон.

А вот читали ли они их произведения… это еще предстоит исследовать литературоведам.

Подобно русским футуристам, имажинисты относились к культурному наследию России весьма пренебрежительно: в своей декларации, правда, они не призывали к разрушению старины, но лишь только потому, что им было «некогда заниматься уборкой мусора», а в своем трактате «2 х 2 = 5» В. Шершеневич нападал даже на Пушкина и отношение к искусству прошлого выражал однозначно - «выбросить проношенные штаны».

Хотя имажинисты и претендовали на широкую популярность, заявляя, что пишут стихи для всех слоев общества, однако следует говорить о замкнутости имажинистской поэзии. Разрушая старые формы, пренебрегая традициями русской поэтической школы, они часто создавали такие стихотворения, которые можно назвать «каталогом метафор», расшифровать их неподготовленный читатель не мог. Но нельзя забывать и о творческих находках имажинистов в поэтических произведениях, удивляющих читателей глубокой образностью, оригинальными изобразительными приемами, самобытными новообразованиями. Как пример, строки из стихотворения А. Кусикова:

  • Грустным тупозвоном в пятносинь потемок
  • Разбросался дождь по лужицам булавками.
  • Дрогнет и стучится мне в окно котенок
  • Предосенний ветер, с перебитой лапкою.

Признанным вождем имажинизма современники считали С. Есенина. Многие литературоведы, особенно западные, связывают творческие успехи поэта именно со временем его пребывания в этой роли. В. Шершеневич, восстанавливая в памяти картину тех лет, писал: «За время своего руководства имажинизмом Сережа создал свои самые крупные и самые известные песни. Тут и «Песнь о собаке», и «Песнь о хлебе», и «Кобыльи корабли», и «Преображение», и «Сорокоуст», и, наконец, «Пугачев», не говоря уже о ряде мелких стихотворений». Безусловно, влияние имажинизма на Есенина отрицать нельзя. Как истинный , он брал только то, что должно было помочь его стиху стать образным, музыкальным. Хотя бывали и такие стихотворения:

  • Не просунет когтей лазурь
  • Из пургового кашля-смрада;
  • Облетает под ржанье бурь
  • Черепов златохвойный сад.
  • Слышите ль? Слышите звонкий стук?
  • Это грабли зари по пущам.
  • Веслами отрубленных рук
  • Вы гребетесь в страну грядущего.
  • Кобыльи корабли

Это и некоторые другие стихотворения, написанные Есениным в духе «крайнего» имажинизма, послужили поводом для В. Брюсова заявить, что влияние имажинистов является абсолютно «вредным для поэзии Есенина». Критиковали имажинистов В. Маяковский, С. Городецкий, Н. Клюев, Р. Иванов-Разумник и многие другие. Были весьма грубые нападки. Так, А. Луначарский, представитель марксистской критики, утверждал, что творчество имажинистов - «проституирование таланта, вывалянного предварительно в зловонной грязи». Но, несмотря на нападки оппонентов, поэты-имажинисты весьма продуктивно дополняли модернистскую палитру сочными и броскими красками. Их творчество ожидает своих исследователей, непредвзятых и терпимых.

Среди поэтов «серебряного века» много таких, которые примыкали к модным литературным течениям на короткое время или совсем не принадлежали ни к одному из них. Это Б. Пастернак, М. Цветаева, и др. Безусловно, они испытали влияние модернизма, увлекались творчеством талантливых представителей разных течений, были знакомы с манифестами й декларациями «неореформаторов», однако, впитав для себя полезное, «неприсоединившиеся» создавали неповторимое, образно говоря, собственную поэтическую модернистскую школу. Без их поэтического наследия картина «серебряного века» была бы не столь впечатляющей. Зародившаяся во Франции модернистская поэзия увлекла творческую молодежь во многих странах Европы. Украинская литературная в 80-90-е годы XIX века обратила внимание на тенденции развития европейской модернистской поэзии. Значительным явлением было исследование Василя Щурата «Французский декадентизм в польской и великорусской » (1896), в котором он проследил влияние П. Вердена, С. Малларме и других французских поэтов на некоторых польских и русских литераторов. Статья Щурата помогла молодым украинским поэтам ориентироваться в модернистских веяниях, отличать положительные стороны влияния французского модернизма от негативных. Глубоко изучал процессы, происходившие в современной европейской литературе, Иван Франко. Интересна в связи с этим его статья «Доклады Мириама», в которой Франко дал объективную оценку европейского модернизма, обратив внимание общественности на негативную сторону декаданса: отрыв представителей его от реальной жизни, равнодушие ко всему, что происходит, к трудной и тернистой дороге общества в будущее, «которого эти поэты не видят или видеть не хотят». Опубликованная в 1894 году, статья была одним из первых выступлений Франко-критика против упадочнических тенденций в западном модернизме. Как положительное явление Франко отмечал стремление европейских литераторов искать новые формы, овладевать новыми темами. Близки к взглядам Франко на процессы, происходящие в западноевропейской литературе, мысли Леси Украинки, прозвучавшие в ряде ее статей: «Два направления в новейшей итальянской литературе» (1899), «Заметки о новейшей польской литературе» (1901) и др.

В начале XX века в Украине сформировалась модернистская критика. В отличие от демократической она поддерживала отказ представителей модернизма от изображения социальных проблем, защищала идею «искусства для искусства». С программными статьями в журналах «Свгг», «Будучшсть», «Украшська хата» в поддержку «вольного, свободного искусства», «импрессионизма как манеры творчества и как способа мироощущения» выступали О. Луцкий, М. Сриблянский, А. Товкачевский, М. Евшан, Б. Лепкий, О. Грицай, М. Могилянский.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Имажинисты. Модернистское течение в русской литературе . Литературные сочинения!

Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы. Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возросшим ритмом жизни. Распад привычной картины мира и возникновение альтернативной с особенной остротой затрагивало весь Прежде всего это касалось молодых художников и поэтов.

Происхождение термина "имажинизм"

Сам термин "имажинизм" в литературе является заимствованием у авангардистской поэтической школы Англии. Эта школа получила название имажизма. Расскажем вкратце о ней. В российской печати первые сведения об английских имажистах появились в 1915 году. Именно тогда была опубликована в сборнике "Стрелец" статья "Английские футуристы" З.А. Венгеровой. В ней говорилось о поэтической группе из Лондона, во главе которой были Т. Хьюм, Э. Паунд, Р. Олдингтон,

Имажизм, появившийся в Англии в 1910-х годах, ставил перед собой вполне определенную художественную задачу. Она была не абстрактно-поэтической, а конкретной и жизненной - следовало прямо воспроизводить действительность. Шаблонным, истертым поэтическим клише имажисты противопоставляли "свежие", необычные образы (по-английски - image, откуда и возникло название этой школы). Они стремились обновить поэтический язык. Это отразилось в их теориях свободного стиха, образа.

Когда возник имажинизм в русской литературе?

Термин "имажионизм" в России появился в книге "Зеленая улица..." В.Г. Шершеневича, опубликованной в 1916 году. В ней еще не порвавший связей с футуризмом автор назвал себя так. Шершеневич обратил особое внимание на содержание поэтического образа, а не на его форму. Именно он стал главным идеологом нового направления. В 1918 году Шершеневич заявил о появлении "имажионизма" как явления более широкого, чем футуризм. Современный термин закрепился с 1919 года. С той поры часто появлялись понятия "имажинисты" и "имажинизм" в литературе. Краткое определение последнего можно дать следующее: литературное течение, утверждавшее главную роль словесного образа над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму.

"Декларация" имажинистов

Имажинизм в литературе нашей страны сыграл заметную роль. Во всех известных энциклопедиях появились статьи о нем. Группа имажинистов, образовавшаяся в то время, ставку делала на образность. Именно она считалась основной чертой поэтического творчества. В 1919 году в журнале "Сирена" была опубликована "Декларация" - первый манифест нового направления. Поэты утверждали, что выявление жизни с помощью образа и его ритмики является единственным законом всяческого искусства, его несравненным методом. В этом документе была представлена творческая программа приверженцев нового направления. Утверждалось, что в структуре художественного произведения ключевое значение имеет образ. На его теории строилась вся программа. Из текста "Декларации" мы узнаем, что имажинизм в литературе имеет следующую основу: специфическое понимание его представителями роли эстетического воздействия образа. Именно впечатление от последнего, искусственно сконструированного, является определяющим в поэзии.

"2х2=5"

Еще одно теоретическое обоснование нового направления - трактат Шершеневича (на фото выше) под названием "2х2=5". Автор его видел поэзию родственной математике. Ему представлялись ненужными любые попытки за исключением авторских. Ради возникновения образа утверждался принцип равенства нечистого и чистого. Это оборачивалось порой откровенно плотскими изображениями.

Язык с точки зрения имажинизма

Свое видение языка предложили те, кто создал имажинизм в литературе. Представители его сформулировали мысль о том, что язык поэзии является уникальным. На ранней стадии развития, как полагали они, он был весь пропитан образными представлениями. Поэтому представители имажинизма в русской литературе считали логичным изучать истоки языка. Таким способом они хотели обнаружить исконные образы различных слов. Более того, анализируя традиционное словообразование и свойства языка, они начали создавать образы сами. Однако исследователь Д.Л. Шукуров отмечает, что то, как понимали художественное слово имажинисты, номиналистично и предельно рационализировано.

Стремление к изначальной образности слова

Представители нового направления объявили своей главной целью именно уникальный образ, а не просто необычное слово. В.Г. Шершеневич переосмыслил опыт футуристов, в частности, созданную ими теорию "заумной поэзии". Он создал другой вариант концепции так называемого "самовитого слова". Под последним следовало понимать основу триады из трудов А.А. Потебни по языкознанию.

Ученый в составе слова выделял его содержание ("внутреннюю форму"), изначальную образность и внешнюю форму. Отвергая формально-звуковую и содержательную стороны, имажинисты свое внимание акцентировали именно на образности. Они стремились максимально насытить ею произведения. Однако при этом имажинисты стремились, чтобы образы не были часто встречающимися.

Отсутствие единства среди имажинистов

В поэтических вопросах, несмотря на наличие некоторой общности, не было абсолютного единства среди представителей нового направления. Соратники и друзья в жизни, они были приверженцами совершенно разных подходов к творчеству (на фото в центре - Есенин, слева - Мариенгоф, справа - Кусиков).

Вряд ли возможно детально охарактеризовать имажинизм в литературе 20 века. В состав школы входили поэты, имевшие весьма разнородные теоретические взгляды и особенности творчества, разные как по литературным, так и по социальным связям. Между Мариенгофом и Шершеневичем, с одной стороны, и Кусиковым и Есениным - с другой, можно найти больше отличий, чем сходства. Насквозь урбанистичен имажинизм первых, а вторых - руристичен. Обе эти струи выражают бытие и психологию разных социальных групп, которые столкнулись во время деклассации. Все это делает непростым ответ на вопрос "Что такое имажинизм в литературе?". Определение его характерных особенностей порой приводит к выявлению противоположностей.

Поэзия Мариенгофа и Шершеневича

Поэзия Мариенгофа (фото его представлено выше) и Шершеневича - продукт городской деклассированной интеллигенции, утерявшей почву. Она нашла свое последнее пристанище и социальные связи в богеме. Творчество этих поэтов являет картину опустошенности и упадка. Бессильны декларативные призывы Мариенгофа и Шершеневича к радости. Упаднической эротикой наполнена их поэзия. Темы, которые раскрываются в ней, связаны с глубоко личными переживаниями. Они полны пессимизма, который был обусловлен неприятием этими поэтами Октябрьской революции.

Природа имажинизма Есенина

Природа имажинизма Есенина совершенно иная. Он был представителем зажиточного деревенского крестьянства, кулачества, которое также было деклассировано. Правда, и в его творчестве можно увидеть пассивное отношение к миру. Однако предпосылки его были совсем иными. Имажинизм Сергея Александровича идет от натурального хозяйства, его вещной конкретности. Именно на почве последнего вырос он. В основе его - зооморфизм и антропоморфизм примитивной психологии крестьян.

Полемика имажинистов

В "Листах имажиниста" В. Шершеневич полемизировал с работой Есенина "Ключи Марии", в которой были высказаны его теоретические идеи. Кроме того, он критиковал поэзию собратьев по искусству. Шершеневич писал, что соединение в стихотворении отдельных образов - работа механическая, а не органическая, как считают А. Кусиков и С. Есенин. Стихотворение - толпа образов, а не организм. Из него можно вытянуть без ущерба один из них или вставить еще десять. С идеями С. Есенина полемизировал также А. Мариенгоф в своей работе под названием "Буян-остров".

Он считал, что современное народное искусство непременно "должно быть сумеречным". Другими словами, это "второй сорт", "полуискусство", "переходная стадия", впрочем, необходимая для массы. А в жизни самого искусства она не играет никакой роли. Есенин ответил своей статьей "Быт и искусство". Сергей Александрович писал, что собратья его не признают согласования и порядка в сочетании образов и слов. И в этом они неправы.

Раскол

Таким образом, назревал раскол. В 1924 году он оформился. Тогда в газете "Правда" появилось "Письмо в редакцию", которое написали С. Есенин и И. Грузинов. Они объявили, что в качестве создателей имажинизма решили довести до всеобщего сведения, что в известном прежде составе группа "имажинисты" объявляется распущенной.

Роль имажинизма в русской литературе

До сих пор среди литературоведов идут споры по поводу того, стоит ли поместить имажинизм рядом с такими направлениями, как футуризм, акмеизм и символизм. Возможно, правильнее это явление рассматривать в ряду многочисленных течений, существовавших в литературе в 1920-х годах. Тем не менее, значительный вклад, внесенный в культуру рифмования его представителями, а также требование единства стихотворной композиции с лирической точки зрения и другие поиски в области поэтики стали актуальными в 1920-е годы. Они служили ориентиром для ряда авторов, творивших во второй половине 20 века и развивавших модернистские традиции.

Теперь вы знаете, как продолжить фразу "имажинизм в литературе - это...". Кратко мы охарактеризовали это направление, назвали основных его представителей. Вы узнали об основных идеях, которые привнесли в искусство приверженцы этой школы. Особенности имажинизма в русской литературе во многом были выражением эпохи, в которую жили его представители.