Сафари крейсера «кенигсберг. Восьмимесячная битва с одним крейсером (3 фото) Немецкий крейсер кенигсберг

  • 07.02.2024

Крейсер «Кёнигсберг» оказался в такой же ситуации, как и «Эмден» только в Восточной Африке - один против всего мира. Капитаном «Кёнигсберга» был капитан 2-го ранга фон Лооф. Он был эльзасцем и родился там через три года, как Эльзас перешёл от Франции к Германии в результате франко-прусской войны. Эльзас много раз переходил от Франции к Германи и обратно. Сейчас это, кстати, территория Франции, в годы Первой мировой войны - Германии. Эльзасцев в Германии не считали французами, но и не считали немцами. Но для фон Лоофа так вопрос не стоял - Германию он считал своей Родиной. У побережья Восточной Африки, в отличии от Юго-Восточной Азии, где воевал Эмден, не так много островов и укрытий для одинокого крейсера, а точнее, их нет совсем. Вечером, перед началом Первой мировой войны «Кёнигсберг» удрал из Дар-эс-Салама от англичан и французов, чтобы начать войну.

Опустим период, когда Кёнигсберг топил торговые суда англичан, а начнём с этого - в один момент у крейсера сломался двигатель. Места, где крейсер мог бы встать на стоянку и заняться ремонтом не было в округе миль на 1000. Может быть на 5000 - не важно. Зато была неисследованная дельта реки Руфиджи. Фон Лооф смело заводит в один из 12-ти крупных рукавов Руфиджи «Кенигсберг» и уходит по нему вглубь континента миль на 10. Там, разобрав двигатель, становится понятно, что в «полевых условиях» его не починить, а ближайшая мастерская, где можно сделать ремонт многотонному двигателю, находится в Дар-эс-Саламе, что в 120 километрах от дельты Руфиджи.

Это не смущает фон Лоофа. Он приказывает срубить самые крупные в округе кокосовые пальмы и из их стволов делают гигантские сани-салазки. На эти сани грузят многотонный двигатель от крейсера и запчасти к нему. В сани «запрягают» 200 нанятых туземцев и они волокут этот груз 120 километров в Дар-эс-Салам. Там двигатель чинят и его на тех же санях, опять 120 километров, туземцы тянут обратно. За это время англичанам неимоверными усилиями удалось обнаружить стоянку «Кёнигсберга», но только на приблизительном уровне - по документам, точное место было неизвестно, потому что и Лооф не сидел сложа руки - моряки замаскировали корабль так, что его не видно было даже с земли, подняли из трюмов запасные орудия и пулемёты и создали в устье Руфиджи настоящий укрепрайон - на берегах стояли корабельные орудия, пулемётные гнёзда и всё это было опутано сетью телеграфных проводов.

Англичане сильно боялись, что Кёнигсберг сможет уйти по лабиринтам каналов и речушек обратно в океан (они не знали ещё про поломку двигателя и что у крейсера нет угля), а потому стянули сюда весь флот, который был в районе. Им приходилось патрулировать зону в 64 мили устья Руфиджи и 400 миль всего района, чтобы не дать уйти Кёнигсбергу. С этого момента все английские и союзные корабли здесь. Поскольку англичане не знали, где именно находится корабль, то на маленьких кораблях английские солдаты двинулись в устье массовым десантом - так они узнали, что все берега устья уже представляет из себя отличный укрепрайон с береговыми орудиями и косящими намертво пулемётами.

Чтобы Кёнигсберг не сбежал, англичане топят на фарватере одного из рукавов угольный заправщик - ненужный пароход и начинают его охранять - чтобы немцы не расчистили заново фарватер. Но очень скоро выяснилось, что жертва заправщиком была напрасной - рукавов здесь миллион плюс один и Кёнигсберг сможет выйти в море по любому из них.

Во всём мире был один единственный человек, говорящий на одном из европейских языков, который был в устье Руфиджи и знал как там всё устроено - это знаменитый охотник и путешественник Преториус. Английский линкор срывается с места и начинает искать по всему миру этого Преториуса, его находят где-то на краю света, в условной Патагонии, и тащат в Восточную Африку. На борту английского флагмана он получает задание провести разведку и дать точные координаты Кенигсберга в этих малярийных болотах и каналах. Преториус выполняет задание и дает англичанам точные координаты корабля и промеркой глубины устья Преториус докладывает - судя по осадке Кенигсберга на нём совсем нет угля.

Лооф, заметив, что английские снаряды стали ложиться ближе к кораблю, заводит отремонтированный двигатель и… уходит ещё на 8 миль дальше по устью этой реки. Англичане выписывают с Острова самолёт с лётчиком. Самолёт летит в разведку и… ничего не может обнаружить. После третьего рейса пилоту удаётся обнаружить место новой стоянки Кёнигсберга, но его сбивают. К месту падения устремляются с трёх сторон шлюпка английских моряков, шлюпка немецких моряков и стадо крокодилов - в заплыве на скорость побеждают англичане. Лётчик даёт английскому адмиралу точное место новой стоянки Кёнигсберга, но адмирал не верит. Невозможно так далеко уйти крейсеру по такому мелкому и узкому руслу.
Выписывают ещё один самолет и лётчик летит уже вместе с адмиралом - адмирал убеждается, что лётчик был прав, но что делать непонятно - уже несколько месяцев вся английская эскадра не может выковырять из этих болот один немецкий крейсер.

Тем временем в Адмиралтействе в Лондоне вспоминают, что по заказу правительства Бразилии для патрулирования рек Ориноко и Амазонки они строили два монитора - осадка 1,5 метра, броня и очень хорошие пушки. Бразильцы ещё не успели выкупить эти мониторы и из Лондона летит через океан приказ - доставить мониторы в Дар-эс-Салам! И мониторы с 1,5 метровой осадкой опять прутся через океаны к побережью Восточной Африки.

Тем временем на помощь Кёнигсбергу из Германии летит по морю угольный заправщик под датским флагом замаскированный под лесовоз. Он прорывается через три кольца английской морской блокады в Европе, через океанские бури и шторма и вот он уже возле устья Руфиджи. Тут его подбивают, но моряки поджигают лес на верхней палубе, который маскировал груз. Англичане видя огромный столб пламени считают, что с заправщиком дело конченное, уходят, а немцы сбрасывают горящий лес в океан, что-то тушат и перегружают оружие, пушки и патроны на шлюпки и увозят всё на Кёнигсберг.
Но вот уголь на Кенигсберг не перегрузить и Лооф готовится к последнему бою - Кёнигсберг обречён.
На разъездной параходик «Вами» немцы устанавливают торпедные аппараты, чтобы из них уничтожить мониторы, но «Вами» при выходе из устье выбрасывает на скалы. Тогда Лооф вычисляет, что мониторы поднимутся по устью только до островка и устраивает там сеть коррекционных пунктов и площадок.
На следующий день мониторы подходят к устью поднимаются только до островка и там их встречает шквальный огонь береговых батарей - датский параходик помог - а англичане думали, что береговые укрепления уже подавлены. Через день мониторы всё-таки входят в устье, но поднимаются опять только до островка, где их накрывает точный огонь шести орудий с Кёнигсберга. Один монитор повреждён точным попаданием под ватерлинию и англичане отступают.
На третий день мониторы сначала подавили немецкие позиции корректировки огня у острова, а потом начали обстрел крейсера. Из 635 выстрелов с мониторов в Кёнигсберг попало 6. Первым же выстрелом убило двух отважных немцев - Хельффериха и Аппеля. Они прибыли на Кёнигсберг пару недель до штурма, проделав полный опасности путь на шлюпке под парусом от Мозамбика.

Но от 6 попаданий Кёнигсберг уже представляет из себя кучу железа, которая всё же ещё сопротивлялась. Чтобы повысить точность попаданий, англичане устраивают в океане учения по взаимодействию самолёта и мониторов - самолёт корректирует огонь, а мониторы лупят. И на четвёртый день оба монитора входят в устье Руфиджи при поддержки авиации - одного самолёта англичан. На этот раз сразу оба монитора получают по точному попаданию от немцев, причём такие, что один из них так и не сдвинулся с места, а другой час отстреливался стоя на якоре, пока шёл ремонт. И потом всё же двинулся к немецкому крейсеру.
К середине дня с Кёнигсбергом было покончено. Англичане ушли. А Лооф на следующий день вернулся на искорёженный крейсер. Были сняты все орудия, забраны боеприпасы и немцы устроили следующий укрепрайоны уже на озере Танганьика и в Дар-эс-Саламе. Война продолжалась. Но это уже другая история о которой позже. Кёнигсберг запертый без угля в болотах устья реки Руфиджи сковывал на себя всю английскую и союзную эскадру в течении чуть более восьми (!!!) месяцев.

Боевые корабли мира

"Кенигсберг" ("Konigsberg") - легкий крейсер Германского Кайзеровского флота.

Хронология службы:

3 августа 1907 года - конвоировал яхту Кайзера "Гогенцоллерн" при встрече с яхтой Императора России "Штандарт". Салют штандарту Николая II.

9 сентября 1907 года - завершение сдаточных испытаний и доукомплектование экипажем по штату - 322 человека.

21 сентября 1907 года - прибыл в Кенигсберг (совр. Калининград в России) и отдал салют городу, в честь которого назван.

5 ноября 1907 года - приказ о командировании крейсера в распоряжение императорской яхты "Гогенцоллерн".

17 декабря 1907 года - уход крейсера из Киля под флагом принца Генриха Прусского в Стокгольм (Швеция, Балтийское море) для участия в церемонии похорон шведского короля Оскара II.

27 ноября 1909 года - завершил маневры вместе с разведывательными силами флота и встал на ремонт.

16 февраля 1910 года - столкновение в Кильской бухте Балтийского моря с легким крейсером "Дрезден" , возвращение обоих крейсеров в Киль на завод для ремонта.

9 - 13 марта 1910 года - сопровождение императорской яхты "Гогенцоллерн" в плавании по Гельголандской бухте Северного моря.

8 - 27 мая 1910 года - сопровождение "Гогенцоллерна" в плавании в Англию на похороны короля Эдуарда VII.

8 марта - 22 мая 1911 года - сопровождение под командованием капитана 3 ранга Хенриха "Гогенцоллерна" в плавании по Средиземному морю и в Англию.

12 июня 1914 года - начало промера глубин в районе немецкого порта Дар-эс-Салама в Танзании (Индийский океан).

31 июля 1914 года - вышел из Дар-эс-Салама к Аденскому заливу между Красным и Аравийским морями.

6 августа 1914 года - захвачен английский пароход "Сити оф Винчестер" с грузом индийского чая, отведен в бухту у порта Бендер Бурум на южной оконечности Аравийского п-ова.

14 августа 1914 года - встреча с немецким пароходом "Сомали" в бухте Курия-Мурия и уход крейсера к мысу Рас-Хафун на побережье Итальянского Сомали из-за близости радио переговоров английских военных судов.

30 августа 1914 года - обстрелял французскую радиостанцию в Мадзунга на северо-западном побережье о. Мадагаскар.

1 сентября 1914 года - погрузка 230 тонн угля с "Сомали" у о-вов Альдабра (на полпути от Дар-Эс-Салама до северной оконечности Мадагаскара).

3 сентября 1914 года - обогнул о. Мафия (побережье Танзании) и бросил якоря в одной из проток дельты реки Руфиджи (южнее Дар-Эс-Салама).

20 сентября 1914 года - вошел на рейд английского порта Занзибар (о. Занзибар, побережье Танзании) и артиллерийским огнем потопил английский легкий крейсер "Пегасус" (погибли 2 офицера и 31 матрос, 59 ранено); уничтожил артиллерией радиостанцию на берегу (погибло английских колониальных 45 солдат). Возвращение в Руфиджи.

1 ноября 1914 года - обстрел стоянки крейсера в Руфиджи артиллерией английским легким крейсером "Чатэм "

2 ноября 1914 года - обстрел стоянки английскими легкими крейсерами "Чатэм "", "Дармут" и "Веймут". Уничтожен немецкий пароход "Сомали", стоявший с "Кенигсбергом", с 800 тоннами угля.

10 декабря 1914 года - немцы из берегового охранения взяли в плен английского пилота гидросамолета Денниса Катлера, у которого отказал мотор.

6 июля 1915 года - артиллерийский бой между крейсером и английскими мониторами "Северн" и "Мерсей". "Мерсей" поврежден, убито 4 убиты и 4 ранены. "Кенигсберг" получил 13 попаданий, 4 убито и 10 ранено. Всего крейсером выпущено около 400 снарядов.

11 июля 1915 года - крейсер потоплен артиллерийским огнем "Северна", "Мерсея", легким крейсером "Веймут" и австралийским крейсером "Пионер". Сбит английский самолет-корректировщик. Из 213 человек, находившихся на борту, 32 убиты и 128 ранены. Оставшиеся в живых избежали плена.

Тактико-технические характеристики:

Водоизмещение стандартное 3390 тонн, водоизмещение полное 3814 тонн.
Размеры: 114,8 на 13,2 на 3,2 м.
Максимальная скорость 23 узла. Двухвальная энергетическая установка, паровая машина тройного расширения, 11 котлов военно-морского типа, 12 000 лошадиных сил, 820 тонн угля.
Вооружение: 10 орудий 105-мм, 8 орудий 52-мм, 2 торпедных аппарата 450-мм.
Бронирование: щиты на орудиях - 50 мм, палуба - 20-30 мм, боевая рубка - 100 мм.
Дальность плавания - 5750 миль при скорости 12 узлов.
Экипаж: 14 офицеров и 308 матросов.
Последний командир капитан 2 ранга Макс Лооф.

Результаты боевых действий:

Захвачен и потоплен: английский пароход ’’Сити оф Винчестер’’.

Потопленые боевые корабли противника: английский легкий крейсер ’’Пегасус’’.

Подборка составлена Дмитрием Викторовичем Мазуриком.

С началом первой мировой войны «Неофициальный отдел» старейшего флотского журнала «Морской сборник» ввел два раздела - «Морская хроника» и «Очерки мировой войны» (с 1915 года «Очерки мировой войны на море»), специально предназначенные для обзора боевых действий противоборствующих сторон.

При этом, освещая ту или иную тему, он не останавливался на констатации произошедшего события, а пытался в дальнейшем дополнить его полученными из различных источников сведениями. Если же история имела свое продолжение, сборник возвращался к ней неоднократно, а порой по ее завершении публиковал как бы итоговое, обобщенное сообщение.

В качестве такого примера предлагаем читателям подборку материалов из «Морского сборника», посвященных действиям германского крейсера «Konigsberg» и мероприятиям британского флота по его нейтрализации и уничтожению, публиковавшихся в отдельных номерах сборника с осени 1914 до лета 1915 года.

Помещенные в конце этих материалов комментарии составлены в большинстве своем на основе более поздних изданий и служат в качестве уточнения отдельных моментов, а также для того, чтобы дать более широкое представление о тех далеких событиях, которые по вполне объяснимым причинам никак не могли стать достоянием страниц «Морского сборника» тех лет.

При подготовке к публикации все даты, если они специально не оговорены, фигурирующие в «Морском сборнике» в старом стиле, переведены в новый, как они даны и в прилагаемых комментариях.

Однако, прежде чем перейти к предлагаемым материалам, осветим несколько предысторию событий и начало боевой деятельности «Konigsberg».

Вооружение: 10 105-мм орудий, 10 пулеметов, 2 450-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 45 мм (на скосах 80 мм), рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм; водоизмещение нормальное 3480 т (полное 3814 т), главные размерения: длина наибольшая 115,0 (между перпендикулярами 108,0), ширина 13,2, осадка 4,83 м, скорость хода наибольшая 24,1 уз, суммарная мощность машин 13 900 л.с., экипаж 322 чел.

Крейсер «Konigsberg» представлял собой корабль единичной (индивидуальной) постройки (заложен на верфи в Киле 12 января 1905 года и 12 декабря того же года спущен на воду) и по своей конструкции наиболее близко подходил, или, вернее, являлся предшественником крейсеров типа «Nurnberg».

Непосредственная служба корабля в составе действующего флота началась в 1908 году, хотя еще с середины 1907 года он уже сумел совершить ряд походов в европейских водах. В 1910 году «Konigsberg» стал обладателем императорского приза по стрельбе для легких сил флота.

Весной 1914 года принимается решение о направлении крейсера (довооруженного к этому времени десятью 52-мм орудиями) в восточно-африканские воды в качестве стационера для смены канонерской лодки «Gaier», переводившейся в южную часть Тихого океана. Покинув 28 апреля Вильгельмсхафен, «Konigsberg» (командир - фрегаттенкапитан М.Луфф) через Средиземное море и Суэцкий канал 5 июня прибыл в Дар-эс-Салам, который в то время являлся административным центром германской Восточной Африки.

С получением известия о политической напряженности в Европе после убийства в Сараево престолонаследника Австро-Венгрии, М.Луфф прерывает проводимые кораблем гидрографические работы в порту Багамойо и возвращается в Дар-эс-Салам.

Пополнив судовые запасы, «Konigsberg» 31 июля вновь вышел в море. Удачно оторвавшись, благодаря скорости и дождливому шквалу, от преследования двух английских крейсеров, он направляется к Аденскому заливу. С получением 5 августа радиограммы из Дар-эс-Салама о начале войны «Konigsberg» приступил к крейсерской операции по нарушению судоходства противников Германии и уже на следующий день задержал в Аденском заливе английский почтово-пассажирский пароход «City of Winchester». С призовой командой он был направлен в бухту Бурума на южном побережье Аравийского полуострова, где «Konigsberg», по предварительному согласованию по радио, встретился с германским пароходом «Zieten». Кстати, на его борту следовал домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна «Planet» из 98 человек во главе с командиром оберлейтенантом Бруксом. 10 августа «Konigsberg», «Zieten» и «City of Winchester» встретились вновь у островов Куриа-Муриа в восточной части побережья Аравийского полуострова, где с приза сняли судовые запасы, экипаж и пассажиров перевели на «Zieten», а сам пароход на следующий день затопили.

Этим более чем скромным успехом и завершилась для корабля его первая и фактически последняя крейсерская операция. Не обнаружив более ни одного неприятельского транспорта, командир корабля М.Луфф решил для устранения возникших неполадок механизмов на время укрыться в каком-либо незаметном и труднодоступном месте. Выбор пал на дельту реки Руфиджи на восточном побережье Африки, благо проведенные незадолго до войны немецким гидрографическим судном «Mowe» промеры ее рукавов показали, что во время приливов она доступна для кораблей с осадкой крейсера «Konigsberg».

Показавшись, для введения в заблуждение противника, 30 августа 1914 года у порта Майунга на северо-западе острова Мадагаскар, а затем, пополнив запасы угля со своего бункеровщика парохода «Somali» у островов Альдабра, «Konigsberg» направился к устью Руфиджи. Войдя 3 сентября в ее рукав Кикунья, он бросил якорь в 10 милях выше по течению от станции Салала.

Незамедлительно организованный каботажными судами подвоз угля позволил крейсеру, еще до начала ремонта механизмов, 19 сентября вновь выйти в море и совершить набег на Занзибар, который завершился потоплением на следующий день английского крейсера «Pegasus».

Возвратившись затем в дельту Руфиджи, «Konigsberg» приступил к ремонтным работам, которые проходили в тяжелых тропических условиях на необорудованном месте стоянки. Поэтому отдельные части механизмов приходилось ремонтировать или изготавливать вновь в Дар-эс-Саламе, для чего пришлось организовать их доставку через непроходимые джунгли и бездорожье.

Вскоре обнаруженный и заблокированный с моря, «Konigsberg» в течение более восьми месяцев доблестно сопротивлялся превосходящим силам противника (за период операции англичанами были привлечены линейный корабль «Goliath», крейсеры «Cornwall», «Chatham», «Dartmouth», «Weymouth», «Hyacinth», «Pyramus», «Pioneer», «Fox», «Pegasus», мониторы «Mersey», «Severn», вспомогательный крейсер «Kanfauns Castle») до самых последних минут своего существования. Этим в значительной степени и объясняются неоднократные сообщения о нем на страницах «Морского сборника», с которыми мы и решили познакомить своих читателей.

Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером «Pegasus»

На морском берегу английский крейсер «Pegasus» (2200 т, 97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно «Mowe» (650 т, 06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец «Pegasus» был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер «Konigsberg» (3400 т, 05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого «Konigsberg» ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров.

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 252. С.222.

Вооружение: 8 102-мм, 8 76-мм орудий, 2 356-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 25,4 мм (на скосах 51 мм), рубка 76 мм; водоизмещение нормальное 2135 т, главные размерения: длина между перпендикулярами 91,44, ширина 11,13, осадка 4,11 м, скорость хода наибольшая 20 уз, суммарная мощность машин 7000 л.с.

Операция крейсера «Konigsberg»

Крейсер «Konigsberg», как было уже сказано (см. § 252), вывел из строя английский крейсер «Pegasus». Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров - «Nurnberg» и «Leipzig», о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью «Pegasus», который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров.

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 262. С. 230.

Объявление британского Адмиралтейства

С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: «С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой.

Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу».

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. С. 136

Обнаружение крейсера «Konigsberg»

«Konigsberg» был обнаружен британским крейсером «Chatham» (5500 т, 1911 г[ода постройки], 25,5 уз, 8 15-см и 4 4,7-см ор[удий]) еще 30 октября в реке на о-ве Мафия (напротив острова. - Л.К.) у берегов германской Восточной Африки. Этот крейсер, расстрелявший 20 сентября английский крейсер «Pegasus» (см. § 252), вероятно, или получил в этом бою серьезное повреждение, или не мог достать угля. По этой или иной причине - если верно первое предположение, то это служит еще раз показателем невыгоды для преследователя торговли вступать в бой, хотя бы и с более слабым противником - но «Konigsberg», очевидно, больше своей деятельности продолжать не мог, а потому, разгрузившись, забрался вверх по реке на 6 миль и там был поставлен на неглубокой воде, а экипаж его окопался на берегу.

Вследствие этого «Chatham» мог обстрелять его только с очень большой дистанции, причем из-за густых пальмовых зарослей не мог установить результатов своего обстрела. Но чтобы воспрепятствовать все-таки возможному выходу германского крейсера из реки, англичане затопили в ней угольные суда таким образом, что «Konigsberg» оказался надежно запертым.

Морской сборник. 1914. № 12. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны, § 464. С. 210

Адмиралтейство сообщает: «Мониторы "Severn" и "Mersey", поднявшись 4 июля по реке Руфиджи в Восточной Африке, завязали бой с германским крейсером "Konigsberg". Аэропланы руководили огнем через джунгли. Спустя шесть часов, "Konigsberg", охваченный огнем, продолжал стрелять только из одного орудия и, наконец, совсем приведен был к молчанию. Вторичная атака, произведенная 11 июля, закончила разрушение "Konigsberg". Наши потери в обоих боях: 4 убитых и 6 раненых».

Морской сборник. 1915. № 8. Морская хроника. С. 174-175

Из Лондона сообщают следующие подробности уничтожения германского крейсера «Кенигсберг» в устье реки Руфиджи, на побережье германской юго-восточной Африки, английскими мониторами «Severn» и «Mersey».

Английские мониторы поднялись вверх по течению Руфиджи 4-го июля (по новому стилю) Адмиралтейства от 28-го октября*, был открыт крейсером «Чатам».

Ему удалось пробраться вверх по реке достаточно далеко, чтобы оказаться вне выстрелов английских крейсеров, обладающих большим углублением. Кроме того он замаскировался зеленью, привязанной к трубам и мачтам и скрывавшей его местонахождение со стороны моря. Вскоре после этого речной фарватер был загражден потопленными угольщиками, и крейсер таким образом был заблокирован и обезврежен. Наблюдение за ним, однако, было необходимо, так как по донесению одного офицера, вернувшегося из Восточной Африки, «Кенигсберг» обменивался по радио с английским крейсером. Командир последнего обещал командиру «Кенигсберга» [фрегаттенкапитан М.Луфф], что в случае его выхода он сердечно будет приветствован англичанами. На эту телеграмму ответа не последовало.

В сообщении Адмиралтейства от 29-го июня* говорится, что «два месяца тому назад оно решило послать в распоряжение главнокомандующего станцией мыса Доброй Надежды, вице-адмирала Кинг-Холл, два речных монитора - "Мерсей" и "Соверн" для оказания помощи в этой операции. Положение "Кенигсберга" в точности было выяснено авиаторами, и, как только мониторы были готовы, действия начались. Утром 4 июля мониторы вошли в реку и открыли огонь, на который "Кенигсберг" немедленно отвечал, ведя стрельбу залпами из 5-ти орудий с большой быстротой и точностью. Корабль е[ё] в[еличества] "Мерсей" получил два попадания, причем одним снарядом 4 человека его команды были убиты и столько же ранено. Ввиду того, что "Кенигсберг" был окружен джунглями, аэропланы испытывали большое затруднение в отметке попадания снарядов. В начале боя крейсер получил пять попаданий, но после шестичасового огня мониторов аэропланы донесли, что мачты "Кенигсберга" продолжают стоять на месте. Вслед за тем над ним разорвался залп наших судов, и крейсер загорелся между мачтами. Тем не менее он продолжал стрелять из одной пушки с короткими интервалами, но под конец совершенно прекратил огонь из-за отсутствия снарядов или негодности к дальнейшей службе своих орудий, и, хотя и не был совершенно разрушен, но, по всей вероятности, был выведен из строя. Главнокомандующий доносит, что работа мониторов крайне затруднялась джунглями и трудностью корректирования стрельбы, но им помогал корабль е[ё] в[еличества] "Веймут" (под флагом главнокомандующего), сопровождавший их при проходе через бар реки и обстреливавший берега из мелких орудий в то время, как корабль е[ё] в[еличества] "Пайонир" держал в сфере своего огня устье реки. Для окончательного разрушения "Кенигсберга" главнокомандующий приказал произвести 11 августа новую атаку, и теперь получена от него телеграмма, извещающая, что судно совершенно разрушено.

В последнем сражении наши потери выражаются лишь двумя ранеными на корабле е[ё] в[величества] "Мерсей".

Из того обстоятельства, что "Веймуту" и "Пайониру" пришлось привести к молчанию орудия, установленные на берегу реки, видно, что германский крейсер ожидал нападения и по возможности к нему приготовился».

Морской сборник. 1915. № 8. Очерки мировой войны на море. § 173. С. 318-320

*Установить, к какому стилю относятся эти даты, не удалось.

Данная работа, выполненная в форме справочника,является единственной в своем роде и не имеет аналогов в России. В ней впервые в нашей стране обобщены основные сведения о боевых кораблях основных классов специальной постройки, привлекавшихся для решения боевых задач на море в интересах ВМС Германии. Для крупных надводных кораблей и подводных лодок наряду с основными тактико-техническими элементами приведены основные моменты их боевой деятельности в годы войны. При этом особое внимание уделено ведению боевых действий против ВМФ СССР и в оперативных зонах советских Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Последнее принципиально отличает данный справочник от других аналогичных работ, как у нас в стране, так и за рубежом, и позволяет наглядно увидеть реальный ущерб, нанесенный германским флотом советскому и наоборот.

Разделы этой страницы:

2.3.7. Легкие крейсера типа "Кенигсберг’

Всего было построено три корабля данного типа: "Кенигсберг", "Карлсруэ" и "Кельн". Это были первые в германском, да и в мировом военном судостроении, крейсера с комбинированной главной энергетической установкой и трехорудийными башнями главного калибра. Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.8.

"Кенигсберг" ("Konigsberg")

В 1925 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "В". 26.03.27 г. спущен на воду и получил наименование "Кенигсберг", 17.04.29 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, входя в третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена, где получил повреждения от огня норвежской береговой артиллерии. 10 апреля 1940 г. во время устранения полученных накануне повреждений потоплен в Бергене британской авиацией, погибло 18 человек.


Легкий крейсер "Лейпциг”, 1933 г.



Легкий крейсер "Лейпциг”, 1940 г.



Легкий крейсер "Кенигсберг", 1930 г.

"Карлсруэ" ("Karlsruhe")

В 1926 г. заложен на верфи фирмы "Дейче-Верке" в Киле под литерным обозначением "С". 20.08.27 г. спущен на воду и получил наименование "Карлсруэ”, в ноябре 1929 г. вступил в строй.

" К моменту начала второй мировой войны находился в ремонте на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене. В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя четвертый отряд, предназначенный для захвата Кристиансанда и Арендаля. 9 апреля, возвращаясь нз Кристиансанда в базу, торпедирован британской пл "Труант", но остался на плаву, погибло 11 человек. Из-за невозможности буксировки потоплен двумя торпедами германского миноносца "Гриф".

"Кельн" ("Koln")

В 1926 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене под литерным обозначением "D". 15.01.30 г. спущен на воду и получил наименование "Кельн", 23.05.28 г. вступил в строй.

В апреле 1940 г. участвовал в Норвежской десантной операции, возглавляя третий отряд кораблей, предназначенный для захвата Бергена. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", созданного для предотвращения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 6 августа 1942 прибыл с Балтики в Нарвик, а в начале февраля 1943 г. вернулся в Германию.

1 января 1945 г. подорвался на мине. 30 марта поврежден во время налета британской авиации на Вильгельмсгафен и сел на грунт, но свою артиллерию использовал до 2 мая. В 1946 г. разобран на металл.