Алагез спасательное. Отечественное оружие и военная техника. Сколько весит «Пантера»

  • 13.06.2024

ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО ТИПА «ЭЛЬБРУС» ПРОЕКТА 537 «ОСЬМИНОГ»
SEARCH AND RESCUE VESSEL TYPE «ELBRUS» PROJECT 537 «OSMINOG»

02.02.2016
ДАЛЬЗАВОДЦЫ ПОДГОТОВИЛИ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО «АЛАГЕЗ» ДЛЯ ПРИЕМА НОВОГО ГЛУБОКОВОДНОГО БАТИСКАФА «БЕСТЕР -1»

В ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), завершена операция по перегрузке современного глубоководного батискафа «Бестер -1» на борт спасательного судна «Алагез». Спасатель находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.
Для выполнения операции сотрудники судоремонтного предприятия выполнили комплекс работ по оборудованию верхней палубы и технического ангара спасательного судна под размещение нового глубоководного аппарата.

– Заводчане по заказу флота оперативно реконструировали технологическую платформу, на которой размещается батискаф на борту спасательного судна. – пояснил ВРИО начальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ капитан 1 ранга Алексей Худяков. – Новый глубоководный аппарат значительно расширяет возможности спасателей. Он погружается на глубину 790 метров, значительно маневреннее и способен оказывать помощь подводным лодкам на грунте лежащим под углом до 60 градусов.
– Наше предприятие работает в тесном контакте с техническим управлением ТОФ в интересах восстановления технической готовности боевых кораблей и судов флота. – рассказал исполнительный директор «Центра судоремонта «Дальзавод» Игорь Евдокимов. – Это в полной мере относится и к комплексу работ, который выполняется по ремонту и сервисному обслуживанию спасательного судна «Алагез».
Напомним, что «Центр судоремонта «Дальзавод» является единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту и сервисному обслуживанию кораблей и судов Тихоокеанского флота в Приморском крае. Ежегодно предприятие выполняет ремонт и обслуживание более 150 единиц флота.
Центр судоремонта «Дальзавод»

К спасательному судну «Алагез» Тихоокеанского флота у меня отношение особое. Выходить в море на нем мне доводилось еще в первой половине девяностых годов ХХ столетия - в самом начале своей офицерской службы, лейтенантом, будучи корреспондентом флотской газеты «Боевая вахта». А на днях этот уникальный корабль отметил юбилей. Двадцать лет назад на «Алагезе» был поднят военно-морской флаг...

На этом судне, которое было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года, предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъемное устройство обеспечивает спуск и подъем подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. «Алагез» имеет подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидробарокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам.

По словам командира спасательного судна капитана 1 ранга Александра Бузилова, 2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и во взаимодействии с экипажами других кораблей «Алагез» принимал в них самое непосредственное участие. Следующим, весьма важным, новым и очень серьезным событием для корабля стали испытания вертолетного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил. А в июле водолазы-глубоководники спасательного судна в рамках плановой боевой учебы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров...

В 1970 - 1980-е годы в ВМФ Советского Союза велось активное строительство новых боевых единиц. В том числе и тех, среди задач которых были спасательные операции. Так, например, в 1974 году началось строительство уникальной подводной лодки, получившей название «Комсомолец Узбекистана».

Именно эта подлодка сыграла главную роль в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советским истребителем. В истории той субмарины было достаточно много и других, заслуживающих внимания читателя событий. Так, в марте 1978 года лодка участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «Комсомолец» установил рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил «почетную» награду - «именную» книжицу «Конституция СССР».

Октябрь 1978 года. Переход на Камчатку. Сложный, очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Подъем затонувшей баллистической ракеты.

1980 год. Южно-Китайское море. Поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.

Октябрь 1981 года. Участие в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде. Юрий Клебанов, бывший командир электромеханической боевой части, несколько лет назад в беседе со мной вспоминал: «Дул сильный ветер. Около восьми часов вечера - тревога. Первая мысль - опять кто-то затонул. За полчаса дошли до места, поставили сигнальный буй. Минут через сорок погрузились и легли на грунт рядом с аварийной лодкой, так и лежали рядом трое суток. А все потому, что парни с лодки оказались, мягко говоря, малоподготовленными подводниками. Не знаю, кто уж из них все-таки додумался разблокировать переднюю крышку торпедного аппарата, но только после этого мы смогли им помочь...»

А в декабре 1981 года и на самом «Комсомольце» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, в отсеки пошел угарный газ. Без цвета и запаха, как известно. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1 статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие...

Особенность «Комсомольца» состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли «Комсомольцу» проходить там, где бессилен был любой другой корабль.

Последнее боевое задание - подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989 года. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии. Узнать же, что это заводской брак, без «Комсомольца Узбекистана» было бы невозможно...

Девяностые годы - после развала Советского Союза - были трудными для нашего флота. Ставший в ремонт «Комсомолец Узбекистана» из-за крайне низкого финансирования в тот период флотских нужд так и не получил новой «путевки в жизнь». Тогда же и на «Алагезе», казалось, был поставлен крест. Но все же этот корабль удалось сохранить. С 2000 года его стали интенсивно ремонтировать. На эти работы были выделены немалые средства. Для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов Владивостокского судоремонтного завода. К тому же ремонт был произведен в одном из самых крупных доков Приморья...

Поисково-спасательный корабль «Алагез» проекта 537, шифр «Осьминог», был построен на «ССЗ им.61 коммунара» в городе Николаеве (Украина) по заказу ВМФ СССР. Всего по данному проекту было построено два судна. Головным являлся поисково-спасательный корабль «Эльбрус», который был введен в эксплуатацию 28 декабря 1980 года и списан в 1997 году.

Спасательное судно «Алагез» было заложено 29 ноября 1979 года под строительным номером 1912. Спущено на воду 28 июля 1984 года. Введено в строй 28 января 1989 года. Первоначально судно вошло в состав Черноморского флота, а с 20 сентября 1993 года вошло в состав Тихоокеанского флота и является флагманом тихоокеанского спасательного флота.

Эскизный проект спасательного судна проекта 537 «Осьминог» был разработан Западным проектно-конструкторским бюро, под руководством выдающегося кораблестроителя Михаила Константиновича Горшкова. Но в процессе согласования с ведомствами различных инстанций в него было внесено много дополнений и изменений.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 12390 тонн, полное 14300 тонн. Длина 173,8 метра, ширина 25,1 метра, осадка 7,5 метра. Скорость полного хода 20,4 узла. Дальность плавания 15000 миль на 10 узлах. Автономность 60 суток. Экипаж 315 человек, в том числе 62 офицера и 80 мичманов.

Силовая установка: 2х12650 л.с., электродвигателя ПГ-158, 2 носовых подруливающих устройства, 2 кормовые выдвижные ВРК, 4 ДГ по 5500 кВт, 4 ДГ по 800 кВт, 2 ДГ по 100 кВт, 1 ДГ 25 кВт.

Специальное снаряжение: 2 СПС пр.1837 или АГА пр.1855, 1 АРС пр.1839, 1 АГА пр.1832.

Вооружение: 4х6 30 мм АК-630 – 2 СУ МР-123 «Вымпел-А».

РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 3 НРЛС «Дон», ГАС «Гамма», МГА-6 «Кашалот».

Спец. снаряжение: 2 водолазных комплекса – 200 м, 1 морской телевизионный комплекс МТК-200 – 200 м, 5 лафетных стволов по 500 м3/ч, водоотливные средства 4000 м3/ч.

На судне размещено несколько быстроходных катеров, а также ангар и площадка для приёма поисково-спасательного вертолета Ка-27.

На судне предусмотрено одновременное размещение необитаемого дистанционно управляемого и четырех обитаемых подводных аппаратов. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 метров. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Судно оснащено современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеет вертолетную площадку и ангар для базирования вертолётов.

После прибытия на Тихоокеанский флот судно привлекалось ко всем проводящимся на Дальнем Востоке поисково-спасательным операциям.

В 2005 году судно привлекалось к операции по спасению батискафа «АС-28», затонувшего у Камчатки. На судне вскоре после этого установили глубоководные аппараты «Tiger» («Тайгер») британского производства.

В 2014 году судно приняло участие в межвидовом крупномасштабном учении по спасению космического спускаемого аппарата, аварийно приводнившегося в зоне ответственности спасательных сил ТОФ в Тихом океане.

По сообщению от 16 января 2015 года поисково-спасательный корабль снова после завершения текущего ремонта на базе центра судостроения «Дальзавод».

По сообщению от 02 февраля 2016 года в ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод», который работает в структуре Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС), по перегрузке современного глубоководного батискафа на борт спасательного судна, которое находится у пирса предприятия, где проходит его плановый ремонт и сервисное обслуживание.

Может ли судно быть дважды спущено с наклонного стапеля, единожды поднято обратно на него, в конце концов, остаться недостроенным?

Вы думаете – нет? Ошибаетесь!

Оказывается, может. Такая судьба постигла спасательное судно «Аюдаг» проекта 05430 «Гиндукуш».

Обычно, о судьбе этого уникального судна, вспоминают после какой-нибудь крупной катастрофы на море с человеческими жертвами. Большие начальники важно надувают щеки, виновато опускают глаза и с огромной неохотой говорят о том, что новое, наполовину построенное спасательное судно было порезано на металлолом из-за проблем с финансированием.

А начиналась эта история со строительства серии спасательных судов проекта 537 на судостроительном заводе имени 61 коммунара в городе Николаев. Головное судно проекта «Эльбрус» было построено в 1980 году, а его модернизированный брат «Алагез» – в 1989 году.

Изначально предполагалось построить четыре спасательных судна такого проекта, по одному на каждый флот. Но жизнь внесла свои коррективы.

В 1984 году, поисково-спасательная служба ВМФ заказала проект нового спасательного судна подводных лодок Западному ПКБ г. Ленинграда. Проект 05430 получил название «Гиндукуш». Главным конструктором был назначен С.В. Чежин, заместителями Ю.Н. Ланцеховский и В.Л. Бескин. После смерти С.В. Чежина главным конструктором назначили Г.П. Курилко, а заместителями В.Л. Бескина и В.Ф. Дьяконова.


Основные характеристики спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш»:

Водоизмещение полное, т - 7000

Длина, м – 128

Ширина, м – 18,6

Осадка. м – 5,1

Скорость полного хода, уз – 15

Дальность плавания - 3000 миль (10 уз)

Силовая установка: 2х4500 кВт

Специальное снаряжение:

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18270

Спасательный глубоководный

аппарат пр.18271


От спасателей предыдущих поколений «Аюдаг» отличался, в частности, тем, что был оснащен системой динамического позиционирования, позволявшей с помощью космической связи и без якорного закрепления удерживать судно точно над погруженным под воду объектом.

Обеспечить высокую точность позиционирования судна в пределах допустимого «пятна» над затонувшим объектом должны были пять подруливающих устройств ПУ 500 (разработчик – КБ «Винт») и два двигателя с ВРШ (разработчик и изготовитель – завод «Русский дизель»).

В районе мидель шпангоута в эллинге, на комингсе декомпрессионной камеры должен был разместиться автономный обитаемый спасательный подводный аппарат пр. 18270 «Бестер» (разработчик – ЦКБ «Лазурит») с глубиной погружения до 720 метров.

Экипаж аппарата состоял из 6 человек, а количество спасаемых подводников - 18 человек. Спуск и подъем подводного аппарата обеспечивался 50-тонным выдвижным мостом при волнении моря до 4-5 баллов (разработчик ПКБ «Прогресс»).

На борту размещался глубоководный водолазный комплекс проекта 10471 (разработчик ЗПКБ), позволяющий длительно работать на глубинах до 300 м.

Судно должно было иметь буксирную лебедку с тяговым усилием 600/300 кН, набор радиолокационных станций, гидролокационных станций и гидроакустическую станцию, позволявших судну эффективно выполнять поисковые и спасательные работы.

В 1985 году проект был рассмотрен на заседании Президиума научно технического совета министерства судостроительной промышленности и получил полное одобрение.

В 1986 году закончилась разработка рабочей конструкторской документации и на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве началась подготовка производства к строительству головного судна.

26 января 1988 года на втором стапеле завода, состоялась закладка спасательного судна проекта 05430 «Гиндукуш», получившего название «Аюдаг».

В 1990 году, в связи с необходимостью освобождения второго стапеля завода под строительство корпусов плавучих гостиниц, по заказу Дании, было принято решение спустить недостроенную часть корпуса спасательного судна «Аюдаг» и переставить его на третий стапель завода. В один из выходных дней недостроенный корпус был спущен со второго стапеля и при помощи мощных лебедок поднят на третий.

Работы продолжились, но очень вяло, сказывались общие проблемы в экономике страны того времени. Но несмотря на это, корпус был сформирован почти полностью. Не хватало только носовой части. С распадом Советского союза работы прекратились полностью, и стал вопрос, что делать с «Аюдагом» дальше.

15 января 1993 года на межправительственном уровне был подписан вот такой документ:


Вот что писалось в газетах тех лет: "В Николаеве начаты работы по подготовке к спуску на воду в недостроенном виде (без носовой части) военного спасательного судна, заказчиком которого после распада СССР является министерство обороны России. На такую меру руководство завода имени 61 коммунара пошло вынужденно: финансирование сборки корпуса корабля прекращено, а верфи нужно освобождать стапель для начала постройки новых, более крупных рефрижераторов. Будучи достро­енным, спасатель не имел бы себе равных среди "собратьев".

1995 год принес новый документ, но уже только с Украинской стороны.


Несмотря на строительную готовность, которая на момент окончания работ составляла 57%, а поставки оборудования были выполнены на 85% - «Аюдаг» был обречен.

В 1996 году Украина продала уникальное спасательное судно с высокой степенью готовности в Турцию на металлолом.

10 июня 1997 года прозвучал приговор и для головного судна проекта «Осьминог» в виде приказа министра обороны № 288: "…СС "Эльбрус" вывести из состава действующего флота и пустить на слом…!"

Третье судно «Алагез» тоже почти продали в металлолом, но оно избежало участи своих братьев из-за трагедии произошедшей с АПЛ «Курск». Именно тогда, когда все члены её экипажа погибли, власть вспомнила об уникальном судне и из штаба ВМФ, напрямую была дана команда о срочном восстановлении «Алагеза» и незамедлительном введении его в строй.

Андрей Шинкаренко

Небольшой пассказ о спасательных судах, построенных в послевоенный период, на заводе имени 61 коммунара.

Двадцать лет назад на спасательном судне «Алагез» был поднят Военно-морской флаг.

Этот судно, предназначено для спасения личного состава кораблей, потерпевших аварию, поиска затонувших подводных лодок и спасения их экипажей, обеспечения глубоководных испытаний и выполнения многих других важных задач, было заложено в октябре 1979 года на судостроительном заводе города Николаева и спущено на воду 28 апреля 1988 года.

Судьба корабля была особенной, а на раннем этапе почти драматической, она переплеталась с событиями происходившими в нашей стране и ВМФ в те непростые 90-е года.

Тогда «Алагез» был поставлен в ремонт в Николаеве как раз в то время, когда наметился распад СССР. Почти полностью прекратилось финансирование, а на «Алагезе» казалось, был поставлен крест. Техника, установленная на нём, была специфичной, а некоторые системы вообще уникальны и единичны, следовательно, заниматься ими должны были специалисты особого класса и уровня, которые в своё время строили, спускали на воду этот корабль.
Многие предприятия-изготовители, производившие ремонт этой техники, к тому времени оказались «за границей», большинство из них просто закрылось, члены экипажа уходили служить в другие места. В те годы казалось, что участь «Алагеза», была предрешена.

Но с 2000 года корабль стали интенсивно ремонтировать, но уже во Владивостоке. На эти работы были выделены немалые средства, для выполнения поставленной задачи задействовали весь состав специалистов и ремонтников Владивостокского судоремонтного завода. К тому же был произведён ремонт в одном из самых крупных доков Приморья.

По словам командира СС «Алагез» капитана 1 ранга Александра Бузилова, с началом глобального ремонта было принято решение о принципиально новом формировании экипажа: часть военнослужащих заменили гражданским персоналом. Практика показывала, что корабли такого типа удобнее эксплуатировать гражданским специалистам, потому что у них особенное отношение к судну, многие из них относятся к нему, как к своему родному дому. Специалистов брали со вспомогательного флота, здесь в Петропавловске — из дивизиона спасательных судов, а молодёжь — из школ и техникумов морской направленности. Из военнослужащих оставили командный состав, водолазов-глубоководников, химиков и команду обслуживания вертолётного комплекса.

В 2003 году, когда были решены все ремонтные и организационные вопросы, началась интенсивная подготовка к межбазовому переходу — к постоянному месту базирования. Дело в том, что во время этого похода необходимо было отработать несколько задач: проверить корабль на длительном переходе (Владивосток - Петропавловск - Камчатский) и отработать слаженность действий нового экипажа, потому что в смешанном составе выходить в дальний поход ещё не приходилось. Во время перехода все они были успешно выполнены.

С первого же дня нахождения корабля в военно-морской базе Петропавловска-Камчатского личный состав срочной и контрактной службы, офицеры интенсивно готовились к этой основной задаче, а в сентябре 2006 года впервые за несколько лет на Камчатке осуществил спуски водолазов на глубину до 120 метров, после длительного периода восстановления технической готовности корабля!

Несмотря на то, что экипаж в большинстве своём впервые участвовал в обеспечении водолазных спусков, да и участие в таких мероприятиях для многих стало премьерой, поставленная задача была выполнена в полном объёме.

2008 год для «Алагеза» был очень насыщенным. Прежде всего, в прошлом году впервые на Камчатке проходили государственные испытания модернизированного глубоководного аппарата АС-28, и мы во взаимодействии с экипажами других кораблей дивизиона принимали в них самое непосредственное участие.

Следующим, весьма важным, новым и очень серьёзным событием для корабля стали испытания вертолётного комплекса «Алагеза» с фактической посадкой. Эту задачу отрабатывали с группировкой ВВС и ПВО войск и сил.

В июле водолазы-глубоководники спасательного судна «Алагез», которым командует капитан 1 ранга Александр Бузилов, в рамках плановой боевой учёбы успешно выполнили погружения на глубину 120 и 160 метров.

Справка

В 80-е гг. в ВМФ Советского Союза велось строительство новых судов и оснащение их современными техническими средствами. Так, например, были построены два уникальных по своим многоцелевым возможностям спасательных судна проекта 537 — "Эльбрус" (1980 г.) и "Алагез" (1989 г.). Эти суда явились качественно новой ступенью в развитии подкласса спасательных судов. Сейчас "Алагез" является флагманом спасательных сил.

На них предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов и необитаемого дистанционно управляемого аппарата. Главное спускоподъёмное устройство обеспечивает спуск и подъём подводных аппаратов при волнении до 5 баллов. Суда имеют подруливающие устройства, позволяющие устойчиво удерживаться в заданном месте, и глубоководное якорное устройство.

Комплекс водолазного оборудования обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 м. В его составе имеется гидро-барокамера, что позволяет проводить имитационные водолазные спуски для поддержания необходимой физиологической натренированности водолазов в длительных автономных походах. В барокамерах водолазного комплекса могут проходить декомпрессию спасаемые подводники. Суда оснащены современными средствами оказания помощи аварийным кораблям и затонувшим подводным лодкам, имеют вертолетные площадки и ангары для базирования вертолётов.