Занятие «Этот загадочный подводный мир. Конспект нод в подготовительной группе на морскую тематику Конспект нод по познавательному развитию подводный мир

  • 26.11.2023

Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

Знакомить детей с жителями морей и океанов, особенностями их строения и поведения. Развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни.

Уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой.

Упражнять детей в установлении причинно-следственных связей, использовании доказательной речи.

Обогатить словарный запас детей (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб).

Упражнять в подборе прилагательных, составлении коротких описательных рассказов. Воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Развивать воображение, фантазию.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Двигательное развитие

МАТЕРИАЛ : Изображение морских обитателей, водолаза, подводной лодки, аквалангиста и природы подводного мира. Фланелеграф. Шапочки-маски рыбок. Голубая ткань Макет батискафа. Запись шума моря

ХОД:

Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в необыкновенное путешествие (звучит тихая музыка «шум моря») на морское дно. Как вы думаете, кого мы можем увидеть под водой? –

Дети.- Рыб, водоросли...

Да, но в морях и океанах живут не только необыкновенно интересные рыбы, но и животные. .Скажите, чем отличаются рыбы от животных?

У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр....

Вы правы, но в морях тоже есть животные, которые приспособились для жизни в воде. Это киты, дельфины. Эти морские животные, не имеют жабр, а дышат с помощью легких. Чтобы глотнуть воздух, они всплывают на поверхность, когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост?

    Для того, чтобы плавать под водой...

Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой? Почему? А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду? (иллюстрации водолаза, подводной лодки, аквалангиста) Рассмотреть костюмы водолаза, аквалангиста. Для чего нужна маска, кислородные баллоны, ласты? Выслушать ответы детей, уточнить назначение.

Вы хотите отправиться на морское дно на батискафе? это маленькая подводная лодка. (Рассмотреть макет) У него есть двигатель и руль, иллюминаторы, прожекторы. Для чего они нужны? Ответы детей.

Прежде чем погружаться я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.

Ритмическое упражнение «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).

Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие.

Садитесь поудобнее около иллюминатора, начинаем погружение.

Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему? (- Солнечные лучи освещают воду,..) А вот и морские жители, вы узнали их? (выставить на фланелеграф нарисованных кита и дельфина). Расскажите, что вы знаете о них. (рассказы детей).

    Она голубая, почти прозрачная, красивая, нежная...

А вы знаете, что они бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так они защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы? Ответы детей.

Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно, почему? Что же делать? (включить прожекторы)

Посмотрите, кто это? (Рыба - молот, рыба - пила) Почему их так назвали?

    Потому, что нос похож на молоток, на пилу.

Рыба-молот и рыба-пила - это акулы. Чем питаются акулы? Какие они?

    Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...

Да, акулы очень опасные, в их пасти находится до 3000 острых, как бритва, зубов, они расположены в 6 - 20 рядов. Она набрасывается на все что движется.

Плывем дальше. А это что за чудовище? (осьминог) Почему его так назвали? Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу.

А это, что за странные рыбы? (морской конек, морской петух) Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги?

Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба - петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они?

    Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...

Хотите представить себя маленькими рыбками.

Физминутка.

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб).

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны).

    Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

    (имитация ныряния).

    Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем).

    Третья сказала:- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо).

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи).

    Пятая крикнула:- здесь крокодил

    (руками имитируют пасть крокодила).

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают).

    Давайте наденем акваланги и выйдем погулять по морскому дну как эти рыбки. Что сначала мы наденем? (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).

Вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь очень много камней

    Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они?

    Гладкие, разноцветные, блестящие... А почему они все такие гладкие?

    Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы...

Правильно. Есть даже такая поговорка « Вода и камень точит «. Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду?

    Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные...

Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось?

    Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду...

Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, вы придумаете такую машину, которая бы очищала воду. Что эта машина будет делать?

Нам пора возвращаться на батискаф, а то у нас скоро закончится воздух в баллонах. Снимите акваланги и занимайте свои места. Звучит тихая музыка «шум моря» Пока мы будем всплывать, расскажите, какой морской житель вам больше всего понравился, почему, как он выглядит. А в группе вы сможете нарисовать его и мы сделаем выставку рисунков, чтобы все могли полюбоваться.

Татьяна Образцова
Конспект НОД в старшей группе «Подводный мир моря»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Подводный мир моря »

Цель : дать первоначальное представление о подводном мире .

Задачи :

Формировать представление детей о морском дне, морских обитателях;

Закрепить вычислительные навыки счёта до 10;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы.

Оборудование : презентация «Морские обитатели» , стаканы с водой,

трубочки, аквариум с морскими камешками и ракушками.

Ход НОД

Дети становятся в круг.

Воспитатель :

Ребята встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть – чуть побьём.

Хлоп – хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки, и ножки.

Ребята дружно скажут «Да» ,

Прыгать весело, друзья!

Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Угадайте, что это?

Обманывать не стану,

Я меньше океана,

Но я большое всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Солёная вода. (море)

Что вы знаете о море? Какое оно по размеру? По цвету? Какая в нём вода?

Вы много знаете о море, а хотите узнать кто живёт на дне моря ?

Тогда отправляемся в путешествие. Путь до моря неблизкий .

Сначала идём по горячему песочку (Ходьба на носках, руки вверх)

Потом по каменистой дорожке (Ходьба на пятках, руки за спиной)

Впереди извилистая дорожка (Бег змейкой)

А вот высокая трава (Ходьба с высоким подниманием коленей)

Теперь спускаемся с горки (Лёгкий бег)

И идём по ровной дорожке (ходьба)

Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря . (Звучит фонограмма «Море» .На экране берег моря Давайте подышим прохладным морским воздухом.

Дыхательное упражнение «Морской воздух» (плечи поднять, руки

развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох).

Как же нам погрузиться на морское дно?

Подводный мир . Он так прекрасен.

Веками под водою скрыт.

Лишь стайкам рыб глубины все известны,

И от того ещё сильней он нас манит.

Нас удивляет красота кораллов,

Разнообразие животных, думы бередит.

Дельфин веселый мимо проплывает,

Здесь краб морской на дне лежит.

Предлагаю вам погрузиться в морскую пучину на подводном батискафе Это такой самоходный подводный аппарат для исследования морских глубин. Хотите услышать какие звуки издаёт батискаф при погружении?

Опыт с водой : Дети берут стаканчики с водой и при помощи трубочек дуют (слышно бурление)

Теперь занимайте свои места в батискафе (садятся на стульчики)

На экране морская вода.

Кто является основным обитателем моря ? (рыбы)

Посмотрите, появилась стайка маленьких рыбок. Давайте их сосчитаем(10) . Рыбки очень пугливые и несколько рыбок уплыло. Сколько рыбок осталось? (6) Сколько рыбок уплыло(4) .

Интересно, кто же спугнул наших рыбок?

Властелин семи морей, в океане всех сильней.

Он плывет – вода бурлит, это чудо – рыба (кит)

На экране появляется кит и дельфин.

Кто рядом с китом?

Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха-мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Давайте покажем как выныривают дельфины и киты.

«Дельфины и киты» . Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение : вдох носом, пауза (под счёт «раз» , «два» , «три» ) и выдох ртом.

На экране появляется акула.

А это что за рыба?

Акула известная морская хищница. У неё очень острые зубы и встреча с ней не обещает ни чего хорошего. Так давайте поскорее опустимся на морское дно.

На экране морское дно.

Какие растения растут на морском дне? (водоросли)

Морские водоросли полезные, их употребляют в пищу (морская капуста) В них содержится много полезных веществ не обходимых человеку.

на морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет).

На экране морской конёк.

Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.

На дне ещё много камешков и ракушек, а само дно покрыто песком.

Ребята, давайте на память о нашем путешествии наберём ракушек и камешков.

Дети из аквариума на ощупь достают камешки и ракушки.

Нам пора возвращаться (на экране пузырьки)

Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Вы всё запомнили?

Сейчас мы проверим как вы запомнили как выглядит морское дно и кто живёт в море.

Дети составляют коллаж из камешков, ракушек, водоросли делают из бумаги, приклеивают готовые шаблоны рыб.

Молодцы, всё правильно запомнили, а этот коллаж будет нам напоминать о путешествии.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Морской подводный мир» для старшей группы Цель занятия: 1. Закрепить навыки энергично подпрыгивать на месте, прыгать вверх, доставая предмет, энергично отталкиваться двумя ногами.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в подводный мир» Тема: Путешествие в подводный мир. Цель: 1. Развитие лексического строя речи (обогащение, активизация и уточнение словаря по теме «Морские.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Иванова Лариса Никоноровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д\с "Родничок"
Населённый пункт: п.Мокроус, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: "Подводный мир"
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД
Тема: «Подводный мир» Подготовительная группа Воспитатель: Иванова Л.Н. Р.п.Мокроус д/с «Родничок» 2015 г.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Возрастная группа: подготовительная. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Мой город, моя страна, моя планета». Тема НОД: «Подводный мир». Цель: Создать условия для закрепления представлений о морских обитателях и морской фауне нашей страны. Задачи: Образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме « Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, координацию движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны, повышать интерес к познанию ее законно; реально участвовать в деятельности по охране природы; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде(растения, животные). Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателях, плакатов из альбомов « Мир природы», чтение « Морских сказок» С. Сахарова, разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики. Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире. Ход занятия

Деятельность воспитателя
Вводная часть - Ребята, посмотрите какие ракушки мне прислали друзья с Черного моря. А кто из вас был на море? На каком? А какие еще моря нашей страны вы знаете? Давайте посмотрим на карту нашей Родины – России. Посмотрите, какая огромная наша страна – самая большая в мире. С севера ее омывают такие моря как Белое море, Карское море, Баренцево море и др., а с юга – Черное море, Каспийское, Азовское. - Эта ракушка прислана мне в подарок с Черного моря. Вы наверное слышали такое выражение, что если приложить ракушку к уху, то услышите шум моря. Возьмите по ракушке и послушаем шум моря. Звучит шум моря -Как вы думаете, где мы можем слышать такие звуки? -А какие еще звуки слышны на берегу моря? - А вы хотите узнать о жизни морских рыб и животных? Что для этого нужно? - А чтобы погрузиться в морские глубины нам нужны какие то приспособления. Выберите из карточек те предметы, которые нам нужны и объясните для чего они нам потребуются. - Надеваем маски и акваланги и погружаемся на морское дно. Основная часть Показ небольшого видео о морских обитателях, сопровождающийся
Деятельность детей
Дети рассматривают ракушки Дети рассматривают карту Прикладывают ракушки к уху, слушая шум моря На берегу моря Крики чаек, шуршание гальки Нужно опуститься в морские глубины Дети выбирают из карточек подводную лодку, батискаф, подводную маску, трубку, ласты, акваланг и объясняют их предназначение Надевают маски и акваланги и имитируют движения пловцов подводников
комментариями воспитателя - А каких еще морских обитателей вы видите в морских глубинах? - Присядем на дно морское и расскажем, что же мы знаем о морских рыбах и животных. Вновь включается монитор. Звучит тревожный крик дельфина. -Ребята, а кто это кричит? - Как вы думаете, какие это звуки – радостные или тревожные? Почему? - Что же нам делать? Плывем дальше, подплываем к месту где нет ни одной рыбки. - Вы ничего не замечаете? - Как вы думаете, что же могло произойти? - Вы хотите выяснить что же случилось и где же все рыбы? - Давайте поплывем и поищем рыбок. Воспитатель читает задания: Одна половина детей работает парами с разрезными картинками. По выполнению работы рассказывают о собранных рыбах. Вторая половина (по 2 человека) составляют рассказы по 3 детей читают стихи о рыбах Ответы детей: - Я вижу в морских глубинах….акулу… Предполагаемые ответы: они плавают в воде, имеют разные формы тела, тело покрыто чешуей, дышат жабрами и т.д. Дельфины Тревожные, наверное что то произошло, что то случилось. Давайте поплывем дальше и узнаем, что же произошло. Здесь нет ни одной рыбки и ни одного морского животного Предполагаемые ответы детей: произошел сильный шторм, и рыбы покинули это место; рыбаки выловили всю рыбу; произошла авария на корабле, перевозившем нефть и т.д Да Ребенок находит сундучок. Открываем, в нем ракушка с заданиями Выполнение работы детьми
мнемотаблицам о морских животных. - Ребята, мы выполнили задание, но ничего не изменилось, рыбки не появились. Где же еще можем найти их? Посмотрите, какая большая волна, может под нею они спрятались. Опустим руки поглубже в воду, что мы чувствуем? - Что же с ними случилось? -Как вы думаете, почему? _ Хотели ли вы им помочь? - Я вижу небольшой грот (а вы знаете что такое грот?) - Давайте поплывем туда, там есть воздух, мы можем снять маски и немного передохнуть, а затем поможем рыбкам обрести цвет. - как вы думаете, как же мы поможем рыбкам? - Да, но раскрашивать будем не красками, а цветным песком. Объяснение воспитателем методики раскрашивания цветным песком. - Но перед работой разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика. Помощь и подсказки воспитателя в ходе выполнения работы детьми. По окончании работы: - Полюбуемся своими рыбками. Надеваем маски, акваланги, выплываем из грота, опускаем рыбок Дети опускают руки и нащупывают песок, а в песке- рыбки. Они стали бесцветными Версии детей Да. Дети берут по рыбке и плывем к гроту. Подплываем, снимаем маски, положили своих рыбок. Перерыв 10мин. Версии детей: раскрасим красками, гуашью и т.д. Самостоятельная деятельность детей
в море и отправляемся на берег. Заключительная часть - Что вам больше всего запомнилось в нашем подводном путешествии? - Давайте еще раз откроем сундучок. -Посмотрите, какие замечательные блокноты вам дарят дельфины в подарок, за оказанную вами помощь рыбкам. В них вы можете нарисовать свои впечатления о морском путешествии. - Но на первой страничке блокнота давайте нарисуем лесенку в 3 ступеньки, оценим себя, как мы сегодня помогли обитателям моря, какие добрые дела совершили. Поставьте себя на ту ступеньку лесенки, как вы себя оцениваете. Объясните, почему вы так себя оценили? Один из детей предлагает взять с собой сундучок. Ответы детей Самоанализ детей АНАЛИЗ НОД
Непосрпедственно – образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы. НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых поэтапно выполнялись различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В водной части была организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Здесь был использован словесный метод (беседа о нашей Родине – России, ее бескрайних просторах, о ее морях и реках). В игровой форме было предложено надеть маски и кислородные баллоны и спуститься на морское дно. Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В этой части был применен проблемно- ситуационный метод (крики дельфина о помощи). Дети четко сформулировали эту ситуацию, предложили свое участие в решении проблемы. В ходе решения проблемной ситуации дети в самостоятельно выполняли такие задания, как « Собери картинку морского животного или рыбы и расскажи о ней», работа с мнемотаблицами. В этих заданиях я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. В заключительной части НОД дети решили проблемную ситуацию (помогли рыбкам обрести цвет). Дети раскрашивали рыбок цветным песком (нетрадиционное направление изобразительного искусства – рисование цветным песком. Так же, в заключительной части был проведен метод самоконтроля « Лесенка». Дети самостоятельно оценивали себя, поставив себя на определенную ступеньку лесенки, мотивируя свои действия тем, что у него получалось в ходе НОД, что хорошего он сделал во время занятия, что, может где-то не понял и т.д.
В подготовке НОД принимали участие родители воспитанников (изготовляли акваланги, приносили игрушки морских животных, ракушки и т.д.) Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, подгрупповую, групповую. Методы: 1. Словесный (беседы, вопросы к детям, уточнение, поощрение) 2. Наглядно – демонстрационный (показ видео, изображения морских животных, 3. Практический (рисование песком) 4. Метод контроля. Я считаю, что выбранная мною форма организации НОД была достаточно эффективной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в НОД задачи были выполнены.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в подводный мир»


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад
Описание: Предлагаю вам конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в подводный мир». Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 5-6 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о подводном мире, о его обитателях.
Цель: закрепление представления о подводном мире.
Задачи:
- продолжать знакомить с обитателями морского дна;
- развивать творческую активность детей, мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес и заботу к подводным обитателям.
Активизировать словарь: водолаз, акваланг, батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, жемчужина и т.д.
Материал: ёмкости с песком и водой; макет корабля; ткань синего цвета; картинки с изображением морских животных; камушки, ракушки, бусины; фонограмма «Шум моря», салфетки, кисти, тренажеры Су-Джок.
Предварительная работа: лепка из соленого теста корабля, изготовление морского дна, рассматривание иллюстраций морского дна, беседа «Подводный мир», отгадывание загадок.

Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг и возьмитесь за руки. Посмотрите, какие вы сегодня красивые, улыбнитесь друг другу. Опустите руки.
Мне ладони покажите –
Правую и левую!
В кулачек скорей сожмите,
Пальчики умелые.
Разожмите, рассмотрите,
И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети,
Ловкие ладошки эти? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на свои ручки! У мальчиков они крепкие, сильные, у девочек - нежные, ласковые. И у всех вас – умелые, трудолюбивые.

2. Основной
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите загадки. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие, во время которого нашим ручкам придется потрудиться.

Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
Дети: Море.

Воспитатель: Наши пальчики – будут «путешественниками» и они отправляются в дальний путь к морю. Мы идем с вами по песчаному берегу. (Дети проходят вдоль 1стола, перебирая пальцами правой руки по поверхности. Вдоль 2 стола, перебирая пальцами левой руки по поверхности.

Звучит фонограмма «Шум моря».

Воспитатель: Ребята, а что это за звуки? (Ответы детей)
- Это шум моря.
(Дети подходят к столу с песком).
Ребята, какое отношение к морю имеет песок? (песчаный берег, на морском дне есть песок).
Песок у нас есть, так давайте заполним его морскими обитателями (подвести к столу, где располагаются игрушки разных животных, ракушки, камни, горох, семечки) и предложить перенести в песок только те предметы, которые имеют отношение к подводному миру морей, при этом назвав их.


(Дети подходят к емкости с водой).

Воспитатель: Тише ребята. Послушайте, как шумит море? (Ответы детей)
- Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите? (Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камешки, ракушки).


Воспитатель: А сколько камушек и ракушек? (Ответы детей)
(Перебирают камешки и ракушки пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками).

Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как нам можно увидеть своими глазами, то, что происходит под водой в море? (нырнуть под воду, спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом)
- Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?
Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф. (Показ иллюстраций)
Воспитатель: Закройте глазки, представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно. Вода чиста и прозрачна. Мы заходим все глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Открывайте глазки. Где мы с вами оказались?

Дети: Мы оказались на дне моря.
(Дети подходят к столу, покрытому синей тканью. На нем оформлен ландшафт морского дна, разложены камушки, бусины, ракушки разных форм и размеров, картинки обитателей морского дна, песочный холм).
Воспитатель: Что вы видите? Перед нами возвышается холм. Интересно, что он таит в себе? (Ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, как следует обращаться с находками? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, откопаем его. А чем мы будем откапывать? (Ответы детей). Возьмём кисти и аккуратно откопаем. Может быть найдём что - нибудь интересное. (Используя кисти, дети очищают макет от песка).
Воспитатель: Ой, дети, что это такое? (Пиратский корабль)


Воспитатель: Да, это затонувший корабль. Прошло очень много лет, его засыпало песком.
Воспитатель: Продолжаем путешествие. Посмотрите, кто это притаился под камнем?
Дети: Морские ёжики.
Воспитатель: Они смотрят на нас, наверное, что- то хотят, как вы думаете чего? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем с ними.
Достаю тренажеры Су-Джок, дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Морской ёжик - непоседа. (катают мяч вперёд- назад руками).
Чтоб на месте не лежать,
Просит ёжик осьминожек, (подбрасывают мячик).
С ним немножко поиграть.
- Ты, колючий, ну и что ж? (круговые движения).
- Помассируй ручки, ёж.
- Мы тебя хотим погладить, (одной рукой держат, другой сверху гладят).
- Мы с тобой хотим поладить. (катают мяч вперёд- назад руками).

Воспитатель: Поиграли с ёжиками, отпустим их. Морские ёжики опять спрятались среди камней, а мы отправляемся дальше.
Воспитатель: Кого ещё мы можем встретить на морском дне?
(Показ изображения обитателей морского дна, дети называют животных).
- А какие здесь красивые ракушки. На что они похожи? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а кто из обитателей подводного мира самый добрый и безобидный по отношению к людям? (Ответы детей)


Воспитатель: Правильно, дельфины. А все ли обитатели подводного мира такие же добрые и безобидные? (нет). Есть среди них очень опасные для людей животные. Назовите их (акула, скат, касатка, медузы и так далее) Я предлагаю вам разделиться по парам и собрать разрезные картинки, посмотрим, кто на них изображен (акула, скат, медуза). Что объединяет этих рыб? (опасные для человека). А теперь я предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Море волнуется»
Море волнуется - раз! (Делаем движения руками.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево - вправо.)
Море волнуется - три! (Повороты туловища.)
Морская фигура, на месте замри! (Делают фигуру.)

Воспитатель: Нам пора возвращаться на сушу. Я вам предлагаю каждому собрать немного камушек, ракушек, жемчуга (бусины) на память о путешествии. А теперь закройте глазки, представьте, мы выходим с вами из воды, нам легко дышать, нас обдувает теплый ветер (под звуки моря оказываются в детском саду). Откройте глазки, вот мы с вами в детском саду. Предлагаю на память о путешествие, сделать фотографию морского дна. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).

Воспитатель: Используя дары моря, пластилин и заготовки, сделаем фотографию. Из пластилина делаем рыбок, водоросли. На дно приделываем камушки, ракушки, бусинки.

Дети выполняют задание.

3. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Замечательная фотография получилась!


Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей). Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Нам с вами предстоит совершить немало увлекательных путешествий. Мы будем лепить, рисовать, мастерить и строить, и в этом нам помогут наши умелые пальчики. Спасибо всем за внимание!