К бытовой коррупции можно отнести. Коррупция в россии стала главным и динамично растущим сектором экономики. Меры общего характера

  • 23.02.2022

В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Необходимо отметить, что у разных авторов: Саттарова Г.А., Левина М.И., Медведева В.В., Селихова Н.В и др. видовая классификация коррупции различна. Толкачев В.В., например разделяет коррупцию по четырем видам в зависимости от сферы деятельности:

1. По субъектному составу на:

Высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве, Верховном Суде и иных органах. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену - это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д.

Низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;

Особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды.

2. По объекту воздействия:

Коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности;

Коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.;

Коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия "не наказания" виновных, разрешение дел, и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе.

Коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется "меньшим размахом" коррупционных правонарушений;

3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:

Уголовно наказуемые преступления;

Гражданско - правовые нарушения;

Административные и дисциплинарные проступки;

Злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п.

4. По своему охвату (размерам):

Региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов.

Национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;

Межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Так, крупными корпорациями США выплачивались взятки должностным лицам различных уровней за рубежом для получения иностранных заказов поставок вооружений, нефтепродуктов и других товаров. В связи с разоблачением последних в 1977 году был принят первый в мировой практике Закон об иностранной коррумпированной практике в США, который предусматривал санкции до 2 млн. долларов для корпораций и 5 лет лишения свободы для физических лиц, участвующих в коррупционных действиях. Этим законом запрещалось предлагать, давать, разрешать выплаты какими - либо ценностями любому должностному лицу или официальным лицам в партиях с целью воздействовать на официальный акт или решение ради получения конкурентного преимущества.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя - это также коррупция, которую обычно называют "вертикальной". Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

Обнародованы результаты исследования о видах коррупции, которые представляют наибольшую опасность для украинского общества, проведенные организацией «Молодежь против коррупции». В ходе проведения всеукраинского форума «Молодежь против коррупции», который проходил 6 декабря 2011 года в Киеве было проведено рейтинговое голосование, в котором приняли участие молодые правозащитники из всех регионов Украины, занимающиеся оказанием правовой помощи жертвам должностных преступлений. Проведенное голосование показало, что самым опасным проявлением коррупции признана тотальная коррумпированность украинских судов, которая, по мнению делегатов, «лишает законопослушных граждан защиты, делает закон никчемным, а преступников -- безнаказанными». Второе место заняла коррупция в сфере здравоохранения. Третье место по степени общественной опасности, было отдано тотальному взяточничеству в органах прокуратуры. Продажа наркотиков, которая осуществляется под прикрытием работников силовых ведомств, оказалась на четвертом месте. Коррупция в экономической сфере, которая не дает возможность легально осуществлять предпринимательскую деятельность, отпугивает инвесторов и загоняет бизнес в теневой сектор оказалась на пятом месте. (По материалам: vlasti.net)

Коррупция обладает значительным разнообразием в своем проявлении. Все разновидности коррупционных действий делятся, прежде всего, на две формы:

    экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к бюрократической системе);

    эндогенной коррупция (коррупция, намеренно создаваемая внутри бюрократической системы самими бюрократами).

Экзогенная коррупция может быть разбита на два вида.

Первую мы обозначим как бытовая коррупция. В этом случае в качестве клиентов выступают граждане, вступающие во взаимодействие с властью. Сюда относится коррупция в государственных вузах и медицинских учреждениях, в военкоматах и автоинспекциях, в учреждениях социального обеспечения и отделениях милиции. Понятно, что перечислены далеко не все разновидности бытовой коррупции.

Ко второму виду относится деловая коррупция, в которой в качестве клиентов выступают представители юридических лиц (коммерческих организаций). Это могут быть представители бизнеса, общественных организаций или других организаций, не являющихся властными органами (иначе мы попадем в сферу эндогенной коррупции). Важно, что, взаимодействуя с должностными лицами и вступая с ними в коррупционные сделки, эти представители отстаивают интересы своих организаций. Например, если владелец ресторана вечером на пути домой остановлен автоинспектором, то взятка последнему должна быть отнесена к бытовой коррупции. Если тот же владелец ресторана дает взятку представителю налоговой инспекции, пришедшему в ресторан для очередной проверки, то эта сделка относится, естественно, к деловой коррупции.

Деловую коррупцию можно, в свою очередь, делить на сферы, к которым принадлежат соответствующие организации. Мы можем говорить о коррупции в торговле, образовании, в медицине, в сельском хозяйстве, промышленности и т. п.

Деловая коррупция может находить свое проявления в «захвате государства», т.е. в теневой лоббизм в органах власти, в покупке решений исполнительных органов, установление коррупционного контроля над политическими партиями и т. п, либо в «захвате бизнеса», т.е. в установлении чиновниками неправового контроля над бизнесом с целью извлечения административной ренты (чиновники используют административный ресурс для давления на кампании), рента обеспечивается здесь не взятками, а бизнесом и доходами от него. При этом особенностью современной коррупции является то, что если раньше чиновники выполняли роль обслуживающего персонала, получая коррупционную выгоду за сделки, о которых договорились участники рынка, то теперь они часто предоставляют свои услуги по собственной инициативе, причем все чаще – навязывая их. Отдельные представители государственной власти и управления превращаются в основных игроков нелегального рынка услуг. Если раньше бизнес-коррупция была формой существования собственно бизнеса, то на современном этапе сейчас она все чаще становится формой существования отдельных представителей госаппарата.

В сфере деловой коррупции крайне важно, какой орган власти представляет агент, вступающий в коррупционное взаимодействие с клиентом. Это обстоятельство может порождать несколько классификаций, образованных разными основаниями, например:

    уровень власти;

    ветвь власти;

    орган исполнительной власти.

Есть, наконец, специфический тип клиентов, коррупционное взаимодействие которых с должностными лицами трудно отнести к одному из двух указанных выше видов коррупции. Это представители преступного мира. С этой целью можно выделить специальный вид экзогенной коррупции – криминальную коррупцию. В данном случае клиент является представителем преступного мира и его коррупционное взаимодействие с агентом предназначено для обеспечения интересов его криминальной деятельности. Милиционер, «сливающий» бандиту информацию о ходе расследования преступления его банды, вовлечен в криминальную коррупцию.

Эндогенная коррупция делится на три вида.

    горизонтальная коррупция;

    вертикальная коррупция (нисходящая и восходящая);

    смешанная коррупция.

Горизонтальная коррупция: в сговоре участвуют агенты – субъекты властных отношений, не находящиеся друг с другом в принципал-агентских отношениях. Это могут быть, например, представители разных ведомств или агенты, имеющие общего принципала . Например, руководитель региона дает взятку должностному лицу Министерства финансов за «расположение» последнего. Руководитель региона может находиться в зависимости от чиновника Минфина в силу решений, которые тот может принять. Но эта зависимость не порождается агентскими отношениями между ними. Очевидно, что у них разные принципалы.

Вертикальная коррупция - это восходящая и нисходящая коррупция: в этих случаях агент и клиент находятся одновременно в агентских отношениях либо непосредственно, либо через промежуточных принципалов, т.е. являются частью одной иерархической цепочки.

Восходящая коррупция очевидна, распространена и легко распознаваема. Под это определение попадают все случаи, когда должностные лица передают часть собранного ими коррупционного дохода вышестоящему начальству. Тем самым обычно покупается защита постоянного коррупционного дохода, которую может обеспечить начальство. Одновременно покупается лояльность этого начальства по отношению к коррупционной активности подчиненных, поскольку на начальстве обычно лежит контрольная функция за выполнением подчиненными агентского соглашения.

Нисходящая коррупция менее очевидна. Нисходящая коррупция имеет место в тех случаях, когда вышестоящее должностное лицо использует принадлежащую ему власть не для решения тех задач, которые поставил перед ним избравший его принципал, а для своих корыстных целей - удержания власти любой ценой. При этом административных и иных ресурсов у данного лица недостаточно. Поэтому для обеспечения лояльности нижестоящих должностных лиц вышестоящее должностное лицо использует теневые рычаги. Одному подчиненному вышестоящее должностное лицо пообещает продвижение по службе, другому, что повлияет на прокурора, чтобы тот не возбуждал дело о злоупотреблениях властью и т.п.

Наконец – смешанная эндогенная коррупция. Сам термин указывает на то, что взаимодействующие коррупционеры находятся друг с другом (в разных сочетаниях) в разных отношениях из двух видов перечисленных выше. Таким образом взаимодействуют обычные коррупционные сети – группы коррупционеров, объединенных на долгосрочной основе для извлечения корыстной выгоды из своего положения.

Выше разные проявления коррупции классифицировались по типам клиентов. То же самое можно сделать в отношении разнообразия агентов, вступающих в коррупционные сделки.

Здесь, прежде всего, различают низовую коррупцию и верхушечную коррупцию. Различение осуществляется на основании уровня должностных лиц, принимающих решения и масштабов принимаемых решений. Причем второй критерий важнее. Например, высокое должностное лицо, скажем, заместитель министра, может, используя свое служебное положение, пристроить на невысокую должность в своем министерстве кого-то из дальних родственников. Понятно, что этот случай может быть отнесен к низовой коррупции. Но если референт заместителя министра - чиновник небольшого ранга - за взятку повлияет на исход крупного государственного тендера, такая коррупция должна относится к верхушечной. Следует сказать, что возможны случаи, когда какое-либо проявление коррупции будет трудно относить к одному из двух указанных видов.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

План:

Введение……………………………………………………………….….……….3

1. Виды проявления коррупции………………………………………………….4

2. Формы коррупционных проявлений………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………….………10

Список использованной литературы…………………………………...………11

Введение.

Сложное социально-правовое явление и понятие, которое имеет комплексный и системный характер - это только одно из определений коррупции. Ее справедливо связывают со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Коррупционные процессы протекают с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических, этнических особенностей конкретной страны или государства.

Сегодня совершенно очевидно, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам.

Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства. Опасность коррупции существенно усугубляется тем, что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности.

1. Виды проявления коррупции.

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

Административную и как ее разновидность бытовую;

Деловую;

Коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

Политическую.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.

Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.

"Пленение государства" как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.

Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

Формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;

Выпуск необходимых нормативно-правовых актов;

Неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;

Незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;

- "продажа" частным предпринимателям парламентских голосов и др.

В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, "назначенные олигархи". Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название "семибанкирщина".

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.

Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.

2.Формы коррупционных проявлений.

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

Многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;

Оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса;

Использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур;

Передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

Учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;

Неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;

Лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;

Протекционизм малоспособных работников;

Установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;

Подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и экономика обязательств.

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. — они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой. Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в России следующие:

Сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;

Подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;

Снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;

Создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;

Необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;

Ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

Обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;

Прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;

Назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);

Повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции — в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.

Заключение.

Итак, коррупция как социально-правовое явление зародилась еще в глубокой древности, в период формирования первых государственных образований. Сегодня коррупция уже вышла за рамки отдельных преступлений, совершаемых властными органами, и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений. Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

2. Гражданский Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (редакция от 05.05.2014).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 – ФЗ (редакция от 22.10.2014).

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (редакция от 04.08.2014).

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ О противодействии коррупции (редакция от 28.12.2013).

Учебная литература:

6. Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.

7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.

Тот факт, что коррупция - это плохо, никто не отрицает. С высоких трибун произносятся речи о борьбе и реформах. Тем не менее это явление ничуть не меняет свои показатели. Ежегодно составляется рейтинг самых коррумпированных стран, в котором они только меняются местами.

Бытовая коррупция - это… Определение понятия, признаки и примеры

Как известно, для решения любой проблемы нужно знать ее изнутри. Коррупция обычно не может выжить без благоприятных на то условий - системы. Отсюда и выводы, что необходимо менять систему, чтобы элементы изменили вектор движения.

В более запущенных формах коррупция приобретает системный характер, когда она воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Человек, направляясь в детский сад или школу, знает, что руководителю или директору нужно заплатить отдельно, мимо кассы. И всех участников такое положение дел устраивает.

Определение

Термин «коррупция» описывает факты и явления, при которых должностное лицо использует свое положение против интересов общества, норм законов и морали. Само слово происходит от латинского corrumpere - «растлевать». Под такое определение также попадает подкуп должностных лиц. Такие черты чаще характерны для мафиозных государств. Термин в своем первоначальном понимании гораздо шире и охватывает различные проявления незаконных действий со стороны должностных лиц.

Основная черта коррупции - конфликт интересов. Интересы могут быть государственными, конкретного лица, группы лиц или общества. Некоторые виды коррупции по содержанию аналогичны мошенническим действиям. С этой точки зрения деловая коррупция, как и бытовая коррупция (термин, применимый к обычным гражданам), схожи с преступлениями против государства.

Виды

Коррупция делится на два вида: делового характера и бытовая. То, с чем многие страны борются на протяжении многих лет, - это деловая коррупция. Она существует между представителями власти и бизнес-сектором. Охватывает весьма широкий спектр отраслей:

  • Финансовый рынок.
  • Сфера производства.
  • Сфера услуг.
  • Аграрная структура.
  • Страхование.
  • Иные коммерческие структуры.

Бытовая коррупция - это взяточничество, встречающееся во всех остальных сферах общественной жизни. Она охватывает:

  • Сферу образования.
  • Медицину.
  • Судебные органы.
  • Остальные структуры.

Как бы парадоксально ни звучало, бытовой уровень коррупции основывается на благих намерениях населения: чтобы удовлетворить свои потребности в полной мере, люди предпочитают неформально вознаградить исполнителя. И здесь уже вырисовываются истинные причины возникновения этого явления. Она развивается, когда государство не в состоянии удовлетворить социальные потребности граждан. Иными словами, все виды бытовой коррупции возникают в слабом государстве, которое не способно выполнить базовые обязательства перед гражданами.

Фигуранты

Основными фигурантами выступают должностные лица, которым вверены ресурсы, не принадлежащие им. Например:

  • Государственный чиновник, в компетенцию которого входит целая отрасль, территориальное подразделение или их часть.
  • Депутат, у которого есть возможность лоббировать законы.
  • Сотрудник правоохранительных органов, который может решать судьбы людей путем управления процессом расследования.
  • Судья, правомочный принимать решения на основе закона или против него.
  • И даже простой администратор, имеющий доступ к определенным ресурсам.

В качестве примера бытовой коррупции можно рассмотреть типичный случай, когда беременная женщина обращается в медицинский пункт. Ей предстоит получать медицинскую помощь на протяжении длительного времени: постановка на учет, наблюдение за развитием беременности и роды. Возможно, на определенном этапе потребуются другие манипуляции или лечение.

Но реальность такова, что граждане стремятся договориться с врачом: за определенную плату он будет вести беременность. На финальном этапе нужно будет то же самое предложить другому врачу, чтобы принял роды. За все это выплачивается определенная сумма, которая нигде не регламентирована и не будет зафиксирована. Это всего лишь одно проявление бытового взяточничества.

Мотивы

Что побуждает людей совершать коррупционные действия в систематическом порядке? По поводу стимулов выдвигаются множество вариантов, среди которых можно отметить следующие:

  • Низкая заработная плата должностных лиц.
  • Бессилие закона.
  • Сложившаяся система в среде.
  • Недостаточная компетентность исполнителей.
  • Отсутствие механизмов отслеживания их действий.

Но в основе всех вышеперечисленных факторов лежит один общий мотив - цель получения личной выгоды.

Еще в эпоху Возрождения на эту тему писались трактаты и выводились теории. В этом поприще популярны труды Николы Макиавелли, Шарля Луи де Монтескье и Жан-Жака Руссо. По мнению Макиавелли, деловая и бытовая коррупция - это нечто вроде чахотки: на начальном этапе ее сложно распознать, но лечить проще. На запущенной стадии она на виду, но исправить такое общество крайне сложно.

Трактовка в российском законодательстве

Что самое интересное, до недавнего времени в российском законодательстве не было определения коррупции. Оно появилось в рамках принятого закона о в 2008 году. Там же дается определение. Согласно российскому законодательству под термином "бытовая коррупция" понимается факт злоупотребления должностным положением, взяточничество, подкуп должностных лиц, а также против интересов общества и государства.

По мнению ряда ученых, в частности Е. В. Марьиной, определение, приведенное в законе, нельзя называть исчерпывающим, так как коррупционные действия могут совершаться не только государственными лицами, но и физическими, и юридическими, независимо от статуса.

Ряд ученых склоняется к мнению, что определения должны учитывать не только правовые аспекты этого явления. Например, по мнению В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова, деловая и бытовая коррупция - это нарушение этических и моральных норм в обществе.

Исследования

Исследования на тему коррупции начали проводиться с 1980-х годов. Проводился ряд социологических работ. Инициаторами выступили крупные международные организации в лице ЕБРР, МВФ и Всемирного банка. Результатом работ стало создание международного рейтинга показателей коррупции в странах. В рамках этих исследований рассматривались различные уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.

Отношение к этому рейтингу сложилось неоднозначное. Многие не верили в его объективность. Но несмотря на это, во многих странах началась активная антикоррупционная борьба. Сторонники негативного отношения полагают, что невозможно выразить одним показателем объемы столь широкого явления.

Но есть и более углубленные исследования. Их данные базируются на взаимоотношениях государства со своими гражданами. Так, чем выше уровень доверия граждан властям, тем ниже коррупция, и наоборот. С этой точки зрения можно сказать, что деловая и бытовая коррупция - это вполне преодолимые проблемы общества.

Тенденции в настоящем

Исследования последних лет больше сконцентрированы на социальных и экономических проявления коррупции. Все авторы и участники исследований едины во мнении, что, будь то деловая или бытовая коррупция, это огромный вред экономике любого государства, существенно затормаживающий развитие. Ресурсы перенаправляются в пользу конкретной личности или группы лиц. Определенные решения, принятые коррупционными методами, могут изменить судьбу страны в худшее русло.

Кроме того, сам факт наличия коррупционных проявлений в государстве служит мощным фактором против инвестиций. Вследствие этого постепенно формируется рыночная экономика целиком криминального содержания.

Российская реальность в области коррупции

В области борьбы с коррупцией принят ряд законопроектов. В их рамках непрерывно ведутся работы по устранению и предотвращению коррупционных схем на различных уровнях власти. Один из значительных документов - Поручение Президента РФ от 14 марта 2010 года. В целях исполнения данного поручения Министерство экономики и развития провело ряд социологических исследований. В нем участвовали граждане России от 18 лет и выше. Их цель - определение уровня и разработка мер для устранения последствий бытовой коррупции.

И вот что выяснилось. Почти 51 % опрошенных отметили, что минимум 1 раз сталкивались с необходимость делать выбор: дать взятку должностному лицу или нет. 29 % заявили, что попадали в ситуацию, когда необходимо было «отблагодарить» представителей государственных учреждений. 47 % сообщили, что готовы дать взятку за более качественную услугу или в целях защиты своих интересов. При этом инициаторы проекта предполагают, что показатели по последнему пункту могут быть гораздо выше, так как на откровенность решились те, кто недооценивает уголовное значение коррупции.

С этой точки зрения под термином "бытовая коррупция" понимается реальность, являющаяся индикатором доверия граждан к властям.

Плата за регламент

Другая специфика коррупции заключается в том, что граждане часто вынуждены заплатить государственному лицу за выполнение своих регламентированных обязанностей. Причиной тому является бюрократия. Но почти все участники опроса отметили, что сталкивались со случаями преднамеренного затягивания принятия решений, выдачи документов или иных вопросов. Как правило, после неформальной благодарности эти процессы значительно ускоряются.

Еще один интересный момент заключается в формировании определенных расценок за услуги должностных лиц. Как выяснилось, чем больше известно о тарифах, тем больше вероятность предложить эту сумму. И наоборот, если граждане не имеют представления о том, какой объем средств потребуется, то реже прибегают к коррупционным решениям.

Наказание

Статьи по бытовой коррупции действуют в рамках Уголовного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. В частности, в 2016 году УК РФ дополнен новой статьей 291.2 «Мелкое взяточничество». Этому шагу предшествовал национальный план по противодействию коррупции, разработанный для реализации в 2016-2017 годах. Цель внедрения статьи - повышение эффективности борьбы и установление стратегического подхода.

В этом же документе дано юридическое определение бытовой коррупции. В рамках этого закона бытовой коррупцией считается получение или дача взятки собственноручно или через посредников в размере до 10 000 рублей. Следует отметить, что такое правило применимо не только для фактов взяточничества в вышеназванных сферах (образование, медицина и т.д.). Статья действительна независимо от сферы выявления, обстоятельств, участников и других факторов.

Другое основание для принятия данной статьи описывается в пояснительной записке к проекту данного закона. Отмечается, что в промежутке от 2012-го до 2015 года в подавляющем большинстве уголовных дел фигурируют размеры взятки менее 10 000 рублей.

Меры наказания определяются в зависимости от конкретной суммы взятки. Общие положения гласят следующее:

  1. Посреднику грозит штраф до 700 000 рублей, лишение доходов в объемах заработной платы за последний год или лишение права занимать определенную должность.
  2. Если посредником выступило должностное лицо, то штраф увеличивается до 1 миллиона рублей плюс положения из предыдущего пункта.
  3. Наказывается даже обещание оказать посреднические услуги в даче или получении взятки. В этом случае виновнику грозит штраф в размере до 3 миллионов рублей плюс положения из первого пункта.

Дача или получение взятки в составе организованной группы наказываются в зависимости от суммы.

Споры

После принятия закона ряд специалистов высказывают свое мнение относительно соблюдения принципа справедливости в нем. Так, по УК РФ под термином "бытовая коррупция" понимаются коррупционные правонарушения мелкого характера. До внедрения новой статьи такая формулировка фигурировала в отношении других преступлений: мелкое хулиганство или Но приведенные примеры, если учитывать незначительность причиненного вреда, относятся к административным правонарушениям.

Специалисты считают, что логичнее было бы внести новую статью не в Уголовный, а в Административный кодекс с определением размера взятки в менее чем 1000 рублей. Тому причина - наличие статьи 290 в Уголовном кодексе, предусматривающей наказание за коррупционные действия в общем смысле.

Другая тема для споров - равная ответственность получателя и инициатора взятки. Согласно мнению юристов такое положение в корне противоречит принципам справедливости, так как получение взятки определенно несет большую опасность для общества, чем дача или предложение.

Но главное для общества - не юридические тонкости и теория, а реальные результаты. В развитом обществе граждане должны быть уверены в том, что их права ни в коем случае не будут ущемлены и за их соблюдение придется заплатить деньги. В достижении этой цели большую роль играет государство. Но не менее важно сознательное отношение граждан.

Коррупция как социальное явление

В основе термина «коррупция» лежит латинский глагол «rumpere», означающий «нарушить что-либо». В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче власти путем ее подкупа. Латинско-русский словарь кроме вышеуказанных значений приводит и такие значения, как «совращение, упадок, извращение, плохое состояние, превратность (мнения или взглядов), а также расстраивать, повреждать, приводить в упадок, губить, разрушать, обольщать, соблазнять, развращать, искажать, фальсифицировать, позорить, бесчестить». В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом, и к коррупционным относился целый ряд деяний связанных с фальсификацией и порчей государственных документов, с подкупом судей или с нравственным развращением чужого раба.Понятие коррупции относится к категории сложных, многоаспектных, к раскрытию сущностного содержания которого исследователи подходят с различных позиций.Мы можем говорить о коррупции как о преступном деянии и рассматривать данный феномен в правовом аспекте (то есть через понятия законности и противозаконности).В контексте социологического дискурса коррупция изучается как сложное, многомерное социальное явление , которое охватывает все сферы социальных взаимоотношений между гражданским обществом и государством и укореняется в обществе, становясь социальной нормой. В социологии коррупция трактуется как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов,как несовместимое со статусом государственного служащего корыстное деяние («отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды»). Вместе с тем, представляется, что коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Ее расценивают какболезнь развивающихся обществ, результат бедности. Также есть и бытовое понимание коррупции, которое фор­мируется на основе опыта населения. Феномен коррупции здесь часто сводится к взятке, кумовству, при этом он мифологизируется и подается как неизбежная, неотъемлемая часть культуры, опре­деленные правила игры, которые ими из-за отсутствия выбора должны всеми безоговорочно приниматься. Мздоимство, «административный восторг» (как это метко обозначил Ф. Достоевский), семейственность становятся социальной нормой, находя свое выражение во всем, даже в фольклоре («не подмажешь - не поедешь»). Россияне считают взятки скорее «хозяйственными издержками» и относятся к ним как «к норме».Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при исследовании её как социального явления , социальной практи­ки, стереотипов сознания и эмоционального их восприятия. Корруп­ция в социальном плане - одно из проявлений продажности.Процесс социального конструирования коррупции включает:наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;осознание этих фактов как социальной проблемы;криминализацию некоторых форм коррупционной деятель­ности;реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т.п.В современном обществе, включая российское, коррупция - социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - по­литическими, экономическими, культурологическими.Об институционализации коррупции свидетельствуют: 1 выполнение ею ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управ­ленческих решений, консолидация и реструктуризация отноше­ний между социальными классами и группами, содействие эконо­мическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон - клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности;сложившийся сленг и символика (например, хорошо извест­ный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;установившаяся и известная заинтересованным лицам так­са услуг. Например, такса поборов работниками ГАИ была опубли­кована еще в 1996 г. газетой «Стрела». Опубликованы существую­щие таксы в сфере «правоохранительной деятельности»: плата за невозбуждение уголовного дела ($1000 - 10000), за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи ($20000-25000), за смягчение наказания ($5000-15000), за игнорирование тамо­женных нарушений ($10000-20000 или 20-25% от таможенного сбора). А вот «расценка услуг» на высшем федеральном уровне: стоимость назначения депутата Государственной Думы на долж­ность председателя комитета - порядка $30000, стоимость вне­сения любого законопроекта на рассмотрение Государственной Думы - около $250000, статус помощника депутата оценивается в $4000-5000.Оказалось, что теневая реальность - это не только «вторая эко­номика» или коррупция, но охватывающая всё общество в целом, законченная институциональная система (экономика, право, адми­нистративные отношения и т.д.), - вся целиком вне сферы юриди­ческого закона». И коррупция - лишь элемент (пусть один из важ­нейших, быть может - самый главный) этой теневой реальности нашего бытия.



Понятие коррупции ее признаки и виды, формы проявления

В Основных положениях проекта Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»: коррупция - подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе, неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо предоставление такой выгоды указанному лицу. Вместе с тем, существуют и другие определения коррупции.Например, коррупция –это социальное явление, выражающееся в использовании лицом своих властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в целях получения материальных и иных благ; это злоупотребление властью лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и не государственных организациях и учреждениях для получения выгод имущественного характера в интересах себя и своих близких, причинившее вред правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым законом интересам общества и государства; это злоупотребление (превышение) властных (служебных) полномочий в личных и корпоративных интересах; это состояние публичной власти, при котором осуществление ею своих функций становиться возможным только на возмездной основе, и др.Действительно, коррупция в узком смысле - это когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения.Чиновничье предпринимательство отличается от коррупции отсутствием подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - сам исполнитель, извлекающий доход из монополии на принятие решения.Все перечисленные формы объединяет использование служебного положения в частных интересах - “приватизация государства”.

Виды коррупции . Как я уже упоминала выше, коррупция очень сложное, в силу своей неоднозначности, и слабоизученное явление. Обычно в литературе выделяют два вида коррупции, присущие абсолютно всем ее механизмам: - верхушечная -низовая. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. Например, формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности на значительную часть принадлежащего государству имущества. Здесь коррупция начинается тогда, когда цели защиты интересов государства и общества подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Проблема очень простая, например госбюджет, он не прозрачен, и в зависимости от ситуации одни могут получить средства в начале года, а другие - через два года после принятия бюджета. Если кому-то полагается какая-то поддержка отрасли, то, конечно, любой сотрудник министерства финансов, распределяющий эти суммы, - есть фигура сверхважная. Это - одна сторона дела. Это три самые значимые услуги, которые можно получить от государственного чиновника. Такими условиями сопровождаются многие акты на выдачу госкредитов, бюджетных средств, а также при распределении госзаказов. Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило изменить формы получения взяток наличностью и перейти к льготным кредитам, завышенным процентам по вкладам и другим формам благодарности. При этом уход незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Положение, при котором нижестоящие чиновники брали взятки, и часть полученных денег передавали вышестоящим чиновникам существовало только в первые 2 – 4 года развития рыночной экономики в России. Тогда была привычной схема, при которой доступ к вышестоящему чиновнику осуществлялся через нижестоящего чиновника. Это ограничивало возможности доступа к чиновникам высокого уровня со стороны конкурентов. Затем финансовые возможности олигархических группировок настолько увеличились, что им уже стали не нужны посредники для доступа к высшим должностным лицам.

Выделяют следующие виды коррупции: Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.Официальное определение коррупции дано в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в следующем виде: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Законодательно понятие «коррупция» определяется в двух значениях (простом и сложном - если прибегнуть к языку уголовно-правовых норм): 1) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом (чиновником или иным лицом) служебным положением. Далее уточняются формы такого злоупотребления: взятка (ее дача или получение), коммерческий подкуп либо иное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и (или) незаконно;
2) как выявленный и доказанный факт злоупотребления лицом служебным положением от имени или в интересах юридического лица.
Отмечается особый подход к определению рассматриваемого понятия, основанный на собирательном содержании.

Формы коррупции. На основе перечисленных выше типов коррупции выделяют следующие формы коррупции:взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;сращивание работников органов управления с преступными элементами и сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах;инвестирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные руки, метко названная в народе «прихватизацией»;предоставление льгот, секретной служебной информации заинтересованным лицам; предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами и другие. Существующие

формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество – собирательный термин, охватывающий два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение и дачу взятки; превышение должностных полномочий и злоупотребление ими – преступление против интересов государственной (муниципальной) службы. Оно заключается в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы либо явно выходящие за пределы должностных полномочий, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства; фаворитизм – исторически: социокультурное явление, имевшее целью возвысить конкретное лицо (или группу лиц) в связи с личной приязнью монарха к фавориту; непотизм (кумовство) – исторически: раздача папами римскими ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам.Высшие чиновники, как

правило, не имеют возможности передать свою власть детям напрямую, однако они используют свои возможности для предоставления своим близким родственникам. Вред от непотизма заключается в ограничении конкуренции и подавлении отбора лучших людей;протекционизм – незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по

службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, то есть стремления чиновника извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен-

ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и скрыть свою некомпетентность;лоббизм– любая деятельность организаций или частных лиц, влияющая на органы государственной власти, оказывающая давление на парламентария путем личного или письменного обращения, либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций), цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта в целях содействия собственным интересам, а также интересам бизнеса и организованной преступности в целом;незаконное распределение и перераспределение общественных ресур сов и фондов,незаконная поддержка и финансирование

политических структур, пар тий, движений;блат (оказание услуг родственникам и знакомым) – знакомства или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц.