Емельян ярославский настоящее имя. Публикации. Руководитель антирелигиозной политики

  • 03.09.2020

Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман ; 19 февраля 1878 года, Чита, Забайкальская область, Российская империя - 4 декабря 1943, Москва) - российский революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Один из инициаторов создания журнала «Сибирские огни». Председатель «Союза воинствующих безбожников».

Академик АН СССР (28.01.1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РСДРП с 1898 года.

Старший брат М. И. Губельмана, отец Ф. Е. Ярославского.

Биография

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

В 1898 году вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге. В 1901 году - за границей, корреспондент «Искры».

В 1902 году - член Читинского комитета РСДРП.

В 1903 году на нелегальном положении, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей Боевого центра РСДРП. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями - грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись, в том числе, на партийные нужды.

Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним Ярославский).

Ярославский был участником Революции 1905-1907 годов. Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина (1882-1905), была убита черносотенцами при попытке провоза партии оружия для революционеров. Ярославский вёл партийную работу также в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты «Казарма»); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе, был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го и 5-го съездов РСДРП.

В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе, Нерчинская каторга), затем жил на поселении в Восточной Сибири.

В 1915-1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем.

После февральской революции 1917 года стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп. С июля 1917 работал в Московской военной организации Московского комитета РСДРП(б).

Делегат 6-го съезда РСДРП(б).

В дни Октябрьской революции Ярославский - член Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Военно-революционного комитета, первый комиссар Кремля, бежал из Кремля во время восстания юнкеров.

Ярославский был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире.

В 1918-1919 годах Ярославский - уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию, комиссар Московского военного округа.

В 1919-1921 годах - кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1919-1922 годах - секретарь Пермского губкома, член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В 1921-1923 годах - член ЦК РКП(б). В 1921 году - секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК РКП(б). В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Романа Унгерна.

Ярославский был старостой Общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды», журналов «Большевик» и «Историк-марксист», газеты «Безбожник», редактором «Исторического журнала».

В 1923-1934 годах - член Центральной контрольной комиссии (в 1923-1934 годах член Президиума, в 1923-1926 член Секретариата, в 1924-1934 секретарь Партколлегии Центральной контрольной комиссии). Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).

В 1934-1939 - член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

C 1939 года до смерти - член ЦК ВКП(б).

С 28 января 1939 года - академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК.

Ярославский был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР.

Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман) - российский еврей-революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников».

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты «Социал-демократ», осенью 1917 года редактировал газету «Деревенская правда». Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске.

На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты «Правда» и журнала «Большевик», с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б). Скончался 4 декабря 1943 года. Похоронен у Кремлевской стены.

В коммунистической партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина).

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

При участии Ярославского составлялись списки запрещённых книг, в которые вошли произведения Платона, Иммануила Канта, Владимира Соловьёва, Льва Толстого, Фёдора Достоевского и др. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

3 марта - годовщина со дня рождения одного из основателей большевистской партии, соратника Ленина, лидера советского атеистического движения Емельяна Михайловича Ярославского.

Единодушно буржуйские, клерикальные и даже некоторые "патриотические" СМИ поливают товарища Ярославского грязью. Обязательно пройдясь по национальной принадлежности Ярославского (его настоящее имя - Миней Израилевич Губельман), клерикалы пишут гнусные антисемитские бредни про "жидомасона Ярославского, который пил кровь русских православных младенцев" и далее в том же стиле. Всех, кто выступает против преподавания "закона божьего" в школах, клерикалы именуют не иначе как "потомками ярославских-губельманов". Это у клерикалов считается самым большим ругательством. Оцените, например, высказывание некоего Алексея Шорохова с благочестивого православного сервере "Русское воскресение" (речь идет о попытках общественности пресечь распространение антисемитского учебника "Основы православной культуры") (орфография сохранена): "Как и не исчезал никуда товарищ Губельман. Который - ярославский. Главарь революционных погромов Русской Православной Церкви и патологический русофоб. Семя, видать, у него безбожника такое беспокойное (осиновый кол ему памятник)... ". И далее: "потомки ярославских-губельманов возмущены, что Алла Бородина (автор учебника "Основы православной культуры") уверена, что "тьма" - это, очевидно, все, что не православие". В этом, вообще-то, уверен всякий православный человек, читающий утром Символ веры, а вечером Деяния апостолов ".

Вообще-то, неправославных людей в мире довольно много: свыше 6 миллиардов. И всех их Шорохов объявил недочеловеками. Да и православие как самостоятельное течение существует лишь с 1054 года. И клерикалы готовы объявить "тьмой" все, что было до этой даты, в том числе и все великие достижения античной культуры. Да уж, куда там всяким Аристотелям, Демокритам, Платонам и Лукрециям до таких светочей человечества, как бомж Василий Блаженный или диакон Кураев...

Именно против таких вот мракобесов, как упомянутый Шорохов, и боролся всю свою жизнь товарищ Ярославский.

Родился он 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите в семье ссыльно-поселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине. Выдержал экзамен за 4 класса гимназии. В 1898 году вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. Входил в состав Читинского комитета РСДРП. В 1903 году Ярославский был арестован; освободившись под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Ярославский вошел в состав Петербургского комитета, вел партийную работу на предприятиях за Нарвской заставой. В апреле 1904 года во время подготовки первомайской демонстрации вновь был арестован, и, будучи освобожден под залог в декабре того же года, вновь вернулся к партийной работе. После 9 января 1905 года вел партийную работу в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. 13 февраля 1905 года был в третий раз арестован в Одессе и находился в тюрьме до Потемкинского восстания. Летом 1905 года после десятидневной голодовки был выпущен на свободу и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский). После Таммерфорсской конференции большевистской партии (декабрь 1905), на которой он представлял Ярославскую организацию. Ярославский переехал в Москву, вошел в МК, работал в его военной организации, участвовал в редакции журнала "Жизнь солдата". Весной 1906 года в четвертый раз арестован на конференции московской большевистской военной организации. Совершив побег из Сущевской Тюрьмы, Ярославский поехал делегатом от Ярославля на IV Съезд РСДРП. После съезда вел партийную работу в Екатеринославе, Москве и Петербурге, где редактировал подпольную военную газету "Казарма". В конце 1906 года принимал участие в первой военно-боевой конференции РСДРП в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 года участвовал в работе V (Лондонского) Съезда РСДРП как делегат от военных организаций Петербурга и Кронштадта. После возвращения в Петербург был в пятый раз арестован и приговорен к 7 годам каторжных работ. Февральскую революцию встретил на поселении в Якутской области.

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", осенью 1917 года редактировал газету "Деревенская правда". Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик", с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б).

На партийную биографию товарища Ярославского следует обратить внимание хотя бы потому, что "Завтра" и "Советская Россия" периодически любят высказаться про "троцкистов типа Ярославского-Губельмана". Хотя Ярославский действительно был Губельманом, но кем он никогда не был, так это троцкистом. Он вел непримиримую борьбу с троцкизмом.

Перу товарища Ярославского принадлежит ряд политических работ: "Очерки по истории ВКП(б)", "Анархизм в России", "Биография В.И.Ленина". Но вошел в историю товарищ Ярославский в первую очередь благодаря своей атеистической работе. Он был основателем и несомненным лидером главной атеистической организации СССР - Союза воинствующих безбожников, редактором журнала "Безбожник". Современному человеку слова могут показаться агрессивными, но вспомните то время. В гражданскую войну попы с оружием в руках убивали рабочих и крестьян. Когда в стране был голод, церковь прятала запасы зерна и церковные ценности, не давая использовать их для помощи голодающим. Когда все антисоветские организации были уничтожены, церковь осталась единственным легальным центром притяжения антисоветских сил. В годы коллективизации попы вместе с кулаками убивали колхозных активистов, поджигали колхозное имущество. Наконец, своими действиями церковники отвлекали народ от социалистического строительства. Да и достаточно вспомнить современные деяния церкви - как церковники, например, варварски разрушили лучший в мире бассейн "Москва" и воздвигли на его месте убогий "храм Лужка-спасителя". Поистине, они ничего не забыли и ничему не научились.

Главный антирелигиозный труд Емельяна Ярославского - "Библия для верующих и неверующих". Об этой книге надо рассказать подробнее. Дело в том, что сегодня сторонники религиозного образования говорят: "Знать библию нужно обязательно, хотя бы потому, что без знания библии вы не сможете разобраться в мировой культуре". Да, конечно, образованному человеку не мешало бы для общего кругозора знать и содержание библии. Но читать ее в оригинальном варианте очень тяжело. Поэтому широко распространен жанр популярных изложений религиозной литературы - как, например, евангелие от Льва Толстого или книги "Забавная библия" или "Забавное евангелие" Лео Таксиля (конец XIX века), который излагает содержание Ветхого и Нового заветов с материалистических позиций, с юмором подчеркивая все несуразности, в которые попы заставляют верить людей (знаете ли вы, скажем, что, согласно библии, заяц обладает раздвоенными копытами? И мы должны в это верить, ибо нелепо). Таксиль ясно показывает, что библию можно считать самой безнравственной книгой в мире - потому что никто не совершал столько преступлений, сколько благочестивые христианские святые: тут и геноцид, и предательство, и убийства, и кровосмешение, и содомия. Книга Ярославского "Библия для верующих и неверующих" аналогична творчеству Таксиля с той разницей, что если Таксиль критиковал библию с просветительской точки зрения, то Ярославский пишет с последовательно классовых, диалектико-материалистических позиций. Кроме того, в своей критике религиозных догм Ярославский опирается уже на уровень развития науки ХХ века.

Когда в 1941 году началась война, Советское правительство было вынуждено направить все ресурсы на фронт и закрыть ряд изданий, не имеющих отношения к обороне. В числе закрытых оказались и издания Союза воинствующих безбожников. Религиозное лобби во властных структурах тут же воспользовалось этим для укрепления своих позиций, результатом чего стала известная встреча Сталина и Молотова с патриархом Сергием в 1943 году. И хотя Советское правительство сразу же четко заявило, что ни о каком восстановлении дореволюционного статуса церкви не может идти и речи, товарищу Ярославскому тяжело было это видеть. 4 декабря 1943 года он скончался. Похоронен он был у Кремлевской стены.

Сегодня мы имеем дело с классическим пропагандистским приемом буржуазии, когда пытаются демонизировать наиболее знаковые фигуры. Все помнят, как демонизировали Сталина, изображая его кровавым злодеем, уничтожившим до 100 миллионов человек (конкретное число зависело не только от степени подлости разоблачителя, но и от степени знакомства его с арифметикой). Буржуи пытаются применить аналогичный прием и в отношении других своих противников. Следующей мишенью потомков Геббельса и А.Н.Яковлева стал соратник Ленина Емельян Ярославский. Если в 1990 году самым страшным ярлыком, которые реакционеры наклеивали на коммунистов, было, то сегодня аналогичный ярлык реакционеров - . Но если взглянуть на его жизненный путь, то быть потомком товарища Ярославского должен считать за честь каждый нормальный человек.

По материалам сайта РКСМ(б)
Прислал товарищ К. (Ткачёв Александр),
г. Воронеж.



Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР

Вероисповедание: Партия: Род деятельности:

антирелигиозная пропаганда

Награды:

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; (19 февраля (3 марта) , Чита - 4 декабря , Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии , идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель « ».

Этапы жизни

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина . В июле г. обратился к генеральному секретарю за разрешением написать книгу «Сталин», на что получил ответ: «Ещё не пришло время».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книжки Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов. - „Вождь“ был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

После смерти в 1943 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды

Именем Ярославского названы улицы в Перми и ряде других городов.

Безбожник

Н. С. Хрущев вспоминал, что в партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

В 1918 г. в ответ на одну из своих атеистических статей он получил письмо из деревни. Письмо писал некто Петров:

Яраславский он поносит нашу православную веру он хочит чтобы возмутить весь народ он хочит чтобы растащили все церковное и думает из цирквей устроить театр он будет трижды АНАФИМА

(сохранена орфография, пунктуация и стиль источника) (ЦПА. Ф. 89. Oп. 4. Ед. хр. 76. Л. 9; Адвокат дьявола // Звезда. 1993. № 4).

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм ». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина). Журнал «Безбожник» был запрещен к ввозу на территорию Великобритании как «аморальное издание» специальным актом английского парламента.

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в т.ч. Чайковского , Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

Ярославский составлял списки запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона , Канта , Вл. Соловьева , Л. Толстого , Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где эти книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

(Емельян Ярославский, «Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда». «Правда», 1 мая 1929 г.)

Сочинения

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - Харьков: Пролетариат, 1924.
  • Партия большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л., 1928.
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат, 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ. - 1933. - 420 с.
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат, 1934.
  • Биография В. И. Ленина. - М.; Л., 1942.
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. М., 1936.
  • Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский; [Общ. ред., вступит. статья и примеч. д-ра ист. наук М. М. Шейнмана]. - М.: Политиздат. - 1977. - 375 с.: ил.
  • Библия для верующих и неверующих / Предисл. М. И. Шахновича. - Л.: Лениздат. - 1975. - 399 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1958. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1959. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат, 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз, 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз, 1937.
  • О роли интеллигенции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1939.
  • О товарище Сталине. - М., 1939.
  • Анархизм в России, М., 1939.
  • Борьба славянских народов против германского фашизма. - М.: Военмориздат, 1941.
  • В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). - Новосибирск: Новосибизд. 1942.
  • Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). - М.: Госполитиздат, 1942.
  • За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. - Пенза: Газета «Сталинское знамя», 1942.
  • Советы агитаторам. - М.: Госполитиздат, 1942.
  • Тридцать лет большевистской «Правды». - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1942.
  • Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право. - М.: Мол. гвардия, 1942.
  • О религии. - М., 1958.
Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР

Вероисповедание: Партия: Род деятельности:

антирелигиозная пропаганда

Награды:

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; (19 февраля (3 марта) , Чита - 4 декабря , Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии , идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников ».

Этапы жизни

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина . В июле г. обратился к генеральному секретарю за разрешением написать книгу «Сталин», на что получил ответ: «Ещё не пришло время».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книжки Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов. - „Вождь“ был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

После смерти в 1943 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды

Именем Ярославского названы улицы в Перми и ряде других городов.

Безбожник

Литература

  • Ленин В. И. Поли. собр. соч., 5 изд., Справочный том, ч. 2. С. 490.
  • Рубан В. А. Емельян Ярославский в «Правде» 1918-1919 гг. - Киев: Изд-во КГУ, 1959.
  • Григорьев Б. Г., Кутьев В. Ф. Боец и летописец революции. - М., 1960.
  • Агалаков В. Т. Ем. Ярославский в Сибири. - [Иркутск], 1964.
  • Савельев С. Н. Емельян Ярославский - пропагандист марксистского атеизма. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  • Абрамов А. У Кремлевской стены. - М., 1978. С. 253-255.
  • Фатеев П. С. Е. М. Ярославский. (Партийные публицисты). - М.: Мысль, 1980.
  • О Емельяне Ярославском. Воспоминания, очерки, статьи. - М.: Политиздат, 1988.
  • Минц И. И. О Емельяне Ярославском. - М., 1988.
  • Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. - Санкт-Петербург, 2000.
  • Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. - М.: Вече, 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .