Чудесные исцеления по молитвам преподобного Серафима Саровского в Дивеево: отзывы и записанные свидетельства. Я ни о чем не просил святого, но получил исцеление Святые места для больных детей

  • 29.08.2020

Св. Православная Церковь наша, как основанная на Востоке самим Господом Иисусом Христом, как Церковь, имеющая апостольское происхождение и неизменно сохранившая учение веры, благочестия и преемство иерархическое, имеет и благодать Св. Духа, которая проявляется в разных местах на её пространстве многообразными духовными дарованиями. Мы видели явления сей благодати в самых исторических судьбах Валаамской обители и в житиях её подвижников. Но Валаам есть место особенное. Там издревле обитало и процветало и благочестие во всей правоте и непорочности. Там до сих пор почивают св. мощи Первооснователей обители–преподобных отцов наших Сергия и Германа и многих других подвижников, Богу угодивших. Конечно, это обстоятельство сделало Валаам местом и источником особенной благодати Божией. Со дня обретения мощей св. Сергия и Германа сия благодать проявлялась в многоразличных чудотворениях. Старцы прежнего времени сохраняли дела милосердия Божьего, по своей простоте и смирению, только в памяти своей и путём предания передавала о них своим ученикам. Без всякого сомнения, многие из них были преданы и письму. Предки наши любили записывать и в книги повествования о делах Божиих. Но опустошения и разорения, каким подвергался монастырь в лице своих старцев, в своих памятниках и достоянии, все уничтожили. Впрочем, благодать и сила Божии несокрушимы...

Служба Валаамским чудотворцам Сергию и Герману до нынешнего столетия совершалась по общей Минее. Строитель коневский о. Илларион, бывший впоследствии архимандритом Тихвинского монастыря, по благословению преосвящ. митрополита Амвросия, составил в честь их особенную службу, с приложением и приличного слова на память их. Сия служба была рассмотрена, для церковного употребления, благословлена Св. Синодом и напечатана в первый раз в 1817 году. При совершении богослужения по сей службе, в Валаамской обители всегда читается и слово к ней приложенное, имеющее характер прославления Валаамских угодников.

В 1819 году 20-го октября, Св. Синод определил: внести дни памяти и перенесения св. мощей Валаамских угодников Сергия и Германа во все печатные месяцесловы с надлежащим, где следует, помещением тропаря и кондака. Память празднуется ежегодно 28-го июня, а перенесете мощей–11-го сентября. В Месяцеслове протоиерея Вершинского (Спб., изд. 1856 г.), на основами Исторического словаря о святых русской Церкви, говорится, что здесь разумеется перенесение св. мощей после последнего возобновления монастыря в 1718 году из Староладожского Никольского монастыря обратно на Валаам. Но эта ошибка требует исправления. Мы видели, что мощи преп. Сергия и Германа во время последнего разорения Валаама шведами, в 1611 году, оставались в покое на Валааме. Здесь разумеется перенесение св. мощей, бывшее в 1180 году, 11 сентября, из Новгорода на Валаам, который за 17 лет перед тем был разорён шведами, отчего и св. мощи в то время с Валаама были укрыты в Новгороде от поругания иноверцев.

С восстановлением обители и доселе не перестаёт действовать в ней чудодейственная сила Божия, обнаруживавшаяся и во дни запустения Валаамского монастыря. В последнее время, удостоившиеся чудотворных действий стали чаще и откровеннее заявлять о сем инокам Богоспасаемой Валаамской обители. В монастыре приняты были меры к точному изложению достоверных явлений чудотворной силы Божией, исходящей от места, в котором почивают св. мощи угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских и всея России чудотворцев.

Из записи этих чудотворений со слов достоверных повествователей составлена целая книга, существующая на Валааме.

Выпишем из неё замечательнейшие из чудотворений для прославления имени Божия и Валаамских угодников, через которых действует благодать Божия.

Чудотворения, совершившиеся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны. Так: было весьма много случаев, что путники, подвергавшиеся на Ладожском озере опасности жизни, в разные времена года, были чудесно спасены по своему молитвенному обращению к Валаамским чудотворцам. В доказательство сего приведём из многих событий некоторые замечательнейшие.

1. Спасение трёх странников от потопления.

В 1789 году, при копании рвов для ограды, найден старинный деревянный резной крест, искусно сделанный. Неизвестно, кому достался этот крест и где находится он ныне.

Во время настоятельства о. игумена Ефрема обретена на Валааме чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Cиe обретение совершилось чудесным образом. Два прибрежных жителя из Олонецкой губернии шли раннею весною по льду в Валаамскую обитель для поклонения угодникам Божиим Сергию и Герману. На половине пути странников застиг ветер столь сильный, что взломал лёд и разметал его по озеру. Бедняки трое суток носились по необозримому пространству воды на уцелевшей под их ногами небольшой льдине. Одно только милосердие Божие могло спасти их от погибели в они молили преподобных Сергия и Германа предстательствовать перед Господом о их избавлении.

Внезапно нашло на них оцепенение, и в это время явились им два святолепные старца-монаха, которые, успокоив их близким спасением, повелевали, в благодарность за сие, по прибытии в Валаамскую обитель, воздать молебное пение пред иконою Пресвятой Богородицы, нарекаемая Смоленской и находящейся в монастырской чернорабочей избе. Удивленные странники вопросили иноков: кто вы и как попали к нам на эту льдину?–„Мы Валаамские старцы Сергий и Герман; уповайте на Бога и не страшитесь“. Погибшие очнулись с радостными чувствами и укреплёнными силами.

Взорам их представился Валаамский монастырь, у подножия которого стояла носившая их льдина. Восхвалив дивного во святых своих Господа, они сошли на берег и, пришедши в обитель, рассказали настоятелю и братии о своём приключении. По словам их, отыскали икону Смоленской Божией Матери и отпели Пречистой Деве и угодникам Божиим Сергию и Герману благодарственный молебен.

Признательные странники год трудились безвозмездно в святой обители и потом благополучно возвратились на родину.

Святая икона сия доныне находится на Валааме в тёплом Успенском соборе, за правым клиросом, подле дверей, ведущих в ризницу, и украшена позлащенною ризою с драгоценными каменьями.

Много чудотворных благодеяний изливает даже и до ныне Господь на поклоняющихся, с сокрушенным сердцем, Пречистой Деве Богородице пред сим Ея изображением.

2. Наказание зло умышлявших против обители.

В описанном случае преподобными Сергием и Германом была явлена помощь благочестивым чтителям угодников Божиих. Но в следующем обстоятельстве усматривается наказание зло умышлявших против обители. Дело сие совершилось так. Когда монастырь, по возобновлении его, в 1721 г., был еще деревянный, два бедные священника, жившие на Валааме, составили просьбу об уничтожении обители, ради её бедности, и собрались ехать в Петербург для представления оной куда следует. Ночью, накануне поездки, в сонном видении явились им два черноризца и советовали оставить такое предприятие, в противном случае–угрожали им погибелью. Священники не обратили внимания на это предостережете, отправились в путь, и едва отъехали вёрст пять–поднялась буря, потопила их, и снова сделалось тихо!... Мыс, близь которого это случилось, до сих пор называется Попов.

3. Спасение монаха Сергия с братией от потопления.

Св. угодники спасали иноков Валаамской обители и от внешних опасностей жизни. Это доказывает следующий случай, бывший при игумене Назарии. Валаамской обители инок Сергий с некоторыми из братии послан был игуменом Назарием, по монастырским нуждам, в шлюпке на финский берег. Едва они отъехали половину пути, на озере поднялась страшная буря; волны залили утлое судно, пловцы, сколько ни силились грести, не могли сдвинуться с места и с ужасом каждую минуту ожидали себе смерти. Сам Сергий, бывший в миру мореходцем, побледнел при виде неминуемой опасности; но, собравшись с духом, он стал молиться Богу и призывать в помощь преподобных Сергия и Германа. Спутники последовали его примеру, и многогенно ладья их поплыла как бы кем влекомая, и вскоре они очутились у берега. Всмотревшись в местность, они узнали, что их принесло к Валааму. Со слезами умиления возблагодарив дивных своих кормчих, Валаамских чудотворцев, спасенные отправились в монастырь, рассказали настоятелю и братии о избавлении своём предстательством святых угодников Божиих Сергия и Германа от явной смерти.

4. Спасение от погибели на озере.

Во дни о. игумена Иннокентия девять манинских рыбаков молитвами Валаамских чудотворцев спасены были от замерзания и голодной смерти. Это были крестьяне и ловили рыбу около Ярайского острова, верстах в двадцати от Валаама. Пища у них вся вышла, и пятеро из них решились ехать в монастырь за провизией.

На половине пути застиг их сильный мороз, лодку охватило льдом, так что ни взад, ни вперёд ехать было невозможно. Пешком пуститься тоже не было никакой возможности. Старший из них, рыбак Филипп Ильин, видя, что они находятся в неизбежной опасности, увещевал своих злополучных товарищей молить о спасении преподобных Сергия и Германа и сам первый начал совершать молитву, как умел. Все единодушно и искренно взывали к помощи Валаамских чудотворцев, давая обет, в случае спасения, совершить и благодарную молебную молитву. Так прошла ночь между опасностями жизни и молитвенною надеждою спасения... Стало рассветать, пахнул ветерок... По прямому направлению от их лодки до монастырского Предтеченского острова разломало лёд, и пред взорами погибших открылся довольно правильный канал. Неимоверно обрадованные рыбаки, славя преподобных Сергия и Германа, направили путь свой по каналу и приехали благополучно в обитель. Там, объявив о своём дивном спасении игумену Иннокентию, они вместе с братию воспели благодарственную песнь избавителям своим–Валаамским чудотворцам.

5. Спасение от потопления фридрихсгамского мещанина Ильи Овчинникова.

Фридрихсгамский мещанин, по ремеслу маляр, Илья Овчинников раннею весною, когда лёд на Ладожском озере только-что сталь рыхнуть, переходил на Валаам, с намерением вступить в братство тамошней обители. Он был уже на половине пути, как внезапно поднялся ветер, и озеро стало трогаться. Льдину, на которой он стоял, оторвало и понесло в средину озера. Несчастный Илья считал себя погибшим; помощи ожидать было не откуда. Илья прощался уже с жизнью; но ему блеснула мысль обратиться с молитвою к преподобным Сергию и Герману. Святые Угодники вняли погибающему: вдруг льдину понесло в противную сторону и он очутился перед Валаамским островом. Тут на берегу рыбаки ловили рыбу–они заметили Илью, тотчас подъехали к нему на лодке, сняли со льдины, привели в свою избу, отогрели и проводили в монастырь.

6. Охранение странницы.

1831 года, в Рождественский мясоед, пришла в Валаамскую обитель странница и сказывала, что, переходя озеро от Манинского острова к Валааму, была застигнута бурею, при довольно сильном морозе. От холода и усталости она совсем уже изнемогала и стала молить преподобных Сергия и Германа, да спасут её от смерти без покаяния. В это время она заметила островок и на нём избушку. Радость возвратила ей силы и вскоре она была уже в хижине, но– увы! хижина стояла необитаема и без окон.

Отчаяние овладело бедною. Она упала на колени и просила Валаамских чудотворцев избавить ее от неминуемой гибели. Вдруг слышит глас: „не спи и будешь спасена!“ Странница ободрилась, но не надолго–усталость взяла свое; она прилегла на лавку и лишь только хотела уснуть, какая-то невидимая сила столкнула ее на пол, и опять раздался глас: „не спи, а ступай в дорогу!“ Странница встала; призвав на помощь угодников Божиих, отправилась в путь и под защитою их, благополучно достигла монастыря, пройдя, почти без устали, в самую страшную метель, открытым озером с лишком двенадцать вёрст.

7. Чудесная помощь зимой на озере расслабленному.

В 1850 году, на третьей неделе Великого поста, четыре солдата сердобольской инвалидной команды: Иван Дианко, Сидор Сердюк, Яким Абакумов и Емельян Иванов, из Сердоболя шли озером на Валаамский монастырь говеть. Один из них, Емельян Иванов, внезапно заболел на середине озера и так ослаб, что не мог сам продолжать пути; товарищи должны были нести его на руках. Вёрстах в десяти от монастыря страдания больного усилились, он почувствовал нестерпимую жажду, но утолить ее было нечем: у путников не случилось никакого орудия, чтобы разбить твердый лёд. Страждущий стал молить преподобных Сергия и Германа, облегчить его мучения; и вдруг пред ним явилась прорубь. Обрадованный больной припал к ней, напился и мгновенно почувствовал себя исцелённым, так что мог без помощи других продолжать дорогу. Один из товарищей хотел тоже утолить свою жажду, но едва приклонился к проруби, чудотворная вода исчезла и даже место, где она явилась, сделалось незаметным.

Больной пришёл в обитель совершенно здоровым; говел, сподобился таинств покаяния и святого причащения и поведал о дивном своём исцелении, по молитве к преподобным Сергию и Герману.

8. Вразумление сумнящемуся.

Преподобные Сергий и Герман, первооснователи и покровители Валаамской обители, способствуя молитвами своими благочестию иноков, откровениями своими вразумляли тех из них, которые впадали в сомнение или поддавались духу уныния. Так один монах-отшельник, подвизавшийся среди дремучего леса в пустынной хижине, кознями впал в сомнение относительно места, где почивают нетленные мощи чудотворцев Валаамских Сергия и Германа. Рассуждениями своими он смущал даже многих из братии. Зная, что сей род ничем же может изыти, токмо молитвою и постом (Марка гл. 9, ст. 29), инок

усугубил пост и просил Господа разрешить его сомнение. Чем сильнее была его, тем сильнее нападал на него дух лукавый; но милосердый Бог, не допустивший Фоме пасть от неверия, внял мольбе и сего подвижника: однажды ночью, когда старец боролся с этим грешным помыслом, вдруг сквозь тусклое окно яркий свет озарил труженическую келью. Удивленный пустынник торопливо вышел из хижины и видит, в стороне к монастырю, два, светом солнцу подобные, столпа возвышаются в воздухе. С благоговейным трепетом долго старец созерцал небесное явление, недоумевая о его значении. Возвратившись в хижину, он молил Господа вразумить ему тайну сего видения, и едва старец возлёг на одр свой и смежил утомлённые очи, слышит глас: „Маловер! престань чудиться сему видению, оно разрешает твое сомнение: два столпа суть сияние, изливающееся от нетленных мощей преподобных Сергия и Германа, для рассеяния маячащихся сомнением твоих мыслей“.

На другой день пустынник, со слезами раскаяния и умилённым сердцем, исповедал настоятелю и некоторым из братии свой и Господом ниспосланное ему чудесное вразумление.

9. Спасение бессловесного животного.

Молитвы Валаамских иноков доходили до слуха преп. Сергия и Германа даже в таком случае, если они взывали к ним о помощи бессловесным, работавшим для обители. Такой случай был при игумене Иннокентии. Когда в его управление отстраивался наружный флигель монастыря, лошадь, возившая материалы, оступилась и со всею упряжью и кладью упала с утёса, против юго- западной стороны монастыря, вниз на 17 сажён. Случившаяся тут братия, как бы невольно, воскликнула в один голос: „Преподобные Сергий и Герман, спасите ее!“ Глядят–лошадь упала на ноги невредима, и упряжь вся цела! Сбежавший за нею под гору работник нашёл ее спокойно щиплющую траву, привёл наверх и продолжал на ней работать, как бы ничего не случилось.

По молитвам Валаамских чудотворцев очень многие православные христиане, разных возрастов, званий и состояний получали исцеления от многоразличных телесных болезней и недугов душевных.

10. Исцеление двухлетнего младенца по обету родителей.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Лунгули, крестьянина Ивана Антонова Меншакова сын двухлетний младенец Иоанн, слишком год страдал расстройством тела от внутренних болезней. Долго пользовали его разными средствами, но все бесполезно. Напоследок родители молили преподобных Сергия и Германа помочь их сыну, обещая, по выздоровлении, везти его во святую Валаамскую обитель – и малютка через несколько дней после сего обета совершенно выздоровел.

11. Исцеление больной руки четырехлетнего мальчика.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, в деревне Лунгули, у крестьянского четырёхлетнего мальчика Артемия Антонова Меншакова с лишком два года болела рука, подле самой кисти, и малютка не мог ею владеть. Все пособия местного врача оставались безуспешны. Родители Артемия опасались уже, что он на веки останется калекою. Мать ребенка с усердною молитвою обещала отслужить преподобным Сергию и Герману молебен. Язва на руке мальчика с того же дня стала заживать и в короткое время совершенно закрылась.

12. Исцеление, по обету родителей, малолетней священнической дочери Марии, болевшей глазами и расслаблением ног.

Дочь священника Либерского прихода, деревни Тайболя (в Финляндии), Михаила Петровича Болотинского, Мария, два года страдала болью глаз и расслаблением ног. Родители, не видя пособий от человеческих врачеваний, прибегли с молитвою к угодникам Божиим Сергию и Герману, прося их предстательства пред Господом о исцелении болящей Марии. Они дали обет, если облегчится недуг дочери, везти ее на поклонение чудотворным их мощам. Вскоре Мария совершенно выздоровела. Благодарная мать в июле 1850 г. приезжала на Валаам с исцелённою и другими двумя дочерьми, где, прославляя Бога и преподобных Его Сергия и Германа, поведала чудесное уврачевание дочери своей святою их помощью.

13. Исцеление расслабленной девицы.

Двадцатилетняя девица Агафья Иоаникиева Макарова, крестьянка Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Гиеви, что на острове Старая Мыза, зимою 1849 года внезапно впала в расслабление всего тела, которое продолжалось с лишком пять недель. Особенно она страдала болью в голове, так что не могла ею пошевелить. Агафья не имела никаких медицинских пособий, просила лишь преподобных Сергия и Германа о своём исцелении, обещая, по выздоровлении, идти пешком на поклонение чудотворным мощам Валаамских угодников. её была услышана: ей вдруг стало легче и в короткое время она была в состоянии исполнить свой обет. На день празднества Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1849 году, приходила на Валаам уже совершенно здоровою и поведала о случившемся с нею проживающему в монастыре родному дяде своему, Василию Юдину Макарову, впоследствии монаху Варлааму.

14. Исцеление хромого Феодора Гаугине.

Уроженец Манинского острова, деревни Пелтози, Фёдор Иванов Гаугине, будучи на работе, внезапно почувствовал боль в ноге, которая быстро усилилась, и вскоре он принуждён был ходить на деревяшке. В этом жалком состоянии, Фёдор обратился с молитвой к преподобным Сергию и Герману, прося от них исцеления. его была услышана: ноге стало тот час же легче. Фёдор поехал в Валаамский монастырь и там в скором времени нога его совершенно исцелела. В благодарность к преподобным, Фёдор жил два года работником при монастыре.

15. Исцеление с. -петербургского купца Капитона Михайловича Михайлова от холеры.

Летом 1849 года, с.-петербургский купец Капитон Михайлович Михайлов, проводив супругу свою на богомолье в Валаамский монастырь, внезапно заболел холерою. Болезнь развилась быстро и достигла той степени, что все усилия помочь страдальцу остались безуспешны. Болящий это заметил и стал уже мысленно прощаться с отсутствующею своею супругой. Горько жалел он, что не поехал с нею и вспомнил, что не раз давал обещание поклониться Валаамским чудотворцам, но всё по житейским нуждам отлагал до удобнейшего, по его расчётам, времени, и вот, как бы в наказание, умирает в разлуке с женою! Он стал просить угодников Божиих, да простят его согрешение и помолятся Господу Богу о душе его, обещая, если получит исцеление, немедленно ехать на Валаам. Едва эта была произнесена–припадки болезни остановились, умирающий стал мало-помалу оживать. Это случилось в 11 часу ночи, а в 6 часов утра Капитон Михайлович почти совершенно здоровый, ехал уже на пароходе „Пётр Великий“ в Валаамскую обитель воздать благодарение преподобным Сергию и Герману, столь скоро услышавшим его раскаяние и молитву, и так чудно исцелившим его.

16. Исцеление с.-петербургского купеческого сына Ивана Старцева от падучей болезни.

Купеческий сын Иван Старцев на четырнадцатом году своего возраста подвергся припадкам падучей болезни, которые мучили его почти каждый день. Год и десять месяцев (1848) пользовали его в с.-петербургской детской больнице, но все старания врачей оставались безуспешны. Напоследок Иван так изнурился, что отчаивались уже в его жизни. Крестная мать Ивана, купчиха Фёкла Матвеевна Погодина, посоветовала ему молиться о своём исцелении Валаамским чудотворцам Сергию и Герману и положить обещание трудиться в их святой обители несколько времени. Юноша, вняв благочестивому совету крестной матери, стал молиться угодникам Божиим–и припадки прекратились, силы его начали укрепляться и через полгода он был в состоянии исполнить свой обет. В феврале 1850 года приехал он в Валаамский монастырь и прожил там около года в совершенном здоровье.

17. Исцеление от пьянства.

Крестьянин Выборгской губернии, Сердобольского уезда, деревни Рандова, Михаил Ильин Вайтине, в течение многих лет был одержим пьянством. Запои его продолжались по несколько месяцев и почти всегда сопровождаемы были белою горячкою, припадки коей иногда бывали так сильны, что Михаил впадал в неистовство и несколько раз покушался на самоубийство. О призраках, которые его смущали в это время, до сих пор он не может вспомнить без ужаса. Все старания родных, и в особенности человеколюбивого купца Семена Ивановича Дружинина, у которого Вайтне жил в работниках на кюменьских рыбных ловлях, не имели успеха удержать его от этой пагубной страсти.

Наконец, Михаил достиг обыкновенных неизбежных следствий пьянства–телесного расслабления и даже слабоумия. Но , не хотя смерти грешника, вразумил благочестивых людей пользовать недуг его словами Христовой веры: страдальца расположили к молитве. Михаил прибег к предстательству и защите Валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Скоро в смущенной душе его водворились мир и благопокорность. Он стал укрепляться и телесными силами. Напоследок, сознавая, что ходатайством преподобных Сергия и Германа спасён от вечной погибели, возжелал посвятить остаток дней своих служению угодникам Божиим в их обители и поселился на Валааме, где из лютеран присоединился к св. православной Церкви и потом пострижен в мантию, с именем Михея.

18. Исцеление от умопомешательства и глухоты.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Имбиляхтинского погоста, деревни Хучука, крестьянин Семён Константинов в 1847 году впал в умопомешательство и оглох.

Родные его усердно молились преподобным Сергию и Герману, да облегчать недуг страдальца, и, веруя твердо, что угодники Божии не отвергнут их молений, повезли больного в Валаамскую обитель. Здесь, по окончании Божественной литургии и молебного пения богоносным отцам, повели Семена к многоцелебной раке нетленных мощей Валаамских чудотворцев, и едва больной приложился к ней – на лице его выразилось радостное спокойствие: ходатайством преподобных Сергия и Германа, Господь совершенно исцелил больного, и потом крестьянин Семён Константинов, прославляя угодников Божиих, совершенно здоровым и наравне с другими выполнял все обязанности своего быта.

19. Исцеление елеем от лампады преп. Сергия и Германа очей крестьянина Алексея Иванова.

У крестьянина Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, Алексея Иванова, промыслом рыбака, долгое время болели глаза. Не получая никакого облегчения от употребляемых им средств, он отправился на Валаам и там, помолясь усердно пред чудотворною ракою Угодников Божиих Сергия и Германа, взял из висящей перед нею лампадки елея, помазал им больные свои очи–и тут же получил исцеление. Возвратясь на родину, уделил и другим болящим взятого им от святых мощей елея: все, употреблявшие его с верою, получили облегчение своим недугам.

20. Исцеление купеческой вдовы А. С. Андреевой.

1828 года, июля 6 дня, прибыла из С.-Петербурга 1-й гильдии умершего купца Семена Евстафьева, сына Андреева, жена Агрипина Семеновна, сопровождаемая двумя родственницами, служащими ей в дороге. Она была подвержена беснованию и страдала от него 22 года. В продолжение сего времени она ужасно мучилась: в церкви, особенно во время литургии, в выходы малый и великий, при чтении св. Евангелия и во время Причащения дух злобы то изгонял ее из храма, то ударял о землю, то мучил и терзал, и почти постоянно подвергал ее страшным мучениям, на которые нельзя было смотреть без слёз. Она не могла терпеть ладана и с упорством отвращалась от него; при раздаче антидора, целовании св. Креста, кроплении св. водою и помазании св. елеем случились с нею ужасные перемены: она то кривлялась, то смеялась, сильно ударяема была о земь, испускала изо рта пену и кричала.

В сих страданиях Андреева искала пособия от врачей земных, и не находила. Наконец, в начале июня 1828 г., в сонном видении узрела она светолепных мужей, возвестивших ей искать помощи в Валаамской обители, которой она особенно благодетельствовала. Она исполнила это повеление и, несмотря на препятствия со стороны родственников её – приехала в помянутую обитель.

Здесь от 6 до 8-го числа, при каждой литургии в означенные священнодействия, случались с нею ужасные припадки. Вследствие чего, казначей сего монастыря, иеромонах о. Арсений, вместе с другими старцами, соборно служил преподобным всенощное бдение и молебен; по окончании оного, приступлено было к чтению над нею церковных заклинательных молитв (по большому Требнику). Дело сие поручено было иеромонаху о. Иезекиилю. При начале заклинании, 8 июля, сначала казалась она спокойною, стояла со вниманием, усмехалась изредка. Когда возложили на нее св. Крест, она сильно противилась сему: рвалась, кричала и едва, при помощи её спутниц и некоторых богомольцев, удержана была на месте.

В следующий день, 9-го июля, по окончании ранней литургии, снова приступлено было к чтению над ней заклинаний. В это время она также неистовствовала. Наложение на нее св. Креста происходило с величайшим усилием. Заклинания усилены–и дух злобы, видя свое изнеможение и скорое изгнание, поверг болящую и с трепетом сказал свое имя. Получив сведение об имени мучащего духа, заклинатель с большею ревностью, с сильнейшею верою, восстал на него, приказывая ему именем Господа Иисуса немедленно оставить болящую и выйти вон. Долго продолжалось это настоятельное требование; дух злобы долго противился, говоря: не выйду, но, побеждаемый силою Креста Господня, не мог противиться более. После невольного слова: выйду, пошла изо рта у болящей густая слюна, и сделался сильный, отвратительный запах в церкви, который в ту же минуту и прошёл. Это было знаком исхождения из неё духа злобы. После сего она села, успокоилась и крепко заснула. Окончание заклинаний происходило уже над сонною: выйдя из церкви, она весь день спала, и ничего не знала, что с ней происходило.

Сомневаясь, впрочем, действительно ли вышел из неё дух злобы, или на время только притаился, чтобы дав отдохновение страждущей, снова и с большею силой напасть на нее, – за нужное сочтено, для большего удостоверения, еще раз повторить над нею заклинания. Почему 10-го числа в третий раз читаны были над нею заклинательные молитвы; но уже ничего не найдено, ибо дух злобы действительно оставил ее. Она была спокойна, благодушна, слушала молитвы с особенным вниманием и молилась Богу прилежно. По окончании всего прочитана Господу Богу, спасающему страждущих от духов нечистых, с коленопреклонением молитва. Приложившись к раке преподобных и воздав им благодарение, она попросила святой воды, ладана и золы из кадила и, смешав оное, выпила, мазалась также св. маслом из лампады преподобных– чего прежде терпеть не могла, того уже сама просила. Выйдя из церкви, она спокойно беседовала с духовником, пользовалась его наставлениями, ходила по острову, посещала больных и, пробыв в монастыре неделю, причастилась Святых Тайн, которых столь долгое время лишалась; затем отправилась благополучно в С.-Петербург, славя Господа и угодников Его преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Действие продолжалось в первый день с литургией четыре часа, во второй–пять часов, в третий–три часа с половиной.

21 Защита сирот.

Выборгской губернии, Сердобольского уезда, Салминского погоста, деревни Реймеля, немеющий родства, семнадцатилетней пастух Пётр, за неплатёж казённых повинностей, был преследуем местными властями и приговорён к сдаче в военную службу. Из сострадания к сироте, крестьянин той же деревни, Терентий Трофимович Торговый, принял в нём участие и молил преподобных Сергия и Германа помочь защитить Петра, обещая, в случае успеха, послать его на полгода в Валаамскую обитель трудиться бесплатно. Заступлением угодников Божиих Пётр был освобождён и с дозволения начальства приписался к семье Терентия Торгового.

В излияние своей благодарности защитникам своим преподобным Сергию и Герману, Пётр, вместо обещанных благодетелем его шести месяцев, служил святой обители целый год.

22. Исцеление двух крестьян, замечательное по участию в нём Валаамского схимонаха Григория, в мире шведского короля Магнуса.

1839 года накануне памяти преподобных отцов Сергия и Германа пришли в Валаамскую обитель два крестьянина из финнов и просили у игумена Дамаскина благословения отпеть панихиду над могилою в Бозе почившего здесь шведского короля Магнуса-Смека, который в 1371 г., возвращаясь из неудачного похода на Великий Новгород около берегов Валаама потерпел кораблекрушение. Спутники его погибли, а сам он Всевышним промыслом спасён был от потопления. Трое суток ладожские волны носили на хребтах своих венценосного норманна, и лишь утлый обломок кормила служил ему оплотом против бушующей стихии. По воле Божией, волны принесли его к подножию Валаамской обители. Благочестивые отшельники радостно приняли венценосного гостя. Познав тщету земной жизни, в глубокой благодарности к Богу и преподобным Герману и Сергию, Валаамским чудотворцам, за свое избавление, он радостно внимал рассказам иноков об истинах православной веры и Церкви и сознавая в своей судьбе особый промысел Божий, царскую порфиру заменил простою одеждою инока–присоединился к православной Церкви и принял схиму, с именем Григория. После трехдневной молитвы, Господь отозвал его в вечный мир.

Валаамские старцы погребли бренные останки короля-инока на своём кладбище.

Прошло почти пять веков–много изменений потерпела Валаамская обитель: огнь и меч не раз стирали с лица земли убежище Божиих тружеников. Но через все перевороты веков уцелела еще на северной стороне нынешнего монастыря одна могила, и к этой-то могиле призывали теперь два пришедшие финна настоятеля Валаамского.

У игумена случилась тогда вся соборная братия, несколько монахов и два богомольца из мирян, всего двенадцать свидетелей. Все любопытствовали знать причину такого благоговения к державному иноку, и один из поселян, со свойственным ему простодушием, рассказал, что с начала весны настоящего года он захворал тяжкою болезнью и до первых чисел июня месяца лежал в бедной своей хижине, почти без всякого движения. Беспрестанные нужды многочисленного семейства его раздирали сердце доброго финна: он предвидел, что если скоро не выздоровеет и не примется за работу, то семью его ожидает зимою голодная смерть.

Бедняк всею силою души своей молил Господа исцелить недуг его и отвратить также страшное несчастье.

Но „близь Господь сокрушённых сердец и смиренные духом, спасёт!“–В одну ночь в сонном видении предстали болящему два старца– монахи и вещали ему: „молитва твоя услышана, и, по предстательству богоугодного короля шведского Магнуса, возвращается тебе здравие. Восстань и иди в Валаамский монастырь; там над могилой сего богоугодного мужа воздай хвалу Господу“.

Я проснулся, продолжал финн, здоровым, немедленно отправился в дорогу на Валаам; на пути встретился с этим человеком, моим соседом по деревне, и он рассказал мне, что ему было такое же видение и такое же приказание и что он тоже был исцелён. Мы согласились идти на Валаам вместе.

Второй финн подтвердил слова товарища своего. Все восхвалили дивного во святых своих Господа.

Настоятель благословил отслужить панихиду о упокоении души схимонаха Григория и всех почивших на монастырском кладбище. Финны эти исповедуют православную веру.

Большое количество случаев таинственного исцеления людей от разных недугов, с которыми не смогла управиться сегодняшняя медицина, связаны со святыми местами, к которым относятся монастыри, церкви, источники с освященной водой.

Плюс ко всему, большинство людей исцелялись от разных заболеваний с помощью молитв и разных заговоров.

Лечебные силы мест, на каких размещены церкви и монастыри, можно объяснить особенной энергетикой, которая порождается матушкой природой и оказует хорошее влияние на человеческий организм. До принятия в киевской руси христианства языческие шаманы на подобных местах силы размещали капища. После нахождения в этих местах человек идет назад наполненным новыми силами и с окрепшим здоровьем. Жрецы говорили, что в подобных местах происходит соединение всех энергий природы.

Достаточно много случаев исцеления связаны с саровским источником. Подобные факты подтверждались представителями официальной власти, а еще обыкновенными свидетелями из народа. К примеру, известен случай исцеления девушки в 19 лет по имени матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания в святом источнике серафима саровского она встала, конечности ее расправились, и женщина смогла свободно и смело ходить. Плюс ко всему, после купания в источнике великолепным образом излечилась от паралича крестьянка ефимия ивановна смольникова, которая после купания ощутила себя полностью здоровой. Искупавшись в источнике, сумел исцелиться от малярии преподаватель народного училища из нижнего новгорода.

Не считая источника, целебными качествами владеет могила серафима саровского. Пришедшая на поклонение в город саров крестьянка тульской губернии матрена не владела рукой, но как только она приложилась к могиле святого, рука целиком восстановилась.

Однако не всегда к людям приходит излечение сразу от всех недугов. Послушница серафимо-дивеевского монастыря наталия михайловна на протяжении длительного времени мучалась утомительным кровоте¬чением. Не обращая внимания на все старания, доктора ей не сумели помочь, и вот тогда она пешком отправилась в серафимо-понетаевский монастырь, где она перед иконой богородице попросила излечение от тяжёлого недуга, который ее мучал на протяжении 7 лет. Болезнь прошла, однако ее несчастья на этом не закончились. Она вновь заболела. Доктора нашли у нее в животе страшную опухоль, которая не позволяла ей беспрепятственно перемещаться. Ей было достаточно тяжело ходить, нагибаться, выполнение любой работы превращалось для нее в натуральную муку, она регулярно чувствовала в середине собственного тела крепкий жар и испытывала жажду. Болезнь продолжала мучать послушницу на протяжении пяти лет. В конце концов она, преодолевая крепкую боль, вновь отправилась в монастырь. Одновременно с ней отправилась монахиня, мама феврония.

Они пришли в обитель, где исповедались, а потом стали молиться, прося у бога исцеления от недуга. После они пошли в гостиницу. Той же ночью наталье привиделось, что кто-то зашел к ним в комнату и проговорил: «ты пришла к убогому серафиму исцелиться; искупайся три раза в моем источнике, и у тебя все пройдёт». Она разбудила собственную соседку и рассказала ей о видении, после посмотрела дверь и заметила, что она закрыта. Послушница поняла, что к ней во время сна пришёл сам папа серафим.

Представительницы прекрасного пола оделись, сходили к утрене и после чего подумали посетить лечебный источник. По дороге у натальи опять настало крепкое кровотечение, однако, искупавшись, она ощутила себя свободной от собственной заболевания, и поняла, что опухоль, которая ее мучила на протяжении всего данного времени, спала. Наталья искупалась еще два раза и, проснувшись по утру, ощутила себя переродившейся.

Кроме перечисленных выше случаев бывало и такое, что во время сна серафим приходил к больным людям и говорил им, что необходимо выполнить, чтобы исцелиться. Одна женщина, прасковья ивановна киселева, 2 года мучалась болезнью ног. Она все собиралась посетить отца серафима, дабы получить излечение, однако у нее регулярно появлялись разные преграды на пути к этому: не было либо наличных средств, либо возможности. Как то она приехала в деревню к старушке-травнице и осталась у нее ночевать. Ночью ей привиделся сон, словно в дом входит некий старичок, подойдет к месту, где спит прасковья, и тихо говорит ей: «что же ты не едешь к отцу серафиму?». Женщина ему ответила, что у нее абсолютно нет наличных средств для такой далекой поездки. Тогда старец сказал ей, что необходимо реализовать вышитый холст, который она доставила с собой, и на вырученные наличные средства приехать к святому источнику. Проснувшись, женщина рассказала о собственном сне травнице, и они подумали последовать совету старца. Бабушка сама реализовала холст, снарядила лошадь и одновременно с девушкой отправилась к святому источнику.

По дороге они считали, что прасковье будет необходима помощь, чтобы выкарабкаться из телеги, когда они приедут. Но когда путницы прибыли в саров, то произошло чудо - женщина смогла без посторонней помощи выкарабкаться из тележки и пойти покланятся святому серафиму. После чего прасковья пошла к святому источнику и искупалась в нем, - она целиком исцелилась от заболеваний, которые ее мучили. У нее больше не было трудностей с ногами. А когда после исцеления она вернулась домой, то опять заметила сон, в котором к ней в дом пришёл старец; сейчас она четко видела, что это серафим саровский, он подошёл к ней, улыбнулся и перекрестил ее.

Кроме святой воды целебными качествами владеют мироточивые иконы. Примером может быть ситуация сестры милосердия натальи. Как то в клинику в предместье парижа попал один молодой француз с искалеченной в результате автомобильной аварии ногой. После катастрофы его нога регулярно гноилась, доставляя заболевшему невыносимую боль и источая крепкий плохой запах. Врач, который работал в данной поликлинике, чтобы спасти заболевшего от страданий, сделал ему несколько непростых операций. Доктор пару раз пересаживал ему мускулы и артерии, однако после любой процедуры у пациента появились ужасные наросты мяса, которые доводилось обрезать. Все это не давало возможности приступить к главной и самой сложной операции, которая предполагала пересадку берцовой кости и артерии с больной кости на здоровую.

Все это продолжалось на протяжении 2-ух лет, и когда болезнь дошла до критического момента, доктора заявили, что нужно сделать ампутацию ноги. От крепкого шока бедный юноша чуть не окончил жизнь самоубийством. Сейчас с ним решила побеседовать сестра милосердия наталья. Она рассказала ему о боге, о святой чудотворной мироточивой иконе богоматери, которая помогает исцелиться от очень разных болезней. Эта икона располагается в лесненской обители, что в ста километрах от парижа. Наталья предложила увезти его туда на собственном автомобиле, и юноша дал согласие.

Как только они прибыли в обитель, наталья рассказала матушке игуменье афанасии о трудности ее попутчика. Та, со своей стороны, передала ее слова двум монахиням, и они стали молиться об исцелении парня. Протоиерей обители отслужил молебен и помазал раны на ногах заболевшего целебным миром. Под вечер они отправились назад в клинику.

После поездки в обитель из ран парня стала постоянно вытекать странная серая жидкость. Через три дня после чего, когда врач проводил перевязку ран, он увидел, что они целиком очистились, и желанная нужная операция стала предположительной. Благодаря этому операция прошла удачно, даже врач удивился тому, до какой степени все успешно кончилось. Вскоре юноша встал на ноги, и его ужас остался в минувшем.

Еще одну историю о целебном воздействии мира рассказал иерей николай. Как то его полуторагодовалый сын алексей заболел каким-то неясным желудочным болезнью, которое изъявлялось в поносе и рвоте после еды. Болезнь не проходила на протяжении 2-ух лет и прогрессировала. Врач который лечит алексея давал ему слишком сильное лекарство, которое собой представляет капли на основе воды. Не считая данных капель, желудок ничего иного принимать не хотел. В результате заболевания малыш достаточно сильно утратил в весе и дошел до грани обезвоживания. В конце концов, этого мальчика доставили в поликлинику. Эксперт хотел назначить мальчику искусственное питание, так как тот был очень худ и бледен. Но по просьбе родителей дал согласие оставить им мальчика на шесть часов в последней надежде, что он все же сможет есть и лекарства традиционным путем.

Мама и папа заболевшего мальчика стали молить бога об исцелении. Они два раза пробовали дать ему лекарства, однако из этого ничего не вышло. Тогда матушка алексея решила закапать в сосуд с лекарственным раствором целебное миро. И, к удивлению всех, первый раз мальчик спокойно выпил лекарство и заснул без рвоты. После у ребенка больше не появлялось рвоты, на протяжении ночи малыш спокойно принимал лекарства, а на утро во время божественной литургии в обители алексей даже попросил поесть. На следующий день во время медосмотра доктор был достаточно сильно поражен волшебным выздоровлением ребенка. А в ближайшее воскресенье мама и папа ребенка поехали к чудотворной иконе иверской, для того чтобы возблагодарить господа. Мальчик приник к мироточивой иконе и так сильно обнял ее, что родителям не сразу получилось увести его от нее. После данного случая мальчик называл икону иверской богоматери «собственной».

Святыни храмов, церквей, старинных монастырей. Чудесные исцеления
места силы. Аномальные территории

Удивительные места, где происходят настоящие чудеса, рассыпаны по карте Московской области. Чудотворные иконы, целебные источники, мощи святых – прикоснуться к ним спешат паломники и туристы со всего мира. Одни просят о долгожданном ребенке, другие об излечении от смертельной болезни, а кому-то необходимо спасти семью от распада. Люди начинают верить в чудо, когда все другие способы уже испробованы. И оно случается! Всю правду о святых местах нашего края выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

За детьми - в Давидову Пустынь


Одно из самых загадочных мест - Вознесенская Давидова пустынь - находится недалеко от Чехова, в поселке Новый Быт. Обитель основал на берегу реки Лопасни преподобный Давид Серпуховской, чудотворец. Преподобный вел праведную жизнь, служил Богу, а после своей смерти стал являться людям и исцелять их. Говорят, помогает святой людям и сегодня. Тысячи паломников едут к одной из самых почитаемых святынь монастыря – мощам Давида.

У мощей молятся о появлении детей. Недавно на православной выставке подошла женщина - поблагодарить, сказала, что по молитвам преподобного смогла забеременеть, - рассказывает экскурсовод Давидовой пустыни Елена Галина.

Еще одна история: священнику пустыни позвонили родственники роженицы и сказали, что роды тяжелые, будет кесарево. Батюшка стал читать молебен преподобному Давиду, и через некоторое время ему сообщили, что женщина родила сама.

В пустынь также приезжают помолиться у мощей преподобного Моисея Угрина. Святого просят об избавлении от измен.

У нас была прихожанка, ее муж хотел разводиться, ему нравилась другая. Она приезжала к мощам, читала молитвы, молилась дома. Вскоре муж перестал вспоминать соперницу, брак уцелел, - делится чудесными историями экскурсовод.

Недалеко от монастыря, в селе Талеж, находится подворье пустыни, тут бьет целебный источник родниковой воды. Здесь построены храм и две купальни – мужская и женская.

Недавно женщина привозила в купальню своего мужа, больного алкоголизмом. Говорит, что он окунулся, и после - ни капли, вот такое чудо! – радуется Елена.

«Неупиваемая чаша» лечит алкоголиков


В Серпухове, на берегу Нары, возвышается Высоцкий мужской монастырь. Его основали по благословению Сергия Радонежского. В Покровском храме монастыря находится знаменитая на весь мир икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». История иконы такова: отставной солдат, крестьянин Тульской губернии, страшно пил, у него даже отнялись ноги. Однажды крестьянину приснился сон, в котором явился старичок и сказал, чтоб страждущий шел в Серпухов, в храм, нашел там икону и помолился ей. Тот так и сделал, и с тех пор перестал пить.

Сегодня икона помогает миллионам людей, страдающим алкоголизмом, наркоманией, курением. Она вся увешана драгоценными колечками, цепочками, их приносят люди в благодарность.

Мой муж погибал от пьянства. Сюда приехал сам, много молился. Привез маленькую икону «Чаши» домой, мы вместе читали акафисты перед ней. Он не пьет уже 7 лет, мы счастливы, - рассказывает Наталья Клеменко.

Есть в монастыре специальная книга, в которую записывают свидетельства тысяч исцелений, вот одно из них: «Если честно, не верил, что помолюсь у «Неупиваемой Чаши» и смогу бросить курить. Но так и случилось. Это просто чудо, ведь я курил десять лет, а теперь уже два года не притрагиваюсь к сигарете. Игорь Литвиняк, Домодедово».

Есть свидетельства, что икона помогает исцелять болезни, решать квартирные вопросы.

Семь лет мы не могли разменять трехкомнатную квартиру, жили в каждой комнате по семье, очень тесно. Я поехала в Высоцкий монастырь от отчаяния, помолилась у иконы. А когда ехала обратно домой, в Балашиху, мне позвонил риелтор и сказал, что нашел, наконец, устраивавший всех обмен, - рассказывает Светлана Пермякова. – Тогда я поверила в силу наших святынь.

Где плачут иконы


В Раменском районе, в поселке Удельная, стоит Троицкий храм. В нем собрано множество святынь, среди них иконы Божией Матери «Казанская», «Почаевская», иконы святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона, икона преподобного Серафима Саровского с частичкой мантии.

Наши прихожане жили недалеко от храма. Обстоятельства вынудили их переехать, новое место жительства им совсем не нравилось. Они стали приезжать в храм, молились у икон, и чудесным образом опять купили жилье недалеко от прежнего места, - рассказывает протоиерей, настоятель храма Вадим Суворов.

По словам отца Вадима, у иконы Серафима Саровского, к примеру, просят детей. И многие бесплодные по приговору врачей пары рожают ребенка, и не одного. Удивительной историей об иконе святого поделился прихожанин Андрей Червяков.

Однажды я был в селе Петровское Щелковского района, в Спасском храме. Там была икона этого угодника. Вдруг я увидел какие-то подтеки на ней, - рассказывает Андрей. – Сначала я не поверил, что это миро, достал фотоаппарат, у меня тогда была «мыльница», и через объектив уже явно увидел капли. Откуда они могли взяться на сухом дереве старой иконы?

Бывает, люди прямо требуют у икон чуда и, конечно, не получают его. Не нужно требовать, нужно просто жить и верить, что Бог поможет в трудной ситуации, - считает отец Вадим.

«Всецарица» - защитница онкобольных


Деревянная Вознесенская церковь построена в Звенигороде еще в XVI веке. Потом рядом с ней построили каменную, но в начале войны ее полностью разобрали, остался только холм. В 2003 году стали строить новый храм. Вскоре он был возведен, с тех пор его двери открыты для прихожан, причем в стенах церкви постоянно случаются чудеса.

Как-то по окончании службы я разговаривал с помощницей, что хорошо бы нам приобрести в храм икону «Всецарица». Но как это сделать, не представлял, - рассказывает настоятель храма, священник Василий Лосев.

Вскоре после этого разговора, который никто не слышал, в Великий пост к батюшке подошли прихожане и сказали, что едут в один из монастырей на горе Афон и хотят привезти копию иконы «Всецарица». Так и сделали. Теперь икона, написанная афонскими монахами, живет в храме.

Этой иконе молятся, в частности, об исцелении от онкологических заболеваний, - объясняет священник.

Врач поставил мне неутешительный диагноз – рак желудка. Сначала я отчаялась, потом стала каждый день молиться иконе Божией Матери «Всецарица». Лекарства, конечно, тоже принимала. Сейчас болезнь отступила, - рассказывает прихожанка храма Ирина Волкова. – Я верю, что мне помогли не только лекарства, но и молитвы.

Также батюшка рассказал, что, по его мнению, всякая икона является чудотворной, так как на ней изображен образ того, кому мы молимся. Главное, обращаться к святыне с верой.

Можно молиться и обычной календарной иконе. Я даже видел, как такие иконы мироточат, - говорит отец Василий.

И добавляет, что без веры никакие исцеления невозможны.

А то сейчас модно стало - пришел, свечку поставил и все. Или говорят Богу: сделай так, чтоб я выздоровел, а я за это 40 свечей поставлю. Это магия, а не вера. Исцеление придет по вере, по честной жизни, - поясняет настоятель.

Матрона помогает в неурядицах


Троицкий собор в Подольске построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор - сердце города, он единственный храм в Подмосковье, построенный в стиле классицизма. В храме много святынь, среди них икона новомучеников Подольских, «Неупиваемая Чаша», два мощевика с частицами мощей 140 святых. Одна из главных святынь - Иерусалимская икона Богоматери. С ней связана не одна чудесная история. В 1866 году, когда в Подольске была страшная эпидемия чумы, из Бронниц принесли эту икону, стали ходить с ней по городу. Эпидемия стала чудесным образом угасать. В благодарность Божией Матери подольчане заказали иконописцу написать такую икону для своего храма.

К Божией Матери наши прихожане обращаются и в радости, и в горе. Явных случаев чудес я не знаю, но это не говорит о том, что их нет. Многие просто не рассказывают о них, боясь потерять, - считает священник Владимир Тимченко.

Молятся в храме и блаженной Матроне, здесь хранятся частицы ее мощей. Святая помогает в любых жизненных неурядицах, по ее молитвам многие получили исцеление, долгожданную беременность, решение житейских проблем.

Однажды мой девятимесячный внук, учась ходить, упал. Было сотрясение мозга, сильный ушиб. Я принесла его шапочку, прислонила к мощам Матроны, внук быстро пошел на поправку, - рассказывает прихожанка Татьяна Авдеева.

Верующие едут сюда за исцелением от различных недугов, ведь в монастыре хранятся мощи и вериги преподобного Никиты Столпника , прославившегося не только монашеским подвигом, но и способностью избавлять от хворей.

Раскаявшийся грешник

Точная дата рождения преподобного Никиты неизвест-на, однако ясно, что жил он в XII веке и служил сборщиком податей при князе Юрии Долгоруком. Никита отличался жестоким нравом - притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, собирал неправедную мзду и тем самым нажил себе богатство.

Тратил деньги Никита вовсе не на благие дела, а на кутежи с друзьями. Но как-то раз, проходя мимо церкви, Никита услышал слова пророка Исайи , произнесённые во время богослужения: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих». Сказанное потрясло мытаря - он не спал всю ночь, а на следующее утро, чтобы забыть страшный голос, устроил весёлую пирушку. По легенде, жена Никиты отправилась готовить угощение для гостей, однако вдруг вода в котле превратилась в кровь. В ужасе женщина позвала мужа, и тот увидел прямо в котле лица убитых им людей. Никита понял, что пришло время отказаться от прежней жизни. Он оставил жену, бросил имущество и отправился в монастырь, умоляя игумена помочь ему отмолить совершённые грехи.

Игумен принял грешника и назначил ему покаяние - он приказал Никите в течение трёх дней стоять у монастырских ворот, исповедуясь всем входящим в своих жестоких поступках. Никита выполнил волю игумена, однако после этого не вернулся в монастырь, а исчез. Спустя несколько дней монахи нашли его в болоте, тело раскаявшегося грешника было настолько изъе-дено комарами, что буквально сочилось кровью. Никите показалось мало того покаяния, что возложил на него монастырский игумен, и он решил подвергнуть себя дополнительным испытаниям.

Иноки привели Никиту в монастырь, где тот и остался.

Икона Никиты Столпника. Фото: Public Domain

Чудеса исцеления

Монастырская жизнь показалась Никите слишком лёгкой. И тогда он облачился во власяницу, вериги (металлические цепи - те, что полегче, Никита носил под одеждой, а тяжёлые, весом в два с половиной пуда, возлагал поверх власяницы), надел каменную шапку и удалился в отшельничество. Неподалёку от монастыря Никита выкопал яму, на дне устроил столп и отдался молитве. Рядом он собственноручно ископал источник. За столь трудный монашеский подвиг Господь наградил столпника даром исцеления. Молва о чудотворце разносилась по всей Руси. Дошла она и до князя Черниговского Михаила . Князь с юности страдал от тяжкой болезни - мышцы его тела постепенно слабели, и Михаил уже не мог ходить. Вместе со своими боярами он отправился к Никите за исцелением. Неподалёку от монастыря Михаил остановился и послал одного из слуг к столпнику просить помолиться о княжьем здоровье. Однако молиться Никита не стал, вместо этого он дал боярину посох и велел, чтобы тяжелобольной князь сам явился к нему, опираясь лишь на эту палку. Боярин усомнился - князь был настолько слаб, что не смог бы пройти и двух шагов. Но перечить монаху княжий человек не осмелился и отправился к Михаилу с посохом. Как только князь взял посох, он почувствовал, как прибывают его силы, и на своих ногах направился к столпнику. В память об этом чуде в одной версте (около километра) от Никитского монастыря воздвигнута каменная часовня.

Мученическая смерть

Умер Никита от рук лихих людей. Они решили похитить вериги столпника - от постоянного ношения железные цепи сделались настолько гладкими, что сияли будто серебряные. В ночь на 24 мая 1186 года разбойники напали на монаха, убили его, сняли тяжёлые цепи и пустились прочь. На берегу Волги грабители остановились, чтобы поделить добычу. Тут-то и выяснилось, что вериги вовсе не были серебряными. Тогда разбойники бросили их в воду и скрылись. В ту же ночь монахи заметили над рекой три ярких луча, которые поднимались от воды. Горожане и иноки собрались на берегу и увидели, что вериги не утонули - они качались на поверх-ности, «яко древо, в волжских водах плавающее». Цепи извлекли из воды и с молебном внесли их в церковь, положив рядом с гробом преподобного Никиты. Говорят, что те, кто присутствовал на заупокойной службе и прикасался к веригам, получили исцеление. Тело Никиты похоронили вблизи монастыря, а цепи оставили для поклонения верующим.

В 2000 году по благословению патриарха Алексия II мощи были извлечены из земли и перенесены в Никитский монастырь, где они и хранятся вместе с веригами.

Верующие поклоняются мощам преподобного, чтобы попросить об исцелении от телесной слабости. Говорят, что в ответ на молитвы святой помогает справиться с болезнями конечностей, восстановиться после травм, справиться с бессонницей.

Вода из святого источника, выкопанного Никитой, считается целебной. На источнике устроены купальни, куда паломники приходят окунуться. А в день смерти Никиты, 23 и 24 мая по юлианскому календарю (5-6 июня по новому стилю), православные верую-щие отмечают День памяти преподобного Никиты.

Чем ещё заняться в Переславле-Залесском

  • Посетить Переславский кремль. Главный собор кремля - Спасо-Преображенский - был построен в XII веке.
  • Отдохнуть на Плещеевом озере. Заодно можно посетить музей-усадьбу «Ботик Петра I» - именно на этом озере юный царь построил свою знаменитую потешную флотилию. Также на берегу Плещеева озера раскинулся одноимённый национальный парк с дендрарием. На территории парка находится Александрова гора - священное место древних славян - и Синий камень. Наши предки верили, что камень обладает чудодейственными свойствами. По сей день жива древняя легенда о том, что женщине стоит присесть на Синий камень, чтобы зачать долгожданного ребёнка.
  • Погулять по небольшим музеям. Например, можно сходить в Музей утюга, Музей чайника или Музей ряпушки.

Иногда врачи только недоуменно пожимают плечами, рассматривая снимки или анализы человека, которого они некоторое время назад объявили неизлечимо больным. А когда начинают расспрашивать, то выясняется, что их пациент обратился к высшим силам и получил исцеление.

Чего тут больше – целительной силы святых мест, мощей и икон или процессов, запущенных подсознанием – каждому решать самостоятельно. Хотя то, что в России есть места, которые возвращают здоровье, сомнений уже не вызывает. Слишком много реальных свидетельств чудотворности и созидательной силы, которые не поддаются логическому объяснению.

сайт расскажет, где в нашей стране можно найти помощь и избавиться от различных недугов с помощью христианских реликвий. К сожалению, упомянуть обо всех таких местах просто нереально, поэтому мы ограничимся перечислением только некоторых из них.

Святые источники и целительные места

Дивеевские святые источники

Село Дивеево, находящееся в Дивеевском районе Нижегородской области, знаменито в первую очередь тем, что здесь жил и проповедовал Серафим Саровский, и тем, что в Серафимо-Дивеевском монастыре покоятся его мощи, обладающие невероятной целительной силой.

Однако не только они привлекают сюда страждущих. На территории села располагаются и святые источники, каждый их которых наделен особыми лечебными свойствами. Из каких-то водоемов можно только пить , а какие-то оборудованы удобными купальнями. Едут сюда с самыми разными заболеваниями, и, по словам тех, кто тут побывал, молящиеся получают не только физическое исцеление, но и облегчение душевных мук.

А вообще, в Дивеево находятся сразу несколько реликвий, которые считаются чудотворными. Это и мощи старцев Глинской пустоши (пустыни), и мощи Марфы Дивеевской, и список с иконы Божией Матери «Умиление», и знаменитая Святая Канавка (прим. ред. – у христиан дорожка по которой прошла Царица Небесная). И всем этим святыням приписывают способность исцелять.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Православный монастырь находится в селе Ошевенское Карпогольского района Архангельской области. К сожалению, он сохранился не полностью. Какие-то строения реставрируются, но что-то восстановлению, увы, не подлежит. Тем не менее, на территории монастыря есть несколько мест, осененных благодатью основателя этой обители – Александром Ошевенским.

Первым таким примечательным местом являются два камня-следовика. Создается впечатление, что на валуны встал человек и оставил на них свои следы. По поверьям – это отпечатки ног Александра Ошевенского. Считается, что если наступить «след в след», то исчезнут все недуги.

Есть здесь и святой источник, над которым стоит крест. Люди верят, если испить воды из этого родника, то утолятся печали,уйдет усталость и тоска, прекратится депрессия. Когда-то рядом с этим ключом отдыхал преподобный Александр и набирался сил и духовного смирения.

А под разрушенным Собором Успения Пресвятой Богородицы почивают мощи самого Александра Ошевенского. И, говорят, если побыть там некоторое время, то проходит любая физическая боль.

Чудотворный источник, село Алешня

В Дубровском районе Брянской области есть село Алешня. А в нем – святой источник. Рассказывают, что когда-то на этом месте странники-паломники останавливались на ночлег под большим раскидистым деревом. Но вот однажды в него ударила молния, и оно в одночасье рассыпалось. Однако там, где оно росло, забил родник, обладающий целительной силой.

Считается, что особенно его воды помогают тем, у кого проблемы с опорно-двигательной системой и исцеляют раны, полученные во время путешествий. Называют этот источник Громовым колодезем. Некоторое время назад его освятили, то есть он получил благословение церкви.

Уллу-тау – горный массив центрального Кавказа, гора Адырсу

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Местные говорят, что на Уллу-тау живут ангелы, дающие исцеление тем, кто в этом нуждается. А самым чудотворным местом считается подножье горы Адырсу. Именно сюда многие поколения аборигенов привозили неизлечимо больных и оставляли на некоторое время. Чудесные исцеления происходили настолько часто, что это уже перестало удивлять. Приходили сюда и матери, у которых рождались слабые и больные дети – и малыши тоже выздоравливали.

Еще один знаменитый список с этой иконы находится в Храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище в Москве. И тут часто наблюдают ее мироточение (прим. ред. – появление на иконах маслянистой влаги), что считается признаком особой чудотворности и целительной силы.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья

Мощи Саввы Сторожеского, первого и самого значимого ученика Сергия Радонежского, покоятся в Саввино-Старожевском монастыре в Звенигороде. Еще при жизни преподобный Савва славился своим целительским даром. К нему приезжали и простые люди, и влиятельные московские вельможи. Он никому не отказывал в помощи и в исцелении. И до сих пор от раки (прим. ред. – ящика, гроба) с его мощами исходит такая чудотворная сила, что телесные и душевные недуги проходят.