Резные иконы: история и особенности создания. Старые иконы из дерева. Как их изготавливают Резные иконы из дерева руками

  • 26.06.2023

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.

ИКОНЫ - не что иное, как святое изображение. Резные иконы выполненные на дереве-естественное стремление сделать святое изображение красивее и долговечнее. В первую очередь-это выражение любви и почитания тому образу, которому мы поклоняемся. Красота и роскошь присутствует не только в православии. но и в других религиях мира. Благоукрашение -это посвящение БОГУ своей жертвы в виде заработанных денег.Резные иконы-в первую очередь-почитание Бога, проявляемое в художественной символике. Украшение резьбой икон и церковной утвари-зримая философия почитания божественной сущности, заключенного в иконе.Резные иконы на термированном дереве-долговечное вложение. Обидно, когда почитаемый образ, купленный в виде репродукции или фотографий через год, а то и раньше, просто приходит в негодность. Это недопустимое кощунство! Именно поэтому мы выбрали путь резных икон, с использованием новейших технологий обработки дерева, что бы святой образ, находился рядом с нами на протяжении многих лет и намоленный ни одним поколением, хранил частицу Бога, передаваясь к потомкам, храня и защищая их, нашей и Божественной любовью и заботой.

В чем смысл резных икон?

ИКОНА РЕЗНАЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА - или "Тройная радость"-для православных имеет особый смысл-чудотворная икона имеющая в своей основе Триединство божественного образа.

Проявление непрерывности существование Бога-она вносит в душу покой и уверенность в незримом присутствии Господа. Этой иконе молятсятысячи людей нуждающихся в душевном умиротворении и находящиеся в духовном поиске.

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молитвы этой иконе, спасли миллионы людей от пагубных привычек-пьянства, наркомании, курении. Чудоворный образ-незримо охраняющий семьи и исцеляющий страждущих. Исцеление человека от алкоголизма-самое распространенное чудо-которое дарит образ Божьей Матери миллионам людей во всем мире.

ИКОНА РЕЗНАЯ "СВЯТАЯ МАТРОНА"-"Все, все приходите ко мне, после того как я умру и рассказывайте мне обо всем, как живой-я буду и слышать, и видеть вас и помогать в скорбях ваших" Нет правил или обязательного списка с которыми можно б было обратится к Матронушке, с любой бедой, с любой просьбой может прийти верующий и искренней молитвой своей, истинней верой, обращаясь к Матронушке, получить поддержкуи помощь. Ни от кого не отвернеться Великая Святая.

ИКОНА РЕЗНАЯ "ТИХВИНСКАЯ БОГОРОДИЦА"

Мало кто знает, что именно эта икона вляется покровительницей детей-имеенно эта икона способна помочь при обращении к ней матерей с просьбой усмирить буйный нрав ребенка и направить его на путь истинный. Именно с просьбой обисцелении больного ребенка следует обратиться к Тихвинской Богородице. Позаботиться она и о бесплодных-помогая им с чудом деторождения.

Купить резную икону из дерева с доставкой на дом

Если вы давно хотели приобрести икону, выполненную из дерева, лучше отдать предпочтение работе профессионалов. На нашем сайте, именно в категории иконы вы сможете сделать самостоятельный выбор, отдав предпочтение тому или иному образу. Представленные резные иконы, купить которые можно прямо сейчас в режиме онлайн, высокохудожественные произведения наших мастеров, в которые мы сумели вложить весь свой творческий талант и мастерство. Выбор товаров, представленных в категории, настолько богат, что позволит всегда сделать необходимую покупку.

Качество исполнения, которым обладают наши иконы, приятно удивит вас. Мы всегда стараемся создавать творения, в которых резьба по дереву является только манерой и способом передачи замысла художника. Если вы хотите получить оригинальное изделие, отличающееся смыслом, размерами и предназначением, мы готовы для вас выполнить резную икону под заказ. В своей работе мы используем все тонкости и нюансы иконографии, стараемся максимально точно вложить в свое творение духовное содержание. По желанию заказчика мы можем создать образ в качестве подарка или сделать деревянную икону предметом украшения интерьера.

Выбирайте, оценивайте наши товары. В свою очередь мы готовы вам предложить изготовить под заказ:

  • Резную икону по вашим размерам и в соответствии с вашими пожеланиями;
  • Подарочный вариант деревянной иконы;
  • Именную икону из дерева.

Деревянные резные иконы - технология изготовления, особенности и нюансы

Основной и важной деталью, на которую стоит обратить внимание, является используемый нами материал. Основная масса наших изделий изготовлена из массивов дуба, бука и других ценных сортов древесины. Сегодня становится актуальным использование для резных работ МДФ – дерева, нового материала, не уступающего по своим характеристикам традиционным материалам.

Перед началом работа, вся древесины, которая в дальнейшем используется для создания икон, проходит тщательную обработку, включая сушку и сортировку. Резные иконы из дуба, образа, изготовленные из других пород древесины не подвержены влиянию времени. Используя в своей работе специальные защитные покрытия и лаки, мы создаем творения на века.

Высокое качество изготовления, красивый и презентабельный вид наших икон достигается за счет применения самого совершенного оборудования. Обработка древесины, непосредственно сама резьба по дереву, осуществляется на самых современных и высокотехнологичных фрезерных станках с ЧПУ. Для разработки эскиза будущей иконы используется 3D – моделирование, программа, позволяющая выполнять резные работы по дереву, максимально используя технические возможности деревообрабатывающей техники.

Резная икона - настоящий оберег вашего дома

Резьба по дереву представляет собой удивительный вид искусства, благодаря которому человек получил возможность не только творить и создавать уникальные по красоте предметы и вещи, но и наполнить свои творения высоким духовным смыслом. Резная икона является ярким примером того, насколько созданное человеком произведение искусства может быть совершенным и изящным, какая чудотворная сила заложена в нем. Создаваемые нами иконы практически ничем не уступают оригиналу. В них воплощена вся мудрость и святость христианской веры и духовного величия. Икона, изготовленная из дерева, не только очистит вашу душу и помыслы, но станет для вас и ваших близких настоящей защитницей и оберегом.

Испокон веков в православии чтили мерные и именные иконы, на которых были изображен Образ Спасителя, лики Святых покровителей. Пережив период гонений и преследования, сегодня вера снова прочно вошла в нашу жизнь. Деревянные иконы становятся неотъемлемой часть в жизни православных. Богатый духовный смысл, мастерская работ и красота исполнения делают такие изделия особо ценными для человека. Дерево само по себе обладает огромной энергетикой, а в сочетании с художественным замыслом, превратившись в святой образ, становится источником положительных эмоций, духовной силы и умиротворения.

Иконы – это изображения святых и апостолов. Издревле их писали специально обученные люди, которые могли строго следовать каноническим предписаниям. Поэтому древние иконы похожи друг на друга по образам.

Но при этом иконописец все же мог внести свою лепту в общий образ. Для этого он пытался воссоздать образ разными техниками. Делались старые иконы на дереве. Материал брали тот, который был распространен в регионе, где писалась икона. Обычно это была липа, но могли использовать сосну или ель. Сами иконописцы редко делали доску для иконы. Они доверяли это дело деревщикам, которые могли выбрать самый крепкий слой древесины, и правильно соединить доски для большой иконы . Впоследствии именно по местам скрепления сегодня можно определить, из какого региона прибыла та или иная икона. Иконы из дерева покрывали грунтом, затем несколько раз мазали горячим клеем. С течением веков технология производства досок совершенствовалась – выполняли чеканку на гербах, чтобы сделать образ более рельефным, золотили изображения. Но самой главной все же оставалась работа иконописца. Рисунок на иконе делали несколько раз, с использованием разных материалов.

Вначале рисовали общий вид иконы, а потом все детали прорисовывались более подробно. После этого золотили необходимые элементы – это могли быть поля, свет, складки одежды. Затем писались одежды, пейзажи, строения. И только в конце писали лик святого. Такая кропотливая работа по созданию икон требовала качественных материалов. Но даже самые натуральные материалы имеют свойство терять свой первоначальный вид со временем. Для того, чтобы обновить икону , наносили новую живопись, а иногда и полностью переписывали икону. Сегодня в такой кропотливой работе нет необходимости – современные материалы позволяют создать не менее качественные варианты икон, и некоторые из них даже могут быть сделаны «под старину». Такие иконы выглядят красиво и качественно.

Чтобы создать икону сегодня, уже не нужно долго выбирать породу дерева, шлифовать доски и искать профессионального мастера по росписи икон. Гораздо быстрее их можно сделать на заказ, если будут устраивать покупателя. Предметы старины пользуются большим спросом у ценителей искусства, но не каждый может позволить себе купить настоящую реликвию. Тогда на помощь приходят мастерские, в которых можно заказать любую икону, которая будет стилизована под старину. Для производства таких икон все также нужно дерево – например, липа. Хотя можно выбрать и другие варианты, которые предложат в мастерских. От качества дерева будет зависеть общий вид иконы, и то, насколько долго она будет храниться. Иконы могут украшаться дополнительными элементами – например, драгоценными камнями, резьбой. Еще можно, чтобы лики и одежда святого были расписаны вручную – это придаст иконе более древний вид.

Как изготавливают старинные иконы на дереве?

Несмотря на то, что сегодня технологии создания икон стали проще, время на подготовку изображений уход довольно много. Но покупатель этого не замечает. Для начала доску, на которой будет икона, готовят вручную, и выдерживают четыре года. Мастера, которые пишут икону, работают по авторской технологии. Это позволяет получить более детальную прорисовку образа. Для рисования используют масляные краски, как и в древности. Чтобы работа отталкивала влагу, базовые слои красок наносят на икону с помощью техники. Большое значение имеет то, в каких условиях в дальнейшем будет храниться икона. Чтобы рисунок не выгорал, также используются специальные технологии.

Для чего нужны деревянные иконы?

Иконы из дерева современного производства – это хороший подарок для тех, кто исповедует христианство. Существует много видов икон, и для каждого человека можно подобрать именно ту, которая подойдет ему, и поможет ему в сложных жизненных ситуациях. Старые иконы из дерева – тот предмет, который не оставит равнодушным никого. Старые вещи притягательны, в них есть свой особый шарм, и к тому же такие иконы смотрятся дорого и красиво. Сегодня не составит проблем сделать икону с любым изображением, так что человеку можно подарить уникальный предмет, которого не будет ни у кого. Иконы, созданные сегодня, ни в чем не уступают по качеству древним росписям, и будут служить долго.

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.