Презентация на тему: "Малые народности Сахалинской области. На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной.". Скачать бесплатно и без регистрации. Народы Сахалина: культура, особеннос

  • 10.01.2024

Ни́вхи ( нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун, устар. гиляки)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:

Гиляки, или гил ем, или кил ей, как они сами себя называют, - народ, который, вероятно, в наибольшей степени среди всех народов мира привержен рыбной ловле. Этот народ еще совсем недавно сохранял нетронутыми все свои первобытные черты. Однако в последние годы контакты с русскими колонистами в устье Амура привели к тому, что гиляки стали быстро забывать язык и обычаи.

Они не используют обычно имен, данных им в семье, но прозвища, как это распространено у американских индейцев. Будучи приверженцами шаманизма, даже те, кто недавно принял крещение, молятся идолам.

Р.Маак "Путешествие на Амур", 1859:


Гиляки занимают пространство в 200 верст до самого устья Амура и населяют также, местами, берега моря направо и налево от устья.
Прежде всего, при встрече с ними, меня поразил их язык, который совершенно отличен от тунгусского и не имеет с ним ничего общего, за исключением нескольких слов, которые, как ими, так и тунгусскими племенами, заимствованы от манчжуров. Кроме языка, они отличались от тунгусов телосложением и образованием лица, которое было очень широко, с маленькими глазами, с выпуклыми, густыми бровями и с коротким, несколько вздернутым носом; губы были велики, пухлы и верхняя вздернута; борода у них росла заметно гуще, нежели у тунгусов, и они не выдергивали ее, как это делают тунгусы. Нестриженые головы гиляков были покрыты длинными черными волосами, которые у некоторых вились и почти у всех были заплетены в одну косу. Их одежда, такого же покроя, как у тунгусских племен, была сшита из рыбьей кожи, и некоторые принадлежности, например, сапоги, указывали на соседство этого племени с морем, потому что были сделаны из тюленьей кожи. На голове гиляки имели берестяные шляпы конической формы, украшенные цветными нашивками.

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

Доброта составляет отличительную черту гиляков; при этом они трудолюбивы, энергичны и питают гораздо большую любовь к независимости, чем тунгусы. Нельзя сказать, чтобы у гиляков не было примеси чужого элемента, это становится особенно заметным в местностях, соседних с мангунами и около устья Ангуна, где живут тунгусы.

У гиляков весьма редко можно встретить огнестрельное оружие. Главную и любимую пищу их составляет рыба, и нет в мире нации более искусной и страстной в рыбной ловле, как гиляки.



Что касается до ремесел, то в резьбе на дереве гиляки довольно искусны. Они не зовут друг друга по фамилии, но придерживаются американского обычая называть разными прозвищами. Кровавая месть в ходу в тех местностях, куда еще не успела проникнуть христианская религия. Многие из гиляков уже приняли христианство, но некоторые придерживаются шаманства и весьма тщательно скрывают своих идолов. Мертвых не хоронят в гробах, как у тунгусов, а сжигают.

Л.Шренк, "Об инородцах Амурского края", т.1, 1883; т.2, 1899:


Гиляцкий летник одинаково устроен и на материке, и на Сахалине. Отличительная черта его в том, что он покоится на сваях на высоте 4-5 футов от земли. Возводя летники на сваях, гиляки преследуют двоякую цель. Во-первых, они стараются оградить себя от наводнений, так как Амур при продолжительных дождях нередко выступает из берегов и затопляет соседние низменности.

Во-вторых, приподнимая свои жилища над землею, они предохраняют их от непосредственного соприкосновения с сырой почвой и как бы устраивают под ними постоянную вентиляцию. Это тем необходимее, что в летниках обычно хранится и часть рыбных запасов.

Современные источники


Ни́вхи - малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии.

Аавтохтонное, коренное население Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов, заселившими данную территорию в период позднего плейстоцена.

Самоназвание

Нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун «люди, народ» от нивх «человек».

Устаревшее название - гиляки (тунг. гилэкэ от гилэ «лодка»).

Численность и расселение


Всего до 4652 человека.

В РФ, по переписи 2010 г., 4466 чел. (по переписи 2002 г. 5,2 тыс. человек), в том числе Сахалинская область 2253 чел. и хабаровский край 2034 человека.


Нивхи исторически разделены на две группы по региону проживания: Амурские и Сахалинские.

Они различны по языковым диалектам и культурным особенностям.


Значительная часть нивхского населения расселена в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу.

Вторая, островная группа, представлена на севере острова Сахалин.

Хабаровский край

Населённый пункт

Нивхи

Всего населения

%% нивхов

г. Николаевск-на-Амуре

407

28492

1,4 %

г. Хабаровск

131

583072

0,02 %

село Иннокентьевка

129

664

19,4 %

село Тахта

118

937

12,6 %

пгт. Лазарев

117

1954

6,0 %

посёлок Тыр

729

12,2 %

село Кальма

139

61,2 %

посёлок Нижнее Пронге

461

17,8 %

посёлок Пуир

269

28,6 %

село Богородское

4119

1,9 %

пгт. Многовершинный

2798

2,6 %

село Сусанино

882

7,0 %

село Красное

1251

4,8 %

пгт. Маго

2244

2,5 %

село Оремиф

325

16,6 %

село Алеевка

75,4 %

село Ухта

175

25,7 %

село Нижняя Гавань

377

10,6 %

село Воскресенское

114

31,6 %

село Константиновка

908

3,9 %

село Тнейвах

60,0 %

село Булава

2226

1,3 %

село Белоглинка

33,7 %

село Макаровка

84,6 %

посёлок Чныррах

455

4,6 %

село Чля

933

2,1 %

село Солонцы

570

3,2 %

село Власьево

28,2 %

посёлок Октябрьский

170

6,5 %

село Сахаровка

11,8 %

Сахалинская область

Населённый пункт

Нивхи

Всего населения

%% нивхов

пгт. Ноглики

647

10604

6,1 %

село Некрасовка

572

1126

50,8 %

г. Оха

299

27795

1,1 %

село Чир-Унвд

200

291

68,7 %

г. Поронайск

116

17844

0,7 %

г. Южно-Сахалинск

170356

0,1 %

село Рыбное

66,7 %

посёлок Трамбаус

105

42,9 %

село Москальво

807

5,5 %

г. Александровск-Сахалинский

12693

0,2 %

село Виахту

286

9,1 %

посёлок Луполово

75,0 %

село Вал

1211

1,6 %

пгт. Катангли

896

1,9 %

посёлок Рыбобаза-2

32,4 %

До 1945 года в южной, японской части Сахалина проживало около 100 нивхов, носителей южно-сахалинского диалекта.

После войны большая их часть переселилась на остров Хоккайдо.

Данные о численности этнических нивхов Японии отсутствуют.

Этногенез

Нивхи являются довольно однородными в антропологическом плане.

Они относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы.

Являясь прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, которое предшествует здесь тунгусо-маньчжурам.

Именно нивхская культура возможно является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.

Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов ииндейцев - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.

Нивхов отождествляют с археологической охотской культурой, занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов.

Носители данной культуры, мисихасэ, были изгнаны из Японии в VII веке н. э.

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи, коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу.

Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии и Айнов.

Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Амура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой субстратен по отношению ко всему современному населению Амура.

Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так тунгусо-маньчжурских народов Приамурья.

В рамках данной теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур, одна из групп северо-восточных палеоазиатов.

Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура, и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления

Язык

Нивхский является изолированным палеоазиатским языком.

Язык агглютинативный, синтетический.

Имеет сложную систему регулярных чередований согласных.

Ударение не фиксировано, подвижное и разноместное, может выполнять смыслоразличительную функцию.

Имеет восемь частей речи, прилагательные не выделяются, их семантическими эквивалентами являются качественные глаголы.

В амурском диалекте у существительных, местоимений, числительных – 8 падежей и 7 – в восточносахалинском.

У глаголов представлены категории залога, наклонения, вида, времени (будущее и небудущее), числа, лица и отрицания.

Язык номинативной синтаксической структуры.

Простое предложение превалирует над сложным.

Типичный порядок слов – SOV.

Спорным является вопрос о наличии инкорпорации .

Существует гипотеза Дж. Гринберга, согласно которой нивхский язык входит в евроазиатскую (ностратическую) семью языков.

С 1970-х годов в советской науке высказывалось мнение о принадлежности нивхского языка к алтайской семье (Т. А. Бертагаев, В. З. Панфилов, В. И. Цинциус); по мнению А. А. Бурыкина, нивхский язык представляет отдельную ветвь тунгусо-маньчжурских языков, которая отделилась раньше других языков и подверглась сильному айнскому влиянию.

О. А. Мудрак относит нивхский к реконструируемой им древней «палеоазиатской» семье (наряду счукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими, айнским и юкагирским языками).

Японские лингвисты Кацунобу Изуцу и Казухико Ямагучи считают нивхский язык одним из предков современного японского.

С. Л. Николаев выступил с гипотезой о родстве нивхского с алгонкинскими и вакашскими языками Северной Америки.

Диалекты

В нивхском языке выделяют 4 диалекта:

Амурский. Лексические и фонологические различия между амурским и сахалинскими диалектами настолько велики, что некоторые лингвисты выделяют два отдельных языка, принадлежащие к маленькой нивхской семье.

Восточно-сахалинский

Северно-сахалинский - занимает по всем признакам промежуточное положение между амурским и восточно-сахалинским диалектами.

Южно-сахалинский - диалект нивхов, до недавнего времени проживавших в Японии.

История


Нивхи заселили Сахалин в период позднего плейстоцена, когда остров был предположительно соединен с Азиатским материком.

Но во время ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы.

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории - китайские хроники XII века.

В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае.

Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы.

Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их - гиляки.

Это название надолго закрепилось за нивхами.

В 1849-1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего г. Николаевск.

Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне.

Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1856 г. и Пекинского договора 1860 г.

Традиционное жилище

Нивхи исконно оседлы, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет.


Зимнее жилище – тыф, дыф, таф – большой бревенчатый дом, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов.

Двускатная крыша крылась травой.


Дома однокамерные, без потолков, с земляным полом.

Дымоходы от 2 очагов обогревали широкие нары вдоль стен.

В центре дома возводился высокий настил на столбах, в сильные морозы на нем держали и кормили ездовых собак.


В доме обычно жили 2–3 семьи, на своем участке нар.

С наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла.


Каркасные летники из коры чаще всего ставили на сваях, имели различную форму: 2-скатные, конические, 4-угольные.

Из 2 помещений одно служило амбаром, другое – жилищем с открытым очагом.

У гиляков летними жилищами служат либо юрты (по гиляцки «Туф»), всегда стоящие прямо на земле низкие бревенчатые срубы, крытые на два ската обыкновенно древесной корой (лубом).

С дымовым отверстием в крыше, без окон, с одной маленькой дверью - лазейкой, в которую большею частью с трудом пролезет взрослый человек.

Крыша служит и потолком, пол настлан только у более зажиточных.

Бревна сруба всегда тонкие и редко вплотную пригнаны, и проконопачены.

Большею частью сруб разделен на две половины поперек, тогда передняя половина не жилая, - служит обыкновенно собачникам в ненастье и битком набита собаками всех возрастов.

В жилой половине середину занимает очаг («тушь» по - гиляцки), т. е. продолговато-четырехугольный ½ аршина примерно высоты над землей (или полом) дощатый заплот.

Почти в уровень с краями засыпанный землей (или песком), в котором и разводят огонь прямо костром.

В квадратную прямо над ним дыру в крыше выходит часть дыма в тихую погоду и при закрытой входной двери, в противном случае дым застилает все помещение и выживает вон все живое.

Не смотря на всякие ухищрения заслонить досками эту крышовую дыру снаружи с подветренной стороны, всякая новая юрта быстро покрывается внутри слоем сажи, а про старые и говорить нечего.

В расстоянии шага (в среднем) от очага и на одной высоте с его краями с трех сторон настланы дощатые нары, обыкновенно шириною в средний рост человека.

Стена (или перегородка), в которой входная дверь - лазейка, обыкновенно свободна от нар.

Между верхними краями сруба вдоль и поперек помещения протянуты жерди над очагом, к ним на крюках подвешивают котлы и развешивают сушить одежду и всякую рухлядь.

В самых высоких юртах трудно пройти не задев головой покрытых сажею этих жердей - надо нагибаться.

Весь сруб обыкновенно продолговато-четырехугольный, площадь, им занимаемая различна, но простор помещения составляет редкое исключение, теснота преобладает.

Для хозяйственных нужд строили срубные амбары на высоких столбах, ставили вешала для сушки сетей, неводов и юколы.

На Сахалине до начала ХХ века сохранялись старинные землянки с открытыми очагами и дымовым отверстием.

Семья

До середины XIX века нивхи оставались вне влияния какой-либо государственной власти, старательно сохраняя традиции и внутреннее, родовое устройство.

Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой.

Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.

Средняя семья нивхов в 1897 состояла из 6, иногда 15–16 человек.

Преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко из младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников и др.

Редко женатые сыновья жили совместно с родителями.

Невесту предпочитали выбирать из рода матери.

Существовал обычай кросскузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата.

Родители договаривались о браке детей в возрасте 3–4 лет, затем они вместе воспитывались в доме будущего мужа.

По достижении ими 15–17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов.

В тех случаях, когда браки заключались между неродственными родами, нивхи следовали тщательно разработанному ритуалу (сватовство, договоры о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.).

При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам и молодые должны были поочередно наступать на них у дверей дома невесты и дома жениха.

Традиционное хозяйство

Основное традиционное занятие нивхов – рыболовство, дававшее пищу для людей и собак, материал для изготовления одежды, обуви, парусов для лодок и др.

Занимались им круглый год.

Главный промысел – добыча проходного лосося (горбуша в июне, кета в июле и сентябре).

В это время делали запасы юколы – вяленой рыбы.

Сушеные рыбьи костяки заготавливали на корм для ездовых собак.

Орудиями лова служили остроги (чак), крючки разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразные удочки, сети прямоугольные, мешкообразные, ставные (в т.ч. подледные) и плавные (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), невода (кыр ке), сачки, летние и зимние запоры (изгороди в реках с сетной ловушкой).

Большую роль в хозяйстве Сахалина и Амурского лимана играл морской зверобойный промысел.

Весной и летом животных (нерп, лахтаков, сивучей) добывали сетями, неводами, крючками, ловушками (пырь, ршейвыч, хонк и др.), гарпунами (осмур, озмар), острогой с плавающим древком (тла) и своеобразным рулем (лаху).

Зимой отыскивали с помощью собак продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки (китын, нгырни и др.).


В низовьях Амура весной промышляли нерп и дельфинов.

Морской зверь давал мясо и жир; одежды, обуви, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.

Таежный охотничий промысел был наиболее развит на Амуре.

Многие нивхи охотились вблизи жилища, к вечеру всегда возвращались домой.

На Сахалине охотники уходили в тайгу максимально на неделю.

Мелких зверьков добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами (юру, нгарходь и др.), медведей, лосей – с помощью копья (ках), лука (пунч).

Со 2-й пол. XIX в. широко использовалось огнестрельное оружие.

Пушнину нивхи обменивали на ткани, муку и др.

Женщины собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения, корни, травы, ягоды.

Различные корни, береста, прутья и др. шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали крапивное волокно для плетения сетей и т.п.

Мужчины запасали строительные материалы.


Рыбачили и добывали морского зверя с лодок – дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2–4 парами весел.

В сер. XIX в. такие лодки из кедра нередко получали от нанайцев.

На Сахалине употреблялись также долбленки из тополя со своеобразным козырьком на носу.

Зимой передвигались на нартах, в них запрягали до 10–12 собак попарно или «ёлочкой».

Нарта (ту) амурского типа – прямокопыльная, высокая и узкая, с двустороннезагнутыми полозьями.

Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи.

В кон. XIX – нач. ХХ в. нивхи начали применять широкие и низкие нарты восточно-сибирского типа.

Лыжи у нивхов, как и у других народов Амура, были 2 типов – длинные голицы для весенней охоты и подклеенные мехом нерпы или камусами лося – для зимней.

Религия и обрядность

Религиозные верования нивхов основывались на Пантеизме и Анимизме, промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе, на земле, в воде, тайге.

Религиозные представления нивхов основаны на вере в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т.п.

Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы.

«Горный человек», хозяин тайги Пал Ыз, представлявшийся в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол Ыз, или Тайраадз, – морская косатка.

Каждый медведь считался сыном хозяина тайги.

Охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа, существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника; пойманного в тайге или купленного у негидальцев или нанайцев медвежонка растили 3–4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников.


Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом, в этом хозяину помогали соседи и сородичи.

В течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и запретов. Например, к нему запрещалось подходить женщинам.


Медвежий праздник, длившийся иногда 2 недели, проводили зимой, в свободное от промыслов время.

Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды.


После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука.


У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его.

Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил.

На него обычно собиралась вся родня (даже далеко живущая).

Детали медвежьего праздника у нивхов имели локальные различия.

Особенности обряда зависели и от того, устраивал ли хозяин праздник после смерти родственника или просто по случаю поимки медвежонка.

Нивхи, в отличие от других народов Амура, кремировали умерших.

Обряд сожжения отличался у разных групп нивхов, но общее в его содержании преобладало.

Труп и инвентарь сжигали на огромном костре в тайге (при этом исполнялись кострища и огораживали срубом.

Изготавливали деревянную куклу (прикрепляли к ней косточку от черепа покойного), одевали, обували и помещали в специальном домике – раф, высотой около 1 м, украшенном резным орнаментом.

Возле него совершали регулярные поминальные обряды (особенно часто раз в месяц в течение года, после этого – каждый год), угощались, в костер бросали пищу – для умершего.

Характерен обряд символического погребения человека, тело которого не нашли (утонул, пропал, погиб на фронте и т.п.): вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей, травы, ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Члены одного рода, жившие в общем селении, зимой устраивали моления духам воды, опуская жертвы (еду на ритуальной утвари) в прорубь; весной, после вскрытия реки, жертвы бросали в воду с украшенных лодок из специальных деревянных корытец в виде рыб, уток и т.п. 1–2 раза в год молились в домах духу-хозяину неба.

В тайге у священного дерева призывали духа-хозяина земли, обращались к нему с просьбами о здоровье, удаче в промыслах, в предстоящих делах.

Духов-хранителей дома в виде деревянных куколок помещали на специальных нарах, им также приносили жертвы, «кормили» их.

Нивхи придавали большое значение обряду наречения новорожденного именем.

Этот акт обычно выполняли односельчане и очень редко сородичи.

В большинстве случаев имя давали сразу же после отпадения пуповины.

Собственные имена нивхов образованы от слов с самым разнообразным значением.

Нивхи давали новорожденным имена, отражавшие привычки родителей, их занятия, черты характера.

Есть нивхские имена, содержащие намек на те или иные обстоятельства и события, так или иначе связанные с рождением ребенка.

Многие собственные имена давались по какому-либо признаку внешности ребенка. Есть предположение, что некоторые имена были именами-пожеланиями, т.е. обозначали качество, которое желали бы видеть у ребенка родители.

У нивхов, как и у многих других народов, в практике наречения новорожденных иногда большую роль играло представление, согласно которому между словом и обозначенным им явлением или предметом, существует неразрывная связь.

Так, в частности, боялись сообщить собственное имя члена рода постороннему человеку, опасаясь, что тот, зная имя, может причинить зло его носителю.

Возможно, это в какой-то мере отразилось и на характере общения нивхов. Прежде они редко кого-либо называли по имени.

Молодые к старикам обращались просто словом хемара «старик», к старушкам - ычика «бабушка» или же произносили ненастоящее имя.

Это нивхи объясняют стеснением, которое почувствуется, если произнести настоящее имя старика в его присутствии.

К родителям же своих сверстников обращались, используя описательный термин: «отец такого-то», «мать такого-то», например: Паян ытыка «отец Паяна», Ршыск ымыка «мать Ршыска» и т.д.

Дети же обращались к своим родителям, дедам и бабушкам, используя терминологию родства.

Взрослые, в свою очередь, редко называли своих детей и внуков по имени. При разговоре, когда хотели назвать кого-либо из детей, обычно их определяли при помощи соотношения возрастов: «старший», «средний», «младший» и т.д.

Даже гостей никогда не называли по имени, а говорили: «приехавший оттуда-то» или «житель такого-то места».

Например, гостя с Амурского лимана нивхи Амура называли Ланрп’ин «житель местности…», а гостя с Охотского побережья - керкпин «гость моря», сахалинского гостя - Лерп’ин «житель местности Лер», а сахалинские и лиманские нивхи называли гостя с Амура Лап’ин «житель Амура» и т.д.

Возможно, поэтому многие нивхи и имели два имени: настоящее (урла ка «хорошее имя») и ненастоящее (лерун ка «шутливое, блуждающее имя»).

У некоторых молодых нивхов Сахалина ненастоящее было образовано сокращением настоящего имени.

Иногда нивхи давали новорожденному имя какого-нибудь предка, умершего несколько поколений (как правило, не менее трех) тому назад.

Обычно если новорожденный был очень похож на кого-нибудь из умерших предков, то старики говорили: Инар ичир п’рыдь букв. «став его кровью, пришел».

На о. Сахалине сейчас встречаются у нивхов имена, которые носили их предки, жившие в середине XIX и в начале XX в.

Традиционная одежда

Одежду шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных.

Мужские и женские халаты ларшк – покроя кимоно, левополые (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее).


Женские халаты длиннее мужских, украшали аппликацией или вышивкой, а по подолу – металлическими бляшками, нашитыми в один ряд.

Зимние тканевые халаты шили на вате.

Праздничные из рыбьей кожи украшали орнаментом, наносимым красками.

Зимняя одежда – шубы ок из собачьих шкур, мужские куртки пшах из нерпичьих шкур, у более состоятельных – женские шубы из меха лисиц, реже – из меха рыси.


Мужчины в дорогу для езды на нартах (иногда во время подледного лова) поверх шуб надевали юбки хоск из нерпичьих шкур.

Нижняя одежда – штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы, женские – из ткани на вате, мужские – из собачьего или нерпичьего меха, короткие мужские нагрудники на меху, женские – длинные, тканевые, украшали бисером и металлическими бляшками.

Летние шапки – берестяные, конической формы; зимние – женские тканевые на меху с украшениями, мужские – из собачьего меха.


Поршневидная обувь делалась из сивучьих или нерпичьих шкур, рыбьей кожи и прочих материалов, имела не менее 10 различных вариантов. Отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, голенища кроились отдельно.

Внутрь вкладывали согревающую стельку из особой местной травы.

Другой тип обуви – сапожки (похожие на эвенкийские) из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

Одежду, обувь, предметы утвари нивхи украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, основы которого известны еще по археологическим находкам.

Национальная кухня

В рационе нивхов преобладала рыбная и мясная пища.

Предпочитали свежую рыбу – ели ее в сыром, вареном или жареном виде.

Юколу при изобильном улове делали из любой рыбы.

Из голов и кишок вываривали жир: по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы, которую можно было хранить неограниченно долго.

Из юколы, свежей рыбы и мяса варили супы, добавляя в них травы и коренья.

Покупные мука и крупы шли на приготовление лепешек, каш, которые ели, как и другие блюда, с большим количеством рыбьего или нерпичьего жира.

Еще сравнительно недавно нивхи широко употребляли в пищу мясо тюленя, сивуча, белухи и дельфина, чаще всего мясо варили.

Но сердце, почки и ласты ели сырыми, считая большим лакомством.

Ели мясо оленя, лося и реже медведя.

Причем когда ели мясо медведя, то соблюдали древний обычай - самые лучшие куски мяса (сердце, язык и др.) отдают старшим из рода зятьям.

Нивхи широко используют в пищу мясо уток, гусей, морских куликов, чаек, цапель, куропаток, глухарей и другую дичь, в основном, в вареном виде.

Почетное место в рационе нивхов занимают дикорастущие ягоды: голубика, шикша, морошка, черная и красная смородина, малина, брусника, а также плоды шиповника и боярышника.

Ягоды, смешанные с молотой сушеной рыбой и нерпичьим жиром, и до сих пор традиционно считаются лакомством, хотя в магазинах есть другие лакомства, например, шоколад, конфеты, компоты и др.

Нивхи употребляют в пищу морскую капусту (путь), ее сушат на солнце, а затем, по мере надобности, варят в рассоле и едят.

Собирают клубни сараны, а также другие корни растений. Их сушат и добавляют как приправу в молотую юколу.

Заготавливают впрок черемшу (сушат или солят) и широко используют в качестве приправы к рыбе и мясу.

Пьют белый чай с березовым грибом - чагой (по-нивхски чагу-канбук - белый гриб).

Из мучных блюд - наиболее распространены пресные лепешки, испеченные прямо на плите, сковороде или на костре, а также вареные лепешки с нерпичьим жиром.

Аркайзозл

Сушеную корюшку разрезать на мелкие кусочки, смешать с вареным горохом, ягодой шикшей и нерпичьим жиром.

Картофельный тола (картошк талк)

Очищенный и вымытый картофель нарезать соломкой, сварить в воде без соли (варить непродолжительное время, чтобы картофель не разварился).

Затем нарезать мелкими кусочками головные хрящи соленой кеты (можно горбуши).

Все это смешать, добавить нарезанный лук или черемшу и залить рыбьим жиром.

Вареный карась (е-нчиско)

Карася очистить - от чешуи, разрезать брюшко и вынуть внутренности, удалить из головы жабры, промыть холодной водой и положить в котелок с холодной водой.

Довести воду до кипения, снять пену, варить почти до готовности, затем посолить, положить лавровый лист и варить 5-7 минут до готовности рыбы.

Вынуть рыбу из бульона, положить на блюдо, добавить мелко нарезанную черемшу и ягоды (брусника, голубика и др.).

Едят горячим.

Картофельный «студень» (картошк мось)

Из очищенного и сваренного в подсоленной воде картофеля приготовить пюре с добавлением масла.

Из гороха, сваренного в подсоленной воде, готовят гороховое пюре с добавлением жира.

Затем в смесь двух пюре добавить толченую массу из очищенных вареных кедровых орехов и свежей черемухи.

Тала

Для приготовления талы можно использовать свежую (живую) или замороженную рыбу.

Свежую (живую) рыбу надо заколоть - острым концом маленького ножа сделать глубокий разрез горла между плавниками и дать стечь крови.

Можно использовать рыбу, замороженную еще живой, то есть только что пойманной, что чаще всего и бывает, когда готовят талу на зимней рыбалке.

Для приготовления талы лучше всего использовать осетровые породы или же лососевые (кета, горбуша, кижуч, голец и др.).

Если талу готовят из мороженой рыбы, то надо снять с нее кожу.

Острым ножом срезать филе, нарезать его очень мелко (соломкой), посолить, поперчить, добавить 6%-ный уксус и оставить на холоде не менее чем на 30 минут.

Подать талу в замороженном виде.

Для приготовления талы из парной рыбы ее надо очистить, вымыть и заморозить, а дальше поступают также, как и при приготовлении талы из замороженной рыбы

Сахалин, где с давних времен живут малочисленные народы - нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы, - является колыбелью культуры аборигенов края, создавших самобытное декоративно-прикладное искусство. Как и все народное искусство, оно родилось из необходимости изготовления бытовых вещей и стремления соединить в них функциональность и красоту. Народы Сахалина, охотники, рыболовы и оленеводы, создавая одежду, утварь, орудия труда, отражали в них декоративным языком свое мироощущение, информировали о быте и хозяйстве.

В 60 - 70-е годы в связи с переселением аборигенов Сахалина в крупные поселки и отрывом их от традиционных промысловых угодий обычай, придававший народному искусству обязательность, постепенно уходит в прошлое. Распространение одежды русского типа приводит к постепенному отмиранию традиционного народного костюма. Активная трудовая и общественная деятельность вытесняет трудоемкое рукоделие. Казалось, оно находится на грани вымирания. Однако тяга к традиционному искусству продолжала сохраняться, приобретая новые формы современной жизни. Регулярно проводившиеся традиционные праздники народов Севера, сопровождавшиеся выставками декоративно-прикладного искусства, способствовали восстановлению интереса к национальному искусству. Изделия этих лет в большей степени утрачивают свое назначение служить для повседневных бытовых потребностей и воспринимаются как ценности художественные, удовлетворяющие именно эстетические потребности.

В 70-е годы в городах и поселках Сахалина были созданы государственные специализированные предприятия по изготовлению художественных изделий и сувениров. К этой деятельности привлекались народные мастера города Поронайска, поселков Ноглики, Некрасовка, Виахту и села Вал. В ассортимент художественных изделий и сувениров, выпускаемых этими предприятиями, вошли изделия из оленьих шкур, камуса, шкуры нерпы, ровдуги и других природных материалов.

Начавшийся распад экономики, связанный с перестройкой Советского Союза, коснулся и этих предприятий. Преобразованные в 1989 году в национальные специализированные предприятия, они несли убытки из-за непомерных налогов и недостатка рынков сбыта и постепенно прекратили свое существование. В настоящее время современное прикладное искусство народов Севера Сахалина в значительной мере носит самодеятельный характер, хотя и имеет тенденцию к оформлению национального профессионального декоративно-прикладного искусства. Теперь лишь отдельные мастера пытаются сохранить традиционное искусство. Среди них выделяются уйльтка Огава Хацуко (1926 - 1998), нанайка Нина Докимбувна Бельды (1925 - 2002), нивхки Ольга Анатольевна Няван (род.1915), Лидия Демьяновна Кимова (род.1939), уйльтка Вероника Владимировна Осипова (род.1966), нивхи Валерий Яковлевич Ялин (род.1943), Федор Сергеевич Мыгун (род.1962) и другие.

Всеми талантами была одарена нанайская мастерица Н. Д. Бельды, в совершенстве владевшая игрой на традиционных инструментах: варгане, бубне, шаманском поясе, хранящая в своей памяти множество оригинальных нанайских песен, владеющая искусством импровизации, сама сочиняющая произведения в национальном духе. Ее манера пения была настолько оригинальна, что записи песен в ее исполнении использовали другие нанайские коллективы. Так, например, нанайский ансамбль «Гивана» из Хабаровского края использовал песни в ее исполнении в спектакле-сказке «Айога». Первый лауреат губернаторской премии (1999), она сразу заявила о себе как о большом художнике с врожденным чувством колорита, композиционным чутьем, как мастере, владеющем не только национальными технико-художественными приемами, но и знатоке национальных художественно-эстетических традиций. Нивхский мастер Л. Д. Кимова начала заниматься национальным искусством уже в зрелом возрасте. Изучая подлинники, копируя их, Лидия Демьяновна постепенно овладела практически всеми материалами и традиционными видами женского художественного творчества нивхов.

Особым талантом, высоким художественным вкусом, твердой рукой и природным интуитивным чутьем среди сахалинских резчиков по дереву выделяется В. Я. Ялин. Богатой орнаментикой, сложностью профилировок ручек отличаются ложки, вырезанные В. Ялиным к выставке в 2000 году. Вариации форм ручек и орнаментов - индивидуальное творчество мастера проявилось здесь с большой полнотой.

Коллекция Сахалинского областного художественного музея, насчитывающая более 100 предметов, создавалась в последнее десятилетие. Собранная благодаря целевому финансированию Министерством культуры РФ проекта «К истокам. Аборигены Сахалина» и поддержке компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд», она характеризует состояние современного декоративно-прикладного искусства народов Севера Сахалина. В коллекции музея хорошо представлена праздничная одежда народов Сахалина, декор которой как бы замыкает одежду, создавая особый микромир, чем обычно и является любой национальный костюм.

Национальный костюм занимает значительное место в творчестве нивхского мастера Л. Д. Кимовой. В нем она достигла особых высот, став признанным мастером народного костюма. Именно в этом качестве она была приглашена для работы над кинофильмом «Пегий пес, бегущий краем моря». Праздничные женские халаты, мужские рубашки и другие изделия, изготовленные ею, находятся в музеях страны и за рубежом. В ее работах более всего поражают цветовая гармония, изысканный подбор тканей, продуманность цвета и формы дополнительных деталей. Среди праздничных халатов Лидии Демьяновный Кимовой особый интерес вызывает халат, выполненный по мотивам нивхского из рыбьей кожи с орнаментированной спинкой, одетая в который нивхская женщина танцует под звуки музыкального бревна на медвежьем празднике. Мастерица сшила халат из белой шерсти и вышила на спине орнамент, в основе изображения которого лежит попытка художественного осмысления природы родного края. Давнюю мечту по созданию серии традиционной нивхской одежды Лидия Демьяновна реализовала в изготовлении коллекции кукол в нивхской одежде.

Среди них экзотической красотой наряда выделяется охотник-лучник в нерпичьей юбке. Здесь все этнографически точно, начиная с лыж, подбитых мехом нерпы, коротких нерпичьих подвязанных у щиколотки унтов, до нерпичьей юбки с поясом и подвешенными к нему ножнами и сумочкой для огнива.

Орнаменты нанайского халата Н. Д. Бельды ярки, расположение узоров плотное. Чешуйчатый орнамент на спинке халата, прорезная аппликация, тесьма и канты по краям халата подчеркивают его праздничное назначение.

Каждая дальневосточная мастерица имела запас различных заготовок для украшения одежды. Чтобы украсить вещь орнаментом, вышитым или аппликативным, требовалось много времени, поэтому к шитью праздничных и свадебных халатов готовились заранее. В коллекции музея есть такие заготовки на халат старейшей нивхской мастерицы О. А. Няван c изысканным графичным орнаментом. Кроме халатов в фондах музея представлен и другой тип одежды - платье женщин уйльта в комплекте с нарядным нагрудником, головным убором и сумочкой для рукоделия. Такой костюм воссоздан группой женщин уйльта Севера Сахалина в 1994 году и выполнен молодой мастерицей Вероникой Осиповой из поселка Ноглики.

Единственный предмет сахалинских эвенков в коллекции музея - сумочка «авса», сшита из камуса оленя и замши. Главное украшение сумочки - полуовальная замшевая пластина в верхней части сумочки, расшитая подшейным оленьим волосом и украшенная белыми круглыми пластинками с красными бусинками в центре. В полукруглый край пластины инкрустированы кисточки белого и темного меха, придающие ей праздничный, нарядный вид.

Не менее красив кисет уйльта из светлого меха нерпы Огавы Хацуко. Форма его традиционна - мешочек, чуть суживающийся кверху. Нивхский кисет - автор Кимова Л. Д.- сшит из чередующихся светлых и темных полосок рыбьей кожи. На золотистой и темно-серой поверхности кисета очень декоративно смотрятся красные вставки и сохранившиеся следы от чешуек.

В изготовлении обуви у народов Сахалина, кроме других материалов, широко использовалась ровдуга, получаемая путем намачивания в воде оленьей шкуры с последующим счищением с неё шерсти и копчением. На детских торбасах, выполненных Огавой Хацуко из этого материала, привлекает внимание вышитый узор их двух парных спиралей и изображений, напоминающих лягушку в прыжке.

Большим разнообразием используемых материалов и техник исполнения отличаются ковры народов Севера Сахалина. Уйльтинские мастера шьют их из шкур оленя и инкрустируют белым (обережным) оленьим мехом. Коврик Огавы Хацуко (уйльта) сшит из кусочков шкурки нерпы золотистого цвета.

Нивхи издавна славились искусством резьбы по дереву. Утративший массовость обычай художественной резьбы деревянных изделий сохраняется на Сахалине отдельными мастерами, которые время от времени обращаются к нему для изготовления традиционного подарка, еще ценимого среди нивхов, для участия в выставках или для проведения ритуального обряда. Основную часть музейной коллекции составляет резная деревянная утварь: ритуальные ковши и ложки. Формы ковшей преобладают корытообразные. Большинство из них традиционно имеют противоположные ручки разной конфигурации. Резной орнамент, украшающий их, различен на каждой ручке. Преобладающим элементом богатой орнаментики на ковшах является кривая лента, сложно переплетающаяся, местами переходящая в спирали и завитки, или иллюзорно уходящая вглубину. Ф. Мыгун дополняет ленточный орнамент простыми порезками или заполняет мелкими резными фигурами пространство фона между переплетающимися лентами. Интересно, что Федор Мыгун пришел к нивхской резьбе через русскую культуру. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, отделение резьбы по дереву. В нивхской резьбе использует специальный богородский нож, которым издавна пользуются русские народные мастера.

Другие ковши украшены спиралями, встречается и резной цепочный орнамент, иногда переходящий в скрученную веревку. Большинство ковшей, блюд и ложек традиционно пропитаны нерпичьим жиром, придающим им красивый желтый цвет.

В настоящее время лишь немногие нивхские мастера вырезают скульптуру из дерева. Марина Кавозг - потомственный резчик по дереву. Этот автор представлен в коллекции музея пятью скульптурами из дерева культового характера, в которых по представлениям народов Дальнего Востока обитали «духи». В пластических характеристиках изображений «хозяек горы и воды», а также в амулетах как бы подтверждается их семантика: на груди «хозяйки воды» - рельефное изображение рыбки, «хозяйка горы» имеет на голове выступ, напоминающий возвышенность (холм), а на голове фигурки, изображающей духа, причиняющего головную боль, - рельефный нарост-выступ. В амулетах от болезни сердца и того больше: дано изображение больного органа - сердца.

В собрании музея есть и деревянные игрушки. Весьма выразительные «Уточки» А. Воксина по форме напоминают традиционную игрушку «Собаку». Сняв кору, он расписал их спиралевидными узорами, которые по традиции вырезались по коре. Эти условные фигурки, где скупо выявлено лишь самое характерное, напоминают культовую пластику.

Береста в прошлом также широко использовалась в хозяйстве народов Приамурья и Сахалина. Лукошко сахалинской мастерицы Огавы Хацуко демонстрирует традиционную форму берестяных изделий, выполненных из одного куска бересты. Нивхский берестяной ковш (Сахалин, 80-е годы ХХ в.) поражает изысканностью и необычностью конструкции явно этнического происхождения. Восхищает продуманность и разнообразие декоративных деталей в оформлении берестяного тулова музыкального инструмента - тынрына - нивхской скрипки (собственность областного краеведческого музея). Здесь в качестве декоративных средств используются не только различные оттенки бересты, не только фигурные полоски по краю цилиндра, но даже высота стежка, пришивающего их и вторящего волнистому краю этих полосок. Дополняет все тисненый орнамент на тулове и оригинальный подбор цвета рыбьей кожи, затягивающей верхнюю часть тулова (с живота морского бычка). Действующие тынрыны на Сахалине делает только Л. Д. Кимова. Изысканный шов по краю небольшого туеска ее же работы напоминает прорастающую веточку, живо и естественно входящую и выходящую из отверстий на полоске, скрепляющей верх туеска.

В творчестве народных мастеров в последнее десятилетие начинает выделяться как самостоятельный вид искусства вышивка (Л. Д. Кимова. Панно-триптих «Девочка-лебедь» - собственность СОКМ; Огава Хацуко. Панно «Олень»), ранее игравшая вспомогательную роль: пришить аппликативный орнамент или традиционно украсить орнаментом праздничную национальную одежду по краям. Создавая вышивку-картину, мастера использовали национальные декоративные швы. Знакомство с русской культурой, с достижениями в искусстве других народностей Сахалина (в частности, с искусством эвенкийского мастера Семена Надеина), увлеченность творческого человека привели Огаву Хацуко к созданию сюжетного произведения. Используя традиционные техники и орнаменты, она вышила панно-коврик «Олень». С наивной непосредственностью изображены на коврике серый олень с колодкой на шее, зеленый контур Сахалина у его ног, напоминающий толстогубую рыбу (у Семёна Надеина образ оленя-острова), и два коричнево-зеленых деревца по сторонам. Здесь много отступлений от правил профессионального искусства, в частности, изображение оленя как самого главного в сюжете дано в гораздо больших размерах, чем деревья, и это нисколько не смущает художницу. Наивность изобразительного языка и непосредственность содержания привлекают зрителя.

В современном декоративно-прикладном искусстве народов Сахалина наблюдается появление отдельных направлений в художественной обработке рыбьей кожи, опирающихся на народную основу и потому имеющих местное своеобразие. Молодая нивхская художница Наталья Пулюс постоянно обращается к рыбьей коже, изготавливая небольшие сюжетные или орнаментальные панно в технике аппликации. Уникальной техникой росписи тушью на рыбьей коже владеет Вероника Осипова, создающая в ней декоративные картины-панно. Носительница культуры сахалинских уйльта, она вносит в рисунок этнографические подробности, придавая изделию национальное своеобразие. Нивхский мастер Л. Д. Кимова, сочетая разнообразные естественные оттенки цвета рыбьей кожи, обогащая их новым содержанием, создает уникальные вещи: бусы, сумочки, коллажи. При изготовлении коллажа «Кераф - летнее жилище нивхов» Лидия Демьяновна не только использует различные оттенки цвета кожи разных пород рыб, но и коптит ее, режет на кусочки, крошит, затем составляет из них изображения.

Рассматривая изделия современных народных мастеров, можно отметить, что древняя культурная традиция не статична. Она постоянно развивается во взаимосвязи старого и нового. Все чаще мастера украшают традиционным орнаментом современные вещи: сумочки-косметички, газетницы, чехлы на банкетки и наволочки и т. д.

И все же обзор изделий сахалинских мастеров последнего десятилетия показывает не совсем благоприятное положение с искусством коренных и малочисленных народов на острове. В коллекции музея практически не представлено ДПИ сахалинских эвенков. Средний возраст народных мастеров - 55 - 60 лет. Уходят старые мастера, знающие и помнящие культурные традиции своего народа. Наряду с сохранением традиционных видов декоративно-прикладного искусства и появлением новых в сахалинском народном искусстве отмечаются и утраты. Исчезло плетение из лозы, стало исчезать изготовление берестяных изделий, хотя некоторые представители этих народностей пожилого возраста еще владеют навыками берестяного искусства.

В настоящее время, когда народное искусство уже не является жизненно необходимым, очень трудно вести работу по его возрождению и сохранению. Изучение различных художественных ремесел - одна из наиболее действенных форм приобщения к традиционной национальной культуре. Для того чтобы искусство, которым владели и владеют представители старшего и среднего поколения мастеров Сахалина, изучалось и усваивалось молодежью, необходимо было организовать передачу древнего мастерства будущим поколениям.

Но несмотря на то что с 60 -70-х годов детей нивхов и уйльта начали знакомить на уроках труда с национальным декоративно-прикладным искусством в общеобразовательных школах, где они находились на полном государственном обеспечении, лишь считанные единицы овладели традиционными приемами резьбы по дереву, научились вышивке, обработке нерпичьей и рыбьей кожи. Мало помогли и организованные в 90-е годы отделения декоративно-прикладного искусства коренных народов Сахалина в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы, и технологический лицей в городе Поронайске. С 2002 года при Институте усовершенствования учителей города Южно-Сахалинска работает отделение дополнительного образования по программе «ДПИ и народные промыслы коренных народов Сахалина».

И хотя мы понимаем, что утрата любого элемента традиционного наследия коренных народов - трагедия для всей мировой культуры, мы, вероятно, уже не в силах предупредить его нивелирование. Но можно не сомневаться, что лучшие этнические традиции, если они в духовном, эстетическом отношении действительно значительны и ценны, смогут и должны обогатить современное народное декоративно-прикладное и профессиональное искусство.

Александра МАРАМЗИНА

Марамзина Александра Михайловна, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сахалинского областного художественного музея, где работает с 1985 года. Круг интересов - декоративно-прикладное искусство и народное творчество.

Одежда нивхов. Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу - завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. В наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных. Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные халаты богато украшаются полосами из яркой материй и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные украшения Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность. Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме наголенников, у женщин сохранились нарукавники.

Картинка 21 из презентации «Малые народности Сахалинской области»

Размеры: 519 х 1080 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Малые народности Сахалинской области.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1972 КБ.

Скачать презентацию

«Одежда 19 века» - Летняя и обрядовая одежда. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Костюм новгородской области xix века. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков. В середине девятнадцатого века шугаи стали выходить из моды и постепенно превратились в свадебную одежду.

«Одежда в английском» - Рубашка. Постановка задачи. Цель работы: Jacket is a short light coat – гипоним. Smock (1938) – loose garment worn by artists. Определены мотивировочные признаки значения слова, гипонимы и гиперонимы. Этимология слова повлияла на изменения процесса мотивированности названия. Выявлены сходства и различия по структурно- семантическим признакам.

«Стиль и силуэт в одежде» - 6. Выводы. Платье – вид женской одежды. 4. Стили одежды. Стили одежды. Платье – вся одежда, кроме обуви и белья. Мода – временное преобладание каких-либо вкусов в одежде. Содержание презентации. 1. Повторение ранее изученного материла. Прямые (ширина изделия одинакова по линиям груди, талии, бедер).

«Учебно-методический проект» - Аннотация. Материалы учебно-методического пакета. Московский городской педагогический университет Факультет начальных классов. Контактная информация. Вопросы. Учебно-методический пакет «Одежда:вчера, сегодня, завтра.». Методические задачи:

«Одежда финнов» - На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Народная одежда финнов Выборгской губернии. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов.

Раздел «Художественная культура» 6 класс. Урок № 4. Тема урока:

Народный костюм.


План урока:

1. Сначала нитки и иголки.

2. Нивхский костюм.

3. Уйльтинский костюм.

4. Айнский костюм.

5. Зачем мужчины носили юбки?

6. Праздничная одежда

7. Украшения.


Всю свою фантазию, яркий талант и терпение мастерицы вкладывали прежде всего в украшение национальной одежды. Народный костюм – это не просто одежда, которая защищает тело, бытовая вещь. Народный костюм через особенности конструкции, формы, материала, цвета, декора демонстрирует принадлежность людей к определенному народу .







Традиционная одежда нивхов изготавливалась из рыбьей и тюленьей кожи, собачьих шкур, привозных тканей. Нивхский костюм состоял из халата с поясом, штанов, ноговиц , головного убора, обуви. Важными дополнениями к одежде были нарукавники , наушники, нагрудники, которые одевали для тепла, рукавицы, различные подвески к поясу халата. По покрою женские, мужские, детские халаты не различались. Халаты был как одеждой для дома, так и верхней одеждой. Женские халаты, также зимние были более длинными.









Чтобы в рукава шубы не попадал снег, их в запястьях обматывали нарукавниками. Ноговицы носили и в теплый, и в холодный сезоны. Врезка Ноговицы – одежда, облегающая ноги. Обязательный элемент нижней мужской и женской одежды. Надевались отдельно на каждую ногу. Для теплого сезона их шили из ткани. Для зимы - из собачьего, нерпичьего меха, из ровдуги. Низ ноговиц заправляли в обувь.


Врезка Нарукавники - полоска кожи, широкая тесьма или орнаментированная лента, которой повязывали концы рукавов. Зимой нарукавники защищали руки от ветра и снега, утепляли одежду. Летом защищали руки от гнуса и мошки. К рукавам шубы привязывались рукавицы. Их шили из нерпичьих шкур. Зимний костюм нивха дополняли наушники, меховая шапка и шарф из беличьих хвостов. Традиционные головные уборы шились из меха лисицы, речной выдры, тюленя, хлопчатобумажной ткани. Шапки богато и красочно орнаментировали мехом белки, соболя, собаки китайским шелком, пуговицами, бисером. Летние конические мужские шляпы изготавливали из бересты. Будничные женские шапки из ткани напоминали шлем.


Исследователь Л.Я. Штернберг ярко и красочно описал нивхский зимний мужской костюм: «Зимний костюм очень эффектен. Затянутый в талии в черную собачью шубу, на темном фоне которой мягко выделяется нежно-серая юбка из шкур молодых тюленей, в сапогах с узкими носками, изящно сшитыми, в шапке из лисьих лапок с наушниками, в меховых перчатках, закрывающих рукава, – гиляк производит изящное молодцеватое впечатление».




ноговицы

Используя цветные карандаши разрисуй рисунки ноговиц (слева) и поясной сумочки (справа) в соответствии с указанными цветами (прописные буквы (например – С – синий, Г – голубой, З – зеленый и т.д.)





Обувь уйльтинская была очень разнообразна – высокая и короткая, зимняя и летняя, тонкая и с двойным мехом. Уйльта считали, что болезни проникают через ноги и старались держать ноги в тепле. На ноги одевали тонкие носки из оленьей шкуры, вкладывали стельки из травы, которую специально заготавливали. Обувь шилась в основном из ровдуги и камуса. Врезка Ровдуга- тонко выделанная оленья шкура.


Врезка Камус – шкура с ног оленя. Используется для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири . Несмотря на обыденность такой вещи как повседневная обувь, ее непременно украшали. Рассмотрите детские торбаса из камуса. Две неширокие светлые полоски оттеняют разные тона оленьего меха. Верх украшен черной материей. На ней вышит криволинейный узор, использованы нитки из сухожилия оленя ярко- желтого, зеленого и красного цветов. Черная лента окантована золотистой нитью и крохотными белыми бисеринками. Приятно было одевать эту не только теплую, удобную, но и красивую обувь.















В изучении истории культуры прошлого своей страны люди, прежде всего, учатся понимать и уважать друг друга. Особенно интересны в этом плане народы Сахалина. Понимание другой ментальности сплачивает народы и нации. И это неудивительно, ведь нация без культурного наследия - это как сирота без роду и племени, которому не на что опереться.

Общая информация

До периода появления на Сахалине исследователей и путешественников из Европы, коренное население состояло из четырех племен: айнов (на юге острова), нивхов (обитали преимущественно в северной части), ороков (уильтов) и эвенков (кочевников с оленьими стадами).

Глубокое изучение особенностей жизни и быта народов Сахалина проводилось на экспонатах местного краеведческого музея. Здесь собрана целая коллекция этнографических экспонатов, которые являются гордостью музейного собрания. Имеются подлинные предметы, датированные 18-20 столетиями, что свидетельствует о существовании самобытных культурных традиций у аборигенов Курильских островов и Сахалина.

Народ айны

Представители этой нации относятся к древнейшим потомкам населения Японских, Курильских островов и Южного Сахалина. Исторически сложилось, что земли этого племени разделились на владения Японии и владения России на Дальнем Востоке. Связано это с тем, что российские исследователи изучали и осваивали Курилы и Сахалин одновременно с японскими землепроходцами, которые на тихоокеанском побережье вели аналогичные работы (о. Хоккайдо). Ближе к середине 19-го столетия народ айны с Курильских островов и Сахалина попадает под юрисдикцию России, а соплеменники с становятся подданными Страны восходящего солнца.

Особенности культуры

Айны - это народ Сахалина, относящийся к одной из самых загадочных и древнейших наций планеты. Представители народности кардинально отличались от монголоидных соседей физическим обликом, уникальным разговорным языком, многими направлениями духовной и материальной культуры. Мужчины со светлой кожей носили бороду, а женщины имели татуировки вокруг рта и на руках. Нанесение рисунка было весьма болезненным и неприятным. Сначала специальным ножом делали надрез над губой, затем обрабатывали рану отваром полыни. После этого втирали сажу, причем процедура могла длиться не один день. В результате получалось что-то наподобие мужских усов.

В переводе айн - это «благородный человек», принадлежащий народу. Китайцы представителей этой народности называли можень (волосатые люди). Это связано с густой растительностью на теле аборигенов.

Воинственное племя в качестве основного оружия использовало мечи с портупеями из растений, утяжеленные боевые дубинки с острыми шипами, а также лук и стрелы. В сахалинском музее хранится уникальный экспонат - военные доспехи, которые сделаны посредством плетения из полос шкуры лахтака. Этот раритет надежно защищал тело воина. Уцелевшие доспехи были найдены в семье старосты на озере Невское (Тарайка) в тридцатых годах прошлого столетия. Дополнительно об адаптации островитян к жизненным условиям свидетельствуют разнообразные рыболовные снасти и орудия для морского и сухопутного промысла.

Быт айнов

Представители этого народа Сахалина в охоте на животных использовали наконечники стрел, смазанные ядом аконита. Посуда была преимущественно из дерева. В быту мужчинами использовался оригинальный предмет икунись. Он служил для приподнимания усов во время пития алкогольных напитков. Это приспособление относится к ритуальным артефактам. Айны верили, что икунись является посредником между духами и людьми. Палочки украшали всевозможными узорами и орнаментами, символизирующими повседневную жизнь племени, включая охоту или праздники.

Обувь и одежда шилась женщинами из шкур сухопутных и морских животных. Накидки из рыбьей кожи украшались при помощи цветных тканевых аппликаций по вороту и обшлагам рукавов. Это делалось не только для красоты, но и для защиты от злых духов. Женская зимняя одежда представляла собой халат из меха нерпы, украшенный мозаикой и узорами из ткани. Мужчины в качестве повседневной одежды носили халаты из луба вяза, а на праздники надевали тканые костюмы из крапивы.

Миграция

О малочисленном народе - айнах - сейчас напоминают только музейные экспонаты. Здесь посетители могут увидеть уникальный ткацкий станок, одежду, сшитую представителями нации много десятилетий назад, и прочие предметы культуры и быта этого племени. Исторически так сложилось, что после 1945 года айны группой из 1200 человек перебрались на Хоккайдо в качестве японских граждан.

Нивхи: народ Сахалина

Культура этого племени ориентирована на добычу рыбы семейства лососевых, морских млекопитающих, а также собирательство растений и корешков, произрастающих в тайге. В быту применялись рыболовецкие орудия (иглы для плетения сетей, грузила, специальные крючки для На зверя охотились при помощи деревянных колотушек и копий.

Представители народности передвигались по воде на лодках различных модификаций. Самой популярной моделью была долбленка. Для приготовления ритуального блюда под названием мос, использовались черпаки, корыта и ложки из дерева, украшенные фигурной резьбой. В основу блюда входил который хранили в засушенных желудках сивучей.

Нивхи - коренные народы Сахалина, которые изготавливали красивые и уникальные вещи из бересты. Данный материал использовался для производства ведер, коробов, корзин. Изделия украшались уникальным тисненным спиральным орнаментом.

Одежда и обувь

Гардероб нивхов отличался от одежды айнов. Халаты, как правило, имели запашную полу (обычно слева). В экспозиции музея на Сахалине можно увидеть оригинальные накидки, сделанные из ткани в начале 20-го столетия. Стандартной промысловой одеждой для мужчин считалась юбка из меха нерпы. Женские халаты украшались узорной вышивкой в амурской стилистике. По нижнему подолу пришивались украшения из металла.

Зимний головной убор из рысьего меха отделывался маньчжурским шелком, что свидетельствовало о состоятельности и богатстве владелицы шапки. Обувь шили из шкур сивуча и нерпы. Она отличалась высоким показателем прочности и не промокала. Кроме того, женщины умело обрабатывали рыбью кожу, после чего делали из нее различные элементы одежды и аксессуары.

Многие предметы, характерные для коренных народов Сахалина, которые находятся в местном музее, собраны Б. О. Пилсудским (этнографом из Польши). За свои политические взгляды, он был сослан на сахалинскую каторгу в 1887 году. В коллекции имеются макеты традиционных жилищ нивхов. Стоит отметить, что наземные зимние жилища возводились в тайге, а летние дома строились на сваях в устьях нерестовых рек.

В каждой семье нивхов держали не менее десяти собак. Они служили как средство передвижения, а также использовались для обмена и уплаты штрафа за нарушение религиозного порядка. Одним из мерил богатства хозяина были именно нартовые собаки.

Главные духи у племен Сахалина: Хозяин гор, Владыка моря, Повелитель огня.

Ороки

Народ уильта (ороки) представляют тунгусо-маньчжурскую лингвистическую группу. Основное хозяйственное направление племени - оленеводство. являлись основным транспортным средством, используемым под вьюк, седло и нарты. В зимнюю пору кочевые маршруты пролегали по тайге северной части Сахалина, а летом - по побережью Охотского моря и в низинах залива Терпения.

Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе. Это не требовало специальной заготовки кормов, просто менялось место поселения по мере съедания подножных растений и культур. От одной самки оленя получали до 0,5 литра молока, которое пили в чистом виде либо делали масло и сметану.

Вьючный олень экипировался дополнительно различными сумками, седлом, коробами и прочими элементами. Все они украшались цветными узорами и вышивкой. В сахалинском музее можно увидеть настоящую нарту, служащую для транспортировки грузов при кочевании. Кроме того, в коллекции имеются охотничьи атрибуты (наконечники копий, самострелы, ножи для разделки, самодельные лыжи). Для уильтов зимняя охота являлась одним из основных источников дохода.

Хозяйственная часть

Женщины ороков умело выделывали оленью шкуру, получая заготовки для будущей одежды. Выкройка осуществлялась при помощи специальных ножей на досках. Вещи украшали орнаментальной вышивкой в амурском и растительном стиле. Характерная черта для узоров - тамбурный шов. Зимние предметы гардероба производились из меха оленей. Шубы, рукавицы, шапки украшались мозаикой и меховыми орнаментами.

Летом уильты, как и другие малочисленные народы Сахалина, занимались рыболовством, заготавливая про запас рыбу из семейства лососевых. Проживали представители племени в переносных жилищах (чумах), которые накрывались оленьими шкурами. Летом в качестве домов выступали каркасные постройки, укрытые корой лиственницы.

Эвенки и нанайцы

Эвенки (тунгусы) относятся к сибирским малочисленным народностям. Они ближайшие родственники маньчжуров, сами себя называют «эвэнкил». Это племя, тесно связанное с уильтами, активно занималось оленеводством. В настоящее время народ проживает преимущественно в Александровске и Охинском округе Сахалина.

Нанайцы (от слова "нанай" - "здешний человек") - это малочисленная группа, говорящая на собственном языке. Племя, как и эвенки, относится к ответвлению материковых сородичей. Они также занимаются рыбным промыслом и разведением оленей. После Второй мировой войны переселение нанайского народа на Сахалине с материка на остров носило массовый характер. Сейчас большинство представителей этой народности проживает в Поронайском городском округе.

Религия

Культура народов Сахалина тесно связана с различными религиозными обрядами. В основе представлений о высших силах у народностей острова Сахалина лежали магические, тотемные и анимистические взгляды на окружающий мир, включая животных и растения. Для большинства народностей Сахалина в максимальном почете был культ медведя. В честь этого зверя даже устраивали специальный праздник.

Медвежонка растили в специальной клетке до трех лет, кормили только при помощи специальных ритуальных ковшей. Изделия украшали резьбой с элементами пиктографических знаков. Убиение медведя происходило на специальной священной площадке.

В представлениях народов острова Сахалин, зверь символизировал горный дух, поэтому большинство амулетов содержали изображение именно этого животного. Обереги обладали огромной магической силой, хранились столетиями в семьях, передаваясь из одного поколения в другое. Амулеты подразделялись на лечебные и промысловые варианты. Изготавливали их шаманы или люди, страдающие серьезными заболеваниями.

В атрибутику колдуна входил бубен, пояс с массивными подвесками из металла, специальный головной убор, священная палочка и маска из шкуры медведя. По преданию, эти предметы позволяли шаману общаться с духами, лечить людей и помогать соплеменникам в преодолении жизненных трудностей. Найденные исследователями предметы и остатки поселений свидетельствуют о том, что народы побережья Сахалина хоронили умерших по-разному. Например, айны погребали покойников в земле. Нивхи практиковали сожжение трупов, устанавливая на месте кремации памятную деревянную постройку. В нее помещали фигурку, отождествляющую душу умершего человека. При этом проводился регулярный обряд кормления идола.

Экономика

Для народов, проживающих на Сахалине, огромную роль играла торговля между Японией и Китаем. В нее активно были вовлечены аборигены Сахалина и Амура. В семнадцатом столетии сформировался торговый путь из северной части Китая по Нижнему Амуру через территории ульчей, нанайцев, нивхов и других коренных народов, включая айнов на Хоккайдо. Предметами обмена становились металлические изделия, украшения, шелка и другие ткани, а также прочие предметы торговли. Среди музейных экспозиций тех времен можно заметить лаковую японскую посуду, шелковые украшения одежды и головных уборов, многие другие предметы этого направления.

Настоящее время

Если учитывать терминологию Организации Объединенных Наций, то коренные народы - это нации, проживающие на определенной территории до момента установления там современных государственных рубежей. В России этот вопрос регулируется федеральным законом «О гарантиях прав коренных и малочисленных народностей РФ, которые проживают на территории своих предков». При этом учитывается традиционный образ жизни, виды хозяйственной и промысловой деятельности. К этой категории относят группы людей численностью менее 50 тысяч человек, которые осознают себя самостоятельной организованной общностью.

К основным этническим группам Сахалина сейчас относится немногим более четырех тысяч представителей племен нивхов, эвенков, уильтов, нанайцев. На острове зафиксировано 56 родовых поселений и общин, размещенных в местах традиционного проживания, занимающихся характерной хозяйственной и промысловой деятельностью.

Стоит отметить, что чистокровных айнов на территории российского Сахалина не осталось. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что в регионе проживает три человека этой народности, но и они выросли в браке айнов с представителями других наций.

В завершение

Почитание собственного народа - это показатель высокого уровня самосознания и дань уважения предкам. Малочисленные народности имеют на это полное право. Среди 47 коренных наций в России, заметно выделяются представители Сахалина. Они имеют похожие традиции, ведут параллельную хозяйственную деятельность, поклоняются одинаковым духам и высшим силам. Однако между собой у нанайцев, айнов, уильтов и нивхов имеются определенные различия. Благодаря поддержке малых народностей на законодательном уровне, они не ушли в забвение, а продолжают развивать традиции своих предков, прививая ценности и обычаи молодым поколениям.