Кальтаджироне сицилия. Кальтаджироне (Caltagirone), Сицилия. Кафедральный собор Св. Джулиана

  • 19.09.2020

Поскольку большинство читателей предпочли дослушать и досмотреть рассказ о путешествии по Валь-ди-Ното, перейду к рассказу о Кальтаджироне. Сразу же скажу, что город не оправдал моих ожиданий. Как этот город попал в ЮНЕСКОвский список барочных городов Сицилии, я так и не понял; может быть, тут и не обошлось без местных авторитетов. К настоящему моменту из восьми охраняемых ЮНЕСКО барочных городов я видел семь (неохваченным остался Палаццоло Акреиде), и Кальтаджироне, увы, занимает в моем личном списке последнее место. Не то, чтобы город некрасив или неинтересен, ни в коем случае (не знаю,бывают ли в Италии такие города)! Просто самобытного яркого барокко я здесь не увидал.

Возможно, я резок в своей оценке. Допускаю, что на эту оценку повлияли два фактора:
1. Если помните, мой автобус AST, обязанный довести автора из Катании до Кальтаджироне, сломался на полпути, и полтора часа моей жизни были потрачены на ожидание следующего рейса. Стоять без дела на заправке посреди сицилийских полей, когда под угрозой срыва дальнейший хитроумный план перемещений на автобусах, - это, скажу вам, не способствует мирному духу.
2. Ну а здесь виноват уже лично я. Перед поездкой я скачал с сайта коммуны Кальтаджироне подробную туристическую карту и нарисовал на ней маршрут. На местности я шел четко по карте, не разыскивая инфопункт. Естественно, мне и в голову не приходило записывать достопримечательности, которые я фотографировал, - у меня же была карта! И вот по приезде в Питер я эту карту машинально выкинул! Ведь во всех остальных посещенных мной городах удалось раздобыть нормальные туристические карты в инфопунктах, и домашние заготовки стали уже не нужны. И вместе с ненужными заготовками в мусоропровод отправилась и карта Кальтаджироне! Ну ничего страшного, - сказал себе я, - скачаю с сайта еще раз. И вот уже два месяца я тщетно пытаюсь выудить с сайта карту. Ее нет! Какой-то сисадмин удалил карту с сайта. В итоге у меня набор фотографий, из которых далеко не все удается идентифицировать; ну забыл я, как назывались некоторые запечатленные церкви!

Все эмоции вроде бы выплеснул, далее попытаюсь быть беспристрастным. Все-таки, чиновники ЮНЕСКО не могли быть подкуплены все до единого; значит, есть в Кальтаджироне некая барочная изюминка, которую, видимо, мне не удалось заметить.
Итак, начнем.


Вокзал в Кальтаджироне, обслуживающий в сутки две пары поездов, я вам уже показывал. Автобус AST выкидывает пассажиров с правой стороны вокзала. Автобусы компаний поприличнее кольцуются на автостанции, расположенной чуть левее станции. Район вокзала не влез в мою карту, и поэтому я здесь чуть поплутал, но потом по интуиции вышел к городскому саду, от которого дальнейший путь проходит по извивающейся, подобно ужу на сковородке, виа Рома. Чуть отклонившись от виа Рома, можно выйти к церкви Сан-Пьетро. Несмотря на свой готический фасад, эта церковь - плод второй половины XIX века, когда готика вновь вошла в моду.


В церкви шел ремонт, так что внутрь я не попал. Хотя там было бы интересно увидать большую процесионную статуя св. Петра, и именно отсюда стартует праздничная процессия во второй половине дня Светлого Воскресенья. Вообще-то, главные герои этой процессии - это воскресший Христос и Богородица, которой Он является (вот, как это выглядит: https://it.wikipedia.org/wiki/Caltagirone#mediaviewer/File:Pasqua_a_Caltagirone.jpg ; апостол же Петр выполняет роль статиста. Сразу же скажу, что из-за благословенного автобуса (Как там было в "Кавказской пленнице"? Да отсохнет его карбюратор во веки веков!) я застал все церкви, за исключением собора, уже закрытыми. Может быть, барочные интерьеры там настолько ярки, что заставили бы меня простить незамысловатые фасады, но, увы, автобус порешил по-другому.

Вернувшись на виа Рома, идем дальше. Следующий пункт программы - это т.н. Tondo Vecchio, которое мне обещали в качестве смотровой площадки. Действительно, здесь есть некоторая терраса с парапетом, с которой можно бросить взгляд на улицы, расположенные ниже, и амфитеатр. Но ничего примечательного в улицах ниже нет, так что идем дальше.

Дальше чуть в стороне от виа Рома находится единственная церковь Кальтаджироне, которая мне бесповоротно понравилась. Она посвящена св. Франциску Ассизскому и основана в 1236 году. После землетрясения 1693 года ее вновь отстроили в стиле барокко, но былая готика кое-где пробивается через последующие перестройки.



Кстати, именно эта церковь в итоге оказалась самой зрелищной на панораме города с вершины знаменитой лестницы. Остальные церкви "тонут" в окружающей застройке, а Сан-Франческо-д"Ассизи-аль-Иммаколата четко видна. Покажу позже.
Далее виа Рома выходит на мост Сан-Франческо, украшенный местной керамикой.


Мост не перекинут через реку, а соединяет два из трех холмов, на которых стоит город. Коль уж речь зашла о керамике, напомню (или сообщу тем, кто пока не в теме), что Кальтаджироне - это центр сицилийской керамической промышленности. Именно керамика, а не барокко - основная "изюминка" Кальтаджироне. Если вас привлекают керамические женские головы или сосновые шишки (почему-то этих изделий больше всего в местных магазинах), то вы будете в экстазе. Если же вы смотрите на эти бесполезные безделушки с должным равнодушием, то, увы, боюсь, Кальтаджироне вас разочарует. Опять я позволил эмоциям заглушить устраненный от страстей мира сего голос рассказчика!

Прямо по курсу вы видите бывшее здание тюрьмы (Carcere Borbonico). Оно было построено архитектором Натале Бонаюто (Это не японец! Bonajuto - сицилийская фамилия; в Катании есть даже византийская капелла Бонаюто, в которою. правда, я так ни разу и не попал) в XVIII веке. Сейчас в бывшей тюрьме маленький музей Museo Civico. Такие музеи частенько попадаются в маленьких городах; смотреть там обычно нечего, но зато они бесплатны, и там есть бесплатные удобства (имеющий уши да услышит)
А купол и колокольня, которые вы видите на той же фотографии, относятся уже к кафедральному собору Сан-Джулиано. Да-да, Кальтаджироне - это центр одноименной епархии, созданной в 1816 году. За свою недолгую историю епархия эта последовательно была суффраганной для архиепископов Монреале (1816-1844), Сиракуз (1844-2000) и Катании (с 2000г). Собор в своем нынешнем виде построен после землетрясения 1693 года, порталы - дело рук уже упомянутого Бонаюто (XVIII век). фасад выполнен в стиле либерти (так в Италии называют модерн), а колокольню закончили в 1956 году. Вот так, в т.н. барочном городе кафедральный собор своим внешним видом о барокко не напоминает.


По недоброй традиции (мы такое уже в Милителло наблюдали) соборную площадь устроили не перед главным фасадом, а сбоку, так что парадной фотографии анфас не получится.
Для такого небольшого города собор просто громадный, хотя это только изнутри можно почувствовать.

Удалось запечатлеть лишь росписи на потолке. Я сильно опасаюсь, что это уже XX век, но не ради искусства я мучался с фотоаппаратом. Мне тематика понравилась: последовательно показаны жертвоприношения Авеля и Ноя, а затем трапеза Авраама и Мельхиседека. Как помните (точно помните?), Авель, Ной и Мельхиседек упоминаются в анафоре римской мессы, благодаря чему эти ВЗ персонжа без устали кочуют по мозаикам и фрескам западных церквей (достаточно упомянть равеннскую Сан-Витале). Фрески Кальтаджироне - это, конечно, не равеннские мозаики, но задрать голову и полюбоваться можно.

До этого момента наш маршрут был таким: https://goo.gl/maps/y3xkN
Петляли мы из-за того, что Сан-Пьетро, Сан-Франческо и Джезу находятся в переулках. А так задача любознательного путника - идти прямо по кривой виа Рома, и тогда не заблудишься. Далее будет сложнее: карту я потерял, и в каких именно проулках находится та или иная церковь, я помню лишь приблизительно. Так что следующими очерками пользоваться в качестве путеводителей нужно с очень большой осмотрительностью.

Достаточно далеко от побережья (расстояние от Катании около 70 км.) Название этого места переводится с арабского как «крепость ваз».

Достопримечательностей особых здесь нет. Привлекло нас сюда желание купить керамику, ее здесь производят несколько тысячелетий, об этом рассказывает городской музей керамики. Причина такой экономической устойчивости — наличие большого количества глины в окрестностях города.

Весь город декорирован керамической плиткой. Особой достопримечательностью является лестница — Санта Мария дель Мондо, полностью украшенная разноцветной плиткой.

Лестница ведет к бывшему городскому собору — Санта Мария дель Мондо.

А со всех сторон к лестнице выходят керамические лавки, в основном они торгуют типичными для этого региона вазами. Особый интерес представляют вазы в виде головы.

Арабы, которые правили Сицилией несколько веков, сделали керамику водонепроницаемой, т.е. более прочной и привнесли в орнаменты восточный колорит.

01:25 am - Кальтаджироне
Сицилийский городок Кальтаджироне, что в провинции Катания, знаменит двумя вещами: ярко раскрашенной керамикой и потрясающей воображение лестницей Санта-Мария-дель-Монте. На эти две вещи мы и отправились посмотреть в Кальтаджироне...

Фрагмент лестницы Санта-Мария-дель-Монте

Название Кальтаджироне происходит от мавританского выражения, означающего "крепость ваз". Что, в свою очередь, говорит нам о том, что керамику в Кальтаджироне изготавливают с незапамятных времен. Помня о том, как нам понравилась деревушка Маргаритес на Крите, откуда мы привезли керамические блюда, плошки и прочие сувениры за совершенно смешные деньги, от Кальтаджироне я ожидала примерно того же. В реальности все вышло по-другому.

Во-первых, Кальтаджироне - действительно керамическая Мекка Сицилии. Туристов окружают разномастные мастерские и лавочки, продающие изделия величиной с наперсток или же размером с десятилетнего ребенка, а также всякий туристический ширпотреб: посуду (попадаются совершенно роскошные сервизы), предметы интерьера (особенно впечатляют огромные красные декоративные блюда), часы, маски, уличные таблички, плиточки с рисунком и т.д. Увы, стоит все это довольно серьезных денег: грубо сделанная одним пальцем рюмочка - 5 евро, плошка с банальным рисунком - 8 евро, среднее блюдо или симпатичный маленький чайничек - 20-25 евро. То есть сувениров - укупиться! но надо быть готовым к тому, что стоить все это будет намного дороже изделий критского производства. И по большому счету, стандартные сувениры (те же плошки, чашки и подставки) можно купить в других туристических центрах Сицилии: Палермо, Чефалу, Сиракузе, Катании; существенно сэкономить на этом в Кальтаджироне вам не удастся, так что в этом городе есть смысл искать что-то более оригинальное и, соответственно, дорогое. Сервиз, напольную вазу, оригинальную маску... В отдельных мастерских нам попадались прекрасные работы, по главной улице Виа Рома с ее магазинчиками можно ходить, как по музею керамики (который в Кальтаджироне, разумеется, тоже есть).

Зато не разочаровала другая достопримечательность: лестница с майоликой оказалась и в самом деле впечатляющей! Кроме того, в Кальтаджироне обнаружились и другие интересные сооружения. Город, если можно так выразиться, весьма харизматичный: бродя по центру, понимаешь, как мало тут что-то изменилось за последние пару веков. В этом смысле Кальтаджироне оказался похож на Рагузу, Кастельмолу и Корлеоне: стопроцентно итальянский, более того - сицилийский, чуть мрачноватый, однако оставляющий неизгладимое впечатление где-то на подкорке головного мозга...

Площадь Муниципио - сердце города, к которому сходятся все основные улицы. На площади находятся Ратуша и Сенаторский дворец (ныне - галерея Луиджи Стурцо)

Городская ратуша

Ратуша: фрагмент

Галерея Стурцо

Здание на площади Муниципио справа от Галереи. Сзади виден купол собора ди Сан Джулиано

Восхитительные балконы дворца на Виа Витторио Эммануэле

Наконец, знаменитая лестница Санта-Мария-дель-Монте. Каждая из 142 ступеней украшена майоликой, причем рисунок из ряда в ряд ни разу не повторяется. Лестница была построена в 1608 году, чтобы соединить главное религиозное сооружение города - собор святой Марии - с Сенаторским дворцом

Фрагменты украшений лестницы. Самый интересный фрагмент размещен в начале поста

Вид с лестницы Санта-Мария-дель-Монте...

В том числе и на собор святого Франциска Ассизского

На вершине лестницы нас встречает чудесное керамическое панно: что-то из истории Сицилии, очевидно

По правую руку на вершине лестницы Санта-Мария-дель-Монте стоит одноименная церковь

Еще немного городских панно и других уличных украшений из керамики

Спускаемся по лестнице обратно и продолжаем осмотр Кальтаджироне. На Пьяцца Умберто I высится собор ди Сан Джулиано

Мост Сан-Франческо

Собор святого Франциска Ассизского

Перед собором обнаруживаем конную статую дона Кихота Ламанчского:) Жаль, в путеводителе о происхождении статуи нет ни слова...

И вот доходим до музея керамики, в экспозиции которого представлены сосуды бронзового века, римские и греческие амфоры, арабские вазы и средневековые сицилийские изделия

Прощаемся с Кальтаджироне

Дорогие друзья! Следующий колокольный маршрут, о котором я хочу рассказать — это яркий и незабываемый сицилийский город Кальтаджироне (Caltagirone), предметом гордости местных жителей которого служит керамическое ремесло.

В первой части я расскажу о Региональном музее керамики, а во второй мы заглянем в некоторые керамические магазинчики и поднимемся по знаменитой лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария дель Монте.

Планируя поездку еще дома, мы не могли найти способ, как обернуться в Кальтаджироне из Летояни (рядом с Таорминой) за один день без машины или ночевки в гостинице, притом, что Кальтаджироне находится не так уж далеко. Туристические форумы сообщали о тех же трудностях. В Таормине мимоходом заглянули с вопросом в первую попавшуюся турфирму. Что тут началось! На поиски были брошены все силы:). Искали долго. В итоге нам предложили доехать сначала на поезде до Катаньи, затем пересесть на автобус до Кальтаджироне. Автобус шел поздновато, поэтому решили ранним утром захватить еще немного и Катаньи:). Дальше действовать по обстоятельствам.

В Катанью прибыли на несколько часов раньше, чем должен отправляться автобус в Кальтаджироне. На всякий случай отправились на станцию уточнить расписание. И тут… я не поверила своим глазам… На площади уже стоял автобус с табличкой «Caltagirone»! Радостный водитель с улыбкой Челентано (помните фильм «Безумно влюбленный»?:) пригласил в салон, как будто автобус подан специально для нас:)

И вот мы мчимся по сицилийским просторам, любуясь залитыми солнцем полями и бесконечными рядами лимонных деревьев. Наконец на высоком холме показался город. Мы доехали до конечной станции, чтобы справиться об обратной дороге. Все отлично! Есть подходящие и автобусы, и поезда.

Музей решили посетить в первую очередь, так как приближалась сиеста, а мы так и не выяснили, есть перерыв или нет. В связи с этим о покупке керамики именно в Кальтаджироне я особо не горевала, — мы видели ее почти во всех городах, где побывали.

Эта дорога приведет нас к музею керамики. Он будет слева после парка.

Керамические украшения в Кальтаджироне повсюду.

А вот и музей.

Нас встретили очень радушно, особенно, когда узнали, что мы из России. Оказывается, в 2005 году в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости проходила выставка «Диалог с керамикой» . На ней было представлено более 170 уникальных керамических изделий от античности до ХIХ столетия из коллекции Кальтаджиронского музея. Сотрудники подарили нам большой каталог, подготовленный к этой выставке, а у меня, к счастью, оказался с собой наш колокольчик «Колокольная галерея», который я подарила в ответ.

Музей керамики был открыт в 1965 году. В его залах собрано более 2500 экспонатов, раскрывающих многообразие сицилийской керамики с древних времен до наших дней, испытавшее на себе влияние многих культур — греческой, римской, византийской и мусульманской, которое, в последствии, привело к формированию неповторимого сицилийского стиля.

В музее семь залов — A, B, C, D, E, F, G. Из огромного количества фотографий для показа в этом рассказе я выбрала экспонаты, которые участвовали в Питерской выставке.

Экспозиция музея состоит из трех больших разделов:

Керамика древнего мира

Древние археологические находки, представляющие собой классические римские и ранние христианские керамические предметы, расположены в зале B.


Скифос (skyphos). 12 см. 550 до н.э.


Пелика (pelike). 13,7 см. 499 — 400 до н.э.

Керамика средневековья

В зале C находятся макеты некоторых средневековых печей для обжига керамических изделий.

Зал D представляет керамику X — XV вв.


Миска с петлеобразными ручками (catino poliansato). 17 см. Polizz XV в.


Чаша (scodella). 7,5 см. Палермо XII в.


Кувшин (brocca). 38 см. Восточная Сицилия XV в.


Чаша (ciotola), прото-майолика, Agrigento XIII в.

Керамика Кальтаджироне, изготовленная после XVI в.

Залы E и F представляют период с XVI до XVIII вв.

Особый интерес у меня вызвали керамические фигурки. Так хотелось, чтобы это были колокольчики. Но нет. Оказывается, это масляные лампы. Они заполнялись оливковым маслом, в которое помещался фитиль. В последствии такие лампы трансформировались в подсвечники.


Масляная лампа в форме женской фигуры. Кальтаджироне XVI в.
(Lucerna antropomorfa)

В зале А демонстрируется керамика Кальтаджироне XVIII — XIX вв.



Кальтаджироне 1865


Ваза (vaso oramentale) 63 см.
Кальтаджироне XIX в.

К середине XVIII в. сицилийская керамика начала обретать свой собственный стиль. Надеюсь, что на выставке «Колокольчики и народные промыслы » появится отдельная статья про нее.

Зал G представляет изделия сицилийских ремесленников. Здесь можно полюбоваться разнообразными предметами, с характерными для сицилийской керамики цветами и формами. Это вазы, банки, масляные лампы, плитки, сосуды с изображением ангелов, святых, гербов, женских профилей и т.д.


Сосуд (bombola) 34 см. Трапани. XVII в.

Сосуд (bombola) 24,5 см.
Кальтаджироне XVIII в.

Кувшин (versatoio) 20 см.
Кальтаджироне XVIII в.


Ваза для цветов в форме головы (vaso da fiori antropomorfo) 30,5 см.
Кальтаджироне 1772 г.

Среди экспонатов музея нельзя не заметить сосуды в форме человеческих голов. Их происхождение окутано легендами. Одна из них рассказывает, что такие головы выставлялись на всеобщее обозрение в случае, если арабский завоеватель поплатился головой за похищение сицилийской женщины.

В этом зале много керамических мини-скульптур, изображающих сцены из жизни простых людей. История их создания начинается с изготовления рождественских яслей (презепе). В конце 18 века в Кальтаджироне появилась традиция изготовления яслей из глины. Со временем эти композиции стали частью обстановки и предметами искусства. Созданием таких изделий прославилась семья Ваккаро Бонджованни.

Кальтаджироне (Caltagirone) - по праву считается керамической столицей . Он живописно расположен на трех холмах на юго-западе провинции . Средневековый город Кальтажироне был разрушен землетрясением в 1693 году. Город был вновь отстроен в популярном тогда стиле барокко. В Кальтажироне до сих пор сохранилось свыше 80 керамических мастерских, причем некоторые из них можно посетить. Знаменитую местную керамику можно купить в бесчисленных сувенирных лавках города.

Покровителем города считается святой Иаков Зеведеев. В честь него ежегодно проводится праздник 25 июля.

Caltagirone входит в список достопримечательностей вместе с другими городами долины Ното, отстроенными в стиле позднего барокко.


Достопримечательности Кальтаджироне

Среди достопримечательностей Caltagirone стоит выделить великолепный кафедральный собор св. Джулиана 18-го века и Palazzo Capitaniale Corte (16 век), расположенные на Piazza Umberto I. Палаццо было построено Жаном Домиником Гаджини. Это одноэтажное здание с дорическими пилястрами. По улицы Via Duoma можно дойти до Piazza del Municipio, где находится барочное здание мэрии и современная галерея Л. Струцо, названная в честь основателя христианской демократической партии. Примерно в 300 м вдоль Corso Vittorio Emanuele будет еще одна церковь San Giacomo - первоначально норманлский храм, который заменили трехнефной базиликой после землетрясения в 1693 году. В городском музее - Museo Civico - расположенном в здании бывшей бурбонской тюрьмы, можно поближе познакомиться с историей города.


Церковь Сан Франческо ди Паола

Пройдя по мосту, украшенного керамической плиткой, вы попадете к церкви Chiesa di San Francesco di Paola . Она расположена у входа в городской парк, где находится интересный Музей Керамики.

Ризница церкви выполнена в Готическом стиле, она датируется периодом до землетрясения 1693 года.

Керамическая лестница Scala и церковь Санта Мария дель Монте

Главной достопримечательностью Кальтаджироне является знаменитая лестница - Scala, ведущая от Piazza del Municipio к Верхнему горолу. Лестница была спроектирована в 1608 году Джузеппе Джиакалоне. 142 керамеческие ступени украшены каждая своим рисунком, созданным от руки. Для декора используются стили и числа на основе тысячелетней традиции местных горшечников. Ступени лестницы ведут к церкви Санта Мария дель Монте, откуда открывается потрясающий панорамный вид на весь город.

Церковь Санта Мария дель Монте (Chiesa Santa Maria del Monte) также была перестроена после землетрясения 1693 года. ВНутри нее можно полюбоваться картиной Madonna di Conadomini (13 век). По случаю особых мероприятий лестницу Скала украшают цветами, создавая красивые орнаменты, видные издалека. В день св. покровителя города - св. Иакова (25 июля), на лестнице выставляют свечи разных цветов, создавая художественный рисунок, видный за десятки метров.

Кафедральный собор Св. Джулиана

Кафедральный собор св. Джулиана - Basilica Cattedrale di San Giuliano - был построен в нормандский период. Фасад храма был переделан в стиле ар-нуво в начале двадцатого века по проекту Саверио Гулли.

Храм, сильпо пострадавший от землетрясения 1542 года, датируется на самом деле 1282 годов, серединой Арагонского периода. Об этом свидетельствует дата на притолоке над входом, где упомянут также архитектор собора - Magister Gofredus. Собор подвергался реконструкциям после землетрясений 1542 и 1693 гг.

12 сентября 1816 года папа Пий VII издал папскю буллу, по которой создавалась диосеза Кальтаджироне. а церковь Сан Джулиано получила статус кафедрального собора.

Церковь Франческо д’Ассизи

Церковь св. Франциска Ассизского (Chiesa di San Francesco d’Assisi) построена в 1236. После разрушительного землетрясения 1693 ее переделали в популярном тогда стиле барокко. У фасада храма сделаны два заказа с морскими символами и статуей Безупречного. Купол церкви так и остался незакончен.

Chiesa di Gesù

Церковь Гезу датируется 1570 годом. У фасада храма расположено восемь статуй, изображающих святых и Мадонну с мледенцем. В интерьере церкви, построенной с единственным нефом, можно полюбоваться пьетой работы Филиппо Паладино (1607) и полотном «Рождество Христа» Полидоро да Караваджо.

Музеи Кальтджироне:

Musei Civici «Luigi Sturzo»

  • Via Taranto, 14 95041 Caltagirone

Ospedale delle Donne - MACC Museo d’Arte Contemporanea Caltagirone

  • Коллекция современного искусства
  • Адрес: Via Luigi Sturzo
  • Время работы: пн - сб 9:30 - 13:30, вск 9:30 - 12:30. вт, пт, сб и вск - 15:30 - 18:30. Среда - закрыто.
  • Вход: бесплатно

Villa Patti - Музей исторических вилл Сицилии и Кальтаджироне

  • Адрес: Via Santa Maria di Gesù Te.

Museo civico al Carcere Borbonico - Исторический музей в Бурбонской тюрьме

  • Адрес: Via Roma, 10
  • Тел. 0933 31590 - Fax 0933 41816
  • Время работы:: вт - сб: 9.30 - 13.30, вск 9:30 - 12:30. Вторник, пт, сб и вск 16:00 - 19:0. Понедельник: закрыто
  • Вход: бесплатно

Palazzo Reburdone - Palazzo Ceramico - Museo della ceramica Contemporanea

  • Музей современной керамики
  • Адрес: Palazzo Reburdone, уподножия лестницы Scala Santa Maria del Monte

Museo Internazionale «L. Colaleo»

  • Адрес: Largo S. Luigi, 2
  • Тел. 0933 53754 - Факс 0933 41816
  • Время работы: понедельник-суббота: 9.30-13,00; С 15:30 до 18:30 Воскресенье: 9.30- 12:30 с 15:30 до 18:30 Четверг: закрыто
  • Вход: Бесплатный

Карта Кальтаджироне: