Религиозное таинство.  Храм Успения Пресвятой Богородицы

  • 29.05.2024

Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Св. Церковь, о Таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия – подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость – все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам!

Господу угодно было учредить семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение.

Крещение

Является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне – обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки – – еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленного младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.

В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призы-Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.

Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники – епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.

Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: “Печать дара Духа Святаго. Аминь” – священник крестообразно помазует верующему чело – для освящения мыслей его, очи – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки – для освящения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек – плоть его и душа.

Покаяние ()

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: “При-имитеДуха Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе – предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

()

В Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Св. Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца – за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаво оставление грехов (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: “Сие творите в Мое поминание”.

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется “евхаристией”, что значит “благодарение”. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Как готовиться к Св. Причащению

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением – молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности.

Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи – мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье.

Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но – до начала Божественной Литургии.

Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай – после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

После пения “Отче наш” нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы “честно соблюсти в себе Христа приятого”. Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов – Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром – молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Брак

Есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: “Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 4-6).

“Мужья, – говорит ап. Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной – один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?

Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября – 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между и Крещением – от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.

Что браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. Что в нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Что одна из частей Таинства – обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

В Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески – хиротонию) получает благодать Святаго Духа для освященного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) – в протоиерея, диакон – в протодиакона.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинств, посвящаемый во священника – совершать Таинства, посвящаемый во епископа – не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Таинство священства – установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос “поставил… иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова” (Ефес. 4, 1- 12). Апостолы, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. В свою очередь, поставленные ими епископы хиротонисали предназначенных к священному служению людей. Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен чреда правильно рукоположенных священнослужителей.

Для недавно вошедших в Церковь людей целая проблема – как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают “отцами” – по имени: отец Александр, отец Владимир – или по должности: отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке и особое, ласковое обращения: батюшка. Соответственно и супругу называют “матушкой”. К архиерею принято обращаться следующим образом: “Владыко!” или “Ваше Высокопреосвященство!”. Патриарха же называют “Ваше Святейшество!”. Ну, а церковнослужители, работницы храма простые прихожане? К ним принято обращаться так: “брат”, “сестра”. Впрочем, если перед вами человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: “отец” или “матушка”, так же адресуются и к монашествующим.

()

Таинство елеосвящения, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить его и один иерей. Соборование берёт свое начало от Св. апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 13), Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 – 15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь – чаще – в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу – Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.

Слово «таинство» имеет в Священном Писании несколько значений:

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для ангелов.

3. Особое действие промысла Божия по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им в видимом.

По отношению к церковным священнодействиям, слово «таинство» включает в себя и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле, все, совершаемое в Церкви является таинством.

Это касается не только служб, которые совершают священники, но и жизни прихожан — верующих, составляющих Церковь как тело Христово. Обращение человека к Богу, молитва, и божественный ответ, который каждый молящийся от всего сердца обязательно получает — это непостижимая тайна. Но жизнь верующих людей наполнена этой тайной, они погружаются в нее вновь и вновь, и выходят из этого опыта другими — утешенными в страдании, наполненными духовной силой и радостью. Всю жизнь человек учится понимать, что говорит ему Бог — в знаках или символах, в случайных встречах, в словах церковных песнопений, в книгах и фильмах, в событиях окружающей жизни.

Даже то, что кто-то неожиданно задумался о вере, остановился, заглянул случайно в церковь, несомненно является промыслом Божиим об этом человеке. Вся цепь обстоятельств, в силу которых человек оказывается на пороге храма, принимает в свой внутренний мир нечто неведомое, совершенно непривычное — есть не что иное, как действие Бога в отдельной человеческой жизни.

Об этом пишут апостолы, это очень хорошо понимали первые христиане, в творениях христианских Святых — учителей Церкви и угодников Божиих с особой силой и ясностью проводится мысль о том, что вся жизнь человека в следовании за Христом — это тайна немыслимая и великая.

В древней Церкви не существовало специального термина для обозначения таинств как отдельной категории церковных действий. Понятие misterion использовалось сначала в более широком и общем смысле «тайны спасения», и только во втором, дополнительном значении оно употреблялось для обозначения частных действий, дарующих благодать, то есть собственно таинств. Таким образом, под словом таинство, Святые Отцы понимали все, что относится к Божественному домостроительству нашего спасения.

В последующие века, христианская традиция, которая сложилась в богословских школах к 15 веку, выделяет из множества благодатных церковных священнодействий семь собственно таинств: , Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

Таинства характеризуются следующими обязательными свойствами:

1. Таинства учреждены Богом

2. В таинстве на человека нисходит сила Божия — невидимая благодать

3. Таинство совершается путем зримых и понятных священнодействий

Внешние действия («видимый образ») имеют значение не сами по себе, они предназначены для человека, приступающего к таинству. Это объясняется тем, что по природе человек нуждается в видимых средствах, для восприятия невидимой силы Божией.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три таинства — , Причащения и Покаяния. Указания о Божественном происхождении других таинств можно найти в Деяниях и апостольских Посланиях, а также в творениях учителей Церкви первых веков христианства (св Иустин Мученик, св Климент Александрийский, св Ириней Лионский, Ориген, Тертуллиан, св Киприан и др.)

В каждом таинстве верующему сообщается определенный благодатный дар:

1. В человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.


2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.


3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.


4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.


5. В Таинстве Елеосвящени при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.


6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.


7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.


Таинства православной Церкви делятся на обязательные для всех христиан:

Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение, и необязательные — это таинства Брака и Священства. Кроме того различают повторяемые таинства — Покаяние, Причащение, Елеосвящение, и при определенных условиях — Брак; и неповторяемые, к ним относятся Крещение, Миропомазание и Священство.

«Семь церковных таинств»

То, что число таинств в Церкви равно семи, знает каждый ученик воскресной школы, хотя, конечно же, это разделение условно, так как Церковь сама есть тайна, поскольку в ней всё таинственно. Тем не менее, поскольку такая классификация таинств существует, приведём их разъяснение в соответствии с этой классификацией.

1. Быть нехристем негоже
Крещение. Это таинство установил Сам Христос, сказав Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В этой фразе заключено одно из основных требований к правилу крещения: крестят в православную веру, окуная в воду трижды — во имя Троицы. Но ещё в первые века христианства появилась ересь (евномианская), последователи которой погружали крещаемого в воду один раз — в знак смерти и воскресения Христа. По этому поводу апостолы даже установили правило (пятидесятое), согласно которому тот, кто погружает крещаемого один раз, а не три, будет извержен из Церкви. Поэтому и сейчас, когда христианин неправославного вероисповедания желает принять православие, то производится тщательное исследование правил, по которым его крестили прежде. Если погружали один раз — то такое крещение считается недействительным, если же крестили по троичной формуле, то такое крещение признаётся. Тщательное исследование это необходимо, поскольку человек должен креститься только один раз.

По этому поводу часто возникает вопрос, а нужно ли крестить так называемых погружённых, то есть тех, кого крестили в деревнях верующие бабушки. В таких случаях, если нет возможности, выяснить, насколько правильно была соблюдена формула крещения, необходимо пройти таинство крещения заново, а священник при этом, дабы не нарушить запрет повторного крещения,обязательно скажет: «аще не крещён есть». Если же человека крестили правильно, то он приходит на таинство крещения, но включается в совершение таинства только на стадии миропомазания, так как миром его бабушки точно не мазали.

2. Все мы мазаны одним миром
Миропомазание хотя и производится во время крещения сразу же после окунания в купель, тем не менее, является самостоятельным таинством. Во время этого таинства священник запечатлевает «печать дара Духа Святаго» через помазание новокрещённого святым миром. Миро — это благовонное масло, которое варится в последние дни Великого поста и освящается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси в Великий четверг (четверг Страстной седмицы). Затем миро разливается по сосудам и развозится по всем епархиям. Различные секты, в том числе и те, кто самочинно называет себя «православными», миро не имеют, а потому не имеют и таинства миропомазания.

После крещения и миропомазания человек начинает жизнь как бы с чистого листа: все его предыдущие прегрешения очищены «баней пакибытия», но поскольку в этом падшем мире не согрешить трудно, Церковь установила таинство покаяния, к которому крещёный человек должен прибегать как можно чаще.

3. Покаяния двери отверзи
Покаяние (исповедь). Какими бы ни были тяжкими грехи человека, Милосердный Бог может его простить при условии искреннего раскаяния. Именно искреннего, а не формального. Поводы для покаяния у человека найдутся всегда, и для этого не стоит специально грешить. Мало того, человек, согрешающий сознательно, в надежде, что Бог его за это простит во время исповеди, вряд ли это прощение получит.

В последние годы сложилась традиция, что исповедь в храмах принимается в определённое время, как правило, накануне причастия. А для того, чтобы приступить к причастию, требуется несколько дней поговеть (попоститься) и вычитать немало специальных молитв. В связи с этим в сознании новоначальных христиан сложилось убеждение, что всё это нужно делать и накануне исповеди. А поскольку выполнить установленные правила не всем под силу, многие так и не могут исповедовать накопившиеся грехи. Необходимо отметить, что покаяние — таинство самостоятельное, и человек может к нему приступить не обязательно после жёсткой подготовки в виде поста и чтения молитв. Желательно только приобщить своё желание исповедоваться ко времени, установленному в том или ином храме. Единственное условие для желающего исповедоваться — искреннее осуждение своих прегрешений и желание их не повторять. А вот для того, чтобы приступить к причастию, требуется специально подготовиться.

4. Сие есть Тело Мое
Таинство причастия. На Тайной вечере Христос, преломив хлеб и раздав его Своим ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое», подав же чашу с вином, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». Христос тем самым заменил кровавую жертву (иудеи на Пасху закалывали агнца — ягнёнка) жертвой бескровной. С тех пор христиане, причащаясь во время таинства причастия, принимают в себя Тело и Кровь Христову, в которые таинственным образом пресуществляются хлеб и вино во время богослужения.

В Русской Православной Церкви существует традиция приступать к таинству причастия лишь после исповеди, строго натощак (начиная с 24 часов предыдущего дня), накануне поговев минимум три дня и прочитав специальные молитвы. Младенцы до семи лет (до шести лет включительно) причащаются без исповеди. Больным людям, страдающим серьёзными заболеваниями и которые не могут обходиться без таблеток, разрешается в случае необходимости накануне причастия принять лекарство, так как лекарство едой не считается. «Погружённые» (крещёные мирянами) могут приступить к причастию только по дополнении такого крещения священником. Мирянам принято причащаться не менее пяти раз в году (во время четырёх длительных постов и в свой день Ангела), а также при особых жизненных ситуациях, например, накануне бракосочетания.

5. Брак честен и ложе нескверно
Венчание. Отметим сразу, что Церковь не признаёт законным так называемый «гражданский брак», при котором люди сожительствуют, не регистрируясь в ЗАГСе. Поэтому во избежание недоразумений к венчанию допускаются только лица, имеющие документ о регистрации брака. Такой зарегистрированный брак Церковь признаёт законным. Тем не менее Церковь напоминает, что для православных людей гражданской регистрации недостаточно и что нужно обязательно получить Божье освящение семейной жизни.

Венчание в наше время стало явлением модным, и, к сожалению, не все приступающие к нему осознают его важность и свою ответственность перед Богом и супругом, которую они берут во время венчания. Церковь же, желая быть браку честному, а супружескому ложу нескверному, просит Бога покровительствовать молодым всю их совместную жизнь. Но очень часто случается, что супруги относятся к венчанию, как к некоему магическому обряду, который должен автоматически скрепить их союз без приложения взаимных усилий. Без веры в Бога венчание в большинстве случаев становится бессмысленным. Церковный же брак бывает крепок лишь в том случае, когда супруги не забывают обещания, данные ими при венчании, и не забывают просить Бога помочь им эти обещания выполнять. И Бог всегда им поможет, так же как и тем, кто к Нему обращается при болезни во время таинства елеосвящения, или соборования.

6. Исцеление немощей душевных и телесных
Елеосвящение (соборование). Суть этого таинства точнее всего изложил апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание апостола Иакова, глава 5, стихи 14-15). Многие люди относятся к этому таинству с совершенно необоснованным страхом: дескать, соборование предваряет смерть. Действительно, довольно часто человека соборуют накануне смерти, тем самым очищая его от всех невольных грехов, которые он совершил в жизни и о которых по неведению или забывчивости (но не утаив специально) не покаялся на исповеди. Однако нередки случаи, когда, казалось бы, безнадёжно больные люди после таинства соборования вставали на ноги. Так что бояться этого врачующего таинства не стоит.

7. Поп — от слова папа
И последнее (не по значимости, конечно, а по количеству) таинство — это таинство священства. Православная церковь сохранила преемственность священства от апостолов, которых рукоположил Сам Христос. С первохристианских времён таинство священства (рукоположения) непрерывно передавалось в недрах Церкви вплоть до нашего времени. Поэтому в тех христианских организациях, которые периодически возникают на пустом месте и которые претендуют на то, чтобы называться Церковью, священства как такового фактически нет.

Таинство священства совершается только над лицами мужского пола, исповедующими православие, состоящими в первом браке (венчанном) или принявшими монашеские обеты. В Православной Церкви существует трёхстепенная иерархия: диаконы, священники и епископы. Диакон — это священнослужитель первой степени, который хотя и принимает участие в таинствах, но сам их не совершает. Священник (или иерей) имеет право совершать шесть таинств, кроме таинства рукоположения. Епископ — священнослужитель высшей степени, который совершает все семь церковных таинств и который имеет право передавать этот дар другим. По традиции епископом может стать только священник, принявший монашеский чин.

В отличие от католицизма, где все священники без исключения принимают целибат (обет безбрачия), в православии существует белое духовенство (женатое), и чёрное (принявшие монашеский чин). Тем не менее для белого духовенства существует требование быть единожды женатым, то есть человек, состоящий в повторном браке, не может быть священнослужителем, а священнослужитель, ставший вдовцом, не имеет права жениться второй раз. Нередко священники-вдовцы принимают монашеский чин. Монахи же, нарушившие обет безбрачия, извергаются из Церкви.

По древней традиции священнослужителей (диаконов и священников) называют отцами: отец Павел, отец Феодосий и т. д. Епископов принято называть владыками. В официальных же обращениях пишутся соответствующие титулы священнослужителей: к диакону обращаются «Ваше Боголюбие», к иерею — «Ваше Преподобие», к протоиерею (старшему священнику) — «Ваше Высокопреподобие». Высокопреподобием также титулуют игуменов и архимандритов (старших из священников монашеского чина). Если диакон или священник являются монахами, то их называют иеродиаконом и иеромонахом соответственно.

Епископы, которых также называют архиереями, могут иметь несколько административных степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. К епископу официально обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество». В Православной Церкви, в отличие от Католической (где Папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), патриарх не наделён статусом непогрешимости. Наличие же в титуле патриарха слова «Святейший» относится не к нему, а к самой Церкви, одну из земных структур которой он возглавляет. Все же важнейшие церковные решения в Православной церкви принимаются соборно, то есть коллективно, так как, несмотря на наличие титулов и званий, все православные являются братьями и сёстрами во Христе и все вместе являются той самой Церковью, которая свята и непогрешима.

Ну а что касается слова «поп», которое в нынешние времена приобрело некую оскорбительно-пренебрежительную окраску, то нужно заметить, что произошло оно от греческого слова «папэс», что означает любящий отец или папа!

Священство, Елеосвящение .

Верующему человеку, принявшему первое Таинство св. Крещения дается право быть полноправным членом этой Церкви и пользоваться во благо другими св. Таинствами и обрядами.

В водах св. Крещения омываются все грехи человека, но потом, впадая в тот или иной грех, он вновь оскверняет и душу и тело свое. И если в нем нет чувства раскаяния, он затвердевает в этой греховной грязи, водружая из нее глухую стену отчуждения от Бога .

Чтобы разрушить эту стену, отдаляющую нас от Бога, Церковь вновь нам подает руку помощи - она предлагает нам Таинство Покаяния.

Что это за Таинство? Кратко сказать - это чистосердечное исповедание своих грехов пред свидетелем Бога - священником.

При совершении этого Таинства невидимо предстоит Сам Христос Спаситель и через своего служителя - священника - Сам принимает исповедь кающегося грешника. И от последнего зависит: получить прощение от Господа или уйти с тем, с чем пришел. То есть, если человек сознает свою греховность и с сокрушением сердечным в этом исповедуется, имея твердое намерение оставить грех и исправить свою жизнь - он тем самым разрушает стену отчуждения и из чада Божьего гнева становится чадом Его любви. К нему возвращается милость Божия и благословение. А что может быть радостнее и утешительнее, как пребывать всегда в любви Христовой! Он щедро одаривает любовью тех, кто после сердечного покаяния соединяется с Ним в святом Таинстве Причащения, вкушая под видом хлеба и вина - Пречистое Его Тело и Честную Его Кровь.

Это святое Таинство, как и другие, установил Сам Христос, когда на Тайной Вечере - последней трапезе, накануне своих крестных страданий и смерти, "...взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26,28).

Таким образом, сущность св. Таинства причащения состоит в том, что во время совершения Божественной Литургии пшеничный хлеб и виноградное вино силою и действием Святого Духа пресуществляются (превращаются), становятся истинным Телом Христовым и истинной Кровью Христовой и служат для принимающих их христиан подлинным духовным и телесным соединением со Христом: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем".

Господь наш Иисус Христос, будучи истинным и совершенным Богом, был в то же время и совершенным человеком. Его все видели, слышали и осязали как обычного человека.

Подобно этому непостижимому чуду воплощения, Христу было угодно прикрыть под видом хлеба и вина Пречистое Свое Тело и Пречистую Свою Кровь. Поэтому, когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, значит, он вкушает в них Самое Честное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Принимая с должным благоговением святое Причастие, православный христианин сподобляется быть причастником вечной жизни. Св. Димитрий Ростовский так говорит о великом Таинстве Причащения: "Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в св. Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово".

И святой Иоанн Златоуст , подтверждая спасительность Причащения, говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обители рая, конечно, не ради его заслуг и подвигов, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.

Разве все это не убеждает нас, сколь велико значение в нашей жизни Святого Причащения.

В первые века христианства верующие причащались каждый Воскресный день. Но современные христиане, не имея такой чистоты жизни, как их далекие предки, должны все-таки, хотя бы 4 раза в году - в положенные посты, причащаться святых Тайн. Конечно, пред этим подготовив себя воздержанием в пище, исполнением молитвенного правила, искренним примирением со своими родными и ближними и, наконец, чистосердечным покаянием пред своим духовником.

Совершив такую подготовку, мы можем со страхом Божиим и верой приступить и подойти ко святой Чаше и, смиренно сознавая свое недостоинство, принять Святое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

В практике церковного служения священник нередко встречается с людьми, которых смущает сам факт причащения множества людей из одной Чаши и с одной лжицы. Они боятся заразиться инфекционной болезнью, которой может болеть один из причащающихся. Как разрешить это недоумение?

На первый, поверхностный взгляд, кажется странным, что с одной лжицы причащают и здоровых людей и больных. С точки зрения санитарии и просто здравого смысла этого делать нельзя! Но если мы посмотрим на Причащение с точки зрения св. учителей, то увидим, сколь глубока разница в подходе к разрешению этого вопроса.

Святое Причащение, как мы говорили выше, есть одно из семи Таинств церкви. А где есть тайна, тайна действия Божия, там все должно восприниматься Верой, а не рассудочными умозаключениями. Искренне верующий христианин, когда приобщается святых Тайн Христовых, понимает, что он вкушает не просто хлеб и вино, а Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и потому для него здесь нет места для сомнения или смущения. Тем же, кому диавол внушает соблазн опасности заболевания от единой Чаши причащения, можно задать вопрос: как объяснить тот факт, что священник, служащий десятки лет и употребляющий по окончании каждой Литургии остающиеся Святые Дары в Чаше, из которой он причащал и больных людей и здоровых, сам никогда не заболевает заразной болезнью? Это могу подтвердить и я, прослуживший более пятидесяти лет у престола Божия. А как быть с тем фактом, когда тяжелобольные люди, подчас безнадежные, после причащения святых Тайн, на удивление врачей, обретают здоровье и силы?! Все это убедительно свидетельствует о той целительной силе, присущей святому Таинству Причащения.

Теперь необходимо сказать несколько слов и о святом Таинстве Брака. В наше время понятие брака часто сводится к плотскому сожительству мужчины и женщины. Инстинкт полового влечения выдается за любовь. И если одна из сторон вдруг почувствует пресыщение такой любовью, то появляется чувство отвращения к другой стороне, желание поскорее избавиться от нее, то есть неминуем развод. Что мы и видим по печальной статистике: сегодня каждый третий брак расторгается. Это - крушение семьи. Оно несет горе и нравственное разрушение всех жизненных устоев не только самой семье, но и обществу, и государству в целом. Таковы печальные факты гражданского брака; брака, не освященного святым Таинством Церкви.

Некоторые могут возразить: разве нет случаев развода тех пар, которые освятили свое бракосочетание в Церкви? Да, есть, но это - исключение из правил. В основном люди, пришедшие в Храм Божий по своей свободной воле для совершения Таинства Брака, отдавали себе отчет в том, что они делают. Да и совершитель Таинства - священник заранее обязан разъяснить молодоженам, к чему они приступают, чтоб это было не данью сегодняшней моде, что это не просто красивый обряд, а Святое Таинство, брачный союз, который установил Сам Бог Творец в раю, когда создал первых людей - мужчину и женщину. Св. Климент Александрийский, подчеркивая святость Брака, говорит: "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует". Сам Господь через Своего служителя - священника благословляет такое соединение двух сердец, союз их душ и телес во взаимной любви друг к другу, по образу любви Христа и Церкви.

Да, христианский брак есть тайна любви - любви не только человеческой, но и божественной. Потому-то апостол Павел в своем послании подтверждает, что "Тайна сия велика есть..." (Ефес.5.32). Ибо любовь мужа к жене - это подобие любви Христа к Церкви, за которую Он принял распятие на Кресте, а любовно-смиренное повиновение жены к мужу - подобие отношения Церкви ко Христу, которая находит в нем радость бытия и свое нескончаемое счастье. Да, тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом.

А без любви ко Христу никакое соединение не будет прочно, ибо не только во взаимном влечении, в общих вкусах, в общих земных интересах заключается истинная прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению.

Таким образом, только вера во Христа и полнокровная жизнь в Его Церкви являются единственно необходимым условием неразрывного христианского брака. "Что Бог сочетал, того человек не разлучает" (Мф.19,6).

Надо отметить еще и тот факт, что благодать и благословение Божие, которые преподаются при Таинстве Брака, нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь их дом. Вот в чем непроходимая ценность церковного Брака. И разумные супруги должны приложить все силы, чтобы сохранить это Божие благословение и Его любовь до конца своей жизни.

Муж и жена, сознающие себя членами Церкви, должны быть послушны ей во всем. А она устами Апостола Павла говорит: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время упражнения в посте и молитве , а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7, 4-5).

Из всего сказанного становится ясно: чтобы стать наследником райского блаженства в будущей вечной жизни, надо прежде здесь, на земле, упорядочить свою жизнь, т.е. заключить ее в рамки православного христианства. Не на словах, а на деле быть православным христианином. А для этого надо потрудиться и построить жизнь свою как прочное и надежное здание, в котором ты хочешь жить счастливо и мирно и которому не страшны будут "ни ветер, ни вода, ни иное что повредити может", ибо фундаментом этого дома будет Вера истинная, стены его сцементирует Православие , а крышей будет Любовь Божия и Его Благословение к создавшему сей дом.

Для строительства любого здания требуются разнообразные материалы: помимо кирпича, цемента, необходимы гвозди и дерево, стекло, краски и прочее, без чего дом не будет приспособлен для жилья.

Так и здание жизни нашей тоже требует отделочных материалов, которыми оно украшается. Это многочисленные церковные установления и обряды, добрые и священные традиции, обычаи и правила христианского поведения. Хотя о некоторых из них мы уже говорили ранее, но тема эта широка и необъятна. Потому в добавление к сказанному, следует все-таки ответить на те вопросы, которые многих волнуют.

Статья знакомит читателя с 7 таинствами православной веры. Описывается каждое таинство, его смысл и назначение.

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние, или святая исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Священство
  • Соборование, или елеосвящение

Таинство Крещения. Смысл обряда Крещения младенцев

  1. Таинство крещения — первый серьезный церковный обряд в жизни человека. До этого обряда, человек не имеет право принимать участие ни в каких других таинствах и обрядах
  2. Согласно правилам, таинство крещения может совершаться в любом возрасте. Но, в современной практике, принято крестить ребенка еще в младенческом возрасте
  3. Это, по словам верующих, защищает его от всевозможных болезней. И, в случае несчастья, ребенок попадет в Рай, а не в Чистилище
  4. В православной церкви практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Это символизирует Отца, Сына и Святого духа
  5. В таинстве крещения берут участие крестные ребенка. Крестные родители — люди, которые обязуются приобщить ребенка к православной вере, оказывать всевозможную помощь в воспитании.

Крестными не могут быть:

  • Монашествующие
  • Собственные родители детей
  • Пара, которая состоит в браке
  • Люди другого вероисповедания

Крестить ребенка можно в любом возрасте. Но, православная церковь, рекомендует крестить детей, начиная с 8го дня от роду. На счет этого, постоянно ведутся споры в церковной среде.

Во-первых, в раннем христианстве, практиковалось крещение только сознательных людей, которые понимали суть таинства и добровольно соглашались на крещение.

Во-вторых, крещение совсем маленького ребенка чревато психологическими травмами, ведь младенец большую часть времени проводит во сне, его будет пугать новая обстановка, люди и внезапное погружение в воду.

Таинство Крещения

Таинство Миропомазания

Миропомазание совершается сразу после обряда крещения. Его может совершать только канонический православный священник. Миропомазание символизирует снисхождение Святого Духа на верующего. После этого таинства, человек полноценно приобщается к православной церкви. Процесс таинства предусматривает помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног верующего. Таинство миропомазания, также, совершается при короновании на царство, и для иноверцев, которые принимают православие.



Таинство Миропомазания

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души


Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Причастие или Евхрастия. Смысл обряда Причастия

  • Причастие или Евхрастия, является основным обрядом христианского богослужения. Происходит причастие, когда прихожане вкушают хлеб и вино из рук священника, которые символизируют Тело и Кровь Христову
  • Таинство причастия необходимо, как напоминание верующим о самопожертвовании, любви к ближним. В этом таинстве важная роль отведена сопровождающим молитвам, поклонам и песнопениям. Причастие сопровождается проповедью священника
  • Регулярное причастие, согласно православной церкви, способно приблизить человека к Богу. После такого обряда могут отступить болезни, неприятности, ссоры в семье. Верующий человек должен причащаться, как минимум, один раз в месяц

Причастие происходит только после таинства покаяния.



Причастие или Евхрастия

При заключении брака, верующие христиане воссоединяются таинством венчания. Люди, которые согласны на данный обряд, должны искренне верить в вечность брака на земле и на небесах. При совершении обряда, Святой Дух снисходит на пару, и невидимой силой скрепляет их узы. Чтобы таинство венчания прошло правильно, необходимо соблюдать правила:

  • К венчанию допускаются люди, которые имеют свидетельство о браке
  • Женщина и мужчина должны искренне любить друг друга, мужчине отводиться главенствующая роль в семье
  • Пара и их свидетели должны быть крещеными православными
  • На протяжении жизни можно венчаться только три раза
  • Венчание имеет возрастное ограничение. Мужчине должно быть больше 18 лет, женщине — больше 16
  • Проводить венчание можно на протяжении всего года, кроме дней Великих постов и важных праздников (Пасхи, Рождества, Троицы и других). Дни недели, в которые проводится венчание — понедельник, среда, пятница и воскресенье
  • Лучшим временем для венчания считается годовщина свадьбы или время после рождения детей.

В церкви венчаться можно:

Если оба молодожена члены церкви, ибо если вы верующие разных религий – Церковь Вас просто не обвенчает. Так Вы должны быть крещеными и носить нательный крестик.

Перед тем как обвенчаться Вам предстоит расписаться в ЗАГСЕ, ибо вы должны будете предоставить свидетельство священнослужителю.
Это объясняется просто – если вас расписал ЗАГС, значит есть уверенность в том, что любой из Вас не расписан с кем то другим.
Так же ЗАГС не расписывает умалишенных и не признает близкородственные связи, так же как и Церковь.

Венчаться в Церкви нельзя, если:

  1. Людям, которые в свое время приняли духовный Сан
  2. Монахиням и монахам
  3. Виновникам расторжения предыдущего брака (например по причине измены)
  4. Людям, которые уже находились в браке более 3 раз
  5. Вышли за пределы возрастных границ. Для мужчин – это 70 лет, а для женщин – 60
  6. Нет согласия родителей. Дети православных родителей не могут обвенчаться без согласия на то своих родителей


Таинство венчания. Правила обряда венчания

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.



Священство

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.



Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Видео: Азы веры: 7 таинств в православии