Мифы древней греции гелиос. Гелиос – бог солнца. Возлюбленные и потомство

  • 17.07.2021

В мифологии древней Греции все очень неоднозначно. Здесь часто на одного и того же персонажа у разных авторов есть своя точка зрения, нередко противоречащая с мнением другого автора. Одной из таких спорных фигур в греческой мифологии выступает Гелиос в амплуа бога Солнца. Основание считать его солнечным божеством действительно веское, поскольку его имя древнего греческого языка и означает Солнце. Согласно преданиям солнечное божество приходится сыном титана Гиперион и Тейи, по другим источникам Гипериона и Ирифессы. Гелиос – брат богинь Эос и Селены.

До Еврипида с богом Солнца устойчиво ассоциировался именно Гелиос. Однако со временем, и в первую очередь благодаря деятельности этого драматурга, статус древнегреческого бога Солнца постепенно закрепляется за Аполлоном, персонажем, который в себе сочетает также и прорицателя, и врача. Есть у Гелиоса и Аполлона еще одно общее имя – Феб, универсальное для каждого из них.

Исключительное видение одного и того же мифического героя характерно почти для каждого древнегреческого автора. Так, например, Ферекид Сирский не стесняясь, отождествлял Гелиоса с Зевсом, а Феаген – одновременно с Аполлоном, Гефестом, а также со стихией «огня». Согласно сказам Дионисия Скитобрахиона, Гелиос еще мальчиком был утоплен в водах Эридана.

Если собрать все древнегреческие источники, то окажется, что было, как минимум, пять Гелиосов: возможно одного и того же персонажа, но явно от разных родителей. Один из Гелиосов – сын Зевса, а соответственно и внук Эфира. Согласно второй версии, Гелиос был сыном Гипериона. Согласно третьей — сыном Гефеста и внука Нила, живших в Гелиополе. Матерью четвертого Гелиоса была нимфа Аканфо, родившая его на острове Родос. Согласно этой версии Гелиос происходит от героических родосских предков. Пятый Гелиос родился в Колхиде и является отцом Кирки и Ээта.

В истории мифических героев Гелиос отличился тем, что пожаловался Гефесту, что Афродита изменила ему с Аресом, после чего Афродита стала изгоем для всего потомства Гелиоса. Также раскрыл Деметре тайну относительно того, что это именно Аид выкрал у неё дочь Персефону. Как видно, от Гелиоса утаить что-то было практически невозможным.

В трактовке Гомера Гелиос имел семь стад овец и столько же стад коров. Что касается именно коров, то они паслись на живописнейшем лугу в Сицилии, принадлежавшем Фаэтиса. Пастухами этих коров были нимфы Ламптия и Фаэтиса. Как и положено самому Солнцу Гелиос каждое утро подымался над землей, чтобы полюбоваться своим пасущимся стадом никогда нестареющих животных; а к вечеру уходил за Океан. Высадившись на берега острова Сицилии, то ли по неосторожности, толи по незнанию, Одиссей и его команда убили несколько быков, принадлежавших Гелиосу. Имея привычку жаловаться, солнечный бог попросил Зевса, чтобы тот хоть как-то отреагировал на дерзновение мореплавателя. Зевс разбил корабль Одиссея одной только лишь своей молнией. Как мы уже знаем, выжить удалось только лишь одному Одиссею.

Культ бога Солнца в древнегреческой мифологии в лице Гелиоса был особенно распространен в Аргосе, Коринфе, Элиде, а также на Родосе, где, как уже стало известно, Гелиос до сих пор любуется своим пасущимся скотом. Кстати, при входе в гавань этого острова стояла когда-то легендарная статуя Гелиоса, больше известная современникам, как Колосс Родосский. Для жителей Родоса Гелиос был не только самым почитаемым божеством, но и создателем этого острова. И Гелиос, и перенявший у него эстафету Аполлон изображаются почти всегда одинаково, так как их обоих объединяет солнечная функция. Символичными животными Гелиоса считались петух и белый конь.

Гелиос, Гелий – в греческих мифах бог Солнца. Гелиос – это древнейшее доолимпийское божество, принадлежал второму поколению титанов , считаясь сыном титанов Гипериона и Тейи , братом богини Луны Селены и утренней зари – Эос . Находясь высоко в небе, Гелиос видит дела богов и людей. Его, «всевидящего», призывают в свидетели и мстители. Это Гелиос сообщил Деметре , что Персефону похитил Аид . Гелиос рассказал Гефесту , что Афродита возлежит с Аресом , за это Афродита была враждебна потомству Гелиоса.

Он обитает в окружении четырех времен года в великолепном дворце, на престоле из драгоценных камней. Его облик окружен ослепительным светом и сиянием. Греки представляли его себе красавцем с могучим телом, облаченным в тонкое, колеблемое ветром одеяние, с развевающимися волосами, прикрытыми либо лучистой короной, либо сверкающим шлемом, со сверкающими страшными глазами.

Он появлялся каждое утро на солнечной колеснице, запряженной четверкой белых, как снег, крылатых и извергающих огонь коней (их имена – Гром, Молния, Свет, Блеск). Целый день на своей огненной колеснице Гелиос мчится по небу, а вечером склоняется к западу, опускается в Океан и на золотом челне переплывает море к месту своего восхода. На следующее утро, предвещенный розовоперстой богиней Эос, прекрасный бог на своей колеснице вновь выплывает из-за горизонта.

Гелиосу на земле принадлежали стада (семь стад и столько же ), которые паслись на острове Сицилия. Их пасли нимфы Фаэтиса и Ламптия (Сияющая и Блестящая). Поднимаясь на небо каждое утро, Гелиос любовался своими вечно юными , на них последних бросал он взгляд, опускаясь в Океан. Гелиос знал, засыпая на своем мягком ложе, что утром он снова увидит своих животных, бродящих по изумрудному лугу. Горе было тому, кто вознамерился напасть на них.

Народы, которых первыми или последними касались лучи Гелиоса, назывались эфиопами. Круглый год эфиопы пользовались благосклонностью Гелиоса и поэтому считались счастливейшими из смертных. Их тела таили в себе солнечный блеск. У них пребывали боги в то время года, когда страдали от холода остальные части земли, и наслаждались там теплом, пышной растительностью и зрелищем вечнозеленых полей.

Голова Гелиоса. Эллинистический период, остров Родос. Школа Лисиппа

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой – рог изобилия; подле него видны головы его коней. Знаменитый Колосс Родосский , между ног которого свободно проходили парусные суда, был также изображением Гелиоса.

Когда после свержения титанов олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Он стал жаловаться Зевсу, и тот поднял для него со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Легенда о боге солнца Гелиосе

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры ; Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона ; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Гермеса ; Рак (июль) – за ним орел Зевса ; Лев (август) – около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Гефеста; Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Ареса ; Скорпион (ноябрь) с собакой Артемиды ; Стрелец (декабрь) и лампа Гестии с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Геры ; Водолей (февраль) и дельфины Посейдона ; Рыбы (март) и сова Афины . При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

По древним мифам, Гелиос, выходя из обтекающей весь мир реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечные ворота». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же горы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, месяцы, годы, века вместе с горами составляли свиту Гелиоса, жилище которого – роскошный золотой дворец – находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы. В своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого горами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, стоял именно на том пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Здесь была расположена принадлежавшая Атланту страна Гесперид , и он владел огромными стадами, которые там паслись. Его собственностью был знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию. В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В таком же виде он чаще всего представлялся и на резных камнях.

Своими горячими и благотворными лучами Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла. Вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею , внучкой – «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею . Обе они умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них

Гелиос (Гелий), греч. - сын титанов Гипериона и Фейи, бог солнца.

Светозарный бог с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей поистине был воплощением солнца. Он жил на восточном берегу Океана в великолепном дворце и каждое утро выезжал из него на золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней, чтобы совершить свой ежедневный путь по небосводу. Гелиос озарял землю лучами, дарившими ей животворное тепло, а вечером спускался на западе в воды Океана. Там его ждала золотая ладья, на которой он возвращался в свой дворец, чтобы наутро вновь отправиться в небесный путь. Гелиос все видел и слышал, он был как бы всевидящим оком самого Зевса-Олимпийца, его любили боги и люди, животные и растения. Лишь в подземном царстве Аида Гелиос не был желанным гостем - да он и сам избегал этих мрачных мест.

Супругой Гелиоса была океанида Перса. На востоке она родила ему сына Ээта, который стал царем в Колхиде, а на западе - дочь Кирку, могучую волшебницу. Сестра Персы, Климена, родила ему сына Фаэтона (см. статью «Фаэтон») и нескольких дочерей. Две дочери Гелиоса от нимфы Неэры, Фаэтуса и Лампетия, сторожили стада его скота на острове Тринакрия (теперешней Сицилии). Семь стад по пятьдесят коров и семь стад по пятьдесят баранов были символом трехсот пятидесяти дней и трехсот пятидесяти ночей (лунный год древних греков состоял из пятидесяти семидневных недель). По некоторым преданиям, кроме Персы (до или после нее) у Гелиоса была жена Рода («Роза»), дочь Посейдона, давшая имя острову Родос - личному владению Гелиоса. Бог солнца сам извлек Родос из морских глубин, по той причине, что во время раздела мира богами Гелиос отправлял свою небесную службу и на его долю ничего не досталось. Поэтому родосцы особо почитали Гелиоса. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, хотя он никогда не приобретал у них такого значения, как культ солнца и солнечных богов в Египте или на Ближнем Востоке.

В Греции было сравнительно мало храмов и святилищ, посвященных Гелиосу, но много его статуй. Самая знаменитая из них - Колосс Родосский - была воздвигнута Харесом из Линда и считалась одним из семи чудес света. Она стояла у входа в Родосский порт, была изготовлена из сплава меди с железом и имела высоту 30-35 м.

Ее сооружение длилось 12 лет и было закончено в 281 г. до н. э.; в 225 г. до н. э. она стала жертвой землетрясения. Широко известно изображение Гелиоса с четверкой коней на метопе (3 в. до н. э.), найденное Г. Шлиманом при раскопках Трои, а также мраморная голова Гелиоса (сер. 2 в. до н. э., Родос, Археологический музей).

Европейские художники охотно изображали Гелиоса на плафонах ренессансных и барочных дворцов; сильные мира сего до недавнего времени любили украшать свои сады и парки колесницами Гелиоса. Большая скульптурная группа «Кони Гелиоса» Марси (ок. 1675) находится в Версале, в так называемом «Гроте Аполлона».

Греки присваивали имя Гелиоса и солнечным богам восточных народов. Соответственно они называли Гелиополем (городом Гелиоса) святилища и города с развитым культом солнца, например египетский город Иуну или финикийский Баальбек. Римский бог Соль берет свое начало от Гелиоса и отходит от него лишь во 2-3 вв. н. э. под влиянием восточных культов.

Фаэтон, греч. - сын бога солнца и океаниды Климены.

Красотой и гордостью Фаэтон не уступал богам. Эпафу, сыну Зевса, это не понравилось, и во время какого-то спора он назвал Фаэтона потомком обыкновенного смертного. Фаэтона эти слова глубоко оскорбили, но уверенность Эпафа пробудила в нем подозрения, и он отправился к матери за объяснениями.

Климена заверила Фаэтона в его божественном происхождении, а если он, мол, не верит матери, то может отправляться прямо к Гелиосу, и пусть тот только попробует отрицать свое отцовство.

Итак, Фаэтон отправился во дворец Гелиоса. Бог солнца обрадовался его приходу и публично заявил, что Фаэтон - его сын. Но и эти слова не успокоили Фаэтона. он требовал доказательств. Гелиос встал со своего трона и поклялся водами реки Стикс (т. е. самой священной и нерушимой клятвой) выполнить любую просьбу сына, чтобы развеять его сомнения. Но просьба Фаэтона оказалась неслыханной: он попросил одолжить ему на один день солнечную колесницу, в которой Гелиос совершает свой путь по небу. Гелиос пришел в ужас и стал отговаривать сына: Фаэтон ни за что не справится с крылатыми конями и со страхом, который охватит его на невероятной высоте. Но Фаэтон стоял на своем, и Гелиос выполнил его просьбу.

Все произошло именно так, как и предвидел Гелиос. Недолго радовался гордый юноша своей поездке. Кони сразу почуяли, что ими правит нетвердая непривычная рука, и покинули «вечный накатанный путь». Вначале они взлетели слишком высоко, к созвездиям Скорпиона и Тельца, но затем испугались Кентавра (созвездия Центавра) и спустились к самой земле. От жара солнечной колесницы закипели реки Танаис (Дон), Евфрат, Оронт, Истр (Дунай), Тибр, а Нил в испуге сбежал на самый край света и спрятал там свои истоки, поэтому с тех пор никто не мог их найти (и действительно, они были найдены только в прошлом веке). Огонь низко летящей колесницы Гелиоса спалил плодородные равнины Аравии, Нубии и Сахары и превратил их в бесплодную пустыню. Жителям Африки он сжег кожу, и они навсегда остались черными. От невыносимого жара начали высыхать моря, а земля трескалась, впервые открыв солнечным лучам доступ в подземное царство Аида. Наконец мать-земля Гея обратила свой лик к небу и грозно окликнула верховного бога Зевса: доколе можно медлить, вот-вот сгорит мир, обрушатся небеса и все превратится в первоначальный Хаос! Верховный бог вмешался и поразил Фаэтона перуном, «укротив неистовым пламенем пламя».

Путь Фаэтона по небу прервался, иначе на земле прекратилась бы жизнь. Конечно, он натворил немало бед, но люди не могли не восхищаться его отвагой. Нимфы, нашедшие на берегу Эридана сожженный прах Фаэтона, написали на его надгробии слова, которые можно прочесть на памятниках героям: «Дерзнув на великое, пал он».

Так рассказывает о Фаэтоне Овидий во второй книге своих «Метаморфоз». От трагедии Еврипида «Фаэтон» сохранились лишь фрагменты. Падение ФАЭТОН изображено на нескольких античных вазах и геммах, но лучше всего - на римских саркофагах.

Из произведений европейских художников заслуживают внимания работы Микеланджело, Романо, Тинторетто, Карраччи, Рубенса, Тьеполо, Пуссена, Моро, Пикассо (в цикле иллюстраций к «Метаморфозам»). Цикл графических листов Солиса (ок. 1580) послужил образцом для многочисленных фресок в дворцах и замках 17-18 вв. (например, в Вальдштейнском дворце в Праге - фрески Бьянко, 1625-1630). В Моравской галерее в Брно хранится картина Брейгеля и Ван Балена «Падение Фаэтона», в Пражской Национальной галерее - «Фаэтон» Солимены.

Поэты и драматурги лишь в редких случаях видят в Фаэтоне честолюбца, готового ради собственной славы сжечь весь мир, большинство видит в нем символ стремления человека к высоким целям.

Оперы «Фаэтон» написали Люлли, А. Скарлатти, Йоммелли, симфоническую поэму «Фаэтон» - Сен-Санс.

Решение Зевса сразить Фаэтона с неба по-своему приняли во внимание и современные астрономы. Они назвали его именем гипотетическую планету между Марсом и Юпитером; гибелью этой планеты в результате взрыва они объясняют аномалии орбит астероидов.

Также фаэтон — вид кареты и тип кузова автомобилей