Буква е после гласной примеры. Гласная после гласной - правописание. Уроки русского языка. Произношение букв Е, Ё, Ю, Я

  • 17.01.2024

Методический паспорт:

Тема урока : Буква е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Цель урока : Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е - в начале слов и после гласных; после согласных.

Задачи урока:

    Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й, э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

    Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.

    Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.

    Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Развитие УДД:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебниках.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Выполнять правила поведения на уроке.

Технология проведения урока: по системе ТДМ

Тип урока : урок систематизации новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций:

    учебно-познавательной

    коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.

Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.

Учащихся в классе: 25

Используемые учебники и учебные пособия:

    Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.

    С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.

Этапы урока

- Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.- Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)- Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.
    Посчитать количество предложений. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.
Приглашает проверить выполненное. - Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.- Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?- Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.-Что такое ТИНА? ИЛ?- Замечательно, вы хорошо потрудились.

Подведём итог нашей работы.

Что нового узнали на уроке?

Продолжите моё предложение:

* Мы познакомились с буквой … .

* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….

Где можно применить полученные знания?

Что было для вас интересным на уроке?

А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо(раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.

А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)

Источники:

Физкультминутка для глаз

- стихи про енота

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .

2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э

3. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

2. После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.

2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).

В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .

При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .

Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е п ишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .

букв гласных»

ОНУ

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, повернитесь к ним

лицом и поздоровайтесь. Теперь каждый вспомнит своё имя. Сядьте на свои места те,

чьё имя начинается с гласного звука, сядьте ребята, чьё имя начинается с согласного

звука. Всем хватило места?

Актуализация опорных знаний.

А чем гласные звуки отличаются от согласных?

Сколько гласных звуков вы знаете? Назовите их.

Сколько букв гласных звуков вы знаете? Назовите их.

Хоровые ответы. Буква А и буква Я нам нужны для звука ….

Какую «работу» выполняют буквы А О У Э Ы?

Какую работу выполняют буквы Я Ю Ё Е И?

Целеполагание

Откройте учебники на 98 странице. Посмотрите на схемы, расскажите, о каких

буквах мы будем сегодня говорить. Как догадались?

Работа по теме урока

Когда буквы Я Ё Ю Е обозначают два звука?

Обратите внимание на условный знак, который подскажет нам, как надо

отвечать на вопрос…как художник или как учёный.

В начале урока я попросила вас вспомнить своё имя. К сожалению, сегодня с

нами нет Юли, она уехала на соревнования. С ней вместе поехали её подруги Ева и

Яна. Я попросила девочек выбрать схемы для своих имён. Правильный ли выбор они

сделали? Что не учла Юля?

Почитаем слова с этими буквами. Перед вами три столбика слов. Первый ряд

хором прочитает первый столбик и ответит, какой схеме из предложенных он

относится. Второй ряд хором читает второй столбик и ответит, к какой схеме относится

этот столбик. С третьим столбиком аналогично будет работать третий ряд.

Почему в первом столбике все слова с большой буквы? Сколько букв в каждом

слове? А сколько звуков?

Что такое каюта? А что такое маяк? Зачем он нужен

Фрагмент мультфильма

«Старый маяк».

(Союзмультфильм 1976 г. Режиссёр Витольд Бордзиловский.)

Давайте составим схему слова «маяк». Сколько в нём звуков? А сколько букв?

Почему звуков больше?

Физкультминутка

Встаньте, немного отдохнём. Маяк находится рядом с морем.

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками , словно крыльями.)

Мы теперь плывѐм по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Ребята, давным-давно, более 70 лет назад на нашу землю напали фашисты. Они

захватили один из таких маяков.

Фрагмент мультфильма.

Наши солдаты не могли освободить город, т. к. берег моря опасен, а маяк

потушен. Поможем ребятам зажечь маяк? До него надо добраться так , чтобы нас не

заметил враг. В этом нам поможет карта. Получить её мы сможем, если найдём в

каждой строчке лишнее слово.

лежит лист со словами. Найдите и зачеркните лишнее слово, постарайтесь убедить

товарища в своей правоте (вычёркивание лишних слов на доске). По ходу работа над

значением слов: ёжится, ябеда, клюшка, юнга.

Фрагмент мультфильма.

Глядя на нашу карту можно понять, что в пути нас ожидает много опасных мест.

А какие опасные места могут нам встречаться при письме?

В паре выделите в словах опасные места. Это поможет нам беспрепятственно

добраться до маяка. Не пропустите ни одного слова…иначе не зажечь нам маяк…не

помочь советским солдатам…(Работа на доске )

Физкультминутка

Встаньте. Мы отправляемся в путь! Если вы увидите слова, в которых буквы Е, Ё,

Ю, Я обозначают 2 звука, покажите их при помощи движений, а если нет… замрите на

месте. (Слова прыгаю , выгля ну, подбирае м, люблю , ё жится, спря чусь, выглядываю ,

поё м )

Фрагмент мультфильма.

Вот мы уже у маяка. Его охраняют немцы. Мы можем победить их только своим

интеллектом. Они предлагают нам сыграть в слова.

какую? Конечно, это буква Я. В нем. языке тоже есть слово ja, звучит как наше слово

«я», а означает «да»

Первый ряд придумывает слова на букву Ё, второй на букву Е, а третий на букву

Ю. Раз, два, три, начало игры…

Фрагмент мультфильма.

Итог

Сегодня при помощи своих знаний мы помогли ребятам зажечь маяк и

освободить город. Конечно, ВОВ была завершена ценой жизни огромного количества

людей. Хотелось бы, чтобы в настоящем и будущем все конфликты решались только

при помощи интеллекта. Пусть никогда не звучит голос оружия!

Какие знания и умения нам сегодня пригодились?

Какие задания были сложными? Действительно наше знакомство с

удивительной «работой» букв Е Ё Ю Я только началась. Есть ёще один случай, когда

Орфография, наверное, один из самых сложных разделов русского языка. Казалось бы, существует огромное количество правил, указывающих, как же правильно писать, но во всех этих правилах есть и огромное количество исключений. Что же говорят правила о том, как употребляется гласная после гласной? Попробуем разобраться.

Гласная после гласной

Начнём с того, что, гласные звуки (а, о, у, э, и, ы) - это те, которые произносятся только голосом, без добавления шума. После мягких согласных на письме эти звуки передаются буквами я, ё, ю, е - так что их тоже в какой-то степени можно считать гласными. Переходя к вопросу орфографии, стоит отметить, что употребляемая гласная после гласной никак не влияет на правописание слова, благо, в отличие от согласных звуков они не подчиняются влиянию звуков-соседей. Но всё же некоторые изменения из-за такого соседства возникают.

Касаются они фонетического облика слова. Звуки е, е (ё), ю, я после гласных удваиваются. То есть, происходит следующая трансформация: е[э] - [йэ], ё[о] - [йо], ю[у] - [йу], я[а] - [йа]. Стоит отметить, что такие же изменения происходят и после разделительных мягкого и твёрдого знаков, а также в начале слова. Например: мелкое - [м"элкайэ], ёлка - [йолка], подъезд - [падйэзд]. Очень часто в тестированиях самого разнообразного уровня встречаются задания, главная цель которых подловить учеников на незнании этого правила. Обычно в них нужно сказать, в каком слове звуков больше, чем букв или же наоборот. Всегда, когда встречается нечто подобное, нужно проверить, не начинается ли слово с гласной, нет ли в нём разделительных мягкого и твёрдого знаков, нет ли в нём гласных, которые пишутся после других гласных - если есть хоть один из выше перечисленных случаев, то практически наверняка звуков в слове будет больше, чем букв (нюансы будут в словах с разделительными знаками, которые звуков не обозначают).

Закрепление: составляем транскрипцию

Итак, закрепим это правило с помощью несложных упражнений. Задание первое: составьте транскрипцию слов с е, ё, я, ю после гласной: друзья, красивое, варенье, сладко-ягодный, объявление, стая, хороша егоза, льёт, заезд, объём.

Правильные транскрипции: [друз’йа], [красивайэ], [варен"йэ], [слаткайагадный], [абйавленийэ], [стайа], [харашайэгаза], [л"йот], [зайэст], [абйом]. В качестве комментария хотелось бы добавить, что некоторые буквы произносятся иначе, чем пишутся, этим и обуславливается наличие других звуков на их месте в транскрипции. Кроме того, все словосочетания, да и в принципе любые слова, пишутся без пробелов и прочих разделений.

Закрепление: звуки и буквы

Продолжим изучение процессов, которые происходят с я, ю, ё, е после гласной с тем самым заданием, о котором говорилось в правиле. Дан ряд слов, необходимо определить, в каких словах звуков больше, чем букв.

Яблоко, съезд, медведь, Самоа, вьюга, анонс, юла, здоровье, поёт, инцидент.

Для начала составим транскрипции слов: [йаблоко] - в начале слова я удваивается; [сйэзд] - после разделительного твёрдого знака е удваивается, но сам твёрдый знак звука не обозначает; [м"эдв"эд"] - в этом слове нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [самаа] - несмотря на то, что здесь встречается гласная после гласной, это не е, ё, ю, я - то есть она не удваивается; [в"йуга] - после разделительного мягкого знака ю удваивается, но сам мягкий знак звука не обозначает; [анонс] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; [йула] - буква ю удваивается в начале слова; [здаров"йэ] - после разделительного мягкого знака е удваивается; [пайот] - после гласной ё удваивается; [инцыдент] - нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова.

Итак, составив транскрипции, мы видим, что, несмотря на то что в некоторых словах происходит удваивание гласных из-за их положения, звуков в слове не всегда становится больше. Таким образом, правильный ответ в этом задании яблоко, юла и поёт.

Гласные в корне

В принципе правописание гласных чаще всего связано либо с проверяемыми ударением звуками (например, безударные гласные в слове), либо с чередованием (знаменитые корни гар-гор, касс-кос, бир-бер и многие другие). Но встречаются и те слова, которые необходимо запоминать: гласные в них не подчиняются никаким правилам, например: бетон, валидол, ветчина, винегрет, интеллигенция, каморка, кобура, наваждение, палисадник, периферия, помидор, стипендия, эликсир и многие другие.

Отдельного внимания заслуживают те слова, в которых от смены непроверяемой гласной в корне слова изменяется его смысл: кАмпания (военная, предвыборная - то есть, ряд мероприятий) и кОмпания (как группа людей), сИньор и сЕньор (как итальянский и испанский варианты соответственно). В этих случаях придётся быть ещё внимательнее.

Посложнее

Итак, мы разобрались с тем, как пишется гласная после гласной, узнали немного о проверяемых и непроверяемых звуках. Теперь обратимся к правописанию гласных в соседстве с согласными. Здесь всё очень просто: всё те же правила о проверяемых и непроверяемых гласных в корнях, с окончаниями тоже всё предельно просто. Но существует отдельная каста слов, по отношению к которым бесполезно опираться на уже известные правила: это те слова, где гласные встречаются с шипящими.

Гласные с шипящими

Начнём с того, как пишутся гласные о, е после шипящих в корне слова. Если к слову можно подобрать проверочное с буквой е, то в корне под ударением нужно писать ё (ш?лк-шелка), в противном случае - о (шорох). В заимствованных словах без ударения в корне пишется буква о: шОколад, жОкей, шОвинизм. Кроме того, в словах-омонимах стоит учитывать и часть речи: глаголы пишутся с буквой ё (поджёг дом), а существительные - с о (осуждён за поджог). Что касается суффиксов, здесь всё гораздо проще. Суффикс -ов- необходимо просто запомнить: ежовый, парчовый, холщовый. В остальных случаях под ударением пишем о (мышОнок, крючОк, девчОнка), а без него - е (речЕнька, кусочЕк).

Если вы думаете, что правило о том, как пишутся гласные о, е после шипящих настолько простое, вы ошибаетесь. Что касается буквы ё, то она встречается в суффиксах. С ней пишутся существительные, заканчивающиеся на -ёр- (стажЁр), -ёвк- (бечЁвка), а также образованные от глаголов (сгущЁнка (от сгущать). Это же касается глагольного суффикса -ёвывать- (затушёвывать) и суффикса прилагательных -ён- (кручёный).

Отдельно стоит заметить, что шипящие в большинстве своём затвердевшие, то есть после них всегда пишутся гласные а, у, и. Исключение составляют только некоторые заимствования и производные от них (жюри, парашют, политбюро), а также иноязычные имена (Жюль).

Гласные и ц

Гласные о, е после ц подчиняются правилам ударения: под ним пишется о (цокот), а без него, соответственно, е (цепочка). Но здесь существует несколько исключений, как и в любом правиле языка: герцог, палаццо, скерцо, меццо, цокотуха и прочие.

Но более интересным вопросом является правописание гласных и, ы после ц: извечная дилемма. Итак, запоминаем: после ц всегда пишется и - это нужно запомнить. Исключения же запоминаются с помощью простой фразы: цыган на цыпочках стоит и цыц цыплёнку говорит. Сюда же к исключениям относится суффикс -ын- (синицын).

Запоминаем гласные с шипящими и ц

Сейчас мы разобрали основные моменты правописания гласных после шипящих согласных и ц. Для того чтобы закрепить этот материал, выполним простое упражнение. Вставьте пропущенные буквы:

Ц?каты, внуч?нька, камыш?вый, старый ож?г, пч?лы, ш?пот, ц?плёнок, парч?вый, капюш?н, ц?рк, золоч?ный, подж?г дрова, ж?льен, девч?нка, реч?вка, кош?чка, ж?глёр, ухаж?р, ш?рох, ноч?вка.

Правильные ответы: цУкаты, внучЕнька, камышОвый, старый ожОг, пчЁлы, шЁпот, цЫплёнок, парчОвый, капюшОн, цИрк, золочЁный, поджЁг дрова, жЮльен, девчОнка, речЁвка, кошЕчка, жОнглёр, ухажЁр, шОрох, ночЁвка.

Обобщение

Итак, мы рассмотрели основные моменты правописания гласных. Во-первых, соседство гласной с другой буквой никак не влияет на орфографию слова (единственное исключение - корни с чередованием, в которых буква зависит от наличия или отсутствия за ней гласного звука). Обычно в корне слова гласные либо проверяются, либо просто запоминаются, что касается суффиксов - здесь существуют жёсткие правила, регламентирующие правописание букв.

Стоит обратить внимание на соседство гласных звуков с шипящими согласными: там своя система правил относительно гласных и в корнях, и в суффиксах. Кстати говоря, не стоит также забывать и про букву ц с её требованиями к гласным в корне, а также к извечному выбору между и и ы. Что касается случаев, когда пишется гласная после гласной, то здесь нет никаких изменений в орфографии, речь идёт только о добавлении дополнительного звука в транскрипции.

Помня все вышеперечисленные нюансы, вы без труда сможете работать с гласными в самых различных словах.

§1

Буквы а, у употребляются:

Для передачи гласных а, у ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит .

Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук, подарок, ткач, желать; буря, сову, возьму, тонуть .

§2

Буквы я, ю употребляются:

1. Для передачи гласных а, у дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм .

2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у :

а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра ;

б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный .

Буквы о – ё

§3

Буква о употребляется:

1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров .

2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.

3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:

а) для передачи гласного о после j , передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор (перечень таких слов см. в § 26, п. 2);

б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, карманьола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, папильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампиньон, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион , передающими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион ); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф . В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.

§4

Буква ё употребляется:

1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт .

Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом −ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте.

Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о , имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гётеанец, кёнигсбергский).

2. Для передачи сочетания j с последующим ударным гласным о :

а) в начале слова и после гласных, напр.: ёлка, ёж, заём, кофеёк, остриё, поёт, буёк ;

б) после согласных; в этом случае перед буквой ё пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: пьёт, взовьётся, бельё, серьёзный, житьё бытьё; объём, съёмный .

Употребление буквы ё в текстах разного назначения

§5

Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.

Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:

а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116);

б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;

в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.

В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.

1. Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный ), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро́, узна́ем ).

2. Для указания правильного произношения слова – либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка , в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр .

3. В собственных именах – фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма .

Буквы э – е

§6

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .

2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э

3. В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф , а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка .

4. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .

§7

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

2. После букв а, о, у, ю пишется э . Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .

§8

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.

2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).

3. В названиях букв бэ, вэ, гэ, дэ, зэ, пэ, тэ , а также в составе аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от буквенных аббревиатур, напр.: бэтээры, кавээнщик, гэпэушник, кагэбэшный .

4. В звуковых аббревиатурах и образованных от них словах, напр.: ГЭС, ТЭЦ, ВТЭК, НЭП, фэр (физический эквивалент рентгена), втэковский, нэпман .

§9

В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .

При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .

Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е пишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .

§10

В следующих случаях буква е пишется для передачи сочетания j с последующим гласным э:

1. В начале слова, напр.: егерь, едкий, ездить, ель, если, ересь, ехать, Ева, Ельня, Ейск .

2. После гласных в русских (не заимствованных) словах, напр.: заехать, переезд, биение, приехать, военный, упоение, поесть, короед, сладкоежка, уехать, суета .

3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся разделительные ь и ъ (см. § 27–28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь .

Буквы и – ы

§11

Буква и пишется:

1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна, искра; заискивать, неистовый, поить, выигрывать, круиз, сюита, яичный .

2. Для передачи гласного и и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: битва, вишня, гибнуть, води, вонзить, танкист, ливень, домище, ленивый, пить, горит, сила, пойти, графиня, сухие .

3. Для передачи сочетания j с последующим гласным и после согласных; в этом случае перед и пишется разделительный ь (см. § 28), напр.: воробьиный, варьировать, статьи, Ильин .

4. В следующих случаях буква и передает звук ы после твердых согласных:

а) после приставок иноязычного происхождения: гипер, дез, интер, контр, пост, суб, супер, транс , а также после начального элемента пан , напр.: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный (ср. предынфарктный , см. § 12, п. 2), субинспектор, суперинфекция, трансиранский, панисламизм ;

б) после русской приставки сверх , напр.: сверхизысканный, сверхинтересный ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов, напр.: двухигольный, трёхимпулъсный, пединститут, спортинвентарь, политинформация, госимущество, госинспекция, фининспектор, мирискусник (от «Мир искусства»).

§12

Буква ы употребляется для передачи гласного ы и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:

1. Не после приставок, напр.: быль, рабыня, выть, вызвать, поводырь, козы, хлыст, малыш, мысль, больные, пыль, торопыга, рыскать, сыт, пустыня, фыркать .

2. После русских приставок, кончающихся на согласный (кроме приставок сверх и меж ), напр.: безыглый (ср. игла ), безыллюзорный (иллюзия ), безыскусный (искусный ), безысходный (исход ), выграться (играть ), сыскать (искать ), возыметь (иметь ), аналогично: изыскивать, надындивидуальный, обындеветь, обезызвествление, отымённый, подыгрывать, подыздержаться, предынфарктный, предыстория, разыздеваться, розыск, сымпровизировать .