Стабильность и эффективность политической системы. Стабильность политическая. Список использованной литературы и источников

  • 05.07.2020

В общетеоретическом плане близкими к понятию “стабильность” выступают такие категории, как “неизменность” и “устойчивость”. Они характеризуют некоторые специфические процессы, происходящие в различных сферах общественной жизнедеятельности. Так, неизменность подразумевает процесс, в котором в пределах определенных временных и пространственных интервалов состояние рассматриваемых объектов остается в основном одним и тем же. Устойчивость определяет процессы с точки зрения их способности удерживать изменения (колебания) в заданных (заранее известных) границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие. Устойчивым может быть и разрушительный процесс, и созидательный. Устойчивость не означает обязательно неизменность, хотя и может включать ее как частный случай. Чаще устойчивость означает постоянство и предсказуемость изменений. И это сближает данную категорию с понятием “стабильность”. Но было бы неверным отождествлять эти категории.

“Стабильность” -- категория более сложная, она включает комплексную оценку характера взаимодействия (и возможных последствий) совокупности взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов. В оценке стабильности политической системы важно сопоставить функционирование системы с ее реальными возможностями, формирующими “регулирующий” и “саморегулирующий” потенциал последней. Существует несколько различных видов возможностей системы:

  • -- экстракционная (извлекающая) возможность, т. е. извлечение (мобилизация) материальных и людских ресурсов (финансы, поддержка, привлечение талантов и т. д.);
  • -- контролирующая, т. е. удержание под контролем поведения и деятельности различных социальных групп и институтов;
  • -- дистрибутивная (распределительная) возможность, т. е. размещение и распределение имеющихся в обществе ресурсов в соответствии с действительными потребностями;
  • -- реагирующая возможность, т. е. своевременный учет многообразных требований (вызовов), идущих от общества в целом или от отдельных групп;
  • -- коммуникационная возможность, т. е., используя популярные в обществе идеи, лозунги, символы, способность повышать эффективность взаимодействия всех элементов системы.

Обладающая значительными (масштабными) возможностями система может не только сохранить стабильность, но и стимулировать необходимые перемены. Равновесие между стабильностью и переменами и является одним из важнейших показателей эффективности политической системы.

Таким образом, можно сделать вывод, что “стабильность” как понятие может характеризовать лишь те процессы и явления, которым присущи изменения, причинно-следственные закономерности как линейного, так и вероятностного свойства. Это относится и к политической стабильности. Политическая система, которая в процессе своего функционирования нарушает рамки идентичности, т. е. вступает в противоречие с собственной природой, теряет стабильность.

Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые не ожидались и неприемлемы (нежелательны). Оценки стабильности (нестабильности) зависят как от наличия соответствующей информации, так и от мировоззренческих и политических позиций участников политических процессов, субъектов политической жизни и деятельности. Поэтому особую важность приобретает разработка специальных процедур (показателей), позволяющих объективно оценить состояние политической системы и степень ее стабильности.

При этом следует иметь в виду как минимум три аспекта. Первый -- системный, включающий закономерности и тенденции целостного, комплексного развития политической сферы общества, процессов, в ней происходящих в конкретное историческое время. Второй -- когнитивный, основывающийся на наличии у функционирующего субъекта (субъектов) необходимой своевременной и достаточно полной информации о событиях, явлениях и процессах, развивающихся на разных уровнях политического управления. Третий -- функциональный, складывающийся из планов и программ субъектов политического процесса и учитывающий возможные и реальные результаты политической деятельности.

Содержанием функционирования политической системы выступает политическая деятельность, имеющая специфические особенности и сущностные черты. Прежде всего, политическая деятельность имеет ярко выраженную целевую социальную направленность. Каждый из ее субъектов (органы государственной власти и управления, политические партии, движения, блоки и т. п.) имеет свои интересы, реализация которых составляет смысл их участия в политической жизни. За каждым из них стоят определенные социальные (социально-демографические, национальные, профессиональные, поселенческие) группы.

Политическая система, способная сочетать разные интересы, прививать навыки к сотрудничеству и согласию, координировать групповую и корпоративную политическую деятельность, может быть отнесена к классу стабильных политических систем.

Политическая деятельность неразрывно связана с проблемой власти и характером ее функционирования. Власть может быть поддержана широкими массами и различными объединениями граждан, а может вызывать и неприятие ее. Поддержка может быть, во-первых, так называемой “ситуационной”, которая опирается на оценку обществом конкретных решений, принимаемых государственными органами, проводимого государством политического курса, публичных заявлений, конкретных политических действий, личностных качеств политических лидеров. Во-вторых, -- диффузной, распространяющейся прежде всего на политический режим, воплощающий в себе наиболее характерные черты взаимоотношения общества и государства. Она представляет собой своеобразную совокупность положительных оценок и мнений, которая помогает обществу принимать (или, как минимум, терпеть) действия властных структур в целом. Диффузной поддержке свойствен ряд характерных черт, в частности, продолжительность протекания, тесная связь с процессами социализации и приобретением индивидуумами политического опыта, направленность на оценку политического режима в целом, а не должностных лиц власти.

Важным компонентом диффузной поддержки выступает доверие. Оно возникает в силу удовлетворенности разных групп населения деятельностью прежде всего властных структур, принимающих адекватные их социальным ожиданиям решения.

Поддержка политического режима осуществляется на двух уровнях: элитном и массовом. Основным фактором элитной поддержки выступает степень социально-экономического развития, которая, в конечном счете, определяет объем ресурсов, подлежащих перераспределению между различными объединениями людей. Поддержка властей массами состоит в принятии большинством населения ценностей (свобода слова, плюрализм мнений, независимость средств массовой информации и т. д.), на которые имплицитно или эксплицитно опирается конкретная политическая система социальных и политических норм (конституционных, правовых, нравственных и т. д.), определяющих поведение политических лидеров и структур власти. К числу основных условий, влияющих на поддержку массами существующего режима, относятся долговременность и устойчивость демократических преобразований в обществе, степень участия государства в управлении экономикой, социальная защищенность личности, национальное равноправие, постоянный рост уровня жизни разных групп населения, реальная безопасность личности.

Важное значение в политической деятельности приобретает учет диалектики объективного и субъективного в любых политических процессах, участниками которых являются разные группы населения. Особенностью российского менталитета является персонализация политической жизни, означающая ориентацию россиян не столько на политические программы и партии, сколько на личности политических лидеров (государственных руководителей). Отсюда и критика последних воспринималась порою как критика политической системы в целом и, всячески преследовалась, а усиление личной власти не вызывало активного протеста.

Для рядового гражданина, как участвовавшего в политической жизни, так и активно не участвующего в ней, всегда было немаловажным чувство сообщности с лидером (или его непосредственным окружением). Оно давало ощущение устойчивости, особенно в условиях радикальных перемен. Инерционность политических симпатий активно эксплуатировали все политические лидеры, использовавшие свои “былые заслуги” при отсутствии новых. Следует согласиться с положением Р. Бендикса о том, что “существуют важные узы между людьми, которые могут способствовать стабильности общества; действия каждого члена ориентированы на действия других, и все люди придают особую ценность коллективным образованиям, в которых они участвуют”.

В оценке субъективных моментов политической деятельности важно учитывать следующие аспекты:

  • -- политические позиции и политическую роль конкретных лидеров в настоящей и прошлых социально-политических ситуациях;
  • -- способность к критическому анализу социальных реалий и своей роли в политической практике;
  • -- способность выражать и отстаивать общенациональные (групповые) интересы;
  • -- ценностные ориентации, нравственные нормы, мотивы и установки политического участия.

Свобода политического выбора, давление групповых (корпоративных) интересов могут при известном стечении обстоятельств оказать решающее воздействие на политическое поведение лидера, результатом которого может быть серьезное дестабилизирующее воздействие на всю политическую систему. Его масштабы и последствия в конечном счете будут определяться объективными предпосылками (условиями). Совпадение негативных субъективных и объективных предпосылок может привести политическую систему в состояние крайней нестабильности (кризиса) и даже саморазрушения. Нечто подобное произошло в 1991 г. с СССР.

Возможна ситуация высокой негативной активности определенных политических сил, использующих объективные предпосылки (условия) в своих политических целях, но выбирающих для этого неадекватные способы деятельности. Подобные воздействия на политическую систему (и через нее на все общество) могут привести их к кратковременному успеху. Но в конечном счете возникает “эффект маятника”, когда и общественные настроения, и политический процесс начинают дрейфовать в противоположную сторону, и силы эти терпят поражение. В качестве примера дестабилизирующего воздействия на политическую ситуацию можно назвать действия ГКЧП в августе 1991 г.

Политическая нестабильность и некоторая дезорганизация общества первой половины 90-х годов - результат прежде всего радикальной политики правительства, ориентированной на внедрение рыночной экономики как единственного фактора, способного преобразовать всю совокупность сложных общественных отношений. В действительности же они поддаются целенаправленному видоизменению лишь в результате использования организационно-управленческих, научно-технических, финансово-экономических, духовно-нравственных мер. При этом государство не может уклониться от выполнения регулятивной функции не только в сфере экономики, но и всей системы общественных отношений.

Применение нелегитимных средств борьбы за реализацию корпоративных интересов создает угрозу не только политической системе, но и всему обществу. Особенно опасна возможность развязывания гражданской войны или иных широкомасштабных насильственных действий, как сторонниками политического режима, так и его противниками. Результатом такого противоборства может стать политический переворот, ведущий к смене власти, к установлению нового политического режима. История знает множество примеров переворотов, осуществлявшихся чаще всего в условиях кризиса политической системы или в тоталитарных обществах, где механизм смены государственных лидеров либо вообще отсутствовал, либо оказывался неэффективным. Приход в результате переворота нового лидера, как правило, стабилизирует на определенное время политическую систему, но эта стабилизация носит кратковременный характер, если остаются неразрешенными породившие политическую борьбу противоречия.

Политическая система не может быть стабильной, если власть предержащая элита свою основную деятельность и инициируемые ею нововведения подчиняет только собственным интересам и игнорирует при этом интересы большинства. В этом случае “она может держаться только на силе, обмане, произволе, жестокостях и репрессиях”. Ее субъективная деятельность вступает в противоречие с объективными потребностями и природой общества, что приводит к накапливанию социального недовольства, ведет к политической напряженности и конфликтам.

Конфликты в функционировании политической системы играют неоднозначную роль. Их возникновение является показателем определенного неблагополучия или обострившегося противоречия. Но конфликты сами по себе не могут существенно повлиять на стабильность политической системы, если последняя располагает механизмами их институционализации, локализации или разрешения. “Сказать, что непримиримые конфликты являются эндемической чертой общества, еще не значит заявить, что общество характеризуется постоянной нестабильностью”.

Эти слова Р. Бендикса справедливы, хотя их с большими оговорками можно отнести к межнациональным конфликтам, которые трудно поддаются какой бы то ни было трансформации и последствия которых бывают наиболее разрушительными. Это объясняется во многом тем, что причины, их вызывающие, носят, как правило, комплексный характер. Среди них “существующая или вновь возникающая социальная дифференциация по этническим границам, неравный доступ к власти и ресурсам, правовая и культурная дискриминация, пропаганда ксенофобии и негативных стереотипов”. Возникающее на такой основе межэтническое соперничество может приобретать жесткие формы и продолжаться годами (а то и десятилетиями), раскачивая устои политической системы общества.

Таким образом, наличие действительных механизмов быстрого обнаружения, предотвращения и разрешения конфликтов остается необходимым условием эффективного функционирования политической системы и показателем ее стабильности.

Политическая система, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и внешние воздействия, способные вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем стабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативные воздействия извне.

Основными формами осуществления последней являются подрывная деятельность, осуществляемая специальными службами и организациями, экономическая блокада, политическое давление, шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и своевременное реагирование на такие воздействия извне позволяет защитить собственные национальные интересы государства, добиться благоприятных условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическую систему может и не носить целенаправленного характера, а быть следствием общих планетарных трудностей и нерешенных проблем.

Вместе с тем воздействия извне могут иметь и позитивный для политической системы характер, если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мирового сообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практике вызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позиции и авторитет государства, его лидеров в общественном мнении как за рубежом, так и внутри страны.

Функционирование политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.

Политическая стабильность - устойчивое состояние общества позволяющие эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, который покоиться на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляет собой положительное состояние общественного развития, определенный общественный порядок, в котором господствует система связей и отношений отражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способность субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействия и нейтрализовать их. В таком понимании стабильность воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения и развития общественной системы.

Главными факторами политической стабильности являются: обеспечение порядка, легитимность, определенность, эффективность деятельности властных структур; постоянство норм и ценностей политической культура; привычность типов поведения, устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших успехов достигли те общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценностей изменений приводили к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось дорогой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность, последовательность, поэтапность изменений и одновременно реалистическая программа способная соединить цели со средствами - ресурсами и условиями.

Политическая стабильность, политический порядок достигаются, как правило, двумя способами: либо диктатурой, либо широким развитием демократии. стабильность которая достигается без участия народных масс и оппозиции путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна. Иное дело стабильность на основе демократии, широкой социальной базе, развитом гражданском обществе.

Стабильность зависит от отношения населения к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп и согласовывать их, положение и состояние элиты, характера отношений внутри общества.

Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.

Абсолютная (полная) стабильность политических систем представляет собой абстракцию, не имеющую реальности.

Статическая стабильность характеризуется неподвижностью, постоянством социально-экономических и политических структур, связей, отношений она покоится на представлениях о незыблемости общественных устоев, замедленном темпе развития, необходимости сохранения консервативных традиций в господствующей идеологии, создание адекватных стереотипов политического сознания и поведения. Однако жизнеспособность статически стабильной политической системы крайне ограничена.

Современное состояние общественной среды характеризуется новым динамическим уровнем политической стабильности. Он достигается «открытыми» обществами, в которых социально-экономические и политические изменения сложившейся общественно-политической среды рассматриваются в качестве стабилизирующего фактора.

Динамические системы имеют необходимую степень устойчивости, стабильности, обеспечивающую их самосохранение и в то же время не являющуюся непреодолимым препятствием для изменений. Они возможны лишь в условиях демократии. В этих условиях состояние стабильности всегда относительно, существует режим постоянной самокорректировки политической системы.

Проблема политической стабильности предполагает анализ понятия «политический риск».

В зарубежной практике риск чаще всего трактуется как вероятность непредвиденных последствий в реализации принимаемых решений. Соответственно говорят об уровне или степени риска. Оценка степени политического риска на основе анализа возможных сценариев развития событий позволяет выбрать оптимальное решение, снижающее вероятность нежелательных политических последствий.

В рамках общего странового риска различают некоммерческий (политический) и коммерческий риски.

Термин «политический риск» имеет много значений - от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.

Классификация политического риска проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, неподконтрольными правительству. В соответствии с этим принципом американский исследователь Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный.

Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым следствием текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к формированию нового правительства, и изменения в законодательстве, касающиеся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.

При определении «индекса политического риска» обращают внимание на следующие факторы:

  • 1. степень этнических и религиозных различий;
  • 2. социальное неравенство в распределении дохода;
  • 3. степень политического плюрализма;
  • 4. влияние левых радикалов;
  • 5. роль принуждения при удержании власти;
  • 6. масштаб антиконституционных действий;
  • 7. нарушения правового порядка.

Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.

Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, который необходимо учитывать при оценке политического риска.

Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты показывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов, увеличение размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т. е. к ухудшения политического и инвестиционного климата в стране.

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, Обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

В истории политического дискурса существовали различные модели политической стабильности. В античности (homonoia) мыслилось как гармоническое соотношение, имеющее числовой . Так, реформы Солона исходили из гармонии, установленной посредством точных пропорций и обеспечивающей согласование между различными группами полиса (2/1, 3/2,4/3).

В Средние века политическая стабильность достигалась благодаря силе традиций и авторитета христианской церкви.

В Новое в связи с разделением властей решающей моделью стала равновесия между ними, достижения баланса между различными политическими силами. Дифференциация политической системы современного общества, плюралистичность его политических сил существенно усложняют достижение социальной интеграции. В наши дни все больше и больше осознается относительный характер политической стабильности, подверженной флукгуациям и строящейся на основе идей системного подхода и самоорганизации.

Политическая стабильность, как и стабильность общества; обусловлена законами функционирования и развития общества, характером и способами взаимодействия его подсистем, изменения и которых не влекут за собой разрушения функционального единства структуры и их равновесия. Политическая стабильность обеспечивается политической системой общества (ее главный элемент - ) и эффективностью осуществления ее функций, что в свою очередь зависит от массовой поддержки граждан: 1) от так называемой “ситуативной поддержки”, выражающей оценку общественным мнением конкретных решений, принимаемых государственными органами, публичных заявлений политических лидеров, наделенных властью, действенности политических акций, и 2) от “системной поддержки”, т. е. от устойчивости положительных оценок и мнений, свидетельствующих об одобрении обществом деятельности властных структур в целом, проводимой государством внутренней и внешней политики. Важным фактором “системной” поддержки выступает доверие к политическим лидерам и политическому режиму, готовность разных социальных групп отстаивать свои интересы на основе и в соответствии с законом, правовыми и нравственными нормами.

Массовая поддержка политического режима выражается также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей ( разделения властей, гласность, многопартийность, мнений, свобода слова, средств массовой информации и т. д.), определяющих характер и способы функционирования данной политической системы.

К основным условиям, влияющим на уровень массовой поддержки существующего политического режима, относятся также: уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих участие населения вполитическом процессе; безопасность и правовые гарантии личности.

Особое приобретает массовая политическая поддержка в условиях реформ, когда в целом и его политическая система, в частности, переживают период перехода от одного состояния к другому, становясь на какое-то время разбалансированными, а значит, и менее стабильными. В этих условиях возникает и даже разрыв между социальными нормами и ценностями, утверждаемыми (насаждаемыми) властными структурами, и социальными нормами и ценностями, доминирующими в массовом сознании. В массовом сознании в силу ряда причин - инерционности, более стойкой приверженности к фундаментальным ценностям, - может возникнуть неприятие норм и ценностей властвующих групп, напряженность и даже между массами и властями. Важно учитывать, что в обществе всегда существует конкуренция групп за , смена групп, претендующих на более заметную политическую роль и на более весомый политический . Эти группы, организованные в политические движения и партии, могут возглавить оппозиционные выступления в разных формах. Они будут тем успешнее, чем в большей мере отразят общенациональные интересы и цели, ценности культуры и менталитет. Оппозиционные группы способны придти к власти при условии, если им удастся мобилизовать и повести за собой массы, объединив их идеологическими лозунгами и программами. Многое здесь зависит от политически авторитетного лидера, популярного в народных массах. В поддержании политической стабильности особое значение имеют утвердившиеся в обществе, кодифицированные в правовых законах и ставшие легитимными способы борьбы за . Исторический нелегитимной политической борьбы - от политических заговоров до политических революций показывает, что она разрушительна для политической стабильности и чревата распадом общества. Нелегитимная за власть может иметь явный и характер. Скрытые формы нелегитимной борьбы за власть, не выходя на Поверхность общественной жизни, способны серьезно ослабить правящего режима, разрушить его внутреннюю консолидацию и привести в конечном счете к серьезным политическим потрясениям.

Обеспечение политической стабильности общества достигается благодаря правовым гарантиям безопасности участия граждан и политических организаций в политической деятельности и особенно в оппозиционных (протестных) движениях, отстаивающих свои политические интересы и претендующих на политическое участие во власти. Во многих демократических странах мира накоплен значительный опыт политической борьбы (и в первую очередь борьбы за власть), не приводящей к катаклизмам и национальным потрясениям. Реформируемой России такой опыт еще только предстоит обрести. В разных странах выдвинуты и осуществляются специальные программы стабилизации, их опыт выхода из экономического и политического кризиса, восстановления политической стабильности без смены общественно-политической системы, модернизации экономики при государственном контроле и регулировании, учитывающий социально-политических систем и исторических условий, национальные и государственные особенности при его адаптации столь же важен для России.

Политическая стабильность зависит от уровня и характера политической активности, от позиций политических лидеров, от ихумения выражать общенациональные интересы и консолидировать политическую волю граждан, от к критическому анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравственных и правовых норм.

Важным условием политической стабильности общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (основного закона), федерального и местного законодательства. Система существующих в обществе законов должна изменяться в соответствии с новыми условиями и новыми вызовами времени. Несвоевременное , отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на политический , на взаимодействие политических субъектов и ветвей власти.

Показатель политической стабильности общества - его нейтрализовать негативные воздействия извне (подрывную , международный терроризм, экономическую блокаду, политическое давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.). Подобные негативные воздействия могут привести политическую систему в состояние крайней нестабильности и даже разрушить ее. В этом отношении особенно опасно развязывание гражданской войны или масштабных политических насильственных актов со стороны как сторонников, так и противников существующего строя. Поэтому столь важна адекватная государства на угрозу своему суверенитету, своим социальным интересам и безопасности своих граждан.

Лит.: Политическая теорм и политическая . М., 1994; Семигии Г. Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М., 1996; Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1998; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. М., 1998; Россия: преодоление национальной катастрофы. М., 1999.

Г. Ю. Семигин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ" в других словарях:

    Система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский… … Политология. Словарь.

    Англ. stability, political; нем. Stabilitat, politische. Способность полит, системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост. Вероятно, первым государством,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен.… … Политология: словарь-справочник

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - англ. stability, political; нем. Stabilitat, politische. Способность полит, системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений … Толковый словарь по социологии

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (political stability, от лат stabilis устойчивый) черта, характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющих в обществе политических институтов, в соблюдении юридических и политических… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - (лат. stabilis постоянный, устойчивый, греч. роlitike политика) состояние политической системы, характеризующееся устойчивостью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими политическими… … Политологический словарь-справочник

    Сфера культуры, вырабатывающая представления о цивилизационных формах полит, процесса, оценки уровня его развития. Понятие П.к. многозначно, оно включает полит, мысль, связи культуры и полит, философии, оценку полит. структур с т.зр.… … Энциклопедия культурологии

    СТАБИЛЬНОСТЬ ВОЕННО- - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ … Юридическая энциклопедия

Эффективность политической системы

Эффективность политической системы - это ее способность быстро и адекватно

реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся:

1) способность к мобилизации ресурсов,

2) способность контролировать поведение индивидов и групп,

3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы, 4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей.

Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес:

Политическую социализацию;

Рекрутацию;

Артикуляцию и агрегацию интересов;

Политическую коммуникацию;

Введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции).

Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация.

Политическая стабильность

Политическая стабильность - это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти.

С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности.

Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна и легитимна.

Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным.

В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система считается нестабильной.

Стабильными С. Липсет называет политические системы, являющиеся одновременно эффективными и легитимными (1); системы, в которых отсутствует хотя бы один из указанных критериев: эффективные, но нелегитимные (2) или легитимные, но неэффективные (3), он относит к относительно стабильным системам; системы неэффективные и нелегитимные характеризуются им как нестабильные (4).

Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:

Наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;

Институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;

Консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры;

Отсутствие в политической системе антисистемных партий1;

Политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;

Законность и правопорядок;

Политическая конкуренция;

Свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике.

Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы исходя из таких факторов, как эффективность:

Политической социализации;

Рекрутации элиты и

Осуществления экстраординарной, дистрибьютивной и процедурной политики.

А. Лейпхарт , характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе1.

Эффективность власти (Тагунов, Хренов)

Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

Эффективность власти определяется формулой

где ПЭВ - показатель эффективности власти;

Ai - важность реализованных решений;

Aj - важность нереализованных решений;

Ri - реализованные решения;

Rj - нереализованные решения;

N - общее количество принятых решений.

ДОП Пристального внимания требует научный анализ факторов стабилизации/ дестабилизации политической системы . Стабильность политической системы основана на легитимности власти, которая в свою очередь предполагает гарантии сохранения системы правления, поддержание гражданского порядка, степень адаптации правительства к социальным изменениям, удовлетворенность населения решением социально значимых проблем и в целом обеспечение эффективности управления. Политическая стабильность также означает, что политический процесс не сопровождается вооруженными конфликтами, а между различными политическими силами достигнут баланс, и ни одна из них не станет предпринимать действий, направленных на подрыв основ конституционного строя и угрозу государственности. Понимаемая таким образом стабильность не исключает изменений, реформ . Однако для их осуществления важны описанные выше условия, а главное – отсутствие в обществе нелегитимного насилия. К факторам стабилизации можно отнести поддерживаемый властями конституционный порядок; легально обоснованное и социально оправданное использование средств принуждения; соблюдение общественных традиций; выработку и проведение продуманной и эффективной общественной политики; выполнение правительством своих основных функций; наличие возможностей для социально-экономической мобильности; высокие темпы экономического развития; развитие сети политических коммуникаций.

Показателем дестабилизации являются такие результаты функционирования политической системы, которые либо не ожидались, либо оказались неприемлемыми и нежелательными для политической системы. Факторы дестабилизации политической можно подразделить на внешние и внутренние, хотя они, безусловно, переплетены между собой. К внешним факторам дестабилизации политической системы можно отнести внешние угрозы; международный терроризм; психологические и информационные войны. К внутренним факторам дестабилизации политической системы можно отнести различные расколы в обществе (политические, экономические, культурные, этнические); неспособность официальных властей разрешить общественные проблемы; атомизированную партийную систему, приводящую к острой конкуренции партий на основе противоположных идеологических позиций; острую борьбу между ведущими группами интересов; внутриэлитные расколы, отрыв элиты от масс. Таким образом, эффективное выполнение государством своих функций является фактором достижения динамического баланса политической системы.

Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем, несовершенство существующей архитектуры безопасности и потребность по обеспечению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности. Концепция национальной безопасности утверждена в Беларуси Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. Была сохранена преемственность ранее действовавших концепций 1995 и 2001 годов. Так, в предыдущей Концепции национальной безопасности Беларуси речь шла лишь об основных факторах, создающих угрозу национальной безопасности, в новой Концепции они существенно расширены и уточнены. Были специфицированы понятия «угрозы» и «источники угроз», как внутренние, так и внешние .

Основным дестабилизирующим фактором для политической системы, отмеченным в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, является «навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы» .

Контрольные тесты

1. Согласно Г. Алмонду, политическая система представляет собой:

а) совокупность институтов (таких, как парламенты, бюрократии и суды), которые

формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;

2. С точки зрения теории Д. Истона политическая система - это:

а) совокупность институтов (таких, как парламенты бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп;

б) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;

в) совокупность устойчивых взаимодействий по поводу распределения власти;

г) совокупность стандартных отношений исполнителей политических ролей.

3. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов:

а) придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы;

б) процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;

в) выражение лояльности по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;

г) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем?

4. Придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы - это содержание процесса:

а) политической социализации;

б) политической коммуникации;

в) артикуляции интересов;

г) агрегирования интересов.

5. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции политической коммуникации:

а) выработка новых норм и правил;

б) применение санкций по отношению к нарушителям законов;

в) распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;

г) принятие наиболее важных решений?

6. Какая из нижеперечисленных структур не относится к структурам «входа»:

а) политическая партия;

б) исполнительные органы власти;

в) группы интересов;

г) массовые движения?

7. Какая из нжеперечисленных структур не относится к структурам «выхода»:

а) исполнительные органы власти;

б) бюрократия;

в) группы интересов;

8. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «входа» политической

а) принятие решений;

б) артикуляция интересов;

в) исполнение решений;

9. Какая из нижеперечисленных функций относится к функциям «выхода» политической

а) артикуляция интересов;

б) агрегирование интересов;

в) политическая социализация;

г) контроль за исполнением решений?

Вопросы и задания

1. Какие гносеологические и социальные условия обусловили возникновение теории политической системы?

2. Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы:

а) система - это сумма частей, ее составляющих;

б) система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторое

целостное единство;

в) система - это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;

д) любая система взаимодействует с окружающей средой;

е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий;

ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.

3. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю

и внешнюю. К какой среде относятся:

а) международная система культуры;

б) международные социальные системы;

в) социальная структура;

г) система культуры;

д) международная экономическая система;

е) демографическая система;

ж) международная социальная структура;

з) биологическая система;

и) международные биологические системы;

к) социальные системы;

л) экологическая система;

м) международные политические системы;

н) международная демографическая система?

4. Заполните пропуски

1. Эффективное функционирование политической системы, всех ее подсистем, успешное разрешение обществом насущных задач развития и обеспечения прогресса.

2. Согласие основных или ведущих социальных групп и выражающих их интересы политических организаций по основным вопросам общественного развития.

3. Необходимый уровень доверия к деятельности властных институтов со стороны общества, их умение в достаточной степени выражать интересы большинства.

4. Высока эффективность и легитимность политического режима, легальность властей.

5. Наличие правовой системы, создающей необходимые условия для рационального и естественного функционирования данного общества.

6. Обеспечение основных прав и свобод человека, нахождение оптимума между участвующими в политике и абсентеистами.

7. Разумное распределение полномочий между центральными и местными властями, оптимизация количества политических подсистем, уровня их автономизации.

8. Руководство страной в соответствии с основными традициями, нормами морали, этики и религии, нахождение их оптимального взаимодействия.

9. Недопущение резкой социальной дифференциации общества.

10. Предотвращение и эффективное разрешение острых социальных, национально-этнических и религиозных конфликтов.

11. Умение руководителей властных структур и общественных движений использовать международный опыт, международные и региональные стабилизационные факторы в интересах национального развития, социального прогресса и политической стабильности общества.

Формирование и развитие демократических политических систем

Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании ее природы, но также длительной эволюцией ее исторических форм.

Самой первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытно-общинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т.ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т.е. имело место аристократическое правление.

Следующей исторической формой демократии была т.н. рабовладельческая афинская. Начало ей положили знаменитые реформы архонта (верховного правителя) Солона, которые он осуществил в 6 в. до н э., перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом.

Следующая историческая форма демократии - демократия т.н. классического либерализма, которая утвердилась в Новое время в результате религиозной Реформации, свержения абсолютистско - монархических форм правления в результате буржуазных революций 16 - 18 в.в. (нидерландской, английской, французской). Торжество либеральной демократии связано с утверждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан.

Родиной классического либерализма по праву считается Англия, где задолго до революции 1640 г. произошло ограничение ранее абсолютных прав монарха через подписание им Великой Хартии вольностей (1215 г.), существовал парламент, автономное местное управление и т.д.

Окончательно же конституционно-либеральная модель в истории Англии после т.н. Славной революции 1688 г., и была официально закреплена в Революционном уложении 1689 г.