Скачать презентацию ууд в начальной школе. Презентация - формирование ууд на современном уроке. Универсальные учебные действия

  • 14.09.2020

« Формирование

универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Из опыта работы

Учителя начальных классов

Гавриленко Е.П.


«Использование современных образовательных технологий деятельностного типа, как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Из опыта работы

Учителя начальных классов

Гавриленко Е.П.


Цель:

Формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников на уроках

для наиболее эффективного процесса обучения.


Задачи:

- отбор методов и изучения учебного материала

в соответствии с требованиями ФГОС;

- отбор методов и средств для развития

информационных умений;

- формирование навыков самостоятельной

познавательной деятельности;

- отбор оптимальных методов, форм и средств

для формирования коммуникативных и

рефлексивных навыков;


Универсальные учебные действия

личностные

коммуникативные

действия

познавательные

регулятивные


Диагностика ууд

Проверяемое ууд

Высокий

уровень

Личностные

Познавательные

Средний уровень

Коммуникативные

Низкий уровень

Регулятивные


Организацию учебной деятельности учащихся строю на основе системно- деятельностного подхода

Ориентация на достижение цели и основного результата образования

Опора на современные образовательные

технологии деятельностного типа


Современные образовательные технологии деятельностного типа:

-проблемно – диалогическая технология;

-технология мини – исследования;

-организация проектной деятельности;

-оценивания образовательных

достижений, (учебных успехов);

-ИКТ – технологию.


Регулятивные ууд

1.Проблемно- диалогическая технология( при объявлении темы и постановке целей урока)

Найди значения выражений:

4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6, 14 * 6

2. Работа в группах и в парах по намеченному учителем плану (маршрутные листы)

3. Шкалирование ( при самооценке )

4.Прогностическая оценка («+» или «-»)


Коммуникативные ууд

1.Работа в парах.

При помощи молекул составь модель воды в твёрдом,

Жидком и газообразном состоянии .

  • Что происходит с « молекулами воды» в различных состояниях воды?

2. Работа в группах .(Карточка с заданиями)

а) Прочтите свой абзац (1, 2, 3).

б) Перескажите прочитанное с опорой на рисунок.

в) По прочитанному задайте вопрос классу.


Личностные ууд

  • Работа над проектами

2. Творческие задания .(Составление синквейна).

3.Технология проблемного диалога.

4.Эстафета читательского творчества (карточки с клише).


Творческое задание в ырази чувство собачки к хозяйке, составив синквейн.

Проверь себя!

Как это делать

1.Название(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ )

2 . Описание (2 прилагательных)

3. Действия (3 слова)

4. Чувства (фраза из 4 слов)

5. Повторение сути – (синоним, который повторяет суть темы)

1. Зина.

2.Милая славная

3.Вспомнила, приехала, забрала.

4 .Радость переполняет меня.

5 .Счастье.


Познавательные ууд

1. Работа с источниками

(различные словари, учебник, хрестоматии, энциклопедиии т.д.);

2. Моделирование

(изображение с помощью таблиц, моделей, схем, рисунков );

3 . Рефлексия.


Моделирование

1. При помощи элементов букв составь букву а и все известные тебе буквы сходные по написанию. Какой элемент у них одинаковый?

2.Выберите слово, подходящее к данной модели

Звонок, письмо, привет, стебель, свежий.

3. На какие группы делятся звуки речи? Чем различаются эти звуки ?


Схема работы над ошибками

2.Перенос слова.

3.Сочетания чк, чн.

4. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

5. Большая буква в именах собственных.

6. Слова с разделительным ъ знаком.

7.Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.


Рост мотивации к учебной деятельности

Рис.2 Результаты оценки мотивации в сравнении

по предметам за 3 года


В урочной деятельности

Познавательные умения учащихся

Рис.2 Результаты оценок в сравнении за 3 четверть по предметам за 2 года


Личностные результаты учеников во внеурочной деятельности

Олимпиады

Количество участников

« Интеллект»

2011-2012г.

« Интеллект» « Транспорт»

« Арт- талант»

« Центр развития мышления и интеллекта»

(2012-2013г.)

Уровень мероприятия

3чел.

Результат

краевой

«Пятёрочка»

«Волшебные сказки»

« МАМИН ДЕНЬ»

« Нескучный русский»

« Автокроссворд»

« Инфоурок»(математика и оом)

2013-2014 г.

4чел.

1чел.

1 чел.

4 чел.

6 чел.

4 ЧЕЛ.

1 ЧЕЛ.

3 чел.

1 чел.

3 чел.

краевой

всероссийск.

(всего- 10 чел.)

Сертификаты

участия

диплом

Призовые места

Сертификаты

участия

дипломы

(всего – 18чел.)

краевой и всероссийск.

2мес. (1чел.)

6 чел.

Сертификаты

участия

дипломы

1мес.( 4чел.)

3мес. (1чел.)

8 чел.

1 место(3 чел.)

Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя школ района.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход мастер-класса.

I этап. Вступление в контакт.

Уважаемые коллеги!

Моё выступление мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования - это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

II этап. Актуальность проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться? Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса: познакомить с приёмами формирования универсальных учебных действий.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

III этап. Основная часть

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Обучающиеся должны научится понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

На Уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:

  • Работа над проектами.
  • Творческие задания на уроках.

Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Например, такие:

  • Написать мини-сочинение.
  • Придумать загадку.
  • Составить тест.
  • Написать отзыв.

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

  • Я почувствовал (а) …
  • Я увидел (а) …
  • Я улыбнулся (ась) …
  • Я вспомнил (а) …
  • Мне стало грустно …
  • Я бы продолжил (а) написанное так …
  • Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
  • Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
  • Будущее героев я представляю …
  • Произведение вызвало у меня чувства…

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Что же включают в себя регулятивные УУД? (вопрос слушателям)

Целеполагание, поиск информации, моделирование, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, умение слушать, самоопределение, волевая саморегуляция (карточки разного цвета с регулятивными УУД повесить на доску).

Регулятивные УУД включают:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Остановимся более подробно на целеполагании.

1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

А сейчас предлагаю один из приемов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины - см и дм. (Показывает модель см и дм)

Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку - метр). Это тоже единица длинЫ, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы: познакомиться, узнать, научиться, выяснить, сравнить, проанализировать … (Познакомить с новой единицей длины - метром, научиться измерять метром, узнать, как соотносится метр с другими единицами длины - см и дм)

Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)

Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычнЫй предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.

Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:

  1. Побуждение учащихся к достижению цели.
  2. Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).

3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)

Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
  • Постановка цели урока.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».

Группировка

Деление ряда слов, предметов, фигур, цифр на группы с обоснованием своих высказываний.
Например, урок математики по теме "Двузначные числа" (6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9), урока русского языка "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" (луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь).

Верите ли вы, что…

Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце».

Земля - это одна из планет солнечной системы.

Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.

Температура Солнца достигает 7000 градусов.

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

Земля движется вокруг Солнца.

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Исключение

Детям предлагается ряд загадок, картинок, слов, с обязательным неоднократным повтором однотипных, но один из них не подходит к данному ряду. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, окружающий мир по теме урока "Дикие животные".

2. Планирование учебной задачи. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. Для формирования умения планировать часто в своей работе использую прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».

Например, детям даю задание составить кроссворд по русскому со словарными словами, которые ребята уже изучили, и предлагаю план работы:

  1. Посмотреть по списку, какие словарные слова уже изучены.
  2. Выбрать несколько слов из списка.
  3. Написать эти слова на бумаге в клеточку так, чтобы они пересекались.
  4. Выписать из толкового словаря, что обозначает каждое слово.
  5. Начертить кроссворд и пронумеровать клеточки.
  • Как вы думаете, поможет вам данный план в составлении кроссворда?
  • Что произойдет, если переставить пункты плана? (Можно ли сначала начертить кроссворд, а затем выбрать слова из списка?).

Путем такой беседы с детьми выясняется, что пункты плана ни в коем случае нельзя переставлять.

(практическая часть)

3. Контроль и оценка. Как любой управляемый про-цесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.

Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка - рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Приемам действия контроля необходимо специально учить.

Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

  • выделять критерии оценки,
  • фиксировать их определённым образом,
  • проводить пооперационный контроль,
  • проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
  • высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

Для формирования действий контроля у младших школьников можно использовать следующие приёмы и задания (обращаю внимание на слайд):

На первых этапах обучения контролю это всевозможные игры, например,

  • «Лесенка»
  • «Число-контролер»
  • сверка с образцом (готовым ответом);
  • выполнение задания по алгоритму;
  • взаимоконтроль с товарищем;
  • (взаимоконтроль служит хорошей школой формирования самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит и на свою деятельность).

Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:

  • решение обратной задачи;
  • проверка полученных результатов по условию задачи;
  • решение задачи различными способами;
  • моделирование;
  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э. Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг - вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”.

Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.

Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просилт в следующий раз быть к себе добрее или строже.

- прием «задания - ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;

(учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка) написал эти предложения, но допустил 3 ошибки (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

Прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «умные вопросы»;

(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.

Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования коммуникативных УУД - предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах повторяем правила работы в группе.

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. Я думаю, что материал сегодняшнего мастер-класса поможет вам эти звездочки зажечь.

V . Рефлексия мастер-класса.

Наш мастер-класс подошел к концу. Я предлагаю оценить ваш вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность, эффективность нашей работы: вам поможет прием «Рефлексивный экран»

«Рефлексивный экран»

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…

Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю вам задание, которое поможет нам определить, какие еще приемы можно использовать на этапе планирования учебной задачи .

Приёмы планирования.

Задание 1.

(Группа 1) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили. Илья выполнял задание учителя. Он решил подготовить ребусы и составил план работы.

  • Составить два ребуса.
  • Выбрать слова из списка.
  • Оформить работу красиво.
  • Посмотреть по списку, какие словарные слова ребята уже прошли.

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 2) Учительница попросила ребят подготовить олимпиадные задания для учеников 1 класса по русскому языку: составить кроссворды, ребусы или загадки со словарными словами, которые первоклассники уже изучили.

Эля решила составить кроссворд из известных первоклассникам математических понятий. Эля написала себе план работы.

  1. Выяснить, как зовут всех первоклассников.
  2. Посмотреть по списку, какие математические понятия дети уже прошли.
  3. Выбрать несколько понятий из списка.
  4. Составить кроссворд.
  5. Составить рассказ со всеми словами.
  6. Оформить работу красиво.
  7. Посчитать количество гласных в каждом слове.

Прием ____________________________________________________

Задание 1. Определите, какое задание предложит учитель детям (в работе над планом), и дайте название данного приема.

(Группа 3) Учительница попросила ребят выучить стихотворение на конкурс. Глеб начал составлять план работы, но не смог его составить до конца.

Прием ____________________________________________________

  1. Выбрать в книге или учебнике по литературному чтению подходящее стихотворение.
  2. ________________________________________________________________
  3. Прочитать стихотворение перед зеркалом.

Обсуждение по работе в группах.

Итак, для формирования умения планирования, наиболее удачными являются следующие приемы:

  1. Обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  2. Работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  3. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
  4. Составление своего плана решения учебной задачи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: создать условия для формирования у детей представления о …; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; познакомить детей с …; с помощью опытов показать …. Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

3 слайд

Описание слайда:

УУД Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

4 слайд

Описание слайда:

УУД Коммуникативные УУД: формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.

5 слайд

Описание слайда:

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

6 слайд

Описание слайда:

Требова-ния к уроку Традицион-ный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирова-ние Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

7 слайд

Описание слайда:

Практичес-кая деятель-ность учащихся Под руководством учи-теля учащиеся выпол-няют ряд практических задач (чаще применя-ется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществля-ют учебные действия по намеченному плану (применяется группо-вой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществле-ние контроля Учитель осуществляет контроль за выполне-нием учащимися практической работы Учащиеся осуществля-ют контроль (применя-ются формы самоконт-роля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществле-ние коррекции Учитель в ходе выпол-нения и по итогам вы-полненной работы уча-щимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулиру-ют затруднения и осу-ществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

8 слайд

Описание слайда:

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем Оценивание учащихся Учитель осуществля-ет оценивание рабо-ты учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оцени-вание результатов деятельности това-рищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

9 слайд

Описание слайда:

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

10 слайд

Описание слайда:

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

11 слайд

Описание слайда:

СПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ: 1-4 мин. – 60 % информации 5 - 23 мин. – 80 % информации 24 -34 мин. – 50 % информации 35 -45 мин. – 6 % информации

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

14 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

15 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

16 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (УРОК ПОВТОРЕНИЯ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

17 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

18 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

19 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

20 слайд

Описание слайда:

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА Этапы урока Деятель-ность педагога Деятель-ность учащихся УУД

21 слайд

Описание слайда:

«СУДИ СЕБЯ САМ. ЭТО САМОЕ ТРУДНОЕ. СЕБЯ СУДИТЬ КУДА ТРУДНЕЕ, ЧЕМ ДРУГИХ. ЕСЛИ ТЫ СУМЕЕШЬ ПРАВИЛЬНО СУДИТЬ СЕБЯ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОИСТИНЕ МУДР.» А. де Сен-Экзюпери

22 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось… Я научился… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

23 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Школьникам предлагается анкета. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше /стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным/не интересным

24 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Работа с сигнальными карточками: Зеленая – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я с пользой и хорошо работал, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке; Желтая – урок был интересен, я принимал в нем участие, я отвечал с места, выполнил ряд заданий, мне было достаточно комфортно; Красная – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не нужно, к ответу на уроке я был не готов.

25 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Выберите 1 фразу для соседа по парте: ты молодец, я доволен твоей работой на уроке, ты мог бы поработать лучше. «Острова». У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак, на каком из островов вы сегодня побывали: о-в Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

26 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ: - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Описание слайда:

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 4. Характеристика плана урока: - содержание учебного материала; - методы обучения; - приёмы обучения; - формы организации познавательной деятельности. 5. Как был построен урок в соответствии с планом: - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата. 6. Структурный аспект самоанализа урока: - анализ каждого элемента урока; - его вклад в достижение результата; - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

29 слайд

Описание слайда:

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 7. Функциональный аспект: - насколько структура урока соответствовала общей цели; - соответствие возможностям класса; - анализ стиля отношений учителя и учащихся; - влияние на конечный результат урока. 8. Аспект оценки конечного результата урока: - формирование универсальных учебных действий на уроке; - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; - причины разрыва; - выводы и самооценка.

30 слайд

Описание слайда:

Методсовет (методический портал учителя) metodsovet.moy.su/ Завуч.инфо www.zavuch.info/ Сайты учителей начальных классов uchportal.ru/dir/5-2-2 Сеть творческих учителей it-n.ru/ Начальная школа. / www.nachalka.com/ Управление начальной школой. www.pervoklassnik.resobr.ru/ Раннее развитие детей www.danilova.ru/ 1 сентября (советы родителям и ученикам). www.1sentyabrya.ru/ Сценарии празников. www.teacherday.narod.ru/ Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др. http:// www . uroki . net ./ Солнышко. http:// www . solnet . ee / index . html LenaGold . Коллекция фонов и клипартов. http://lenagold.ru/ Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ Портал для учителей «В помощь современному учителю». http://k-yroky.ru/ Издательский дом «1 сентября». Газеты и журналы по предметам. http://www.1september.ru/

31 слайд

Описание слайда:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Педагогическое сообщество (педсовет) http://pedsovet.su/ Коллекция презентаций RusEdu http://www.rusedu.ru/ Методисты. Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru/index.php Коллекция презентаций http://www.ppt.3dn.ru/ Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/ Завуч http://www.zavuch.info/ Открытый класс http://www.opencl ass.ru/ Лучшие детские сайты на narod.ru http://nashidetochki.narod.ru/ Красная книга России http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm Международная Красная Книга http://www.floranimal.ru/intredbook.php Учительский портал http://www.uchportal.ru/ Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ Международный союз образовательных сайтов (Веб-круг друзей) http://webkolo.clan.su/ Образовательный портал ВНЕУРОКА http://vneuroka.ru/ http://romanev.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-36

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Южно-Сахалинска

Учитель математики

Аброськина О.В.


Актуальность

« Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности –

«разучить» думать самостоятельно ».

А. Дистервег

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.


Концепция универсальных учебных действий: компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.


Виды УУД

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.


  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы
  • Знаково-символические действия


Математика, как предмет, является основой развития у учащихся познавательных действий .


Найди отличия

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.


Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Поиск лишнего

Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:

в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:


Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.

Цепочки вычислений


Лабиринты

Вход в лабиринт:

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.


Поиск закономерностей

Найди выражения, значения которых равны:

(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

(43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.


Использование дополнительных источников информации.

(математика Сриддхары XI в.)

“ Есть “кадамба” цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждаясь. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось”.

Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений


Составление опорных схем.

Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Логические задачи

Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.


Логические задачи

Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

  • а) на треугольник и пятиугольник;
  • б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

1-этап - вводно- мотивационный .

2- этап - открытие математических знаний.

3- этап - формализация знаний.

4- этап - обобщение и систематизация .


Технологическая карта урока

Проект урока математики (5 класс УМК Н.Я.Виленкин) учителя МБОУ СОШ №16 г. Южно – Сахалинска

Аброськиной Ольги Валентиновны

Тема урока. Формулы

Цель урока.

Знакомство учащихся с понятием «формула»

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления по формулам, использовать формулы для решения задач.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаются условия для возникновения внутренней потребности («хочу»).

Фрагменты к уроку математика

Слайд 1Прочитайте пословицу.

Как вы понимаете эту пословицу: ученье - свет, а не ученье - тьма?

Мы сегодня будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, учебник

Деятельность учащихся

Организация рабочего места

Выделяется содержательная область («могу заниматься математикой»).

Познавательные: целеполагание.


Технологическая карта урока

3. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

4. Построение проекта выхода из затруднения.

«открытие» детьми нового знания.

Фрагменты к уроку

5. Реализация построенного проекта

Деятельность ученика

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Формирование УУД Д

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)


Особенности УУД в основной школе

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.


проведение собственно исследования - презентация результатов." width="640"

Структура учебных исследований

Соответствует структуре научных исследований и включает триаду обязательных разделов:

подготовительная работа -

проведение собственно исследования - презентация результатов.


Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

Подготовительный

Деятельность

Написание реферата

Результат

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

Собственно исследовательская деятельность

Устный доклад на уроке

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.


  • 5 класс
  • Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
  • Вертикальные углы. Виды треугольников.
  • Равенство окружностей и кругов.
  • Великие математики древнего мира.
  • Число. История счёта. Римская нумерация.
  • Проекты:
  • История появления цифр.
  • Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
  • Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
  • Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.

6 класс:

  • Магические числа.
  • Моя школа в цифрах и процентах.
  • Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
  • Проекты:
  • Координатная плоскость.
  • Математические развлечения (Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).

Результатом своей работы считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у детей.

  • В урочной деятельности


Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных



  • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
  • К.Д. Ушинский

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
  • Как организовать рефлексию

  • . Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
  • 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
  • 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
  • 4. Контроль.


Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
  • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
  • Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
  • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
  • В центре внимания урока – дети.
  • Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
  • Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

Структура урока

  • 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
  • 2. Актуализация знаний.
  • 3. Постановка учебной задачи
  • 4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
  • 5. Первичное закрепление .
  • 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  • 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  • 8. Рефлексия деятельности. Итог урока

Отличие современного урока от традиционного

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает обучающимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

Планирование

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует


Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Оценивание обучающихся

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урока

Универсальные учебные действия

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Планирование

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Регулятивные планирования


Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).