Этапы развития агломерации. Понятие городской агломерации. Из истории агломерационных процессов в России

  • 16.11.2020

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А. А. Крубера, и «аггломерация» М. Г. Диканского, и «экономический город» В. П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н. В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е. Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е. Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю. Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».

По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района».

Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

Я училась в Москве, которая является ядром Московской агломерации. Я знала, что вокруг Москвы скучковались другие города, но почему они вдруг стали частью агломерации, понятия не имела.

Понятие «агломерация»

Под агломерацией стоит понимать некий тип урбанизации, при котором скапливаются населённые пункты, близкие территориально, имеющие экономические связи, общую инженерную инфраструктуру, транспортную сеть, техническую и социальную базы, культурные и производственные отношения.


Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.


Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация - конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

к. геогр. н., доцент, зав. кафедрой Сыктывкарского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ И МЕГАЛОПОЛИСОВ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Характерной особенностью современной урбанизации является формирование агломерированных форм городского расселения, концентрирующих управленческие, финансовые и человеческие ресурсы. Процесс городского агломерирования развёртывается там, где складываются наиболее благоприятные условия для формирования групповых форм городского расселения. Суть городского агломерирования состоит в получении синергетического эффекта от объединения возможностей и имеющегося потенциала вовлечённых в этот процесс городских и сельских населённых пунктов, расширения границ рынка сбыта продукции и совместного планирования развития инфраструктуры.

Роль агломерированных форм городского расселения существенно возрастает в условиях России с её обширными пространствами и расстояниями. В условиях дефицита центральных поселений процесс агломерирования происходит не только вокруг больших городов, но и на основе средних и «полусредних» городов. О том, что формирование агломерации не зависит от величины города-ядра, свидетельствует не только отечественный, но и зарубежный опыт экономически развитых стран, где новые городские агломерации создают на основе разработки совместного плана развития и функционирования входящих в их состав поселений. Это позволяет объединить общие усилия и конкурентные преимущества небольших поселений по формированию ареала интенсивного развития и полюсов экономического роста.


Экономическая и социальная структура городских агломераций формируется под влиянием исторических, административных, экономико-географических, экономических, организационно-управленческих и институциональных факторов . В процессе перехода к рыночной модели экономики городские агломерации превращаются в специфические экономические субъекты, самостоятельно выполняющие функции управления довольно обширными территориями, обеспечивая решение проблем социально-экономического развития не только окружающих сельских территорий, но и региона в целом. В новых экономических условиях целенаправленное формирование городских агломераций должно рассматриваться в качестве ведущего фактора модернизации российского пространства.

Важным фактором развития городских агломераций, задающим их лидирующие позиции в системе городского расселения, является сочетание в них ведущих отраслей хозяйства и прогрессивных видов экономической деятельности. Присущая им расширенная сфера приложения труда способствует концентрации экономически активного населения, диверсификации экономики и интенсификации городского образа жизни. Благодаря этому городские агломерации становятся средоточием важнейших экономических и транспортно-распределительных связей, фокусными точками регионов и узлами опорного каркаса территории страны.

В формировании городских агломераций в России ведущую роль играют большие города, в которых концентрируется подавляющая часть демографического, трудового, социального, экономического, промышленного, инновационного, научного, образовательного, историко-культурного и рекреационного потенциалов страны. По данным всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в границах современной России было всего 7 городов людностью более 100 тыс. человек, в которых проживало 29,5 % всего городского населения. С 1926 по 1991 г. число больших городов увеличилось с 20 до 168, или в 8,4 раза, а их удельный вес в общем количестве российских городов – с 4,3 % до 15,9 %. В постсоветское время численность проживающих в городах возрастала главным образом за счёт административно-территориальных преобразований и реализации муниципальной реформы. В период между переписями населения 2002 и 2010 гг. удельный вес проживающих в городах в общей численности городского населения России увеличился с 90,1 % до 92,6 %. При этом в урбанистической структуре городов возросло значение больших городов, в которых ныне концентрируется 72,0 % горожан (табл. 1).

Таблица 1. Большие города в городской сети Российской Федерации в гг. (по данным всеобщих переписей и текущего учёта населения).

Число городов

Численность населения городов,

тыс. человек

Средний размер,

тыс. человек

больших, %

больших, %

По данным Росстата. Полужирным шрифтом выделены данные всеобщих переписей населения.

Несмотря на то, что в период между переписями 2002 и 2010 г., число городов этой категории людности сократилось с 167 до 164, численность проживающих в больших городах в абсолютном выражении увеличилось с 68,2 млн. до 70,2 млн. человек, а в относительном выражении – с 71,1 % до 72,0 %. При этом наиболее существенно повысилась роль крупнейших городов, представленных городами-полумиллионниками и миллионниками. В рассматриваемый межпереписной период общее число городов этих групп людности увеличилось с 33 до 37, численность проживающих в них горожан – с 39,9 млн. до 44,0 млн. человек, а удельный вес в населении городов – с 41,5 % до 45,1 %. Одновременно с этим с 2005 г. наметилась устойчивая тенденция увеличения среднего размера городов всех категорий людности и особенно больших городов.


Предпосылки городского агломерирования начали складываться в России во второй половине ХIХ века в ходе развития и углубления капиталистических отношений, которые способствовали ускорению индустриализации, бурному железнодорожному строительству, расширению городской сети и динамичному росту больших городов. В эти годы зародилась и обрела характерные признаки единственная в дореволюционной России Петербургская агломерация, сформировавшаяся вокруг тогдашней столицы Российской империи. По мере роста и укрепления столичного статуса Санкт-Петербург обрастал городами-спутниками. Среди них выделялись царские резиденции Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина и Ораниенбаум, промышленные центры Колпино и Сестрорецк, города-крепости Кронштадт и Шлиссельбург.

Подавляющее большинство ныне существующих российских агломераций возникло и сформировалось в 30-е – 80-е гг. ХХ века. Мощным импульсом развития агломерационных процессов стала ускоренная индустриализация страны, начавшаяся в середине 1920-х гг. Индустриализация вывела на первый план бывшие губернские центры и многие старые города, крупные фабрично-заводские посёлки, порты и другие поселения с выгодным транспортно-географическим положением. Их динамичный экономический и демографический рост, сопровождавшийся усилением многофункциональности, предопределил расширение ареала их влияния и потребность в появлении новых поселений-спутников.

Процесс городского агломерирования, прерванный в годы Великой Отечественной войны, вновь активизировался в послевоенный период в связи с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства в западных регионах страны и ускоренным развитием тыловых районов Урало-Поволжья и юга Сибири, куда были эвакуированы промышленные предприятия и жители оккупированных территорий европейской части страны. Между тем период наиболее динамичного развития городских агломераций и интенсификации урбанизационных процессов пришёлся на 60-80-е гг. ХХ века, когда на фоне устойчивого роста экономики началось широкомасштабное хозяйственное освоение районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рост сети городских агломераций и субцентров в периферийной зоне сопровождался формированием пригородов, интенсификацией связей между городом-ядром и поселениями-спутниками, расширением территориальных границ площадей урбанизированных и субурбанизированных территорий.

Многие города, вокруг которых в советское время сформировались городские агломерации, превратились в признанные центры производства и расселения окружающих их территорий. Их ускоренное развитие в качестве городов-центров агломераций происходило за счёт использования выгод экономико-географического положения и преимущественного социально-экономического развития в ходе развёртывания промышленных узлов, локальных и программно-целевых территориально-производственных комплексов. К концу ХХ века агломерация стала ведущей формой городского расселения в России. Её востребованность в российских условиях объясняется тем, что углубление урбанизации и дальнейшее развитие транспортных магистралей является одним из эффективных средств преодоления специфических для России обширных пространств и расстояний между населёнными пунктами.

В 1990-е гг. интенсивность процесса городского агломерирования существенно снизилась в результате смены вектора экономического развития под влиянием рыночных преобразований и постиндустриальной трансформации экономики, сопровождавшейся спадом промышленного производства и кризисом городов. Вследствие этих и других причин практически прекратился процесс формирования новых агломераций, который усугубили депопуляция городского населения и сокращение притока сельских жителей. Одновременно с этим в постсоветский период наметились новые тенденции развития городов и городских агломераций, обусловленные главным образом постиндустриальной трансформацией городского хозяйства и административно-территориальными преобразованиями в рамках муниципальной реформы. Влияние этих двух факторов городского агломерирования отразилось в стягивании населения в крупнейшие города и агломерации (главным образом за счёт жителей малых городов и посёлков городского типа), расширении зоны тяготения городов-ядер на фоне интенсификации связей с пригородами и поселениями-спутниками, включения городов, посёлков городского типа и сельских населённых пунктов в городскую черту крупных городов. Несмотря на ухудшение условий для развёртывания новых городских агломераций, в постсоветское время наметились некоторые положительные тенденции городского агломерирования, связанные с укреплением существующих агломераций. Среди них следует отметить активизацию процесса субурбанизации в связи с резко возросшими темпами коттеджной застройки субурбанизированных территорий и создания несельскохозяйственных поселений-спутников, автомобилизации и транспортной мобильности населения.

В последние годы в рамках зарождающихся тенденций предпринимаются меры по углублению агломерационных процессов на всех уровнях управления, включая федеральный, местный и муниципальный. Федеральное правительство регионального развития РФ и Министерства экономического развития РФ планирует поддержку агломерационных процессов в рамках реализации программ и проектов создания мегалополисов, «опорных городов» и городов-спутников. Местные и муниципальные власти Алтайского (Барнаульская агломерация в составе города Барнаула, Новоалтайского и Первомайского районов), Красноярского (Красноярская агломерация в составе городов Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Берёзовского, Емельяновского, Манского и Сухобузимского районов) и Приморского (Владивостокская агломерация в составе городов Владивостока, Артёма и Уссурийска) краёв, Вологодской (Вологодско-Череповецкая агломерация в составе городов Вологды, Череповца, Грязовца, Сокола, Кадникова, посёлков городского типа Шексна и Чебсара), Иркутской (Иркутская агломерация в составе городов Иркутска, Ангарска и Шелехова), Новосибирской (Новосибирская агломерация в составе городов Новосибирска, Бердска, Оби, посёлков городского типа Кольцово и Краснообск, Новосибирского района), Ростовской (Ростовская агломерация в составе городов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога, Аксая, Батайска и Азова) и Томской (Томская агломерация в составе городов Томска и Северска, Томского и Шегарского районов) областей планируют добиться официального признания статуса агломераций формирующимся на их территориях системам городского расселения. В ряде регионов предпринимаются попытки сформировать укрупнённые муниципальные образования по подобию статистических метрополитенских округов, объединяющие в своём составе большую часть поселений формирующейся агломерации.

В России отсутствует официальный статистический учёт агломераций под эгидой Росстата. Поэтому оценки состава и численности агломерации являются экспертными и авторскими. Различие критериев и методик выделения городских агломераций делают данные об их величине и составе малопригодными для сопоставлений и объективного анализа. По нашим расчётам, на территории России сформировались или находятся в стадии формирования 12 крупнейших (на базе городов-миллионников), 24 крупные (на базе крупнейших городов), 55 средних (на базе больших городов) и 7 малых (на базе средних городов) городских агломераций. В городах-ядрах 98 крупнейших, крупных, средних и малых агломераций сосредоточено 60,3 млн. горожан, а с учётом всего урбанизированного и субурбанизированного населения – около 90 млн. человек, что составляет 63,1% всего населения России (табл. 2).

В настоящее время в России насчитывается 23 городские агломерации с численностью населения свыше 1 млн. человек. Их ядрами выступают 12 городов-миллионников и 11 городов-субмиллионеров. В числе последних – Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти, Владивосток, Иркутск, Новокузнецк, Ижевск и Тула. Совокупная численность урбанизированного и субурбанизированного населения крупнейших агломераций России достигает 54,7 млн. человек, из которых 67,6% (около 37 млн. человек) приходится на города-ядра. Только 6 российских агломераций имеют людность не менее 2 млн. человек. К агломерациям-мультимиллионникам относятся Московская, Санкт-Петербургская, Ростовско-Шахтинская, Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Екатеринбургская и Нижегородская агломерации. В городах-ядрах агломераций-мультимиллионников сосредоточено 21,9 млн. человек, а с учётом всего населения, проживающего в границах агломерационных ареалов, их численность увеличивается до 33 млн. человек.

Таблица 2. Группировка агломераций России в зависимости людности городов-ядер (по данным переписи населения 2010 г.).

агломераций

в зависимости

от людности

города-ядра

агломераций

данной группы людности

Суммарная

численность

населения

городов-ядер

данной группы,

млн. человек

численности

населения

агломераций

данной группы,

млн. человек

городов-ядер

в численности

населения

агломерации

данной группы, %

Крупнейшие

Подавляющее большинство российских агломераций являются моноцентрическими. К немногочисленным конурбациям относятся Самарско-Тольяттинско-Сызранская, Ростовско-Шахтинская, Новокузнецкая, Иркутско-Черемховская, Набережночелнинская, Тульско-Новомосковская, Владивостокско-Находкинская, Ижевская, Ярославско-Рыбинская, Кавминводская, Южно-Башкортостанская, Южно-Татарстанская, Абаканско-Минусинская, Сургутско-Нефтеюганская, Псковско-Великолукская и Апатитско-Мончегорская полицентрические агломерации.

Крупнейшей российской агломерацией является Московская агломерация, распространившая своё влияние в радиусе 60-70 км от Москвы. Общая площадь Московской агломерации достигает 13,6 тыс. кв. км, а численность населения по разным оценкам варьирует от 14,7 до 17,3 млн. человек . В границах Московской агломерации сосредоточено более 50 городов, из них 14, по данным всеобщей переписи населения 2010 г., имели людность свыше 100 тыс. человек. В их числе – Балашиха (215,4 тыс.), Химки (207,1 тыс.), Подольск (188,0 тыс.), Королёв (183,5 тыс.), Мытищи (173,3 тыс.), Люберцы (172,0 тыс.), Электросталь (155,3 тыс.), Одинцово (139,0 тыс.), Железнодорожный (131,7 тыс.), Красногорск (116,7 тыс.), Сергиев Посад (110,9 тыс.), Щёлково (110,4 тыс.), Пушкино (102,8 тыс.), Жуковский (102,7 тыс.). В населении Московской агломерации абсолютно доминирует ядро, людность которого в 53,4 раза превышает численность постоянного населения второго по величине города агломерации - Балашихи.

Вокруг второго в России города-мультимиллионника сформировалась Санкт-Петербургская агломерация. Она простирается вокруг Санкт-Петербурга в радиусе 50 км и занимает около 11,6 тыс. кв. км. По разным оценкам численность населения Санкт-Петербургской агломерации варьирует от 5,4 до 6,2 млн. человек, что почти в 3 раза меньше величины Московской агломерации. Между тем Санкт-Петербургская агломерация является не только признанным межрегиональным центром социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, но и России в целом.

В своём развитии городские агломерации проходят 4 этапа. Возникновение агломерированных форм городского расселения связано с этапом индустриализации. По мере углубления внутриагломерационных связей и формирования единого рынка труда индустриальная агломерация перерастает в сформировавшуюся. Появление единого функционально связанного пространства на фоне углубления процесса субурбанизации и развития пригородной зоны, образование рынка агломерации и превращение её в важный узел в территориальной структуре национальной экономики являются основными признаками развитой агломерации. Высший этап формирования городской агломерации связан с превращением её в постиндустриальный центр, встроенный в глобальные экономические процессы и максимально интегрированный в мировую экономику. На этом этапе агломерация черпает ресурсы и возможности развития за счёт взаимодействия с глобальной сетью мировых городов.

К настоящему времени в России сформировались только 3 постиндустриальные агломерации – Московская, Санкт-Петербургская и Екатеринбургская. Остальные агломерации, возглавляемые городами-миллионниками, могут быть отнесены к числу развитых агломераций. Между тем подавляющее большинство российских агломераций задержалось на этапе сформировавшейся и индустриальной агломерации. Свыше 2/3 (68 из 98, или 69,4%) городских агломераций и все постиндустриальные агломерации России находятся в европейской части страны. Среди 11 развитых агломераций в этой части страны расположены 8 (72,7%), среди 66 сформировавшихся –,2%), среди 21 индустриальной агломераций –,7%) (табл. 3).

Темпы роста городских агломераций тесно связаны с характером адаптации их хозяйства к постиндустриальному укладу экономики. Являясь во многом самодостаточными территориальными социально-экономическими системами, они в значительной мере определяют территориально-хозяйственную структуру страны и играют ведущую роль в российской экономике. Переход к агломерационному этапу эволюции городского расселения вызвал появление многочисленных городов-спутников и новых видов пригородных поселений, ориентирующихся на разнообразное обслуживание центрального поселения. Процесс городского агломерирования сопровождается расширением городских территорий и распространением городского образа жизни, повышением общего уровня урбанизации и степени урбанизированности территории. Между тем стягивание населения в наиболее крупные города-центры сопровождается постепенным обезлюдением окружающей сельской местности и расширением ареалов межселенных пространств с крайне низкой плотностью сельского населения и редкой сетью населённых пунктов.

Таблица 3. Группировка городских агломераций России в зависимости от этапа формирования.

Название этапа

Агломерации

I. Индустриальная

агломерация

Альметьевская, Апатитско-Мончегорская, Ачинско-Назаровская, Белогорско-Свободненская, Воркутинская, Дербентская, Златоустовская, Котласская, Лесосибирско-Енисейская, Магнитогорская, Нерюнгринская, Нижневартовская, Нижнетагильская, Новороссийская, Орская, Старооскольско-Губкинская, Стерлитамакская, Сургутско-Нефтеюганская, Ухтинская, Череповецкая, Юргинская.

II. Сформировавшаяся агломерация

Абаканско-Минусинская, Архангельская, Астраханская, Барнаульская, Белгородская, Бийско-Горно-Алтайская, Благовещенская, Брянско-Людиновская, Владикавказская, Владимирская, Владивостокско-Находкинская, Вологодская, Воронежская, Грозненская, Ивановская, Ижевская, Иркутско-Черемховская, Йошкар-Олинская, Кавказские Минеральные Воды, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Комсомольская-на-Амуре, Костромская, Краснодарская, Курганская, Курская, Кызылская, Липецкая, Магаданская, Махачкалинская, Мурманская, Набережночелнинская, Нальчикская, Новгородская, Новокузнецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Петрозаводская, Псковско-Великолукская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Смоленская, Ставропольская, Сыктывкарская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульско-Новомосковская, Тюменская, Улан-Удинская, Ульяновская, Хабаровская, Чебоксарская, Читинская, Южно-Сахалинская, Якутская, Ярославско-Рыбинская.

III. Развитая

агломерация

Волгоградская, Казанская, Красноярская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Пермская, Ростовская, Самарско-Тольяттинская, Уфимская, Челябинская.

IV. Постиндустриальная агломерация

Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская.

Агломерация не является пределом территориальной концентрации городского населения и может принимать различные стихийно складывающиеся надагломерационные формы, среди которых выделяются урбанизированные районы и зоны, а также их высшая форма – мегалополис. Являясь наиболее крупной формой городского расселения, мегалополис образуется в результате срастания нескольких близко расположенных агломераций. Мегалополис - это конгломерат агломераций, слившихся в единое высокоурбанизированное образование. Для мегалополисов характерна полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием нескольких близко расположенных друг к другу городов – центров агломераций, формирующих состав и границы мегалополиса. Основные черты мегалополисов задаются линейным характером градостроительных структур, вытянутых вдоль ведущих транспортных магистралей – железных и автомобильных дорог, а также судоходных путей.

В отличие от США, Японии и некоторых развитых европейских государств, в которых уже давно сформировались надагломерационные образования мегалополисов, в России данный процесс находится лишь в начальной стадии. Контуры будущих мегалополисов наметились в ряде регионов Центральной России, Урала и Сибири. Самый обширный по площади и наиболее значительный по населению Центрально-Русский мегалополис формируется по оси Москва – Владимир – Нижний Новгород. Он включает столичный мегагород Москву и поселения Московской, Владимирской и Нижегородской областей , а также тяготеющие к ним поселения Волжско-Окского междуречья. Его основой являются крупнейшая в стране Московская суперагломерация и шестая по людности Нижегородская мультиагломерация, а также полумиллионная Владимирская агломерация. В северо-западной части Уральского федерального округа обозначился Уральский мегалополис, формирующийся по оси Екатеринбург – Челябинск. В будущем просматривается возможность его территориального расширения в направлении Перми и Магнитогорска. В начальной стадии становления находится единственный за Уралом Обско-Томский мегалополис. В него входят Новосибирская, Новокузнецкая, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Бийско-Горно-Алтайская и Юргинская агломерации. В состав Обско-Томского мегалополиса входит более 60% населения Республики Алтай, Алтайского края , Кемеровской, Новосибирской и Томской областей .

В современных условиях агломерирование представляет собой объективный процесс регионального развития, обеспечивающий более равномерное и комплексное развитие территорий, формирование полюсов экономического роста и эффективное развитие инфраструктуры. Агломерационный путь развития позволяет создать благоприятные условия для проживания и работы населения, развития науки и инновационной деятельности , творческой самореализации и функционирования бизнеса. Основными условиями развития современных городских агломераций, сформировавшихся как функционально-пространственного ареалы концентрации городского населения и прогрессивных видов человеческой деятельности, является создание правовой базы их функционирования, формирование агломерационной инфраструктуры и реализация комплексных проектов городского развития.

Целенаправленное формирование городских агломераций способствует качественным улучшениям всех сторон их жизни и функционирования. По мере пространственного расширения агломерации происходит комплексное развитие всего агломерационного ареала на основе единых стандартов и с учётом конкурентных преимуществ каждого населённого пункта, входящего в состав агломерации. Среди ожидаемых положительных результатов по пути агломерационного развития:

Выгоды максимально возможной связности населённых пунктов в пространстве современной транспортной доступности;

Возможность регулирования производственной загрузки и занятости населения в пределах поселений агломерации;

Пространственное расширение рынка труда;

Структурирование и ускорение развития человеческого капитала;

Повышение надёжности и скорости осуществления трудовых и хозяйственных связей;

Переориентация кризисных, депрессивных и других неперспективных населённых пунктов на выполнение новых функций в интересах развития в рамках агломерации;

Создание в пригородной зоне комфортных и экологичных для проживания новых городских населённых пунктов;

Оптимизация управления развитием городов и агломераций на основе взаимоувязанной системы документов стратегического планирования субъектного и муниципального уровней.

Проводимые с начала 1990-х гг. рыночные преобразования и становление постиндустриального уклада наметили переход к локально-фрагментированной постиндустриальной урбанизации, которая происходит в условиях замедления темпов и незавершённости урбанизации, что вызвало запаздывание в процессе развёртывании очередных этапов его развития по сравнению со странами западного мира. В ходе постиндустриальной трансформации и диверсификации российской экономики возникла необходимость государственного регулирования процесса формирования групповых систем расселения и городских агломераций. В последние годы предпринимаются попытки придать стихийному процессу агломерирования более управляемый характер при поддержке всех уровней управления. Это позволит придать процессу формирования городской агломерации более целенаправленный характер и перевести его в плоскость практической реализации.

Известно, что развитие городов влечёт за собой формирование и рост близлежащих территориальных поселений, которые формируют пригородную зону. В совокупности крупный город (например, в Российской Федерации - административный центр субъекта РФ) и пригородная зона образуют значительный по численности населения, объёмам производства и потребления элемент системы расселения и хозяйственной деятельности любого региона. Для крупных городов пригородные зоны имеют особое значение, т.к. их взаимодействие между собой с течением времени становится всё более тесным и разнообразным, а усиление этого взаимодействия способствует превращению города в агломерацию.

Агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, накоплять) - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Определение, данное понятию «городская агломерация» В.Г. Давидовичем, звучит следующим образом: «наиболее развитая локальная группа городов и посёлков… со сложным переплетением тесных экономических, трудовых и культурно-бытовых взаимосвязей, с тенденцией срастания близко расположенных поселений».

Комплексное определение этому понятию дал Ю.Л. Пивоваров: «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала».

К основным элементам агломерации относятся центр, или ядро (обычно крупный город), и пригородная (периферийная) зона. Хотя по отношению к ядру пригородная зона выполняет вспомогательные и обслуживающие функции, они являются определяющими в формировании самой агломерации. А.?Н. Поносов так трактует понятие «пригородная зона» - это «территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов».

Современный мир - пространство давно обжитое городскими агломерациями, и агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По данным ООН в начале ХХI в. в различных странах мира насчитывалось более тысячи таких агломераций, и в них сконцентрировалось более половины всего городского населения планеты. Кроме того, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

Основными признаками современных городских агломераций являются:

Компактность? компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

Наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

Доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

Концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

Высокая плотность населения? концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

Тесные экономические связи? комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

Тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

Тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

Тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы

Высокий уровень функциональной связанности? сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, а и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

Целостность рынков труда, недвижимости, земли;

Правовая самостоятельность поселений? нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

Многокомпонентность? населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

Динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

Наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру - «ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

Территориально-отраслевой интерес? наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны? город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).

Агломерация - тесное скопление ряда населенных пунктов, преимущественно городов и поселков городского типа, имеющих общие промышленные, экономические, транспортные, культурные взаимоотношения.

В рамках утвержденной в 2005 году схемы территориального планирования Ростовской области на Дону сформированы три агломерации (См. основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в «Схеме территориального планирования Ростовской области») .

При этом в федеральном законодательстве не предусмотрено, что в нашей стране могут существовать такие объединения, и пока полностью непонятно, кому в дальнейшем регулировать развивающиеся процессы.

1.Основные признаки и виды агломераций

В мировой практике различают два основных типа агломераций: моноцентрические с одним крупным городом и полицентрические (конурбации) сразу с несколькими крупными доминирующими городами. С появлением этого термина в широком ходу многие путают агломерацию с городом. На самом же деле агломерация представляет собой объединение, большее, чем город, но меньшее, нежели регион или область. При этом далеко не все города-соседи подпадают под данное определение.

К основным признакам агломерации относятся:

а) Регулярное совершение местным населением поездок из одного города в другой в трудовых, культурных, учебных, досуговых целях (гражданин живет в Азове, а работает в Ростове, ростовчанин в летние месяцы регулярно выезжает на Соленое озеро, расположенное на территории Батайска и т. д.).

б) Полуторачасовая транспортная доступность от самого удаленного населенного пункта агломерации к городу-ядру.

в) Наличие у городов совместно используемой развитой транспортной, коммунальной, промышленной инфраструктуры.

г) Наличие аэропорта, крупного железнодорожного узла, морского или речного вокзала, которыми пользуются сразу все города.

2. Агломерации Дона

а) Самой известной и крупнейшей в области является .

б) Восточно-Донбасская агломерация. Площадь - 13734 кв. км, где проживает 271,5 тыс. сельчан и 758,5 тыс. горожан. Опорный центр - Шахты, непосредственно соприкасающийся своими границами с Новошахтинском и Красным Сулином. Три этих города образуют ядро Восточно-Донбасской агломерации. Остальные территории поделены на урбанизационную и дезурбанизационную зоны.

Урбанизационная зона, граничащая в западном направлении с Украиной, северном - рекой Северский Донец, восточном - Восточной обходной дорогой и южном - , отличается тесным скоплением городов и поселков городского типа: гг. Гуково, Донецк, Каменск Шахтинский, Зверево, пос. Горный, Лиховской, Алмазный, Каменоломни, Углеродовский. Основные объемы промышленности представлены проблемными объектами угольной отрасли, зародившейся здесь два столетия назад. Дальнейшее развитие территорий предполагается осуществлять за счет привлечения инвесторов. Кроме того, возлагается надежда, что на твердое топливо возрастет спрос и историческая отрасль получит мощный стимул для возрождения.

Дезурбанизационная зона характеризуется отсутствием условий для развития городов и, напротив, наличием приоритетных условий для сельского хозяйства, добывающей промышленности, отраслей рекреации и туризма.

в) Волгодонская система расселения. Общая площадь территории - 15848 кв. км, численность населения - 450,3 тыс. человек, из них 43,4% проживает в Волгодонске, 18,8% в небольших городах: Константиновске, Морозовске, Семикаракорске и Цимлянске, 37,8% приходится на сельские поселения: Волгодонский, Дубовский, Мартыновский, Морозовский, Семикаракорский, Цимлянский, Константиновский и Зимовниковский районы.

Основным преимуществом местной промышленности является географическая близость крупнейшего поставщика энергетических ресурсов - Волгодонской АЭС. Одна из особенностей Волгодонска - отсутствие дефицита рабочей силы вследствие низкого уровня занятости, что не свойственно многим городам. Причем, тенденция обещает сохраниться даже к 2025 году в случае оптимистичного развития событий. Но при этом сельское хозяйство начнет переживать нехватку рабочих кадров.

Большие надежды возлагаются на агропромышленный комплекс и перерабатывающие предприятия. Преимущества сельчан - благоприятные климатические условия для растениеводства, скотоводства и рыбоводства. При этом местный АПК располагает сетью перерабатывающих предприятий (молокозаводов и мясокомбинатов), способных успешно наращивать показатели. Предполагается, что впоследствии сельское хозяйство должно не только полностью обеспечивать собственную потребность в мясной и молочной продукции, но и стать одним из главных поставщиков мяса и молока в .

По оценкам ряда специалистов, Волгодонскую систему расселения пока что нельзя назвать агломерацией, поскольку между муниципальными образованиями отсутствуют тесные социально-экономические связи. Одновременно этот же фактор считается главной болевой точкой территории. Основной его причиной является необустроенность и низкоэффективное использование инфраструктуры (По материалам документов администрации Ростовской области).

Факт из жизни

Стоимость строительства ростовского торгового комплекса «Икея» составила около 140 миллионов рублей. При этом инвестор оказался вынужденным вложить еще 18 миллионов долларов в строительство автомагистрали, подключение к трансформаторной подстанции и т. д.

Согласно международной практике, затраты предпринимателя на развитие инфраструктуры должны составлять 5-8% от стоимости строящегося объекта.

3. Предпосылки формирования агломераций в России

В советские времена агломераций как межмуниципальных объединений практически не существовало. Исключением являлись преимущественно территории курортных регионов - «Большой Сочи», «Большая Ялта». После распада СССР начались социально-экономические процессы, обуславливающие формирование таких единиц.

В качестве главного социального фактора можно отметить резко снизившееся влияние государства на демографические процессы, в свою очередь объясняющееся проводимой приватизацией жилья, «послаблением» паспортно-визового режима, резким контрастированием уровня жизни в различных населенных пунктах. Как, например, констатировал еще в 2002 году директор Института Кеннана, один из известнейших славистов США Блэр Рубл: «В 1990-е годы роль государства ослабла, и россияне начали мигрировать. Зачем жить в Магадане, когда можно жить у Черного моря?» (См:. Интервью директора Института Кеннана, одного из известнейших славистов США Блэра Рубла «Россия идет по иному пути, чем весь остальной мир»).

Последовавший в середине нынешнего десятилетия интенсивный подъем экономики форсировал непропорциональное развитие городов и территорий - как в целом по стране, так и внутри регионов. Граждане, проживающие в крупных городах, отличались значительно большим уровнем достатка, в то время как жизненный уровень их соседей из небольших населенных пунктов, зачастую расположенных в нескольких десятках километров от города-ядра, был на порядок ниже. В результате дополнительно активизировались миграционные процессы.

При этом стоит добавить, что во многих крупных городах наблюдался дефицит рабочий силы: «Если Всемирный банк прав, и через 20 лет России будет не хватать 16-20 млн. рабочих рук, то тогда нужны мигранты. Мигранты чаще всего поселяются в больших городах, это означает, что люди разных этносов поселяются по соседству, и это вызывает проблемы. Люди, которые не испытывают особо дружественных чувств друг к другу, живут рядом, и это приводит к опасности социальных взрывов. Для США, Канады, Бразилии сосуществование этнических меньшинств в городах нормально и привычно, но для России это нечто новое».

Вместе с тем, крупные города, особенно мегаполисы, располагая высоким инвестиционным потенциалом и большими финансовыми возможностями, как правило, исчерпали свои земельные ресурсы.
В частности - им негде строить новое жилье. В результате им остается осваивать дефицитные пустыри, а также сносить под будущие стройплощадки ветхие дома - вместо ведения более эффективной масштабной застройки свободных территорий.

При этом преобладающей в крупных городах точечной застройке зачастую препятствует инфраструктурный дефицит. Эксплуатируемые городские коммуникации рассчитаны на значительно меньшее число потребителей. Более серьезные проблемы в этой связи испытывают инвесторы, желающие построить крупные промышленные предприятия. Помимо дефицита земельных и энергетических ресурсов, которые нужны фабрике или заводу в большем объеме, нежели жилому дому, им необходима развитая дорожно-транспортная инфраструктура для успешного вывоза продукции.

4. Социально-экономический эффект

Как уже показала практика, агломерационные проекты пользуются большим интересом в деловых кругах и среди ряда потенциальных инвесторов, желающих войти в регион (См. краткий обзор основных агломераций Южного Федерального округа на официальном сайте союза промышленников и предпринимателей ЮФО). Таким образом, проводимая государством политика может решить следующие проблемы:

а) Расширить и модернизовать существующую между городами транспортную инфраструктуру (строительство новых автомобильных и железных дорог), что сделает крупные центры для жителей малых населенных пунктов более доступными. В результате население агломерации перестанет стремиться жить в городах-ядрах постоянно, что поможет частично решить проблему равномерного расселения граждан.

б) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит обустраивать на свободных территориях специальные промышленные зоны. У приходящих инвесторов отпадет необходимость вкладывать колоссальные инвестиции в сети и дороги, что начнет способствовать подъему промышленности, созданию новых рабочих мест для всей агломерации.

в) Формирование агломерации способствует укреплению экономических связей между расположенными поселениями, что неминуемо отразится на общем уровне жизни.

г) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит крупным городам строить на свободных территориях города-спутники, а также периферийные районы, что станет способствовать решению жилищного вопроса.