Страховка и самостраховка в альпинизме. Некоторые нюансы и типичные ошибки. Страховка на осыпи

  • 10.07.2020

При занятии различными видами активностей в горах важно уметь правильно оценивать свою физическую подготовку и вероятность возникновения рисков. Поэтому отправляясь в путешествие в горы важно помнить о наличии с собой страховки для занятия тем или иным видом спорта.

альпинизм, скалолазание

При занятии ими могут неожиданно случится травмы, требующие оперативной госпитализации и лечения.

Надо отметить, что на сегодняшний день не каждая страховая компания готова взять на себя риски покрытия данных видов спорта. Проект по страхованию экстремальных видов спорта Save Pro Life разработал совместно с компанией ООО «Страховая Компания «Согласие»» пакеты по страхованию, учитывающие необходимость экстренной эвакуации вертолетом из сложно доступной местности и покрытие расходов на медицинские услуги. Услуга эвакуации вертолетом прописана специально в договоре страхования. Страховка работает как по России, так и по странам СНГ и Миру.

Полис легко оформить на сайте проекта www.saveprolife.ru в режиме он-лайн. Нужно только выбрать даты выезда, страну, валюту страхового покрытия и оплатить подходящим способом: по карте либо с помощью других платежных систем. Срок оформления полиса 2-3 дня, после чего он высылается на почту в электронном виде плательщику. Поэтому его можно просто распечатать и взять с собой в поездку.

На сайте предлагается выбрать подходящий вид полиса. Есть два варианта:

- Полис НС

В случае травмы или острого отравления, временной утраты трудоспособности, инвалидности или смерти Застрахованного лица в результате несчастного случая, Страховщик совершает страховую выплату, в пределах определённой договором страховой суммы. Чтобы оформить данный полис, нужно перейти по ссылке

- Полис Е-экстрим и комбинированный полис

При наступлении неожиданного заболевания или несчастного случая страховым полисом покрываются риски, связанные с занятием тем или иным видом спорта, в том числе учтена услуга по эвакуации вертолетом. Чтобы оформить данный полис, нужно перейти по ссылке

фрирайд, хели-ски

Скоростной спуск на сноуборде или лыжах с неподготовленных склонов всегда требует хорошей физической подготовки. Безусловно, спуск с горных массивов по нетронутым снежным полям может преподнести много неприятных сюрпризов. Здесь вас подстерегает риски внезапного схода лавин, травмы, падения в засыпанные снегом трещины и другие опасности. Поэтому перед началом занятий фрирайдом стоит задуматься сначала о своем уровне и технике катания, убедиться что вы обладаете достаточными знаниями и умениями в этой области, что у вас есть в наличии специальное оборудование по лавинной безопасности и хорошая спортивная экипировка, и перед выездом на открытые просторы вы заранее запаслись страховкой для занятия данным видом спорта.

Для осуществления страховой выплаты после НС важно, чтобы в страховом полисе был указан именно «фрирайд» или «хели-ски», а не горные лыжи, и учтены риски занятия конкретным видом спорта.

При оформлении полиса НС на сайте проекта www.saveprolife.ru на «хели-ски» и «фрирайд», он будет стоить, неважно по России или СНГ вы делаете тур, или другой стране Мира, с учетом разных вариантов покрытия:

в 200 000 р (покрытие) – 92 рубля в день

в 400 000 р (покрытие) – 184 рубля в день

в 800 000 р (покрытие) – 276 рублей в день

Чтобы оформить данный полис, нужно перейти по ссылке

трекинг

Страховка для альпинистов: полезная информация о медицинском страховании для альпинистов от «Тонкостей туризма». Стоимость страхования и что делать при наступлении страхового случая.

Альпинизм считается особо травмоопасным спортом. Обычная страховка для активного отдыха в этом случае не подойдет, и нужно оформлять специальную для альпинистов. Примерно половина всех травм, случающихся при занятиях альпинизмом - это травмы опорно-двигательного аппарата. Стандартная страховка альпиниста покроет расходы на лечение любых переломов и вывихов, повреждений сухожилий и связок, травм головы, а также любых тяжелых ушибов.

Что включено?

В страховку обычно включена первая помощь на месте происшествия, эвакуация вертолетом (не всегда), доставка в больницу, госпитализация и все необходимые медикаменты и оборудование - костыли, фиксаторы и пр. При необходимости страховая также оплачивает пострадавшему перелет домой. Как и любую другую, базовую страховку альпиниста можно «прокачать» любыми дополнительными опциями. Стоит обязательно включить поисково-спасательные операции, особенно тем, кто собирается в далекие от цивилизации места. В этом случае страховая возьмет на себя организацию поиска и оплатит медицинский самолет. Вызвать его самостоятельно будет стоить от 10 000 USD, а организация поисков может затянуться до 3 дней, что иногда бывает критично.

Не помешает также застраховать гражданскую ответственность на случай, если по вашей вине пострадает другой человек или его имущество, а также собственный багаж - альпинистское снаряжение стоит дорого.

Страховать альпинистов берется далеко не каждая компания, а в среднем страховка альпиниста обойдется вдвое дороже обычной туристической.

Случай будет признан нестраховым, если пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения. Опцию помощи при опьянении можно включить в обычную туристическую страховку, но в случае с любым активным отдыхом за это не поручится ни одна компания. Страховая также не будет оплачивать лечение спортсменам, которые проигнорировали запрещающие и предупреждающие об опасности знаки: камнепад, лавина и пр.

Сколько стоит и где оформить?

Страховать альпинистов берется далеко не каждая компания, а в среднем страховка альпиниста обойдется вдвое дороже обычной туристической. Включение поисково-спасательных операций увеличит стоимость еще примерно в 1,5-2 раза. Полис на неделю в Юго-Восточную Азию без дополнительных опций обойдется от 1800 до 4500 RUB. Поисково-спасательные операции предлагает страховая компания «Согласие». Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Страховка в альпинизме и горном туризме

Во время восхождения спортсменам приходится преодолевать различные участки рельефа : снег , фирн , лёд , скалы , осыпи и травянистые склоны. Для каждого из этих видов рельефа существует снаряжение и техника страховки.

Организацию страховки осуществляют следующим образом: устанавливают две-три точки страховки (снаряжение специфично для каждого вида рельефа) на небольшом расстоянии друг от друга. При этом все точки должны быть независимы друг от друга. Карабины соединяют петлёй из стропы или верёвки диаметром не менее 8 мм. Соединённые таким образом точки называются базой. Находясь около базы, участник восхождения должен быть пристёгнут к базе (а именно к верёвке , связывающей точки) с помощью самостраховки. Все дополнительные страховочные приспособления также должны быть пристёгнуты к базе.

Страховка на скалах

Для организации базы наиболее часто используют следующее снаряжение:

  • шлямбур - можно описать как «скальный аналог дюбеля». Считается самым надежным снаряжением для организации базы. Сначала скальным молотком делается отверстие, в которое вставляется дюбель из мягкого метала, разжимной анкер или клеящая смола. После чего в это же отверстие вставляется (в случае смолы), закручивается или забивается крюк или болт, который держит проушину. Страховка крепится за этот крюк или отверстие в проушине. Правильно установленный шлямбур очень надежен, его разрушающая нагрузка 2.5-5т, что зачастую превосходит прочность скалы или веревки. Шлямбуры устанавливаются как надежная точка страховки для длительного использования. Преимущества - надежность, можно установить на «зеркальной» стене, служит не один год. Недостатки - сложность установки, на установку уходит много времени, нужен опыт. Иногда преимущества шлямбуров становятся их недостатком. Из-за их большой надежности их постоянно используют на «популярных» маршрутах, особенно вблизи больших городов. Нагрузка на такие шлямбуры в сезон может достигать 100 и более человек в день в течение десятилетий. Что непременно ведёт к усталости металла и разрушению шлямбура.
  • скальный крюк - полоска металла 10-20 см длиной и 2-3 см шириной, с проушиной для карабина. Крюк забивают в узкие щели (2-4 мм) молотком. Для более широких щелей используют швеллерные крючья, имеющие сечение швеллера ;
  • Закладка - изготавливается из металла, обычно в форме трапецевидальной призмы, иногда с полым отверстием внутри. Сквозь призму продет стальной трос в форме петли (для карабина). Закладки имеют различные размеры для щелей от 0,5 до 5 см шириной;
  • френд - относительно сложное механическое устройство, по функциональности является улучшенным аналогом закладки.

Самыми надежными являются шлямбуры; закладки, френды и крюки при прочих равных условиях менее надёжны, чем шлямбуры. Надежность и применимость каждого вида снаряжения сильно зависит от конкретной ситуации и навыков устанавливающего. Ввиду этого многие считают закладки и френды более надежными, поэтому при организации базы хотя бы одна из точек должна быть сделана с помощью закладки или френда. Однако забитый профессионалом крюк часто остается в скале на десятилетия и используется многими поколениями альпинистов, в то время как закладки «разбалтываются», а френды из-за их дороговизны оставляют на скалах только в чрезвычайных ситуациях. Крюки лучше устанавливать в узких щелях с гладкими стенами, закладки - в извилистых щелях, шлямбуры - на гладких стенах и в роли верхней базы или базы для ночевки при многодневных восхождениях. Кроме этого существует много других, менее распространённых приспособлений, периодически изготавливаются новые виды снаряжения.

При движении по скалам можно делать промежуточные точки страховки (из какого-либо одного элемента - френда, закладки, крюка). Если острой необходимости в страховке нет, используется страховка «за камни» - верёвка закладывается за выступающие камни «змейкой», то есть так, чтобы при срыве она зацепилась за выступ. Чем больше изгибов будет у верёвки , тем проще будет удержать сорвавшегося человека при таком способе страховки. Необходимо также следить, чтобы верёвка не зацепляла «живые» камни - камни, которые легко сдвигаются с места, если приложить к ним нагрузку.

Страховка на снегу

  • вбитый в снег ледоруб;
  • снежный парус (снежный якорь) - широкий лист металла с тросиком для крепления карабина.
  • снежный крюк (фирновый крюк? ) - по форме это напоминает айс-фифи (ледовый якорь), фирновый крюк на самом деле представляет собой вариант ледобурного крюка.
  • фирновый крюк - вариант ледобурного крюка, резьба короткая и утолщена, более длинный чем обычный ледобур.
  • Снежный парашют - представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона, по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расходной веревки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Такой парашют весит менее 90-а грамм.

Наиболее часто используют ледорубы . Для этого ледоруб необходимо вбить в снег вертикально вниз, как можно глубже. Необходимо предварительно утрамбовать для этого площадку. Вбитый в снег ледоруб выдерживает малый рывок (около 100 кг), для усиления точки страховки на него обычно встают ногами и удерживают собственным весом. Другой вариант - закапывание ледоруба в снег горизонтально. Для этого предварительно выкапывают канавку для ледоруба и для петли (или куска основной веревки). Страховку крепят к петле, которую привязывают за древко ледоруба. После этого ледоруб и петлю закапывают, а сверху засыпают снегом и утрамбовывают. Также для усиления надёжности при организации точки страховки на снежных склонах используется так называемый «ледорубный крест»: когда ниже воткнутого в склон ледоруба вплотную к нему горизонтально втыкается второй ледоруб (образуя форму креста), и страховочная верёвка проходит поверх него (такая же установка используется для организации сброса верёвки после спуска последнего участника). При движении по снегу промежуточные точки страховки не используются.

Страховка на льду

Ледобур.

Для организации базы можно использовать:

  • ледобур - полый металлический стержень с резьбой и проушиной для карабина. Ввинчивается в ледовый склон под прямым углом на глубину до 20 см;
  • проушина - во льду вырубают две ямки 20 см глубиной на расстоянии 20-25 см друг от друга. С помощью ледобуров соединяют ямки друг с другом, в получившееся отверстие пропускают верёвку ;
  • ледовый гриб - вырубают во льду гриб с диаметром «ножки» не менее 30 см, за которую заводят верёвку . Очень трудоёмкий способ.
  • Абалаковская петля - во льду высверливается с помощью ледобура два канала под углом друг к другу, в который продергивается репшнур . На репшнур вешается карабин , в который прощёлкивается страховочная верёвка.

При движении по льду устанавливают промежуточные точки страховки с помощью ледобуров.

Для самостраховки на льду можно использовать ледовые инструменты (например, специальный крюк-якорь айс-фифи , используемый для преодоления крутых ледовых склонов и др.).

Страховка на осыпи

Страховка на осыпи невозможна из-за отсутствия массивных неподвижных предметов. Для обеспечения безопасности необходимо соблюдать ряд правил:

  • стоять так, чтобы вылетевший из-под ног камень не мог попасть ни в кого из остальных участников;
  • по возможности держаться ближе к скалам;
  • идти в связках .

Личное снаряжение

У каждого участника восхождения должна быть страховочная система («обвязка» и «беседка»), к которой привязывают верёвку , и два «уса» самостраховки (привязанные к страховочной системе куски верёвки диаметром 9-11 мм, 0,5 м и 1,5 м длиной с петлёй на конце) для пристёгивания к базе или перилам.

В личное снаряжение входят также различные приспособления для осуществления страховки и самостраховки: восьмёрка и гри-гри служат для увеличения силы трения, благодаря чему один человек легко может удержать сорвавшегося участника, жумар - для движения по перилам вверх и многие другие.

Способы страховки

Перила

Перилами называют верёвку , концы которой закреплены на двух базах. Возможно использование нескольких промежуточных точек страховки. Перила используют в альпинизме для движения по сложным участкам совместно с другими способами страховки, и для движения по относительно легким участкам (на которых, тем не менее, возможен срыв с летальным исходом или тяжёлой травмой участника) без страховки.

Верхняя страховка

Точки страховки находятся выше участника. Верёвка проходит через эти точки и спускается к участнику. В процессе лазания он двигается вверх или вниз, а человек, осуществляющий страховку, вытягивает («выбирает») лишнюю веревку или выдаёт её. Таким образом, в случае срыва, участник повисает на веревке немного ниже того места, до которого он смог подняться или спуститься. Нагрузка при рывке и риск получить травму являются при этом минимальными. При верхней страховке обязательное использование динамической верёвки (растяжение под нагрузкой около 30 %). Только в этом случае срыв может быть безопасным.

Нижняя страховка

Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или вынимает(«выщёлкивает») верёвку при спуске. Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» веревку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» веревку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 (а иногда и 20-40 при редком заложении элементов) метров. Этот способ является опасным и требует большого мастерства от страхующего.

При нижней страховке следует использовать только динамическую верёвку , так как срыв, приходящийся на лезущего, может быть очень большим (фактор рывка 2). Можно также использовать амортизаторы рывка.

Гимнастическая страховка

Иногда используется т. н. «гимнастическая» страховка - самый простой способ страховки, при котором лезущего страхует руками и собственным телом напарник, стоящий под ним. Используется на малых высотах (не выше 4-5 метров) при прохождении особо сложных маршрутов (болдеринг). Также можно использовать крэшпады - специальные маты для болдеринга, смягчающие удар об землю.

Требования к снаряжению

Требования к прочности снаряжения устанавливаются UIAA . Снаряжение, на которое приходится нагрузка при срыве спортсмена, должно выдерживать груз массой 2300 кг. Вес такого груза приблизительно в два раза превосходит нагрузку, которую может выдержать скелет человека.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Альпинизм. Часть 2 Опасности в горах и меры предосторожности Под общей редакцией И. И. Антоновича

Страховочная цепь состоит из: страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек страховки, страховочной системы, карабинов и веревки, которая все это соединяет.

Основное правило при выборе снаряжения для организации страховочной цепи это использование снаряжения изготовленного, испытанного и сертифицированного именно для выполнения данной задачи.

Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для ИТО типа дейзи чейн. Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий - применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно.

Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве.

Внимание! Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев. Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ - сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.


Согласно стандартам безопасности UIAA сила рывка на сорвавшегося при любых условиях не должен превышать 12 кН, практически все современные веревки гарантируют (для новой и сухой веревки), что эти сила не превысит 9 кН. Следует помнить, что сила рывка на сорвавшегося зависит от его веса, фактора рывка и качества веревки (ее растяжимости) и НЕ ЗАВИСИТ от глубины падения. На эту тему написано очень много - посмотреть на расчеты можнотут или тут .

Эта сила воздействует на сорвавшегося через страховочную систему , прочность которой согласно стандартам UIAA составляет не менее 15 кН, что вполне достаточно и дает почти двукратный запас прочности. (Обсуждение использования только нижней или полной страховочных систем выходит за рамки данной статьи, плюсы и минусы каждого варианта многократно обсуждены, и выбор каждый альпинист делает сам для себя в зависимости от маршрута и ситуации. UIAA рекомендует использовать нижнюю страховочную систему - беседку.)



Ситуация, при которой карабин при рывке развернется, и усилие окажется приложено к карабину поперек длинной оси, с высокой степенью вероятности приведет к разрушению карабина, разрыву страховочной цепи и потере страховки. Обычный карабин выдерживает при приложении нагрузки поперек длинной оси от 7 до 9 кН, что не оставляет никаких запасов прочности при тяжелом рывке. Особенно опасна практика прикрепления к страховочной веревке с помощью карабина именно там, где она и получила широкое распространение - на простых маршрутах среди начинающих альпинистов и среди горных туристов. И те и другие часто используют статические или просто старые веревки (не смотря на то, что это недопустимо) и совершают походы и восхождения с тяжелыми рюкзаками. Классическая отговорка звучит так - «маршрут простой - падать тут негде», но с использованием старой или статической веревки при падении на 1-2 метра с фактором рывка 1 сила рывка может значительно превысить прочность карабина.

Страховочная веревка. На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half (двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок.

Силы действующие на промежуточную точку страховки.


Согласно закону сложения сил на верхнюю промежуточную точку страховки действует сила равная 1,66 силы, которая действует на сорвавшегося. Коэффициент 1,66 возникает из-за того, что часть усилия рывка тратится на преодоление силы трения в карабине, если бы силы трения не было то на точку действовала бы сила равная двойной силе рывка. Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.


Также следует помнить, что практический фактор рывка часто оказывается выше теоретического - трение веревки о рельеф, трение в карабинах снижают способность веревки поглощать энергию падения. Исходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН.

Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи. Внимание! Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли. Страховочное устройство. Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.


Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» - они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое. Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип - веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.


Данный вариант использования подходит только для статических и «дубовых» веревок неизвестного происхождения, которые могут применяться только для верхней страховки и перил. При страховке современной «мягкой» динамической веревкой такой вариант использования приводит к страховке «через карабин», что абсолютно недопустимо, так как не обеспечивает необходимый уровень торможения веревки и соответственно не является безопасным.

Второй распространенной ошибкой является встегивание страховочно/спускового устройства в две петли на обвязке. Производители снаряжения явно указывают единственно правильный способ – крепление в силовую петлю. При использовании первого способа происходит неправильная ориентация страховочно/спускового устройства в пространстве и регулярное приложение нагрузки на муфту карабина. В обоих случаях затрудняется работа с устройствами и повышается опасность.

Важно! Привязывание к страховочной веревке производится через ДВЕ петли. Страховочное устройство крепится в силовую петлю. Также очень опасным является широко распространенный способ перехватывания веревки при страховке.



Правильный способ.




Обычная ошибка – страхующий при нижней страховке далеко отходит от маршрута, при срыве лидера это приведет к сдергиванию страхующего, его подтаскиванию к скале, удару и возможно к потере страховки. Чтобы избежать этого, особенно в начале лазания, когда возможен срыв с высоким фактором рывка, страхующий должен находиться под маршрутом, чтобы рывок на него пришелся в направлении ВВЕРХ.

Способность страхующего удержать лидера при срыве повысится, если он заранее оценит направление рывка, возможность своего контакта с рельефом при рывке и предпримет меры снижающие вероятность ударов. Одним из самых простых методов является выбор правильной позы – с упором в рельеф, и смена страховочной руки, чтобы при ударе о рельеф не оказалась травмирована или зажата рука, контролирующая веревку.

Страховочная станция. Основным качеством страховочной станции является ее надежность - возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки - которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка - монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д. Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима!

Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можнотут


Для меня достаточно спорным выглядят рекомендации по установке страховочного устройства непосредственно на страховочную станцию при нижней страховке. При страховке второго - верхней страховке, такое закрепление страховочного устройства на станцию это и правда очень удобный и надежный способ, особенно при использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки. Но минусы при страховке лидера, на мой взгляд, перевешивают возможные плюсы.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Антонович И. (автор и художник). Техника страховки в горах. Пособие для начинающих альпинистов. Часть 1. Физкультура и спорт, 1951 г.

Одним из главных средств, обеспечивающих безопасность передвижения альпинистов в горах, является страховка. Техника страховки слагается в основном из различных приемов применения веревки.

В горах на несложных маршрутах для обеспечения страховки требуется следующее снаряжение: 1) веревка основная — 20-30 м; 2) шнур - 3,8-4 м; 3) петля из шнура (кусок шнура длиной 1,4-1,5 м, сращенный в петлю); 4) альпинистский пояс; 5) крюки скальные и ледовые; 6) карабины; 7) молоток; 8) ледоруб; 9) рукавицы брезентовые.

Для страховки в горах альпинисты связываются между собой веревкой в «связки» по 2-3 человека на расстоянии от 8 до 20 м друг от друга, в зависимости от сложности маршрута. Страховку веревкой необходимо начинать, когда при движении по склону нет уверенности в том, что в случае потери равновесия и падения можно будет самому задержаться. На леднике альпинисты связываются уже тогда, когда они проходят между трещинами, особенно если эти трещины закрыты снегом.

Страховка бывает попеременная и одновременная. Осуществляется она через тело альпиниста (плечо, поясницу), через опоры (выступ, крюк, ледоруб) и в комбинации (через тело и опоры).

При страховке основное значение имеет положение страхующего по отношению к страхуемому. В зависимости от этого страховка может проводиться сверху вниз, снизу вверх или в сторону.

Для страховки, проводимой сверху вниз, можно применять любой прием, так как рывок в случае срыва будет незначительный.

При страховке же, проводимой снизу вверх, где могут быть рывки очень большой силы, не все приемы могут быть применимы в равной степени:

а) страховка через ледоруб и страховка через плечо могут применяться только па склонах, крутизна которых не превышает 40°;

б) страховка через поясницу вообще не может быть применима, так как при ней на 1 м падения нужно 1-1,5 м протравливания веревки;

в) безусловно, могут быть применимы: 1) страховка через плечо и выступ; 2) страховка через плечо и крюк; 3) страховка из рук через выступ (при охвате выступа веревкой в пределах до 180°).

Суть страховки заключается в том, что в случае падения одного альпиниста другой должен задержать его веревкой от дальнейшего падения. Чтобы задержать сорвавшегося, страхующий должен в момент рывка протравить некоторое количество веревки через плечо, выступ и т. д.

Протравливание веревки при рывке нужно для того, чтобы в результате трения, создаваемого веревкой о плечо, выступ, карабин или ледоруб, можно было относительно плавно остановить дальнейшее падение сорвавшегося альпиниста (если же веревку привязать к выступу или крюку наглухо, то достаточно падения с высоты 1-2 м, чтобы произошел разрыв веревки).

Норма протравливания веревки страхующим составляет в среднем около 50 см на 1 м падения страхуемого. Например, страхуемый находится на 3 м выше выступа, через который проходит веревка. В случае срыва страхуемый до момента натяжения веревки пролетает б м. В этом случае страхующий должен протравить 3 м веревки.

Чтобы при протравливании веревки не обжечь руки, нужно перед началом страховки одеть рукавицы.

При страховке через опору нужно руки держать дальше от нее, в противном случае при рывке можно повредить руку об опору.

Часть веревки, предназначенная для протравливания, при страховке на скалах должна быть аккуратно сложена у ног страхующего, а при страховке на льду и снегу может быть спущена по склону.

Необходимо отметить, что умелое протравливание веревки и вообще удержание падающего достигается только длительной практической тренировкой в учебных условиях по удержанию сбрасываемой с выступа или склона «чурки» или чучела весом 40-60 кг. При неумелом обращении с веревкой она будет мешать альпинисту, путаться у него в ногах, стеснять руки, цепляться за скалы и т. п. и может из средства обеспечения безопасности превратиться в причину аварии.

Когда страхующий стоит в недостаточно устойчивом положении (например, малый размер площадки) и в случае рывка может потерять устойчивость и упасть, то прежде чем начать страховку, он должен организовать для себя самостраховку на выступе или крюке (рис. 16, 20, 21). Петлю самостраховки нужно прикрепить к выступу или к крюку, находящемуся с противоположной направлению ожидаемого рывка стороны, причем этот выступ или крюк должен быть расположен по возможности выше уровня плеча. Шнур не должен быть натянутым, он должен иметь слабину 60-80 см. Следует иметь в виду, что выступ, который нельзя использовать для страховки, нередко может быть с успехом использован для самостраховки (рис. 20).

В целях самостраховки альпинисты прикрепляются к перилам схватывающим узлом или карабином (рис. 26, 27). При спуске по веревке также применяют самостраховку схватывающим узлом (рис. 32, 33).

В работе с веревкой приходится применять различные узлы. Однако в альпинизме пользуются весьма ограниченным количеством узлов. Узлы должны быть, безусловно, прочными и ни при каких обстоятельствах не развязываться сами, вместе с тем нужно, чтобы каждый узел можно было развязать без особого труда (следует помнить, что узлы снижают прочность веревки на 45-65%). Начинающим альпинистам достаточно знать всего 6 узлов: три узла для связывания концов веревок (прямой, ткацкий и академический); два узла для грудной обвязки (проводника и булинь) и один узел для самостраховки, подъема по веревке и пр. (схватывающий узел).

Грудная обвязка должна плотно облегать грудь, но не сдавливать ее при вдохе. После того как узел завязан, нужно его хорошенько расправить и только тогда затянуть. Короткие концы, выходящие из узла, рекомендуется закрепить контрольными узелками (рис. 1, 2, 3). Каждый узел можно научиться завязывать быстро и безошибочно (даже в темноте).

Начинающий альпинист, отправляющийся в горы, должен помнить, что страховать - это значит охранять жизнь связанного с ним товарища и отвечать за него.

1. Узел прямой. Применяется для связывания концов веревки одинаковой толщины.



2. Узел ткацкий. Применяется для связывания концов веревки как одинаковой, так и разной толщины. После того, как завязано два отдельных узла (А, Б), их нужно сдвинуть вместе в один узел, потянув за длинные концы (В, Г). Развязывая узел, сначала нужно раздвинуть его, потянув за к о р о т к и е концы (Д, Е).



3. Узел академический. Применяется для связывания концов веревки разной толщины (А, Б, В, Г).



4. Узел булинь. Применяется для грудной обвязки только на концах веревки. Завязывается непосредственно на груди (А, Б, В, Г ).



5. Узел проводника. Применяется для грудной обвязки как на концах, так и на середине веревки. На сложенной петлей веревке завязать узел, не затягивая его, одеть петлю с узлом на грудь и лишь после этого затянуть узел.



6. Подтяжки. Чтобы грудная обвязка не сползла на поясницу, ее нужно закрепить на груди подтяжками из шнура. Концы подтяжек (А) завязать прямым узлом.



7. Отдельная грудная обвязка из шнура. Завязывается на груди петлей из шнура длиной 3,8-4 м. К грудной обвязке пристегивают карабином основную веревку (А), перила, петлю со схватывающим узлом и т. п.



8. Схватывающий узел. Применяется для самостраховки, подъема по веревке и других целей. Завязывается на основной веревке из петли шнура длиною 1,4-1,5 м (А, Б, В). В отличие от других узлов схватывающий узел свободно скользит по основной веревке, если его двигать рукой (Г), но если узел тянуть за шнур, то он затягивается и прочно схватывает основную веревку (Д).



9. Забивание скального крюка. При отсутствии на скалах удобных для страховки площадок и выступов нужно страховать через крюк. Крюк надо забивать в трещину скалы сильными ударами молотка так, чтобы к моменту упора кольца крюка в скалу он входил в трещину очень туго.


10. Извлечение скального крюка. После использования крюка для страховки его необходимо извлечь из скалы. Для этого сначала надо раскачать крюк ударами молотка вдоль трещины (А), затем, забив другой крюк (как клин) между скалой и кольцом вынимаемого крюка, вытянуть его немного из трещины (Б). Потом указанные действия повторяются заново до извлечения крюка из скалы.



11. Забивание ледового крюка. На крутых ледяных склонах при страховке снизу удержать сорвавшегося можно только, применяя крюки. Прежде чем забить крюк, нужно очистить ледорубом рыхлый поверхностный слой льда (А) или вырубить во льду ступеньку (Б). На освещенных солнцем склонах, чтобы крюк не вытаивал, его нужно засыпать осколками льда (Б).



12. Извлечение ледового крюка. Сначала нужно вырубить вокруг крюка лед (А), затем ударом молотка по крюку сдвинуть его с места (так как крюк примерзает ко льду) и, наконец, клювом ледоруба извлечь крюк из склона (Б).


13. Соединение веревки с крюком посредством карабина. Надо продеть карабин в кольцо крюка (А) и повернуть его в кольце на 180° (Б), после этого вложить в карабин веревку и проверить, хорошо ли защелкнулся замок (В).



14. Схема расположения крюков. Если приходится забивать более двух крюков, то располагать их нужно по прямой линии (А) или по дуге выгибом вверх (Б), в противном случае веревка может заклиниться под кольцо крюка. При передвижении по льду «зигзагом» крюки следует забивать только по одну сторону «зигзага» (В).




15-16. Страховка через выступ. Проверив, нет ли на выступе острых углов (если они есть, надо затупить их молотком) или узких щелей, в которых веревка может заклиниться, надо заложить веревку за выступ, стать к нему лицом или боком и страховать. Через выступ большого трения (с углом охвата выступа веревкой около 180°) нужно страховать, держа веревку руками по обе стороны выступа (рис. 15). На выступе среднего трения (с углом охвата выступа веревкой около 90°) нужно держать веревку обеими руками с одной стороны выступа (рис. 16).

Самостраховка. На выступ наброшена петля, завязанная на основной веревке.



17. Страховка через поясницу. Страховка осуществляется в положении сидя. Выпрямленные в коленях ноги расставить на 50-90 см и ступнями упереться в скалу. Веревка спереди не должна выходить за пределы расставленных ног, а сзади она должна лежать на пояснице.



18. Страховка через плечо. На удобной для страховки площадке надо стать боком в направлении предполагаемого рывка, наклонив туловище в противоположную ему сторону. Ступня прямой, опорной ноги должна быть повернута носком в сторону рывка. Стоять нужно так, чтобы веревка дополнительно перегибалась через выступ (край площадки). При этом следует учитывать, чем больше будет угол перегиба веревки, тем легче будет рывок.



19. Страховка через плечо и выступ. Для проведения страховки надо стать в стойку «страховки через плечо», повернувшись боком к выступу. При рывке в сторону важно, чтобы упор ногой по возможности был повыше.



20. Страховка через плечо и крюк на скалах. При отсутствии пригодного для страховки выступа нужно забить крюк (А) в скалу и страховать через и лечо и крюк.

Самостраховка . Выступ (Б) имеет щель, поэтому негоден для страховки. Однако он может быть использован для самостраховки. На выступ наброшена петля из шнура со схватывающим узлом, прикрепленным на основную веревку.


21. Страховка через плечо и крюк на льду. Для проведения страховки на ледяном склоне надо вырубить две удобные ступеньки для ног и забить крюк для страховки (А). Если склон очень крутой, нужно забить другой крюк для самостраховки (Б).

Самостраховка . Крюк и грудная обвязка соединены петлей из шнура.



22. Страховка через плечо на снегу. На склоне с неглубоким снежным покровом организовать страховку через ледоруб нельзя. Страховать надо через плечо, вытоптав предварительно хорошую площадку для ног.




23-24. Страховка через ледоруб на снегу. Для проведения страховки надо вонзить ледоруб в плотный снег почти до головки, стать ниже него и страховать, держа веревку двумя руками по одну сторону ледоруба (рис. 23). Если снег недостаточно плотный, следует предварительно хорошо утоптать его и вонзить ледоруб в образовавшийся плотный ком. Страховать нужно, стоя выше ледоруба (рис. 24), одной рукой держа ледоруб за головку, а другой - веревку, обернув ее предварительно один раз (но не более) вокруг древка.


25. Одновременная страховка. Применяется при передвижении всей «связки» по леднику, некрутым склонам, широким гребням и т.д. При передвижении с применением одновременной страховки нужно быть особенно внимательным и ни на минуту не терять друг друга из вида, чтобы в случае падения одного остальные могли мгновенно принять необходимые (в зависимости от условий) положения и предпринять нужные действия для удержания упавшего. При передвижении по скальным склонам и гребням идущий впереди закладывает веревку за выступы.



26. Вертикальные перила. При прохождении маршрута большой группой альпинистов надо на опасных местах навешивать для страховки веревочные перила. Двигаясь вдоль вертикальных перил, обеспечить себе самостраховку схватывающим узлом на короткой петле из шнура (A ).



27. Горизонтальные перила. Применяются при массовых переправах через реки, пересечении опасных склонов и т. д. К горизонтальным перилам нужно пристегнуть себя за поясную или грудную обвязку карабином. Между двумя пунктами закрепления перил передвигаться только по одному человеку, иначе идущие будут сбивать перилами друг друга.



28-29. Самозадержание. Как только страхуемый сочувствует, что стоит очень неуверенно или начинает терять равновесие, он должен об этом предупредить товарища. В случае срыва он обязан немедленно принять меры к самозадержанию, стремясь прекратить или замедлить скольжение и этим облегчить товарищу проведение страховки. Для осуществления самозадержания нужно на скалах цепляться за все выступы; на льду и снегу повернуться на живот и тормозить. На льду тормозить следует клювом ледоруба, приподняв ноги с кошками (рис. 28), на снегу штычком ледоруба и носками ботинок (рис. 29).




30-31. Подготовка к спуску по веревке. Спуск по крутым и отвесным участкам труден и опасен, На таких участках необходимо спускаться по веревке. Для этого средняя часть веревки набрасывается на гладкий выступ (А) и оба конца ее спускаются по склону. Если выступ не гладкий и на нем может заклиниться веревка, то на выступ нужно набросить петлю из куска шнура и в нее продеть веревку для спуска (Б, В). При отсутствии подходящего для спуска выступа применяется крюк (Г). Для спуска на льду следует забить крюк (Д) или вырубить во льду столбик каплеобразной формы (Е). После спуска надо вытянуть веревку за один конец.




32-33. Спуск по веревке. По коротким склонам крутизной до 65° можно спускаться, перехватывая руками по веревке и переступая ногами по склону (рис. 32). По крутым и отвесным участкам нужно спускаться, сидя на основной веревке, прикрепившись к ней схватывающим узлом (рис. 33, A ), а при глубоких спусках и карабином (Б) - для уменьшения нагрузки на левую руку. Регулировать спуск правой рукой и по мере спуска сдвигать схватывающий узел вниз левой рукой.