Сильная забывчивость. Невнимательность и синдром дефицита внимания: разбор причин, проявления, как лечить. Основные причины появления забывчивости у людей

  • 29.08.2020

9 8 533 0

Захлопнуть дверь и оставить внутри ключи; начать разговор и тут же забыть его смысл. В подобных ситуациях одни обвинят себя в чрезмерной забывчивости, другие – в рассеянности. Люди с , склонные все драматизировать, могут также приписать себе развитие слабоумия.

Одна из наиболее известных форм – . По данным Всемирной организации здравоохранения, болезнью Альцгеймера страдает около 46 миллионов человек в мире.

Прогнозы ученых не утешительные – примерно через 30 лет эта цифра может увеличиться втрое. Попробуем выяснить, в каких случаях признаки забывчивости или рассеянности являются поводом для обращения к специалисту.

Вам понадобятся:

Отличия забывчивости и рассеянности

Рассеянность нужно рассматривать с точки зрения расстройства внимания. Когда мы говорим о забывчивости, подразумеваем расстройство памяти. Глубина этого расстройства зависит от множества факторов.

Рассеянность внимания и нарушения памяти – отнюдь не одно и то же. Рассмотрим это на примерах:

Способности многих хозяек исполнять несколько задач одновременно мог бы позавидовать Юлий Цезарь. Однако увлекательный разговор по телефону может отвлечь любую женщину. В результате каша подгорела, ребенок разрисовал обои, а кот ободрал угол дивана. “Я такая рассеянная, ” – скажет о себе хозяйка, после того, как заметит оплошность. В данном случае внимание женщины переключилось на посторонний раздражитель, что и послужило причиной для таких последствий.

Студенту на день рождения подарили новый велосипед. Во время лекции юноша, предавшись мечтам о подарке, совсем не замечает, что говорит профессор. Мечтатель вряд ли ответит на вопрос по теме лекции. Невнимательность студента будет вызвана погружением его в мир внутренних переживаний и абсолютную невовлеченность к происходящему в реальности.

Также бывает, что расстроенный чем-то человек, погруженный в свои переживания, может пропустить нужную ему остановку или даже выйти из квартиры в домашних тапочках. В данной ситуации целесообразно говорить о рассеянности, несосредоточенности внимания, а не о забывчивости.

Говоря о забывчивости, подразумевают неспособность запоминать определенную информацию или быстро забывать ее.

Следует брать во внимание факт избирательности памяти. Мы более прочно запоминаем ту информацию, которая для нас наиболее значима. Плохая способность запоминать исторические даты или имена известных людей – не повод для беспокойства. Скорее всего, данная информация не столь важна для вас и не вызывает сильного эмоционального стимула для ее запоминания.

Снова возьмем в качестве примера домохозяйку, которая, переделав за день много дел, решила отдохнуть и почитать книгу. Через некоторое время женщина вернется к своим привычным обязанностям и вряд ли вспомнит имена героев из прочитанного романа. Вечером она в мельчайших подробностях воспроизведет мужу, как прошел ее день и упомянет за книгу с огорчением, что не может пересказать ее содержание. Мужчина с иронией отнесется к забывчивости своей супруги, но когда придет время для родительского собрания окажется, что он не помнит, в каком классе учатся его дети. В данном случае можно сказать об отличиях мотиваций у мужа и жены к запоминанию различной информации.

Таким образом, забывчивость – это сложности с памятью, а рассеянность – с вниманием.

Оба эти явления относятся к нарушениям когнитивных (познавательных) процессов. Рассеянность и забывчивость не относятся к симптомам какого-либо серьезного заболевания, а являются следствием усталости, нарушений сна, неправильного образа жизни. Другое дело, когда излишняя степень рассеянности или забывчивости вызывает для человека сложности во всех сферах его жизнедеятельности.

Причины патологий

К тревожным признакам, требующим немедленной медицинской диагностики, относятся неспособность человека запоминать информацию, полученную только что, а также патологическая неспособность заставить себя запомнить любую информацию.

К наиболее распространенным причинам, вызывающим патологии психических процессов, относят:

  • Последствия тяжелых черепно-мозговых травм, инсультов;
  • возрастные изменения, связанные с нарушением работы сердечно-сосудистой системы;
  • различные заболевания, вызывающие нарушения метаболизма;
  • нарушение функций щитовидной железы;
  • неврологические заболевания;
  • интоксикации организма, хронический алкоголизм или наркомания;
  • злоупотребление психотропными препаратами;
  • болезнь Альцгеймера.

В случае выявления хотя бы одной из перечисленных причин, врач подберет оптимальные методы лечения.

Забывчивость и рассеянность у детей - признак СДВГ

Дети с таким диагнозом отличаются от сверстников тем, что неспособны даже короткое время усидеть на одном месте и сконцентрировать внимание на одном объекте. испытывает трудности в учебе и общении со сверстниками. В то время как развитие познавательных процессов у дошкольников постепенно приобретает произвольный характер, у детей СДВГ этот процесс тормозит.

Прежде всего следует исключить употребление гиперактивным ребенком высокоуглеводных продуктов, ограничить количество сладостей, консервантов, ароматизаторов и других продуктов, способных вызвать аллергические реакции.

Необходимо соблюдать режим дня, заменить просмотр телевизора и компьютерные игры на прогулки, подвижные игры или занятия в спортивных секциях. Переутомление негативно сказываются на нервной системе слишком активного малыша, поэтому в данном случае очень важно не переусердствовать.

В каких случаях обращаться к врачу

Поводом для немедленной консультации специалиста являются следующие признаки, при которых ребенок или человек:

  1. Постоянно отвлекается от заданий, требующих концентрации внимания и усидчивости;
  2. Теряет или забывает свои личные вещи;
  3. Не может самостоятельно выполнить даже элементарные задания;
  4. Медлителен и “витает в облаках”;
  5. Не слушает инструкций, не запоминает элементарных правил;
  6. Не доводит ни одно дело до конца, переключаясь с одного вида деятельности на другое;
  7. Пребывает в состоянии суеты и возбудимости как дома, так и в общественных местах.

Методы лечения

В случаях, когда после сдачи необходимых лабораторных анализов и инструментальных обследований, диагноз расстройства психики подтверждается, врач назначает необходимое лечение.

Лечение проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические, психокоррекционные методы и прием специальных лекарственных препаратов – психостимуляторов, таких как: глицин, фенибут, пирацетам, биотредин.

В комплекс борьбы с дефицитом внимания и повышенной активностью входят различные физиологические методы лечения, такие как лазерная терапия, магнитотерапия, УФО носоглотки, ингаляционные процедуры.

Способы улучшения памяти

Ниже представлены методы, которые помогут не только улучшить память и внимание, но и избежать серьезных проблем, связанных с нарушением умственной деятельности в дальнейшем.

  1. Тренировать внимательность можно специальными упражнениями. Например, играть в ассоциации или концентрироваться на деталях.
  2. Занятия спортом помогут организму справиться с недостатком кислорода, тем самым увеличить активность работы головного мозга.
  3. Не менее важным является умение планировать свой день, чередовать режим труда и отдыха и избегать эмоционального перенапряжения.
  4. Держите каждую вещь на своем месте. Порядок в доме и на рабочем столе – залог порядка в голове.
  5. Старайтесь позитивно мыслить и получать от жизни больше ярких впечатлений.

Несколько лет назад специалисты в области психических процессов рекомендовали тренировать память интеллектуальными нагрузками. Современные врачи и исследователи считают, что в первую очередь следует соблюдать правила сбалансированного питания.

Как улучшить психические процессы с помощью питания

  • Употребление достаточного количества воды, исключая кофе и газированные напитки. Вода является основным компонентом для нормального функционирования головного мозга, а соответственно, для улучшения когнитивных процессов.

Раньше считалось, что от забывчивости страдают только пожилые люди, или – в крайнем случае – некоторые люди среднего возраста. Сейчас врачи уже не удивляются тому, что проблема забывчивости преследует молодых людей - даже студентов и школьников, мозг которых считается «гибким» и способным к восприятию сложнейшего обучения. Причём речь не о запоминании учебного материала – его часто не запоминают из-за отсутствия интереса, а о том, что молодёжь забывает об обычных вещах так же, как взрослые или пожилые люди. Кто-то может заблудиться в знакомых местах; не может вспомнить недавние события, разговоры, прочитанные книги и т.д.

Конечно, чаще это бывает с людьми постарше, но причины забывчивости, как показывают исследования, в большинстве случаев одни и те же.

Сегодня я как раз и расскажу, откуда берется забывчивость, особенности лечения и как тренировать память.


Откуда берется?

Западные врачи, обеспокоенные ростом числа «забывчивых» пациентов, решили исследовать проблему, и нашли новый вид «заболевания». Назвали его «синдромом суетной жизни» - как тут не вспомнить библейское выражение «суета сует – всё суета!»

Жизнь современных людей с юных лет наполнена множеством событий, происходящих так быстро, что нормальное запоминание становится невозможным. На нас «сваливаются» огромные объёмы информации: телевидение уже не то, что раньше – сотни каналов; радио стало агрессивным из-за потока рекламы и криминальных новостей; от мобильных телефонов никуда не деться – мы всё время «на поводке».


Без интернета большинство людей трудоспособного возраста уже не представляют себе жизни: вырабатываются зависимости, и бороться с ними трудно – для многих из нас пользование всемирными сетями напрямую связано с работой.

Неудивительно, что мозг не выдерживает и начинает блокировать доступ к информации, чтобы не «закипеть». Отсюда вывод: у большинства людей забывчивость не является болезнью или психическим отклонением. Специалисты отмечают, что даже здоровые люди в норме склонны к забыванию минимум 1/10 части всей информации, поступающей в мозг, а информации сегодня столько, что о норме можно не говорить.

Недостаточный сон как причина забывчивости



К частым причинам забывчивости относится недосыпание, а этим сейчас «грешат» почти все – как учащиеся, так и работающие люди. Многие сотрудники разных фирм и компаний берут работу «на дом», сидят за ней до поздней ночи, а утром встают чуть свет: ведь на работу нужно ещё добраться – жителям мегаполисов об этом отлично известно. Даже при отсутствии загруженности на работе люди умудряются найти себе кучу «неотложных» и «срочных» дел, либо засиживаются у телевизора или компьютера, вместо того, чтобы отправиться спать.

Если такое положение затягивается, мозгу не хватает отдыха, способность к реагированию и запоминанию снижается, так что забывчивость является прямым следствием образа жизни. В этом направлении исследования тоже проводились, и оказалось, что за неделю регулярного недосыпания – менее 6 часов в сутки - у молодых и здоровых испытуемых начались провалы памяти. Врачи считают такую реакцию мозга нормальной, и рекомендуют не глотать таблетки (ноотропы и антидепрессанты), а начать вовремя ложиться и вставать. Не стоит бояться, что «лишний» сон «отнимет время»: наш мозг лучше сортирует и усваивает информацию во сне, поэтому те, чья работа связана с большими объёмами информации, обязательно должны высыпаться.

Другие частые причины

По каким причинам наступает забывчивость чаще всего? Обо всем по порядку.

  • Частой причиной забывчивости является неправильный водный режим. Организму не хватает жидкости - мозг страдает в первую очередь. Работа мозга ухудшается даже при незначительном недостатке жидкости, а ведь чистой воды мы пьём не так много, предпочитая кофе, чай, сладкие напитки и газировку.
  • Забывчивость нередко возникает по причине частых стрессов. Во время стресса мозг сильно перегружается, а нервная система теряет витамины и минералы: они буквально сгорают - клеткам становится нечем питаться.
  • Вечное стремление стать стройнее за счет нарушения сбалансированного и правильного питания также приводит к забывчивости. Питание мозга может ухудшиться из-за неумеренного увлечения диетами для похудения: чаще всего женщины, «сидящие» на таких диетах, резко уменьшают количество жиров и углеводов – для мозга, которому нужны глюкоза и жирные кислоты, это шок.
  • Частой причиной забывчивости является курение и употребление алкоголя: они вообще травят мозг, вызывают спазмы сосудов, замедляют процессы мышления и снижают скорость восприятия. Конечно, забывчивость - это не самая страшная проблема, к которой приводит "пьяный" и "курящий" образ жизни.

Забывчивость из-за болезней

Кроме перечисленного, забывчивость может вызываться следующими проблемами: хроническими интоксикациями, синдромом хронической усталости, депрессией, черепно-мозговыми травмами и опухолями, атеросклерозом сосудов головного мозга, инфекциями и воспалениями – после их излечения забывчивость отступает; гипертонией, эпилепсией, климаксом, болезнями щитовидной железы и др.


Болезнь Альцгеймера

Отдельно стоит сказать о болезни Альцгеймера. Заболевание, которое современная медицина считает неизлечимым, поражает пожилых людей и стариков, но ранние формы могут развиваться после 40 лет – это сравнительно редко, и чаще связано с наследственностью. О причинах болезни Альцгеймера, характерными симптомами которой являются нарастающее ухудшение памяти и других функций ЦНС, специалисты до сих пор не говорят ничего определённого, но кое-что всё же удалось выяснить: угасание функций нейронов вызвано снижением уровня особых гормонов, отвечающих за передачу информации – нейротрансмиттеров. Эти вещества синтезируются в нашем мозге из аминокислот – следовательно, и память, и внимание зависят от обмена веществ и других жизненно важных процессов – образ жизни и питание здесь являются определяющими факторами.

Лечение

Если обследование не выявило серьёзных проблем со здоровьем, не стоит переживать – с забывчивостью можно справиться. Теперь поговорим о лечении забывчивости дома, что нужно сделать в первую очередь?!

Хорошее настроение для хорошей памяти

Опыт показывает, что у людей, часто подверженных плохому настроению, память слабеет быстрее, поэтому лучше быть оптимистом. Прекрасно помогает улучшить мозговое кровообращение и тем самым избавиться от забывчивости спорт: напряжение снимается, а клетки получают больше питания.

Правильное питание от забывчивости

Правильное и сбалансированное питание - это лучшее лечение многих недугов, и забывчивость не исключение. Вот здесь вспомним о питании для мозга. Если вам нравится мясо, выбирайте красную говядину, говяжью и телячью печень и тёмное мясо индейки – в них больше железа, чем в других видах. Железом богаты многие овощи, фрукты, морепродукты - при разумном подходе проблем быть не должно; морская рыба - необходимый продукт, как и натуральные растительные масла, а вот углеводы полезны не все. Картофель, чёрный хлеб и макароны из цельной муки снабжают мозг энергией, а пирожные, белая выпечка и сладости хорошей памяти не способствуют. Очень важны витамины группы В: сыр, бобовые, орехи и семечки, гречневая крупа, натуральные йогурты, нежирное молоко, пивные дрожжи, яйца, зелёные овощи и т.д.

Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.

Невнимательность часто приводит к серьезным ошибкам, а в деятельности водителей, машинистов поездов, авиадиспетчеров она может стать причиной непоправимых последствий.

Как сосредоточиться и перестать отвлекаться

Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.

Когда причиной рассеянности становится усталость – необходимо сделать паузу и отдохнуть. Помогает в таком случае и смена деятельности – пройдитесь по улице, полистайте журнал или книгу.

Во время работы сосредотачивайтесь на текущем моменте. Боритесь с попытками мозга начать витать в облаках, иначе рассеянность и невнимательность станут нормой вашей жизни. Придумывайте сознательные ассоциации – связывайте дела с предметами. В результате, оказавшись в нужном месте, вы будете помнить, что необходимо сделать.

Если вас ждут дела – начинайте, не откладывая на потом. Множество незаконченных дел, которые вы накопили, засоряют ваш разум, распыляют внимание, не давая сосредоточиться на самой важной проблеме. Грамотно расставляйте приоритеты и занимайтесь в первую очередь актуальными делами.

Используйте визуальные и «напоминалки». Это могут быть , будильники, липкие листочки, специальные компьютерные программы. В нужный момент эти помощники напомнят вам о деле, которым необходимо заняться.

Избегайте хаоса и беспорядка. Все не относящееся к делу на вашем рабочем столе и постоянно отвлекает вас, не позволяет полностью сосредоточиться на работе. Уберите книги, журналы, фотографии, старые ярлыки и прочие вещи, на которые рассеивается ваше внимание.

Если вы взволнованны какими-либо событиями, сильно устали, отложите важные дела на несколько часов или дней. К тому времени вы успеете успокоиться и отдохнуть, поэтому серьезных ошибок не совершите.

Внимание в психологии - это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект. Нарушение этого свойства не позволяет человеку сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать поставленную задачу в сознании в течение необходимого времени (в кратковременной памяти). Признаками рассеянности внимания являются: поверхностное отношение к деятельности, отвлекаемость и блуждание фокуса внимания, забывчивость.

    Показать всё

    Рассеянное внимание у детей

    Синдром рассеянного внимания у детей называются в психотерапии «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) - это неврологическое болезненное состояние, встречающееся у 5% детей, чаще у мальчиков, чем у девочек. Поведенческие симптомы данного заболевания проявляются с раннего возраста. Таким детям тяжело или невозможно сосредоточиться на одной задаче. Им становится скучно, если они выполняют одно действие даже в течение очень короткого времени. Они начинают несколько дел или игр сразу и ни одного не заканчивают.

    Дефицит внимания обычно сочетается с гиперактивностью, хотя может протекать и без нее. Такие дети привлекают внимание и вызывают общественное осуждение своей неугомонностью: они всегда в движении, суетятся, бегают по помещению и т. д. Зачастую ребенок знает правила поведения и даже требует их выполнения от остальных, но сам этого сделать не в состоянии.

    Причины СДВГ

    Причины возникновения СДВГ пока точно не установлены. Существует несколько гипотез. Согласно одной из них в определенные части мозга не поступают необходимые химические вещества. Сигналы нервной системы, обеспечивающие контроль поведения и концентрацию внимания, не передаются нервными клетками. Нарушения могут возникнуть по причине:

    • осложнений течения беременности (инфекции, воздействие лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя, табака), угрозы выкидыша;
    • родовых осложнений, приведших к травмам позвоночника плода, асфиксии (недостаток кислорода и избыток углекислого газа в крови), мозговым кровоизлияниям;
    • преждевременных, скоротечных или затяжных родов, стимуляции родовой деятельности, применения наркоза;
    • заболеваний у новорожденных, сопровождающихся высокой температурой и требующих приема сильнодействующих лекарств;
    • осложнений, нарушающих нормальную работу мозга - астмы, пневмонии, сердечной недостаточности и т. п.

    Специалисты относят к причинам появления патологии также ухудшение экологической ситуации и генетические факторы.

    Признаки

    СДВГ обычно затрагивает более одного участка мозга, поэтому у ребенка могут проявляться признаки дефицита внимания вместе с гиперактивностью и импульсивностью. Внимание непроизвольного типа у таких детей преобладает над вниманием произвольного: они сосредотачиваются на новом, привлекательном, вызывающим интерес, легком для восприятия.

    О расстройстве внимания свидетельствуют следующие симптомы:

    • ребенок легко отвлекается, не в состоянии оставаться сосредоточенным даже на короткое время;
    • концентрируется только на том, что интересно ему в данный момент;
    • на короткое время «выключается», находясь в обществе, не реагирует на зов, обращение;
    • с трудом либо немотивированно легко переключается на другую деятельность;
    • увлекается, поддавшись минутному порыву, и настолько же быстро теряет интерес;
    • редко доводит дело до конца;
    • не понимает последовательности выполнения заданий;
    • неорганизован, забывчив, поэтому разбрасывает и теряет вещи;
    • откладывает обязанности, ежедневные дела до последнего, не выполняет обещания;
    • часто просит помощи даже в элементарных действиях, поэтому его считают слишком ленивым;
    • не учится на своих ошибках.

    Дети с СДВГ, приступившие к обучению в школе, испытывают еще большие трудности. Во время чтения они часто останавливаются, теряют строку, не понимают прочитанного. Некоторые буквы и цифры они пишут зеркально; почерк нестабильный, неразборчивый. Читают такие дети по принуждению, даже если книги подобраны по возрасту и интересам.

    Множественные нарушения правописания и плохой почерк у ребенка с синдромом дефицита внимания

    Детей с СДВГ отличает импульсивность поведения: кажется, что ребенок сначала делает, а потом думает, а в ответ на вопрос говорит первое, что придет в голову; легко расстраивается или раздражается. Неуспех в любой деятельности, необходимость попробовать снова или приложить усилие быстро вызывает гнев, ярость, агрессию.

    Гиперактивность проявляется в том, что ребенок постоянно находится в движении, иногда бесцельном.

    Результатом СДВГ является неуспеваемость детей в школе, формирование низкой самооценки. Стремясь избавиться от постоянных неприятных ощущений, связанных с учебой, в средних и старших классах дети уклоняются от выполнения домашних заданий, начинают прогуливать занятия.

    Методы коррекции

    В неврологии СДВГ рассматривается как стойкий синдром, для которого на сегодняшний день не найдено способа окончательной коррекции. 30% детей «перерастают» проявления гиперактивности, а к импульсивности и рассеянности внимания постепенно приспосабливаются. Во взрослой жизни прогнозируются трудности с восприятием информации и снижение интеллекта.

    В лечении таких пациентов применяют сочетание нескольких методов: психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Комплекс мер подбирается индивидуально в каждом случае. Ребенок должен научиться контролировать себя, быть рациональным, не поддаваться минутному порыву, взвешивать свои решения. Медикаментозное лечение (психостимуляторы, чтобы ребенок становился более уравновешенным) используют в качестве дополнительного метода.

    Своевременное определение СДВГ позволяет скорректировать его до начала проблем в учебе. При отсутствии психопатологий основной причиной нарушения внимания у детей является низкий уровень интереса к образовательному процессу. Следует искать подход, при котором ребенок захочет сконцентрироваться на выполнении задания. Воспитатели детского сада и учителя должны действовать вместе с родителями, помогая малышу адаптироваться в коллективе, направлять его активность, давать посильные ответственные поручения.

    Ребенок с нарушением внимания требует много терпения. Действовать надо мягко, а не в форме ультиматумов.

    1. 1. Сформировать доверительные отношения между родителями и ребенком. Он должен знать, что может рассказать родителям о своих переживаниях или поступке без страха быть наказанным.
    2. 2. Составить режим дня ребенка и следовать ему. В распорядке обязательно должно найтись место не только для учебы, но и для активных игр, прогулок и спорта. Лучше, если это будет соответствующая интересам малыша спортивная секция со своим коллективом и профессиональным тренером.
    3. 3. Пусть ребенок выберет сам дела по дому, за которые будет нести ответственность только он. Можно завести домашнее животное, о котором малышу будет интересно заботиться самостоятельно. Не позволять откладывать дела на потом, иначе разовьется привычка «забывать» об обязанностях.
    4. 4. Уменьшить время, отводимое просмотру телевизора и компьютерным играм.
    5. 5. Формулировать свои поручения четко, по шагам. Ребенок должен осознать посильность задачи. Фраза «ложись спать» раскладывается на алгоритм: собери игрушки в ящик - переоденься в пижаму - сложи одежду на стул - умойся и почисти зубы - ложись в кровать.
    6. 6. Разработать вместе с ребенком систему поощрения за выполнение обязанностей и взыскания за их игнорирование (лишение чего-то интересного, но не еды и сна).
    7. 7. Хвалить малыша за достижения, не сравнивать его с одноклассниками и знакомыми детьми. Мотивировать его на желаемое поведение с помощью похвалы (это поможет ребенку поверить в себя, сформирует нормальную самооценку).
    8. 8. Когда начнется учеба в школе, оборудовать первокласснику рабочее место, где будут сведены к минимуму отвлекающие факторы. Обязательно наладить контакт с классным руководителем, действовать с ним сообща.
    9. 9. Строго регламентировать время выполнения домашних заданий.
    10. 10. Создать бесконфликтную обстановку в семье, находиться на стороне ребенка и поддерживать его, не насмехаться над его отрицательными качествами.

    Наказание и насилие не поможет детям с СДВГ выполнить просьбу или поручение.

    Нарушение внимания и забывчивость у взрослых

    Рассеянность внимания связана с нарушением работы нервной системы, которое может проявиться у любого человека. Физиологически это отсутствие сильного и стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

    При подлинном рассеянии внимания человек находится в прострации: он словно отключается от окружающего мира, не проявляет интереса к происходящему, его ощущения и мысли расплывчаты. Это состояние возникает в результате сильной утомленности, бессонницы, усталости, постоянных болевых ощущений, монотонной деятельности.

    Мнимая рассеянность возникает из-за глубокой внутренней концентрации. Человек не в состоянии адекватно распределить внимание между объектами внешней среды и своих мыслей. Он не замечает, что происходит вокруг, будучи сконцентрированным на какой-либо проблеме или поиске решения (профессорская рассеянность), или находится в состоянии мечтательности (поэтическая рассеянность).

    Старческая рассеянность - это плохая переключаемость с одной задачи на другую в сочетании со слабой концентрацией. Внимание пожилого человека зацикливается на одном объекте, но степень его низка (засыпают за чтением, просмотром телепередач). Обусловлено это изменениями мозга, связанными со старением.

    Рассеянность характеризуется отсутствием сосредоточенности, малой интенсивностью и недостаточной устойчивостью внимания. Но это может быть и длительное удерживание интенсивного внимания на определенной задаче, когда человек не замечает ничего вокруг.

    Клинические проявления

    Нарушение внимания бывает кратковременным и долговременным. При хронической форме рассеянность охватывает все большие сферы, существенно ухудшает качество жизни человека, приводит к потере профессиональных навыков. Такие люди начинают терять личные вещи, не в состоянии сосредоточиться на деталях (несколько раз возвращаются и перечитывают строки, теряют понимание целого текста); забывают совершить привычные действия. В поведении появляются несвойственные черты: раздражительность, резкие перепады настроения, немотивированный гнев. Состояние могут сопровождать головные боли, головокружение, скачки артериального давления. Нарушается цикл сна: днем ощущается усталость (даже после отдыха) и сонливость, а ночью невозможно уснуть. Пациент жалуется на ухудшение памяти и работоспособности, снижение активности, в том числе половой.

    Причины расстройства внимания

    Человеку трудно сконцентрировать внимание из-за чрезмерной усталости, хронического нервного перенапряжения, недосыпания. Одной из причин является бессознательное нежелание сосредотачиваться на деятельности, которую не хочется выполнять (отсутствие мотивации).

    Рассеянность внимания - одно из проявлений различных психических расстройств, эпилепсии, шизофрении, клинической депрессии. Это состояние также может развиться вследствие органических поражений головного мозга, вызывающих нарушение его кровоснабжения и кислородное голодание:

    • расстройства сосудистого характера: атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, мигрени, повышенное давление;
    • болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
    • аутоиммунные и системные заболевания, поражающие головной мозг и нервную систему;
    • анемия;
    • нехватка в организме необходимых минералов (железо, магний), избыток свинца;
    • онкология головного мозга.

    Лечение

    Во многих случаях рассеянность внимания не требует медикаментозного лечения. Человеку рекомендуется отдых, смена обстановки и устранение причины тревожности, иногда с помощью психотерапии. Назначается диета и витаминно-минеральный комплекс.

    Если расстройство возникает из-за стресса или депрессии, назначаются антидепрессанты, а при поражениях головного мозга - ноотропные препараты, способные увеличивать устойчивость мозга к чрезмерным нагрузкам или нехватке кислорода, активизировать умственную деятельность, улучшить память (таблетки Глицин, Фенибут, Винпоцетин, Пирацетам и другие).

    Взрослый человек может бороться с рассеянностью самостоятельно, выполняя упражнения на тренировку внимания и памяти, формирование навыков самоконтроля. Важное значение имеет повышение собственного интереса к осуществляемой деятельности, поиск мотивации к работе:

    1. 1. Поскольку забывчивость – это результат отсутствия концентрации, следует приучить себя думать только о выполняемом деле. Необходимо сосредоточиться на том, что происходит в данный момент.
    2. 2. Визуальные напоминания могут помочь избавиться от невнимательности. Нестандартные предметы нужно разместить в поле зрения: сковорода, лежащая на диване во время просмотра фильма, будет напоминать о том, что необходимо выключить блюдо в духовке.
    3. 3. Используя метод сознательных ассоциаций, человек придумывает связь между предметом или обстановкой и задачей.
    4. 4. Беспорядок и лишние предметы на рабочем столе рассеивают внимание. Необходимо приучать себя обдуманно класть вещи на свое место.
    5. 5. Можно оставлять для себя стикеры, напоминающие о важных делах. Не забывать их убирать по мере выполнения.
    6. 6. Нужно делать небольшие передышки в работе, давая отдохнуть мозгу.
    7. 7. Не откладывать на потом дела, которые не требуют долгой подготовки и не занимают много времени на выполнение.
    8. 8. Перед началом сложного дела нужно продумать его до деталей - разбить на этапы, осознать, какие ресурсы потребуются для выполнения. Поощрять себя после каждого завершенного этапа.
    9. 9. Развивать наблюдательность, разглядывать окружающий мир.

    Если рассеянность прогрессирует, становится чертой характера и определяет образ жизни, необходима помощь невролога или психолога. Для диагностики состояния проводится осмотр врачом и биохимический анализ крови. Затем по показаниям может быть назначено:

    • допплеровское исследование сосудов головы;
    • компьютерная томография или МРТ головного мозга;
    • электроэнцефалография;
    • нейропсихологическое тестирование;
    • генетические исследования.

    По результатам исследования врач установит причину рассеянности и назначит лечение.

Красота и Здоровье Здоровье

Иногда мы слышим, что рассеянность - «черта великих», но так говорят люди, не желающие избавляться от своих недостатков, причем не настолько безобидных, как может показаться.

Что же такое рассеянность?

Специалисты определяют рассеянность , как состояние внимания, выражающееся в неспособности человека сосредоточиться на событиях и действиях. Еще рассеянность называют несобранностью, невнимательностью и забывчивостью; иногда подчеркивается, что это не порок, а всего лишь свойство натуры, или характера.

Однако ни один человек не рождается рассеянным – конечно, речь не идет о врожденных психических отклонениях. Некоторые люди, желая утешить своих невнимательных знакомых, называют рассеянность «милым недостатком», но есть немало случаев, когда этот недостаток становился причиной настоящих трагедий: например, оборачивался нарушением техники безопасности на производстве или дорожной аварией. Разумеется, не все рассеянные люди представляют угрозу безопасности общества, но проблем они создают достаточно: на работе они неэффективны, а в семье не могут построить отношения, создавая бытовые «катаклизмы» и забывая о насущных нуждах близких – все списывается на рассеянность и слабую память.


Рассеянность не имеет отношения к нарушениям памяти – это нарушение внимания, причем черта эта в подавляющем большинстве случаев не врожденная – она приобретается в процессе жизни. Следовательно, от рассеянности можно и нужно избавляться, если вам хочется наладить свою жизнь, и перестать доставлять себе и окружающим мелкие, а возможно и крупные неприятности.

Причины рассеянности

Специалисты выделяют два основных вида рассеянности : подлинную и мнимую.

В первом случае рассеянность действительно может быть обусловлена проблемами со здоровьем: это неврастения, анемии разных видов, болезни дыхательной системы и носоглотки, синдром хронической усталости и сильное переутомление. Люди в таких случаях с трудом могут удерживать внимание на чем-то конкретном, а отвлекаются легко – чтобы сосредоточиться на действии или предмете, им приходится прикладывать немало волевых усилий.

Мнимая же рассеянность , как это ни парадоксально звучит, часто возникает именно по причине сосредоточенности, но чрезмерной, когда внимание направлено на что-то одно, а остальных предметов и явлений человек не замечает. К этому виду и относят «рассеянность великих»: ею нередко «страдают» ученые, профессора, руководящие работники, и даже бизнесмены и политики – рассеянность последних обходится другим людям довольно дорого.

В западной культуре существует убеждение, что рассеянных людей «не исправить», но такая точка зрения ни на чем не основана – людям просто не хочется собой заниматься. А вот на востоке рассеянных мало: восточному человеку не придет в голову оправдывать свое невнимание к окружающему миру слабой памятью и особенностями характера.

Так что рассеянность – не фатальное свойство , и ее причины вполне можно устранять своими силами.

Как избавиться от рассеянности

В нашей власти наладить свой режим сна и отдыха, научиться избегать стрессовых ситуаций, устроить для себя сбалансированное питание и отказаться от вредных привычек. Уже того, что здесь перечислено, нередко бывает достаточно, чтобы рассеянность отступила; если же справиться с ней до конца не получается, возможно, дело в нехватке определенных веществ – например, витаминов группы В, и особенно фолиевой кислоты и В12.

Фолиевой кислотой, необходимой мозгу для нормальной работы, богаты арахис, печень домашнего скота и птицы, фасоль, зеленый салат и шпинат, орехи и семечки, брокколи и черемша, ячневая крупа и хрен, грибы и лук-порей, цитрусовые и цельные злаки, томаты и яйца. В некоторых из перечисленных продуктов немало и витамина В12, а еще он есть в морепродуктах и морской рыбе, мясе кролика, сыре и сметане. Если следить, чтобы эти продукты всегда были в рационе – их можно чередовать и сочетать, - проявления рассеянности существенно уменьшатся или вообще исчезнут.

Правда, к этому стоит добавить и некоторые способы тренировки памяти, и медитацию, а еще - начать учиться жить и действовать так, чтобы для рассеянности не оставалось места.

Женщин это касается особенно: не потому, что они забывчивее или невнимательнее мужчин – просто им нередко приходится заниматься несколькими делами одновременно. Психологи рекомендуют приучить себя неукоснительно выполнять некоторые правила.

Для начала, как это ни грустно, придется отказаться от привычки выполнять сразу несколько дел: занимайтесь чем-то одним в определенный момент времени. Когда внимание восстановится, можно будет все вернуть «на место», но без фанатизма.

Начинайте любое дело после того, как четко продумали последовательность действий. В целом, предлагается все действия проделать мысленно – на это уйдет некоторое время, но вы уже вряд ли забудете, куда хотели направиться, что хотели сказать, взять, принести, сделать и т.д.

Другие советы: ассоциировать свои мысли с определенными образами, подбирать визуальные подсказки – это можно делать, но есть и такой выход – не откладывать мелкие дела «на потом». Если же для выполнения задачи требуются подготовка и время, немедленно составляйте для себя письменную подсказку-напоминалку (а лучше несколько, на ярких липких листочках), и оставляйте ее в том месте, где бываете чаще всего: на кухне, в ванной или на зеркале в прихожей. Прием с зеркалом помогает многим женщинам – ведь мы смотримся в него не один раз за день.

Еще один, довольно неожиданный совет – записывать в специальный блокнот все, что связано с вашей рассеянностью . Например, вы забыли сделать что-то важное, и на этой почве возникли проблемы, или даже неприятности – запишите это, и делайте так каждый день: через несколько недель вы заметите, что случаев рассеянности становится меньше.

Перестаньте жить «на автомате», и начните осознавать себя в каждый момент времени – будьте «здесь и сейчас». Начать можно с самого простого: выполняя действия, проговаривайте вслух, что именно вы делаете. Буквально вот так: «я закрываю дверцу машины», «я выключаю электроплиту», «я принимаю лекарство» - постепенно вы научитесь отслеживать свои действия в любых ситуациях, и «оторванность от мира» исчезнет. Автоматизм нередко является следствием переутомления: мозг нуждается в отдыхе, и ему все равно, что с вами случится, если вы забудете о каком-то деле, важном для вас – он просто отключит внимание, и вы начнете действовать неосознанно и машинально. Пересмотрите свои дела и обязанности: возможно, какие-то из них можно доверить другим, а от каких-то вообще отказаться, и прекрасно без них обойтись, пока ваша рассеянность не привела к какой-нибудь жизненной катастрофе.

Если избавиться от рассеянности самостоятельно не удается, придется идти к специалисту: возможно, это скрытая депрессия или другое заболевание ЦНС – тогда потребуется специальная терапия, в том числе и лекарственная.

Теги: рассеянность, как избавиться от рассеянности

Вернуться в начало раздела Здоровое тело
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Последние несколько месяцев стала ужасно рассеянной, невнимательной и забывчивой.
Могу, например, пойти в магазин и купить что- то, что купила в прошлый раз. Или долго, сидя дома, размышлять о покупке вентилятора, который и так у меня есть давно и при этом стоит возле меня на полу.
Могу пообещать позвонить и забываю, что пообещала.
Больше всего мне это мешает на работе, так как именно по невнимательности иногда совершаю ошибки.

Раньше я была просто невнимательной, а сейчас совсем другой масштаб и меня это пугает. Что можно сделать, чтобы вернуть себе память и концентрацию? Может, есть какие- то упражнения для мозгов или лекарства?

С чем это может быть связанно?

Друзья, добрый день! Сегодня речь пойдет о плохой памяти и о том, что делать, чтобы ее улучшить. Работа мозга - основа полноценного жития, способности воспринимать окружающую действительность и адекватно реагировать на происходящее вокруг.


Забывчивость и рассеянность - это не страшно конечно же, но всегда неприятно. И у меня тоже бывает такое, что пойдешь по какому-то делу, а в итоге что-то забудешь дома. Или еще смешнее. Вознамеришься прогуляться за травами, а нож дома забудешь.

И как-то грустно, а порой смешно от таких казусов. И на бумажку записываешь, а все без толку. Забывчивость это не серьезное явление, это даже не заболевание. Скорее признак нетренированного мозга.

Есть конечно старческая забывчивость, обусловленная уже возрастными изменениями в голове. Бывают даже серьезные провалы в памяти, когда человек забывает как зовут его или его родных. Это чаще всего происходит после инсультов. Такие случаи сегодня мы рассматривать не будем.

Ухудшение памяти связано напрямую с тренировкой мозга. Хоть мозг наш и не мышца, но требует к себе повышенного внимания. Он поддается тренировке и способен запоминать и хранить в себе поистине бесчисленное количество информации. Как же его натренировать? Какие вещества улучшают память?

Вода для мозга

Обезвоживание мозга - одна из причин его расстройств. Мы не замечаем, как теряем жидкость. А она крайне важна для полноценного функционирования этого органа. Утомления и снижение памяти напрямую связано с обеспеченностью мозга водой. Выпивайте в день как минимум семь стаканов воды в чистом виде, не в чаях и не в виде каких-то смешанных жидкостей.


Витамины группы B

В вашем рационе должны обязательно присутствовать витамины группы B, такие как B6 и B12. А также тиамин и ниацин. Данные вещества благотворно влияют на восстановление и функционирование тканей мозга.

Если у вас плохо с памятью и проявляется рассеянность, то кушайте бананы. В этих фруктах много витаминов B6, а также других полезных веществ. И еще: вы когда нибудь видели обезьяну с провалами памяти?

Также хорошим поставщиком витаминов этой группы можно назвать цельнозерновые продукты. А особенно проростки пшеницы и ржи.

Исключите насыщенные жиры из рациона

Все насыщенные жиры закупоривают артериальный просвет, а это значит, что мозг и сердце получают значительно меньше крови, и, соответственно, кислорода. Насыщенные жиры мы получаем из сливочного масла, а также, что более опасно - из трансжиров.

Трансжиры мы получаем в готовой выпечке - печенье из магазина и всякой кондитерии. А также исключите маргарин - это вообще медленное самоотравление.

Лучшее мясо - рыба

Два или три раза в неделю кушайте рыбную продукцию. Тунец, лосось, сельдь и скумбрия богаты омега-3 жирными кислотами. Эти вещества благоприятным образом, косвенно, через очищение сосудов, виляют и на мозговую деятельность.

Принимайте поливитамины

В них должны присутствовать витамин B12, а также фолиевая кислота. Именно эти два компонента ответственны в большей степени за память. Даже совсем небольшой дефицит этих витаминов приводит к ухудшению внимания и рассеянности.

Расшевелите свои извилины

Чем больше мы тренируем мозг, тем лучше он работает, даже несмотря на недостаток каких-то веществ. Это парадокс, но именно так и происходит. То есть, он как-бы мобилизуется и все-таки работает. Лучше, конечно, когда ему еще и должная подпитка обеспечивается.

Решайте кроссворды, различные ребусы и головоломки. Читайте развивающую литературу. Учите иностранные языки. Люди с высоким уровнем интеллекта гораздо реже страдают от проблем с памятью.


Препараты сибирского женьшеня

Очень хорошо влияют на мыслительную активность мозга. Можно приобрести в аптеках настойку корня. Инструкцию читайте и используйте это снадобье в целях улучшения памяти.

Трава щитолистника азиатского или готу-кола

Издавна используется в Азии для улучшения способностей интеллекта, если память стала хуже, то люди принимают препараты готу колы или же просто добавляют листву в салаты. Это растение у них там продается на всех овощных рынках, как приправа.

Также можно приобрести в аптеках в виде экстракта и порошка. Люди стали использовать этот препарат после того, как наблюдали за слонами. Те кушали траву и становились заметно сообразительнее.

Стимулирующая сила кофе

Как ни странно, кофе может оказывать и положительное воздействие. Только пить надо зерновой кофе, а не химическую отраву в виде порошка. Сами дома смолите и сварите.

Я пью каждое утро - на два стакана воды чайную ложку кофе без горки завариваю. Заливаю холодной водой перемолотый порошок и ставлю на небольшой газ. Довожу до кипения и сразу же снимаю. Настаиваю еще минут 5 и пью с медом вприкуску.

Отлично повышает работоспособность и мысли упорядочивает. Пожилым людям особенно полезно для мозга. Например афонские старцы до глубокой старости сохраняют ясный ум и крепкую память. В день они выпивают до 5 чашек кофе. Нам столько не нужно конечно. Достаточно по стаканчику утром и ближе к обеду.

Препараты гинкго билоба

Ежедневно принимайте по 120 мг препаратов с содержанием гинкго билоба. Данное растение хорошо влияет на кровоснабжение мозга и улучшает поглощение им кислорода. Увеличивается работоспособность и память.

Концентрация внимания

Существуют специальные практики, направленные на концентрацию внимания. Например, созерцание свечи, желательно церковной, так как сила веры особенно помогает. Я исповедую Православие, поэтому акцент делаю именно на христианских ценностях.

Итак, зажгите свечу или лампадку, и повторяя Отче Наш смотрите непрерывно а пламя. Для начала практика должна длиться минут 5, а затем можно постепенно доводить до получаса. Ваше внимание и концентрация значительно улучшатся.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» - это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто - приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения;
  3. Атеросклероз;
  4. Артериальная гипертензия;
  5. Дисциркуляторная энцефалопатия;
  6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  7. Вертебро-базилярная недостаточность;
  8. Черепно-мозговые травмы;
  9. Метаболические нарушения;
  10. Гормональный дисбаланс;
  11. Опухоли ГМ;
  12. Болезнь Альцгеймера;
  13. Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве - среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Головные боли.
  4. Метеозависимость.
  5. Сонливость днем и бессонница ночью.
  6. Перепады АД, нарушения сердечного ритма.
  7. Приливы и другие вегетативные нарушения.
  8. Хроническая усталость, слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» - «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

  1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
  2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
  3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
  4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
  5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает - пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память - мнение специалиста

Шаг 1: оплатите консультацию с помощью формы → Шаг 2: после оплаты задайте свой вопрос в форму ниже ↓ Шаг 3: Вы можете дополнительно отблагодарить специалиста еще одним платежом на произвольную сумму